Научная статья на тему 'Повышение уровня знаний через игровые технологии на уроке'

Повышение уровня знаний через игровые технологии на уроке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИГРА / ЭЛЕМЕНТ / ТЕХНОЛОГИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мевша Алёна Сергеевна

Данная работа посвящена изучению игровых технологий на уроке Биологии, как неотъемлемой части урока. Цель изучения темы состоит в том, чтобы показать, насколько необходимо использование игры, как одного из элементов, повышающих качество знаний и успеваемость учащихся по предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня знаний через игровые технологии на уроке»

Список использованной литературы

1. Богданова, О. С. О нравственном воспитании подростков : в помощь классным руководителям / О. С. Богданова, Л. И. Катаева, А. И. Шемшурина. - М. : Просвещение, 1979. - 111 с.

2. Борытко, Н. М. Пространство воспитания : образ бытия : монография / Н. М. Борытко. - Волгоград : ВГПУ, 2000. - 225 с.

3. Белоусова, В. В. Воспитание в процессе спортивной деятельности. Нравственное формирование личности человека в условиях спортивной деятельности / В. В. Белоусова // Спорт и личность : сб. статей. - М. : Физкультура и спорт, 2009. - С. 152-166.

4. Былеева, Л. В. Подвижные игры / Л. В. Былеева, И. М. Коротков. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 224 с.

5. Гусейнов, А. А. Золотое правило нравственности / А. А. Гусейнов. - 3-е изд., доп. и перераб. -М. : Молодая гвардия, 1988. - 271 с.

6. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственного воспитания / О. Г. Дробницкий. - М. : Наука, 1997. - 333 с.

7. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. - М. : Просвещение, 1987. - 287 с.

8. Кабирова, О. Р. Физическая культура и нравственное воспитание / О. Р. Кабирова // Известия Магнитогорского (Южно-Уральского) регионального отделения АПСН. - Магнитогорск : Магнитогорский Лицей РАН, 2001. - 176 с.

9. Козлов, Н. В. Формирование нравственной культуры школьника в физкультурном образовании : учебно-метод. пособие / Н. В. Козлов. - Оренбург : ОГПУ, 2006. - 64 с.

10. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации». - М. : Минспорттуризм, 2008. - 39 с.

11.Логинов, В. В. Формирование у школьников потребностно-мотивационной установки на занятиях физической культурой : учебно-метод. пособие / В. В. Логинов. - Челябинск : УралГУФК, 2012. - 68 с.

12.Нравственное воспитание : проблемы теории и практики / Под ред. А. К. Уледова ; Акад. общ. наук при ЦК КПСС, каф. идеол. работы и каф. соц. психологии и педагогики. - М. : Мысль, 1979. - 303 с.

13. Педагогическая наука и образование : тематич. сб. науч. тр. / Отв. ред. А. Я. Найн. - Вып. 13. - Челябинск : Уральская академия, 2014. - 480 с.

© В В. Логинов, 2015

УДК 372.857

Мевша Алёна Сергеевна

КубГУ в г. Славянске -на-Кубани Студентка 4 курса, факультета ФК и Биологии профиль Биология

Г. Славянск-на-Кубани. РФ. AlyonaM 1994@yandex.ru

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ

Аннотация

Данная работа посвящена изучению игровых технологий на уроке Биологии, как неотъемлемой части урока. Цель изучения темы состоит в том, чтобы показать, насколько необходимо использование игры, как одного из элементов, повышающих качество знаний и успеваемость учащихся по предмету.

Ключевые слов

игра, элемент, технология, эффективность, деятельность

Педагогическая эффективность применения игровых технологий на уроках биологии очень велика. Игра дает свободу мысли и деятельности, вызывает у детей обостренный интерес к происходящему на уроке, активизирует познавательную деятельность школьника, развивает коммуникативные навыки, снижает утомляемость.

Применение дидактических игр на уроке возможно практически на всех его этапах. Было разработано несколько фрагментов уроков с применением дидактических игр на разных этапах. При проверке домашнего задания так же можно использовать игровые формы. Фрагмент №1. «Морской бой».

На доске в виде игрового поля с помощью магнитов прикреплены цветные карточки, имитирующие корабли. Задача учащихся выйти к доске, выбрав карточку понравившегося ему цвета, ответить на вопрос. Тем самым, правильный ответ учащегося говорит о том, что вражеский корабль «Гуморальная регуляция». «Корабли» имели следующие вопросы:

Работа надпочечников. Действие гормона. Тимус. Особенности строения. Гормон. Задай вопрос соседу по парте. Куда поступают гормоны, выделяемые железами внутренней секреции?

Гипофиз. Общая характеристика. Гормон и его действие на организм._

Работа половых желез. Что такое гормон?

Дайте определение Гуморальной регуляции. Какова функция поджелудочной железы? Болезни, связанные с работой желёз внутренней секреции.

Фрагмент 2. Для закрепления изученного материала на уроке «Анализаторы слуха и равновесия» был

использован кроссворд.

По горизонтали: 1. Орган слуха. 2. Липкое жёлтое вещество, задерживающее пыль и уничтожающее микробы. 3. Колебания воздуха. 4. Она преобразует звуковые колебания в механические. 5. Одна из трех слуховых косточек.

По вертикали: 1. Спирально закрученный костный канал. 2. Одна из трех слуховых косточек, которая упирается в перепонку овального окна. 6. Одна из трех слуховых косточек, которая упирается в барабанную перепонку и передаёт её колебания.

Использование дидактических игр может реализовываться не только через игровые фрагменты. С помощью игр можно проводить и обобщающие уроки. Но обобщающий урок с применением игровой формы требует более основательной подготовки. Прежде всего, к такому уроку следует определить подготовленность и дисциплинированность класса. Так, элемент обобщающего урока по теме: «Координация и регуляция. Анализаторы» представлен игрой- путешествием.

Фрагмент №3.

Игра «Планета - Анализатор».

Класс разделен на 2 команды, за 1 правильный ответ команде присуждается 1 балл. Команда, набравшая наибольшее количество баллов является победителем игры, за что получают отметку «отлично».

Станция №1 «Мир звуков»

Задание: назвать основные части слухового анализатора ответ оформить на отдельном листочке и отдать на проверку учителю.

В ходе педагогического эксперимента нами был определен уровень знаний учащихся - успеваемость и качество знаний. Весь эксперимент проходил в период одной четверти.

Таблица 1

Оценки учащихся в 8 «Б» классе на начало эксперимента

Оценки «5» «4» «3» «2»

Число учащихся 6 16 4 0

Рассчитаем успеваемость учащихся по формуле:

У = щ/Ы х 100%, (1)

где У - успеваемость; П1 - количество оценок без двоек; N - количество учащихся в классе. У = 26/26 х 100%; У = 100 %

Итак, для 8 «Б» класса успеваемость составила 100%.

Используя данные таблицы 1 находим качество знаний для 8 «Б» класса по формуле:

К = П2/Ы х 100% (2)

где К - качество знаний; П2 - количество оценок без двоек и троек; N - количество учащихся в классе. К = 22/ 26 х 100%; К = 84, 61 %

В 8 «Б» классе было проведено 10 уроков с использованием фрагментов, которые разработаны с применением игровых технологий. По окончанию педагогического эксперимента были предложены тестовые задания. Тесты состояли из 20 заданий, по пройденному в материалу, с выбором одного правильного ответа. После чего проводим анализ полученных результатов на успеваемость и качество знаний.

Таблица 2

Оценки учащихся в 8 «Б» классе в конце эксперимента

Оценки «5» «4» «3» «2»

Число учащихся 14 10 2 0

Рассчитываем успеваемость учащихся по формуле 1: У = 26/26 х 100%; У = 100 %

Используя данные таблицы 2 находим качество знаний для 8 «Б» класса по формуле: К = П2/Ы х 100%; К = 24/ 26 х 100%; К = 92, 3 %. К = 92.3 - 84.61; К = 7. 69 %.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение игровых технологий влияет на уровень знаний учащихся. Из вышеприведенных расчетов видно, что качество знаний учащихся 8 класса повысился. Список использованной литературы:

1 Подласый И.П. Педагогика: учебник для бакалавров / И. П. Подласый. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 574 с. - (Бакалавр).

2 Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: Т. 1 / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.

3 Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: Т. 2 / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с

4 Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. 2 изд. - М.: ВЛАДОС, 1999. 360 с. .

© А. С. Мевша. 2015.

УДК 378.14.015.62

Миненко Наталья Васильевна

канд. пед. наук, ст. пр. НИУ "БелГУ", г. Белгород, РФ E-mail: natasha01071979@yandex.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

Аннотация

В связи с модернизацией жизнедеятельности различных сфер жизнедеятельности общества проблема профессиональной компетентности будущих специалистов как фактора, способствующего формированию социально-экономического потенциала региона, приобрела еще большую актуальность. Целью работы является показать роль и место профессиональной, в частности, аналитико-рефлексивной компетентности будущих специалистов, определить её содержание и структуру на примере подготовки будущих учителей.

Ключевые слова

Компетентность, компетенции, аналитико-рефлексивная компетентность, способность, знания, умения,

мотивы.

Регион - это открытая система с наличием обратных связей, поэтому факторы, образующие систему социально-экономичкского потенциала региона, не ограничены пределами и на сегодняшний день являются одной из приоритетных целей государственной политики перевода России на инновационный путь развития.

Общий смысл формирования социально-экономического потенциала региона состоит, прежде всего, в обеспечении определенного качества жизни его населения: как ныне живущего, так и будущих поколений. При этом под потенциалом региона понимаем трудовые, материальные, финансовые и информационные ресурсы, используемые и потенциально имеющиеся в настоящее время и ожидаемые в прогнозируемом периоде . Необходимо помнить, что основой развития любого общества в сфере социально-экономического потенциала является только человеческий труд, который преобразует вещества природы в необходимые для жизни блага. Такое представление о человеческом факторе основано, главным образом, не на сумме один раз и навсегда усвоенных знаний, умений, навыков, а на признании необходимости творческого начала человека и его желании самосовершенствоваться.

Стимулирование человеческого фактора в смысле его перевоплощения в высокопрофессиональную, общественно полезную деятельность и формирование позитивной тенденции является задачей, которую общество в лице органов управления ставит перед системой, как общего, так и профессионального образования.

В этой связи особо значимую роль в современных условиях приобретает высшее профессиональное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.