УДК 372.8; ББК 74 NIION: 2018-0077-3/21-034
DOI 10.24412/2658-63 8Х-2021-3-195-200 MOSURED: 77/27-024-2021-03-233
© Пашков В.И., Переплетов А.М., Самойленко В.В., Волков Е.С., 2021
Научная специальность: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
ПОЗНАНИЕ ИСТИННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Владимир Иванович Пашков,
сотрудник Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации, кандидат педагогических наук
302015, г. Орел, ул. Приборостроительная, д. 35 E-mail: [email protected] Алексей Михайлович Переплетов, сотрудник Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации, кандидат педагогических наук
302015, г. Орел, ул. Приборостроительная, д. 35 E-mail: Trinitron [email protected] Виталий Владимирович Самойленко, сотрудник Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации 302015, г. Орел, ул. Приборостроительная, д. 35 E-mail: [email protected] Егор Сергеевич Волков, сотрудник Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации 302015, г. Орел, ул. Приборостроительная, д. 35 E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье говорится об истинных ценностях в патриотическом воспитании. Рассматриваются понятия духовность, нравственность. Обращается внимание на определения ученых о ценностях. Делается вывод, что патриотическое воспитание является одним из главных видов воспитания, так как дает возможность военнослужащим обрести высшие духовные ценности. Истина для человека имеет основополагающую ценность всех его стремлений.
Ключевые слова: личность, военнослужащие, ценности, воспитание, духовность, нравственность, истина, качества.
LEARNING ABOUT TRUE VALUES IN THE PATRIOTIC EDUCATION
OF MILITARY PERSONNEL
Vladimir I. Pashkov,
Employee of the Academy of the Federal Security Service of the Russian Federation, Candidate of Pedagogical Sciences
35 Priborostroitelnaya str., Orel, 302015 E-mail: [email protected] Alexey M. Perepletov,
Employee of the Academy of the Federal Security Service of the Russian Federation, Candidate of Pedagogical Sciences
35 Priborostroitelnaya str., Orel, 302015 E-mail: Trinitron [email protected] Vitaly V. Samoylenko,
Employee of the Academy of the Federal Security Service of the Russian Federation
35 Priborostroitelnaya str., Orel, 302015 E-mail: [email protected] Egor S. Volkov,
Employee of the Academy of the Federal Security Service of the Russian Federation
35 Priborostroitelnaya str., Orel, 302015 E-mail: [email protected]
Аbstract. The article talks about the true values in patriotic education. The concepts of spirituality and morality are considered. Attention is drawn to the definitions of scientists about values. It is concluded that patriotic education is one of the main types of education, as it allows military personnel to acquire the highest spiritual values. The truth for a person has the fundamental value of all his aspirations. Keywords: personality, military personnel, values, education, spirituality, morality, truth, qualities.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Пашков В.И., Переплетов А.М., Самойленко В.В., Волков Е.С. Познание истинных ценностей в патриотическом воспитании военнослужащих. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2021. С. 195-200.
Актуальность познания истинных ценностей в патриотическом воспитании имеет первостепенное значение для современных военнослужащих, так как затрагивает духовные стороны личности: духовность, дух, нравственность, душа, истинность. Рассмотрим данные понятия более подробно для определения высших духовных ценностей.
Основными характеристиками духа являются: невещественное начало противоположное материи, основа существующего (П.А. Жилин); истинное знание о ценностях, явлениях, вещах, процессах (Ю.М. Хрусталев), учение о идеях, сознании, мышлении (Платон); источник бытия, вечный ум (Аристотель), трансцендентальное единство природы (И. Кант); истина свобода, сущность, начало познания Абсолюта (Ф.В. Шеллинг, Гегель); единство многообразного, процессы сознания и бессознательного, знания, выраженное в материальных формах (И.Т. Фролов); сущность человека (О.Н. Забегайло).
К основным признакам души относятся: основной смысл и суть жизни человека (Ю.М. Хрусталев), бессмертность и суть вещей (Пифагор), идея разлитого дыхания (Платон), живое существо (Аристотель).
Духовность есть показатель становления личности, эффективный стимул к самосовершенству человека, к духовному росту. Многие авторы к основным признакам духовности относят: связь с Богом, единение с Ним (В.И. Даль, О.Н. Забегайло, Е.В. Номогаева); наличие духа с рождения, раскрытие способностей, принцип самореализации личности, голос совести человека, стремление к истине, к высшим представлениям (В.Ю. Троицкий); высшее начало в человеке, качество человека (Т.И. Петракова); выход к высшим инстанциям (В.А. Сла-стенин); конструирование духовной личности, ее «я» (В.В. Знаков); сердцевина личности, состояние души, источник ее развития (И.А. Ильин, В.В. Зень-ковский, Иоанн Кологривов); патриотизм, красота, гармония (Р.Г. Яновский).
Человек, совершенствуясь в жизни, пытается понять ее смысл и постигнуть духовные ценности, осмыслить свое духовное состояние. Следовательно, духовность вдохновляет человека и помогает ему понять осознать себя личностью.
Духовность ориентирует человека на познание высших абсолютных ценностей, которые являются основными направлениями в жизни.
Поэтому одним из существенных признаков духовности является обретение высших духов-
ных ценностей. Так как человек наделен разумом и духом, то он связан с общечеловеческими ценностями (справедливость, помощь ближним, товарищество, высокая культура поведения и т.д.) и ценностями духовного порядка (святость, смирение, любовь к Богу и ближнему, познание истины) и т.д.
Итак, учитывая мнения ученых о духовности, можно сделать вывод, что существенный ее признак - обретение истинных ценностей - характеризуется рядом особенностей:
- внутреннее совершенство и налаживание духовной связи с окружающими;
- развитие лучших человеческих качеств;
- пример высокой культуры поведения и добрых взаимоотношений с людьми (уважение личного достоинства человека);
- правильная умственная и познавательная деятельность;
- возвышение разума и воли над желаниями и эгоизмом;
- сочувствие и сопереживание личности, уважение личного достоинства каждого человека.
Человек является уникальным и неповторимым созданием, и для становления его как личности необходимо стремиться к духовному и нравственному совершенству. Личность - это человек, обладающий даром рассуждения, принятия разумных решений, творящий добро на благо Отечества. Личность, обладающая лучшими человеческими качествами, пониманием смысла жизни и своего предназначения, показывающая пример святой жизни, говорит нам о раскрытии образа Божия в человеке и уподобления Богу.
Н.Г. Лыкова определяет истинность как верное восприятие человеком материальных и духовных потребностей, определение значимости вещей для человека, уверенное ориентирование в жизни [7, С. 11].
Одним из основных признаков духовности является обращение человека к истинным ценностям. Данный признак рассматривается с разных точек зрения:
а) познание теоретических основ:
- понимание духовных ценностей как высшего начала, базиса и основного ориентира человеческой деятельности (С.Ю. Дивногорцева [2, С. 109] и В.В. Зеньковский [5, С. 375]);
- усвоение высших ценностей (Н.П. Шабалки-на [12, С. 32]);
б) приобретение духовного опыта:
- одухотворение, то есть внутреннее освобождение от обыденности (Киприан Ященко (игум.) [17, С. 19]);
- постижение высшей реальности (О.Л. Януш-кявичене [16, С. 3]).
Многие ученые утверждают, что с приобретением духовности у человека ускоряется процесс приобретения истинных ценностей. Так, по мнению И.А. Соловцовой, духовность является движущейся силой к становлению личности: «Благодаря духовности у человека вырабатывается твердая жизненная позиция, сознание и мировоззрение принимают свою индивидуальную оформ-ленность с четким пониманием смысла и предназначения жизни. Духовность влияет на раскрытие способностей и талантов [9, С. 77]. Соответственно духовность положительно влияет и на совесть человека, содействуя добрым поступкам, отвергает все недоброе и выводит на истинные ценности, что способствует его духовному росту.
Для Р.Г. Яновского истинными ценностями являются: любовь и дружба, истина и любовь, добро, чистота и красота, патриотизм [15, С. 375]. В.Ю. Троицкий также к духовным ценностям относит добро, чистоту, обретение истины [11, С. 18].
Итак, духовность проявляется у человека в следующих направлениях:
- возвышение разума и воли над эгоизмом и самолюбием;
- формирование правильного умонастроения и познавательной деятельности;
- расширение внимания, сознания; внутреннее совершенство и налаживание духовной связи с окружающими;
- возвышение разума и воли над эгоизмом и самолюбием;
- разумное принятие решений;
- понимание смысла жизни, добра и зла;
- развитие лучших человеческих качеств;
- высокое нравственное чувство справедливости;
- высокая культура поведения;
- образцовое общение между людьми;
- внутреннее совершенство;
- реализация человеческих возможностей.
Человек состоит из духа, души и тела. Патриотическое воспитание способствует укреплению иерархического устроения в человеке. Благодаря воздействию духа на душу у него проявляется стремление к истине, к духовным ценностям, бескорыстным делам и любви.
В результате поиска духовных ценностей человек приходит к встрече с Истиной (Ин. 14,6), с Тем, Кто успокаивает (Мф. 11,28). Человек приобретает
покой и радость в своем сердце и находит выходы в трудных жизненных ситуациях.
Целью патриотического воспитания в военных учебных заведениях является привитие военнослужащим истинных ценностей и формирование лучших человеческих качеств.
Познание истинных ценностей дает возможность человеку уверенно проходить жизненный путь, преодолевая все возникающие трудности. Также в результате поиска истинных ценностей человек своей деятельности сталкивается со множеством проблем, а именно: знакомством с ложными знаниями и идеями; учебой у людей, не познавших истину; впадением в различные искушения, связанными с потерей здоровья и т.д.
Так проходит длительное время в поисках того, что такое истинные ценности. Следовательно, человеку важно в течение своей жизни обрести духовные ценности, которые будут для него верным ориентиром познания Истины, обретением правдивых знаний для использования их в жизни. Ценность - это то, что для человека необходимо, полезно и важно. Духовные ценности связанны с духовностью человека, радостным приобретением покоя в своем сердце.
Историк О.Н. Забегайло считает, что самыми значимыми ценностями для человека являются: православная вера и идея - святость человека, а также патриотизм как жертвенная любовь к Небесному и земному Отечеству [4, С. 135].
Таким образом, основной духовной ценностью для человека является обретение им Истины, свободы. Свободный человек воспитание воспринимает осознанно и ответственно. Дух человека имеет свойство свободно пребывать в его теле, поэтому свобода относится великой человеческой ценности. Подлинная свобода - это добровольная благочестивая жизнь. Смысл свободы заложен в сердце человека и заключается в свободном выборе человеком тех или иных действий.
Человеку в свой деятельности предстоит определиться: идти по пути освобождения от страстей и пороков или по пути пленения страстями. Любое нарушение духовно-нравственной стороны у человека приводит к утрате у него духовной свободы и возникновению всяческих проблем со здоровьем и взаимоотношениям между людьми. Это происходит из-за совершения человеком греха. Грех -это отклонение от Истины, отступление от норм поведения благочестивой жизни (ошибка, падение заблуждение).
Стремление личности к идеальной жизни, к высшим ценностям открывает путь к духовной свободе, так как «где Дух Господень, там свобода»
(2 Кор. 3,17), в Евангелии говорится также: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8,32). Такая свобода ведет людей от тьмы к свету, к познанию Бога. От момента рождения человек проходит свой жизненный путь через семью, школу, армию и в целом общество с надеждой и возможностью стать свободным. Все творение принадлежит Богу, и человек несет на себе образ и подобие Творца, поэтому для человека свобода есть великая ответственность перед Богом.
Таким образом, духовность приводит человека к высшим духовным ценностям, к совершенной личности.
Наряду с духовностью, для развития человека необходимо учитывать такую категорию, как нравственность. Для нравственности духовность является основным фактором влияния на поведение личности и общении ее в обществе. Поэтому нравственность можно назвать выражением духовного состояния личности. Для этого важно учитывать их сочетание и взаимосвязь друг с другом. В идеале духовный человек должен показывать образец нравственного поведения. Нравственные ценности определяются духовностью личности.
Духовность направляет мысли и чувства человека к небу, к чистоте и святости, а нравственность способствует к добрым поступкам, дружным взаимоотношениям и примерному поведению в социуме.
Нравственность имеет духовную основу, она согласуется с совестью и отражает следующие направления:
- наличие духовного начала, то есть является нормой духовности (Л.В. Романюк);
- обретение ценностей (М.С. Бобровой);
- проявление духовных качеств (Ириней Орды);
- раскрытие нравственного мира (И.В. Киреевский);
- верное устремление сил души (В.П. Лега);
- очищение от страстей и развитие добродетелей (В.С. Стрелов);
- ориентирование человека на добрые дела; согласовывание своих поступков с совестью, с сердцем, с законами, с долгом и честью (О.А. Платонов);
- развитие личности и достижение ею высокого духовного состояния (О.Н. Лушниковой);
- ориентирует человека на абсолютные принципы (В.И. Слободчикова);
- соблюдение норм, правил и принципов поведения (Л.В. Мардахаев);
- связь установленных принципов и норм поведения в обществе с деятельностью человека (Георгий Шестун игум.);
- соблюдение духовного закона, заложенного в душе человека (Т.А. Берсенева);
- эмоциональное переживание стыда и совести (Н.М. Борытко);
- регулировка поведения людей с учетом существующих в социуме знаний и представлений о добре и зле (М.С. Тарасиков);
- взаимоотношения с окружающими в процессе трудовой и повседневной деятельности (Ю.М. Уваров);
- практическая ориентация человека в обществе (В.М. Пустовалов);
- направление человека на познание ценностей абсолютных знаний (С.Ю. Дивногорцева).
Итогом высказываний ученых о нравственности следует вывод, что она связана с духовностью и способствует человеку совершенствоваться и вести духовно-нравственную жизнь.
Теперь рассмотрим, каким образом существенный признак обретение духовных ценностей влияет на патриотическое воспитание.
У многих авторов патриотическое воспитание связано со смыслом жизни, с развитием личности в духовном и нравственном отношении, умением строить гармоничные и доброжелательные отношения с людьми, с раскрытием лучших человеческих качеств. Так, у О.Н. Забегайло патриотическое воспитание связано религиозным чувством, послушанием [3, С. 382]. Философ И.А. Ильин подчеркивает, что воспитание делает людей свободными и самостоятельными только тогда, когда человек пребывает в духе любви и веры [6, С. 129]. С.Ю. Дивногорцева утверждает, что конечной целью воспитания является обожение человека [Цитата по: 1, С. 60].
Ряд авторов показывают, что патриотическое воспитание происходит на основе стремления к идеалам справедливости и добра, получения истинных знаний (Ю.А. Левченко, В.А. Ситаров, М.С. Тарасиков). Для ученых С.Ю. Див-ногорцевой, В.Е. Кучерова, Ю.В. Орловой важно, чтобы при патриотическом воспитании молодежи значимое место занимали общечеловеческие ценности, духовная составляющая личности.
Патриотическое воспитание имеет положительные результаты в случае организации системной работы с молодыми людьми. Для этого необходимо учитывать следующие вопросы воспитательной деятельности:
- воспитание проводится с любовью к истине (Л.В. Сурова [10, С. 53]);
- принятие для руководства систему суждений о ценностях (М.П. Попова [8, С. 21]);
- познание истинных ценностей и определение правильного пути в жизни (Ю.Н. Штретер [14, С. 53]);
- направление воспитания на раскрытие, освящение и становление личности (С.Ю. Дивногор-цева [2, С. 177]);
- содействие человеку в его духовно-нравственном становлении, в формировании у него веры, терпения и милосердия (Георгий Шестун (игум.) [13, С. 56]).
Из мнений ученых следует, что для поддержания мира и здорового общества необходимо осуществлять патриотическое воспитание. Оно способствует развитию у человека духовных сил и надлежащий характер, приобщает к богатству отечественной культуры, укрепляет в сознании человека значимых приоритетов, формирует определенное мировоззрение.
Патриотическое воспитание - это создание таких организационных мероприятий для развития человека, которые способствуют освоению им ценностей, культуры, опыта духовно-нравственной жизни, традиций. Это говорит о том, что основной установкой и целью патриотического воспитания является удовлетворение духовных потребностей, а не только материальных. Воспитание затрагивает сердце человека, к чему оно увлекается с детства, тем оно будет наполнено и в дальнейшем. Патриотическое воспитание, кроме сердца человека, охватывает его разум для рассуждения. Оно связывает человека с процессом совершенствования у него лучших человеческих качеств.
У военнослужащих лучшие человеческие качества, такие как воинская честь, долг, достоинство формируются с помощью патриотического воспитания. Патриотическое воспитание развивает у воспитанников человеческие качества духовной направленности (любовь к Родине, справедливость, свобода и т.д.).
Итак, в патриотическом воспитании выделяется признак обретение высших духовных ценностей (В.Н. Беляева, Н.Н. Голезякова, С.Ю. Дивногорцева, О.Н. Забегайло, В.В. Зень-ковский, И.А. Ильин, Н.С. Катунина, Н.Г. Лыкова, МП. Попова, А.И. Осипов, И.П. Подлас-лый, О.Л. Янушкявичене); связь нравственности с духовностью (Александр Добросельский (прот.), М.С. Боброва, К.И. Величко, В.И. Даль, В.В. Игнатова, И.В. Киреевский, Ю.А. Левченко, В.П. Лега, А.А. Мороз, Т.И. Петракова, О.А. Платонов, В.С. Стрелов, М.С. Тарасиков); поведение личности (В.Г. Александрова, С.А. Ефименкова, О.Н. Лушникова, В.А. Сидорчук, И.А. Соловцо-ва, Т.Ю. Язынина).
Рассмотрение такого существенного признака, как обретение истинных духовных ценностей в патриотическом воспитании позволяет сделать вывод, что данный феномен есть один из основных признаков в совершенстве личности.
Патриотическое воспитание - это воспитание личности в стремлении служить Отечеству честно, жертвенно в обретении истинных духовных ценностей.
Таким образом, патриотическое воспитание раскрывает у военнослужащих лучшие человеческие качества, приводит их сознание в устойчивое состояние на преодоление возникающих трудностей при выполнении поставленных задач. Поэтому патриотическое воспитание является одним из главных видов воспитания, так как дает возможность военнослужащим обрести высшие духовные ценности.
Библиографический список:
1. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета / под ред. В. Воробьева. М. : ПСТГУ, 2007. 202 с.
2. Дивногорцева, С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С. Ю. Дивногорцева. М. : ПСТГУ, 2008. 240 с.
3. Забегайло, О. Н. Духовное понимание истории: монография / О. Н. Забегайло. Изд. 2-е, испр. и доп. М. : Серебряные нити, 2009.
4. Забегайло, О. Н. Истинность православия / О. Н. Забегайло. М. : Серебряные нити, 2009. 317 с.
5. Зеньковский, В. В. Педагогические сочинения / В. В. Зеньковский ; сост. Е. Г. Осовский, О. Е. Осовский. Саранск : Педагогическая библиотека российского зарубежья, 2003. Т. 2. 808 с.
6. Ильин, И. А. Путь духовного обновления: собрание сочинений : в 10 т. / И. А. Ильин. Т. 1. М., 1 993 . 3 24 с.
7. Лыкова, Н. Г. Возможности православного питания в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся : автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Н. Г. Лыкова. Тюмень, 2003. 25 с.
8. Попова, М. П. Теория и методика воспитания : учебно-методическое пособие / М. П. Попова. Великий Новгород. : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. 138 с.
9. Соловцова, И. А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теории, технологии / И. А. Соловцова. Волгоград : Перемена, 2006. 247 с.
10. Сурова, Л. В. Методика православной педагогики / Л. В. Сурова. Клин : Христианская жизнь, 2000.
11. Троицкий, В. Ю. Духовный и нравственный потенциал молодежи как основа жизни и безопасности России / Духовно-нравственное здоровье детей и молодежи Московской области: опыт, проблемы и перспективы. М., 2004. С.18-25.
12. Шабалкина, Н. П. Проблема развития духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли (XVII-XX вв.) : автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Н. П. Шабалкина. Чебоксары, 2003. 57 с.
13. Шестун, Евгений (прот.). Православная педагогика / Евгений Шестун (прот.). М. : Православная педагогика, 2001. 559 с.
14. Штретер, Ю. Н. Цели и ценности нравственного воспитания студентов в Императорском Казанском Университете : дисс. ... канд. пед. наук / Ю. Н. Штретер. Казань, 2004. 255 с.
15. Яновский, Р. Г. Патриотизм. О смысле созидающего служения человеку, народам России и Отечеству / Р. Г. Яновский // ИСПИ РАН. М. : Книга и бизнес, 2004. 528 с.
16. Янушкявичене, О. Л. Духовное воспитание: история и современность : дисс. . докт. пед. наук / О. Л. Янушкявичене. М., 2009. 429 с.
17. Ященко Киприан (игум.). Духовно-нравственная культура в школе / Киприан Ященко (игум). М. : ИЭОПГКО, 2009. 312 с.
Bibliographic list
1. Bulletin of the Orthodox St. Tikhon's University for the Humanities / edited by V. Vorobyov. M. : PSTSU, 2007. 202 p.
2. Divnogortseva, S. Yu. Spiritual and moral education in the theory and experience of Orthodox pedagogical culture / S. Yu. Divnogortseva. M. : PSTSU, 2008. 240 p.
3. Zabegailo, O. N. Spiritual understanding of history: monograph / O. N. Zabegailo. Ed. 2nd, ispr. and add. M. : Silver threads, 2009.
4. Zabegailo, O. N. The truth of Orthodoxy / O. N. Zabegailo. M. : Silver threads, 2009. 317 p.
5. Zenkovsky, V. V. Pedagogical works / V. V. Ze-nkovsky ; comp. E. G. Osovsky, O. E. Osovsky. Sa-
ransk : Pedagogical Library of the Russian Abroad, 2003. Vol. 2. 808 p.
6. Ilyin, I.A. The path of spiritual renewal: collected works: in 10 volumes / I. A. Ilyin. Vol. 1. M., 1993.324 p.
7. Lykova, N. G. The possibilities of Orthodox nutrition in the formation of spiritual and moral values of students : abstract. diss. ... Candidate of Pedagogical Sciences / N. G. Lykova. Tyumen, 2003. 25 p.
8. Popova, M. P. Theory and methodology of education: an educational and methodical manual / M. P. Popova. Veliky Novgorod. : NovSU im. Yaro-slav the Wise, 2002. 138 p.
9. Solovtsova, I. A. Spiritual education in Orthodox and secular pedagogy: methodology, theory, technology / I. A. Solovtsova. Volgograd : Peremena, 2006. 247 p.
10. Surova, L. V. Methodology of Orthodox pedagogy / L. V. Surova. Klin : Christian Life, 2000.
11. Troitsky, V. Yu. Spiritual and moral potential of young people as the basis of life and the security of Russia / Spiritual and moral health of children and young people in Moscow region: experience, problems and prospects. M., 2004. Pp. 18-25.
12. Shabalkin, N. [The Problem of the development of the spiritual education of preschool children in the history of educational thought (XVII-XX centuries) : abstract. diss. ... Candidate of Pedagogical Sciences / N. P. Shabalkina. Cheboksary, 2003. 57 p.
13. Shestun, Evgeny (prot.). Orthodox pedagogy / Evgeny Shestun (prot.). Moscow : Orthodox Pedagogy, 2001.559 p.
14. Shtreter, Yu. N. Goals and values of moral education of students at the Imperial Kazan University : diss. ... Candidate of Pedagogical Sciences / Yu. N. Shtreter. Kazan, 2004. 255 p.
15. Yanovsky, R. G. Patriotism. On the meaning of creative service to man, the peoples of Russia and the Fatherland / R. G. Yanovsky // ISPI RAS. M. : Book and Business, 2004. 528 p.
16. Yanushkevichene, O. L. Spiritual education: history and modernity : diss. ... Doctor of Pedagogical Sciences / O. L. Yanushkevichene. M., 2009. 429 p.
17. Yashchenko Kyprian (igum.). Spiritual and moral culture at school / Kyprian Yashchenko (igum.). Moscow : IEOPGKO, 2009. 312 p.