УДК 159.9; ББК 88.5
DOI 10.24412/2658-63 8Х-2021-1-78-83
© Ситаров В.А., Пашков В.И., Ревков И.В., Самойленко В.В. 2021
DETERMINING THE SIGN OF STRIVING FOR THE IDEAL IN SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАКА СТРЕМЛЕНИЯ К ИДЕАЛУ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
Vyacheslav A. Sitarov,
Head of the Department of Pedagogy and Psychology of Higher School Moscow State University for the Humanities, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor 5 Yunosti str., Moscow, 111395 E-mail: [email protected]
Вячеслав Алексеевич Ситаров,
заведующий кафедрой педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета, доктор педагогических наук, профессор 111395 г Москва, ул. Юности, д. 5 E-mail: [email protected]
Vladimir I. Pashkov,
Employee of the Federal State State-funded Military Educational Institution of Higher Education «Academy of the Federal Security Service of the Russian Federation», Candidate of Pedagogical Sciences 302015, Orel, Priborostroitelnaya str., 35 E-mail: [email protected]
Владимир Иванович Пашков,
сотрудник Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации», кандидат педагогических наук 302015, г. Орёл, ул. Приборостроительная, д. 35 E-mail: [email protected]
Igor V. Revkov,
Employee of the Federal State State-funded Military Educational Institution of Higher Education «Academy of the Federal Security Service of the Russian Federation», Candidate of Pedagogical Sciences 302015, Orel, Priborostroitelnaya str., 35
Игорь Владимирович Ревков,
сотрудник Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации», кандидат педагогических наук 302015, г. Орёл, ул. Приборостроительная, д. 35
Vitaly V. Samoylenko,
employee of the Federal State State-funded Military Educational Institution of Higher Education «Academy of the Federal Security Service of the Russian Federation» 302015, Orel, Priborostroitelnaya str., 35 E-mail: [email protected]
Виталий Владимирович Самойленко,
сотрудник Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Академия Федеральной службы охраны
Российской Федерации» 302015, г. Орёл, ул. Приборостроительная, д. 35 E-mail: [email protected]
Для цитирования: Ситаров В.А., Пашков В.И., Ревков И.В., Самойленко В.В. Определение признака стремления к идеалу в духовно-нравственном воспитании. Психология и педагогика служебной деятельности. 1/2021. С. 78-83. Научная специальность: 19.00.06 - Юридическая психология.
Abstract. The article talks about the sign of spirituality «striving for the ideal». The relationship of the concepts «spirit», «soul», «spiritual», «spirituality» is considered. Attention is drawn to the definitions of scientists about spirituality. It is concluded that spirituality, as a motivating force, directs a person to the ideal of love, holiness, goodness and justice. The ideal for a person has the fundamental value of all his aspirations.
Keywords: personality, upbringing, spirituality, attribute, ideal, love, holiness.
Аннотация. В статье говорится о признаке духовности «стремление к идеалу». Рассматриваются соотношение понятий «дух», «душа», «духовное», «духовность». Обращается внимание на определения ученых о духовности. Делается вывод, что духовность, как мотивирующая сила, направляет человека к идеалу любви, святости, добра и справедливости. Идеал для человека имеет основополагающую ценность всех его стремлений.
Ключевые слова: личность, воспитание, духовность, признак, идеал, любовь, святость.
Изучение проблемы духовно-нравственного воспитания личности всегда представляло сложнейшую задачу в науке и обществе. Актуальность данной работы заключается в том, чтобы показать значимость влияния на духовно-нравственное совершенство личности существенного признака духовности «стремление к идеалу». Повышенный интерес человека к духовности сталкивается также с трудностью ее восприятия человеческим разумом. Для правильного понимания сущности категории «духовность» и обратимся к исследованиям и высказываниям философов, богословов, психологов и педагогов.
Термин «духовность», часто употребляемый в богословии, философии и педагогике, означает противоположное материальному и телесному.
Рассмотрим подробнее соотношение понятий «дух», «душа», «духовное», «духовность». В философии дух относят как к невещественному началу, так и производному значению от материи. Диалектический материализм утверждает, что материя занимает первичное значение по отношению к духу (Ф. Энгельс, Л. Фейербах). П.А. Жилин подчеркивает, что у философов идеалистов объективный дух или абсолютный дух лежит в основе существующего [4, С. 309]. Ю.М. Хрусталев полагает, что идеальное рассматривается в виде умозрительных терминов - понятий, содержащее обобщенный смысл по сути любых знаний о вещах, явлениях, процессах природы [15, С. 195]. Для идеалистов субъективное, индивидуальное, ценности, духовно-нравственное переживание, - являются истинным воплощением духа.
У идеалистов дух является первоначалом мира, он выражается в виде понятия (панлоизм), субстанции (пантеизм), личности (теизм, персонализм). В рационализме характеризующей стороной духа является сознание, мышление, а в иррационализме чувство, интуиция, воля и т. д. Философ Анаксагор говорил о духе как об уме бесконечном, самобытном и простом, не связанном ни с какой вещью и стоящим выше ее. Платон представлял дух как учение об идеях, как мировой ум. Для Аристотеля источником движения и изменчивого бытия являлся неподвижный, вечный ум, нус (перводвигатель). В неоплатоновских учениях дух несет в себе начало «единого», «иного». Р. Декарт утверждал, что дух прост, неразрушим и обладает самосознанием. По Лейбницу дух - это Бог. Беркли относил дух к бестелесной деятельной субстанции. Он имеет свою совершенную активность, весьма отличную от человеческих идей и ощущений. И. Кант, говоря о духе, утверждает
учение о трансцендентальном единстве субъективной природы - апперцепции.
Идеалист Гегель смотрел на бытие природы с позиции бытия духа. Поэтому предметы природы воплощают реальность внешне и разрозненно. Он утверждал, что дух - это сущность, истина и свобода. Ю.М. Хрусталев отмечает, что Ф.В. Шеллинг, как и Гегель эстетическое знание рассматривает как начало познания Абсолюта [15, С. 134]. Ф.В. Шеллинг в письме другу пишет о наличии в человеке своего духа и отличие его от других людей.
Ю.М. Хрусталев, оценивая мнение философов о душе, пишет: «Понятие «душа» стала ключевой категорией философии и психологии, определяющей смысл и суть жизни человека. Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.) считал, что душа бессмертна и является сутью вещей. Итогом философских рассуждений античных философов о феномене души историки называют трактат Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) «О душе», где он определяет, что душа и тело составляют единое живое существо» [15, С. 368]. Платон душу рассматривал как идею разлитого дыхания облекающую тело по кругу со всех сторон и состоящую из трех частей - разумную, страстную и вожделительную часть. Аристотель характеризует душу с трех сторон: разумной (причина суждения), вожделитель-ной (причина еды) и страстной (причина мужества, гнева и боли).
И.Т. Фролов пишет, что приверженцы идеализма, признавая ценность духовного для человека, в частности значение общественных ценностей, провозглашающих духовное истинным, высшим. Духовное - это единство многообразного, которое охватывает процессы сознания и бессознательного, включает знания, воплощающиеся, материализующихся в формах естественных языков и искусственных знаков. К духовным продуктам и процессам принадлежат также принципы и нормы человеческого общения. Духовное разделяется на два больших подвида - на духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов (индивидуализированное духовное), и на то, которое существует «вне индивидов (вне-индивидуальное духовное). Духовное, и это всегда утверждал материализм, невозможно без материальных носителей. Индивидуализированное духовное существует в виде индивидуальных неповторимых процессов сознания и бессознательного [14, С. 45].
Теперь проанализируем мнение ученых о духовности. Многие авторы выделяют среди основных признаков духовности, прежде всего, связь
с Богом, так как основой духовности является Бог, и связь с Богом у них выражается как путь к Богу и единение человека с Богом. В.И. Даль писал: «Духовность - это все, относящееся к Богу, к человеческой душе, духу, Церкви и вере» [Цит. по: 18, С. 19].
Духовность связана с поиском пути к Богу, она всегда направлена к Богу и выступает как Божественное откровение. Христианство дало четкое представление о взаимоотношениях Бога и человека.
Следовательно, человек, живя духовно, идет по пути к Богу, при этом его духовность связана с Богом, и от Него он получает откровения. Цель человеческой жизни есть общение с Богом и со святыми Его. Е.В. Номогаева поясняет, что с соединение с Духом происходит при активном «недеянии», имея в виду созерцание Бога в своем сердце [7, С. 13].
Т.И. Петракова характеризует духовность как предельное значение, идентичное Богу. Бог свят. Бог есть абсолютная любовь и чистота. Человек становится духовным в том случае, когда он в большей степени уподобился Богу, то есть духовность человека, являясь нематериальной частью, связывает его с вечным миром, поэтому дух человека связан с Духом Божиим [8, С. 16]. Важно не формальное соблюдение церковных обрядов и канонов, а осознанное соединение с Церковью и с Богом сердцем своим, а для крепкой связи с Богом необходима вера в Него. П.И. Пидкаси-стый пишет, что человек есть высшая ценность, его благо - цель всякого общества. При наличии ценностей и целей, высшей ценностью является именно человек, как единственный носитель разума и духа. Духовность связана с общечеловеческими ценностями, центром которых является человек [9, С. 16].
Итак, учитывая мнения ученых о духовности, можно сделать вывод, что существенный ее признак связь с Богом характеризуется рядом особенностей: ценность, благо, созерцание, откровение Божие, любовь, чистота, святость.
Одним из существенных признаков духовности является стремление человека к идеалу. Идеал -это отображение духа эпохи, стратегический ориентир, складывающийся в иерархическую систему ценностей. Идеалом называет святость, которая выводит человека за предельную линию сравнения, на неповторимый, индивидуальный жизненный путь. Идеал - это сильный мотив для человека, цель его деятельных, высших устремлений. Идеалом может быть военачальник, политический деятель, ученый и человек, служащий обществу, обладающий знаниями, мужеством и огромным трудолюбием. О.А. Платонов считает, что для рос-
сийского человека идеалом является православная духовность [10, С. 54]. В России идеалом считалась взаимосвязь духовности, нравственности, веры, мира и любви. Также для человека идеалом служит понятие общественного блага, гармония интересов государства и личности, всесторонне и гармонично развитая личность.
Профессор А.И. Осипов идеалом человеческой жизни называет Господа Иисуса Христа [3, С. 18]. Подобное мнение имеет С.С. Безкровный: «В православии идеалом в жизни человека есть Христос. Он главный идеал на все времена» [2, С. 60]. Георгий Шестун (игум.) пишет, что Иисус Христос показал вечный идеал поведения - каждому христианину с учетом способностей и талантов есть возможность уподобиться Христу, стать свободной личностью, состоящей в разумных отношениях с Богом, людьми и природой [16, С. 54]. Идеалом православного воспитания является личность, которая стремится к духовному совершенству и жизненной полноте и видит в каждом человеке его уникальность и неповторимость.
Личность - это человек, обладающий духовными, психическими особенностями, качествами, которые характеризуют его как объекта общественного развития и как субъекта познания, поведения, носителя сознания. Личность - явление социальное, она тесно связана со временем и выражает все то, что есть в человеке историческое, личность не часть общества и мира, она несет в себе этот мир. Личность является субъектом социальных отношений и осознанной деятельности.
Становление саморазвивающейся личности, по словам П.И. Пидкасистого [9, С. 523], наиболее успешно проходит в следующих условиях:
- нахождение своего призвания;
- стремление к истине, красоте и добру;
- самосовершенствование;
- простота, естественность, честность перед самим собой и другими.
В Священном Писании Сам Бог призывает людей жить свято: «Итак будьте святы, потому что Я свят» (Лев. 11, 45). Святость относится к идеалу. Человеку при большой решительности можно достигнуть ее в своей жизни. Благодаря святости человек устремляется к совершенству. Духовность человека характеризуется устойчивостью и глубинностью его жизненной позиции, выражается в устремлении к идеалам всего доброго и справедливого, духовность есть сознательная устремленность человека к совершенству. ДляЛ.В.Суровойосновнымидеаломявляетсяидеал любви [12, С. 53].
По Аристотелю нравственностный идеал понимается как деятельность и жизнь [1, С. 31]. Основным и прекрасным благом для человека он называл счастье, от которого человек в душе испытывает величайшее наслаждение. Счастьем, по его мнению, может быть добродетель, рассудительность, мудрость или высшее благосостояние.
Духовность есть стремление к красоте, к бескорыстным поступкам, к идеальности. Духовность характеризуется как философская категория и обозначает мотивирующую силу человека в его общественно-позитивном поведении, она сопряжена с идеалами жизни. У человека в процессе его деятельности складывается представление об идеале личности, о гармоничных отношениях человека с людьми и социумом, об идеальном построении общества.
Духовность - это устремление человека к Богу, к идеалу, к смыслу и высшим ценностям, то есть желание направить свою жизнь к этому идеалу и таким образом одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности.
Высшие духовные ценности есть базис основы человека и общества и как основной ориентир человеческого бытия. Духовность есть высшее начало в человеке, ориентирующее его на высшие абсолютные ценности. Духовность есть присущее качество человека, способ жизнедеятельности, которое мотивирует его на познание высших ценностей. С точки зрения указанных авторов, существует необходимость стремления личности к высшей реальности для получения истинных ценностей, которые оказываются основным ориентиром в жизни.
Человеку необходимо обращаться к высшим ценностям, но при этом необходимо их и осваивать. Духовность способствует успешному освоению личностью высших ценностей. В процессе усвоения духовных ценностей приобретается духовный опыт.
Профессор В.А. Сластенин писал, что стремление к духовности затрагивает вопрос о выходе к высшим инстанциям, где происходит конструирование личности и ее менталитета [11, С. 2]. В.В. Знаков также говорит о конструировании личности, ее духовного «я» [6, С. 5]. Духовность есть сердцевина личности, источник ее развития, стяжание Духа Святого, преображение души (И.А. Ильин, В.В. Зеньковский, Иоанн Кологри-вов). О.Н. Забегайло пишет, что дух есть сущность человека. Дух человеческий есть дыхание Духа Божиего [5, С. 21]. Духовность заложена в человеке еще с рождения. Она помогает ему в раскрытии у него задатков, способностей и талантов и выступает как принцип саморазвития, самореализации личности. Духовность связана с совестью чело-
века, которая является показателем его духовного поведения и становления как личности. Она является основным стимулом к развитию и совершенству человека. При помощи духовности у человека освящаются мировоззрение и жизненная позиция, что способствует его духовному росту.
В.Ю. Троицкий выделяет ценности «надмир-ного порядка», то есть духовные ценности, которые способствуют возникновению у человека бескорыстного желания стремиться к истине, добру, к чистоте, к высшему [13, С. 18]. Р.Г. Яновский к основным ценностям для человека относит: духовность; истина; патриотизм; любовь, дружба и добро; красота; гармония [17, С. 375].
Итак, по мнению ученых, духовность направляет человека на высшие ценности, способствует развитию лучших человеческих качеств, что влияет на его поведение в социуме. Духовность является мотивирующей силой поведения и способствует человеку на доброе отношение с людьми. Приоритет главных жизненных ценностей находится не в экономической сфере, а на духовно-нравственной стороне, выражающейся в высокой своеобразной культуре людей, делающей человека счастливым. Ценности являются высшим измерением, высшим смыслом и назначения. В этом случае у человека практикуется правильная умственная и познавательная деятельность, когда разум и воля возвышаются над желаниями и эгоизмом.
Поведение личности на основе духовной составляющей является ключевым звеном принятия решений. Духовность влияет на поведение личности и гармонию общения между людьми, на внутреннее совершенство и налаживание духовной связи с окружающими, о сочувствии и сопереживании личности, об уважении личного достоинства каждого человека.
Духовность рассматривается как качество, производное от духа, способствующее людям тянуться к общению друг с другом, к правде и добру С помощью духовности у человека формируется и определяется поведение с окружающими и отношение к добру и злу. Духовность - это не умозрительное мудрование, а высокое нравственное чувство справедливости. Для преодоления эгоистических мотивов поведения человеку необходимо ориентировать себя на помощь другим людям. Духовность у человека связана с поиском и пониманием им смысла жизни. У человека существует потребность в постижении истинного смысла своей жизни. Человек сосредотачивается на осмыслении духовных ценностей и своего духовного состояния, так как духовность придает человеку и обществу высшее назначение и определенный смысл.
Следовательно, духовность вдохновляет человека и помогает ему понять смысл жизни и осознать себя личностью.
Еще одним из важных признаков духовности является внутренняя, творческая, духовная сила. Духовность - это основа общественного сознания, философских высказываний, научных мировоззрений, внутреннего мира человека и политических идеологий. Она является почвой для верования, теологии, искусства, самопознания и творчества и дает правильное понимание различия добра от зла. Для сохранения и поддержания здоровья человеку необходимо следовать принципам и нормам здорового образа жизни и иметь нацеленность на творческий характер своей деятельности.
Проведенный сравнительно анализ педагогической, философской и религиозной литературы в связи с феноменом духовности, основными ее признаками оказались стремление к идеалу и обращение к высшим духовным ценностям.
Таким образом, духовность - это взаимосвязь человеческого духа с Духом Божиим, приводящая человека к высшим духовным ценностям, к истинному смыслу жизни и совершенной личности.
В каждом человеке существует тесная связь духовности и нравственности, что способствует развитию личности и достижению ею высокого духовного состояния.
Наряду с духовностью, с точки зрения внешнего поведения человека, важную роль играет нравственность. Нравственные ценности определяются духовностью личности. Нравственность есть способность человека поступать согласно своему внутреннему состоянию. Духовность отображает вертикальную устремленность человека, а нравственность - горизонтальную, что выражается в поведении человека и во взаимоотношении с людьми. Нравственность имеет духовное начало. Нравственность согласуется с совестью, с достоинством, с честью. С помощью нравственности распознается добро и зло.
Духовность для нравственности есть механизм регулирования поведения человека, для его духовного становления и позитивного общения в социуме. Нравственность является духовным началом и нормой духовности, основа которой заключается в этических ценностях. Нравственность становится истинной, благодаря проявлению духовных качеств в процессе духовно-нравственного воспитания человека. Духовность влечет к себе и влияет на силы нравственного мира. Душа, охватываемая духом, направляет свои силы то к духу, то к телу. Поэтому поведение человека зависит от верного устремления сил души. Человеку для очище-
ния от страстей и развития добродетелей нужно прикладывать усилия. Ценность нравственности заключается в ориентировании человека на добрые дела, следовательно, человеку необходимо согласовывать свои поступки с совестью, с сердцем, с законами, с долгом, честью и достоинством гражданина своей страны.
Нравственность ориентирует человека на абсолютные принципы и осуществление им нравственного развития, она позволяет людям успешно регулировать свои чувства и желания. Нравственность способствует регулировке поведения людей друг с другом в плане существующих в обществе знаний и представлений о добре и зле. Нравственность является сводом правил и принципов поведения человека в обществе, ценностной структурой мировоззрения необходимой для регулирования действий человека, включая взаимоотношения с окружающими, трудовую и повседневную деятельность. Она относится к способу практической ориентации человека в обществе. Нравственность во взаимосвязи с духовностью направляет человека на познание ценностей абсолютных знаний.
Итак, из определений следует, что духовность, как мотивирующая сила, направляет человека к идеалу любви, святости, добра и справедливости. Идеал для человека имеет основополагающую ценность всех его стремлений.
Таким образом, духовно-нравственное совершенство человека приводит к формированию определенных качеств, чувств, убеждений, сознания и поведения. Из определений ученых о духовности и нравственности вытекает, что основой становления личности является духовно-нравственное воспитание. Выделяются такие главные признаки духовно-нравственного воспитания, как стремление к идеалу и обретение высших духовных ценностей. Определение существенных признаков духовно-нравственного воспитания позволило нам сделать вывод, что данный феномен есть основа видов воспитания, так как затрагивает ум, сердце и душу человека, то есть его духовное и нравственное состояние. Духовно-нравственное воспитание - это процесс духовного и нравственного совершенства человека, затрагивающий сферу отношений его с Богом и с людьми. Основным средством духовно-нравственного воспитания является создание особой среды, где действует для человека истинная иерархия ценностей.
Библиографический список
1. Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 4 / пер. с древнегреческого / под редакцией А.И. Доватуры. М. : Мысль, 1984.
2. Безкровный С.С. Земное счастье и небесное блаженство или почему мы не Боги? / С.С. Безкровный. М. : Синтагма, 2013.
3. Духовно-нравственное воспитание: преемственность и развитие : сб. статей по материалам научно-практического семинара «Государственная политика Российской Федерации по формированию духовных и нравственных ценностей у детей и молодежи» / сост. М.Н. Лазутова, Т.И. Петракова. М., 2004.
4. Жилин П.А. История военного искусства / П.А. Жилин. М. : Воениздат, 1986.
5. Забегайло О.Н. Духовное понимание истории : монография / О.Н. Забегайло. 2-е изд. испр. и доп. М. : Серебряные нити, 2009.
6. Знаков В.В. Понимание экзистенциального выбора: жизнь в страданиях или эвтаназия // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 5.
7. Номогаева Е.В. Духовно-нравственное образование младших школьников на основе этнокультурных традиций народов Бурятии : дисс. ... канд. пед. наук / Е.В. Номогаева. Улан-Удэ, 2003.
8. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков : автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Т.И. Петракова. М., 1999.
9. Пидкасистый П.И. Психология и педагогика / П.И. Пидкасистый. М. : Юрайт, 2001.
10. Платонов О.А. Бог в правде. Время разрушить мифы / О.А. Платонов. М. : Книжный мир, 2015.
11. Сластенин В.А. К.Д. Ушинский: онтологические основания православной педагогики. Курск : Издательство Курск, 2004.
12. Сурова Л.В. Методика православной педагогики / Л.В. Сурова. Клин : Христианская жизнь, 2000.
13. Троицкий В.Ю. Духовный и нравственный потенциал молодежи как основа жизни и безопасности России / Духовно-нравственное здоровье детей и молодежи Московской области: опыт, проблемы и перспективы. М., 2004. С. 18-25.
14. Фролов И.Т. Введение в философию / И.Т. Фролов. М. : Политиздат, 1989.
15. Хрусталев Ю.М. История и философия науки : учебное пособие / Ю.М. Хрусталев. Ростов н/Д : Феникс, 2009.
16. Шестун Евгений (прот.). Православная педагогика / Евгений Шестун (прот.). М. : Православная педагогика, 2001.
17. Яновский Р.Г. Патриотизм. О смысле созидающего служения человеку, народам России и Отечеству / ИСПИ РАН. М. : Книга и бизнес, 2004.
18. Ященко Киприан (игум.). Духовно-нравственная культура в школе / Киприан Ященко (игум.). М. : ИЭОПГКО, 2009.
References
1. Aristotle. Works in 4 t. T. 4 / translated from the Greek / under the editorship of A. . Dovatur. M. : Mysl', 1984.
2. Bloodless S.C. Earthly happiness and heavenly bliss or why are we not Gods? / S.S. Bloodless. M. : Syntagma, 2013.
3. Spiritual and moral education: continuity and development : collection of articles on materials of the scientific-practical seminar the State policy of the Russian Federation on the formation of spiritual and moral values in children and youth. / comp. M.N. Lazutova, T. I. Petrakov. M., 2004.
4. Zhilin P. A. Istoriya voennogo iskusstva [History of Military Art] / P. A. Zhilin. M.: Voenizdat, 1986.
5. Zabegailo O.N. Spiritual understanding of history: monograph / O.N. Zabegailo. 2nd ed. ispr. i dop. M.: Silver threads, 2009.
6. Signs V.V. Understanding the existential choice: life in suffering or euthanasia // Questions of psychology.
1998. No. 3. p. 5.
7. Nomogaeva E.V. Spiritual and moral education of younger schoolchildren on the basis of ethno-cultural traditions of the peoples of Buryatia: diss. ... Candidate of Pedagogical Sciences. Ulan-Ude, 2003.
8. Petrakova T.I. Humanistic values of education in the process of spiritual and moral education of adolescents: autoref. diss. ... Candidate of Pedagogical Sciences. M.,
1999.
9. Pidkasisty P.I. Psychology and pedagogy. M.: Yurayt, 2001.
1 0. Platonov O. A. God in truth. Time to destroy myths. M.: Knizhny mir, 2015.
11. Slastenin V.A. K.D. Ushinsky: ontological foundations of Orthodox pedagogy. Kursk: Publishing House Kursk, 2004.
12. Surova L. V. Methodology of Orthodox pedagogy. Klin : Christian Life, 2000.
13. Troitskii V.Yu. Spiritual and moral potential of young people as the basis of life and the security of Russia / Spiritual and moral health of children and young people in Moscow region: experience, problems and prospects. M., 2004. S. 18-25.
14. Frolov I. T. Introduction to philosophy / I. T. Frolov. M. : Politizdat, 1989.
15. Khrustalev, Yu.M. History and philosophy of science : a tutorial. Rostov n / A : Feniks, 2009.
16. Shestun Evgeny (prot.). Orthodox pedagogy / Yevgeny Shestun (prot.). M.: Orthodox Pedagogy, 2001.
17. Yanovsky R. G. Patriotizm. On the meaning of creative service to man, the peoples of Russia and the Fatherland / ISPI RAS. M.: Kniga i biznes, 2004.
18. Yashchenko Kiprian (igum.). Spiritual and moral culture at school / Kiprian Yashchenko (igum.). M. : IEOPGKO, 2009.