Научная статья на тему 'Познавательная активность дошкольников: сущность, уровни проявления'

Познавательная активность дошкольников: сущность, уровни проявления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5011
1633
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веснин И. В., Шинкарева Л. В.

Vesnin I.V., Shinkareva L.V. Cognitive activity of preschool children: essence, levels of display. In the article the most general approaches to the understanding of the essence of such categories as activity and cognitive activity are examined. Different viewpoints of philosophers, physiologists, psychologists, and pedagogues on definition of these categories are analyzed. Types of children's activity and the levels of display of cognitive activity of preschool children are described.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Познавательная активность дошкольников: сущность, уровни проявления»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ: СУЩНОСТЬ, УРОВНИ ПРОЯВЛЕНИЯ1

И.В. Веснин, Л.В. Шинкарева

Vesnin I.V., Shinkareva L.V. Cognitive activity of preschool children: essence, levels of display. In the article the most general approaches to the understanding of the essence of such categories as “activity” and “cognitive activity” are examined. Different viewpoints of philosophers, physiologists, psychologists, and pedagogues on definition of these categories are analyzed. Types of children’s activity and the levels of display of cognitive activity of preschool children are described.

Проблема1 развития познавательной активности рассматривается в исследованиях ряда педагогов и психологов (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.Б. Голицын,

О.М. Дьяченко, В.С. Ильин, Н.Н. Поддъя-ков, Т.И. Шамова, Г.А. Щукина и др.), направленных на изучение различных аспектов обучения детей. Отмечается, что продуктивность интеллектуального развития детей зависит и от того, как организован процесс обучения, и от обратной связи в этом двухстороннем процессе, т. е. от позиции самого ребенка, его познавательной активности. Все это способствует эффективному самонаращиванию и саморазвитию ребенка, развивает такие качества как активность, гибкость, эври-стичность, креативность, самостоятельность.

Следовательно, результат познавательной активности тогда выше, когда имеется психологически и педагогически правильное и наиболее целесообразное соединение в этом процессе активности педагога и ребенка. По мнению Р.С. Немова, познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка. Таким образом, формируясь в процессе деятельности, познавательная активность

1 Статья выполнена при финансовой поддержке внутривузовского гранта БелГУ № ВКАС-044-05 2005 г.

влияет и на качество этой деятельности, т. е. она выступает как средство и условие достижения цели. Вместе с тем, в своем взаимодействии с детьми, подчеркивает ученый, необходимо учитывать тот факт, что познавательная деятельность включает не только организованный процесс обучения под руководством педагога, но чаще стихийное приобретение ребенком определенных знаний [4].

С целью более глубокого понимания сущности понятия «познавательная активность» обратимся к анализу категории «активность». Исследуемая категория достаточно полно представлена в научной литературе. К изучению данного понятия обращались философы, физиологи, психологи, педагоги и др.

Анализ литературы по данной проблеме показал, что категория «активность» интересовала еще древних философов Сократа, Аристотеля, Спинозу, Эпикура и др. Сократ считал, что абсолютное знание невозможно вложить в душу ребенка в готовом виде. Невозможна не только передача готового знания, но и передача отношения к нему, этических норм и понятий о нравственности и добродетели. Эти чувства можно развивать из тех зародышей, что имеются в душе ребенка. Причем развивать их должен сам ребенок, а взрослый лишь помогает ему в этом процессе.

Актуализация врожденных знаний возможна под влиянием внутренней потребности в этом знании или внешнего побуждения. Таким внешним побуждением может стать восприятие какой-то вещи, а может и обучение [3, с. 13]. Фактически сократовский метод был первой попыткой разработать технологию проблемного обучения, так как перед ребенком ставили определенную проблему в виде вопроса-утверждения, а затем помогали доказать данное утверждение (или опровергнуть его), наводя на правильный ответ системой вопросов, помогающей выстроить алгоритм решения данной пробле-мы.Аристотель доказывал, что надо учить ребенка рассматривать и исследовать окружающий мир, связывать между собой на основе ассоциаций сходное в окружающих предметах и, обобщая собственный опыт, формулировать понятия [3, с. 23].

Спиноза дает свое определение свободы как познанной необходимости, открывая новую страницу в психологических исследованиях пределов регуляции и формирования волевой активности человека [3, с. 74].

Эпикур считал, что единственным источником добра и зла является сам человек, он же сам - главный судья собственных поступков. Таким образом, источник активности, так же как и источник морали, находится в самом человеке [3, с. 38].

Теория Декарта заложила основы нового понимания психического развития и, главное, дала научное обоснование способам воспитания социально желательной и активной личности ребенка. При этом воспитание привычки к определенным видам активности основывалось на ассоциации, а формирование нравственности и социальной активности - на воспитании страстей, направленном влиянии на становление эмоциональной сферы [3, с. 66].

Несмотря на распространенное оперирование в психолого-педагогической теории и практике термином «активность», это понятие оказывается очень сложным и неоднозначным в трактовке. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность [3, с. 17].

По мнению Р.С. Немова, активность -понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов - раздражителей [4, с. 124].

Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы. Ни одно живое существо не может сравниться с Человеком по разнообразию, распространению и формам активности. Кроме всех видов и форм, характерных для животных, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность - это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности [4, с. 126].

Деятельность - это активное состояние человека. Поэтому и активность дошкольника может быть выражена через различные виды деятельности: трудовую, познавательную, общественную и т. д. Проявления активности в определенных видах деятельности соответствуют их характеру и специфике. В одних случаях в большой мере выражена двигательная, физическая активность, в других - познавательная, духовная. Однако оптимальным для развития личности нужно считать проявление всех форм активности в любой деятельности (сенсомоторной активности, например, в учении, познавательной в труде, внесение и в труд, и в учение элементов общественной активности). Комплексное решение этой задачи способствует всестороннему развитию личности.

Активность ребенка - это проявление потребности его жизненных сил, поэтому можно считать и предпосылкой, и результатом его развития. И как считает Т.Д. Мар-

цинковская, любая деятельность, осуществляемая человеком, приводит в активное состояние его физические и духовные силы [3].

В свое время Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание создания правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к окружающему миру. При этом адаптация - не пассивный процесс, а активное взаимодействие организма со средой. Эта активность представляет необходимое условие развития, так как схема, считал Пиаже, не дается в готовом виде человеку при рож-

дении, нет ее в окружающем мире. Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия со средой или, как писал Пиаже, «схемы нет ни в субъекте, ни в объекте, она является результатом активного взаимодействия субъекта с объектом» [3, с. 196].

На основе анализа целого ряда работ Н.Н. Поддъяков выделяет два типа детской активности: собственную активность и активность ребенка, стимулируемую взрослым. Кратко остановимся на характеристике каждого типа активности.

1. Собственная активность ребенка -это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной.

Н.Н. Поддъяков отмечает фазовый характер собственной активности ребенка: в повседневной жизни и на занятиях в детском саду собственная активность дошкольника сменятся его совместной активностью с взрослым; затем ребенок вновь выступает как субъект собственной активности и т. д. [5].

Следовательно, активность полностью определяется самим малышом, детерминирована его внутренними состояниями. Ребенок в этом процессе выступает как полноценная, свободная личность, определяющая цели, ищущая пути и способы их достижения, реализующая свою волю, свои интересы, свои потребности. Данный тип активности, по мнению Н.Н. Поддъякова, лежит в основе детского творчества, однако обуслов-

лен его взаимодействием со взрослым. Вместе с тем, подчеркивает психолог, ребенок настолько глубоко усвоил содержание, данное взрослым, что оно, взаимодействуя с прошлым опытом дошкольника, превратилось в его достояние, существенно изменив свою форму.

2. Активность ребенка, стимулируемая взрослым - характеризуется тем, что взрослый организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, как необходимо делать. В процессе такой действительности ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами. Весь этот процесс происходит без проб и ошибок, без мучительных поисков и драм [5, с. 23].

Таким образом, эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде: собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, и он действует с ними как со своими собственными. Два типа активности последовательно сменяют друг друга, взаимодействуя и, главное, взаимообогащаясь в этом процессе. Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее (в определенный момент времени) у него затем возникает потребность в совместной деятельности с взрослым. В этой фазе дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка с взрослым - носителем высшей формы развития, тем выше и содержательнее становится собственная активность ребенка.

Рассмотрев основные подходы к наиболее общей категории «активность», остановимся на более конкретном понятии «познавательная активность». Анализ психологопедагогической литературы позволил рассмотреть это понятие с позиции разных авторов.

В современном педагогическом словаре познавательная активность рассматривается как свойство личности, которое проявляется в положительном отношении к содержанию и процессу учения, к эффективному овладе-

нию знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий, направленных на достижение познавательной цели [6]. Г.И. Щукина определяет познавательную активность как ценное личностное образование [8, с. 17].

Принимая во внимание особенности развития детей дошкольного возраста, С.А. Козлова отмечает, что «познавательная активность» - это есть активность, возникающая по поводу познания и в его процессе. Она выражается в заинтересованном принятии информации, желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

В.С. Ильин считает, что в основе развития познавательной активности лежит преодоление ребенком противоречий между постоянно растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения, которыми обладает он в данный момент [1].

По мнению Т.И. Шамовой, познавательная активность есть деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности [7]. Физиологической основой познавательной активности является несогласованность между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ребенка в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-

исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности [7, с. 62].

Особый интерес для нашего исследования представляют уровни проявления познавательной активности, выделенные Т.И. Шамовой, направленные на активизацию обучения:

• Первый уровень - воспроизводящая

активность. Характеризуется стремлением ребенка понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неус-

тойчивостью волевых усилий ребенка, отсутствием интереса к углублению знаний, отсутствием вопроса «Почему?»

• Второй уровень - интерпретирующая активность. Характеризуется данная активность стремлением ребенка к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Показателем интерпретирующей активности, по мнению ученого, может выступать большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ребенок стремится довести до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

• Третий уровень - творческая активность, характеризующаяся интересом и стремлением ребенка не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этого новый способ.

Характерной особенностью этого уровня активности является проявление высоких волевых качеств ребенка, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ребенок знал, что уже встречалось в его опыте, и новой информацией, новым явлением.

Подытоживая изложенное, необходимо подчеркнуть, что в нашей работе познавательная активность рассматривается как личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к учению, умственное напряжение, проявление волевых усилий в процессе овладения знаниями, отзывчивость ребенка к процессу учения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.

1. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984.

2. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития. М.: 1998.

3. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998.

4. Немов Р.С. Психология: в З кн. М., 2001.

5. Поддъяков Н.Н. Очерки психического развития дошкольников. М., 2002.

6. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д, 1998.

7. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.

8. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.

Поступила в редакцию 9.10.2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.