Научная статья на тему 'Заповеди блаженства как условия духовно-нравственного становления личности'

Заповеди блаженства как условия духовно-нравственного становления личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
902
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА / BEATITUDES / ЕВАНГЕЛИЕ / GOSPEL / СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ / СОВЕРШЕНСТВО / PERFECTION / ДОБРОДЕТЕЛЬ / VIRTUE / БЛАГОДАТЬ ДУХА СВЯТОГО / THE GRACE OF THE HOLY SPIRIT / SCRIPTURES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шатохина Н. Н.

В статье рассматриваются Заповеди Блаженства, которые выступают нравственным условием стяжания Царствия Небесного и критерием социального поведения людей в настоящей жизни. Указываются в Заповедях Блаженств духовные свойства, которые необходимы для достижения Царствия Божия. Показано, что перспективной целью процесса воспитания человека становится подготовка его не только для жизни земной, но и для жизни вечной. Великое учение о блаженстве Господа Иисуса Христа, является руководством к действию каждого православного человека, помогает понять истинный смысл нашего земного существования. Человек, осваивая Евангельское содержание, начинает жить в соответствии с христианскими ценностями, заповедями и восходит к источнику духовности. Таким идеалом в духовнонравственном воспитании личности является Иисус Христос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BEATITUDES AS CONDITIONS OF SPIRITUAL-MORAL FORMATION OF PERSONALITY

The article discusses the Beatitudes, which are the moral condition of acquiring the Kingdom of Heaven and the criterion of social behavior of people in real life. The Beatitudes present spiritual properties, which are necessary to achieve the Kingdom of God. It is shown that the prospective aim of the process of education of a person becomes a preparation not only for life on earth, but for eternal life. The great teaching on the Beatitude of the Lord Jesus Christ, is a guide to action for every believer, it helps us to understand the true meaning of our earthly existence. The man who learns the contents of the Gospel, begins to live in accordance with Christian values, commandments, and ascends to the source of spirituality. This ideal in the spiritual and moral education of the individual is Jesus Christ.

Текст научной работы на тему «Заповеди блаженства как условия духовно-нравственного становления личности»

УДК 17.025 ШАТОХИНА Н.Н.

кандидат педагогических наук, Курский Свято-Троицкий женский монастырь E-mail: [email protected]

UDC 17.025

SHATOKHINA N.N.

Candidate of Pedagogical Sciences, Kursk Saint-Troitsk nunnery

E-mail: [email protected]

ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА КАК УСЛОВИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ THE BEATITUDES AS CONDITIONS OF SPIRITUAL-MORAL FORMATION OF PERSONALITY

В статье рассматриваются Заповеди Блаженства, которые выступают нравственным условием стяжания Царствия Небесного и критерием социального поведения людей в настоящей жизни. Указываются в Заповедях Блаженств духовные свойства, которые необходимы для достижения Царствия Божия Показано, что перспективной целью процесса воспитания человека становится подготовка его не только для жизни земной, но и для жизни вечной. Великое учение о блаженстве Господа Иисуса Христа, является руководством к действию каждого православного человека, помогает понять истинный смысл нашего земного существования. Человек, осваивая Евангельское содержание, начинает жить в соответствии с христианскими ценностями, заповедями и восходит к источнику духовности. Таким идеалом в духовно-нравственном воспитании личности является Иисус Христос.

Ключевые слова: заповеди Блаженства, Евангелие, Священное Писание, совершенство, добродетель, благодать Духа Святого.

The article discusses the Beatitudes, which are the moral condition of acquiring the Kingdom of Heaven and the criterion of social behavior of people in real life. The Beatitudes present spiritual properties, which are necessary to achieve the Kingdom of God. It is shown that the prospective aim of the process of education of a person becomes a preparation not only for life on earth, but for eternal life. The great teaching on the Beatitude of the Lord Jesus Christ, is a guide to action for every believer, it helps us to understand the true meaning of our earthly existence. The man who learns the contents of the Gospel, begins to live in accordance with Christian values, commandments, and ascends to the source of spirituality. This ideal in the spiritual and moral education of the individual is Jesus Christ.

Keywords: the Beatitudes, the gospel, the Scriptures, the perfection, the virtue, the grace of the Holy spirit.

Российское государство веками строилось на основе духовных традиций. В православной традиции высший идеал человеческого совершенства выражен в личности Господа Иисуса Христа. Евангельское учение Господа нашего Иисуса Христа составляет базовый компонент христианской нравственности. Оно ориентирует нас на главную цель жизни, указывает нам правила и нормы поведения, помогает осознать смысл нашей жизни.

В Евангелие сокращенно представлена программа христианского совершенствования или святости. Это девять Заповедей Блаженства, данных Иисусом Христом в Нагорной проповеди, в которых называются основные добродетели христианина (Мф. 5, 3-12). Они являются основанием христианского вероучения.

Блаженство есть «высшее с точки зрения Православия состояние духовного и телесного бытия, достигаемое верующим на пути стяжания благодати Духа Святого, преодоления внутренней противоречивости, обретения единства с Богом, спасения и жизни вечной» [12].

Заповеди Блаженства показывают, какие душевные расположения нужно иметь, чтобы быть ближе к Богу и обрести высшую степень счастья (блаженство).

Евангельские Блаженства изъясняют нам святые отцы и духовные писатели Православной Церкви свт. Иоанн Златоуст, блж. Иероним Стридонский, преп. Симеон Новый Богослов, свт. Филарет (Дроздов), свт. Игнатий (Брянчанинов), Гладков Б. И., архим. Рафаил (Карелин), прот. Григорий Дьяченко, прот. Геннадий Нефедов и др. Согласно их высказываниям в заповедях Блаженств указан путь к идеальному совершенству, к небесному образу жизни. Господь, устанавливая условия получения блаженства вечной жизни, не нарушает ветхоза-

© Шатохина Н.Н. © Shatokhina N.N.

ветный закон. Своими заповедями Он дополняет и разъясняет закон, учит нас, как перевоспитать себя, чтобы исполнить волю Божию.

О характерном отличии Заповедей Блаженств от десяти ветхозаветных заповедей пишет архиепископ Аверкий. «Там говорится преимущественно о внешних поступках человека и налагаются строгие запрещения в категорической форме. Здесь говорится преимущественно о внутренней настроенности человеческой души и излагаются не требования в категорической форме, а лишь условия, при соблюдении которых достижимо для человека вечное блаженство [1].

Изъясняя заповеди о блаженствах прот. Нектариевский отмечает, что нищета духа является первым законом и крепким основанием для других. Автор называет нищих духом, смиренных умом и сокрушенных сердцем не по необходимости обстоятельств, а по своему расположению. То есть те, которые добросовестно смиряют и уничижают себя перед Богом и людьми. Такие люди создают сами недостаточность собственных сил для духовной жизни и прибегают к Богу, испрашивая благодати как нищие - милости.

Ведь только смиренные способны осознать слабость своего ума и неспособность к пониманию тайн Божиих. Они просто верят слову Божию и Бог подает им дары Духа Святого. Без смирения и одного шага нельзя сделать ко спасению, так как это добродетель исторгает гордость из души. Человек, осознающий нищету своей души и плачущий о своих грехах, приходит в тихое расположение духа (никого не раздражает, не гневается, не превозносится). Этот человек делается кротким и с покорностью повинуется воле Бога. Господь особенно любит кротких и дает им блага (небо и землю). Кто приобрел кротость, тот возревнует о правде, которую жаждет его

душа. Дальнейший путь ко спасению идет через наше сердце. «Собственный труд наш в этом деле, труд нелегкий, состоит в том, чтобы постоянно, так сказать, в каждую минуту бодрствовать над своим сердцем; строго наблюдая, чтобы ничто нечистое, противное совести и закону христианскому, не при-разилось к нему и при первой малейшей опасности, от него или от кого бы то ни было, для нашей нравственной чистоты, заключать накрепко все двери, ведущие к нашему сердцу» ... [10].

Много нужно претерпеть, чтобы сохранить мир в душе. Истинный мир состоит в примирении человека с Богом. Мир Божий распространяют своим примером миротворцы, сохраняя его с ближними, избегая всяких поводов к вражде. На пути стяжания этих добродетелей много нужно претерпеть, стараться быть внимательным и осторожным. Скорби и несчастья постигают на этом пути спасения, которые называются изгнанием [10].

Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что последнюю заповедь Блаженств может исполнить человек, который приготовлен предыдущей заповедью. «Потому-то Христос сплел нам из этих заповедей золотую цепь, всегда пролагая путь от предыдущей заповеди к последующей. В самом деле, человек смиренный будет оплакивать и грехи свои; оплакивающий свои грехи будет и кротким и праведным и милостивым; милостивый, праведный и сокрушенный будет непременно и чистым по сердцу, а такой-то будет и миротворцем; а кто всего этого достигнет, тот будет готов к опасностям, не устрашится злоречия и бесчисленных бедствий» [7]. Достигшие такой духовной высоты должны быть готовы к тому, что греховный мир будет преследовать за преданность Господу Иисусу Христу.

В заповедях блаженств указываются духовные свойства, которые нужны не только для будущего века, но они являются и признаками истиной земной жизни. Спаситель учит нас духовно переродиться, чтобы создать здесь, на земле Царство Божие.

На отличительные особенности Евангельских изречений о блаженствах в нравственном богословии указывает Г.И. Шиманский:

1. В блаженствах представлен идеал нравственной жизни (нравственные правила) для совершенствования внутреннего духовного устроения человека. А внешняя жизнь и его профессиональная деятельность являются необходимым следствием внутренней перемены и обновления.

2. Нравственные требования есть суть самой нравственной природы человека, стремящегося к праведности духа и истины.

3. Человек полностью свободен в выполнении указанных требований в заповедях блаженства. Учение это предложено без повеления, поэтому каждое изречение блаженства следует рассматривать как заповедь или обещание награды. Но, как человек свободный, он и судим будет по закону свободы.

4. Все изречения начертывают путь постепенного восхождения к высшему нравственному совершенству [13].

В своей совокупности заповеди Блаженств могут быть рассмотрены как лествица восхождения в добродетели, начиная с нищеты духовной и кончая готовностью претерпеть за Христа все жизненные злоключения. На пути от одной заповеди к другой у человека появляются христианские добродетели, ведущие ко спасению.

Святитель Иоанн Златоуст очертал образ добродетели. Главой добродетели является смиренномудрие (блажени ни-щии духом). Она есть матерь премудрости, кто ее имеет, тот и все прочее будет иметь. Глаза добродетели очертаны скромностью и целомудрием (блажени чисти сердцем, яко тии Бога узрят). Уста добродетели есть премудрость и разум, сердце есть человеколюбие и добродушие. Руки и ноги есть исполнение добрых дел, душа - благочестие, а грудь - мужество. Дух

же, находящийся в голове и сердце, есть любовь [6].

Анализируя заповеди Блаженства, можно выделить такие основные добродетели: смирение (способность принять Бога в сердце), страх Божий (сокрушение сердца), послушание (незлобие, долготерпение), смиренномудрие (рассудительность), милосердие (отзывчивость, сострадание), целомудрие (чистота помыслов и чувств), миротворчество (Богоуподобление), благоразумие (истинное благочестие, стойкость в правде), верность Христу до самопожертвования (радость от испытания в вере).

Возникает вопрос, как взаимодействуют в человеке различные добродетели и как им следовать? В авторитетном руководстве к духовной жизни, находим ответ, что «имеющий все добродетели по той познается и от той получает наименование, через которую наиболее сияет в нем благодать Духа» [3]. Через такую добродетель происходит духовное возрастание и восхождение к Богу. Понятно, что невозможно стяжать все благие качества, но приобрести хотя бы их части будет нам полезно.

Идущий на этом пути, не должен уклоняться ни на лево, ни на право. Святитель Григорий Нисский указывает, что добродетели находятся посередине, так как зло бывает или по недостатку, или по избытку добродетели. Так, например, мудрость занимает место между хитростью и простотой, а смелость между трусостью и дерзостью. «И лишь то, что свободно от одного и другого и равно удалено от лежащих по краям недостатков, и есть добродетель» [5].

Поэтому, необходимо знать и держать меру во всем, чтобы преуспеть в духовной жизни. Середину эту надо искать не теоретически, а практически, то есть опытом и делом. В процессе стремления к духовному совершенству, приобретаются добродетели, которые человек способен вместить.

Премудрый старец Макарий Египетский в своих беседах указывает пути достижения духовного совершенства. Так, нам необходимо понуждать себя на всякое доброе дело даже против воли сердца. Воспитывать в себе добродетели, «принудить себя ко всякому добродетельному подвигу, к доброму и прекрасному житию, ко всякому смиренномудрию, кротости, к тому, чтобы не превозноситься, не высокомудрствовать, не надмеваться и не говорить ни о ком худо» [9].

Необходимо отметить, что не простое это дело - восхождение к высшему нравственному совершенствованию. Причем, в делании всякого добра никогда не надо полагаться только на самого себя, но всегда просить Бога о благодатной помощи. Постоянно бдить над самим собой, охраняя себя от плохих мыслей и желаний, сохраняя свою душу и сердце чистыми и украшая их добродетелями. И Бог, видя, что человек так старается и против воли своего сердца с усилием удерживает себя от зла, даст ему все это и исполнит его духовного плода. Постоянное желание и стремление к приобретению хорошего будет способствовать совершенствованию своей природы, излечению ее от нравственного недуга.

Существует общая причина нравственного недуга, который заключается в отрыве духа человеческого от Духа Божия. Протоиерей Иудин И.А. связывает лечение болезни души человека с выполнением заповедей Блаженства: обретение веры в Господа Иисуса Христа; осознание нищеты духа своего, потребности в благодати; покаяние и блаженный плач через понуждение себя на Богомыслие; врачевание кротостью, незлобием, терпением унижений, оскорблений; стремление жить по заповедям, возлюбив истину и правду; быть благородным и милостивым; очищать сердце покаянием, постом, трезвением, молитвой, таинствами, скорбями [8].

Иисус Христос указывает нам путь в Царство Божие через исполнение Его заповедей, обещая вечное блаженство в будущей жизни.

Но современный мир в духовном своем устроении слово «заповеди» воспринимает как «запреты», так как заповеди

канонизируют качества, противоположные представлению о нормальном человеке. Портрет человека блаженного - беден, плачет, жалок, не благополучен, не силен, неудачник в жизни. Идеал современного человека не соответствует данным качествам. В мире главенствует мечта об успешности, о материальном обеспечении, самоутверждении себя в земной жизни. Об этом пишет евангелист Лука в дополнении к повествованию евангелиста Матфея о блаженствах (Лк. 6, 24-26). Евангелист Лука приводит слова Иисуса, которые предостерегают людей, не думающего о спасении своей души и видящих свое счастье только в земных благах [4]. (см. табл. №1).

Представления людей о счастье,

Мы видим, что в нагорной проповеди Господь говорит нам о том, что необходимо духовно переродиться, чтобы создать на земле Царство Божие (потерянный рай). Господь заповедал нам стать делателями добродетелей, прекрасным образцом для ближнего, иметь чистую совесть и блаженствовать, чтобы создать здесь, на земле, Царство Божие.

Внедрение Заповедей блаженств в современную жизнь рассматривает протоиерей Геннадий Нефедов, указывая, что они являются одновременно и плодами и признаками истинной жизни. «В них и через них уже в земной жизни человек предвкушает блаженство будущего века. Заповедями

Таблица №1.

рое связано с земными благами

№ Предо стережения Состояния человека, противоположные Заповедям Блаженств

1 Горе вам, богатые! Противоположность нищим духом - гордые, стремящиеся мнимыми достоинствами выделиться из среды, стать выше других.

2 Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взалчете. Под пресыщенными следует понимать тех, которые, в противоположность алчущим правды, вместо Бога ставят разум. Правда для них - это все что, способствует их благополучию, и не важно, каким путем достигнута.

3 Горе будет вам, смеющиеся ныне! Ибо вос-плачите и возрыдаете. Под смеющимися понимаются люди в противоположность плачущим, которые легкомыслено и беспечно проводят свою жизнь. Они не думают о грехах, покаянии, самоисправлении.

4 Горе будет вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо. Здесь говорится о тех, которые потворствуют людским слабостям. О них мир будет говорить хорошо, хвалить их.

Таблица № 2.

Духовно-нравственные условия синергетических отношений Бога и человека

№ Блаженства Пути обретения совершенства

1 Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное Заповедь блаженства о нищете духа является основанием для остальных. Отсутствие нищеты духовной ведет к самомнению, при котором переоцениваются свои знания, опыт, способности и душевные качества.

2 Блажени плачущи, яко тии утешатся Осознание своего несовершенства, недостаточности добрых дел, скудости своих духовных сил, возбуждает в человеке желание изменить себя. В этом состоянии «плача» человек ищет утешения, в Боге.

3 Блажени кротцыи, яко тии наследят землю Кротость означает здравие сердца, она начало спасительному смирению. Кротости надо долго и терпеливо учиться, все переносить, сохраняя внутренний мир и тщательно наблюдая за собой.

4 Блажени алчущии и жаж-дущии правды, яко тии насытятся Счастье без правды не может быть. Алчущие и жаждущие правды находят ее только в Боге, соблюдая заповеди Божии, в каждом поступке отыскивая истинный смысл, живя по совести.

5 Блажени милостивии, яко тии помилованы будут Дела милости весьма разнообразны и каждому доступны. Но в обыденной жизни мы боимся чем-то ограничить себя, пожертвовать своими удобствами для других. Ожесточенное сердце не способно к жалости и состраданию. Наибольшую пользу приносит «духовная» милостыня - подаяние ближнему нужного совета, научение истине и добру.

6 Блажени чисти сердцем, яко тии Бога узрят Сердце источник жизни, познания Истины и красоты, из него исходит доброе и злое. Дух чистоты возникает в сердце постепенно, по мере духовного возрастания человека и действия благодати Божий.

7 Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся Истинный мир бывает лишь у чистых сердцем. Человек призван творить свой внутренний мир, способствовать к достижению мира на земле, восстанавливать связь с другими на основе единства слова, духа и мысли.

8 Блажени изгнании правды ради, яко тех есть Царствие Небесное Эта заповедь утверждает любовь к правде Христовой. Те, кто проповедует мир Божий, бывают гонимы. От христианина требуется мужество и твердая вера для свидетельства об Истине.

9 Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша много на небесех (Мф. 5: 3-15). В нашей земной жизни имеют место скорби, гонения, опасность. Если общепринятые позиции не соответствуют заповедям Божиим, необходимо отстаивать нравственные установки и быть готовым претерпевать непонимание, незаслуженные обвинения, моральные и физические унижения.

Блаженств Христос будит в человеке желание вступить на путь духовного обновления и духовного роста» [11].

В таблице №2 в свернутом виде соотнесено содержание девяти изречений блаженств из Евангелия с возможными путями обретения совершенства в наших современных условиях жизни.

В таблице условно обозначен социальный аспект и синер-гетические попытки призвания человека в контексте заповедей Блаженств. Новозаветные заповеди представляют собой в сокращенном виде как бы все Евангелие.

И. Гладков в толковании на Евангелие пишет, что Господь преподал удивительную программу самоисправления, перевоспитания человеком самого себя. В этой программе Господь изложил в строгой последовательности ее успешное прохождение так, что исполнение одной заповеди Христовой подготовляет почву для исполнения последующей. Главное решиться идти вперед, чтобы достигнуть цели своей земной жизни, а Господь будет постоянно укреплять наши силы и дух

[4].

Из сказанного можно сделать следующие выводы:

1. Учение о блаженствах является нравственным условием стяжания Царствия Небесного и критерием социального

поведения в настоящей жизни людей. Чтобы стать счастливым надо исполнить заповеди блаженств. В центре всех заповедей сам Христос, Он исполнил их. Наша задача - соединение с Ним и получение возможности обрести их. Здесь действие синергии призвания, связь Бога с преображенной человеческой природой.

2. Каждому следует утвердиться в надежде на получение блаженств с помощью Божией и присоединить к этому исполнение своего профессионального долга. Чтобы правильно построить свою личную и профессиональную жизнь, необходимо заповеди блаженств сделать руководством и ориентиром на духовное совершенство.

3. Жизнь по евангельским заповедям блаженств приводит человека к расцвету его духовных сил и полному использованию его дарований.

Добродетельная жизнь ведет к совершенствованию, которое состоит в постоянном движении, которое никогда не имеет никакого предела (путь к Богу есть вечное движение). Оно доступно каждому, а кто останавливается в этом движении, тот начинает идти по пути зла. Учимся у апостола Павла «добродетель можно стяжать при условии веры в Бога и жизни по совести» (1 Тим. 1,19).

Библиографический список

1. Аверкий, архиеп. Четвероевангелие. Апостол: Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М: Изд-во Православного Свято-тихоновского Богословского ин-та, 2000. 782с.

2. Варсонофий Великий, прп., Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошания учеников. М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2011. 720с.

3. Гладков Б. И. Толкование Евангелия. Изд-во Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014. 848с.

4. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея законодателя или о совершенстве в добродетели. М.: Изд-во прихода храма свв. Бессеребренников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке, 2009. 112с.

5. Иоанн Златоуст, свт. Собрание поучений: в 2 тт.: Т. 2. М.: Отчий дом, 2012. 736с.

6. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея. Беседы 1-41. М., 2008. 925с.

7. Иудин И.А., прот. Нравственное богословие. Нижний Новгород: «Родное пепелище», 2014. 384с.

8. Макарий Египетский, прп. Духовные беседы, послания и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. М.: Отчий дом, 2013. 576с.

9. Нектариевский, прот. Изъснение заповедей о блаженствах//сборник статей по истолковательному и надзидательному чтению Четвероевангелия / сост. М.В. Барсов: Т.1. М.: Лепта Книга, 2006. С.598-614

10. Нефедов Геннадий, прот. Основы христианской нравственности. М.: Паломник; Сибирская Благозвонница, 2008. 288с.

11. Православие : Словарь-справочник. Изд. 2-е, испр. М.: «ДАРЪ», 2007. 960с.

12. Шиманский Г.И. Нравственное богословие. К.: Изд- во им. Святителя Льва, папы Римского, 2007. 679с.

References

1. Averky Archbishop. The Four Gospels. The Apostle: A Guide to the Study of the Scriptures of the New Testament. M: Publishing house of the Orthodox Holy Tikhonovsky Theological Institute, 2000. 782 p.

2. Varsonofius the Great, St. John, the Prophet. A guide to spiritual life in answering the questioning of students. Moscow: Publishing House of the Moscow Compound of the Holy Trinity Sergius Lavra, 2011. 720 p.

3. GladkovB.I. Interpretation of the Gospel. Publishing House of the Holy Trinity St. Sergius Lavra, 2014. 848 p.

4. Gregory of Nyssa, svt. On the life of Moses the legislator or on perfection in virtue. M .: Publishing House of the Church of the Holy. Besserebrennikov and miracle workers Cosmas and Damian on Maroseyka, 2009. 112 p.

5. John Chrysostom, St. Collection of teachings: in 2 vols: T. 2. M.: Father's house, 2012. 736 p.

6. John Chrysostom, St. Interpretation of the Gospel according to Matthew. Conversations 1-41. Moscow, 2008. 925 p.

7. Iudin, IA, prot. Moral theology. Nizhny Novgorod: "Native Ashes", 2014. 384s.

8. Macarius of Egypt, pr. Spiritual conversations, messages and words, with the addition of information about his life and writings. М.: Father's house, 2013. 576 p.

9. Nektarievsky, prot. Exemption of the commandments of the bliss // collection of articles on the interpretive and instructive reading of the Fourth Gospel / comp. M.V. Barsov: T.1. M.: Lepta Kniga, 2006. P.598-614

10. Nefedov Gennady, prot. Fundamentals of Christian morality. M.: Pilgrim; Siberian Blagozvonnitsa, 2008. 288p.

11. Orthodoxy: Dictionary-reference. Ed. 2 nd, corrected. M.: «DAR», 2007. 960 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Shimansky G.I. Moral theology. K.: Izd-vo to them. Saint Leo, the Pope of Rome, 2007. 679 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.