Научная статья на тему 'О компетенциях государственных гражданских служащих в сфере государственно-частного партнерства'

О компетенциях государственных гражданских служащих в сфере государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
657
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пузанов А.А., Касьянов А.А., Кишкан В.В.

Рассмотрены проблемы профессиональных, управленческих и коммуникативных компетенций государственных служащих, занимающихся подготовкой и реализацией проектов государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О компетенциях государственных гражданских служащих в сфере государственно-частного партнерства»

3) высокий научно-технический уровень продукции, не имеющей зарубежных аналогов или не уступающей им;

4) высокая динамичность развития производства, проявляющаяся в постоянном обновлении ее элементов (объектов исследований, разработок и производства, технологий, схемных и конструктивных решений, информационных потоков и т. д.;

5) разветвленная внутри- и межотраслевая кооперация, вызванная сложностью наукоемкой продукции и специализацией предприятий и организаций;

6) интенсивный инвестиционный процесс - важнейший фактор достижения целей исследований и разработок высокого научно-технического уровня, сопровождающий реализацию крупных проектов;

7) наличие уникальных коллективов с большой долей ученых, высококвалифицированных инженерно-технических работников и производственно-промышленного персонала в общей численности занятых в разработках и производстве.

Из специфики наукоемких отраслей вытекают следующие проблемы:

- большой объем НИОКР, выполняемых НИИ, КБ и заводами, в результате чего у последних значительные производственные мощности загружаются выполнением экспериментальных образцов продукции, их доводкой;

- доминирование процесса изменения технологии над стационарным производством и связанная с этим необходимость регулярного обновления основных производственных фондов, развития опытно-экспериментальной базы;

- значительная продолжительность полного жизненного цикла техники, достигающая для некоторых ее видов 20 и более лет;

- высокая степень неопределенности (энтропии) в управлении самыми современными разработками,

по которым при принятии решений используются прогнозные оценки технологий будущего [3].

Позиционирование в наукоемких отраслях требует тщательного анализа и принятия во внимание всех аспектов процесса производства или оказания услуг. Оно должно быть ориентировано на определенный целевой сегмент, который в свою очередь напрямую заинтересован в получении уникального или инновационного продукта или услуги. Конкурентным преимуществом в процессе позиционирования должен служить тот факт, что продукт или услуга того или иного предприятия могут не иметь аналога или заменителя. Для производства в наукоемкой отрасли очень важно разработать долгосрочную стратегию, в том числе маркетинговую. Как правило наукоемкий продукт не является массовыми и это может вызвать некоторые сложности в выборе рынка сбыта. Также нужно принимать во внимание высокую степень неопределенности подобных отраслей. Нужно постоянно следить за продуктами и разработками в рамках своей страны и зарубежных государств, чтобы потом использовать полученную информации для формирования или изменения маркетинговой стратегии и стратегии позиционирования.

Библиографические ссылки

1. Голубков Е. П. Маркетинг: Словарь-справочник. М. : Дело. 2000.

2. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М. : Инфра-М, 1999. 479 с..

3. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) : монография / под ред. В. Л. Макаров и А. Е. Варшавский. М. : Наука, 2001.

© Гецов М. А., 2013

УДК 334.021.1

А. А. Пузанов, А. А. Касьянов, В. В. Кишкан Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

О КОМПЕТЕНЦИЯХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Рассмотрены проблемы профессиональных, управленческих и коммуникативных компетенций государственных служащих, занимающихся подготовкой и реализацией проектов государственно-частного партнерства.

В Красноярском крае в соответствии с уставом края проводится политика частно-государственного партнерства в интересах устойчивого социально-экономического развития края. При этом органы государственной власти края в пределах своей компетенции участвуют в экономической деятельности и регулируют ее исходя из общих интересов населения.

В частности, Законодательным Собранием Красноярского края принят закон края «Об участии Красноярского края в государственно-частном партнерстве» (подписан Губернатором Красноярского края

12.12.2011) [1]. Предметом регулирования закона являются общественные отношения, возникающие в процессе принятия решений об участии края в государственно-частном партнерстве (ГЧП), реализации проектов государственно-частного партнерства и контроля за их осуществлением.

Анализ закона показывает, что предложенные нормы не затрагивают вопросов взаимодействия и соотношения законодательства о государственно-частном партнерстве, бюджетного законодательства и действующего законодательства в сфере инвестици-

Секция «Менеджмент в наукоемких производствах»

онной деятельности. Действительно, в правовой литературе государственно-частное партнерство относят к одному из видов инвестиционной деятельности [2].

В связи с этим перед государственными органами, ответственными за реализацию указанного закона, возникает ряд вопросов.

1. Кто определяет цели и задачи, установленные приоритетами социально-экономического развития края (п. 1 ст. 3 Закона), соответствие которым является основанием для принятия решения об участии края в государственно-частном партнерстве?

2. Каковы правовые последствия предоставления в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве мер государственной поддержки? Чем отличаются такие меры от установленных в статьях 11-19 Закона края от 30 сентября 2004 года № 12-2278 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае»? [3].

3. Чем участие края в государственно-частном партнерстве в формах, установленных в пп. 4 и 5 п. 1 ст. 5 Закона, отличается от вопросов распоряжения краевой собственностью в соответствии с действующим краевым законодательством?

4. Чем проекты, реализуемые на основе государственно-частного партнерства, принципиально отличаются от инвестиционных проектов, подлежащих регистрации и экспертизе в рамках краевого законодательства об инвестиционной деятельности?

Очевидно, что для эффективной работы по направлению государственно-частного партнерства государственным служащим необходимо иметь высокий уровень профессиональных, управленческих и коммуникативных компетенций, поскольку именно уровень компетенции государственных служащих влияет на результативность их работы.

Кроме того, серьезным препятствием в развитии ГЧП в РФ является отсутствие у региональных властей необходимых компетенций для подготовки и реализации проектов ГЧП. Это обусловлено тем, что данные проекты имеют более сложный характер, чем инвестиционные, и предполагают участие государства на достаточно длительный срок (от нескольких лет до нескольких десятилетий).

Отсутствие на федеральном уровне единого законодательного акта, закрепляющего сущность и механизмы государственно-частного партнерства, создает сложности в управлении механизмами такого партнерства.

В настоящее время более в чем в шестидесяти субъектах Российской Федерации приняты региональные законы, направленные на реализацию проектов ГЧП. Вместе с тем полноценная реализация проектов ГЧП на региональном и муниципальном уровне затруднена отсутствием необходимых норм в федеральном законодательстве.

Обзор законов субъектов Российской Федерации, регулирующих участие субъектов Российской Федерации в государственно-частном партнерстве, показывает, что нормативно-правовых документах субъектов РФ отсутствует в определении объектов государственно-частного партнерства, порядке заключения соглашения о ГЧП, формах участия в государст-

венно-частном партнерстве, координационных органах и др.

В связи с отсутствием специальной подготовки государственным служащим в настоящее время не хватает знаний и опыта подготовки проектов государственно-частного партнерства, то есть документов, определяющих комплекс мероприятий, реализуемый сторонами ГЧП в целях решения приоритетных задач социально-экономического развития региона, а также для организации и проведения конкурсов по проектам ГЧП и их последующего сопровождения.

«Центром развития государственно-частного партнерства» разработана концепция «квалифицированного заказчика» [5], цель которой - повышение профессионального уровня со стороны администрации. Данная концепция является готовой методологией и пошаговой инструкцией по реализации проектов ГЧП. Продвижение данной концепции происходит путем организации семинаров совместно с органами государственной власти в регионах, а также открытием различных подразделений при ведущих вузах России. Так, например, в МГИМО в 2011 году была создана кафедра экономической политики и ГЧП, осенью 2011 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ начал работать Научно-образовательный центр ГЧП. Все эти подразделения ведут не только научную работу и осуществляют подготовку студентов, но и организуют курсы повышения квалификации для сотрудников региональных и муниципальных администраций, а также представителей бизнеса.

По нашему мнению, в результате повышения квалификации при изучении дополнительных профессиональных образовательных программ государственный служащий обязан повысить уровень профессиональных, управленческих и коммуникативных компетенций и должен:

Знать: понятийный аппарат государственно -частного партнерства:

содержание теорий, концепций и современных подходов к государственно-частное партнерству;

основные методы и содержание основных технологий государственно-частного партнерства;

основные направления повышения эффективности государственно - частного партнерства.

Уметь: критически оценить перспективы внедрения управленческих технологий в области государственно-частного партнерства;

анализировать и оценивать программы государственно-частного партнерства;

вырабатывать решения в области государственно-частного партнерства, учитывающие нормативную и правовую базу.

Владеть навыками (приобрести опыт деятельности): работы с нормативными актами, иными документами, регламентирующими работу в области государственно-частного партнерства;

подготовки проектов нормативных правовых актов в области государственно-частного партнерства, их финансово-экономического обоснования;

обоснования и анализа программ государственно-частного партнерства;

поиска, обработки и анализа информации, необходимой для подготовки и обоснования управленческих решений, а также анализа проблем в области государственно-частного партнерства.

Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что для успешной реализации проектов государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации необходимо повысить компетенции государственных служащих, занимающихся проектами государственно-частного партнерства с учетом требований Указа Президента РФ «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» [6] и государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации [7].

Библиографические ссылки

1. Об участии Красноярского края в государственно-частном партнерстве : Закон Красноярского края от 01.12.2011 № 13-6633 // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. № 68(509). 22.12.2011.

2. Белицкая А. В. Государственно-частное партнерство как вид инвестиционной деятельности: пра-

вовые аспекты // Предпринимательское право. 2011. № 1. С. 25-29.

3. О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае : Закон Красноярского края от 30 сентября 2004 года № 12-2278 // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края, № 28. 01.11.2004.

4. Селезнев П. Чиновникам не хватает компетенции для развития ГЧП // National Business. 2012. № 11.

5. Сильверстов С. Партнерство государства и частного сектора // Экономика России: XXI век. 2009. № 13.

6. О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации : Указ Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 203.

7. Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 362 // Собрание законодательства РФ, 12.05.2008, № 19, ст. 2194.

© Пузанов А. А., Касьянов А. А., Кишкан В. В., 2013

УДК 338.45.01

М. В. Рыженкова Научный руководитель - И. А. Мисинева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В НАУКОЕМКИХ ПРОИЗВОДСТВАХ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ

Рассматриваются характеристики, по которым отрасли принято относить к наукоемким, изучаются особенности менеджмента наукоемких предприятий, дается описание положениия наукоемких и технически сложных отраслей в РФ и направлений их возможного развития в современных условиях.

Наукоемкие или высокие технологии в условиях современности являются основной движущей силой развития экономики, как отдельно взятой страны, так и в мировом масштабе. Доминирующая роль наукоемких производств и информационных технологий в современной экономике определяется их растущим вкладом в уровень развития и благосостояния общества. Кроме того, сегодня они служат показателем стратегического уровня экономической мощи страны, ее национального статуса. Потеря имеющихся наукоемких технологий, производственного потенциала на самом деле означает деиндустриализацию экономики, деградацию социально-экономического развития общества, вследствие чего страна лишается научно-производственной и технологической базы экономического роста, считает ряд ученых. Наукоемкие производства - это отрасли экономики, выпускающие продукцию, выполняющие работы и услуги с использованием последних, передовых достижений науки и

техники. Деятельность таких отраслей включает проведение обеспечивающих ее научных исследований и разработок, что приводит к дополнительным затратам средств и к необходимости привлечения к работам научного персонала[1]. Принадлежность отраслей экономики к разряду наукоемких характеризуется показателем наукоемкости производства, определяемого соотношением объема расходов на НИОКР (Униокр) к объему валовой продукции этой отрасли (Увп). К началу ХХ1 в. в экономически развитых странах сформировались пять основных наукоемких отраслей: аэрокосмическая, фармацевтическая, производство компьютеров и программного обеспечения, средств телекоммуникации и автомобилестроение.

Характерными особенностями наукоемких отраслей, определяющими их роль в экономике в целом, также являются такие показатели, как: темпы роста, в 3-4 раза опережающие темпы роста других отраслей промышленности; большая доля добавленной стои-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.