Научная статья на тему 'Корпоративная среда в экономике российской Федерации'

Корпоративная среда в экономике российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корпоративная среда в экономике российской Федерации»

КОРПОРАТИВНАЯ СРЕДА В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Каштанов Н.Н., Лыба А.И., Хохлов М.О

В результате проведенных в России известных трансформационных преобразований, термины “корпорация” и “корпоративная среда” стали все чаще использоваться в средствах массовой информации и в научной литературе, постепенно формируя в сознании общественности ошибочное представление о системе, которая способна якобы волшебным образом вывести российские предприятия из сложного и затяжного кризиса.

Наиболее полное определение “корпорация” звучит следующим образом: “Корпорация -широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму” [1].

На наш взгляд из этого определения вытекает обязательность наличия, как минимум, нескольких принципиальных условий для успешного функционирования корпорации: развитость экономики, освоенное населением предпринимательство, сосуществование различных форм собственности (защищаемых государством и уважаемых населением), достаточное количество профессиональных управляющих (менеджеров) и т.д., следовательно, без выполнения этих условий говорить об эффективной реализации корпоративного управления преждевременно хоты бы до тех пор, пока в масштабах государства (отдельного региона) или в отдельной отрасли не будут созданы необходимые нормативные и экономические предпосылки для успешной деятельности корпораций [2]. Однако согласиться в полной мере с таким выводом было бы весьма опрометчиво. Ибо становление и развитие корпоративного движение теперь уже имеет в стране достаточное влияние, что и не исключает возможности корпоративного управления во всех отраслях народного хозяйства страны.

В связи с этим, обобщение накопленного за годы экономических реформ опыта поможет, по нашему мнению, в широком плане понять суть происходящих процессов в формировании российской корпоративной среды. Поэтому, несмотря на относительную непродолжительность временного периода, относящегося к процессу перераспределения собственности в России, теперь уже есть возможность выделить не только определенные этапы формирования структур корпоративного управления, но и выявить истоки ошибок и заблуждений, предложить пути их преодоления в дальнейшем.

В различные периоды развития экономики России закладывались предпосылки создания эффективной корпоративной среды. Но в то же время в системе корпоративной среды возникали определенные противоречия, с которыми приходится иметь дело на практике. Разумеется каждый период олицетворял новую стадию понимания управленческим персоналом страны экономических проблем и выработки путей их решения. Поэтому границы периодов в нашем понимании условны и могут быть сдвинуты в любую сторону в соответствии с применяемыми критериями. На наш взгляд, временные рамки и ключевые проблемы каждого из периодов могут быть определены следующим образом:

Период до 1987года. Административно-командные методы централизованного управления государственной экономикой перестали соответствовать требованиям микро- и макроэкономической ситуации. Отстранение работников среднего и нижнего уровня от реального участия в управленческом процессе предприятиями побудило многих из них попробовать себя в зарождающемся мелком кооперативном бизнесе или индивидуальном предпринимательстве. Однако отсутствие четкой законодательно-правовой базы и достаточно серьезных практических знаний по рыночной экономике, привело многих из них к краху иллюзий быстрого обогащения. И это было связано с тем, что корпоративность как система управления производством все больше отождествлялась с клановостью партийно-номенклатурной элиты и вызывала противоречивое отношение начинающих предпринимателей [3].

Корпоративная среда в этот период была похожа на систему партийно-хозяйственных активов: все ключевые посты на предприятиях распределялись не в соответствии с профессионализмом управляющих, а по имеющимся связям. Основой для этого послужили, на наш взгляд, три причины:

1. Отсутствие отечественных высококвалифицированных независимых управляющих на рынке труда.

2. Неготовность высоко оплачивать труд появляющихся квалифицированных управляющих.

3. Низкое желание взаимного обмена накопленным опытом между странами с развитой рыночной экономикой и странами бывшего социалистического лагеря.

Период 1987-1991 годы. Центробежные силы уверенно вели к распаду монополизированной и централизованной организации хозяйства. Поощряемая самостоятельность и разрешенная аренда предприятий, побудили управленческий корпус к поэтапному их подчинению группам работников, разделявшим позицию руководителей. То есть корпоративность приобретала оттенок лояльности власти. Предусмотренное законодательными нормами участие коллективов в управлении предприятиями через советы трудовых коллективов не получило развития в силу неподготовленности работников к эффективному участию в управлении и нежелания руководителей "делиться властью".

И все-таки в этот период начали закладываться основы корпоративности директорского (управленческого) корпуса и структур, приближенных к партийно-номенклатурным органам управления, но уже с появлением ростков нарождающейся корпоративной среды. Причем, помимо промышленного, в России возник и начал быстро развиваться финансовый капитал в банковском и страховом секторах экономики. Появились источники и первые инструменты накопления капитала.

Период 1991-1994 годы. Активная приватизация, в ходе которой произошло первичное перераспределение собственности среди директорского корпуса и сформированных финансовобанковских структур. Заметим лишь, что участие в приватизации было возможно, прежде всего, через открытое и теневое сотрудничество с администрацией регионов и Госкомимущества России, в том числе на уровне таких же формирований в аграрных районах страны. Таким образом, создаваемые в ходе приватизации на базе крупных государственных предприятий, в том числе и в агропромышленном комплексе, акционерные общества, по нашему мнению уже можно было относить к корпорациям. Но отсутствие разработанного акционерного права и не совсем верная оценка корпоративного имущества, а также неподготовленность персонала предприятий, сводили корпоративное управление к традиционным методам, которые в исполнении непрофессиональных менеджеров приводили к дальнейшему развалу и банкротству предприятий. Все это накладывалось на паралич центральной власти и развал государственной собственности, которые обуславливали низкую прозрачность хозяйственных и правовых операций в рамках национальной экономики.

В то же время начал складываться и определенный корпоративный стиль взаимоотношений отдельных структур: банковский капитал, нефтегазовые предприятия и другие, когда на смену государственным органам управления приходят самоуправляемые компании. Отчужденность же большинства населения от активных процессов участия в управлении собственностью, потеря рабочих мест и экономическая безграмотность сформировали негативное отношение ко всем процессам реформирования экономики.

Но именно в этот период были заложены основы настоящей корпоративности среди новых предпринимательских структур, созданных новым поколением предпринимателей (которые отличались образованностью и серьезными амбициями), у которых было только два пути: или войти в кооперацию с бывшими государственными структурами, или противопоставить им цивилизованный бизнес, основанный на опыте зарубежных корпораций. К тому же, на принимаемые в корпорациях решения начало влиять уже полученное качественное зарубежное образование в новых для российской экономики сферах: на финансовом и фондовом рынках, на рынке обязательств, в маркетинге, менеджменте. Таким образом, активное взаимопроникновение западных и российских корпораций, совместная работа на российском фондовом рынке неизбежно подталкивали российские корпорации к пониманию особенностей корпоративного управления.

Период с 1994 года по август 1998 года. Он характерен тем, что осуществляется денежная приватизация в условиях принятия законов об акционерных обществах, рынке ценных бумаг, Гражданского кодекса РФ, уточнения законодательства о приватизации. В этот период активно формируется инфраструктура рынка: инвестиционные компании и фонды, депозитарии и регистраторы, паевые инвестиционные фонды, страховые компании, аудиторские и консалтинговые компании, пенсионные фонды и др. Крупные зарубежные компании открывают в России свои филиалы, представительства или создают совместные предприятия (СП) и фирмы.

Все это приводит к тому, что основная тяжесть проблемы привлечения инвестиций перемещается с федерального центра на “плечи” и ответственность регионов. Это предоставляет возможность региональным властям принимать местные законы об образовании страховых фондов для привлечения инвестиций, а объектом купли-продажи в соответствии с принятыми региональными законами становится земля и другие объекты недвижимости [4].

Период с августа 1998 по 2001год. Ситуация внешнего и внутреннего дефолта, общий недостаток финансовых ресурсов. Бегство капиталов из России заставляли искать новые финансовые инструменты или новые механизмы использования старых активов. Напряженность на валютном рынке наряду с полным отсутствием рынка корпоративных ценных бумаг делали региональные финансовые инструменты практически единственным способом защиты от инфляции и получения дохода в России.

Таким образом, исследуя развитие и формирование корпоративной среды в РФ, можно сделать некоторые выводы:

Во-первых, недостаточное развитие и формирование корпоративной среды на территории Российской Федерации было обусловлено слабой подготовленностью российских менеджеров (особенно высшего эшелона управления) к выбору стратегии развития, привлечению капиталов и инвестиций, удержанию и завоеванию рынков сбыта, учету истинной мотивации партнеров по бизнесу.

Во-вторых, перераспределение собственности и крайне негативное воздействие теневого капитала заставляли менеджмент высшего уровня выбирать одно из двух направлений: либо входить в контакт с теневыми структурами и постепенно терять управление, либо строить такую систему корпоративных отношений, которая позволяла бы сохранить и себя, и собственность.

В-третьих, на современном этапе развития корпорации имеют огромное значение для экономики в плане бюджетообразования как отдельных регионов, так и государства в целом, за счет налоговых отчислений. Показательной является деятельность на территории Омской области корпорации “АГРО-ТРАСТ”, которая входит в число бюджетообразующих предприятий Омской области с годовым оборотом более 1,5 млрд.руб.. Это корпорация относится к числу динамично развивающихся, за счет постоянного освоения новых сегментов рынка (от торгово-закупочной деятельности и пищевой промышленности до строительства).

Литература:

1. "Большой коммерческий словарь". М: 1996, с. 132.

2. Гончаров В.В. Создание и функционирование акционерных компаний.- М.: МНИПУ, 1998.112с.

3. Шупыро В.М. Преобразование государственной собственности в период экономических реформ. М.: ВШПП, 1997.- 248с.

4. Винслав Ю.Б. Об основных тенденциях организационного развития приватизированных предприятий. Российский экономический журнал № 10,1996.

5. Материалы Интернет-сайта www.agro-trast.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.