Список использованной литературы
1. Богданова, О. С. О нравственном воспитании подростков : в помощь классным руководителям / О. С. Богданова, Л. И. Катаева, А. И. Шемшурина. - М. : Просвещение, 1979. - 111 с.
2. Борытко, Н. М. Пространство воспитания : образ бытия : монография / Н. М. Борытко. - Волгоград : ВГПУ, 2000. - 225 с.
3. Белоусова, В. В. Воспитание в процессе спортивной деятельности. Нравственное формирование личности человека в условиях спортивной деятельности / В. В. Белоусова // Спорт и личность : сб. статей. - М. : Физкультура и спорт, 2009. - С. 152-166.
4. Былеева, Л. В. Подвижные игры / Л. В. Былеева, И. М. Коротков. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 224 с.
5. Гусейнов, А. А. Золотое правило нравственности / А. А. Гусейнов. - 3-е изд., доп. и перераб. -М. : Молодая гвардия, 1988. - 271 с.
6. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственного воспитания / О. Г. Дробницкий. - М. : Наука, 1997. - 333 с.
7. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. - М. : Просвещение, 1987. - 287 с.
8. Кабирова, О. Р. Физическая культура и нравственное воспитание / О. Р. Кабирова // Известия Магнитогорского (Южно-Уральского) регионального отделения АПСН. - Магнитогорск : Магнитогорский Лицей РАН, 2001. - 176 с.
9. Козлов, Н. В. Формирование нравственной культуры школьника в физкультурном образовании : учебно-метод. пособие / Н. В. Козлов. - Оренбург : ОГПУ, 2006. - 64 с.
10. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации». - М. : Минспорттуризм, 2008. - 39 с.
11.Логинов, В. В. Формирование у школьников потребностно-мотивационной установки на занятиях физической культурой : учебно-метод. пособие / В. В. Логинов. - Челябинск : УралГУФК, 2012. - 68 с.
12.Нравственное воспитание : проблемы теории и практики / Под ред. А. К. Уледова ; Акад. общ. наук при ЦК КПСС, каф. идеол. работы и каф. соц. психологии и педагогики. - М. : Мысль, 1979. - 303 с.
13. Педагогическая наука и образование : тематич. сб. науч. тр. / Отв. ред. А. Я. Найн. - Вып. 13. - Челябинск : Уральская академия, 2014. - 480 с.
© В В. Логинов, 2015
УДК 372.857
Мевша Алёна Сергеевна
КубГУ в г. Славянске -на-Кубани Студентка 4 курса, факультета ФК и Биологии профиль Биология
Г. Славянск-на-Кубани. РФ. AlyonaM [email protected]
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ
Аннотация
Данная работа посвящена изучению игровых технологий на уроке Биологии, как неотъемлемой части урока. Цель изучения темы состоит в том, чтобы показать, насколько необходимо использование игры, как одного из элементов, повышающих качество знаний и успеваемость учащихся по предмету.
Ключевые слов
игра, элемент, технология, эффективность, деятельность
Педагогическая эффективность применения игровых технологий на уроках биологии очень велика. Игра дает свободу мысли и деятельности, вызывает у детей обостренный интерес к происходящему на уроке, активизирует познавательную деятельность школьника, развивает коммуникативные навыки, снижает утомляемость.
Применение дидактических игр на уроке возможно практически на всех его этапах. Было разработано несколько фрагментов уроков с применением дидактических игр на разных этапах. При проверке домашнего задания так же можно использовать игровые формы. Фрагмент №1. «Морской бой».
На доске в виде игрового поля с помощью магнитов прикреплены цветные карточки, имитирующие корабли. Задача учащихся выйти к доске, выбрав карточку понравившегося ему цвета, ответить на вопрос. Тем самым, правильный ответ учащегося говорит о том, что вражеский корабль «Гуморальная регуляция». «Корабли» имели следующие вопросы:
Работа надпочечников. Действие гормона. Тимус. Особенности строения. Гормон. Задай вопрос соседу по парте. Куда поступают гормоны, выделяемые железами внутренней секреции?
Гипофиз. Общая характеристика. Гормон и его действие на организм._
Работа половых желез. Что такое гормон?
Дайте определение Гуморальной регуляции. Какова функция поджелудочной железы? Болезни, связанные с работой желёз внутренней секреции.
Фрагмент 2. Для закрепления изученного материала на уроке «Анализаторы слуха и равновесия» был
использован кроссворд.
По горизонтали: 1. Орган слуха. 2. Липкое жёлтое вещество, задерживающее пыль и уничтожающее микробы. 3. Колебания воздуха. 4. Она преобразует звуковые колебания в механические. 5. Одна из трех слуховых косточек.
По вертикали: 1. Спирально закрученный костный канал. 2. Одна из трех слуховых косточек, которая упирается в перепонку овального окна. 6. Одна из трех слуховых косточек, которая упирается в барабанную перепонку и передаёт её колебания.
Использование дидактических игр может реализовываться не только через игровые фрагменты. С помощью игр можно проводить и обобщающие уроки. Но обобщающий урок с применением игровой формы требует более основательной подготовки. Прежде всего, к такому уроку следует определить подготовленность и дисциплинированность класса. Так, элемент обобщающего урока по теме: «Координация и регуляция. Анализаторы» представлен игрой- путешествием.
Фрагмент №3.
Игра «Планета - Анализатор».
Класс разделен на 2 команды, за 1 правильный ответ команде присуждается 1 балл. Команда, набравшая наибольшее количество баллов является победителем игры, за что получают отметку «отлично».
Станция №1 «Мир звуков»
Задание: назвать основные части слухового анализатора ответ оформить на отдельном листочке и отдать на проверку учителю.
В ходе педагогического эксперимента нами был определен уровень знаний учащихся - успеваемость и качество знаний. Весь эксперимент проходил в период одной четверти.
Таблица 1
Оценки учащихся в 8 «Б» классе на начало эксперимента
Оценки «5» «4» «3» «2»
Число учащихся 6 16 4 0
Рассчитаем успеваемость учащихся по формуле:
У = щ/Ы х 100%, (1)
где У - успеваемость; П1 - количество оценок без двоек; N - количество учащихся в классе. У = 26/26 х 100%; У = 100 %
Итак, для 8 «Б» класса успеваемость составила 100%.
Используя данные таблицы 1 находим качество знаний для 8 «Б» класса по формуле:
К = П2/Ы х 100% (2)
где К - качество знаний; П2 - количество оценок без двоек и троек; N - количество учащихся в классе. К = 22/ 26 х 100%; К = 84, 61 %
В 8 «Б» классе было проведено 10 уроков с использованием фрагментов, которые разработаны с применением игровых технологий. По окончанию педагогического эксперимента были предложены тестовые задания. Тесты состояли из 20 заданий, по пройденному в материалу, с выбором одного правильного ответа. После чего проводим анализ полученных результатов на успеваемость и качество знаний.
Таблица 2
Оценки учащихся в 8 «Б» классе в конце эксперимента
Оценки «5» «4» «3» «2»
Число учащихся 14 10 2 0
Рассчитываем успеваемость учащихся по формуле 1: У = 26/26 х 100%; У = 100 %
Используя данные таблицы 2 находим качество знаний для 8 «Б» класса по формуле: К = П2/Ы х 100%; К = 24/ 26 х 100%; К = 92, 3 %. К = 92.3 - 84.61; К = 7. 69 %.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение игровых технологий влияет на уровень знаний учащихся. Из вышеприведенных расчетов видно, что качество знаний учащихся 8 класса повысился. Список использованной литературы:
1 Подласый И.П. Педагогика: учебник для бакалавров / И. П. Подласый. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 574 с. - (Бакалавр).
2 Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: Т. 1 / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
3 Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: Т. 2 / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с
4 Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. 2 изд. - М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с. .
© А. С. Мевша. 2015.
УДК 378.14.015.62
Миненко Наталья Васильевна
канд. пед. наук, ст. пр. НИУ "БелГУ", г. Белгород, РФ E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
Аннотация
В связи с модернизацией жизнедеятельности различных сфер жизнедеятельности общества проблема профессиональной компетентности будущих специалистов как фактора, способствующего формированию социально-экономического потенциала региона, приобрела еще большую актуальность. Целью работы является показать роль и место профессиональной, в частности, аналитико-рефлексивной компетентности будущих специалистов, определить её содержание и структуру на примере подготовки будущих учителей.
Ключевые слова
Компетентность, компетенции, аналитико-рефлексивная компетентность, способность, знания, умения,
мотивы.
Регион - это открытая система с наличием обратных связей, поэтому факторы, образующие систему социально-экономичкского потенциала региона, не ограничены пределами и на сегодняшний день являются одной из приоритетных целей государственной политики перевода России на инновационный путь развития.
Общий смысл формирования социально-экономического потенциала региона состоит, прежде всего, в обеспечении определенного качества жизни его населения: как ныне живущего, так и будущих поколений. При этом под потенциалом региона понимаем трудовые, материальные, финансовые и информационные ресурсы, используемые и потенциально имеющиеся в настоящее время и ожидаемые в прогнозируемом периоде . Необходимо помнить, что основой развития любого общества в сфере социально-экономического потенциала является только человеческий труд, который преобразует вещества природы в необходимые для жизни блага. Такое представление о человеческом факторе основано, главным образом, не на сумме один раз и навсегда усвоенных знаний, умений, навыков, а на признании необходимости творческого начала человека и его желании самосовершенствоваться.
Стимулирование человеческого фактора в смысле его перевоплощения в высокопрофессиональную, общественно полезную деятельность и формирование позитивной тенденции является задачей, которую общество в лице органов управления ставит перед системой, как общего, так и профессионального образования.
В этой связи особо значимую роль в современных условиях приобретает высшее профессиональное