Научная статья на тему 'Оценка условий и факторов, влияющих на формирование объемов товарооборота регионов России со странами СНГ'

Оценка условий и факторов, влияющих на формирование объемов товарооборота регионов России со странами СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котилко В.В.

Среди условий, влияющих на формирование товарооборота между субъектами России и странами СНГ следует обратить внимание на наличие договоров, соглашений, концепций и программ межгосударственного (в том числе приграничного) сотрудничества, в которых, как правило, перечислены цели, задачи, принципы, направления и основные мероприятия, создающие благоприятную обстановку для взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества.Увеличению товарооборота между субъектами стран СНГ способствуют согласованные действия органов государственной власти и региональных органов управления, координация и регулирование торгово-экономических, научно-технических, культурных и информационных связей. На величину товарооборота могут повлиять проблемы юридического, административного и технического характера, затрудняющие товарообмен между приграничными районами, а также те из них, которые препятствуют движению товаров и услуг, оказываемых в пределах приграничных регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка условий и факторов, влияющих на формирование объемов товарооборота регионов России со странами СНГ»

ОЦЕНКА УСЛОВИЙ И ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЪЕМОВ ТОВАРООБОРОТА РЕГИОНОВ РОССИИ СО СТРАНАМИ СНГ

В. В. котилко,

доктор экономических наук, академик РАЕН

Среди условий, влияющих на формирование товарооборота между субъектами России и странами СНГ, следует обратить внимание на наличие договоров, соглашений, концепций и программ межгосударственного (втом числе приграничного) сотрудничества, в которых, как правило, перечислены цели, задачи, принципы, направления и основные мероприятия, создающие благоприятную обстановку для взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества.

Увеличению товарооборота между субъектами стран СНГ способствуют согласованные действия органов государственной власти и региональных органов управления, координация и регулирование торгово-экономических, научно-технических, культурных и информационных связей. На величину товарооборота могут повлиять проблемы юридического, административного и технического характера, затрудняющие товарообмен между приграничными районами, а также те из них, которые препятствуют движению товаров и услуг, оказываемых в пределах приграничных регионов. Особое значение имеют протоколы, прилагаемые к соглашениям, в которых отражены не только намерения сторон, стимулирующие условия и мероприятия, содействующие сотрудничеству, но и количественные параметры, характеризующие экспортно-импортные позиции взаимных поставок.

На объемы товарооборота между субъектами государств СНГ влияет не только нормативно-правовая база, но и такие условия, как развитие объектов экономической и социальной инфраструктуры на приграничных территориях, а также обустройство приграничных регионов пунктами пропуска через государственную границу. Кроме того, немаловажное значение имеет обеспечение приграничных территорий объектами транспортной инфраструктуры, таможенными складами и другими сопутствующими взаимной торговле сооружениями.

Факторы, влияющие на формирование объемов товарооборота регионов России со странами СНГ можно подразделить на: I) общие; 2) специфические (отраслевые, территориальные, приграничные, экологические и геополитические). Кроме того, факторы могут находить количественное выражение через макроэкономические, внешнеэкономические, натуральные и стоимостные показатели, прямо или косвенно влияющие на величину товарооборота субъектов государств СНГ.

В нормативно-правовых и законодательных документах, посвященных внешнеэкономическому и межрегиональному сотрудничеству, как правило, выделяют следующие факторы:

• природно-ресурсные;

• социально-экономические;

• военно-политические;

• режим государственной границы;

• исторически сложившиеся связи, традиции и обычаи;

• уровень развития межрегиональной экономической кооперации.

Специфические факторы межрегионального (приграничного) сотрудничества подразделяются на:

а) факторы, связанные с реформированием экономики и уровнем институциональных преобразований в той или иной стране;

б) факторы, носящие макроэкономический, отраслевой, региональный и производственно-кооперационный характер;

в) факторы геополитического и географического характера.

Первая группа специфических факторов связана не только с тем, как сами государства оценивают уровень торгово-экономических отношений, но и как их оценивают в других странах мира. Проведенный анализ этой группы факторов позволил оценить страны СНГ по отношению к экспортно-импортным процессам, по удельному весу экспорта

12

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: шворни // практики

в страны СНГ, а также преимущественному использованию административных или экономических рычагов и стимулов.

Так, государства Закавказья имеют преимущественно импортную ориентацию. Они имеют отрицательное сальдо торгового оборота, а экспортная квота (в % к использованному ВВП) колеблется в пределах 15% (у Грузии) и 34% (у Армении).

Удельный вес импорта из стран СНГ в общем объеме импорта стран Закавказья колеблется в пределах 20% (у Армении) и 34% (у Грузии), что указывает на большую долю поставок из стран дальнего зарубежья.

Доля экспорта в страны СНГ у этих государств колеблется от 13% (у Азербайджана) до 40% (у Грузии).

Для этих стран характерна значительная доля стран вне СНГ, влияющих на их товарооборот, а также высокая доля зарубежных кредитов. Справедливости ради следует отметить, что для Азербайджана существенны поступления их диаспоры в России и других странах СНГ

Тем не менее несмотря на заверения официальных лиц, соглашения, договора и межрегиональные договоренности о поставках, складывающаяся в целом ситуация лимитирует дальнейший рост товарооборота между субъектами России и государств Закавказья.

Другое дело Беларусь, Украина и Казахстан — они имеют проэкспортную ориентацию во внешней торговле (как и Россия). У них, если в отдельные годы и бывает отрицательное сальдо экспорта и импорта товаров и услуг (к использованию ВВП), то оно незначительное. Удельный вес экспорта в страны СНГ достаточно высок и колеблется от 26% (у Казахстана) до 60% (у Беларуси). Удельный вес импорта из стран СНГ очень высок: он колеблется от 55-58% (у Казахстана и Украины) до 70% и выше (у Беларуси).

Все это указывает на явную заинтересованность в поставках из стран СНГ, а следовательно, объективно содействует росту товарооборота между субъектами этих государств. Это же подтверждается обилием программ, концепций и соглашений по межрегиональному (приграничному) сотрудничеству. Более того, этому содействуют внедряемые элементы госрегулирования внешнеторговой деятельности, которые широко представлены различной гаммой: от воздействия на ценообразование, освобождения экспорта от таможенных пошлин (в Беларуси) до введения госрегулирования и квотирования, в первую очередь, по стратегическим видам товаров и услуг (на Украине и в Казахстане).

Вторая группа факторов оказывает не опосредованное, а прямое влияние на рост товарооборота между субъектами России и стран СНГ. Они позволяют выявить территориальные особенности взаимодействия России со странами ближнего зарубежья, проранжировать их влияние по мере убывания их значений, сгруппировать регионы России по показателю внешнеторгового оборота со странами СНГ.

Среди специфических факторов этого вида следует различать три группы показателей, каждая из которых в зависимости от целей анализа использует свой набор показателей из 6 стадий расчета:

I группа показателей — первая стадия расчета. Показатели, позволяющие выявить территориальные особенности взаимодействия России со странами СНГ и расположить их по мере убывания влияния на объемы товарооборота:

• объем валового регионального продукта субъекта РФ (ВРП);

• территориальное расположение региона России по отношению к странам СНГ;

• приграничное расположение региона (как субъекта, регулируемого своей нормативно-правовой базой);

• отраслевая промышленная и сельскохозяйственная структура региона;

• уровень производственно-кооперационных связей региона со странами СНГ;

• транспортная инфраструктура, обеспечивающая доставку товаров из регионов в страны СНГ;

• объем инвестиций региона в страны СНГ.

II группа показателей — вторая стадия расчета. Показатели, позволяющие оценить макроэкономические аспекты торгово-экономического сотрудничества регионов России со странами СНГ (в разрезе федеральных округов и их субъектов, а также расположить их по мере убывания по душевому товарообороту региона со странами СНГ (в дол.):

• валовый региональный продукт;

• численность населения субъекта внешней торговли;

• внешнеторговый оборот, всего;

• внешнеторговый оборот со странами СНГ;

• доля внешнеторгового оборота со странами СНГ в общем товарообороте (%);

• экспорт региона в страны СНГ;

• внешнеторговая квота региона России со странами СНГ (%);

• экспортная квота региона со странами СНГ (%);

• душевой товарооборот региона РФ со странами СНГ.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: теория и практика

13

III группа показателейтретья стадия расчета.

Показатели, позволяющие оценить значение каждого фактора в формировании уровня экономического взаимодействия регионов России со странами СНГ на основе расчетов корреляционной зависимости между объемом товарооборота и показателями, характеризующими все факторы в отдельности.

В ходе экспериментальных расчетов удалось выявить достаточно высокую корреляционную зависимость объема товарооборота региона России с Украиной и годового объема ВРП. Теснота связи выражалась показателями, превышающими коэффициент, равный 0,76. Коэффициент корреляции между объемом товарооборота и удаленностью субъекта от границ Украины оказался умеренным, равным 0,36.

Тесноту связи между признаками рекомендуется определять с помощью коэффициента корреляции рангов (г) по формуле: р ———'

п{п2 -1)

где d - разность между рангами изучаемых признаков;

п — число наблюдений (количество субъектов).

IV стадия расчета. Завершается оценка условий и факторов, влияющих на формирование объема товарооборота регионов России со странами СНГ группировкой внешнеторгового оборота регионов России со странами СНГ, которая несмотря на количественные изменения, имеет следующие устойчивые блоки за последние шесть лет:

I группа — субъекты РФ, имеющие внешнеторговый оборот со странами СНГ, превышающий 1 млрд дол.: г. Москва, Тюменская обл., г. Санкт-Петербург, Московская обл., Челябинская обл., Республика Татарстан, Белгородская обл.;

II группа — имеющая внешнеторговый оборот в пределах от 500,1 до 1000 млн дол.: Ростовская, Свердловская, Нижегородская, Оренбургская, Самарская, Новосибирская, Пермская, Кемеровская, Волгоградская, Брянская, Челябинская области, Республика Башкортостан, г. Санкт-Петербург;

III группа — включает регионы России с объемом внешнеторгового оборота от 250,1 до 500 млн дол.: Смоленская, Омская, Ярославская, Воронежская, Орловская, Тульская области, Краснодарский и Красноярский края,

IV группа регионов имеет объем внешнеторгового оборота в пределах 100,1-250 млн дол.: Липецкая, Ленинградская, Курская, Иркутская, Вологодская, Ивановская, Саратовская, Калининградская, Калужская, Владимирская, Астраханская, Курганская, Ульяновская, Рязанская, Тюменская

области, Республика Хакассия, Республика Коми, Ставропольский край,

V группа относится к регионам России, имеющим объем внешнеторгового оборота в пределах 50,1-100 млн дол.: Новгородская, Тверская, Архангельская, Тамбовская, Псковская, Мурманская, Кировская, Пензенская области, Республика Дагестан, Чувашская Республика;

VI группа имеет объем внешнеторгового оборота в пределах 10,1-50 млн дол.: Республика Северная Осетия, Республика Алтай, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Мордовия, Республика Калмыкия, Республика Саха, Республика Марий Эл, Костромская область, Хабаровский край;

VII группа субъектов Российской Федерации имеет наименьший внешнеторговый оборот, т.е. менее 10 млн дол.: Читинская, Амурская, Сахалинская, Камчатская, Магаданская области, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Бурятия, Республика Адыгея, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Приморский край, Еврейская автономная область.

V стадия расчета. Оценить характеристику влияния макроэкономических и внешнеэкономических параметров субъектов РФ на величину товарооборота со странами СНГ можно, проследив, как меняются основные показатели торгово-экономи-ческого сотрудничества (см. перечень показателей II группы) от одной группы регионов до другой.

В качестве примера рассмотрим I и II группы. Для первой группы субъектов РФ, имеющей товарооборот свыше 1 млрд дол., характерен душевой товарооборот региона со странами СНГ в пределах 197,2 дол. (Московская обл.) и 782,6 дол. (г. Москва), т.е. преимущественно (кроме Московской области) выше, чем в среднем по России.

Доля внешнеторгового оборота регионов первой группы со странами СНГ в общем товарообороте колеблется в пределах 22-72%, что также выше, чем в среднем по России.

Эти субъекты расположены в индустриально развитых федеральных округах: Центральном, Приволжском и Уральском. Экспортные квоты этих регионов выше среднероссийских параметров, наивысший из них у Белгородской области (11,5%) и Тюменской области (10,9%). Ихдоля внешнеторгового оборота со странами СНГ в общем товарообороте превышает 22% (у г. Москвы) и достигает 72% (у Белгородской приграничной области).

Показатели ВРП и внешнеторгового оборота коррелируются. Наметилась устойчивая тенденция зависимостей, когда стоимостная величина

14

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: теория и практики

внешнеторгового оборота составляет примерно одну вторую от величины валового регионального продукта, что позволяет выводить устойчивые коэффициенты зависимости для прогнозирования.

Для субъектов, входящих в седьмую группу по показателю внешнеторгового оборота регионов России со странами СНГ, характерна внешнеторговая квота со странами СНГ, равная 0,1 % (у Сахалинской области и Республики Ингушетии) и 1,9% (Республики Адыгея), т.е. в 4,5-9 раз ниже, чем в среднем по России. Их душевой товарооборот со странами СНГ колеблется в пределах 1,2 дол. (у Чеченской Республики) — 13,9 дол. (у Республики Адыгея, что существенно меньше, чем в среднем по России (233,1 дол.).

VI стадия расчета и оценки факторов, влияющих на величину внешнеторгового оборота, относится к регионам, зависимым от геополитических факторов. Для учета специфических факторов, влияющих на рост внешнеторгового оборота таких регионов, следует обратить внимание на следующие пространственно крайние субъекты РФ:

1) Калининградская область;

2) Сахалинская область.

Калининградская область — территория,

имеющая особый статус. В новой программе ее социально-экономического развития до 2010 г. основное внимание уделяется не только транспорту и энергетическому комплексу (как было в программе, действовавшей до 2005 г.), а развитию инфраструктуры (телекоммуникациям, энергетики, транспорту), промышленности и решению таможенных проблем. Соотношение собственных средств на реализацию программы и бюджетных: 16,28 млрд руб. к 17,87 млрд руб. Иностранные кредиты и средства международных организаций: 11,6 млрд руб.

Специфика межрегионального сотрудничества Калининградской области выражается в том, что она участвует в соглашениях между Россией и Польшей (преимущественно северо-восточными и морскими провинциями), Санкт-Петербургом; между Россией и Литвой в части соглашений о развитии сотрудничества между Калинин градской областью и литовскими регионами (Каунасским, Клайпедским, Паневежским, Мариямпольским уездами Литвы). Районы Калининградской области установили приграничные отношения с Поморским, Варьминьско-Мазурским и Подляжским воеводствами Польши.

В соответствии с различными программами ТАСИС за последние 10 лет выделено 20 млн дол. В основном финансировались проекты, связанные с защитой окружающей среды, реструктуризацией промышленности, развитием транспортных и

энергетических сетей. Начаты новые проекты по утилизации отходов, развитию порта, привлечению инвестиций. За 1996-2000 гг. был реализован проект по реструктуризации более чем 20 промышленных предприятий области.

К числу негативных факторов, препятствующих межрегиональному сотрудничеству и снижающих внешнеторговый оборот области, следует отнести:

• неурегулированность вопросов транзита российских товаров через территорию Литвы;

• незаконный лов рыбы вблизи Калининграда;

• противоречия между таможенным, приграничным законодательством области и стран, ее окружающих;

• противоречия экологического характера, связанные с планированием компании «ЛУКОЙЛ» добывать нефть недалеко от заповедной Куршской косы и др.

На рост внешнеторгового товарооборота Сахалинской области также оказывают влияние геополитические факторы. В частности, Сахалинская область заметно выделяется по благоприятным условиям, которые способствуют росту объема иностранных инвестиций. В регионе заинтересованы компании «Бритиш Петролеум», «Шелл», «Мицуи» и «Мицубиси». Недавно компания «Сахалинская энергия» подписала соглашение на ежегодную поставку около 1,2 млн т сжиженного газа в течение 24 лет. Соглашение с компанией «Токио электрик» предусматривает долгосрочные поставки в объеме 1,2 млн т сжиженного природного газа на 20 лет с началом поставок в 2007 г., с перспективой увеличения их до 1,7-1,8 млн т.

Сахалинские шельфовые проекты заинтересовали страны АТР. Предварительные переговоры позволяют сделать вывод, что Сахалин становится новым стратегическим партнером по поставкам природного газа с Дальнего Востока России в Японию и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Аналогичная ситуация складывается с углем. Выгодность географического положения Сахалина, близость к крупным рынкам сбыта угля в Азиатско-Тихоокеанском регионе, наличие серьезных запасов качественного угля создает новые возможности для угольной промышленности области, которая со временем может стать надежным поставщиком высококачественного угля.

Перечисленные примеры предпосылки внешнеторгового сотрудничества субъектов РФ, имеющих выгодное геополитическое и географическое размещение, следует рассматривать в качестве специфических факторов, влияющих на величину объема их внешнеторгового оборота.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: шворня и практики

15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.