Библиографический список
1. Браже, Т. Г. Чтение взрослых как педагогическая проблема [Текст]/ Т. Г. Браже//Педагогика. - 2003. - № 3. - С. 3-10.
2. Зуев, К. А. Компьютер и общество [Текст]/К. А. Зуев. - М.: Политиздат, 1990.-315 с.
3. Колесникова, И. А. Основы андрагогики [Текст]/ И. А. Колесникова.-М.:АсасІетіа, 2003. -240 с.
4. Нестеров, П. В. Информатизация советского общества: Информационный аспект [Текст]/ П. В. Нестеров//НТИ Сер. 1. - 1989. - № 11. - С. 2-8.
5. Подобед, В. И. Образование взрослых: методологический аспект [Текст]/ В. И. Подобед, В. В. Горшкова //Педагогика. - 2003. - № 7. - С. 25-31.
УДК 37.01:378
Тимофеева Елена Викторовна
Старший преподаватель кафедры иностранных языков Алтайского государственного аграрного университета, [email protected], Барнаул
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ
Timofeeva ElenaViktorovna
Asst. Prof. of foreign languages, Altai State Agricultural University, [email protected], Barnaul
TECHNOLOGY OF FORMATION OF INFORMATIVE ACTIVITY OF PUPILS AND STUDENTS
В условиях модернизации образования проблема активизации познавательной деятельности обучаемых является актуальной. Познавательная активность понимается учеными (3. А. Абасов [1], А. К. Абульхано-ва-Славская [2], Д. С. Годовикова [3], М. А. Данилов [4], Г. В. Пугач [5], И. И. Родак [6], М. Н. Скаткин [7], Т. И. Шамова [8], Г. И. Щукина [9]) как интегральное личностное качество, выражающее отношение обучаемого к учебно-познавательной деятельности, мобилизующее его внутренние силы на более эффективное отражение предметов и явлений окружающего мира и свое самосовершенствование (развитие) в ходе данного процесса, а также как ключевая характеристика учебного познания. Сложность ее изучения заключается в том, что рассматриваемая категория проявляется во взаимосвязи и взаимной обусловленности мышления, общения и деятельности, концентрированно отражает основные характеристики потребностно-мо-тивационной, эмоционально-волевой, интеллектуально-познавательной и других личностных сфер.
Решение проблемы развития познавательной активности учащихся школ и студентов вузов позволило автору определить два структурных компонента этого процесса: компонент развития познавательной активности и компонент её управлением. Управление познавательной активностью учащихся и студентов направлено на решение одной из основных задач развития познавательной активности - переходу от внешнего управления процессом (со стороны преподавателя) к его самоуправлению. Формирование познавательной активности происходит под воздействием конкретных личностно ориентированных условий обучения через мотивацию, актуализацию субъектного опыта, организацию рефлексии обучающихся.
Средством интеграции теоретических представлений о процессе развития познавательной активности учащихся и студентов выступила технология реализации изучаемого процесса, в основу которой были положены системный, рефлексивно-деятельностный и индивидуально-творческий подходы, обеспечивающие непрерывность развития познавательной активности обучающихся. По мнению автора, развитие познавательной активности достигается в процессе решения учебных задач, иерархия которых представляет собой постепенный переход от репродуктивных и репродуктивно-творческих к творческим задачам, от действий по инструкции к самоорганизации познавательной деятельности; в процессе преодоления затруднений в учебной деятельности; в процессе учебной рефлексии, контроля и самоконтроля (В. И. Загвязинский [10] и др.).
В связи с этим, технология развития познавательной активности учащихся и студентов представлена синтезом форм, методов, средств, этапов и уровней и направлена на:
- создание учебных ситуаций (через решение учебных задач) с целью актуализации личностных качеств студентов, лежащих в основе познавательной активности (способность добывать информацию с помощью вопросов; стремление осознать свои интересы и т. д.). В этом случае задачи используются в качестве средства передачи содержания обучения и развития познавательной активности учащихся и студентов. Кроме того, создание учебных ситуаций обеспечивается и поисковыми играми, проблемными беседами, дискуссиями и т. д.;
- обеспечение учебной рефлексии, контроля и самоконтроля.
Генеральной целью всех этапов развития познавательной активности
обучающихся выступает развитость всех ее структурных компонентов. Вместе с тем, на каждом этапе выделяются самостоятельные задачи.
Основной задачей первоначального этапа работы с учащимися и студентами является формирование мотивационных установок, стимулирующих активное личностное отношение к содержанию занятий. Для этого необходимо активизировать рефлексивно-личностный опыт, который имеется у каждого обучающегося. Решающим моментом на данном этапе выступает «переведение» этого опыта из жизненного в профессионально-ориентированный, формирование устойчивой потребности использования послед-
него. Учебный курс раскрывает вопросы становления профессии, ее особенности, перспективы развития, сущность деятельности и т. д. При этом значительный блок посвящен вопросам развития личностных качеств и способностей, необходимых будущему специалисту. В рамках указанного курса решаются не только задачи раскрытия значимости будущей профессии и подготовки к углубленному усвоению последующих курсов, но и не менее важные задачи формирования основ культуры учебного труда, самонаблюдения, самооценок, самопознания; установки на самоактуализацию студентов в процессе познавательной деятельности. Последнее решается в наиболее приемлемой для студентов форме составления портфолио, которое позволяет решать целый спектр педагогических задач:
1) развивать навыки рефлексивной деятельности обучающихся;
2) поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять возможности обучения и самообразовательной деятельности;
3) стимулировать и поддерживать познавательную мотивацию;
4) определять образовательные результаты, включая различные виды компетентно сти;
5) обозначать динамику развития учебно-познавательной деятельности, трудности в усвоении учебного материала;
6) способствовать организации метапознавательной деятельности студентов.
Кроме этого аутентичное оценивание (оценивание реальных достижений учащихся) в большей степени способствовало формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Групповое взаимодействие, обмен суждениями также активизируют процесс рефлексии, мотивируют студента к накоплению опыта познавательной деятельности.
Мотивационный компонент познавательной деятельности в своем развитии предполагает постепенный переход от понимания познавательной активности как важного атрибутивного личностного и профессионального качества к ее осмыслению в более широком плане - как средства духовноличностного обогащения и развития. Для того чтобы указанный уровень оказался доступным обучающимся, необходимо развивать у них личностно-ценностное отношение к различным сторонам познавательной действительности - познаваемой информации, процессу ее получения и обмена со своими сверстниками и т. д. Такое отношение может быть сформировано посредством различных педагогических средств. Например, вопросов типа «могли бы Вы изложить свое мнение о...», «во всем ли Вы согласны с...», «что Вы не принимаете в высказанной точке зрения» и т. д. Вопросы стимулируют эмоционально-ценностную сферу личности обучающегося, способствуют установлению рефлексивно-творческого по характеру стиля общения, «провоцируют» учащегося или студента на поиск аргументов, доказательств, статистических данных, являются причиной «инсайта» и т. д.
Проблемно-диалогическая беседа позволяет активизировать необходимый для познавательной деятельности жизненный и профессиональный опыт студентов, обеспечить возрастание эмоционального фона в момент познавательных действий.
В ходе развития познавательной деятельности большое внимание должно быть уделено освоению содержательного компонента. Основной задачей здесь является осознание студентами сущностных особенностей познавательной деятельности, ее социального и профессионально-личностного смысла, получение ими четких представлений о функциональных особенностях, структурно-содержательных сторонах познавательной деятельности в школе и вузе.
Содержательный компонент познавательной деятельности предполагает понимание обучающимися сущности понятий «познание», «познавательный интерес», «познавательная деятельность», свободное оперирование ими, логически выстроенное представление о структуре познавательной деятельности, уровней ее развития и т. д. Особое место в этом ряду отведено пониманию студентами роли познания в профессионально-личностном становлении и развитии. Деятельность по изучению указанных вопросов осуществляется с помощью практических заданий, на которых усваиваются общетеоретические основы познавательной деятельности; содержание понятий «деятельность», «познание», «познавательная деятельность», «теоретическое мышление», «творческое мышление», «самопознание, «самосознание», «самосовершенствование», «познавательная активность будущего специалиста»; механизм управления и преобразования эмоциональной и волевой сферы личности.
Закономерно, что одновременно с изучением совокупности знаний о познавательной деятельности происходит процесс формирования образующих его компонентов, т. е. речь идет о деятельностном компоненте познавательной деятельности. Однако автономное его выделение является условным, вследствие невозможности дифференциации процессов совокупности знаний и усвоения способов действий. Здесь предусматривается и дальнейшее формирование мотивов развития познавательной активности, их переход из потенциальной побудительной силы в действующую.
Формирование деятельностного компонента проходит через выполнение специальных развивающих упражнений и игр, включение в реальную познавательную деятельность.
Логика практических занятий выстраивается следующим образом. На этапе школьного и вузовского обучения учащимся и студентам сначала предлагаются игры и упражнения на сплочение группы и создание «познавательной среды». Обязательным элементом этапа является постановка педагогом, а затем и обучающимися цели взаимодействия и познавательной деятельности в целом. В школе с этой целью обычно используются игра, тестирование и т. д.
На этапе вузовской подготовки студенты включаются в проблемные игры, групповые дискуссии, организационо-имитационные игры, рефлексивный 124
тренинг («Аукцион проектов», «Вариации на тему» и др.), что позволяет осознанно включаться в учебную деятельность. Поставленные задачи решаются через организационную структуру занятий, публичные выступления, различные варианты работы с учебными педагогическими задачами, разыгрывание ролей и т. д.
Организационная структура занятия должна предусматривать рефлексию его итогов. Первоначально преподаватель показывает образец регуляции познавательной деятельности, в дальнейшем студенты самостоятельно рефлексируют итоги занятия. Системность использования подобной формы работы позволяет формировать у студентов устойчивую направленность на развитие познавательной активности, способствует формированию готовности к ее осуществлению.
Учебные познавательные задачи и игры выступают в качестве промежуточного звена между теорией и непосредственной профессиональной практикой. Моделируя проблемные ситуации, анализируя их, студенты получают возможность трансформации теоретических знаний о познавательной деятельности в практические действия.
В процессе реализации технологии развития познавательной активности учащихся внимание должно быть направлено на следующие ключевые моменты:
- эффективность взаимодействия обучающего и обучающегося;
- наилучшие условия для развития мотивации познавательной деятельности обучаемых;
- различные формы и методы взаимодействия с обучающимися, обусловленные наличием различных стилей познания;
- благоприятный эмоциональный фон, способствующий чувственному восприятию сухих фактов;
-- максимальное использование личностного опыта ученика и студента;
- опора на групповой опыт;
- проигрывание ситуаций, которые могут реально возникать в обществе, группе, реальной жизни;
- доброжелательное сотрудничество обучаемого и обучающего;
- исследовательская позиция обучаемого.
Повышению познавательной активности способствует организация учебного сотрудничества - совместной деятельности как организационной системы познавательной активности взаимодействующих субъектов, как формы дидактического общения, характеризующейся пространственным и временным соприсутствием, единством цели, организацией и управлением деятельностью, разделением функций, действий, операций, наличием межличностных отношений. Основными линиями сотрудничества в учебной деятельности являются: педагог - обучающийся-обучающиеся, обучаю-щийся-обучающиеся (в диадах и в триадах), общегрупповое взаимодействие обучающихся, сотрудничество обучающегося «с самим собой».
В условиях сотрудничества успешнее решаются сложные мыслительные задачи, быстрее формируются коммуникативные навыки, развиваются та-
кие компоненты мыслительной деятельности, как целеполатание, контроль, оценка, развивается рефлексия; работа в группах активизирует и мотивирует учебную деятельность, что способствует формированию познавательной активности учащихся и студентов.
На наш взгляд, представленная технология развития познавательной активности учащихся и студентов позволит обеспечить взаимосвязь и взаимообусловленность целей, содержания, методов, средств и результатов обучения; достичь включенности целей познавательной деятельности в структуру личности учащихся и студентов; направить рефлексию учащихся и студентов на ценности познавательной деятельности личности; организовать педагогическое взаимодействие посредством учебно-профессионального сообщества и учебно-профессионального сотрудничества, т. е. создать необходимые условия развития познавательной активности учащихся и студентов.
Библиографический список
1. Абасов, 3. А. Познавательная активность школьников [Текст]/3. А. Абасов, // Советская педагогика. - 1989. - № 7. - С. 40-42.
2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Наука, 1980. - 335 с.
3. Годовикова, Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников [Текст] / Д. Б. Годовикова // Вопросы психологии. - 1984. - № 1. - С. 34-40.
4. Данилов, М. А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной активности и самостоятельности [Текст] / М. А. Данилов. - Казань, 1972. -163 с.
5. Загвязинский, В. И. Роль познавательных задач в организации учебной деятельности [Текст] / В. И. Загвязинский // Формирование познавательной деятельности школьников и студентов / Под ред. В. И. Загвязинского. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 1982.-С. 5-20.
6. Пугач, Г. В. Познавательная активность человека. Сущность природные и социальные предпосылки [Текст] / Г. В. Пугач. - М. : Политиздат, 1985. - 96 с.
7. Родак, И. И. Творческая активность учащихся в процессе обучения: культивация вопросов учащихся [Текст] / И. И. Родак. - М., 1969. -140 с.
8. Скаткин, М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении [Текст] / М. Н. Скаткин. - М., 1987. -159 с.
9. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников [Текст] / Т. И. Шамова. -М. : Педагогика, 1982. - 208 с.
10. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г. И. Щукина. - М. : Педагогика, 1979. - 160 с.