Научная статья на тему 'Исследование структуры потребления туристских продуктов в Приморском крае'

Исследование структуры потребления туристских продуктов в Приморском крае Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
510
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / РЕГИОН / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / АНАЛИЗ ДАННЫХ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мартышенко Н.С.

Исследована структура системы потребления туристских продуктов в Приморском крае на основе анкетных опросов потребителей. Для анализа анкетных данных была использована собственная методика организации исследований и обработки данных, основанная на использовании открытых вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование структуры потребления туристских продуктов в Приморском крае»

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТУРИСТСКИХ ПРОДУКТОВ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ

Н. С. МАРТЫШЕНКО,

кандидат экономических наук, профессор, доцент кафедры маркетинга и коммерции E-mail: natalya.martyshenko@wsu.ru Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Исследована структура системы потребления туристских продуктов в Приморском крае на основе анкетных опросов потребителей. Для анализа анкетных данных была использована собственная методика организации исследований и обработки данных, основанная на использовании открытых вопросов.

Ключевые слова: туристский продукт, регион, анкетный опрос, анализ данных.

Туристская сфера в Приморском крае последнее десятилетие развивалась активно. По числу туристских фирм край входит в лидирующую группу среди других регионов. Растет и количество реализуемых путевок [9]. Однако высокий уровень позиции по туристской активности Приморскому краю в основном обеспечивает организация поездок в соседний Китай.

Динамика туристских поездок в Китай за последние годы представлена на рис. 1. По диаграмме прослеживается устойчивый рост спроса на путешествия в Китай как по России в целом, так и по Приморскому краю, в частности. При этом число

Рис. 1. Число туристических поездок российских туристов в Китай в 2002—2008 гг.

путевок, реализуемых в Приморском крае, намного превышает их продажу в других регионах страны и составляет большую часть продаж путевок в Китай по всей стране.

Необходимо отметить, что интересы и предпочтения туристов, отправляющихся в Китай, со временем изменяются. Туристы становятся более опытными, посещают все новые регионы Китая. Туристы из Китая еще несколько лет назад тоже активно посещали Приморский край, но в последние годы динамика въездных потоков китайских туристов имеет отрицательную тенденцию по регионам России (см. таблицу).

Поскольку туристские обмены с Китаем для Приморского края являются явно преобладающими, структура потребления данного вида туризма требует особого внимания и анализа.

Структура потребления в этом туристском секторе изучалась на основании анализа данных анкетных опросов, в частности с использованием анкеты «Исследование времяпрепровождения отпусков и каникул». Рассмотрим некоторые результаты анализа структуры потребления туристских продуктов в Приморском крае на основе информации анкетных опросов потребителей, проводимых в течение 2003—2009 гг.

Изучение предпочтений потребителей турист-ско-рекреационных услуг производилось на основании анализа данных анкетных опросов жителей края и по большей части жителей г. Владивостока (77% опрошенных). Жители краевого центра представляют заметный процент от численности населения края (30%), а городское население в крае составляет более 78 % от общей численности. Сельские жители в высокий сезон летнего отдыха более всего заняты в производственной деятельное -

Динамика въездных потоков китайских туристов

Регион Год

2002 2004 2005 2006 2007 2008

Российская Федерация, чел. 159 944 194 801 95 517 54 879 50 352 50 103

Приморский край, чел. 83 129 106 710 36 664 23 579 27 444 29 714

Амурская область, чел. 38 189 48 648 28 551 9 380 9 108 10 524

Сибирский федеральный округ, чел. 22 291 19 000 19 059 12 805 4 011 8 572

Забайкальский край, чел. 16 426 14 584 16 644 10 608 2 590 8 069

ти и отпуск в это время используют гораздо меньше городских, за исключением жителей прибрежных поселений, активно участвующих в обслуживании туристов, использующих пляжно-купальный туристский продукт и отдыхающих на море.

Интерес жителей к туристским поездкам в Китай в первую очередь можно оценить по количеству загранпаспортов у жителей края и количеству поездок в Китай (рис. 2—3).

По результатам данных опросов в 2003—2004 гг. (2 785 анкет), в 2008-2009 гг. (1 550 анкет) количество приморцев, владеющих загранпаспортами, за несколько лет выросло почти на 20 %. И если бы не сложности с оформлением загранпаспортов, то их обладателей было бы еще больше.

Китайская сторона постоянно расширяет и совершенствует спектр предлагаемых услуг, ориентируясь на российского туриста. Таких изменений в предложениях туристских услуг на территории Приморского края, к сожалению, не происходит.

Исследование возрастной структуры туристов, посещающих Китай (см. рис. 2), показывает преобладание молодежного туризма — возрастная категория 20—25 лет (25 %).

В результате анализа анкетных данных были определены города Китая, которые предпочитают посещать приморские туристы. На предварительных этапах исследования выяснено, что туристы из Приморского края наиболее часто посещают семь городов Китая: Суйфэньхе, Харбин, Далянь, Пекин, Мудань-цзянь, Шанхай, Шеньян. Наиболее популярными у жителей края были и остаются туры выходного дня в пограничный г. Суйфэньхэ, которые составляют 41 %.

Однако приморские туристы постоянно расширяют географию своих поездок в Китай. В результате анализа было выявлено 35 городов Китая, которые посещали респонденты. Однако их посещаемость очень различается. Было отобрано десять наиболее

популярных городов, которые по встречаемости составляют 80% от всех упомянутых в анкетах городов. Индексы посещаемости этих городов приведены надиаграмме рис. 5.

Преобладают туры в пограничные города, такие как Хунь-Чунь и Мишань, доля которых составляет более 60 %.

Для детального исследования структуры потребления была разработана специальная анкета, ориентированная натуристов, посетивших или планирующих посетить Китай с туристической целью. Научный интерес представляет методика, использованная для анализа структуры потребления туристского продукта, которая открывает новые возможности для исследований поведения потребителей.

Разработанная методика анализа данных и программные средства позволяют осуществлять переход от неструктурированного представления информации к структурированному. На основе данной методики был решен ряд задач структурного анализа туристскихуслугв Приморском крае [1,2].

Конечно, жители Приморского края совершают поездки не только в Китай. По данным анкеты «Исследование времяпрепровождения отпусков и каникул» был произведен анализ структуры посещаемости других стран и городов. Для этого в анкету были включены такие два открытых вопроса:

1) Укажите страны мира (кроме Китая), которые посещали?

17

-43-

26-30 31+ 35 36+40 41+45 46+50 51+55 56+60

более 61 года

Рис. 2. Частотный ряд распределения туристов, выезжающих в Китай,

по возрасту, %

г. Чита

г. Омск

г. Благовещенск г. Ростов-на-Дону г. Красноярск г. Екатеренбург г. Краснодар г. Иркустк г. Сочи г. Новосибирск

11

11

14

10

15

20

Рис. 3. Индексы сравнительной популярности группы городов России

2) Какие крупные города России и мира вы посетили за последние три года?

Список стран мира, которые указывали респонденты в своих ответах, составляет более ста. Доля наиболее популярных 20 стран — 77 % от общего их количества. Среди этих стран лидирующие позиции занимают соседние с Приморьем Япония — 14 %и Южная Корея —12 %. Между ними в числе лидирующих находится Украина. Это можно объяснить тем, что многие приморцы имеют корни и родственников в этой стране.

Далее исследовалась посещаемость жителями Приморского края крупных городов России и мира за последние три года.

Список составил около 200 городов. Из них около 150 российских. Из всего списка городов на долю четырех наиболее популярных приходится 57 % всех ответов: Москва (25 %), Хабаровск (13 %), Санкт-Петербург (11%), Владивосток (7%). Поэтому для сопоставления структуры поездок города России были объединены по регионам. Выделено десять наиболее популярных. Они составляют 28 % оставшегося списка. 24 Сравнение индекса популярности

этих городов между собой представ-30 ленонарис.З.

В заключение анализа структуры пространственных перемещений туристов из Приморского края рассмотрим анализ предпочтений в турах по странам АТР (рис 4).

Как показал анализ рис. 4, порядок предпочтения туров в рассматриваемые периоды изменился незначительно. Однако несколько иными стали количественные оценки туров. Снизилось желание посетить Японию и Таиланд. Понижение интереса к Японии можно объяснить увеличением пошлин на японские автомобили. Многие туристы посещали Японию с целью приобретения подержанных японских автомобилей. Падение интереса к отдыху

25

Индия тур Вьетнам тур Шанхай тур Пекин тур Сингапур тур Тайланд тур Токио тур

10

20

а

30

40

50

| | 12 Индия тур

Шанхай тур

I 121

I I22 Вьетнам тур

I I* Пекин тур

30 Сингапур тур

I I34 Тайланд тур

I 13 э Токио тур

10

20

20

22

26

35

20

30

40

Рис. 4. Посещениетуристами Приморья странАТР, %: а — по данным опросов, проведенным в 2003—2004гг., б — по данным опросов, проведенным в 2008—2009гг.

30

25 -

20

15

10

%

до 2

2-4

5-7

8-10

11-14

15-20

21-30.

Вопее 30

■ ■ тыс. руб.

Рис. 5. Распределение респондентов по расходам денежных средств на отпуск

в 2001—2003гг.,тыс. руб.

в Таиланде, наверное, можно объяснить страхом, возникшим после стихийного бедствия (цунами), произошедшего со времени первого опроса. Интерес к Индии повысился закономерно. В последние годы в СМИ проходит много информации об успехах экономики в этой древней стране.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на большое желание жителей Приморского края посещать с туристской целью другие страны, кроме Китая, структура туристского потребления в крае с течением времени изменяется незначительно. Это в первую очередь объясняется тем, что в регионе не столь велико количество людей, которые могут позволить себе дорогие туры. А также имеет место и влияние временного фактора. Большая часть поездок в Китай — это поездки в пограничные города на выходные дни или в дни отгулов. Более дальние поездки не только существенно дороже, но и требуют больше времени.

Объяснение первой причины дает анализ структуры расходов жителей Приморского края в отпускное время (рис. 5).

Для того чтобы проследить динамику расходов, респондентам предлагалось оценить свои расходы за последние годы (3 года — в первом опросе и 2 года — во втором опросе). После обработки данных за первый период было сочтено нецелесообразным задавать вопрос по расходам за три года. Такой вопрос вызывал затруднения у респондентов.

Как видно из анализа диаграмм (рис. 5, 6), структура расходов существенно изменилась. Расходы не просто в среднем увеличились в связи

с инфляцией. Структура расходов вообще выравнивается. Теперь она не содержит одного ярко выраженного пика. По последним данным, явно просматривается наличие трех пиков, соответствующих трем группам населения по уровню доходов и уровню жизни.

Одними из важнейших характеристик, определяющих структуру потребления услуг туристского комплекса, являются сезонность и продолжительность отпуска, который у приморцев носит ярко выраженный сезонный характер. Со временем структура сезонного потребления практически не изменяется.

Небольшое искажение картины сезонности возникает при расчете частот использования отпуска в июле и августе. На самом деле август гораздо популярнее, чем июль. Респонденты, у которых отпуск более 30 дней и начинается в июле, в расчетах относятся к июлю. Кроме того, было выявлено, что в последние годы многие работающие (не учащиеся) потребители туристских услуг используют отпуск по частям (более 30 %). А используемые нами в исследованиях анкеты до последнего времени не допускали такой возможности, чем ставили многих респондентов в затруднительное положение. В последних опросах этот недостаток был устранен. Большой процент респондентов вообще не использует отпусков. Эта проблема требует отдельного изучения. Так, 61 % либо не заполнили графы «отпуск», либо указали «нет отпуска». Но количество таких людей, по оценке автора, не превосходит 10 %. А это значит,

30

25

20

15

10

%

ДО 2

2-4

5-7

8-10

11-14 15-20 21-30 31-40

- Более 40 тыс. руб.

Рис. б. Частотные ряды распределения респондентов по расходам денежных средств на отпуск в 2008—2009 гг., тыс. руб.

что около 50 % опрошенных вообще не ходили в отпуск в течение последних трех лет.

Количество респондентов, заполнявших позиции по отпуску, распределилось так: 52 % — заполнили только одну позицию по отпуску; 34 % — заполнили две позиции. И только 14 % респондентов заполнили все позиции. Такое плохое заполнение всех позиций по отпуску за три года объясняется в большой степени нежеланием респондентов так глубоко задумываться над ответом. Поэтому в дальнейших исследованиях необходимо исследовать ретроспективу отпуска только за два года. В таких условиях можно строить различные оценки продолжительности отпуска при различных предположениях (оптимистическихи пессимистических). В дальнейшем предполагается сравнить данные, полученные по разным анкетным опросам, и попытаться объединить данные из разных опросов. Для расчета более достоверных оценок необходимо разрабатывать специальные алгоритмы расчета и компьютерные программы.

Из приведенного анализа структуры отпусков по сезонам и продолжительности можно сделать вывод, что отпуск носит ярко выраженный сезонный характер, что крайне невыгодно для развития туризма в целом и влияет на стоимость услуг. Должны быть предприняты все усилия к тому, чтобы расширить спектр услуг туристских продуктов. Высокий процент людей, вообще не использующих отпуска, является тревожным симптомом современной российской экономики. Этот показатель отражается на качестве жизни, отрицательно влияет на здоровье нации. Усталость имеет свойство накапливаться, а отсюда высокие показатели заболеваемости и низкая продолжительность жизни.

Ярко выраженная сезонность отпуска в Приморье объясняется в большой степени тем, что жители края стараются в отпускное время осу-

июнь июль август

Рис. 7. Частотный ряд распределения респондентов по посещений пляжа на одного человека

ществлять выезд на морское побережье. Пляжно-купальный туристский продукт в Приморском крае мало изучен. Между тем этот вид отдыха очень активно развивается. Неуклонно растет как количество жителей края, использующих этот вид отдыха, так и количество людей, приезжающих из соседних регионов.

Официальных статистических данных по этому виду отдыха крайне мало, поэтому проведен мониторинг этого вида отдыха, а также массовые опросы жителей Приморского края уже в течение более семи лет, и получили богатейший статистический материал (за этот период только по одному виду анкеты — «Исследование пляжно-купального отдыха» — было опрошено около 8 тыс. респондентов).

В анкетном опросе «Исследование пляжно-купального отдыха» изучались две разновидности пляжно-купального отдыха, практикуемого жителями края, — без ночевок и с ночевками. Изучались временные характеристики отдыха, транспортная составляющая, средства размещения и другие факторы на фоне социально-демографического портрета респондентов.

По мнению потребителей, количество отдыхающих в прибрежных зонах в течение исследуемого периода увеличивалось из года в год.

Потребление пляжно-купального туристского продукта приходится в основном на два летних месяца: июль и август. Это связано с температурой морской воды. Хотя температурный режим в сентябре в Приморском крае достаточно комфортный, этот месяц пользуется не столь высокой популярностью.

Среднее количество посещений пляжей в период с начала июля и по конец августа самое высокое (рис. 7).

В последние годы существенно увеличился поток туристов, прибывающих из соседних регионов, в особенности из Хабаровского края. Это связано, с одной стороны, с эффектом распространения мнений людей, посетивших Приморский край, с другой стороны, с постоянным ростом количества мест на турбазах. Кроме того, в последние годы складывается мода на молодежный образ жизни, поэтому даже пожилые люди часто не отказываются от использования пляжно-купального отдыха.

Однако в связи с ухудшением экологической обстановки и загрязнением пляжей в пригородной

«

сентябрь

количеству

прибрежной зоне краевого центра все большее количество жителей края вынуждено осваивать новые зоны отдыха, часто испытывая дополнительные неудобства и неся при этом все большие временные и транспортные расходы.

Необходимо отметить тот факт, что большинство людей не пользуются услугами средств размещения и для ночевок используют палатки. Поэтому учет туристских потоков крайне затруднен.

Одной из ключевых характеристик пляжного отдыха является частотный ряд распределения респондентов по расходам, которые тратят потребители на один день отдыха. При этом в эти расходы на отдых не включались расходы на проживание и транспортную составляющую. Анализ данных показал, что расходы, связанные с отдыхом, практически не зависят от того, к какой возрастной категории относится потребитель рекреационных услуг.

Таким образом, неудовлетворительное развитие туризма на внутреннем рынке Приморского края связывается в первую очередь с низкой платежеспособностью потребителей, а также низким качеством внутреннего туристического продукта, поэтому происходит динамичный рост численности выездных потоков туристов в пограничный с Приморским краем Китай, где стоимость аналогичных услуг гораздо ниже, а качество выше.

По данным таможенной службы г. Суйфэньхе, жители Приморского края оставили в этом городе в 2007 г. более 600 млн долл. Внутренний туристский продукт является неконкурентоспособным. В структуре потребляемых услуг туристские услуги составляют всего 1 %, а санаторно-оздорови-тельные и того меньше — 0,6 % от общего объема реализуемых в Приморском крае платных услуг. В выездных потоках увеличивается доля туристов, выезжающих с рекреационной целью.

Развитие туризма на внутреннем рынке происходит крайне медленно. На взгляд автора, для его развития необходимо инвестирование в материально-техническую базу туризма, и прежде всего в средства размещения туристов, в строительство автодорог, в развитие сферы развлечений, в возведение туристских объектов круглогодичного использования. Кроме того, мощным катализатором с эффектом синергии для развития туризма и сопутствующих отраслей может стать реализация проекта игорной зоны в Приморском крае и реализация мегапроекта по развитию делового туризма на островной территории краевого центра, разработанного для проведения саммитаАТЕС в 2012г.

В анкетном опросе «Исследование пляжно-ку-пального отдыха» основными вопросами являются те, что касаются изучения пространственного распределения спроса на этот вид туристского продукта. Были произведены расчеты по выделению наиболее значимых территорий по посещаемости.

Имеется официальная статистика по общему количеству мест размещения по районам Приморского края. Но эта статистика относится ко всем объектам размещения. У средств размещения, обслуживающих отдых на побережье, есть своя специфика.

Важнейшим показателем отдыха на море является оценка распределения респондентов по продолжительности отдыха.

В основном используются краткосрочные поездки, которые могут быть осуществлены не только в отпускное время, но и приурочены к выходным дням.

Мобильность рекреантов, совершающих туристские поездки на побережье, соответствует используемым средствам доставки к месту отдыха. Более 64% туристов используют личный транспорт.

Перспективы развития туристского комплекса региона в большой степени зависят от развития транспортной инфраструктуры края. Рассмотрим особенности инфраструктуры автодорожных сообщений.

Скелет автодорог обусловлен историческими процессами освоения края. Приморский край протянулся с севера на юг почти на 1 000 км. Площадь края составляет 165,9 кв. км, что больше таких стран, как Болгария или Греция, имеет население немногим менее 2 млн чел. Расселение жителей крайне неравномерно. Большая часть населения составляют городские жители — почти 79%. Основная часть населения обустраивалась вдоль магистральныхдорог (рис. 8).

На федеральной магистральной трассе № 1 (рис. 8) расположены населенные пункты, в которых проживает до 60 % всего населения. Прилегающие к трассе территории составляют около 11 % всей территории края. Следующая по загруженности трасса связывает город Владивосток с городами Находка и Партизанск. Вдоль этой трассы проживает около 17% населения, а прилегающие территории составляют 5 % общей площади.

Автомобильные трассы № 3—5, которые принято называть коридорами, проходят по территориям, граничащим с Китаем (рис. 8). Вдоль этих трасс проживает около 7 % населения, а прилегаю-

Турий Рог

ЗЛучегорск

^Дальнереченск

' Лесозаводск

№ 1

Кировский

Спасск-Дальний

"Сибирцево

Дальиегорск

¿Уссурийск Артем

Владивосток

№2

Партизанск

Находка

Хасан

Рис. 8. Схема отдыха туристов вблизи от основных транспортных магистралей Приморского края: № 1—6 — номера магистралей

щие территории составляют о % площади региона. Автомобильные дороги № 1—5 проходят по более плотно заселенным территориям края. Вдоль этих дорог проживает более 85 % населения, а площадь прилегающих территорий составляет всего 25 %. Еще одна относительно благоустроенная дорога (№ 6) проходит по территории, менее освоенной. Вдоль этой трассы проживает около 9 % населения. Таким образом, вдоль основных дорог проживает до 94 % населения региона, а освоенное пространство составляет немногим более 25 %. Вся остальная территория либо вообще недоступна, либо связана с основными магистралями дорогами, по которым можно проехать только с использованием спецтехники.

Такое внимание к структуре дорожных сообщений края вызвано тем, что сегодня автомобильный транспорт является основным средством доставки туристов и отдыхающих к рекреационным ресурсам края. Приморский край отличается большим количеством автомобилистов (на 2 млн жителей приходится около 600 тыс. ед. транспортных средств и более 400тыс. легковых автомобилей).

Следует отметить, что в последние годы происходит очень активное освоение прибрежных зон отдыха. Неуклонно растет количество желающих

провести отпуск и выходные дни у моря не только из числа жителей края, но и жителей прилегающих регионов. В крае можно выделить четыре основные пляжные зоны:

1) в окрестностях краевого центра (до 50 км);

2) вдоль трассы в Хасан-ском направлении;

3) в направлении г. Находки;

4) на островной территории края.

Потребители пляжно-купального туристского продукта имеют различные интересы. Для того чтобы правильно сформулировать политику развития отрасли, необходимо выявить и исследовать группы потребителей со сходными интересами, рассчитать количественные характеристики для выделенных групп потребителей.

По данным опросов на внутреннем рынке туристско-рекреационных услуг были выделены 8 типов потребителей по предпочтению к увлечениям и любимым занятиям во время отдыха и 9 типов — по отрицательной реакции, полученной во время отдыха.

При выделении типологии по интересам присущие практически всем рекреантам цели — купание и загорание были исключены. Расчеты частотных рядов по разработанным типологиям выполнялись по специальным программам, предназначенным для анализа составных признаков. Методика расчета рассмотрена в работах автора [3,4].

Из частотного ряда распределения типов потребителей в зависимости от основной рекреационной деятельности или любимого занятия во время отдыха, видно, что больше всего потребителей (42%) предпочитают подвижный образ жизни и спортивные игры («спортсмены» и «увлеченные»), т. е. те, кто предпочитает активный отдых пассивному, около 13 % — на первое место ставят гастрономические интересы («гурманы») (рис. 9).

Названия групп потребителей с определенными поведенческими характеристиками являются логическим следствием содержания предпочтения или любимого занятия во время их отдыха, а также

30

25

26

20

15 -

10

19

16

13

12

Спортсмены

Инертные Увле- Гурманы Лирики

Общительные

Сони

Мамы

Рис. 9. Частотный ряд распределения потребителей по интересам

содержания предпочтительной основной рекреационной деятельности.

В результате анализа первичных данных была произведена группировка потребителей по негативным высказываниям об отдыхе. Анализ ответов респондентов, отнесенных к установленной типологии по негативным отзывам, использующих пляжно-купальный туристский продукт, о пребывании в прибрежных зонах показал, что у 53 % опрошенных в первую очередь вызывает негативную реакцию экологическое состояние пляжей и морской акватории.

Из приведенной типологии по негативным отзывам рекреантов видно, что развитие туризма в Приморском крае зависит от реализации проектов, способствующих экологической безопасности территории и развивающих транспортную инфраструктуру.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время стихийное освоение предпринимателями и неорганизованными туристами прибрежных зон, стремление к сиюминутным выгодам приводят к быстрому загрязнению территорий и нарушению экологической обстановки, что порождает следующие проблемы, которые необходимо учитывать при проектировании туристских объектов в Приморском крае.

Первая проблема — это экология рекреационного сектора пляжного-купального отдыха. Экологическая проблема более всего заботит и самих жителей, что было установлено в процессе мониторинга системы потребления туристско-рекреационных услуг, проводимого в течение последних семи лет [5]. Именно загрязнение городских пляжей и пригородной зоны краевого центра вынудило большинство приверженцев этого вида отдыха искать все новые и новые места отдыха, продвигаясь дальше и дальше от краевого центра. А ведь для большинства

потребителей было бы гораздо удобней удовлетворять свои потребности в пляжном отдыхе в городской черте, не испытывая неудобств, связанных с ночевками вне дома. Тем более, что инфраструктура города предоставляет больше комфорта для отдыхающих, а для жителей города экономит не только время на поездки, но и расходы на транспорт и жилье.

Вторая проблема — временной фактор при потреблении туристского продукта на внутреннем рынке. Использование для перемещений к зонам отдыха автомобильного транспорта для многих людей — это вынужденная мера. Сегодня это самый быстрый способ добраться до зоны отдыха. Но он несет с собой и много неудобств, включая многочасовые пробки на дорогах. По мере реконструкции основных магистралей края скорость перемещения увеличивается, но это принципиально не изменит уровня доступности и в будущем. Программа развития дорожной системы края предполагает ускоренное развитие дорожного строительства. После принятия решения о проведении саммита стран АТР в городе Владивостоке и связанного с ним увеличения бюджетного финансирования края многим планам суждено сбыться. Но даже при их реализации не удастся обеспечить необходимой доступности пляжных зон. Для этого нужно развивать новые средства доставки отдыхающих, такие, например, как скоростные железные дороги, круизные суда, канатные дороги. Даже при увеличении бюджетного финансирования реализовать такие программы в ближайшие годы невозможно. Необходимо также создать условия для участия в проектах частных инвесторов. Такие проекты могут относиться и к объездным параллельным или периферийным комфортабельным дорогам с взиманием платы за их использование.

Третья проблема — законодательное регулирование освоения рекреационных зон частным капиталом, требующая разрешения в Приморском крае. Сегодня в больших масштабах идет освоение прибрежных территорий не только под кемпинго-вое строительство, предназначенное для привлечения потребителей, но и ведется массовая застройка побережья личными коттеджами представителями бизнеса.

Привлечение частного капитала для освоения рекреационных зон очень полезно для края. Но зачем отдавать в частное владение именно лучшие

территории, территории заповедников, территории, к которым имеются хорошие подъездные пути. Получается как всегда — в строительство дорог вклад вносит вся страна, а благами будут пользоваться единицы. Почему бы не отводить участки под строительство личных сооружений в местах, требующих дополнительных вложений, в местах, которые и в ближайший десяток лет не удастся освоить и использовать для массового отдыха простых граждан. Ведь даже участки под дачное строительство раньше предоставляли на землях, не пригодных для сельского хозяйства. А тут побережье моря, и ценность таких территорий для ее развития на порядки выше.

В качестве вывода можно утверждать, что Приморский край обладает большими перспективами развития туризма. Потребность в ресурсах рекреационного характера постоянно растет. Перспектива развития в большой степени связана с развитием транспортной инфраструктуры. Программы развития должны учитывать не только экономическую составляющую, но и социальную. Социальная направленность для Приморского края с его низкой плотностью заселенности имеет приоритетный характер. Без людских ресурсов никакая программа экономического развития неосуществима.

Список литературы

1. Мартышенко Н. С. Анализ транспортной составляющей в процессе формирования туристского кластера Приморского края // Вестник ИНЖЭКОНа. 2009. № 5. С. 107-117.

2. Мартышенко Н. С., Старков А. С. Методические основы оценки структуры туристс-ко-рекреационного потенциала (на примере Приморского края) //Вестникнациональной академии туризма. 2009. № 3 (11). С. 21-27.

3. Мартышенко Н. С. Формирование туристско-рекреационного кластера как фактор социально-экономического развития Приморского края // Региональные проблемы. 2008. № 10. С. 95-101.

4. Мартышенко Н.С. Формирование туристского кластера и управление его развитием на территории Приморского края // Регион: системы, экономика, управление. 2008. № 1. С. 122—132.

5. Мартышенко Н. С., Мартышенко С.Н., Гусев Е. Г.Модели формирования позитивных структурных сдвигов регионального туристского комплекса // Регион: экономика, социология. 2007. № 4. С. 166-177.

6. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.