Научная статья на тему 'Становление личности как основа духовно-нравственного воспитания'

Становление личности как основа духовно-нравственного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
539
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FORMATION / PERSONALITY / DIRECTIONS / FACTORS / CONDITIONS / VALUES / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / LOVE / СТАНОВЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / НАПРАВЛЕНИЯ / ФАКТОРЫ / УСЛОВИЯ / ЦЕННОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛЮБОВЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситаров Вячеслав Алексеевич, Пашков Владимир Иванович

В статье говорится о факторах духовно-нравственного становления личности, отмечается значимость истинных духовных ценностей для человека, подчеркиваются ценность и уникальность личности. Излагаются условия становления личности. Личность должна осознавать себя, свои поступки и показывать доброе поведение людям.The article discusses the factors of spiritual and moral development of the individual, notes the significance of true spiritual values for a person, emphasizes the value and uniqueness of the individual. The article describes the conditions for the formation of an individual. The person must be aware of himself, his actions and show good behavior to people.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление личности как основа духовно-нравственного воспитания»

УДК 37.017 ББК 74

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10120

Становление личности как основа духовно-нравственного воспитания

Personal Development as the Basis of Spiritual and Moral Education

Вячеслав Алексеевич СИТАРОВ,

доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета

E-mail: [email protected]

Владимир Иванович ПАШКОВ,

кандидат педагогических наук, научный консультант кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье говорится о факторах духовно-нравственного становления личности, отмечается значимость истинных духовных ценностей для человека, подчеркиваются ценность и уникальность личности. Излагаются условия становления личности. Личность должна осознавать себя, свои поступки и показывать доброе поведение людям.

Ключевые слова: становление; личность; направления; факторы; условия; ценности; духовно-нравственное воспитание; любовь

Аbstract. The article discusses the factors of spiritual and moral development of the individual, notes the significance of true spiritual values for a person, emphasizes the value and uniqueness of the individual. The article describes the conditions for the formation of an individual. The person must be aware of himself, his actions and show good behavior to people.

Keywords: formation; personality; directions; factors; conditions; values; spiritual and moral education; love

Актуальность темы обоснована ее значимостью и для отдельно взятого человека, и для всего общества, так как она связана со становлением личности, т.е. с исполнением по нему промысла Божиего, с раскрытием способностей и талантов, с формированием лучших человеческих качеств.

Развитие личности в последние десятилетия осуществляется в трех направлениях. Первое направление связано с модернизацией педагогических технологий, ориентированных на формирование у обучаемых знаний, умений и навыков. Продолжает сохраняться сложившаяся в советской школе методологическая основа деятельности, усилия которой направлены на ее корректировку в соответствии с требованиями време-

ни. Второе направление имеет цель введения личностно ориентированных образовательных технологий. Этот подход связан с введением в школьную практику зарубежных образовательных технологий, использование которых бывает вредно для россиян, поскольку заимствованные модели подменяют традиционные, исторические сложившиеся в России формы обучения и воспитания. Третье направление акцентировано на духовно-нравственные традиции дореволюционного отечественного обучения и воспитания.

Как показывает педагогическая практика, третье направление наиболее приемлемо для Отечества, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни народа, с духовным опытом общества. Православный подход реше-

ния проблем обучения и воспитания предлагает духовное осмысление жизненных явлений и следование духовно-нравственным представлениям о человеке.

Человек стремится не только к развитию, но и к духовному становлению. Он предчувствует и понимает, что истинное человеческое бытие заключается не только в материальном обеспечении человека, но и в знании основ духовного мира.

Игумен Георгий (Шестун) пишет: «Высшего единения достигал православный народ в Церкви, участвуя в Таинстве Святого Причащения. Причащаясь Плотью и Кровью Христовой, все несли в себе единую Плоть и единую Кровь, все становились братьями и сестрами во Христе» [8, с. 24].

Главным условиями, созданными обществом для правильного развития человека в процессе его духовно-нравственного становления, является душевный покой человека. Состояние душевного покоя наступает только в том случае, если человека не обличает совесть. Совесть не мучает человека, если он не переступает дозволенных границ по отношению к людям, к себе и природе.

Воспринимая жизнь человека как непрестанное развитие в процессе духовного становления, Игумен Георгий (Шестун) называет этот процесс «непрерывным образованием» и рассматривает его с точки зрения личностного роста. Непрерывное образование представляет собой систему, включающую в себя процесс развития, процесс духовного становления и условия, в которых они совершаются. В условия входят: содержательная часть процесса; формы, в которых он совершается; целенаправленные педагогические воздействия.

Семья — это основная среда, в которой совершается процесс непрерывного образования. Семья несет в себе традиции, обычаи и предания общества. В основе традиций лежат духовно-нравственные воззрения народа. Семья вместе с Церковью создает условия правильного развития и духовного становления. Таким образом, семья — главный элемент системы непрерывного образования. Системообразующей основой являются традиции, обычаи и предания, сформировавшиеся на основе религиозных воззрений народа. Цель жизни православного человека состоит в его духовном единении с Богом через воцерковление своей жизни, преображение жизни силой Святого Духа.

В основе православной педагогики лежит понимание того, что вне Церкви, вне церковной жизни достичь основной цели воспитания — становления личности — невозможно. Основная цель воспитания и образования достигается образом жизни, проникнутой духом Церкви, духом православия. Церковная сторона жизни есть

средство стяжания Святого Духа, метод познания Божественной Истины, и надо признать — единственный, проверенный, достоверный и безопасный для человека метод.

Становление личности рассматривается как восстановление целостности человека, предлагающее развитие всех его сил. Иерархический принцип требует такого устроения человека, при котором образ Божий мог бы раскрыться во всей силе, во всей полноте. Становление личности — путь стяжания Духа Святого, путь покаяния, смирения, нравственного очищения в процессе постоянного диалога живой души с Богом.

В основе обучения лежит понимание того, что знания не берутся, а обретаются в процессе обучения. Этот подход направлен на готовность человека осознать, понять и вместить знания, когда эрудиция дополняется интуицией, духовным опытом. Образование сводится не к доказательству истины только силою разума.

Сердце есть центр духовной жизни человека, в нем заключается начало как доброго, так и злого в человеке. Поэтому главным объектом педагогического воздействия служит одна область в душе ребенка — это область чувства, или сердце. Основной метод работы с детьми — беседа или наставление духовно-нравственного характера.

Игумен Георгий (Шестун) отмечает: «Человек должен, с учетом врожденных способностей, стараться победить в себе своекорыстную природу и образовать из себя свободную личность, стоящую в сознательных и разумных отношениях к Богу, людям и природе» [8, с. 54].

Христианская антропология позволяет сделать вывод об иерархическом взаимодействии духа, души и тела при постоянном сохранении целостности человека. Правильное иерархическое устроение, рассматривающее душевное и плотское как инструментальное для духовного начала, позволяет человеку совершенствоваться.

Цель воспитания состоит в том, чтобы воспитать в душе воспитанника свободную любовь к добру и свободное расположение к нравственному образу действия. Поэтому ребенок должен приучаться к самостоятельному образу действия.

Основными факторами становления личности являются:

■ целостное формирование личности на основе истинных духовных ценностей с учетом умственной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

■ развитие способностей, качеств, мировоззрения и жизненной позиции личности;

■ становление духовно-нравственной личности в условиях повседневной жизни.

2020 / № 2 Образование. Наука. Научные кадры

259

1. Целостное формирование личности на основе истинных духовных ценностей с учетом умственной, эмоциональной и волевой сфер развития личности.

Формирование личности — это процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности в духовно-нравственном совершенстве.

Киприан Ященко (игум.) полагает, что человек стремится к Богу, к высшим ценностям, пытается одухотвориться, т.е. освободиться от обыденности [10, с. 19]. Согласно В.Н. Беляевой, высшие ценности — это основной ориентир общества [1, с. 43]. Для Н.С. Катуниной истинные духовные ценности — это духовное преображение человека, получение им личного духовного опыта [Цит. по: 7, с. 22]. И.А. Соловцова считает, что, приобретая истинные ценности, человек духовно растет [6, с. 77]. Р.Г. Яновский истинными ценностями называет истину, духовность, ценность, добро, любовь, дружбу [9, с. 375]. Социальные ценности — общественно значимые материальные, социально-политические и духовные образования для человека [4, с. 358].

2. Развитие способностей, качеств, мировоззрения и жизненной позиции личности.

Приобретение истинных ценностей вдохновляет человека на достижение цели, способствует становлению эмоциональной и волевой сфер развития личности.

Эмоциональность проявляется в частоте возникновении разнообразных эмоций и чувств [4, с. 358].

В.В. Зеньковский выделяет три моральных чувства — любовь к людям, стыд и совесть [Цит. по: 2, с. 151]. Чувство стыда позволяет человеку различать добро от зла, а совесть реагирует на действия. Любовь дает познать истинную радость в сердце, которая проявляется в жертвенных поступках к ближним [5, с. 151].

3. Становление духовно-нравственной личности в условиях повседневной жизни.

Каждый человек — это создание Творца. Человек занимает определенное место в обществе, выполняет конкретную общественно-полезную деятельность и отличается от другого человека присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими характеристиками. Понятие личности отражает как физиологические, так и духовно-нравственные характеристики человека, включает его индивидуальный опыт развития и совершенствования.

Педагог С.Ю. Дивногорцева отмечает, что основой духовно-нравственного воспитания детей в семье является напряженная духовная внутренняя жизнь родителей, которую дети чувствуют и в которой они, по мере своего возраста, будут

участвовать. Основная задача такого воспитания с позиции православной педагогической культуры — вложить в сердца детей начатки Христовой веры, раскрыть ее как радостную полноту жизни и подготовить детей к тому, чтобы они, придя в возраст, на любом жизненном поприще ощущали себя членами Церкви [3, с. 56].

Следовательно, для становления личности необходимы наличие духовно-нравственной окружающей среды и педагогических условий, каковыми являются:

■ опора духовно-нравственного воспитания на истинные ценности;

■ введение в школе базового предмета «Основы православной культуры»;

■ совместная работа государства, армии, Церкви и школы по совершенствованию духовно-нравственного воспитания;

■ защита детей от пагубного воздействия СМИ.

Итак, для достижения духовно-нравственного становления личности человеку необходимо осознавать самого себя, свои недостатки, порочные наклонности и искренне желать исправления, на деле приносить плоды доброго поведения.

Список литературы

1. Беляева В.Н. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: дис... докт. пед. наук. М., 1999.

2. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М.: ПСТГУ, 2008.

3. Дивногорцева С.Ю. Место духовно-нравственного воспитания в общей структуре содержания образования / / Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер.: Педагогика. Психология. 2007. № 4 (7).

4. Крысько В.Г. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

5. Ситаров ВЛ Проблемы реализации заповеди «Возлюби ближнего как самого себя» // Педагогика. Общество. Право. 2012. № 3 (3). С. 8.

6. Соловцова ИЛ Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теории, технологии. Волгоград: Перемена, 2006.

7. Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: монография / под ред. О.И. Кирикова. Кн. 18. Воронеж: ВГПУ, 2009.

8. Шестун Евгений (прот.). Православная педагогика. М.: Православная педагогика, 2001.

9. Яновский Р.Г. Патриотизм. О смысле созидающего служения человеку, народам России и Отечеству. М.: Книга и бизнес, 2004.

10. Ященко Киприан (игум.). Духовно-нравственная культура в школе. М.: ИЭОПГКО, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.