Научная статья на тему 'Повысить эффективность использования государственного имущества'

Повысить эффективность использования государственного имущества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
365
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повысить эффективность использования государственного имущества»

ствований будет способствовать определение направлений инноваций, необходимых для развития производства.

3. При разработке концепции и программы реструктуризации экономики необходимо сделать акцент на инновационное развитие производственной инфраструктуры, которое должно базироваться на использовании концепции маркетинга.

4. Формирование и использование инновационного потенциала в регионе должно основываться на маркетинговых принципах и методах управления, поскольку любое новшество имеет шанс на успех лишь в том случае, если оно удовлетворяет существующую на рынке конкретную потребность, или же способно создать такую потребность.

5. Для оценки эффективности инновационного процесса можно использовать показатель незавершенности нововведения, рассчитываемый как отношение совокупности изменений потенциально возможных и необходимых для удовлетворения соответствующей потребности к изменениям, которые осуществлены.

Михадов С., Гасанов М.

Повысить эффективность использования государственного имущества

По состоянию на 1 января 2003 г. в реестр государственного имущества РД внесено имущество 505 организаций, в том числе 217 предприятий и 288 учреждений. За государственными предприятиями закреплено на праве хозяйственного ведения 2748, а за госучреждениями 939 объектов недвижимости.

В настоящее время они не обеспечивают приведение учредительных документов в соответствие с законодательством, а хозяйственные общества, акции которых находятся в республиканской собственности, не соблюдают установленный порядок регистрации государственного пакета акций. Имели место факты внесения имущества Республики Дагестан в реестр федерального имущества.

Как свидетельствует проведенный анализ, финансово-экономическое состояние многих государственных предприятий находится в неудовлетворительном состоянии, большинством их руководителей не представлены отчеты за 2002 год. Чтобы увеличить доходную часть республиканского бюджета и использовать эти средства для решения социальных вопросов, целесообразно принять меры по оздоровлению убыточных предприятий или предпринять процедуры банкротства и приватизации.

Доходы, полученные Минимуществом РФ по итогам 2003 года, составили 136 млрд.руб. В 2004 году планируется увеличить их на 30%. Собственность как основа любой социально-экономической системы предполагает систему правоотношений по поводу владения, распоряжения и использования какого-либо объекта с целью его сохранения и воспроизводства. От изменений в системе отношений собственности, в конечном счете, зависят все прогрессивные изменения в области производства, обмена и потребления. Структура собственности, ее соответствие специфике конкретных областей народного хозяйства во многом предопределяют эффективность его функционирования.

Во многих странах с развитой рыночной экономикой преобладает частная собственность. Как свидетельствует практика, этот институт является важнейшей опорой рыночной системы, инициирует создание среднего класса, играющего в обществе роль фактора стабильности и устойчивости.

Мировой опыт построения эффективных экономических систем убеждает о том, что необходимо избавиться от мысли, что только одна форма собственности повсюду обеспечивает эффективное функционирование экономики. Если оценивать формы собственности по объективным экономическим и социальным эффектам, то невозможно доказать преимущество одной или другой. И если каждая её форма занимает свою «нишу», а государство обеспечивает равные правила экономической деятельности субъектов всех форм собственности, то эффективность функционирования как частных, так и государственных структур зависит от качества менеджмента, предпринимательства и маркетинга.

В настоящее время во многих странах функционирует смешанная экономика с большим числом разнокачественных собственников. Практика подтверждает, что именно смешанная экономика является наиболее оптимальной формой построения экономической системы. Она включает в себя четыре основных блока: многообразие форм собственности, среди которых системообразующую функцию выполняет государственная, её субъект - государство - целенаправленно поддерживает устойчивое воспроизводство общественного капитала; экономический механизм, в котором органически сочетаются рыночная самоорганизация хозяйственной системы и ее государственное регулирование; множество технологических укладов, в рамках которого удельный вес менее эффективных постепенно, в меру исчерпания их потенциала будет сокращаться, а более эффективных - возрастать; различные типы предпринимательской деятельности, в системе которых органически сочетаются частное и государственное предпринимательство.

Государственную собственность можно определить как систему общественных отношений, складывающихся в процессе реализации правомочий государства (собственника имущества) и характеризующих количественный, качественный состав, а также экономико-правовой режим государственного имущества, принадлежащего государству на праве собственности. Интегрирующим, системообразующим фактором, обусловливающим целостность государственной собственности как объекта государственного управления и отличие управления государственной собственностью от государственного воздействия на функционирование иных видов собственности, является общее юридическое свойство имущества, характеризующее принадлежность последнего государству.

Общественные потребности существуют как в производстве материальных благ, так и в потреблении. Удовлетворение тех и других требует обобществления соответствующей части национального богатства в производстве и потреблении. Следовательно, общественная собственность объективно необходима в любом обществе.

При формировании перечня объектов, которые должны быть включены в состав государственной собственности, прежде всего их следует систематизировать по

степени значимости и функциональному назначению. Одна из групп - объекты, предназначенные для выполнения общегосударственных задач, связанных: с обеспечением обороны и безопасности; защитой государственных границ, территориального моря и воздушного пространства; проведением внешней политики и поддержанием международных отношений; управлением государственными экономическими службами, включая Центральный банк Российской Федерации.

Значительная часть госсобственности представлена в форме государственного сектора экономики, который представляет собой часть национальной экономики, охватывающую совокупность государственных предприятий и учреждений в различных сферах народного хозяйства, в которых и выражается хозяйственная деятельность государства. Госсектор объединяет государственные промышленные и сельскохозяйственные предприятия, транспортные и строительные организации, банки, торговые и другие учреждения, деятельность которых направлена на обеспечение благоприятных условий для социально-экономического развития. Сюда входят также жилищное и коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, здравоохранение, образование и другие госпредприятия и учреждения. Таким образом, этот сектор представлен такой собственности, на основе которой и осуществляется хозяйственная деятельность государства.

В то же время следует отметить, что состав государственной собственности шире, чем госсектора. Дело в том, что в руках государства могут находиться не только предприятия различных отраслей экономики, но и значительные земельные площади, водные ресурсы, недра, объекты интеллектуальной собственности, а также материальные ценности и денежные средства, полученные в результате перераспределения национального дохода.

Уже было отмечено, что возникновение государственного сектора обусловлено необходимостью удовлетворения общих общественных потребностей, которые связаны с содержанием и развитием непроизводственной сферы, осуществляются путем и использования ресурсов через финансово-бюджетную сферу, иные централизованные фонды, резервы и т.д. Для этого необязательно обобществление самого производства. Но существуют общественные потребности, удовлетворение которых должно быть гарантировано в самом производстве, и на каждый данный момент общество не может передоверить их частному производителю. Это и определяет как необходимость государственных и муниципальных (общественных, публичных) предприятий, так и их количество, сферу функционирования и объект производства.

Хотя государственный сектор - понятие очень широкое и емкое, основу его составляют именно государственные предприятия. Опирающийся на государственную собственность, вместе с хозяйством органов местного самоуправления, основанным на муниципальной собственности, он образует общественный сектор экономики.

Становление российского госсектора имеет свои особенности. Оно происходит на фоне продолжающихся уже более 10 лет системных преобразований, стержнем которых выступает реформа отношений собственности. Последнее предусматрива-

ет ликвидацию монополии государственной собственности с целью формирования многообразных форм -собственности при доминировании частной.

Курс государственной политики в направлении формирования многоукладной экономики осуществляется посредством разгосударствления и приватизации, предполагающей постепенный уход государства от хозяйственной жизни. Тем самым создаются благоприятные предпосылки для развития рыночных отношений, возникновения эффективного слоя частных собственников.

Хотя в результате проводимых реформ произошли ликвидация монополии госсобственности и значительное сокращение доли государственного участия в экономике, тем не менее, государство продолжает оставаться крупным собственником. Закономерно возникает вопрос о роли и значении государственного предпринимательства, его функциях в условиях формирующейся смешанной экономики. Какую же «нишу» это должно занимать в системе многообразных форм собственности? Бесспорным остается только факт значимости и необходимости государственных предприятий для общего развития экономики страны.

В настоящее время государственные предприятия являются одной из наиболее активных форм прямого вмешательства государства в экономику. Они играют заметную роль в государственной структурной политике. Практически во все времена и во всех странах государственный сектор создавался в трудные для национальных экономик периоды - во время кризисов, воин, довоенного и послевоенного строительства.

В этом смысле предприятия госсектора выступали своего рода инструментом антикризисного и антициклического регулирования. В мирное время благодаря государственным предприятиям многие страны сумели осуществить масштабные науч-но-технические программы и сгладить региональные проблемы развития. В данном контексте предприятия выступают в качестве инструмента проведения структурной и научно-технической политики. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно.

В целом государственные предприятия служат дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственные предприятия страны служат повышению эффективности народного хозяйства в целом и являются одним из инструментов перераспределения ВВП.

Изменения в структуре ВВП (в %)

1999 2000 2001 2002 2003 Реальный рост в 1999-2003

ВВП 100 100 100 100 100 38,2

Производство товаров 45,2 45,0 42,9 40,3 40,2 46,5

Производство услуг 54,8 55,0 57,1 59,7 59,8 28,3

рыночные услуги 46 46,6 48,0 50,0 49,0 32,8

нерыночные услуги 8,9 8,4 9,1 9,7 10,8 7,4

В настоящее время возникает проблема совершенствования механизма управления остающихся в собственности государства предприятий, как важного фактора стабилизации экономики. Исходя из проведенного анализа, сущности и роли госпредприятий, можно сделать следующие основные выводы: государственные предприятия - это хозяйствующие единицы, функционирующие на основе государственной собственности, производящие продукцию, необходимую для удовлетворения общих общественных потребностей в целях обеспечения социально-экономической стабильности; госпредприятия выступают ключевой экономической опорой страны и составляют важнейшую область государственного управления; масштабы и структура государственного предпринимательства в отдельных странах зависят от состояния национального хозяйства, исторических и социальных условий и традиций; госпредприятия в значительной своей части представлены объектами инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельными.

Господство частной формы собственности объективно выступает главным препятствием возобновления полноценного расширенного воспроизводства с интенсивной инвестиционной фазой. Для его развития необходимо преимущество вертикально интегрированной формы собственности, например, государственно-корпоративной.

Чтобы экономический подъем России возобновился и набрал интенсивную динамику, требуется приумножение производительных сил нового качества. Оно объективно связано с интеграцией собственности. Для масштабной технологической модернизации региональной экономики обязательно восхождение на ступень интегрированной собственности, предпочтительнее всего - государственно-корпоративной.

Таким образом цель реформы собственности как фундаментального элемента системных реформ в переходной экономике заключается в обеспечении базовых условий для нормального функционирования всей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах региона возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как ключевых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода. Вместе с тем, серьезной проблемой остается фактическое отсутствие взаимосвязи реформы отношений собственности с другими направлениями экономических преобразований. Это необходимо учитывать при исследовании факторов, влияющих на повышение эффективности, использования госимущества.

Магомедов М.А.

Методические подходы к оценке налогового потенциала региона

Объемы собираемых на территории РД и других субъектов Федерации налогов, пропорции их разделения между бюджетами различных уровней (федеральный,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.