Научная статья на тему 'Оценка факторов роста внешнеторгового оборота субъектов РФ'

Оценка факторов роста внешнеторгового оборота субъектов РФ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
97
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка факторов роста внешнеторгового оборота субъектов РФ»

помоги себе сам

оценка факторов роста внешнеторгового

оборота субъектов РФ

Среди условий, влияющих на объемы товарооборота между российскими регионами и странами СНГ, следует обратить внимание на характер договоров, соглашений, концепций и программ межгосударственного (в том числе приграничного) сотрудничества, в которых, как правило, перечислены цели, задачи, принципы, направления и основные мероприятия, создающие благоприятную обстановку для взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества.

Увеличению товарооборота в рамках межрегионального сотрудничества на просторах СНГ способствуют согласованность действий органов государственной власти и местных администраций, координация и регулирование торгово-экономических, научно-технических, культурных и информационных связей. Однако, имеют место проблемы юридического, административного и технического характера, затрудняющие товарообмен между приграничными районами. При этом, следует выделить те из них, которые препятствуют движению товаров и услуг, оказываемых в пределах приграничных регионов. Особое значение имеют протоколы, прилагаемые к соглашениям, которые отражают не только намерения сторон, стимулирующие условия и соответствующие мероприятия по сотрудничеству, но и количественные параметры, характеризующие экспортно-импортные позиции взаимных поставок. На объемы товарооборота между субъектами государств СНГ влияют не только нормативно-

Котилко В.В.

докт. экон. наук, академик РАЕН

Талаев М.С.

канд. техн. наук, докторант Государственного научно-

исследовательского учреждения "Совет по изучению производительных сил'' Минэкономразвития РФ и РАН

немаловажное

значение имеет

обеспечение

приграничных

территорий _объектами

транспортной

инфраструктуры, _таможенными

складами и другими

_сопутствующими

_сооружениями

правовая база, но и такие условия, как развитие объектов экономической и социальной инфраструктуры на приграничных территориях, в том числе обустройство пунктами пропуска через государственную границу. Кроме того, немаловажное значение имеет обеспечение приграничных территорий объектами транспортной инфраструктуры, таможенными складами и другими сопутствующими взаимной торговле сооружениями. Факторы, влияющие на формирование о1

мов товарооборота регионов России со нами СНГ можно подразделить на общие и спе цифические (отраслевые, территориальные, приграничные, экологические и геополитические). Они могут иметь количественное выражение через макроэкономические, внешнеэкономические, натуральные и стоимостные показатели, прямо или косвенно влияющие на величину товарооборота субъектов государств СНГ. В нормативно-правовых и законодательных документах, посвященных внешнеэкономическому и межрегиональному сотрудничеству, как правило, выделяют следующие факторы:

- природно-ресурсные;

- социально-экономические;

- военно-политические,

а также факторы, отражающие: -«режимность» государственной границы;

- исторически сложившиеся связи, традиции и обычаи;

- уровень развития межрегиональной экономической кооперации.

Специфические факторы межрегионального (приграничного) сотрудничества подразделяются на:

а) факторы, связанные с реформированием экономики и уровнем институциональных преобразований в той или иной стране;

б) факторы, носящие макроэкономический, отраслевой, региональный и производственно-кооперационный характер;

в) факторы геополитического и географического характера.

Первая группа специфических факторов связана не только с тем, как сами государства оцени-

вают уровень торгово-экономических отношений, но и с тем, как их оценивают в других странах мира.

Проведенный анализ этой группы факторов позволил оценить страны СНГ по отношению к экспортно-импортным процессам, по удельному весу экспорта в государствах, которые ранее составляли СССР, а также по преимущественному использованию административных или экономических рычагов и стимулов. Так, государства Закавказья имеют преимущественно импортную ориентацию. Здесь налицо отрицательное сальдо торгового оборота. А экспортная квота колеблется в пределах от 15% у Грузии до 34% у Армении (по отношению к использованному ВВП).

Удельный вес импорта из стран СНГ в общем объеме импорта стран Закавказья колеблется в пределах 20% у Армении и 34% у Грузии, что указывает на большую долю поставок из стран дальнего зарубежья. Доля экспорта в страны СНГ у этих государств колеблется от 13% у Азербайджана до 40% у Грузии.

Тем не менее, несмотря на заверения официальных лиц, соглашения, договора и межрегиональные договоренности о поставках, складывающаяся в целом ситуация лимитирует дальнейший рост товарооборота между субъектами России и государств Закавказья. Другое дело Белоруссия, Украина и Казахстан. Они имеют проэкспортную ориентацию во внешней торговле (как и Россия). Если в отдельные годы у них и бывает отрицательное сальдо экспорта и импорта товаров и услуг (к использованию ВВП), то оно незначительное. Удельный вес экспорта в страны СНГ достаточно высок и колеблется от 26% у Казахстана до 60% у Белоруссии. Удельный вес импорта из стран СНГ очень высок: он колеблется от 5558% у Казахстана и Украины до 70% и выше у Белоруссии.

Все это указывает на явную заинтересованность в поставках из стран СНГ, а, следовательно, объективно содействует росту товарооборота между субъектами этих государств, что подтверждается обилием программ, концепций и соглаше-

государства Закавказья имеют преимущественно импортную ориентацию

_удельный вес

экспорта в страны

_СНГ достаточно

высок

_и колеблется от

_26% у Казахстана

до 60% _у Белоруссии

ний по межрегиональному (приграничному) сотрудничеству. Более того, в данном случае за-действуются элементы госрегулирования внешнеторговой деятельности, которые представлены широкой гаммой мер: от воздействия на ценообразование, освобождения экспорта от таможенных пошлин в Белоруссии до введения госрегулирования и квотирования, в первую очередь, по стратегическим видам товаров и услуг на Украине и в Казахстане. Вторая группа факторов оказывает не опосредованное, а прямое влияние на рост товарооборота между субъектами России и стран СНГ. Они позволяют: а) выявить территориальные особенности взаимодействия России со странами ближнего зарубежья; б) проранжировать их влияние по мере убывания их значений; в) сгруппировать регионы России по показателю внешнеторгового оборота со странами СНГ. Среди специфических факторов этой группы следует различать три вида показателей, каждый из которых в зависимости от целей анализа использует свой набор показателей:

I вид показателей, позволяющих не только выявить территориальные особенности взаимодействия России со странами СНГ, но и расположить их по мере убывания влияния на объемы товарооборота:

- объем валового регионального продукта субъекта РФ (ВРП);

- территориальное расположение региона России по отношению к странам СНГ;

- приграничное расположение региона (как субъекта, регулируемого своей нормативно-правовой базой);

- отраслевая промышленная и сельскохозяйственная структура региона;

- уровень производственно-кооперационных связей региона со странами СНГ;

- транспортная инфраструктура, обеспечивающая доставку товаров из регионов в страны СНГ;

- объем инвестиций региона в страны СНГ.

II вид показателей, позволяющих оценить макроэкономические аспекты торгово-экономического сотрудничества регионов России со

странами СНГ (в разрезе федеральных округов и их субъектов), а также расположить их по мере убывания по душевому товарообороту региона со странами СНГ (в долларах США):

- валовой региональный продукт;

- численность населения субъекта внешней торговли;

- внешнеторговый оборот всего;

- внешнеторговый оборот со странами СНГ;

- доля внешнеторгового оборота со странами СНГ в общем товарообороте (в %);

- экспорт региона в страны СНГ;

- внешнеторговая квота региона России со странами СНГ (%);

- экспортная квота региона со странами СНГ (%);

- душевой товарооборот региона РФ со странами СНГ.

III вид показателей, позволяющих оценить значение каждого фактора в формировании уровня экономического взаимодействия регионов России со странами СНГ на основе расчетов корреляционной зависимости между объемом товарооборота и показателями, характеризующими все факторы в отдельности. В ходе экспериментальных расчетов удалось выявить достаточно тесную корреляционную взаимозависимость объема товарооборота регионов России с Украиной и годового объема ВРП. Теснота связи выражалась показателями, превышающими коэффициент, равный 0,76. Коэффициент корреляции между объемом товарооборота и удаленностью региона от границ Украины оказался умеренным, равным 0,36.

Окончание следует

удельный вес импорта из стран СНГ очень высок: он колеблется от 55-58% у Казахстана и Украины до 70% и выше у Белоруссии

Литература

1. Комплексные проблемы экономического сотрудничества и природопользования России и стран СНГ/Под науч. ред. ВА. Вашанова. -М.:СОПС, 2004. - 272 с.

2. Котилко ВВ, Нефедьев ДД. Россия и страны Ев-рАзЭС: проблемы интеграции. - М: Компания «Спутник+», 2004- - 132 с.

4. Вашанов ВА, Бровчук ГЮ. Экономическое сотрудничество России и Украины. - М: СОПС, 2004- - 257 с.

5. Котилко ВВ. Транспортная система России и стран СНГ: международные транспортные коридоры. -М.: Русская деревня,, 2005. - 178 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.