2007.01.052. ЛУКЬЯНЧИКОВА Н.П. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ / Байкал. гос. ун-т экономики и права. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. - 371 с. - Библиогр.: с. 355-371.
В книге рассматриваются проблемы оптимального соотношения государственного и рыночного регулирования, направлений и методов государственного вмешательства в экономику.
Государство как субъект экономики. В экономической теории под понятием «государство» чаще всего подразумевается совокупность правительственных учреждений, имеющих юридическую и политическую власть для осуществления контроля над хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения определенных целей. Государство нельзя рассматривать как механическую совокупность различных факторов и институтов; это единая общественная система, в которой все факторы взаимосвязаны.
Важнейшими функциями государства в условиях рыночной экономики являются следующие:
1. Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики. Государство принимает законы, регулирующие права собственности, предпринимательскую деятельность и т.д. При этом оно облает монополией на легитимное принуждение, направленное на исполнение законов.
2. Производство, реализация и закупка товаров и услуг. Государство непосредственно участвует в производстве тех товаров и услуг (прежде всего, общественных благ), которые либо являются стратегически важными для национальной экономики, либо в их производстве не заинтересован частный сектор.
3. Регулирование частного сектора. Основные направления воздействия государства следующие: а) спецификация и защита прав собственности; б) создание производственной, рыночной и социальной инфраструктуры; в) создание каналов обмена информацией; г) разработка стандартов мер и весов; д) обеспечение макроэкономической стабилизации с помощью мер бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и внешнеэкономической политики.
4. Перераспределение доходов, обеспечение социальной защиты и социальных гарантий членам общества.
Особое внимание в книге уделяется роли государства в процессе реформирования отечественной экономики.
В России государственный сектор был традиционно значителен, что определялось такими объективными факторами, как: огромная территориальная протяженность страны; многочисленность населения; научно-техническая отсталость; гигантский по масштабам производственный потенциал; большая нагрузка на окружающую среду. Реформирование заключается в создании смешанной экономики с целостным механизмом функционирования, включающим смешанные формы собственности и преимущественно рыночные субъекты хозяйствования. Реформы затрагивают микро-, мезо- и макро уровни и направлены на создание сложной многоуровневой системы рыночных отношений.
Необходимость переходной экономики как особого типа национальной социально-экономической структуры диктуется не только масштабами приватизации объектов госсобственности, но и рядом других существенных причин, среди которых важнейшие следующие: 1) кризис экономики; 2) отсутствие управляемости со стороны государства; 3) технологическая отсталость промышленности; 4) структурный кризис и диспропорции; 5) неразвитость рыночной инфраструктуры; 6) высокий уровень монополизации производства и др.
Трудности переходного периода углубили макроэкономическую нестабильность, обострили борьбу за передел собственности, способствовали снижению уровня и качества жизни большинства населения страны. Автор присоединяется к мнению венгерского либерального экономиста Я. Корнаи, что выйти из трансформационного спада можно только при более активном участии государства в экономической жизни. В переходный период основные функции государства получают новое содержание, изменяются и методы их реализации. Главные усилия государства в этот период должны быть направлены на достижение стабильности экономики, поддержание занятости и стимулирование экономического роста, а также на формирование рыночной инфраструктуры и механизма конкуренции.
Роль государства как субъекта имущественных отношений. По мнению автора, понятие «собственность» как экономическая категория - «это выражение исторически определенных отношений
между людьми по поводу присвоения и отчуждения условий и результатов общественного производства» (с. 114). Собственность является основным фактором, определяющим поведение экономических агентов. Существуют две формы собственности: государственная и частная.
Государственная собственность является основой государственного сектора национальной экономики. В узком смысле слова госсобственность - «это имущество, принадлежащее на праве собственности государству». Государство может приобретать имущество в собственность такими способами (налоги, сборы, пошлины, конфискация, национализация), которые недоступны гражданам и фирмам. Субъектами права государственной собственности выступают соответствующие государственные образования в целом, но не их органы власти и управления.
Особенность имущества государственных образований состоит в том, что оно не делится на доли и не персонифицируется в отдельных участниках экономического процесса, т.е. госсбствен-ность унитарна. Необходимость госсобственности обусловлена тем, что она является инструментом регулирования экономики страны; позволяет создавать условия макроэкономической стабилизации, успешной работы частного и некоммерческого секторов экономики; служит предпосылкой функционирования государства как самостоятельного субъекта экономических правоотношений с другими государствами; позволяет обеспечивать национальную безопасность государства.
Наряду с преимуществами госсобственности присущи определенные недостатки. Так, она:
- не побуждает к экономии и росту эффективности экономической деятельности;
- способствует усилению монопольной власти государства, бюрократической рутины, безответственности и коррумпированности чиновников, формальности государственного контроля.
Повышение эффективности государства как реального собственника в условиях смешанной экономики возможно только при реальном контроле над доходами от управления, использования и распоряжения госсобственностью на всех уровнях принятия решений с учетом значимости объектов собственности. Полная инвентаризация, классификация и вовлечение в гражданский оборот государст-
венного имущества позволят более эффективно использовать его в качестве обеспечения привлекаемых инвестиционных ресурсов. В этом контексте большое значение имеет изменение приоритетов и инструментария приватизационной политики России.
Основными недостатками массовой приватизации 1990-х годов в России (к 1999 г. было приватизировано 126,7 тыс., или 59% общего количества госпредприятий страны) были следующие:
- во главу угла были поставлены краткосрочные (а не стратегические) задачи - и сокращение бюджетного дефицита;
- не был сформирован широкий слой эффективных частных собственников;
- государство устранилось от управления принадлежащим ему имуществом, фактически передав права распоряжения частным хозяйствующим субъектам и не получив гарантий соблюдения государственных интересов;
- структурная перестройка экономики не привела к повышению эффективности деятельности предприятий;
- привлеченных в процессе приватизации инвестиций явно недостаточно для роста и развития экономики (с. 184).
Как подчеркивает автор, приватизация должна рассматриваться как структурный элемент единой государственной политики по управлению государственным имуществом; как составная часть институциональных преобразований, направленных на создание широкого слоя эффективных частных собственников, стабилизацию социально-экономического положения страны. Целью государственной политики в области приватизации должно стать кардинальное повышение эффективности функционирования российских предприятий и всей экономики в целом.
Основными мерами достижения указанной цели должны
стать:
1. Дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности.
2. Расширение инструментария приватизации: а) выпуск производных ценных бумаг, обеспеченных госимуществом; б) купля-продажа акций на биржевом и внебиржевом рынках в целях оптимизации участия государства в акционерных обществах; в) продажа госимущества по результатам прямых переговоров с инвесторами, в том числе в случае признания аукциона (конкурса)
несостоявшимся; г) продажа госимущества с рассрочкой оплаты под гарантии банков.
3. Принятие приватизационных решений на основе тщательного анализа долгосрочных планов развития предприятий и заключение договоров, детально регламентирующих выполнение инвесторами взятых на себя обязательств.
4. Учет мирового опыта приватизации, в том числе касающегося предпродажной подготовки предприятий.
5. Сочетание долгосрочных и краткосрочных интересов государства при приватизации.
Таким образом, переход от методов массовой приватизации к использованию индивидуального подхода при принятии решений о приватизации госимущества повысит его оборотоспособность, позволит государству стать полноправным субъектом экономических отношений и оптимизировать структуру госактивов.
Специфика государства как субъекта предпринимательства состоит в его изначальной легитимности, преобладании управляющих функций над производственными. Получение прибыли не является ведущим мотивом при производстве товаров и услуг.
Государственное предпринимательство выполняет следующие основные функции: 1) инструмент проведения социально-экономической политики страны (развитие базовых отраслей промышленности, структурная перестройка экономики); 2) производство общественных благ - почтово-телеграфная связь, образование, здравоохранение и т.д.; 3) обеспечение реализации общегосударственных целей (обороноспособность, государственные монополии); 4) антимонопольная деятельность.
Сопоставляя эффективность государственного и частного предпринимательства, автор априори признает, что первое менее эффективно, чем второе. Что касается степени эффективности, то, по мнению автора, граница между государственным и частным производством очень подвижна. Эффективность использования ресурсов не зависит от формы собственности; наемному менеджеру безразлично, кто его контролирует - совет директоров или государственный орган. По мере того, как право принятия решений отделяется от права собственности, форма собственности становится менее значимой. Следует учитывать также ряд важных обстоятельств:
1. Государство, принимая на себя содержание коммерчески невыгодных, но необходимых для нормального развития национальной экономики структур, поставляя частному сектору продукцию и услуги по ценам ниже рыночных, способствует повышению рентабельности и конкурентоспособности отечественного частного сектора на внутреннем и внешнем рынках.
2. Госпредприятия функционируют, как правило, в инфраструктурных отраслях, характеризующихся высокой капиталоемкостью, длительными сроками окупаемости и низкой рентабельностью, т.е. отраслях, малопривлекательных для частного бизнеса. Эта собственность государственная, потому что она неэффективна, а не наоборот. Ее эффективность проявляется опосредованно - через низкие цены и тарифы на поставляемые госсектором товары и услуги.
3. В нынешней хозяйственной ситуации в России ни одна форма собственности в принципе не способна раскрыть свои потенциальные экономические преимущества, а эффективная работа тех или иных предприятий прежде всего зависит от наличия конкурентных преимуществ, таких как обладание новейшими технологиями, льготы со стороны государства и т. д.
4. Эффективность казенных предприятий (т.е. некоммерческих предприятий и учреждений госсектора) нельзя измерить с помощью традиционных рыночных показателей, с позиций микроуровня. Результаты деятельности этих предприятий, ориентированных на решение общенациональных задач, можно оценить только на макроуровне.
Государственные коммерческие предприятия как субъекты рыночных отношений обладают преимуществами, позволяющими им снизить индивидуальные издержки по сравнению со среднеотраслевым уровнем и тем самым - извлечь сверхприбыль. К таким преимуществам относятся: 1) значительные и стабильные объемы закупок сырья и материалов, предполагающие льготные параметры оплаты и скидки; 2) доступность кредитов на особо выгодных условиях; 3) экономия на масштабах производства; 4) широкие возможности приобретения нового оборудования, включая лизинг; 5) устойчивая сеть деловых связей, доступ к источникам информации; 6) более низкие (чем на частных предприятиях) издержки на оплату труда администрации.
Таким образом, считает автор, сравнение эффективности государственных и частных предприятий в конкурентных отраслях показывает, что существенной разницы между ними нет; более важную роль играет степень рационализации производства и уровень контроля со стороны собственника (в случае с госпредпря-тиями - со стороны органов государственного управления).
Гражданский кодекс РФ устанавливает следующие базовые организационно-правовые формы государственного предпринимательства:
1. Федеральные унитарные предприятия: а) казенные; б) коммерческие.
2. Муниципальные унитарные предприятия.
3. Акционерные общества (товарищества): а) со 100-процентным государственным капиталом; б) с контрольным пакетом акций в руках государства; г) с «золотой акцией» в собственности государства.
Казенные унитарные предприятия - это «бюджетные» предприятия и организации. Они не наделены правами юридического лица, осуществляют свои расходы за счет госбюджета, их выручка поступает в доход бюджета. Статус «казенного предприятия» получают такие предприятия, которым устанавливается государственный заказ, выделяются ресурсы для его выполнения; для них разрабатывается план и нормативы, в том числе по заработной плате. По ряду признаков казенные предприятия фактически исключены из рыночной экономики, но, несомненно, находятся под ее влиянием. В условиях дефицита бюджетного финансирования количество этих предприятий в РФ объективно будет снижаться. Как считает автор, в процессе развития рыночных отношений казенные предприятия постепенно будут превращаться в коммерческие унитарные предприятия, которые в настоящее время составляют подавляющую часть госсектора экономики.
С позиций современной хозяйственной практики модель коммерческого унитарного предприятия не вполне эффективна, поскольку не обеспечивает достаточной гибкости в условиях рыночной среды. Поэтому коммерциализацию следует рассматривать как подготовительный этап к акционированию. Именно акционерные формы государственного предпринимательства, считает автор, позволяют эффективно сочетать государственную собственность и
управление, имущественную ответственность с полной коммерческой самостоятельностью предприятия.
Наиболее перспективными формами государственных акционерных обществ являются: 1) государственные корпорации, 2) государственные холдинговые компании, 3) государственные финансово-промышленные группы.
Целесообразность создания корпораций со 100-процентным государственным участием обусловлена следующими обстоятельствами:
- появляется возможность осуществлять «мягкие» рыночные преобразования путем реализации (при необходимости) части государственного пакета акций;
- обеспечивается более высокая (чем при неакционерных формах) степень хозяйственной самостоятельности, поскольку государство осуществляет функции собственника не напрямую, а посредством владения пакетом акций;
- формируется целостная система внутрифирменного управления.
Если доля государственного капитала в корпорации составляет 25-50%, то государство может достаточно полно реализовать функции контроля. В настоящее время РФ является акционером в 2500 акционерных обществах, где ее доля превышает 25% уставного капитала (с. 303).
Если доля государства в уставном капитале менее 25%, то у государства практически нет рычагов контроля или они крайне незначительны, что не позволяет реально отстаивать интересы государства. Такие корпорации (в России их 228) лишь условно могут считаться государственными.
Классические вертикально-интегрированные холдинговые структуры (в том числе консорциумы, контрактные группы, транснациональные корпорации и финансово-промышленные группы -ФПГ) с государственным капиталом и под контролем государства действуют в России в основном в экспортоориентированных отраслях и отраслях с субъектами естественных монополий. Государство выступает акционером в 42 из 103 холдингов, а в 32 предприятиях имеет 100-процентное участие.
Развитие структур холдингового типа способствует формированию стратегии, направленной на консолидацию финансовых
потоков и инвестиций, оптимизацию имущественных отношений и прав собственности и реструктуризацию российской промышленности. В плане повышения эффективности государственной собственности управление предприятиями через государственный холдинг предпочтительнее прямого правительственного контроля.
Что касается ФПГ, то их эволюция в России идет по пути укрепления акционерных инструментов координации управления, развития диверсификации, все большего участия хозяйствующих субъектов в нескольких интегрированных группах. В ближайшей перспективе в российской экономике будут играть заметную роль связанно-диверсифицированные и вертикально-интегрированные структуры с государственным участием, сочетающие в различных комбинациях работу на госзаказ и на рынок.
В заключение автор подчеркивает необходимость повышения эффективности управления госсобственностью в России и контроля за движением государственного капитала, а также восстановления некоторых из утраченных в ходе реформ правомочий государства.
Е.Е. Луцкая
2007.01.053. ПИЛИПЕНКО И В. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТРАН И РЕГИОНОВ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ: ТЕОРИЯ, ОПЫТ МАЛЫХ СТРАН ЗАПАДНОЙ И СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ. -Смоленск: Ойкумена, 2005. - 496 с. - Библиогр.: с. 413-436.
Монография посвящена проблемам конкурентоспособности стран в условиях жесткой конкуренции на мировом рынке.
В главе I рассматриваются существующие теории конкурентоспособности. В развитии теории за последние более чем 200 лет выделены три этапа. В течение первого этапа (конец XVIII в. -1950-е годы) были разработаны базовые теории международной торговли и территориальной организации производства. На втором этапе (1950-е конец - 1980-х годов) были созданы теории, которые объясняют процессы концентрации производства, увеличение роли человеческого капитала и изменение характера торговли между странами - теория «новой» торговли и «нового» роста, теория территориально-производственных комплексов, итальянская школа промышленных районов, теория интернационализации производства. Эти теории предшествуют концепциям конкурентоспособности. С конца 1980-х годов начался третий этап - формирование со-