МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС
УДК 338.48
механизм структуризации потребностей потребителей в определении перспектив развития пляжно-купального отдыха
н.с. мартышенко,
кандидат экономических наук, профессор кафедры международного маркетинга и торговли E-mail: Natalya.martyshenko@vvsu.ru Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Подходы, которые используются при разработке программ развития туристских комплексов регионов, не всегда являются достаточно обоснованными с научной точки зрения. Структуризация знаний относительно потребностей туристов является необходимым элементом анализа, который должен предшествовать разработке программы развития туристского комплекса региона и служить ее научным обоснованием.
Пляжно-купальный отдых и туризм без преувеличения являются самыми массовыми видами внутреннего и выездного туризма в Российской Федерации. В настоящее время в Приморском крае ситуация с пляжным отдыхом и туризмом развивается стихийным образом. Такое неконтролируемое развитие противоречит принципам устойчивого развития прибрежных территорий.
В работе рассмотрены методические подходы к анализу данных, полученных в ходе анкетных опросов потребителей пляжно-купального туризма, который является самым крупным сегментом туризма в Приморском крае. В результате анализа данных проведенного мониторинга выделен ряд конкретных типологий, которые обладают общими свойствами для пляжно-купального отдыха российских регионов. К установлению типологий были привлечены различные эксперты. Исследования структуризации данных, представленных различными экспертами,
показали очень близкие результаты. Среди наиболее важных проблем по организации пляжно-купального отдыха и туризма необходимо выделить проблему доставки отдыхающих в пляжные зоны. В настоящее время эта проблема недооценена.
В статье приведены обобщенные выборки предложений, высказанных жителями Приморского края, касающихся совершенствования транспортных услуг по доставке отдыхающих в пляжные зоны и зоны отдыха края. Количественные оценки структуры потребительских циклов пляжно-купального туризма создают условия для разработки рациональной стратегии развития этого вида путешествий в сочетании с другими видами туризма, представленными в крае.
Ключевые слова: пляжный туризм, пляжный отдых, структура потребления, анкетный опрос, качественные данные, компьютерная технология
Пляжно-купальный отдых и туризм без преувеличения являются самыми массовыми видами внутреннего и выездного туризма в Российской Федерации. Наиболее популярными направлениями более 10 лет остаются туры в Турцию, Египет, Таиланд, где кроме пребывания на морском побережье туристы иногда разнообразят свой отдых посещени-
ем культурных памятников. Пляжи в этих странах можно использовать круглый год.
В европейских странах, в которых развит пляжный туризм (Греция, Испания, Италия др.), российские туристы гораздо чаще посещают исторические и культурные памятники. Однако стоимость путевки в эти страны, как правило, дороже, а купальный сезон ограничен по времени. В последние годы у россиян все большей популярностью начинают пользоваться круглогодичные пляжные курорты Вьетнама и Китая. Вопреки наметившемуся в России в 2013 г. экономическому спаду поток российских туристов в теплые страны существенно вырос. Росстат и Ассоциация туроператоров России по итогам 2013 г. показывают значительный рост выездного туризма как в количественном (на 24%), так и в денежном (на 18%) выражении. При этом увеличение достигнуто в основном за счет стран, предоставляющих услуги пляжного отдыха. При общей тенденции роста посещения стран с пляжным отдыхом регионы России по этому показателю имеют некоторые различия. Например, жители Дальнего Востока больше всего выезжают в Таиланд и Китай.
В нашей стране нет всесезонных пляжей, но в летние месяцы побережье Черного и Японского морей могли бы составить конкуренцию зарубежным курортам. Если курорты черноморского побережья имеют давние традиции по приему туристов, ориентированных на пляжный отдых, и обладают достаточно развитой инфраструктурой (особенно после проведения Олимпиады в Сочи), то пляжный отдых на побережье Японского моря Российской Федерации начал развиваться недавно и его научному осмыслению уделяется недостаточное внимание, особенно с учетом его массового распространения. Этому виду туризма посвящено крайне мало публикаций, поэтому исследования, проведенные по данной теме, весьма актуальны.
В настоящее время в Приморском крае ситуация с пляжным отдыхом и туризмом развивается стихийным образом, что противоречит принципам устойчивого развития прибрежных территорий [9]. Между тем даже на черноморском побережье с более мягким климатом в свое время были осуществлены значительные инвестиции в развитие курортной зоны, поэтому в условиях острой международной конкуренции на туристском рынке необходима мощная поддержка государством этого вида туризма [5]. Для Дальнего Востока - региона со сложной социально-демографической ситуацией - эта проблема
носит существенный социальный характер [3, 12]. Плановое развитие пляжного туризма должно осуществляться на основе научного анализа ситуации и под контролем из единого центра управления.
Одной из слабых сторон подходов к разработке программ развития туристского комплекса регионов, используемых в настоящее время, является недостаточная их научная обоснованность. Выявление и анализ структур потребления туристского продукта региона, классификация проблем его устойчивого развития являются важнейшими этапами в разработке программ развития туризма [1, 14].
Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса исследования пляж-но-купального туризма проводятся более 10 лет [7]. Различные аспекты формирования туристских потоков на пляжных территориях Приморского края исследовались в процессе мониторинга мнений жителей края по отношению к этому виду отдыха. В процессе этой работы изучались пространственное распределение посещаемых пляжных зон, особенности потребления сопутствующих услуг, условия проживания, транспортировки к местам отдыха, питания и пр.
В рамках программы применялись различные анкеты, что позволило обеспечить широкий диапазон исследований. Для сохранения преемственности и сопоставимости результатов исследований различные анкеты включали стандартные блоки вопросов [6]. Отличительной особенностью анкет было широкое использование в них открытых вопросов. Для обработки анкет были разработаны специальные методы, позволяющие осуществлять переход от неструктурированных данных к структурированным [11].
Рассмотрим некоторые результаты обработки анкетных данных, направленные на выявление и анализ структуры потребностей потребителей пляжно-купального продукта. Для решения этой задачи в анкету был включен вопрос: «Что омрачало Ваш отдых в пляжной зоне отдыха?». Ответ предполагал высказывание мнения в форме одного или нескольких предложений.
За период исследования было опрошено 7 673 чел., при этом около 23% респондентов уклонились от ответа на этот вопрос либо ответили, что пляжи не посещают, 9% ответили, что их все устраивает или указали личные проблемы.
Большинство респондентов (5 217 чел., или 68%) высказали негативные впечатления, вызван-
ные посещением пляжей края. Всего было дано 6 427 ответов. В результате проведения операции типизации - замены оригинальных высказываний близкими по значению - было выделено около 600 высказываний (первый уровень типизации), при этом список высказываний сократился более чем в 10 раз. Обработку такого количества текстовых (качественных) данных невозможно осуществлять без специальных компьютерных технологий [13].
На первом уровне типизации содержание ответов практически не изменялось, поэтому был проведен второй уровень типизации, на котором сходные высказывания были объединены в группы ответов, близкие по смыслу. Всего было выделено 18 таких групп. Поскольку полученные группы высказываний существенно различались по размеру, то они были разделены на два класса. К первому классу, который объединил 68% негативных высказываний, были отнесены пять групп высказываний, касающиеся неудовлетворенности чистотой пляжей. Распределение частот высказываний, объединенных в первый класс, приведено на рис. 1.. Хотя высказывания этой группы касаются одной темы, некоторые различия все-таки присутствуют. Еще более точные формулировки ответов можно проанализировать, если обратиться к расшифровке высказываний первого уровня типизации. Ответы,
Загрязнение 70,
Экологическая обстановка
Антисанитария
Рис. 1. Структура отрицательных высказываний, касающихся загрязнения пляжных зон, %
относящиеся к группам «Антисанитария» и «Экологическая обстановка», объединяют более разнообразные высказывания.
Еще большее разнообразие оригинальных ответов наблюдалось в высказываниях, отнесенных ко второму классу, который объединил 32% всех негативных мнений по пребыванию на пляжах края (рис. 2). Многочисленные потребители пляжного продукта высказывали отрицательное отношение к обустройству пляжей. Среди жалоб наиболее часто встречались замечания по отсутствию элементарных удорбств (туалеты, кабины для переодевания, душевые кабины) или отмечалось их неудовлет-варительное состояние. Стоимость предлагаемых услуг вызывала раздражение по большей части несоответствием цены качеству и необоснованностью платы, взымаемой за услуги.
Многие из выделенных недочетов, вызывающих отрицательную реакцию опрошенных, взаимосвязаны. Поэтому, разрабатывая программу действий по устранению проблем развития пляжно-купального отдыха, необходимо сосредоточиться на тех, которые вызывают наибольшую обеспокоенность потребителей. Сразу решить все проблемы, связанные с пляжами региона, невозможно, поэтому программа развития пляжного туризма должна включать ряд этапов.
На вопрос, касающийся обустройства пляжей, ответ не дали 23% респондентов. Этому можно дать ряд объяснений. Есть люди, равнодушные к пляжному отдыху. Некоторые опрошенные не посещают пляжи за неимением времени или по другим причинам. Многие люди отождествляли этот вопрос с посещением пляжей, находящихся в городской черте, а выезд на побережье в более отдаленные места рассматривали как другой вид отдыха. В настоящее время на территории Приморского края очень мало мест на побережье,
Загрязненность воды
Загрязненность пляжа
Низкий уровень сервиса
Высокая стоимость услуг
Высокий уровень шума
Неприятное соседство
Некультурное поведение
пригодных к пляжному отдыху, где бы не наблюдалось большого наплыва отдыхающих в высокий сезон. В силу загрязнения пляжей в городе или в его окрестностях большая часть респондентов, несмотря на сопряженные с этим неудобства, отдыхают на более отдаленных пляжах, что при сложившемся подходе к природе приводит к загрязнению все новых и новых территорий.
По результатам обработки ответов на вопрос о неприятных впечатлениях от посещения пляжей можно сделать вывод о том, что подавляющее большинство отдыхающих жалуются на загрязнение, а прочие ответы выступают в роли второго или третьего высказывания.
Затраты на обустройство пляжей в черте городов с развитой инфраструктурой гораздо меньше, чем на обустройство отдаленных пляжных территорий. Поэтому, исследуя негативные реакции любителей пляжного отдыха, жителям Приморского края был предложен следующий вопрос: «Каким условиям должен отвечать городской пляж, при которых Вы стали бы посещать его чаще, чем в настоящее время?». Было опрошено 2 237 жителей края, при этом отказались отвечать на данный вопрос всего 28 респондентов. Примечательно, что в ходе опроса были получены развернутые ответы, полный список которых составил 7 782 ответа, т.е. в среднем более трех высказываний на одного респондента. В результате типизации было выделено 243 различных варианта ответа, однако спектр проблем, охваченных в ответах, оказался гораздо шире. Картина мнений получилась более полной, чем при обработке предыдущего вопроса.
По сравнению с предыдущим случаем задача по структурированию выделенных вариантов ответов была не столь однозначной. При структурировании может оказывать влияние субъективный фактор. Однако возможность структурного анализа вполне
Большое скопление людей Отсутствие развлечений^---------------------------------------------пляжа
Погода
Раздражитель
Наличие нетрезвых людей
Транспортные проблемы
Безопасность
Рис. 2. Структура отрицательных высказываний, касающихся проблем организации отдыха
на пляжах Приморского края %
осуществима. Чтобы продемонстрировать преимущества структурного анализа таких высказываний, для разработки типологий ответов (структурирования) были привлечены два опытных эксперта. Первый эксперт высказывания сгруппировал респондентов по 13 классам (рис. 3), второй эксперт -по 14 классам (рис. 4). Названия классов эксперты формулировали исходя из содержания объединяемых высказываний.
При составлении типологий различными экспертами не возникло противоречий. Основные классы высказываний получили отличие скорее в названии, а не в количественном выражении. Так, первый эксперт, выделяя наиболее многочисленную группу ответов (35%), определил ее как «Требование чистоты», а второй эксперт определил самую многочисленную группу (31%) как «Обеспечение чистоты пляжа и морской воды».
Несмотря на очевидность проблемы чистоты пляжей и пляжных зон, эта проблема не находит своего отражения в программах развития туризма края1. Между тем она должна получить особый статус после завершения строительства моста, который соединит остров Русский с центром Владивостока [8]. Если не принять специальных мер по охране природы острова, его обширные пляжные территории быстро могут постигнуть
1 Программа развития туризма в Приморском крае на 20132017 годы: постановление администрации Приморского края от 07.12.2012 № 396-па.
Незначительные требования
Культура поведения
Обеспечение отдыха с детьми
Возможность занятия физкультурой и спортом
Снижение стоимости услуг
Транспортная доступность Развлечения
Особые требования
Совершенствование организации содержания..
Безопасность
Питание и напитки
Требования к обустройству
Требование чистоты
i 0,5
■ 1,о
2,о 2,о 2,о
5,оо
5,о
5,о
6,о
1,0
1,0
23
35,0
10
15
20
25
30
35
40
Рис. 3. Типология негативных высказываний потребителей о пляжном отдыхе в Приморском крае,
сформированная первым экспертом, %
1o
15
2o
25
3o
35
Рис. 4. Типология негативных высказываний потребителей о пляжном отдыхе в Приморском крае,
сформированная вторым экспертом, %
0
0
5
o
5
участь большинства пляжей пригородной зоны Владивостока.
Есть еще одна проблема, которой в настоящее время не уделяют должного внимания - это очистка внутренней бухты Новик острова Русский. Эти обширные территории могли бы составить основу пляжного сегмента во Владивостоке, однако данная бухта очень сильно загрязнена в результате длительного пребывания там военных кораблей. Масштабы загрязнения настолько велики, что Приморскому краю самостоятельно не справиться с этой проблемой.
Расхождения в цифровых оценках объясняются тем, что некоторые пограничные высказывания эксперты относили к разным классам. Так, например, второй эксперт наряду с классом «Обеспечение чистоты пляжа и морской воды» ввел отдельный класс «Соответствие санитарно-гигиеническим нормам». Первый эксперт в этом случае выдвинул более общую трактовку «Безопасность». Второй эксперт высказывания, отнесенные первым экспертом к безопасности, распределил по трем классам: «Обеспечение безопасности пребывания», «Соответствие санитарно-гигиеническим нормам» и «Обеспечение чистоты пляжа и морской воды». В частности, высказывание об организации очистки морского дна от разбитых бутылок и стекла (32 ответа) первый эксперт отнес к классу «Безопасность», а второй эксперт - к классу «Обеспечение чистоты пляжа и морской воды».
Во многих случаях оба эксперта проявили полное единодушие. Так, например, они объединили одинаковые высказывания в классы «Культура поведения» (первый эксперт) и «Повышение культуры поведения отдыхающих» (второй эксперт), «Транспортная доступность» (первый эксперт) и «Удобное расположение и регулярное транспортное сообщение» (второй эксперт). При этом классы различались только названиями. Взаимное пересечение двух типологий, составленных экспертами, представлено на рис. 5.
Введение классификации высказываний респондентов позволяет оперировать обозримым числом понятий. Если при анализе структуры потребностей в рамках созданной классификации возникают вопросы по трактовке конкретной типологии, то всегда можно конкретизировать понятие, обращаясь к таблицам группировки высказываний более низкого уровня.
Классы «Редкие требования» и «Особые требования», выделенные первым экспертом, и «Погода
и особые условия», выделенные вторым экспертом, при анализе ситуации обязательно требуют более детального рассмотрения включенных в них групп ответов. Например, среди особых требований значительное количество опрошенных высказалось за уменьшение количества людей и соблюдение тишины.
Проведенный анализ показал, что менее значительные классы требуют не меньшего внимания, чем более весомые. Эти классы не так очевидны и поэтому требуют более углубленного анализа.
Среди новых опасностей, которые пугают посетителей пляжей Приморского края, можно выделить боязнь нападения акул после резонансных событий 2011 г. Все большую озабоченность справедливо вызывает наличие водных мотоциклов и катеров. В последние годы в крае наблюдается значительный рост парка плавучих средств личного пользования, при этом процедура урегулирования данной проблемы отстает.
Среди наиболее важных задач по организации пляжно-купального отдыха и туризма необходимо выделить проблему доставки отдыхающих в пляжные зоны, которая в настоящее время недооценена [4]. В Приморском крае, где количество личного автотранспорта, приходящегося на душу населения, больше чем в каком-либо другом регионе России, большинство отдыхающих добираются в пляжные зоны на личных автомобилях. Это оказывает значительное влияние на экологическую безопасность пляжных зон.
В целях исследования транспортных проблем, возникающих при посещении пляжных зон, авторы предложили респондентам сформулировать свои предложения по организации доставки отдыхающих на городские пляжи. При этом было опрошено 2 237 респондентов. Не дали ответа на вопрос анкеты всего 65 респондентов (менее 2% опрошенных), 75 респондентов ответили, что эта проблема по той или иной причине их не интересует. Всего в ответах было приведено 3 497 высказываний по поводу обсуждаемой проблемы. В результате типизации ответов было выделено 343 варианта, сгруппированных в 46 групп ответов, из которых были составлены восемь классов ответов. Структура сгруппированных данных по совершенствованию транспортных услуг приведена на рис. 6.
В качестве основной проблемы респонденты выделили проблему организации доставки пассажи-
ЭКСПЕРТ I
Требования к обустройству
Питание и напитки
Безопасность
Снижение стоимости услуг
Усовершенствование организации содержания
Развлечения
ЭКСПЕРТ II
Разнообразные формы предприятий питания
Культура поведения Повышение культуры поведения отдыхающих
Возможность занятия физкультурой и спортом Условия для занятий спортом
Транспортная доступность Удобное расположение и регулярное транспортное сообщение
Обеспечение безопасности пребывания
Требования чистоты Соответствие санитарно-гигиеническим нормам
Обеспечение чистоты пляжа и морской воды
Доступные цены на услуги
Благоустройство пляжа и пляжной территории
Наличие пляжного оборудования и пунктов проката
Особые требования Погода и особые условия
Незначительные требования Соответствие международным стандартам
Обеспечение отдыха с детьми Условия для отдыха с детьми
Наличие аттракционов и игровых площадок
Рис. 5. Взаимосвязь вариантов структуризации потребительских предпочтений пляжного отдыха
различными экспертами
Безразличное отношение
Редкие и новые предложения
Умеренные цены
Состояние дорог и автостоянок
Качество перевозки пассажиров
Удобные маршруты
Удобное расписание
Организация доставки пассажиров
1o
15
2o
25
3o
Рис. 6. Частотный ряд распределения предложений по совершенствованию транспортных услуг
по сгруппированным данным, %
ров. Подробная расшифровка вариантов ответов по данной классификации приведена на рис. 7.
Таким образом, проблемы пляжного отдыха и туризма в Приморском крае в настоящее время недооцениваются. В основу развития этих видов туризма должен быть заложен экологический принцип [10]. Понижение влияния фактора сезонности при этом должно быть подкреплено сочетанием с другими видами туризма. Разработка региональных программ развития туризма должно иметь научное обоснование [2]. В настоящее время требуется обобщение опыта стран, где пляжный туризм занимает передовые позиции в мире.
Процветание «дикого» и неконтролируемого пляжного туризма наносит невосполнимый урон природе Приморского края, поэтому все пляжные территории должны контролироваться из единого центра. Необходимо наладить учет и структуризацию туристских потоков, использующих пляжный продукт.
Научные коллективы Приморского края должны быть нацелены на разработку крупных проектов развития пляжно-купального туризма на всей территории края. Вариантность проектов должна
обеспечить разработку рациональной стратегии развития этого вида туризма.
Список литературы
1. Боголюбов В.С., Каменских Э.А. Выявление и структуризация проблем территориального развития туризма как одного из элементов сферы услуг // Интернет-журнал «Науковедение». 2012. № 4. С. 1-6.
2. Виноградова М. В. Региональный туристский комплекс: система показателей развития // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 1. С. 74-79.
3. Куярова Л., Габрилян Р. Туристический бизнес и социальная ответственность // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 6. С. 44-49.
4. Мартышенко Н.С. Методика сбора и обработки данных для оценки структуры потребителей услуг туристского комплекса региона // Практический маркетинг. 2009. № 11. С. 16-28.
5. Мартышенко Н.С. Формирование туристского кластера и управление его развитием на территории Приморского края // Регион: системы, экономика, управление. 2008. № 2. С. 122-132.
o
5
Рис. 7. Группировка предложений по совершенствованию транспортных услуг
6. Мартышенко Н.С., Ильин А.Е. Позиционирование пляжно-купального отдыха и туризма в Приморском крае // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук 2012 № 4 С. 113-117.
7. Мартышенко Н.С., Старков А.С. Анализ структуры потребительского регионального туристского рынка // Территория науки 2007 № 4 С. 468-478.
8.Мартышенко С.Н., ЕгоровЕ.А. Информационная технология повышения эффективности об-
работки качественных данных // Информационные технологии моделирования и управления . 2009 . № 6 . С. 753-760.
9 . Полякова И.Л. Туристско-рекреационный комплекс: сущность функции и структура // Вестник Оренбургского государственного университета 2011. № 13. С. 376-382.
10 . Старков А.С. Повышение конкурентоспособности туристского продукта в Приморском крае // Российское предпринимательство. 2011 № 4. С.186-192.
Regional economics: theory and practice Small and medium business
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
A MECHANISM OF STRUCTURING THE CONSUMER REQUIREMENTS IN DETERMINING THE DEVELOPMENT PROSPECTS OF BEACH-RELATED REST
Natal'ya S. MARTYSHENKO
Abstract
The author points out that the approaches used in the drawing-up of the programs of tourist complexes development of regions are not always sufficiently justified from a scientific point of view. The structuring of knowledge about the needs of tourists is a necessary element of analysis, which must be preceded by the elaboration of the tourist industry program development in the region, and it serves as its scientific substantiation. The beach-related rest and tourism, with no exaggeration, are the most widespread types of the domestic and outbound tourism in the Russian Federation. Currently, the beach holidays and tourism situation in the Primorsky Krai is developing spontaneously Such an uncontrolled development contradicts to the principles of sustainable development of the coastal areas The paper considers the methodical approaches to the analysis of the questionnaires data obtained from the beach tourism consumers, which constitutes the largest segment of tourism in the Primorsky Krai . As the result of the monitoring data analysis, the author identifies a number of the specific typologies that have the common properties for beach and bathing rest, which is popular in the Russian regions The different experts were engaged with the purpose to identify the typologies The study of the structuring data provided by various experts has demonstrated the very similar results The problem of.delivering the vacationers to the beach areas
is among the most important issues pertaining to the beach-related rest and tourism. The author points out that currently, this issue is underestimated. This article provides a generalized sampling of.the proposals made by the Primorsky Krai inhabitants in order to improve the transport services for the delivery of holidaymakers in the beach areas and recreation zones of.the Primorsky Krai The author emphasizes that the quantitative evaluations of the structure of the consumer cycles of beach-related tourism create the conditions for drawing-up the efficient strategy of development of this kind of travel in combination with other forms of tourism, which are popular in the Primorsky Krai
Keywords: beach tourism, beach-related rest, consumption, structure, questionnaire, qualitative data, computer technology
References
1. Bogolyubov V.S., Kamenskikh E.A. Vyyavlenie i strukturizatsiya problem territorial'nogo razvitiya turizma kak odnogo iz elementov sfery uslug [Identification and structuring of problems of the territorial development of tourism as one of the elements of the service sector]. Naukovedenie - Science studies, 2012, no . 4, pp. 1-6.
2 . Vinogradova M . V. Regional'nyi turistskii kom-pleks: sistema pokazatelei razvitiya [A regional tourist
complex: the system of development indicators]. Prob-lemy teorii i praktiki upravleniya - Problems of theory and practice of management, 2011, no. 1, pp. 74-79.
3. Kuyarova L., Gabrilyan R. Turisticheskii biznes i sotsial'naya otvetstvennost' [Tourist business and social responsibility]. Problemy teorii i praktiki upravleniya -Problems of theory and practice ofmanagement, 2012, no. 6, pp. 44-49.
4 . Martyshenko N . S . Metodika sbora i obrabotki dannykh dlya otsenki struktury potrebitelei uslug turist-skogo kompleksa regiona [Methods of data collecting and processing for an evaluation of the structure of consumers of the tourist complex service of a region]. Prakticheskii marketing - Practical marketing, 2009, no. 11, pp. 16-28.
5 . Martyshenko N . S . Formirovanie turistskogo klastera i upravlenie ego razvitiem na territorii Pri-morskogo kraya [The formation of a tourist cluster and management of its development within the territory of the Primorsky Krai]. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie - Region: systems, economy, management, 2008, no. 2, pp. 122-132.
6. Martyshenko N.S., Il'in A.E. Pozitsionirovanie plyazhno-kupal'nogo otdykha i turizma v Primor-skom krae [Positioning of the beach-related rest and tourism in the Primorsky Krai]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk - Current issues of humanitarian and natural sciences, 2012, no. 4, pp.113-117.
7. Martyshenko N.S., Starkov A.S. Analiz struktury potrebitel'skogo regional'nogo turistskogo rynka [An analysis of structure of the consumer's regional tourist market]. Territoriya nauki - Territory of science, 2007, no. 4, pp. 468-478.
8. Martyshenko S.N., Egorov E.A. Informatsion-naya tekhnologiya povysheniya effektivnosti obrabotki kachestvennykh dannykh [An information technology of enhancing of the efficiency qualitative data processing]. Informatsionnye tekhnologii modelirovaniya i upravleniya - Information technologies of modeling and management, 2009, no. 6, pp. 753-760.
9. Polyakova I.L. Turistsko-rekreatsionnyi kom-pleks: sushchnost' funktsii i struktura [A tourist and recreational complex: the essence of function and its structure]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Orenburg State University, 2011, no. 13, pp. 376-382.
10 . Starkov A . S . Povyshenie konkurentosposob-nosti turistskogo produkta v Primorskom krae [Strengthening the competitive ability of tourist products in the Primorsky Krai]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo - Russian entrepreneurship, 2011, no. 4, pp. 186-192.
Natal'ya S. MARTYSHENKO
Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok, Russian Federation Natalya . martyshenko@vvsu . ru