Научная статья на тему 'Позиционирование продукта в наукоемких отраслях'

Позиционирование продукта в наукоемких отраслях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гецов М.А., Сумина Е.В.

Наукоемкие отрасли имеют свои отличительные черты, которые следует принимать во внимание при разработке маркетинговой стратегии продукта или услуги, которая в свою очередь включает процесс позиционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Позиционирование продукта в наукоемких отраслях»

Секция ««Менеджмент в наукоемких производствах»

Анализ внешней маркетинговой среды организации t

Сегментация и выбор целевых сегментоов t

Анализ конкурентов и оценка конкурентоспособности компании,

t

Анализ внутренней среды организации t

Постановка целей маркетинговой стратегии i

Разработка позиционирования t

Анализ стратегических альтернатив и выбор маркетинговой стратегии

t

Предварительная экономическая оценка стратегии и инструменты контроля

Рис. 2. Алгоритм разработки маркетинговой стратегии

Это обусловлено тем, что фаза зрелости и старе- Библиографические ссылки

ния в жизненном цикле наукоемкой продукции могут 1. Афанасьева Н. В., Багиев Г. Л., Лейдиг Г. Кон-

наступать гораздо раньше по сравнению с традицион- цепция и инструментарий эффективного предприни-

ными продуктами. Поэтому маркетинг должен ориен- мательства // Энциклопедия маркетинга [Электрон-

тироваться на максимум сбыта наукоемкой продук- ный ресурс]. URL: http://www.marketing.spb.ru/

ции уже на ранних стадиях цикла, обеспечивая выход read/ml8/l.htm.

на все новые рынки в короткий промежуток времени 2. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн X Маркетинг :

или отыскание новых сфер использования имеющейся учебник для вузов / под общ. ред. Г.Л. Багиева. 2-е

технологии. изд., испр. и доп. М. : Экономика, 2011. 718 с.

Все выше сказанное обуславливает высокий риск, 3. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менедж-

требуемый большего объема информации и более мент : учебник. 6-е изд., испр. и доп. СПб. : Питер,

высокие критерии и квалификации маркетингового 2008. 448 с. исследования. Многократно увеличивается трудоемкость процесса, а также затраты на него [3]. © Богачева А. М., 2013

УДК 669.713.7

М. А. Гецов Научный руководитель - Е. В. Сумина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПРОДУКТА В НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЯХ

Наукоемкие отрасли имеют свои отличительные черты, которые следует принимать во внимание при разработке маркетинговой стратегии продукта или услуги, которая в свою очередь включает процесс позиционирования.

Позиционированием называется процесс поиска такой рыночной позиции для компании, продукта или услуги, которая будет выгодно отличать ее (его) от положения конкурентов. Очень важно в данном случае определить понятие позиции фирмы. Позиция фирмы - это место или сегмент рынка, занимаемое данной фирмой в сознании потребителей по сравнению с аналогичными конкурирующими фирмами. Позиционирование осуществляется с учетом конкретной целевой группы потребителей, для которой создаются и предлагаются преимущества и уникальность. Без ясного представления о том, на что направлена позиция, очень сложно, даже почти невозможно, согласовать решения маркетинг-микс [1].

Наукоемкие отрасли - отрасли экономики, выпускающие продукцию, выполняющие работы и услуги с

использованием последних, передовых достижений науки и техники. Деятельность таких отраслей включает проведение обеспечивающих ее научных исследований и разработок, что приводит к дополнительным затратам средств и к необходимости привлечения к работам научного персонала [2].

Главными специфическими особенностями наукоемких производств являются следующие:

1) их комплексный характер, позволяющий решать все проблемы создания техники от научных исследований и опытно-конструкторских работ до серийного производства и эксплуатации;

2) сочетание целевой направленности исследований, разработок и производства на конкретный результат с перспективными направлениями работ общесистемного, фундаментального назначения;

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

3) высокий научно-технический уровень продукции, не имеющей зарубежных аналогов или не уступающей им;

4) высокая динамичность развития производства, проявляющаяся в постоянном обновлении ее элементов (объектов исследований, разработок и производства, технологий, схемных и конструктивных решений, информационных потоков и т. д.;

5) разветвленная внутри- и межотраслевая кооперация, вызванная сложностью наукоемкой продукции и специализацией предприятий и организаций;

6) интенсивный инвестиционный процесс - важнейший фактор достижения целей исследований и разработок высокого научно-технического уровня, сопровождающий реализацию крупных проектов;

7) наличие уникальных коллективов с большой долей ученых, высококвалифицированных инженерно-технических работников и производственно-промышленного персонала в общей численности занятых в разработках и производстве.

Из специфики наукоемких отраслей вытекают следующие проблемы:

- большой объем НИОКР, выполняемых НИИ, КБ и заводами, в результате чего у последних значительные производственные мощности загружаются выполнением экспериментальных образцов продукции, их доводкой;

- доминирование процесса изменения технологии над стационарным производством и связанная с этим необходимость регулярного обновления основных производственных фондов, развития опытно-экспериментальной базы;

- значительная продолжительность полного жизненного цикла техники, достигающая для некоторых ее видов 20 и более лет;

- высокая степень неопределенности (энтропии) в управлении самыми современными разработками,

по которым при принятии решений используются прогнозные оценки технологий будущего [3].

Позиционирование в наукоемких отраслях требует тщательного анализа и принятия во внимание всех аспектов процесса производства или оказания услуг. Оно должно быть ориентировано на определенный целевой сегмент, который в свою очередь напрямую заинтересован в получении уникального или инновационного продукта или услуги. Конкурентным преимуществом в процессе позиционирования должен служить тот факт, что продукт или услуга того или иного предприятия могут не иметь аналога или заменителя. Для производства в наукоемкой отрасли очень важно разработать долгосрочную стратегию, в том числе маркетинговую. Как правило наукоемкий продукт не является массовыми и это может вызвать некоторые сложности в выборе рынка сбыта. Также нужно принимать во внимание высокую степень неопределенности подобных отраслей. Нужно постоянно следить за продуктами и разработками в рамках своей страны и зарубежных государств, чтобы потом использовать полученную информации для формирования или изменения маркетинговой стратегии и стратегии позиционирования.

Библиографические ссылки

1. Голубков Е. П. Маркетинг: Словарь-справочник. М. : Дело. 2000.

2. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М. : Инфра-М, 1999. 479 с..

3. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) : монография / под ред. В. Л. Макаров и А. Е. Варшавский. М. : Наука, 2001.

© Гецов М. А., 2013

УДК 334.021.1

А. А. Пузанов, А. А. Касьянов, В. В. Кишкан Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

О КОМПЕТЕНЦИЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Рассмотрены проблемы профессиональных, управленческих и коммуникативных компетенций государственных служащих, занимающихся подготовкой и реализацией проектов государственно-частного партнерства.

В Красноярском крае в соответствии с уставом края проводится политика частно-государственного партнерства в интересах устойчивого социально-экономического развития края. При этом органы государственной власти края в пределах своей компетенции участвуют в экономической деятельности и регулируют ее исходя из общих интересов населения.

В частности, Законодательным Собранием Красноярского края принят закон края «Об участии Красноярского края в государственно-частном партнерстве» (подписан Губернатором Красноярского края

12.12.2011) [1]. Предметом регулирования закона являются общественные отношения, возникающие в процессе принятия решений об участии края в государственно-частном партнерстве (ГЧП), реализации проектов государственно-частного партнерства и контроля за их осуществлением.

Анализ закона показывает, что предложенные нормы не затрагивают вопросов взаимодействия и соотношения законодательства о государственно-частном партнерстве, бюджетного законодательства и действующего законодательства в сфере инвестици-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.