Научная статья на тему 'Государственный сектор экономики и его роль в развитии национальной экономики Казахстана'

Государственный сектор экономики и его роль в развитии национальной экономики Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4287
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / КВАЗИГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОМПАНИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ХОЛДИНГИ / АКТИВЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адамбекова А. А.

В статье показана роль государства как крупнейшего участника национальной экономики любой страны. Роль и возможности государства и государственных финансов в общественном развитии могут быть различными и зависят от конкретной обстановки. Для текущего этапа развития казахстанской экономики характерен значительный рост государственного сектора. В работе поднимаются вопросы позитивных и негативных аспектов проявления данных процессов. Главные из них: повышение требований к уровню осуществляемого государственного менеджмента и концентрация рисков в системе государственных финансов. Значительная доля государственного сектора позволяет вменить ему роль главного гаранта национальных интересов и инициатора прогрессивных изменений в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный сектор экономики и его роль в развитии национальной экономики Казахстана»

Зарубежный опыт

Удк 336.1.001.18 (574)

государственный сектор экономики

и его роль в развитии национальной экономики Казахстана

А. А. АДАмБЕкОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов E-mail:[email protected] Университет им. Сулеймана Демиреля, Республика казахстан, г. Алматы

В статье показана роль государства как крупнейшего участника национальной экономики любой страны. Роль и возможности государства и государственных финансов в общественном развитии могут быть различными и зависят от конкретной обстановки. Для текущего этапа развития казахстанской экономики характерен значительный рост государственного сектора. В работе поднимаются вопросы позитивных и негативных аспектов проявления данных процессов. Главные из них: повышение требований к уровню осуществляемого государственного менеджмента и концентрация рисков в системе государственных финансов. Значительная доля государственного сектора позволяет вменить ему роль главного гаранта национальных интересов и инициатора прогрессивных изменений в обществе.

Ключевые слова: государственный сектор, государственные финансы, квазигосударственные компании, национальные холдинги, активы, финансирование, национальная экономика.

Актуальность рассматриваемой темы определена все возрастающей ролью государственного сектора в развитии национальной экономики Казахстана. С одной стороны, это стало следствием влияния объективных факторов. Это и влияние мирового финансового кризиса, и необходимость оказания всесторонней поддержки негосударственным секторам; это и расширение функций государства в условиях усиливающихся процессов международной интеграции как в сфере произ-

водства, безопасности, так и в преодолении последствий экологических катастроф и природных катаклизмов. С другой стороны, это и влияние достаточно субъективных факторов, вызывающих столь активное обсуждение данных процессов в обществе. К их числу можно отнести излишнее разрастание государственных холдингов, деятельность которых не способствует развитию частного сектора и стимулированию роста предпринимательского потенциала бизнес-сообщества. Это и повышенные риски реализации бюджетных инвестиционных проектов как общегосударственного, так и регионального значения. Данные процессы характерны не только для Казахстана. На данное время государство является крупнейшим участником национальной экономики любой страны. Уровень участия при этом определяется сложившейся моделью экономики данного государства, политическим устройством, социальной ролью государства в развитии общества и другими факторами. В этих условиях изменяются отношения в системе государственных финансов. Возникают вопросы, которые ранее не поднимались научным сообществом. В частности, ввиду значительного объема государственного сектора экономики и серьезного присутствия в нем национальных холдингов можно ли причислить последние к системе государственных финансов? Исследование данных вопросов с точки зрения их влияния на качест-

венное развитие как государственных финансов, так и финансов корпораций является наиболее актуальным.

При рассмотрении роли государства в развитии национальной экономики следует четко обозначить, а точнее, вспомнить истоки происхождения государственности, государственного устройства общественных отношений. Вспомним, что цель объединения общин в государство была связана с необходимостью защиты территориальных границ, что опосредовало необходимость создания и содержания армии и, как следствие, сбора налогов. Затем эволюционно, в рамках объединенных территорий возникали спорные вопросы, которые необходимо было разрешать, сначала единолично, а затем и коллегиально, что также требовало средств для выполнения данных функций. Обеспечение инфраструктурного развития государства требовало соответствующих ассигнований, что также опосредовало необходимость соответствующих расходов. Так дополнялись функции и задачи государства.

В настоящее время наиболее общими функциями государства, обеспечивающими успешное социально-экономическое и политическое развитие страны, являются:

— разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства;

— поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика;

— финансирование основных социальных услуг, поддержка слабозащищенных групп населения;

— регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов;

— осуществление мер по охране окружающей среды.

Для выполнения этих функций требуются как экономические и технологические предпосылки, так и институциональная среда: нормы и правила, обеспечивающие использование этих предпосылок, четкое определение роли, которую государство может сыграть в конкретных сложившихся условиях, способность государства законодательно определять, финансировать и практически реализовывать принятые законодательные нормы. Роль и возможности государства и государственных финансов в общественном развитии могут быть различными и зависят от конкретной обстановки.

В экономической науке экономика как таковая рассматривается как система рационального

и эффективного использования ресурсов в целях удовлетворения потребностей населения государства. Саму же национальную экономику можно определять как сферу постоянно возобновляемой деятельности людей по созданию материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения их потребностей. С точки зрения производства экономика отражает систему экономических связей в обществе, в основе которых лежит господствующий тип собственности.

Современная национальная экономика по своей структуре классифицируется по двум направлениям — секторальному и отраслевому. Секторальный признак предусматривает разделение по совокупности институциональных единиц образующих единые цели, функции и источники финансирования:

— нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия;

— финансовые учреждения;

— государственное управление;

— частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население);

— домашние хозяйства.

К этим секторам добавляется сектор остальных стран мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики. Государственные финансы — это финансы сектора государственного управления. Сектор государственного управления наряду с нефинансовыми корпоративными и квазикорпоративными предприятиями, финансовыми учреждениями, частными некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства, и домашними хозяйствами является составной частью экономики. В силу этого он участвует в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся: государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др.

Отраслевой признак предусматривает разделение по типу и виду экономической (производственной) деятельности:

— отрасли, производящие товары: сельское хозяйство, промышленность (горнодобывающая

и обрабатывающая), снабжение электроэнергией, газом и водой и строительство;

— отрасли, производящие услуги: гостиничный и ресторанный бизнес, торговля и ремонтные услуги, транспорт и связь, финансовая деятельность и операции с недвижимостью, государственное управление и оборона, образование, здравоохранение и социальное обеспечение, коммунальные услуги и т. д.

Перераспределение ресурсов между секторами экономики, социальными группами и территориями является в принципе важным рычагом структурной перестройки экономики, реализации целевых программ. Масштабы перераспределения средств во многом зависят от уровня развития и состояния экономики и степени участия государства в экономической жизни, финансировании социальных расходов, стимулировании сбережений и накоплений и т. д. в диапазоне от всеохватывающей планово-распределительной системы до чисто рыночной, свободной экономики. Однако и первое, и второе является крайностями. Свободного рынка практически не существует. Экономика государств является, как правило, смешанной, где взаимодействуют государственный и частный секторы. Основная проблема заключается не в том, должно ли государство вмешиваться в экономику, а в масштабах этого вмешательства и его характере. Масштабы аккумулирования ресурсов и государственного воздействия больше в странах с социально ориентированной экономикой и сильным влиянием государства и государственных финансов и меньше в странах, проводящих курс на либеральную модель экономики с большим тяготением к свободному рынку. При рассмотрении государственных финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Он отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат (с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики).

Понятия «государственный сектор» и «государственная собственность», по мнению автора, не совпадают. С одной стороны, госсектор включает в себя не только предприятия, основанные на госсобственности, но и хозяйственные общества, где отношения между участниками регулируются обязательственными правами. Помимо отношений собственности, возникающих по поводу владения,

пользования и распоряжения государственными унитарными предприятиями, в госсекторе появляются отношения по поводу участия государства в управлении акционерным капиталом, которые регулируются нормами обязательственного права, а не права собственности. С другой стороны, существуют объекты госсобственности, не относящиеся прямо к госсектору, но являющиеся квазигосударственными. В данной типологии государственный сектор можно представить как совокупность элементов, которые связаны между собой принадлежностью к государственной собственности и выполняют свои функции для достижения установленных государством целей.

Гражданским кодексом Республики Казахстан определено право государственной собственности. Согласно его нормам государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной собственности. Республиканская собственность состоит из государственной казны и имущества, закрепленного за государственными республиканскими юридическими лицами. Средства республиканского бюджета, золотовалютный запас и алмазный фонд, объекты государственной собственности, перечисленные в ст. 193 данного кодекса (это земля, недра, природный и животный мир, другие природные ресурсы) и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами, составляют государственную казну Республики Казахстан. Коммунальная собственность состоит из местной казны и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами в соответствии с законодательными актами. Средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за государственными юридическими лицами, составляют местную казну.

Коммунальная собственность подразделяется по уровням местного государственного управления на областную (города республиканского значения, столицы) и районную (города областного значения).

Государственная собственность является той материально-технической и финансовой базой, которая обеспечивает выполнение государством своих функций и задач. Решаемые государством политические, социальные, экономические задачи объективно требуют наличия соответствующих им материальных ресурсов. В то же время зарубежный опыт функционирования рыночно ориентированной экономики свидетельствует о том, что роль государства не сводится только лишь к регулирующей функции, а приводит также к необходи-

Государственные предприятия на праве хозяйственного ведения

мости участия государства в этих отношениях на юридически равных началах с иными субъектами рыночных отношений и предопределяет объем и характер воздействия на указанные отношения с помощью рыночных инструментов. К основным сферам государственного предпринимательства относятся те сферы, в которых осуществляются создание и поставка общественных благ, опреде-ленныеЗаконом Республики Казахстан «О государственном предприятии». Создание АО и ТОО с государственным участием возможно в любых сферах деятельности, необходимых для решения государственных задач. Основные отличия двух видов управления государственным имуществом представлены на рис. 1.

В настоящее время в собственности государства находятся пакеты акций акционерных обществ с участием государства и товариществ с ограниченной ответственностью, доли участия которых принадлежат государству. К этим организациям следует отнести:

1) национальный управляющий холдинг ФНБ «СамрукКазына», который осуществляет управление переданными национальными компаниями, в том числе социально-предпринимательскими корпорациями и институтами развития;

2) национальные холдинги в отдельных отраслях экономики:

— АО «Холдинг Каза-гро» в агропромышленном комплексе, в состав которого передана национальная компания «Продкорпорация»;

— АО «Инфокоммуни-кационный холдинг «Зерде» в отрасли телекоммуникаций, в состав которого переданы национальные компании АО «НК «Национальные информационные технологии» и АО «НК «Казсатнет»;

— АО «Холдинг «Арна-медиа» в состав которого передана национальная

компания АО «НК Казинформ»;

— АО «Медицинский холдинг», АО «Холдинг «Парасат»;

3) национальная компания «Казкосмос»;

4) акционерные общества со 100 %-ным участием государства и товарищества с ограниченной ответственностью со 100 %-ным участием государства;

5) акционерные общества с участием государства от 50 до 100 % и товарищества с ограниченной ответственностью (доли участия государства могут составлять от 50 до 100 %);

6) акционерные общества с участием государства менее 50 % и товарищества с ограниченной ответственностью, доля участия государства в которых менее 50 %.

Структура государственной собственности Республики Казахстан показана на рис. 2.

Виды государственных предприятий

I

Предприятие существует за счет доходов, получаемых от хозяйственной деятельности. Предприятие самостоятельно определяет направления использования своей прибыли.

Государство не несет ответственности по обязательствам предприятия. Предприятие может быть признанным несостоятельным должником. На предприятии формируется уставный фонд (не менее 10 тыс. МРП).

Предприятие не вправе без письменного согласия собственника или уполномоченного им государственного органа распоряжаться имуществом, отнесенным к основным средствам (некоторые предприятия обладают, с согласия собственника, более широкой самостоятельностью, большими правами по распоряжению имуществом). Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом

Государственные предприятия на праве оперативного управления

Предприятие финансируется собственником.

Предприятие распоряжается своими средствами по смете. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия. Предприятие не может быть признанным несостоятельным. Уставный фонд на предприятии не формируется, деятельность осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества. Предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, полученных в результате собственной хозяйственной деятельности, лишь с письменного согласия уполномоченного органа. Предприятие отвечает по своим обязательствам только деньгами, имеющимися в его распоряжении

Рис. 1. Виды государственных предприятий и их основные отличия (МРП — месячный расчетный показатель)

Государственные активы

Рис. 2. Структура государственных активов Республики Казахстан

Государственные предприятия

Акционерные общества с государственным участием

Государственные учреждения

Товарищества с ограниченной ответственностью с гос. участием

Коммунальные

Республиканские

Коммунальные

Республиканские

Предприятия

на праве оперативного управления

Предприятия на праве

хоз. ведения

Предприятия

на праве оперативного управления

Предприятия

на праве хоз.ведения

Национальные Холдинги

АО «Холдинг «Казагро» АО «Холдинг «Зерде» АО «Холдинг «Парасат» АО «Холдинг «Арна-медиа» АО «Медицинский холдинг»

Национальные Компании

АО «НК «Продкорпорация» АО «НК «Национальные информационные технологии» АО «НК «Казсатнет» АО «Казинформ»

АО «НК «Казкосмос»;

Коммунальные

Республиканские

Национальный управляющий холдинг ФНБ «СамрукКазына»

Национальные компании, в т.ч.СПК:

АО «НАК «Казатомпром»; АО «НК «КазмунайГаз» АО «НК «Казахстан темир жолы»

АО «НК «Казахстан инжиниринг» АО «НК «КЕГОК» АО «Казахтелеком» АО «НК Казпочта» АО «НК «Казинформ» АО «НК «СПК «Сары-Арка»; АО «НК «СПК «Ертю»; АО «НК «СПК«Онтусш»; АО «НК «СПК«Жетюу»; АО «НК «СПК«Батыс»; АО «НК «Каспий»; АО«НК «Тобыл».

Национальные институты развития

АО «Банк Развития Казахстана» АО «Инвестиционный фонд Казахстана» АО «Национальный инновационный фонд» АО «Фонд развития малого предпринимательства» АО «Госстрахкорпорация» АО «Корпорация по развитию и продвижению экспорта»

АО «Казахстанский центр содействия инвестициям»

[ Нефинансо-( вые корпо-.'рации

Некоммерческие организации

\ Государственный сеюгор

^^корпорации

Рис. 3. Государственный сектор в структуре национальной экономики Казахстана

По состоянию на 01.01.2011 в управлении холдинга находятся государственные активы в объеме 70 млрд долл. США.

В представленной типологии можно рассмотреть некоторые модели участия государственного сектора в развитии национальной экономики.

Роль современного участия государственного сектора в развитии национальной экономики Казахстана представлена на рис. 3. Так, в настоящее время через ФНБ «СамрукКазына», в состав которого входит более 500 дочерних компаний, государственные интересы представлены в таких отраслях экономики, как нефтепереработка и инфраструктура нефтегазового сектора, транспортная и телекоммуникационная инфраструктура, металлургия и производство готовых металлических продуктов, энергетика, химическая и фармацевтичес-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кая промышленности, финансовый сектор. В то же время определенное место в составе некоммерческого сектора занимают интересы государства в национальных университетах и государственных высших учебных заведениях, медицинских центрах и научно-исследовательских институтах. Кроме того, государственное управление как таковое, само по себе представляет государственный сектор экономики.

Можно задать вопрос, много это или мало? Мировая практика ответить на этот вопрос не поможет. При всех особенностях и отличиях в рыночных системах развитых стран преобладание доли частной собственности над государственной является общим принципом. Доля государственной собственности колеблется в отдельных странах от 20 до 40 % и выше. В Швеции она даже достигает 60 %. Но эти проценты ни о чем сами по себе не говорят. Нужно видеть, какую роль они играют в воспроизводственном процессе. Соотношение государственного и частного секторов не могут быть одинаковыми для разных стран и для разных периодов развития и конкретно стоящих перед страной проблем. Тем более что в принципе возможность приватизации части национальных компаний через продажу их акций на национальном фондовом рынке является вполне перспективной. Так или иначе, с большим или с меньшим успехом, а государственный сектор в казахстанской национальной экономике представлен немалыми активами, и его роль в стабилизации развития экономики никто не может оспорить.

В условиях мирового экономического кризиса ФНБ «СамрукКазына», выступив оператором антикризисной программы, освоил 91 % из выделенных государством 1 трлн 87,5 млрд тенге. При участии этого фонда была проведена реструктуризация задолженности трех крупнейших проблемных банков страны: АО БТА Банк, АО «Альянс Банк» и АО «Темирбанк». В результате процесса реструктуризации внешние долги, например АО БТА Банк, были снижены с 12 до 3,7 млрд долл. США, срок выплаты обязательств был увеличен на срок от 8 до 20 лет (со снижением средней ставки заимствования). После завершения процесса реструктуризации международными рейтинговыми агентствами были повышены кредитные рейтинги всех трех банков, что свидетельствует об эффективной политике государства по поддержке и оздоровлению финансового сектора страны. Стабилизация финансового сектора подтверждается и досрочным возвратом АО «Народный банк Казахстана» 60 млрд тенге,

выделенных из Национального фонда для кредитования реального сектора экономики. АО «Банк ЦентрКредит», АО «Kaspi Банк» и АО «Народный банк Казахстана» досрочно вернули более 40 млрд тенге по программе поддержки малого и среднего бизнеса. Кроме того, в декабре 2010 г. АО «Казком-мерцбанк» досрочно возвратил 46,5 млрд тенге.

Особая роль и значение государственного сектора подтверждаются статистикой группы компаний фонда. Из роста ВВП страны в размере 7 % в 2009 г. национальные компании обеспечили 2 %. АО КМГ добывает 27 % от объема всей нефти, производимой в Казахстане. Являются монополистами в своих сферах такие компании, как АО «Казатомпром» и АО КТЖ. Свою долю на рынке (и немалую) занимают компании АО «Самрук-Энерго» и АО «Казахтелеком». Только в АО КМГ и АО КТЖ работают 260 тыс. чел. В настоящее время дочерними компаниями фонда реализуется более 100 стратегических и перспективных проектов в различных секторах экономики общей стоимостью более 240 млрд долл. За 2010 г. сумма освоения инвестиций дочерними компаниями фонда оценочно составляет более 13 млрд долл. Основная часть освоения инвестиций приходится на 2010—2015 гг. Более 80 крупных проектов общей стоимостью свыше 38 млрд долл. предполагается к реализации в течение 5 лет.

Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли. Следовательно, к государственному сектору также следует добавить земельную собственность, природные ресурсы, которые включают в свой состав водные, в том числе подземные, лесные и биологические ресурсы, воздушное пространство, полезные ископаемые, ресурсы космических систем, имущественные и неимущественные права на результаты деятельности. Однако в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры, такие как транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности. В основном это отрасли, необходимые для функционирования рыночной экономики. Значительный вес в государственной собственности составляют смешанные корпорации, где государственное участие в капитале может и не быть подавляющим (составлять менее 50 %), однако оно обеспечивает общественный контроль за деятельностью компании. Источником формирования государственной собственности выступают национализация и собственно государственное

предпринимательство, т. е. строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, т. е. работают в основном на коммерческих началах. Казалось бы, государственная собственность на инфраструктуру, которая начала складываться еще в прошлые века (почта, телеграф, железные дороги) является непременным условием развивающейся экономики. Однако в настоящее время этот вопрос становится дискуссионным. Государственная собственность на инфраструктуру постепенно исчерпывает себя. Все чаще слышатся мнения о низкой рентабельности государственного транспорта или энергетического хозяйства и о неизбежности их бюджетной поддержки. Нынешнее состояние информатики и средств связи позволяет организовывать работу сфер инфраструктуры и на частнохозяйственном уровне. Государственное предпринимательство является сферой столкновения теоретических концепций неоклассиков, уповающих на действие рыночных сил, и государственников. Действительно, современная рыночная экономика невозможна без государственных «подпорок», хотя значение последних не должно выходить за рамки необходимого.

Кроме того, в обязательном порядке к государственному сектору следует относить денежные средства — финансовые ресурсы государства, необходимые для выполнения предписанных ему функций. По материальному выражению они представляют собой публичные денежные средства государства, а также бюджеты различных уровней. К ним следует добавить денежные суммы государственных предприятий и учреждений, целевых бюджетных и внебюджетных фондов, функционирующих в сфере финансовых отношений, финансовые обязательства страны, средства Национального фонда, золотовалютные резервы страны и т. д. В целом же следует отметить, что взаимоотношения государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику. Чаще всего на финансовом рынке государство выступает в качестве заемщика, что связано с таким широко распространенным явлением, как дефицит государственного бюджета. Для покрытия дефицита государство выпускает государственные ценные бумаги. Эмитентом этих ценных бумаг является министерство финансов и национальный

банк, а агентом — Национальный банк Казахстана. Казначейство и централизованные фонды, а также учреждения Национального банка Казахстана осуществляют безналичные расчеты между плательщиком и получателем бюджетных средств. Национальный банк Казахстана является центром информации при формировании государственного бюджета. Основываясь на информации Национального банка Казахстана об остатках средств на счетах по учету средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности получателей средств государственного бюджета, правительство осуществляет мониторинг объемов и направлений использования бюджетных средств.

В современных условиях особо следует обратить внимание на принадлежность к государственному сектору информационных ресурсов, которые выступают в современной экономике в качестве объекта собственности.

Таким образом, следует заключить, что формирование государственной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования национальной экономики и обеспечения доступности общественных благ для всех слоев населения. Однако приватизация сферы общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводит к снижению их уровня жизни. В этой связи, с учетом оценки участия государственного сектора в национальной экономике (см. рис. 3), можно сказать, что государство осуществляет обеспечение его функционирования через государственные расходы.

Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом, достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования. Большое влияние на экономику страны бюджетный фонд способен оказывать благодаря тому, что он может использоваться в интересах диверсификации казахстанской экономики в процессе реализации инвестицион-

ных стратегических проектов национального, межотраслевого и регионального масштабов, а также в процессе содействия созданию и развитию конкурентоспособных казахстанских товаропроизводителей. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования, ориентированного на результат, совершенствование инструментов государственного регулирования, использование механизмов налогового стимулирования (и другие подобные бюджетные меры) призваны способствовать обеспечению благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности путем консолидации государственных и частных интересов. Все это в конечном итоге призвано содействовать росту уровня жизни населения за счет реализации социальных проектов, деловой и инвестиционной активности.

В настоящее время благодаря механизму стабилизационного фонда у государства на постоянной основе формируются значительные финансовые ресурсы, которые уже показали эффективность своего использования в экономике. Мировой экономический кризис частично разрешил многие споры относительно степени возможного использования средств данного фонда в качестве основного источника внутренних инвестиций в экономику. Тем не менее это отнюдь не снижает возможных перспектив его более эффективного применения.

В связи с существованием определенных объективных и субъективных причин невозможности активного участия частного капитала в посткризисном развитии национальной экономики возникла идея создания такой формы сотрудничества, как государственно-частное партнерство. Суть его состоит в совместной реализации крупных инвестиционных проектов государством и частным капиталом. В предлагаемой схеме государство берет на себя создание инфраструктуры, вокруг которой бизнес сможет развивать производство.

Государственный сектор должен играть роль «локомотива» в экономике: «Управляя государственным сектором, государство осуществляет бен-чмаркинговую функцию, в частности, формирует образцы управления и рыночного поведения субъектов экономики. Эталонообразующая функция государства должна быть реализована в первую очередь на предприятиях госсектора. Это относится и к качеству производимой в нем продукции. Эффективное функционирование госсектора и его субъектов — это одна из наиболее важных составляющих эффективной деятельности государства в целом. Госсектор должен стать и ареной формирования и

воспитания экономической и политической элиты страны.... Государственный сектор должен служить источником и местом апробации прогрессивных организационно-экономических инноваций, распространяемых на другие секторы экономики».

В этой связи следует обозначить конкретные задачи, решаемые государственным сектором при поддержке развития конкурентной среды в национальной экономике. К ним относятся:

— стимулирование зарождения спроса на прогрессивную продукцию;

— содействие индустриально-инновационному развитию промышленности посредством развития различных форм кооперирования и сотрудничества с предприятиями частного сектора.

В нормативно-программных документах, отражающих в той или иной мере вопросы управления госсектором, в качестве основного инструмента регулирования его состава и структуры рассматривается приватизация. При этом предполагается, как само собой разумеющееся, что госсектор в его нынешнем виде по-прежнему следует сокращать, оставляя за государством лишь ключевые предприятия (с точки зрения обороны, социальной политики и т. д.). Оптимизация состава и структуры госсектора представляет одну из важнейших задач, и вопрос определения его размеров и соотношения внутренних компонентов — центральный. Приватизация — это только один из способов изменения масштабов госсектора. Альтернативой является национализация, т. е. выкуп государством предприятий или пакетов акций у частных владельцев. По ряду объективных причин данный метод в настоящее время не используется, однако его применение принципиально возможно, и в ряде случаев оно теоретически оправданно. Можно напомнить и о таком способе количественного изменения госсектора, как создание и (или) преобразование (ликвидация, слияние, поглощение, присоединение) госпредприятий. Встроенным блоком механизма управления объектами госсектора должен стать механизм, позволяющий избегать субъективизма при принятии решения о приватизации, национализации, реструктуризации, ликвидации конкретного объекта. Это необходимо для того, чтобы сохранить стратегически важные объекты в составе госсектора и избежать опасности оставить их без гарантий бюджетной финансовой подпитки.

В целом же следует четко обозначить, что в Казахстане государственный сектор экономики выполняет важную роль в его развитии. Основным вопросом текущего момента является

вопрос качественного изменения экономики и превращения ее в передовую (с точки зрения эффективности). Реализация эталонообразующей функции государства должна привести к созданию в рамках госсектора (как наиболее регулируемой части экономики) «эталонных», образцовых предприятий, а также фрагментов эталонных взаимоотношений предприятий с социальным, сетевым и средовым окружением. Желательное состояние (сильное государство, влиятельное и ответственное общество, эффективная экономика) в Казахстане не может быть достигнуто без укрепления государственного сектора экономики. Значимость государственного сектора определена и тем, что существуют сферы деятельности, необходимые для функционирования экономики в целом, но в которые частный капитал не будет вкладывать средства из-за отсутствия прибыли, ее незначительности либо из-за слишком высокого риска. У частного капитала интересы отнюдь не всегда совпадают с общественными. Поэтому государство выполняет функцию по производству и обеспечению общества определенным объемом таких товаров, благ и услуг через механизм государственных финансов. Перераспределение экономических ресурсов достигается через функционирование данного механизма (через

налоги и другие обязательные платежи частный сектор ограничивается в производстве индивидуальных, рыночных товаров, а население — в их потреблении). Тем самым часть ресурсов передается в государственный бюджет, внебюджетные фонды и финансируются необходимые потребности, отрасли, производства, обеспечивающие удовлетворение общественных нужд. Все это позволяет вменить государственному сектору роль главного гаранта национальных интересов и инициатора прогрессивных изменений в обществе.

Список литературы

1. Баймуратов У. Б. Социальная экономика. Ал-маты: Экономика. 2006. 284 с.

2. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 04.12.2008 № 95-IV с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.12.2010. URL: http://www.e.gov.kz/.

3. Драганов В. Г., Филиппов В. А. Опыт использования индикативного планирования. План VI экономического и социального развития Франции. М.: КомКнига. 2006. 192 с.

4. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА-М. 2006. 810 с.

5. URL:http://www.minplan.kz.

onews

10 ноября 2011 г. в гостинице Radisson SAS Slavyanskaya (г. Москва) CNews при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ проводит

третий ежегодный форум

«CNews Forum 2011: Информационные технологии завтра»

Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Основные вопросы форума:

- тенденции развития ИКТ-отрасли в России и мире;

- векторы дальнейшего развития информатизации бизнеса и органов государственной власти в России;

- тренды, которые будут определять эволюцию корпоративных ИТ-систем в ближайшие годы.

Отраслевые секции: госсектор, банки, информационная безопасность, розница, облачные технологии.

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: +7 (495) 363-11-57, 5078, 5077, 5035 либо e-mail: [email protected]

Айвазов Армен, Серова Елена, Четвернин Алексей www.forum.cnews. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.