бург, а также приграничные регионы европейской части России и Дальнего Востока). Для них рекомендуется атакующая стратегия структурных преобразований с ускоренными темпами реформ, опережающими в отдельных случаях общероссийские процессы.
Второй тип концепции реконструктивного характера предлагается в той или иной степени применять в регионах сырьевой специализации, а также аграрных и аграрно-индустриальных регионах. Сырьевые регионы (прежде всего сибирские территории, отчасти Урал и Европейский север) еще не совсем утратили резервы накопления своих финансов, поэтому по мере созревания в некоторых из них необходимых предпосылок не исключается возможность реализации атакующей стратегии. Наиболее распространенный в зарубежной и отечественной экономической литературе подход к определению той или иной стратегии структурных преобразований в регионе заключается в ориентации на доминирующий тип производства. Поскольку отраслевая структура производства в России очень неравномерна в территориальном разрезе, то ориентир при выработке оптимальной концепции структурной перестройки в регионе на традиционную его специализацию вполне обоснован. В связи с этим в ряде источников предлагается несколько типов региональных стратегий экономического развития и структурной перестройки[1,4].
Первая возможная стратегия ставит во главу угла формирование устойчивого внутрирегионального рынка. В рамках ее проведения основной упор делается на сохранение и укрепление традиционных внутренних хозяйственных связей, составляющих основу экономического механизма в регионе. Реализация данной стратегии представляется возможной лишь в регионах с достаточной степенью сбалансированности отдельных компонентов хозяйственной структуры. Специалисты рекомендуют ее для регионов, имеющих собственную сырьевую базу и относительно диверсифицированную структуру производства, а также сделавших ставку на сельское хозяйство.
Еще один тип региональной стратегии, наиболее часто упоминаемый в отечественной литературе, ориентирован на внешнюю экспансию. Очевидно, что подобная концепция приемлема только для субъектов, обладающих высоким экспортным потенциалом, опирающимся на наличие в регионе уникальных ресурсов. И, наконец, концепция, имеющая возможное приложение в регионах с
наиболее серьезными структурными деформациями. Как правило, это регионы с одним или несколькими градообразующими предприятиями, испытывающими глубокий кризис, либо регионы преимущественно сырьевой специализации, в которых отсутствуют внутренние резервы для использования имеющихся ресурсов.
Однако вопрос о применимости той или иной стратегии далеко не так однозначен. Вследствие существенных особенностей социальных и экономических условий в регионах, включая обеспеченность природными и трудовыми ресурсами, оснащенность инфраструктурой, успешность рыночных реформ, необходимо определение особых подходов к развитию рыночной экономики каждого отдельного региона России и осуществлению в них глубоких структурных преобразований.
Таким образом, выработка структурной политики в регионе на средне- и долгосрочную перспективу должна, по нашему мнению, осуществляться, прежде всего, с учетом следующих требований:
1. Формирование целей структурной политики в виде качественных и количественных ориентиров экономического развития региона;
2. Разработка системы научно - обоснованных подходов, предполагающих наличия различных путей формирования структуры производственного комплекса и выбора тех, которые наиболее полно обеспечивают реализацию целевых программ региона;
3. Осуществление непрерывного мониторинга за условиями, факторами и результатами реформ промышленной структуры экономики региона.
Литература:
1. Пчелинцев, О.С. Региональные условия экономического роста// Проблемы прогнозирования.- №3.- 2004.- С.53-68
2. Рикошинский, А.Экономика российских регионов // Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2004. - №3.- С.66-71
3. Казанцев, С.В.Инновационное развитие регионов России/ /Эко. - 2007. - №10.- С.2-34
4. Балацкий, Е., Раптовский, А. Инновационно-технологическая матрица российских регионов // Общество и экономика.-2007,-№2-3.- С.138-159
ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОРПОРАЦИИ В РОССИИ
Барыкин Д.В., к.э.н., Новиков А.Н., аспирант МГТУ «МАМИ»
В результате проводимых в России экономических реформ в рыночной системе хозяйства формируются корпорации. Исходя из опыта их развития в ряде стран мира сформировалось представление о системе управления корпораций, как об одном из магических способов эффективного управления и вывода российских предприятий из кризиса.
Ключевые слова: корпорация, финансовый капитал, внешняя среда, корпоративная среда.
THE EMERGENCE AND DEVELOPMENT CORPORATIONS IN RUSSIA
Barykin D., MSTU «MAMI», The Doctor of Economics, Novikov A., MSTU «MAMI», the post graduate student
As a result of economic reforms in Russia gradually in a market economic system formed corporation. Based on the experience of their development in a number of countries forming a formed idea of the management system adopted corporation, as one of the magical ways of the effective management of enterprises and the withdrawal of Russia from the crisis.
Keywords: corporation, a banking capital, an environment, the corporate environment.
В результате проводимых в России экономических реформ в рыночной системе хозяйства формируются корпорации. Исходя из опыта их развития в ряде стран мира сформировалось представление о системе управления корпораций, как об одном из магических способов эффективного управления и вывода российских предприятий из кризиса.
В силу того, что понятие «корпорации» не имеет официального оформления в России, отечественные исследователи придерживаются различных взглядов на понятийные рамки этого термина. Одни к корпоративным организациям относят все коммерческие организации, основанные на членстве, другие - хозяйственные общества и товарищества, третьи - только акционерные общества. Безусловно, каждая позиция имеет рациональную основу и имеет право на существование, хотя нельзя не отметить, что именно акционерные общества в российской экономико-правовой системе по своей сути с меньшими условностями идентифицируются с корпорациями в мировой и хо-
зяйственной практике.
Наиболее полное определение приводится в «Большом коммерческом словаре» [1], где корпорация рассматривается в следующей редакции: «Корпорация - широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой форма организационной предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму».
Из этого определения вытекает необходимость, как минимум, нескольких принципиальных условий для успешного функционирования корпорации: развитость экономики, освоенное населением предпринимательство, сосуществование различных форм собственности (защищаемых государством и уважаемых населением), достаточное количество профессиональных управляющих (менеджеров). Поэтому без выполнения этих условий и до тех пор, пока в масшта-
бах государства (отдельного региона) или отдельной отрасли не будут созданы необходимые нормативные и экономические предпосылки для успешной деятельности корпораций, говорить об эффективной реализации корпоративного управления вряд ли целесообразно. Так как статистическая информация показывает несущественные успехи экономической деятельности, а первые последствия кризиса в виде снижения объемов деятельности, прибыли, увольнения сотрудников пока слабо подтверждают тезис о «высокой эффективности корпоративных методов управления». Несмотря на относительную непродолжительность процесса перераспределения прибыли в России, уже можно выделить определенные этапы формирования структур корпоративного управления, выявить истоки ошибок и заблуждений, предложить пути их преодоления.
В различные периоды развития национальной экономики закладывались предпосылки создания эффективной корпоративной среды. Но в тоже время возникали определенные противоречия в системах корпоративного управления. Каждый период олицетворял новую стадию понимания управленческой когортой экономических проблем и выработки путей их разрешения. Поэтому границы периодов условны и могут быть сдвинуты в любую сторону в соответствии с применяемыми критериями.
Период до 1987 г. Методы демократического централизованного управления государственной экономикой перестали соответствовать изменениям макроэкономической ситуации. Рост масштабов производства, усложнение его структуры, недостаточно развитая технология информационного обеспечения побудили многих работников попробовать себя в зарождающемся мелком кооперативном бизнесе и индивидуальном предпринимательстве. Отсутствие необходимой для этого законодательной базы и практических знаний по управлению предприятием в рыночной среде привели многих из них к краху иллюзий быстрого обогащения. Корпоративность как система управления производством у многих из них отождествлялась с клановостью партийно-номенклатурной элиты и вызывала противоречивое отношение начинающих предпринимателей.
Период с 1987 г. по 1991 г. Центробежные силы уверенно вели к распаду монополизированной и централизованной организации национального хозяйства. Поощрялась самостоятельность и аренда предприятий, что побудило директорский корпус к поэтапному их подчинению группам работников, разделявшим позицию руководителей. Корпоративность приобретала оттенок лояльности власти. Предусмотренное законодательными нормами участие коллективов не получило развития в силу неподготовленности работников к эффективному соучастию в управлении и нежелания руководителей «делиться властью».
В этот же период закладывались основы корпоративности директорского корпуса и структур, приближенных к партийно-номенклатурным органам управления. Одновременно зарождалась корпоративная среда. Помимо промышленного, в России начинает развиваться финансовый капитал в банковском и страховом секторах экономики. Появились источники и первые инструменты накопления капитала.
Период с 1991 г. по 1994 г. Агрессивная чековая приватизации, в ходе которой произошло первичное перераспределение собственности среди директорского корпуса и сформированных финансовобанковских структур. Участие в приватизации было возможно, прежде всего, через открытое и скрытое сотрудничество с администрацией регионов и Госкомимуществом России. Создаваемые в ходе приватизации на базе государственных предприятий акционерные общества уже можно было относить к корпорациям, но несовершенство акционерного права, недооцененность имущества, а также неподготовленность персонала предприятий сводили корпоративное управление к традиционным методам, которые в исполнении непрофессиональных менеджеров приводили к дальнейшему развалу и банкротству предприятий.
Период с 1994 г. по август 1998 г. Денежная приватизация в условиях принятия законов об акционерных обществах, рынке ценных бумаг, Гражданского кодекса РФ, уточнения законодательства о приватизации. Активно формируется инфраструктура рынка: инвестиционные компании, депозитарии и регистраторы, паевые инвестиционные фонды, страховые компании, аудиторские и консалтинговые компании, пенсионные фонды и др. Крупные зарубежные компании открывают в России свои филиалы, представительства или создают совместные фирмы. Всё это сказалось на снижении объемов производства, сокращении наукоемкого сектора экономики, привело к усилению бюрократизма, повысило уровень коррупционнос-
ти и увеличению государственного и муниципального аппарата управления, силовых министерств, снижению качества и продолжительности жизни и всех социальных показателей, кроме роста численности вузов и студентов.
Период с августа 1998 г. по февраль 2009 г. Ситуация внешнего и внутреннего дефолта, общий недостаток финансовых ресурсов. Бегство капиталов из России заставляют искать новые финансовые инструменты или новые механизмы использования старых активов. Напряженность на валютном рынке наряду с полным отсутствием рынка корпоративных ценных бумаг делают региональные финансовые инструменты практически единственным способом защиты от инфляции и получения дохода в России.
Проявляется слабая подготовленность российских менеджеров (особенно высшего эшелона управления) к обоснованию и выбору стратегии развития, привлечению капиталов и инвестиций, удержанию и завоеванию рынков сбыта, учета истинной мотивации партнеров по бизнесу. Все это приводит к дальнейшему перераспределению собственности, но уже на фоне понимающих свои права акционеров. Коррупция и вседозволенность для теневого капитала заставляют высший менеджмент выбирать одно из двух направлений: либо входить в контакт ними и выполнять номинально функции управления, либо строить такую систему корпоративных отношений, которая позволяет осуществлять в полной мере функции управления на правовой основе.
В каждом конкретном случае корпорация в лице ее высшего менеджмента (а в условиях России это пока сами собственники) делает выбор в пользу постепенного включения работников в систему деловых взаимоотношений в сфере собственности, вместо жесткого управления наемным персоналом. Это свидетельствует о повышении уровня корпоративной культуры, и формирует более справедливые корпоративные отношения.
Многолетняя противоречивая практика работы корпораций дала аналитическим и консалтинговым фирмам очень большой материал для обобщения и выработки единых норм и рекомендаций по корпоративному управлению. За последние 10 лет (1999 - 2009 гг) в ряде стран принято большое количество документов, регламентирующих корпоративную культуру и управление. Так в январе 2000 г. Германской группой по корпоративному управлению разработан кодекс наилучшей практики для германского корпоративного управления. Регулярно готовит предложения Круглый стол по вопросам бизнеса. Это создает определенную упорядоченность в понимании сути корпоративных отношений и интересов самых разнообразных структурных категорий общества. В процессе функционирования корпораций в ее корпоративную среду (рисунок 1) вовлекаются тем или иным способом различные субъекты общества и категории людей.
На основе таких разработок корпоративное руководство в процессе принятия своих решений должно учитывать интересы экономических составляющих общества в целом.
Потребители требуют от себя самого пристального внимания к корпорации. В свою очередь без потребителей корпорациям незачем существовать. Потребители хотят получить от нее качественные товары и услуги по приемлемым ценам, хорошее обслуживание и правдивую рекламу. Если корпорация не стремиться направить силы на удовлетворение потребностей потребителей, то это можно назвать ее главным стратегическим просчетом, из-за которого корпорацию, как правило, постигает неудача, как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде. Так как отношение общества к корпорации в значительной степени формируется в точках продажи товаров и услуг.
Служащие, суть отношений которых с корпорацией переходит от обычных требований справедливой оплаты труда к другим социальным аспектам взаимоотношений работодателя с работником: равенству возможностей; защите здоровья на рабочем месте; финансовой безопасности; невмешательству в личную жизнь; свободе самовыражения и обеспечению соответствующего уровня жизни.
Местное население, на которое корпорации оказывают наибольшее воздействие в процессе производства ожидает от корпораций непосредственного участия в решении местных проблем: образования, организации транспорта, условий для отдыха, системы здравоохранения, охраны окружающей среды. В России, где много населенных пунктов с одним - тремя градообразующими предприятиями, эта проблема особенно актуальна. Поэтому здесь, прежде всего, корпорации должны объяснять суть и характер своей деятельности и исполнять свои социальные и экономические функции с учетом местных органов самоуправления.
Общество в целом, на которое корпорации оказывают воздей-
ляет собой область взаимодействия корпорации с теми, на кого она может в силу своих возможностей оказывать влияние.
Во всех принципиальных решениях корпорации должен быть достигнут баланс интересов участников корпоративных отношений, что повышает их важность и значение. Одна из основных целей корпораций оптимизация прибыли в долгосрочном периоде и она может быть достигнута лишь в случае достижения баланса между всеми участниками. Для этого крупные корпорации, как правило, разрабатывают и утверждают примерный перечень документов, регламентирующих правила взаимоотношений и устанавливающих структуру в рамках корпоративной среды (что является необходимым элементом формирования корпоративной культуры):
- кодекс поведения;
- рекомендации по оплате труда и вознаграждению служащих, обеспечению равных прав для служащих, невмешательство в их частную жизнь, свободу самовыражения;
- нормы и правила, касающиеся охраны окружающей среды, обеспечения здоровья и безопасности на рабочем месте;
- нормы и правила, предписывающие постоянную заботу о повышении качества производимых товаров и услуг, проведение приемлемой политики ценообразования, а также соблюдение этических аспектов рекламной деятельности;
- нормы и правила, определяющие приоритеты благотворительной деятельности корпорации;
- программы информирования, подготовки и обучения менеджеров проблемам корпоративных отношений.
Приведенный примерный перечень составляет весьма важную часть корпоративного права, представляющую интерес для формирующейся системы корпоративных взаимоотношений, складывающихся в России. Применительно к российским условиям необходимо учитывать особенности как экономического, так и социального развития общества, мировоззрение большинства жителей, уровень готовности граждан к восприятию норм корпоративной культуры.
Литература:
1. Т.Ф. Рябова Большой коммерческий словарь - М.: 1996, 132 с.
2. Д. Смит Организационная культура и управление - М.,1992; Эффективный Менеджер - М.,1996.
3. В.А. Спивак Организационное поведение и управление персоналом. - СПб., 2000.
4. И.Б. Гурков Стратегия и структура корпорации. Учебное пособие. - М.: Дело, 2006.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПОРТФЕЛЯ АКТИВОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В РАМКАХ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЕГО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Горбунов С.В., доцент Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ)
В статье рассматривается проблема формирования системы управления инвестиционной деятельностью промышленного предприятия. Показана необходимость анализа портфеля активов предприятия с позиций риска и доходности с целью выбора оптимального варианта диверсификации его инвестиционной деятельности.
Ключевые слова: проектное управление, инвестиционная деятельность, имущественный комплекс предприятия, диверсификация портфеля.
DIVERSIFICATION OF ASSET PORTFOLIO OF AN INDUSTRIAL ENTERPRISE WITHIN THE LIMITS OF SYSTEM CONSTRUCTION OF DESIGN MANAGEMENT BY ITS INVESTMENT ACTIVITY
Gorbunov S., Nizhniy Novgorod state architecturally-building university, The senior lecturer
The problem of forming of the control investment activity of industrial enterprise system is examined in the article. The necessity of analysis of brief-case of assets of enterprise is shown from positions of risk and profitableness with the purpose of choice of optimum variant of diversification of his investment activity.
Keywords: Project Management, Investing activities, Enterprise property complex, Diversification.
В последние годы в экономической теории все более прочные позиции занимает концепция институциональной экономики, которая приходит на смену неоклассической теории. Меняется представление о роли и месте промышленного предприятия как экономического субъекта в жизни общества и во внешней экономической среде. Если с позиций неоклассической теории функция предприятия в хозяйственной среде сводится, главным образом, к производству определенной продукции или услуг, а также поставке продуктов производства на рынок, то в институциональной теории акцент делается на свойствах промышленного предприятия как института, т.е. на его контрактной деятельности, связанной с заключением внутренних и внешних контрактов, все остальные функции оказываются как бы на периферии теории1.
Рис. 1. Корпоративная среда [2] ствие на национальном и международном уровнях ожидает от их деятельности приверженности национальным интересам страны. От корпораций ждут участия в решении проблем национального и международного масштабов.
Их обязанностью перед обществом является забота о поддержании собственной экономической жизнеспособности в качестве конкурентоспособного производителя товаров и услуг, нанимателя и создателя рабочих мест. Одной из главных мировых проблем, особенно, в текущем году, является проблема ускоренного выхода из кризиса с минимальными потерями и формирование посткризисных отношений на основе учёта его последствий, вызванных непродуманными направлениями глобализации в прошлом; слабостью влияния на корпорации международных организаций, фактами неравноправного партнерства.
Поставщики, большую часть которых составляют, как правило, малые предприятия, ожидающие от сотрудничества с крупными компаниями справедливых торговых отношений и своевременных платежей. Взаимоотношения крупных корпораций и их поставщиков являют собой важное звено экономической системы, так как само существование малого бизнеса зависит от честного отношения к нему со стороны более сильного экономического партнера - корпораций.
Акционеры вступают с корпорацией в особые отношения: они делают возможным само их существование, как поставщики «рискового» капитала, необходимого для ее возникновения, развития и роста. Интересы акционеров должны учитываться во всех важнейших действиях корпораций. То есть, корпоративная среда представ-