- улучшение общих условий функционирования отраслей сельского хозяйства посредством создания систем государственного информационного обеспечения, оказания консультативной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и предоставление возможности участия союзов (ассоциаций) сельхозтоваропроизводителей в формировании государственной аграрной политики.
Реализация намеченных мероприятий невозможна без эффективного финансирования, поэтому в основе путей повышения конкурентоспособности находятся государственная поддержка и доступность кредитных ресурсов.
От уровня государственной поддержки и от эффективной системы кредитования сельскохозяй-
ственных товаропроизводителей зависят все возможные направления развития конкурентоспособности. Чем больше этот уровень, тем эффективнее будет работать система реализации путей повышения конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных предприятий.
Реализация подобных мер усилит позиции российских предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынке, будет способствовать наращиванию их потенциала по производству конкурентоспособной экологически чистой продукции и насыщении товарного и потребительского рынков качественной отечественной продукцией.
ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПУТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
Н.К. Васильева, д.э.н., проф., С.М. Резниченко, к.э.н., проф. Кубанского государственного аграрного университета
Развитие рыночных отношений показало, что внешний рынок выступает важным условием динамичного роста и повышения конкурентоспособности производства, а внешнеэкономические связи являются мощным ускорителем экономического и научно-технического прогресса. Невозможность в оптимальных масштабах производить все современные виды продукции обусловливает необходимость роста международной специализации и кооперирования производства.
Для создания устойчивого производства сельскохозяйственной продукции в России в целом и на уровне ее территориальных образований в частности необходимо систематически изучать колебания производства в странах-партнерах мирового рынка, чтобы учитывать синхронность и асинхрон-ность изменений, определять преимущественные направления и сроки соглашений о закупке или продаже. Результаты проведенных исследований на уровне АПК Краснодарского края показали целесообразность развития внешнеторговых связей, обусловленную, прежде всего, его географическим положением, рядом природных, организационно-технологических и социально-экономических предпосылок. Среди них следует выделить: во-первых, лучшие почвы и гидротермические условия для выращивания отдельных видов сельскохозяйственных культур, в частности, сильных и ценных сортов пшеницы, отвечающих мировым стандартам экспорта зерна; во-вторых, применение высокопродуктивных технологий наращивания его производства; в третьих, наличие запасов и резервов зерна для его вывоза за пределы края; в четвертых, сравнительно высокая рентабельность зернового хозяйства и другие факторы и условия. Как свидетельствуют материа-
лы табл. 1, по Южному федеральному и СевероКавказскому округам только пять субъектов (Республика Калмыкия, Краснодарский и Ставропольский края, Волгоградская и Ростовская области) из одиннадцати можно отнести к числу самообеспечивающих себя этим продовольствием.
Исследование динамики производства зерна на одного жителя за 2003-2009 гг. показало, что больше всего его производит Ставропольский край - 2,558 т, затем следует Краснодарский край - 1,838 т и Ростовская область - 1,560 т. При этом наиболее устойчивым его производством обладает Краснодарский край (Ку = 82,84%, Кр = 60%). Что касается государств СНГ (Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Украина) и стран вне СНГ (Австралия, Бразилия, Германия, США, Франция), то высокая устойчивость производство зерна за исследуемый период отмечается в Украине, США и Франции, которые являются и основными экспортерами зерна (табл. 2).
Для определения наиболее выгодных и надежных торговых операций был проведен анализ корреляционных колебаний производства зерна на одного человека, который показал сильную синхронность колебаний и прямую связь в Краснодарском крае с регионами Южного федерального и Северо-Кавказского округов и слабую прямую связь между колебаниями производства зерна с государствами Армения и Казахстан (табл. 3).
При этом отметим, что производство зерна в Краснодарском крае, а также в Австралии, Германии и Франции имеет ярко выраженный асинхронный характер, что указывает на возможность заключать с ними долгосрочные договора на поставку зерна.
Таблица 1 - Распределение регионов Южного федерального и Северо-Кавказского округов по показателю _самообеспеченности зерносодержащими продуктами в среднем за 2003-2009 гг., %_
Группировка регионов по уровню самообеспеченности зерносодержащими продуктами и зависимости от внешних поставок Перечень регионов
Зависимость от поставок Характеристика зависимости Уровень само-обеспеченности,%
Зависящие от внешних поставок сильная менее 30 Республика Дагестан, Астраханская область
средняя 30-70 Республики: Карачаево-Черкесская, Северная Осетия-Алания
умеренная 70-100 Республики: Адыгея, Кабардино-Балкарская
Независящие от внешних поставок отсутствует 100-200 Республика Калмыкия, Краснодарский край Области: Волгоградская, Ростовская
200 и более Ставропольский край
Таблица 2 - Тенденция и показатели устойчивости производства зерна на 1 человека (2003-2009 гг.)
Регион и страны Производство зерна на 1 человека, кг
Уравнение тренда Колеблемость Устойчивость, %
Абсолютная, кг Относительная,% уровней роста
Краснодарский край У=1740,4+132,41 397,2 17,16 82,84 60,00
Регионы ЮФО и СКО
Ставропольский край У=2386,3+190,51 762,2 24,66 75,34 85,71
Астраханская область У=37,6+1,91 7,72 18,72 81,28 50,00
Волгоградская область У=1311,1+82,81 384,33 23,36 76,64 28,57
Ростовская область У=1429,6+108,11 464,73 25,14 74,86 64,29
Государства СНГ
Азербайджан У=274,6+18,81 56,40 17,13 82,87 100,00
Армения У=123,8-1,11 4,22 3,52 96,48 -10,00
Беларусь У=787,8+68,91 206,70 21,00 79,00 90,00
Казахстан У=1020,4+86,11 258,00 20,33 79,67 100,00
Украина У=977,0+59,51 178,50 15,55 84,45 70,00
Страны вне СНГ
Австралия У=1458,0-52,21 211,48 16,50 83,50 -40,00
Бразилия У=390,2+13,61 40,80 9,48 90,52 90,00
Германия У=593,4-12,81 48,08 8,71 91,29 -70,00
США У=1342,8+6,81 24,40 1 ,79 98,21 60,00
Франция У=1100,0-27,11 91,64 9,03 90,97 -40,00
Таблица 3 - Матрица парных коэффициентов корреляции отклонений от тренда производства зерна
на 1 человека, кг (2003-2009 гг.)
Показатель Регионы ЮФО и СКО
Краснодарский край Ставропольский край Астраханская область Волгоградская область Ростовская область
Ставропольский край 0,954 1 - - -
Астраханская область 0,544 0,450 1 - -
Волгоградская область 0,920 0,827 0,419 1 -
Ростовская область 0,878 0,745 0,545 0,955 1
Государства СНГ
Показатель Краснодарский край Азербайджан Армения Беларусь Казахстан Украина
Азербайджан 0,456 1 - - - -
Армения 0,157 -0,682 1 - - -
Беларусь 0,837 0,771 -0,072 1 - -
Казахстан 0,261 0,973 -0,822 0,603 1 -
Украина 0,793 0,455 0,335 0,896 0,253 1
Страны вне СНГ
Показатель Краснодарский край Австралия Бразилия Германия США Франция
Австралия -0,657 1 - - - -
Бразилия 0,142 0,160 1 - - -
Германия -0,871 0,940 0,077 1 - -
США 0,816 -0,922 -0,025 -0,969 1 -
Франция -0,781 0,927 0,038 0,936 -0,841 1
Таким образом, анализ вариации производства зерна на одного жителя по Краснодарскому краю, регионам Южного федерального и СевероКавказского округов, а также странам-партнерам мирового рынка свидетельствует о нецелесообразности развития долгосрочных взаимовыгодных торгово-экономических отношений на межрегиональном с Ростовской и Волгоградской областью, Ставропольским краем, с которыми он имеет синхронность колебаний в производстве зерна. В тоже время ближайшими партнерами по внешнеэкономическому сотрудничеству на зерновом рынке СНГ могут стать Азербайджан, Армения и Казахстан, где производство зерна выявлена асинхронность колебаний в сравнении с Краснодарским краем и имеется ежегодная потребность его ввоза. Кроме этого, наличие единой транспортной системы и относительно небольшие расстояния перевозок зерновых ресурсов между экспортерами и импортерами; воз-
можность, при наличии развернутого товарооборота, комбинированного использования транспортных средств при перевозке и других грузов; перспектива установления всякого рода финансовых, таможенных, кредитных и других соглашений, благоприятствующих взаимовыгодной торговле зерном, указывают на предпочтительность подобных отношений Краснодарского края по зерну и зернопродуктам в пределах СНГ.
В целом, создание соответствующих условий для адаптации к внешнеторговому рынку сельских товаропроизводителей Краснодарского края, определение круга преимущественных партнеров в построении торгово-экономических отношений, позволяют обеспечить межрегиональный и межгосударственный вывоз продукции сельского хозяйства для создания устойчивого аграрного производства, бесперебойное снабжение населения продуктами питания, а промышленность - сырьем.