УДК 338.48
ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Мартышенко Н.С.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток
Рассматриваются проблемы и условия формирования туристско-рекреационного кластера в Приморском крае. Последовательно проводится идея, что основой для разработки целевой программы развития внутреннего туризма на базе кластера должны быть результаты маркетинговых исследований предпочтений и моделей потребления территориального туристс-ко-рекреационного продукта. Утверждается, что построение кластера должно обеспечиваться разработкой и реализацией природоохранных проектов.
Приморский край, обладая уникальными природными ресурсами, является важнейшим транспортным узлом, связывающим Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако более 3-х десятилетий политика центра была направлена на превращение территорий Дальнего Востока в сырьевую провинцию страны путем насаждения монопродуктовой экономики, перекачивания доходов от эксплуатации природных ресурсов в государственный бюджет, финансирования социальных и инфраструктурных проектов по остаточному принципу, что привело к кризису в экономической и социальных сферах [1]. Академик П. А. Минакир отмечает, что последней попыткой централизованного перераспределения капитальных вложений и их структурной переориентации в пользу развития социальной сферы была программа социально-экономического развития Дальнего Востока 1986-1990 гг., которая должна была обеспечить выравнивание социальных стандартов относительно других регионов страны. Фактически программа действовала только три года вместо предусмотренных пяти (1988-1990 гг.), что привело к срыву основных программных заданий, особенно в техническом перевооружении и модернизации производства. В социальной сфере объемы ввода дошкольных учреждений и общеобразовательных школ - на 35,6 и 34,5 % соответственно. Постоянные недовыполнения программных заданий в социальной сфере привели к снижению качества жизни в ДВР (Дальневосточный регион). Последствиями такой политики явились: снижение численности населения, сокращение продолжительности жизни, миграция трудоспособного населения в западные регионы страны и т.д. Сегодня более 60 % выпускников вузов изъявляют желание покинуть пределы Приморского края. Хотя кредит доверия ко всем органам власти у жителей в большей степени утрачен, возможно, мы все-таки будем свидетелями возрождения края. Эта надежда связана, в первую очередь, с беспрецедентными проектами, бизнес-фаза которых наконец-то перешла от рекламной кампании в фазу реализации. Основными из них являются: строительство Восточного нефтепровода (ВСТО), реализация серии крупных проектов, приуро-
ченных к проведению саммита АТЭС в 2012 г., сооружение нескольких крупнейших в мире мостов и расширение сети дорожных магистралей.
Опираясь на две основные группы факторов: качество жизни населения и уровень развития хозяйства, известный дальневосточный экономист С.Н. Леонов относит Приморский край к депрессивным регионам [3]. Экономическое состояние края кроме общегосударственных проблем усугубили проблемы чисто регионального характера. К ним относятся [2]:
- разрыв и переориентация экономических связей;
- разрыв социальных связей;
- низкая плотность рыночного пространства;
- действие удорожающих природно-климатических факторов;
- действие удорожающих транспортных и энергетических факторов;
- негативные социально-демографические процессы;
- экономико-географические и экологические контрасты;
- социально-экономико-географические контрасты соседних стран.
Анализируя программы развития ДВР с 60-х гг. по настоящее время, П. А. Минакир делает выводы, что региональные программы развития должны создавать условия для получения синергетических эффектов, реализуя такие проекты, которые должны стать локомотивом не только для региона, но и для всей страны [1]. И мы видим, что такие локомотивы начинают появляться.
Область научных интересов автора связана с одним из перспективных секторов экономики Приморского края - это туристско-рекреационный комплекс. Индустрия туризма в Приморье находится на стадии зарождения, ведь край стал открытым для въезда жителей из других регионов не многим более десяти лет. Если говорить об отраслевых локомотивах, то для развития в крае туризма таковым может выступить, кроме реализации упомянутых выше проектов, создание в крае одной из четырех специализированных зон игорного бизнеса.
На фоне таких глобальных проектов новое содержание приобретает динамично развивающаяся индустрия
I Стиль ЖИЗНИ І""
Информационные
[ Впечатления ] технологии
/ ^^ \
І°бразоварі (^туризм^) Устойчивое развитие I
Здоровье ^Свободное время j
\ I /,
| Демография | [Транспорт]
'"'"''і Безопасность ^
Рис. 1. Факторы, влияющие на тенденции спроса современного туризма
пляжно-купального отдыха, являющаяся сегодня наиболее мощным сектором въездного туризма в летние месяцы. В течение последних 5-7 лет численность потока рекреантов в летний период постоянно увеличивается на 20-25 % [4-5]. Если рассмотреть факторы, определяющие мировые тенденции развития туристского спроса (рис. 1), то в Приморском крае наиболее важно учитывать демографическую структуру населения и уровень развития туристской инфраструктуры, а также обеспечение личной безопасности во время пребывания на территории. Динамика развития туризма связана с тенденциями социально-экономического развития региона, а также со стилем жизни различных слоев населения. Для выбора стратегий развития туристской индустрии важно, чтобы изменения условий были вовремя идентифицированы производителями территориального туристского продукта. Современные стратегии, связанные с производством продуктов, услуг маркетингом и инвестициями, должны оперативно корректироваться в случаях, когда предпочтения потребителей изменяются. Изучение предпочтений потребителей производилось на основании анализа данных анкетного опроса жителей края, являющихся пользователями рекреационных услуг и большей части жителей г. Владивостока (77 % опрошенных). Жители краевого центра представляют заметный процент от численности населения края (30 %), а городское население в крае составляет более 76 % от общей численности. Сельские жители в сезон пляжно-купального отдыха более всего заняты производственной деятельностью регионального продукта и пляжный отдых используют гораздо меньше городских, за исключением жителей прибрежных поселений, активно участвующих
в обслуживании туристов и отдыхающих.
В анкетном опросе исследовались две разновидности пляжно-купального отдыха, практикуемого жителями края, - без ночевок и с ночевками. Ряд характеристик потребления туристского продукта представлен на рис. 2-9. Большинство жителей края отмечает рост популярности пляжно-купального отдыха, что отражается на уровне посещаемости различных пляжных зон отдыха. Уменьшение посещений некоторых зон можно объяснить резким ухудшением экологической обстановки на отдельных территориях.
В течение более пяти последних лет при помощи опроса исследовались временные характеристики отдыха, транспортная составляющая, используемые средства размещения и другие факторы на фоне социально-де-мографического портрета респондентов. По мнению потребителей, количество отдыхающих в прибрежных зонах в течение исследуемого периода увеличивается из года в год (рис. 2-4). Оценки давались респондентами по всем посещаемым зонам отдыха. В последние годы существенно увеличился поток туристов, прибывающих из соседних регионов. Это связано, с одной стороны, с эффектом распространения мнений людей, посетивших наш край, с другой стороны, с постоянным ростом количества мест на прибрежных турбазах. В последние годы и пожилые люди (старше 55 лет) не отказываются от использования пляжно-купального отдыха, т.е. можно сказать, что этот вид отдыха «стареет».
Потребление пляжно-купального туристского продукта приходится в основном на два летних месяца: июль, август (рис. 4).
Хотя температурный режим в сентябре в Приморском крае достаточно комфортный, этот месяц пользуется не столь высокой популярностью. Это связано с установившимися стереотипами и началом занятий в учебных заведениях. Исследования показывают, что стереотипы постепенно претерпевают изменения и все большее количество рекреантов предпочитает отдых на море в первой половине сентября. Среднее количество посещений пляжей в период с начала июля и по конец августа самое высокое (рис. 5).
Однако в связи с ухудшением экологической обстановки и загрязнением пляжей в пригородной прибрежной зоне краевого центра все большее количество жителей края вынуждено осваивать новые зоны морского
0,70 -0,60 -0,50 -0,40 -0,30 -0,20 -0,10 -0,00 -
0,62
Число посещающих пляжные
зоны отдыха
0,34
0,04
Увеличивается
Остается
неизменным
Уменьшается
Рис. 2. Оценки уровня посещаемости пляжных зон, даваемые респондентами
0,300
0,250
0,200
0,150
0,100
0,050
0,000
0,441
На прежнем уровне
Число личных посещений пляжных
зон отдыха
0,322
0,237
Больше
Меньше
Рис. 3. Частотные ряды собственных посещений пляжей
$ 0,80 -я- 0,60 -
сентябрь
о о 5
Ш И °
Рис. 4. Относительная посещаемость пляжей по месяцам
отдыха, часто испытывая дополнительные неудобства и неся при этом все большие временные и транспортные расходы. Необходимо отметить тот факт, что большинство рекреантов не пользуются услугами средств размещения и для ночевок использует палатки (рис. 6).
Одной из ключевых характеристик пляжно-купального отдыха является частотный ряд распределения расходов, которые несут потребители в каждый день отдыха. При этом в эти расходы на отдых нами не включались расходы на проживание и транспортную составляющую (рис. 7).
Мы придерживаемся мнения, что при сегодняшнем уровне развития туризма в Приморском крае самой эффективной формой регионального экономического развития можно рассматривать теорию кластерного механизма, в которой кластеры могут выступить в качестве средства обеспечения конкурентоспособности территории за счет усиления внутренней конкуренции, повышения производительности входящих в них фирм и отраслей, повышения способности к введению инноваций, стимулирования ведения новых видов бизнеса, поддерживающих инновации и комплексное использование потенциала развития территории. Построение туристского кластера, на наш взгляд, логично реализовывать на основе пляжно-купального вида отдыха как самого популярного для Приморья. Пляжно-купальный отдых вообще мало изучен в нашей стране, тем более в Примор-
июнь июль август сентябрь
Рис. 5. Среднее число посещений пляжа в месяц
ском крае, так как он находится в стадии становления. Но уже на этом этапе рост притока туристов в прибрежные зоны края выявил ряд проблем и полную неготовность к их разрешению.
Чтобы решать проблемы качества рекреации, а тем более разрабатывать региональные долгосрочные программы развития туризма, следует в первую очередь наладить сбор и систематизацию информации по этому виду отдыха, т.е. осуществление мониторинга [3, 4].
На наш взгляд, для построения туристского кластера необходимо инвестирование материально-технической базы туризма и, прежде всего, средств приема и размещения туристов, строительство автодорог развитие сферы развлечений, возведение туристских объектов круглогодичного пользования. По данным опросов, на внутреннем рынке туристско-рекреационных услуг были выделены 8 типов потребителей по предпочтению к увлечениям и любимым занятиям во время отдыха и 9 типов - по отрицательной реакции, полученной во время отдыха (рис. 8-10). Названия групп потребителей с определенными поведенческими характеристиками являются логическим следствием содержания предпочтения или любимого занятия во время их отдыха, а также содержания предпочтительной рекреационной деятельности. При этом присущие практически всем рекреантам цели - купание и загорание были исключены. Из частотного ряда типов потребителей по основной рекреационной деятельности, или любимому занятию во время отдыха, видно, что большинство потребителей (42 %) предпочитают подвижный образ отдыха и спортивные игры
0 н
1
0)
4
I
о
с
о
0)
о.
к
ц
о
С[
0,600
0,500
0,400
0,300
0,200
0,100
0,000
0,553
Ночевки
0,207
0,110
0,058
0,025 0,020 0,017 о 008
~1 II II
0,002
я#»
ЛЬ'
,а*
ГО1
с*
г>оР-‘
•чв®
Ф'Р
с°'
Рис. 6. Использование средств размещения при посещении пляжных зон с ночевками
0,500
0,450
0,400
0,350
0,300
0,250
0,200
0,150
0,100
0,050
0,000
0,444
0,293
0.171
$><$<§>
.«<?
Расходы
Рис. 7. Частотный ряд распределения расходов в день во время посещений пляжных зон
(«спортсмены» и «увлеченные»), т.е. предпочитают активный отдых пассивному, около 13 % на первое место ставят гастрономические интересы («гурманы») (рис. 8). Варианты ответов потребителей о любимых занятиях в пляжной зоне были положены в основу группировки по этому признаку. Как следствие влияния личностных факторов можно ожидать и различий в поведении разных типов потребителей, что и было установлено в результате анализа первичных данных.
Предложения производителями такого туристского продукта, который обеспечит рекреантам осуществление любимого занятия или предпочитаемой рекреационной деятельности, принесет им психологическое удовлетворение и будет работать на имидж предприятия. Группировка потребителей по негативным высказываниям об отдыхе приведена на рис. 9. Анализ ответов респондентов, отнесенных к установленной типологии по негативным отзывам о пребывании в прибрежных зонах, показал, что у 53 % опрошенных вызывает негативную реакцию экологическое состояние пляжей и морской акватории.
В настоящее время формирование перспективного туристского кластера и планирование его развития могло бы стать основой устойчивого регионального развития. Сегодня в Приморском крае есть потребность в разработке методического обеспечения формирования высоко эффективных конкурентоспособных территориально-производственных кластеров, и в частности туристско-рекреационного кластера, обеспечивающего максимальные синергетические эффекты в региональном развитии.
Существующие сегодня проблемы, связанные с сезонным характером пляжно-опального отдыха, при условии реализации указанных выше проектов (ВСТО, строительство научно-образовательного центра на о. Русский, строительство мостов через бух. Золотой Рог и на о. Русский) могут быть в большей мере разрешены. В крае должны возникнуть и развиваться такие виды туризма, как деловой туризм, туризм, связанный с игровым бизнесом и индустрией развлечений, горнолыжный туризм, круизный туризм. Возможно, встанет вопрос возрождения курортно-санаторного комплекса, потому что в течение исследуемого периода выявлены тенденция сокращения спроса на отдых, предполагающий только пребывание на пляже, и рост спроса на продукты, используемые для оздоровления организма. Ведь Приморье когда-то являлось здравницей, известной всей стране.
Рис. 8. Частотный ряд распределения потребителей по интересам
Поток туристов на внутренний рынок Приморского края значительно ограничен недостаточным развитием туристской инфраструктуры, в первую очередь, недостаточным количеством мест временного проживания. Имеющаяся база гостиниц, санаториев и домов отдыха края, находящихся в прибрежной зоне, явно не соответствует международным стандартам качества и к тому же имеет доступ к пляжам, которые нельзя назвать удовлетворительными по экологической обстановке. Экологически чистые морские пляжи не обеспечены туристской инфраструктурой, развитию которой может способствовать формирование кластера.
В чем же состоит роль кластерного механизма в формировании туристского кластера края? Тут можно выделить несколько аспектов. Развитие туризма на конкретной территории требует формирования особой системы, содержащей институциональные, экономические, организационные, психологические и другие элементы - чего можно достигнуть при помощи кластеризации. Предпосылки формирования кластера заложены в комплексном характере туристского продукта и в возможности получения синергетических эффектов при создании и предложении интегрированных продуктов в этой сфере. Сегодня каждый район и город пытаются решить свои проблемы самостоятельно, но вместо объединения усилий наблюдается разобщение, это препятствует решению сложных информационно-технологических про-
Студенты
Автомобилисты
Нетерпимые
Интеллигенты
Урбанисты
Нелюдимые
Оптимисты
Привередливые
Зеленые
П 0,01 ■ 0,02 ■ 0,02
] 0,05 ■ 0,06
По негативным высказываниям (сгруппированные данные)
08
0,10
Н 0,12
0,00
0,10
0,20
0,30
0,40
0,53 0,50 0,
Рис. 9. Частотный ряд распределения потребителей по негативным высказываниям
блем, а также реализации эффективного маркетинга на уровне территории туристского кластера. Таким образом, во-первых, существуют проблемы стратегирования и управления экономическим развитием территорий (маркетинг мест). Во-вторых, необходима реализация проектов, обеспечивающих синергетические эффекты. В-третьих, актуальность проблемы влияния туризма на природную среду растет с каждым годом, тем более сейчас, когда рекреация относится к такому избирательному виду деятельности, который становится средством компенсации напряжения, средством восстановления работоспособности и условием продолжения самого производства, вследствие чего необходима разработка и реализация природоохранных проектов, что не осуществимо для малого и среднего бизнеса, к которому относятся туристские фирмы. В-четвертых, все больше потребителей туристских услуг заботятся о соблюдении своих прав, что выражается в более критическом отношении к соотношению цена/качество. Следствием того, что спрос на туристские услуги обладает высокой степенью дифференциации и большой замещаемостью, является:
1. Альтернативные способы расходования денежных средств и препровождение свободного времени будут конкурировать с туристскими поездками, а в рамках этих путешествий будут противопоставляться и сравниваться цели поездки и стандарты размещения.
2. В более долгосрочной перспективе пострадают поездки, не удовлетворяющие принятым стандартам и, в первую очередь, стандартам размещения.
3. Поведение пользователей туристских услуг чем дальше, тем больше будет отличаться большим разнообразием.
4. В будущем усилится тенденция к выбору более кратковременных поездок и уменьшится привязанность к одним и тем же дестинациям.
5. Опыт и критическое отношение будут побуждать потребителей к повторному посещению мест, связанных с высоким уровнем комфорта и приятными воспоминаниями.
6. Регионы, предлагающие комплексную, разнообразную и более сбалансированную концепцию рекреации, будут выбираться туристами чаще, и этим регионам потребуется более эффективное управление.
Мы привели предпосылки формирования туристского кластера в Приморском крае, но процесс требует управления, основанного на мониторинге потребительского спроса. Мировой опыт показывает: властным структурам необходимо осознать, что формирование перспективных туристских кластеров и планирование их развития является основой устойчивого регионального развития. Сегодня в Приморском крае есть потребность в разработке методического обеспечения формирования высокоэффективных конкурентоспособных территориально-производственных кластеров, и в частности туристско-рекреационного кластера, обеспечивающего максимальные синергетические эффекты в региональном развитии. В настоящее время в Приморском крае осуществляется развитие туризма в рамках раздела Федеральной целевой программы экономического и социаль-
ного развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2013 г., имеющей нечеткие цели. Учитывая опыт мировой практики, мы считаем, что необходима целевая программа развития туризма на базе конкурентоспособного туристско-рекреационного кластера, учитывающая тенденции спроса, в которой будут учтены интересы всех заинтересованных групп и реализовано партнерство властей, населения и бизнеса. Отсутствие такового на территории Приморского края обусловливает удовлетворение спроса в туристско-рекреационных услугах в основном в Китае и вывоз большого количества денег в эту страну. Сегодня туризм в Приморье является выездным и расходным для краевого бюджета. Согласно основоположнику кластерной теории М. Портеру, «построение в условиях развивающейся экономики туристского кластера может оказаться толчком к улучшению инфраструктуры и рассредоточению экономической деятельности» [6]. Итоги исследования поведения потребителей пляжно-купа л ь но го отдыха можно использовать для разработки долгосрочной программы построения туристского кластера Приморского края. В результате проведения маркетинговых исследований была определена емкость пляжно-купального сегмента рынка туристских услуг. Потенциально возможный объем этого сегмента составляет 228800 туристов только из числа жителей Приморского края. Таким образом, рынок пляжно-купального отдыха - это перспективный рынок, и его емкость может определить приоритеты в построении туристского кластера в крае [3]. Формирование туркластера предполагает устойчивость связей между отдельными городами, районами, относящимися к разным муниципальным образованиям, и расположенными на их территориях предприятиями. Стратегические цели при построении туристско-рекреационнго кластера проиллюстрированы рис. 10.
Развитие кластера в Приморском крае должно строиться на комплексном управлении развитием прибрежной зоны, индикативном планировании и целевом программировании.
Построение и развитие кластера подразумевает объединение усилий в совместной деятельности с четким разделением функций, при отсутствии которого каждый отдельный район или город не может в полной мере и эффективно решать свои проблемы.
Возможно, организующее и координирующее начало в создании кластера должно принадлежать региональным органам власти и осуществляться в рамках госу-дарственно-частнош сотрудничества. Такое объединение должно создаваться на добровольной основе при равной заинтересованности всех участников, причем объединение городов и районов, в свою очередь, должно инициировать и ассоциативное объединение предприятий этих территорий. А региональные органы власти и управления должны исполнять роль координаторов, способных решать проблемы планирования нового строительства, внедрения крупных проектов, природоохранных программ, создания благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Представляется целесообразным выйти с законодательной инициативой в законодательные собрания со-
Возрождение лечебно- Строительство уникальных
оздоровительных учреждении туристских объектов
Создание условий для массового туризма
Развитие новых туристских направлений
Восстановление и развитие заповедных и иарковвк зон
ЗАДАЧИ СТРАТЕГИЧЕ СКОГО ПЛАНИРОВА НИЯИ УПРАВЛЕНИЯ
Освоение новых туристских Создание морского туризма
территорий и центров (круизинга)
Повышение уровня Развитие туристской
личной безопасности инфраструктуры
Развитие индустрии развлечений и игорного бизнеса
Повышение соотношения цена/качество
Разработка системы
Рекламно-информационное продвижение территориалвного туристского продукта края
Рис. 10. Стратегические цели при построении туристского кластера
предельных муниципальных образований о разработке законов, определяющих регулирующую роль местных администраций в развитии кластера и, прежде всего, в разработке и осуществлении политики, которая будет способствовать его развитию в регионе. Главной инновационной идеей такого закона должно стать положение о местных туристских системах, что позволит реализовать комплексный и системный подходы при реализации целевой программы развития туристского кластера, создать общность условий туристской деятельности, достичь максимальной интеграции между политикой муниципальных властей в области туризма и политикой в области экономического развития, начать сближение систем продвижения туристских продуктов и сетей сбыта, инициировать процессы кооперации среди предприятий туризма и гостеприимства.
Нам видятся следующие главные направления деятельности с целью реализации построения туристского кластера в Приморском крае.
1. Разработка региональной программы развития тур-кластера на долгосрочную перспективу;
2. Разработка программы развития туркластера на средне- и долгосрочную перспективы;
3. Создание ряда переговорных площадок между бизнесом и властью для формирования туркластера в Приморье: в режиме ситуационного управления деятельностью переговорных площадок и осуществление мониторинга результатов;
4. Формирование механизмов инвестирования кластера: государственное финансирование и поддержка некоторых кластерных проектов на конкурсной основе; создание системы льготного кредитования объектов в туркластере; совершенствование региональной налоговой политики; создание механизма финансирования от-
дыха для малоимущих граждан, детей и инвалидов;
5. Решения по транспортной доступности объектов кластера;
6. Решение вопросов землепользования;
7. Экологическая деятельность: как известно, туристическая привлекательность территории возрастает при повышении ее природоохранного статуса. Соответственно возрастает и стоимость, и привлекательность туристических услуг. В связи с этим актуализируются проблемы создания единой системы экологического мониторинга; экологической сертификации и паспортизации ту-робъектов с учетом требований международных стандартов экологической безопасности; научно-исследова-тельских работ по определению норм антропогенной нагрузки на рекреационные территории; разработки и внедрения совместных природоохранных проектов.
8. Формирование эффективной системы стандартизации и сертификации в туристско-рекреационной деятельности в соответствии с международными стандартами обслуживания.
Туристский кластер в крае состоится, если при строительстве объектов инфраструктуры будет соблюдаться высокий природоохранный, эстетический, инженерный и потребительский уровень в рамках единой генеральной идеи кластера - создание инфраструктуры комфортабельного активного отдыха по типу курортов-лидеров, реализующих мировой уровень предоставления туристско-рекреационных услуг но с национальным колоритом, который должен проявляться в стиле, дизайне, убранстве, кухне, организации музейного дела и т.д.
Формирование туркластера, по нашему мнению, может стать источником и мультипликатором экономического роста региона за счет развития сопутствующих отраслей. Стратегия построения туристско-рекреационного
кластера Приморского края должна определить генеральное направление на противостояние международной конкуренции, в первую очередь, соседствующему Китаю, а также на восстановление и поддержание спроса на внутренний туризм, что означает создание новых видов туризма: экологического, делового, инсентив, круизинга.
Миссия туристско-рекреационного кластера должна определяться необходимостью проведения таких комплексных мероприятий, как:
- повышение качества туристского продукта;
- проявление особого внимания к решению задач охраны окружающей среды при разработке новых продуктов;
- создание условий инвестирования и совершенствование краевого инвестиционного законодательства;
- точное позиционирование территориального туристского продукта на международном рынке;
- разработка маркетинга территории;
- повышение результативности продаж территориального туристского продукта на международных рынках;
- поддержание спроса и расходов на внутренний туризм;
- разработка территориального марочного туристского продукта;
- создание территориального бренда туристского продукта.
Сдерживающими факторами построения туристского кластера являются: отсутствие централизованного краевого мониторинга антропогенной нагрузки на туристские объекты, отсутствие марочного продукта и его централизованного продвижения. В табл. 1 для примера представлены бюджеты европейских стран, направляемые на продвижение территориальных туристских продуктов.
Проблема комплексного развития и оптимального использования туристских ресурсов, обеспечивающих функционирование кластера, - это задача стратегического управления. Необходимо отметить, что оптимизация развития туризма в регионе должна основываться на преимущественном развитии тех видов и форм туризма, которые позволят максимально и комплексно, а также без ущерба природной среде использовать ресурсы.
Различия в экономических, природно-географичес-ких, социально-демографических, политических и других факторах, влияющих на развитие регионов, и в частности туризма, исключают унифицированный подход к построению туристского кластера.
Приморскому краю необходима целевая программа развития туризма на базе конкурентоспособного турис-тско-рекреационного кластера. Важнейшим условием построения кластера является сохранение природных ресурсов и разработка мероприятий по улучшению экологической обстановки.
Таблица 1
Ежегодные государственные бюджеты зарубежных стран, направленные на продвижение национального туристского продукта в 2005 г. (млн евро)
Страна Сумма бюджета Страна Сумма бюджета
Австрия 30,0 Польша 6,9
Великобритания 52,3 Испания 96,2
Венгрия 15,9 Румыния 5,7
Г ермания 24,5 Чехия 6,8
Г реция 114,0 Словакия 6,3
Дания 17,0 Словения 7,6
Ирландия 64,2 Турция 120,0
Испания 96,2 Финляндия 16,2
Кипр 49,4 Франция 27,3
Мальта 19,1 Швейцария 26,8
Нидерланды 18,0 Швеция 9,9
Норвегия 9,2 Эстония 2,9
Российская Федерация 3,4
Средний бюджет по странам ЕС 31,7
ЛИТЕРАТУРА:
1. Минакир П. А. Региональные программы и стратегии: Дальнего Востока // Регион: экономика и социология. 2007. № 4. С. 19-31.
2. Бакланов П.Я. Проблемы и предпосылки устойчивого развития Дальневосточного региона России // Стратегическое планирование на Дальнем Востоке: ответ на глобальные и локальные вызовы. «Научные доклады: независимый экономический анализ». М.: Московский общественный научный фонд. 2006. № 171. С. 51-62.
3. Леонов С.Н. Эффективность государственной региональной политики в отношении Дальнего Востока России //Стратегическое планирование на Дальнем Востоке: ответ на глобальные и локальные вызовы. «Научные доклады: независимый экономический анализ». М.: Московский общественный научный фонд. 2006. № 171. С. 35-50.
4. Мартышенко Н.С. Маркетинговые исследования регионального рынка потребителей туристских услуг. Владивосток: Дальнаука, 2007. 258 с.
5. Мартышенко Н.С., Мартышенко С.Н., Гусев Е.Г. Модели формирования позитивных структурных сдвигов регионального туристского комплекса // Регион: экономика, социология. 2007. № 4. С. 166-177.
6. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. под ред. Я.В. Заблоцкого. М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. 496 с.
Problems and conditions for the tourism-recreational cluster in the Primorye Territory are considered. The major idea is that the elaboration of a target program for the inner tourism cluster development should be based on the results of marketing research of preferences and the territorial tourism-recreational product consumption models. It is asserted that the cluster construction is to be provided with elaborating and realization of nature protection projects.