Научная статья на тему 'Оценка пространственного развития туристских дестинаций Приморского края как основа кластерной политики региона'

Оценка пространственного развития туристских дестинаций Приморского края как основа кластерной политики региона Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
245
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / TOURIST CLUSTER / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / TOURIST RESOURCES / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / TOURIST DESTINATION / СУБКЛАСТЕР / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / TOURIST SERVICES / SUB-CLUSTER

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мартышенко Н.С., Марченко О.Г.

Жители Приморского края любят в пляжно-купальный сезон ездить в соседний Китай, где быстрыми темпами развивается сфера туристских услуг. Однако Приморский край и сам богат природно-рекреационны-ми ресурсами: прекрасные пляжи на юге региона, хорошие условия для развития конного и горнолыжного спорта. Как переломить ситуацию, чтобы не мы ездили к ним, а китайцы к нам? Или уж, по крайней мере, жители Приморья предпочитали отечественный туризм? Решение есть: создание собственных туристских субкластеров. В статье авторы рассказывают о том, какая методическая работа ведется в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the Spatial Development of Tourist Destinations in the Primorsky Region as the Basis for the Cluster Policy in the Region

Dneighboring China, where the sphere of tourist services is developing rapidly. However, the Primorsky Region itself is rich in natural recreational resources such as beautiful beaches in the south of the region and good areas for developing equestrian sport and down-hill skiing. How to change the situation so that the Chinese would come to us instead of us going to them? Or at least the inhabitants of Primorye would prefer domestic tourism? The solution is to create our own tourist sub-clusters. In the article the authors tell about the methodical work which is carried out in this direction.

Текст научной работы на тему «Оценка пространственного развития туристских дестинаций Приморского края как основа кластерной политики региона»

Мартышенко Н.С.

канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга и коммерции Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), профессор РАЕ natalya.martyshenko@vvsu.ru

Марченко О.Г.

соискатель, старший преподаватель кафедры маркетинга и коммерции ВГУЭС

перспективы развития туризма в приморском крае

оценка пространственного развития

туристских дестинации приморского края

как основа кластерной политики региона

_Аннотация

Жители Приморского края любят в пляжно-купальный сезон ездить в соседний Китай, где быстрыми темпами развивается сфера туристских услуг. Однако Приморский край и сам богат природно-рекреационны-ми ресурсами: прекрасные пляжи на юге региона, хорошие условия для развития конного и горнолыжного спорта. Как переломить ситуацию, чтобы не мы ездили к ним, а китайцы к нам? Или уж, по крайней мере, жители Приморья предпочитали отечественный туризм? Решение есть: создание собственных туристских субкластеров. В статье авторы рассказывают о том, какая методическая работа ведется в данном направлении.

Ключевые слова: туристский кластер, туристские ресурсы, туристская дестинация, субкластер, туристские услуги

Большинство ученых и специалистов определяют туризм как многомерное понятие. Сегодня индустрия туризма претендует на рассмотрение ее как экономической категории, выражающейся в совокупности взаимосвязанных отраслей и производств национальной экономики. Их

единой функциональной задачей является деятельность, направленная на удовлетворение разнообразных и постоянно меняющихся потребностей людей в различных видах отдыха и путешествий при рациональном использовании всех имеющихся туристских ресурсов.

Таким образом, туризм в регионе можно определить как большую открытую социально-экономическую систему, состоящую из взаимодействующих под влиянием внешних и внутренних факторов элементов. К ним относятся туристы, инфраструктура туризма, региональная среда, туристские организации и т.п.

Туристская дестинация

Под сформировавшейся туристской дестинацией авторы понимают социально-географическую местность (место, регион, город, поселок, парк аттракционов и т.п.), которую конкретный турист или целый сегмент выбрал в качестве цели путешествия. Она располагает всеми необходимыми учреждениями, организациями, средствами размещения, обслуживания и инфраструктурой развлечений. Установлено, что инфраструктура туризма имеет территориальную привязку, образуя так называемую туристскую дестинацию. Дестинацию можно представить как систему, представляющую собой совокупность компактно расположенных на ограниченной территории мест притягательности и туристской инфраструктуры с развитыми внутренними и внешними связями. То есть кластерный подход к управлению развитием туристской дестинации представляется нам оптимальным. В последние годы развитие туризма в Приморском крае происходило более высокими темпами, чем в среднем по стране. По числу туристских фирм край входит в лидирующую группу среди других регионов. Соответственно и коли-

чество реализуемых путевок достаточно высоко (1).

Можно отметить разнообразие видов туризма, которые получили развитие в регионе. Но два вида туризма являются исключительно преобладающими - это туристские поездки в пограничный Китай и пляжно-купальный отдых в летние месяцы. Высокий уровень позиции по туристской активности Приморскому краю в основном обеспечивает организация поездок в соседний Китай. Основным механизмом исследования вышеупомянутых видов туризма послужили анкетные опросы потребителей. Среди всех задач, которые ставились в процессе исследований, можно выделить такие:

- исследование стихийно складывающегося пространственного распределения зон потребления туристско-рекреационных ресурсов;

- исследование процессов потребления туристского продукта, связанного с этими видами туризма и отдыха.

Пляжно-купальный отдых в Китае...

Авторами статьи в течение ряда лет было проведено несколько массовых анкетных опросов потребителей, использующих пляжно-купальный отдых и поездки в Китай, являющимися наиболее массовыми видами туризма в Приморском крае.

Хотя наиболее массовыми поездками в Китай до сих пор были и остаются поездки в приграничные города КНР, структура потребления и география поездок со време-

нем изменяются. Туристы, отправляющиеся из Приморского края в Китай, становятся более опытными. Надо отдать должное и китайской стороне в том, что они постоянно совершенствуют качество и расширяют спектр туристских услуг. То, что наши туристы выезжают в Китай, не приносит существенного вклада в экономику региона. Но изучать этот вид туризма необходимо. Мы должны найти такие решения и формы организации туризма в регионе, чтобы число поездок из соседних стран в Приморье увеличивалось. Пока таких решений не найдено. Возможно, эти решения лежат в плоскости организации совместных предприятий с партнерами из соседних стран с целью повышения въездного потока. И стимулом к участию зарубежных партнеров в развитие туризма в регионе на первом этапе как раз должны стать не китайские компании. Как только китайская сторона обнаружит новые формы сотрудничества, они сами быстро определятся, что им выгодно. А при-родно-рекреационных ресурсов в Приморском крае имеется в изобилии. Во всех соседних с Приморьем странах высочайшая плотность населения и уголков девственной природы практически не осталось. Это тот ресурс, который еще скажет свое слово в будущем.

.и проблемы въездного туризма в Приморском крае

Есть много видов туризма, которые с успехом могут развиваться в Приморском крае, и крайне затруднена или невозможна их

реализация в соседних странах. Одним из ярких примеров может служить конный туризм и спорт (2). Есть очень большие возможности для развития горнолыжного туризма. В Приморье необходимо возродить оздоровительные виды отдыха и туризма. Ведь еще каких-нибудь 15 лет назад в Приморье была целая сеть санаториев государственного значения. Однако среди всех видов туризма наиболее массовым и перспективным является пляжно-купаль-ный отдых на побережье. Этот вид туризма изучается на кафедре маркетинга и коммерции ВГУЭС уже около восьми лет. В течение всего этого времени производился мониторинг потребительского рынка. Ежегодно проводился опрос 2-3 тысяч потребителей и накоплен богатейший материал. Официальная статистика слабо улавливает этот вид туризма, а между тем в последние годы он развивался самым активным образом. Причиной тому является то, что до сих пор этот туризм в большей своей части является «диким». Такую стадию в свое время проходил и туризм на Черноморском побережье.

Еще в восьмидесятые и в начале девяностых годов прошлого века жители г. Владивостока (а это более 30% населения края) довольствовались отдыхом на городских пляжах и пляжах пригородной зоны. Но загрязнение акватории шло такими темпами, что многие пляжи в черте города стали вообще не пригодными для купания. Поэтому жители Приморья начали активнейшим образом осваивать весь юг края.

В крае последние годы высокими темпами возрастает количество личных плавсредств. Именно эти, вновь осваиваемые зоны пляжного отдыха должны стать основой для формирования туристского кластера, в котором пляжно-купальный туризм займет одно из ведущих мест. Вот почему так важны исследования этого вида туризма.

Перспективы развития туризма и экономика региона

Для изучения этой проблемы была разработана анкета, которая включает пять блоков вопросов:

1. Социально-демографические характеристики респондентов - 13 вопросов.

2. Сезонно-временные характеристики использования отпуска за последние три года - 1 сложный вопрос.

3. Пространственные характеристики используемых для отдыха пляжных зон Приморского края (без ночевок) - 6 вопросов.

4. Пространственные характеристики используемых для отдыха пляжных зон Приморского края (с ночевкой) - 7 вопросов.

5. Характеристики процесса потребления туристских услуг, сопутствующих пляжно-купальному отдыху - 9 вопросов.

Специфика анкеты состоит в том, что в ней основными являются открытые вопросы: во-первых, касающиеся места расположения зон отдыха, во-вторых, связанные с потреблением пляжно-туристских услуг.

Включая такие вопросы в анкету, мы не ограничиваем респондентов в высказываниях своих мнений и получаем более достоверные

данные. Но в результате опросов мы получаем неструктурированные данные, которые не могут быть обработаны количественными методами. Поэтому нам потребовалось разработать собственную методику анализа данных открытых вопросов (4, 5].

С помощью разработанной методики были выделены семь крупных зон пляжно-купального отдыха на юге Приморского края и определены их центры, оценена мощность зон, а также разработаны несколько типологий потребителей по их отношению и предпочтениям к потребляемым туристским продуктам (6]. Эти результаты являются основой для формирования туристского кластера Приморского края. Следует отметить, что, развиваясь, туризм оказывает прямое и косвенное влияние на экономику региона. Прямое воздействие в основном проявляется на национальном уровне через госбюджет, платежный баланс и характеризуется долей туристских расходов и долей налоговых поступлений от туризма в ВВП.

На региональном уровне больше заметен косвенный эффект, оценивающийся посредством показателя туристских расходов в регионе. Таким образом, необходимо повышать комплексность туристских услуг с целью увеличения спроса на услуги смежных отраслей и видов деятельности и увеличения расходов туристов на принимающую дестинацию.

Литература

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статисти-

ки. (Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.

2. Мартышенко Н.С. Конный туризм и спорт - конкурентоспособный сектор туризма и путешествий в Приморском крае. // Региональная экономика: теория и практика. -2009. - № 28 (121). - С. 68-71.

3. Мартышенко Н.С., Старков А.С. Методические основы оценки структуры туристско-рекреаци-онного потенциала (на примере Приморского края). // Вестник Национальной академии туризма. - 2009. - №3 (11). - С. 21-27.

4. Мартышенко Н.С. Методика сбора и обработки данных для

оценки структуры потребителей услуг туристского комплекса региона. // Практический маркетинг. -2009. - № 11. - С. 16-28.

5. Мартышенко Н.С. Формирование туристского кластера и управление его развитием на территории Приморского края. // Регион: системы, экономика, управление. -2008. - № 1. - С. 122-132.

6. Мартышенко Н.С. Формирование туристско-рекреационного кластера как фактор социально-экономического развития Приморского края. // Региональные проблемы. - 2008. - № 10. - С. 95-101.

Martyshenko N.S.

Cand. of Econ. Sci., Associate professor, Chair of Marketing and Commerce, Vladivostok State University of Economics and Service (VSUES), Professor of Russian Academy of Natural Sciences (RANS)

Marchenko O.G.

Applicant, Senior lecturer, Chair of Marketing and Commerce, Vladivostok State University of Economics and Service (VSUES)

Assessment of the Spatial Development of Tourist Destinations in the Primorsky Region as the Basis for the Cluster Policy in the Region

_Abstract

During summer season residents of Primorye often choose to go to neighboring China, where the sphere of tourist services is developing rapidly. However, the Primorsky Region itself is rich in natural recreational resources such as beautiful beaches in the south of the region and good areas for developing equestrian sport and down-hill skiing. How to change the situation so that the Chinese would come to us instead of us going to them? Or at least the inhabitants of Primorye would prefer domestic tourism? The solution is to create our own tourist sub-clusters. In the article the authors tell about the methodical work which is carried out in this direction.

Keywords: tourist cluster, tourist resources, tourist destination, sub-cluster, tourist services

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.