Научная статья на тему 'Позиционирование пляжно-купального отдыха и туризма в Приморском крае'

Позиционирование пляжно-купального отдыха и туризма в Приморском крае Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
290
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПЛЯЖНЫЙ ОТДЫХ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / TOURISM / BEACH REST / ENTERPRISE STRUCTURES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мартышенко Н. С., Ильин А. Е.

В статье рассматривается методический подход к исследованию формирующейся предпринимательской структуры на базе использования пляжных территорий Приморского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Позиционирование пляжно-купального отдыха и туризма в Приморском крае»

Мартышенко Н.С., Ильин А.Е.

1Профессор; 2аспирант, кафедра Маркетинга и коммерции, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ПЛЯЖНО-КУПАЛЬНОГО ОТДЫХА И ТУРИЗМА В

ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Аннотация

В статье рассматривается методический подход к исследованию формирующейся предпринимательской структуры на базе использования пляжных территорий Приморского края.

Ключевые слова: туризм, пляжный отдых, предпринимательские структуры Keywords: tourism, beach rest, enterprise structures

Эффективная структура предпринимательства в рамках регионального туристского комплекса должна создаваться на основе четкого и ясного позиционирования туристского продукта, ориентированного на конкретные группы потребителей. В настоящем работе мы предлагаем рассмотреть рынок внутреннего туризма Приморского края, который формируется на базе двух потоков: туристов из числа жителей края и российских туристов, прибывающих из соседних регионов страны. Создать на территории региона какой-либо новый вид туристского продукта крайне сложно. Гораздо легче это сделать, опираясь на сложившиеся предпринимательские структуры туристской сферы. Локомотивом развития туристского предпринимательства в Приморском крае призван стать пляжно-купальный туризм, так как он является наиболее массовым, хотя и сезонным. Количество туристов, прибывающих на побережье в последние годы, показывает высокие темпы роста. Вместе с ростом потока туристов на побережье ежегодно строится большое количество новых турбаз.

В настоящее время можно сказать, что период полностью «диких» туристов (дотуристская фаза) уходит в прошлое. Если в период «дикого» туризма туристы сами могли справится с обеспечением своего проживания на побережье, то в настоящее время при увеличивающемся количестве прибывающих на отдых рекреантов, перед ними встает целый ряд новых проблем: снабжение питьевой водой, вывоз мусора, приготовление пищи и т.п. Поэтому появление предпринимательских структур вызвано спросом на отдельные виды услуг и вполне закономерно. С переходом к фазе индустриального туризма формируется система туристского предпринимательства, в рамках которой создается и функционирует большое количество разнообразных предпринимательских структур, предоставляющих специализированные сервисные услуги для приезжающих туристов.

В настоящее время освоение прибрежных территорий и пляжей носит стихийный характер, что уже сейчас имеет ряд негативных последствий, которые предстоит преодолевать в будущем. Предпринимательство, возникшее на базе эксплуатации ограниченного природного ресурса, далее не может развиваться стихийно. Функционирование и развитие предпринимательских структур, обслуживающих большие массы туристов, должно быть регулируемо и контролируемо со стороны государственных и общественных структур.

Хотя мы наблюдаем динамичное развитие пляжно-купального туризма, этот вид отдыха в Приморском крае мало изучен. Поэтому нами были предприняты исследования по оценке пространственного распределения туристов, использующих пляжно-купальный

©© Мартышенко Н.С., Ильин А.Е., 2012 г.

отдых на морском побережье Японского моря, которое формируется под воздействием ряда факторов. Кроме пространственных характеристик исследовались временные характеристики отдыха, транспортная составляющая, средства размещения и другие факторы. Они исследовались на фоне социально-демографического портрета респондентов. Необходимо было не просто зафиксировать факт пространственного распределения, но и понять причины, обусловившие его, что может помочь оценить перспективы развития туристских предпринимательских структур.

Для решения этой задачи был о организован мониторинг этого вида туризма. Начиная с 2003 года на кафедре Маркетинга и коммерции ВГУЭС по этому виду туризма на базе проведения массовых анкетных опросов был собран обширный статистический материал.

Основным источником данных для исследования пространственного распределения туристских потоков послужили данные анкетного опроса с анкетой «Исследование пляжно-купального отдыха» [1]. За весь период было собрано и введено в компьютер около 8 тысяч анкет. В опросе изучались две разновидности пляжно-купального отдыха, практикуемого жителями края, - без ночевок и с ночевками.

Использованная методика исследования пространственного распределения туристских потоков по зонам отдыха на побережье представлена на рис. 1.

В результате исследований установлено, что неуклонно растет как количество жителей края, использующих этот вид отдыха, так и увеличивается количество жителей соседних регионов, совершающих поездки в Приморский край. Свыше 30% респондентов отмечают, что в последние годы они стали чаще посещать пляжи. Это связано с несколькими факторами: увеличилось количество личного автотранспорта, повысилась транспортная доступность пляжей (качество дорог), развивались туристские предпринимательские структуры в пляжных зонах.

Необходимо отметить тот факт, что до сих пор большинство людей не пользуется услугами средств размещения и для ночевок использует палатки. При этом учет туристских потоков крайне затруднен. Мобильность туристов и активность потребления туристского продукта на побережье зависит от используемых средств доставки к месту отдыха. Более 64 % туристов используют личный транспорт.

Рис. 1. Методика исследования пространственного распределения туристских потоков по

зонам отдыха на побережье

В связи с ухудшением экологической обстановки и загрязнением пляжей в пригородной прибрежной зоне краевого центра, все большее количество жителей края вынуждено осваивать новые зоны отдыха, часто испытывая дополнительные неудобства и неся при этом все большие временные и транспортные расходы.

При изучении пространственного распределения спроса на пляжно-купальный турпродукт были использованы три вопроса анкеты - два открытых по расположению или локализации места отдыха и один сложный вопрос с множественным выбором из списка наиболее популярных мест.

Первый открытый вопрос задавался с целью определения популярности пляжей в черте города Владивостока или в непосредственной близости к нему. При посещении таких пляжей, как правило, не используются средства размещения для ночевки.

Исследованию посещаемости пляжных зон, в которых отдыхающие остаются на ночлег, посвящены два вопроса анкеты. Есть такие зоны пляжного отдыха вблизи города, которые занимают промежуточное состояние. Они могут посещаться, как без ночевки, так и с ночевками. Для обработки открытых вопросов была использована операция типизации [2].

Популярность зон пляжно-купального отдыха (из списка) оценивалась с помощью вопроса относительно количества посещений за последние три года. Список наиболее популярных зон отдыха на побережье юга Приморского края был определен на первых этапах исследования в ходе проведения фокус-групп. Дальнейшие исследования подтвердили правильность выбора данного списка.

Для наглядности результатов были введены более крупные центры, поглатившие некоторые более мелкие. Доля ответов респондентов, указавших эти центры, составляет 83% от всех ссылок на зоны отдыха, которые указывали респонденты. Выделенные центры были разбиты на четыре группы по объему туристских потоков (частота встречаемости названия центра в ответах респондентов). В табл. 1 для каждого выделенного центра указано расстояние от города Владивостока до туристского центра.

Данные табл. 1 были представлены в виде схемы распределения потока туристов по расстоянию от краевого центра Приморского края - г. Владивостока (рис. 2), концентрические окружности на котором соответствуют различным расстояниям от г. Владивостока. Различные по мощности туристские потоки обозначены различной толщиной линии связи. Наибольшее количество туристов сосредоточено в зоне с расстоянием в 75км от г. Владивостока. С увеличением расстояния объем потока туристов снижается.

Таблица 1

Оценка предпочтений пляжно-купальных зон Приморскогокрая в высокий сезон

№ Центр пляжной зоны Объем потока туристов Расстояние в (км) Группа Тип линии

1 п. Ливадия 0,24 150 1

2 о. Русский 0,23 75 1

3 б. Лазурная (Шамора) 0,22 15 1

4 о. Попова 0,05 150 2

5 п. Славянка 0,05 190 2

6 б. Троица и б. Витязь 0,05 230 2

7 б. Находка 0,04 180 3

8 п. Врангель 0,04 220 3

9 оз. Ханка 0,03 220 3

10 б. Тавайза 0,02 50 4

11 о. Рейнике 0,02 220 4

12 п-в. Песчаный 0,01 120 4

В высокий сезон на территорию края прибывает большое количество туристов из соседних регионов и, в первую очередь, из Хабаровского края. Предпочтения таких туристов не зависят от расстояния в пределах Приморского края. Для них первый приоритет и наибольшая ценность - чистое море и качество обслуживания.

Сегодня можно охарактеризовать этот поток только в общих чертах. Туристы из соседних регионов делятся на две большие группы. Это туристы, которые прибывают на личном транспорте и туристы, которые прибывают по железной дороге в город Владивосток, а затем направляются к месту отдыха.

Рис. 2. Схема распределения потока туристов по расстоянию от краевого центра

Приморского края г. Владивостока

Обе группы путешественников роднит то, что они прибывают на вполне определенный срок. Они очень редко изменяют свои планы по сроку пребывания. Туристы, прибывающие на личном транспорте, как правило, для ночевки используют палатки, в меньшей степени частный сектор и совсем в малой степени туристские базы. Туристы, пребывающие по железной дороге, в большей степени размещаются на турбазах, реже используют частный сектор и практически не используют для ночевки палатки.

Заключение

Анализ пространственного распределения туристских потоков по зонам отдыха на побережье показал, что в настоящее время в Приморском крае сложились устойчивые дестинации (места назначения для туристов), в которых образуются и функционируют предпринимательские структуры. Развитие предпринимательских структур способствует увеличению туристских потоков и туристские потоки достигли такого уровня, что туризм на побережье вступил в переходный период от «дикого и самодеятельного» к индустриальному и организованному. Вместе с тем в переходный период организация туристских предприятий носит стихийный характер, что сопровождается рядом негативных последствий. Все функции по развитию туристского бизнеса на побережье сосредоточены на уровне местных администраций (районов), которые не в состоянии разрабатывать и осуществлять программы развития целой отрасли. Отсутствие управления привело к массовой застройке прибрежных зон временными строениями, которые мало чем отличаются по условиям от палаток. Такую политику можно охарактеризовать как «ландшафтный терроризм». Огромные прибыли, извлекаемые предпринимателями, захватившими все прибрежные территории края, практически не контролируемы.

Сегодня необходима единая централизованная политика в развитии пляжнокупального отдыха в масштабах края. Эта политика должна способствовать ускорению процесса перехода туризма на индустриальный уровень, который преобладает во всем мире.

Переходу к индустриальному туризму должен способствовать запрет на постановку палаток для ночлега в прибрежных зонах, запрет на размещение автотранспорта в этих зонах, а также сокращение и постепенная ликвидация временных строений на побережье. Эти меры являются не популярными у значительной части населения, потому что многие жители не могут сегодня позволить себе отдых на турбазах. Необходимо добиться снижения цен на услуги размещения на побережье и привести в соответствие цену к качеству.

Кроме того, необходимо проводить серьезные экологические мероприятия по наведению порядка на пляжах в черте города. Сегодня большинство пляжей города не пригодны для купания. А ведь каких-нибудь 30 лет назад большинство жителей Владивостока пользовались городскими пляжами и не помышляли ехать отдыхать куда-то за сотни километров. Сами пляжи должны отвечать международным стандартам.

Литература

1. Мартышенко Н.С., Старков А.С. Анализ структуры потребительского регионального туристского рынка // Территория науки. - 2007. - №4. - С. 468 - 478.

2. Мартышенко Н.С. Компьютерная технология обработки качественных данных опросов потребителей туристских услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2011. - №3. - С. 184-192.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.