Научная статья на тему 'Нравственное воспитание младших школьников средствами физической культуры'

Нравственное воспитание младших школьников средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1809
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Логинов Виктор Викторович

В современном обществе происходят значительные изменения, касающиеся в значительной мере всех сторон школьного образования детей и подростков. В статье показано, что сегодня активно реализуется потребность общественного и личностного развития подростков; существует и социальный заказ конкретной практики нравственного воспитания школьников именно средствами физической культуры. Содержание средств физической культуры как совокупность специальных видов физкультурно-спортивной деятельности располагает большими возможностями в формировании нравственного воспитания и культуры подростков. Особенно заостряется внимание на том, что средства физической культуры являются специфическим социально-педагогическим трендом, влияющим на сознание, психику и поведение школьников [1, с. 39-40].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логинов Виктор Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нравственное воспитание младших школьников средствами физической культуры»

СпортАкадемПресс, 2001. - 172 с. - ISBN 5-8134-0050-8.

4. Федякин А.А. Адаптивное физическое воспитание лиц с нарушениями регуляторных функций сердечнососудистой системы / А.А. Федякин, Ю.А. Тумасян, Ж.Г. Кортава // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 4 (110). - С. 187-190.

5. Федякин А.А. К вопросу выбора средств физической культуры для оздоровительно-рекреативных занятий / А.А. Федякин, Ж.Г. Кортава // Известия Сочинского государственного университета. - 2013. - № 2 (25) . -С.133-136.

6. Федякин А.А. Эффективность комплексного использования средств физической культуры в санаторно-курортных условиях / Федякин А.А., Кортава Ж.Г., Федякина Л.К. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 96-99.

© Э.Г. Лактионова, 2015

УДК 378.4

Логинов Виктор Викторович

доцент кафедры педагогики УралГУФК, канд.пед.наук

г. Челябинск, РФ E-mail: dissovet-2006@rambler.ru

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В современном обществе происходят значительные изменения, касающиеся в значительной мере всех сторон школьного образования детей и подростков. В статье показано, что сегодня активно реализуется потребность общественного и личностного развития подростков; существует и социальный заказ конкретной практики нравственного воспитания школьников именно средствами физической культуры. Содержание средств физической культуры как совокупность специальных видов физкультурно-спортивной деятельности располагает большими возможностями в формировании нравственного воспитания и культуры подростков. Особенно заостряется внимание на том, что средства физической культуры являются специфическим социально-педагогическим трендом, влияющим на сознание, психику и поведение школьников [1, с. 39-40].

Ключевые слова

Нравственность. Нравственное воспитание. Младшие школьники. Физкультурное образование. Средства

физической культуры.

Сегодня, в условиях глубоких социально-экономических изменений, происходящих в стране, переоценки ценностей и социальных ориентаций, снижения духовности личности и общества в целом особую актуальность приобретает проблема формирования нравственной культуры подростков. Общество отказалось от морали, сформировавшейся в советский период, но взамен утраченного не выработало новых моральных требований, адекватных настоящему этапу его развития [5; 7; 12]. В связи с этим подрастающее поколение нередко развивается в нравственной нищете и бездуховности, на асоциальных принципах и идеалах. Это, как верно отмечает А. В. Козлов, обусловливает необходимость консолидации социальных институтов общества, так как объективное воздействие на личность ребенка оказывает система

общественных отношений - производственных, политических, идеологических, моральных, бытовых, семейных и др. [9, с. 5-6].

Традиционно нравственное воспитание младших школьников средствами физической культуры соотносят со сферой общего образования. Однако, как показывают исследования О. С. Богдановой [1], Н. М. Борытко [2], В. В. Белоусовой [3], А. А. Гусейнова [5], О. Г. Дробницкого [6] и других ученых, можно констатировать, что образовательные организации в настоящее время не способны в рамках воспитательного процесса в полной мере разрешить проблему формирования нравственности подростков. Важным упущением школьного образования в становлении нравственности является недооценка ценностного потенциала физической культуры учащегося, в том числе и нравственной. Названный потенциал преимущественно сводится лишь к обучению двигательным действиям и воспитанию физических качеств [8, с. 173-176]. В то же время полноценное и целенаправленное использование ценностей физической культуры в формировании нравственности учащегося может быть успешно применено в практике организации и реализации школьного физкультурного образования. Это уже доказано многими исследователями [5; 6; 7; 12].

В связи с этим, как верно отмечает известный специалист по психолого-физкультурному образованию Е. П. Ильин, возникает необходимость конструирования процесса физкультурного образования с использованием инновационных технологий, программ, методик по реализации традиционных и нетрадиционных видов физкультурно-спортивной деятельности, направленных на формирование культуры личности и нравственной культуры [7, с. 96-97].

Анализ психолого-педагогических источников из списка использованной литературы [1-13] позволил выявить основные противоречия между:

• потребностью общества в личности с высокой нравственной культурой и слабой ориентацией социума в отношении становления процесса формирования нравственности подростков в системе школьного образования;

• высоким ценностным потенциалом физической культуры в нравственном воспитании и недостаточным использованием педагогами ценностей физической культуры в повышении качества становления нравственной культуры школьников в процессе физкультурного образования;

• потребностью практики в научно-методических основаниях нравственного воспитания учащихся в процессе физкультурного образования и отсутствием обоснованного программно-содержательного обеспечения образовательных организаций средствами физической культуры.

Сформулированные противоречия и их актуализация подтверждают высокую актуальность изучаемой проблемы нравственного воспитания младших школьников средствами физической культуры.

Разговор о нравственном воспитании младших школьников средствами физической культуры сводится сегодня в основном к отсутствию средств для улучшения материально-технического обеспечения учебных заведений, для сооружения спортбазы, для приобретения спецоборудования и специнвентаря. По мнению В. В. Белоусовой, денег действительно не хватает, но подчас мы и то, что имеем, используем неэффективно. И это одна из острых проблем среди других, которых тоже не хватает [3, с. 152-166].

Одна из самых острых проблем - уменьшение мотивации к занятия физической культурой при переходе от класса к классу. Младшие школьники активно занимаются физкультурой, участвуют в соревнованиях, спортивных праздниках. В подростковом возрасте у тех, кто не занимается спортом в секциях, интерес уменьшается, а в старших классах вообще угасает. Причем у девочек гораздо меньше чем у мальчиков. Отсюда и падение уровня нравственности [12, с. 201-202]. Выйти из положения можно, лишь используя новые формы занятий, укрепляя межпредметные связи физической культуры с дисциплинами естественно-научного и гуманитарного циклов. Сегодня учитель физкультуры, кажется, даже не подозревает, что можно обращаться к литературе, физике, химии, биологии, к компьютерным технологиям, которых нынче много и которые помогают получить обратную связь. Если этого не сделать, то ученики и

дальше будут терять двигательную активность и, как результат, по мнению О. Г. Дробницкого, уровень нравственных отношений в подростковой среде будет неуклонно падать [6, с. 279]. Сегодня количество больных детей и детей с отклонениями в развитии, как показало наше исследование, становится все больше, а инновационных методов для их физического и нравственного воспитания все меньше [11, с. 20-21].

Ситуация неблагополучная, но не безвыходная - просто нужен широкий спектр модульных программ, специализированных для занятий с такими детьми. Подобные программы есть, но в них мало конкретики, ведь каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности в развитии, и их нужно учитывать учителям физкультуры. Возникает вопрос: если программы появятся, учителя смогут работать по ним? Тут обозначается новая проблема - нет специалистов, которых бы готовили для работы с часто болеющими детьми. Впрочем не хватает и вообще учителей физкультуры как таковых. Минобрнауки РФ решило ввести третий, дополнительный урок физкультуры во всех школах страны. Это правильный шаг во благо детей, но все ли здесь продумано? И что произойдет, если в самом деле Минспорт РФ предложит ввести восемь уроков физкультуры в неделю? Сегодня, при двух уроках физкультуры в неделю, нехватка учителей составляет 19 %, с введением третьего она возрастет до 36 %. При двух часах нагрузка учителя составляет 20 часов в неделю, при трех возрастает до 44 часов. Вопрос: выдержит ли такую нагрузку учитель физкультуры? И еще: если количество учителей в школе не возрастет, то кто будет вести все эти уроки и по каким стандартам?

Стандарт предполагает единую шкалу требований ко всем. Физическая культура - совершенно особая образовательная область, не похожая ни на одну другую, потому что освоение материала зависит здесь не только от умственных и психологических особенностей ребенка, но и от его чисто анатомических, биологических, физиологических свойств, которые нельзя ни воспитать, ни изменить путем тренировки, ибо они врожденные [8, с. 79-80]. Проблема стандарта тесно смыкается с темой учебника по физической культуре. Но в педагогической среде идет процесс отторжения - на уроках физкультуры нужно бегать и прыгать, а не читать. Но где ребенок возьмет эти знания, как не в учебнике? Да, нельзя превращать урок физкультуры в такое же занятие, как по грамматике или арифметике. Но где-то ребенок должен узнать, как устроен его организм, как нужно вести себя на спортивной площадке, что такое история физкультуры, спорта, а не только олимпийского движения, что такое гигиена физических упражнений, как ее осуществлять, как надо вести себя зрителю на стадионе и т.д. Все это должно быть в учебнике. Концепция такого учебника должна быть основана на межпредметных связях, он должен отсылать ребенка к учебникам анатомии, биологии, химии, физики, он должен быть синтетическим учебником, объединяющим в себе все знания. Но и учителю в вузе должны давать знания по возрастной физиологии, анатомии, антропологии, психологии спорта, биомеханике и т.д. [3, с. 271-273].

Несколько лет назад мы изучили опыт нравственного воспитания младших школьников средствами физической культуры школы г. Сургута. Там предложили уроки физической культуры с нетрадиционными формами нравственного воспитания на тренировочных занятиях.

До сих пор специфика предмета «Физическое воспитание» состоит в том, что занятия должны изменять физическое состояние человека, уровень его физической культуры, ведь физическая активность играет большую роль в повышении эффективности жизнедеятельности, осознании нравственных смыслов предмета «Физическое культура». Не учитывая специфику, уроки физкультуры строятся как уроки английского языка, литературы, математики и т.д. И все это - в рамках обычного академического расписания. Но в рамках академического расписания, физическое воспитание и, в равной степени нравственное, не может быть эффективным. Мы ведь хотим сделать человека выносливым, быстро соображающим, активным, деятельным, хотим, чтобы он стал борцом, добивающимся в жизни всего того, что хочет. Все это человеку может дать спортивная культура. В школе - физическая культура. Но получается, что спортивная и физическая культуры в школе - два процесса, расходящиеся в разные стороны, не пересекающиеся. Наша опытно-экспериментальная работа показала, что нужно внедрять в школу то, что спортом уже освоено -тренировку [11, с. 29-30]. Тренировка - специально организованный процесс, который приводит к тому, что

человек становится сильнее, выносливее, грамотнее, мобилизованнее, поскольку в процессе тренировки преодолевает те или иные трудности. После этого физическое состояние человека может изменяться в той мере, которая ему необходима в соответствии с требованиями, предъявляемыми жизнью (В. К. Бальсевич).

А теперь подумаем, как же организовать в школе тренировки в рамках урока физической культуры? Это очень сложно. Но только на первый взгляд. Что этому мешает? Во первых, академическое расписание: если провести тренировку на третьем уроке, четвертый по эффективности будет для обучающихся нулевым. Во-вторых, тренировку невозможно проводить с целым классом на одном уроке: 25-30 % одноклассников -совершенно разные люди, обладающие разной физической подготовкой, разными интересами, возможностями и пристрастиями к формам физической активности. Поэтому тут не реализуешь индивидуальный подход. Выход, как представляется, только один - выносить уроки физкультуры, как и тренировки, за пределы академического расписания. Готовы мы к этому? Пока нет. Хотя уже есть подходы к таким вариантам. В частности, в 32-й школе Сургута проводится эксперимент, который предполагает проведение учебно-тренировочных занятий. Ученикам предлагается восемь направлений: спортивная гимнастика, художественная гимнастика, волейбол, баскетбол, настольный теннис, русский рукопашный бой, лыжи, скалолазание. Выбор направления делает сам ученик, и никто не посягает на свободу этого выбора. Дети сами выбирают группу, время занятия. Посещение занятий обязательное, занятия вынесены за пределы академического расписания. 13 учителей-тренеров, специально обученных для работы в таких группах, ведут занятия так, что у каждого школьника получается пять тренировок в неделю.

Многие дети начинают занятия в одной группе, через два месяца переходят в другую, которая им больше нравится. Такая «миграция» приветствуется, поскольку ребенок выбирает то, чем он хочет заниматься, то, что ему по силам, возможностям. Случается так, что пятиклассник-акселерат, выделяющийся среди своих сверстников высоким ростом, выбирает группу, где занимаются 6-7-классники, если ему это удобнее. Никто этому не препятствует (В. К. Бальсевич).

Сегодня отечественная система нравственного воспитания в школе переживает противоречивый период развития. С одной стороны, как верно отмечается в Концепции Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» [10], в обществе повышается интерес к занятиям физической культурой, строятся, хотя и не так интенсивно спортивные площадки; региональные Центры по Олимпийским видам спорта и стадионы; повышается уровень компетенции тренеров и преподавателей физической культуры. С другой - отсутствуют инновационные технологии, которые бы не страдали эклектизмом, учитывали современные знания о психологии и особенно нравственном развитии учащихся.

В нашей опытно-экспериментальной работе [11], опираясь на ряд исследований [4; 5; 8; 9; 12] разработана и апробирована для младших школьников программа «Формирование нравственной культуры в физкультурном образовании», объемом 48 ч. Занятия проводятся один раз в неделю как третий урок физической культуры или за счет школьного компонента. Эффективным психолого-педагогическим приемом является использование внеклассного и внешкольного времени организации физкультурно-тренировочных занятий. Апробированная технология может быть рекомендована как в базовой, так и в дифференцированной (вариативной) части уроков физической культуры.

Отличительная особенность программы в том, что она способствует развитию ребенка в сфере так называемого практического интеллекта (восприятие и переработка информации, пространственно-временная ориентация, реакция на изменение ситуации, оперативное решение задач). Кроме того, в отличие от принятой, программа направлена на то, чтобы научить осознанно оценивать состояние собственного тела, понимать свое «Я» и находить свое место в форме «Я» в группе.

Важной особенностью программы стала реализация принципа «сопряженного воздействия» (термин психологов А. и В. Родионовых). Его суть заключается в том, что применяемые средства позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере (например, физическое качество быстроты), которые,

в свою очередь, ведут к направленным изменениям в психической сфере (например, быстроте восприятия информации и принятия решения).

При этом сопряженное воздействие используется как «последовательно» (физические упражнения создают предпосылки для последующего развития физических качеств), так и «параллельно» (упражнения одновременно воздействуют на физическую и психическую сферы).

Главная цель - создание условий для сохранения так называемого позитивного физического и нравственного здоровья школьников, путь - воспитание культуры собственного тела, осознанного отношения к своему здоровью [9, с. 17-19].

Для достижения цели используются такие основные средства, как:

• позы - они применяются как статические физические упражнения и как виды асан, т.е. специфические формы воздействия на состояние человека по системе хатха-йога;

• физические упражнения, большая часть которых ориентирована на сопряженное развитие не только физических, но и психических качеств;

• физические упражнения творческого характера, в которых ученики создают новые сочетания элементов двигательной активности;

• мимические упражнения;

• дыхательные упражнения;

• психомоторные упражнения;

• упражнения на напряжение и расслабление мышц;

• ритмические упражнения и танцы;

• этюды с использованием как внешних признаков изображаемого, так и их моторного содержания;

• игры (творческие, подвижные, спортивные).

В начальной школе ведущим средством физического воспитания в программе является игра. В это понятие включаются имитационные ситуации, ролевые игры, игровая форма упражнений. Для малыша же игра остается игрой и в целом способствует повышению мотивации к занятиям физической культурой и спортом, снимает неблагоприятные психические состояния.

При составлении программы мы, опираясь на исследование А. и В. Родионовых, опирались на принцип взаимосвязи между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием ребенка. Известно же, что под влиянием физических упражнений изменяется характер деятельности всех органов и систем организма, совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям, воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется соматическое и психическое здоровье [7, с. 186]. И уже в начальной школе дети должны получать начальные знания о механизмах такого воздействия.

Как правило, в своей повседневной работе учитель использует индивидуальный подход, распределяя учащихся на определенные группы или типы и действуя при этом интуитивно. Для того, чтобы упражнения использовались не только как средство физического, но и нравственного развития, для обеспечения объективности при индивидуальном подходе, необходимо владеть определенными методами диагностики [13, с. 296-298].

Выводы. Основными психолого-педагогическими рекомендациями к формированию нравственного воспитания младших школьников средствами физической культуры могут являться: комплекс осознанных знаний о ценностях физической культуры и ее роли в нравственном воспитании учащихся; осуществление системного взаимодействия учителя физической культуры, педагогов других учебных предметов и родителей школьников в формировании нравственной культуры детей; выявление сущностных воздействий дидактического обеспечения физкультурного образования в становлении нравственности младших школьников; соблюдение и приумножение всех видов физкультурно-спортивной деятельности нравственной направленности.

Список использованной литературы

1. Богданова, О. С. О нравственном воспитании подростков : в помощь классным руководителям / О. С. Богданова, Л. И. Катаева, А. И. Шемшурина. - М. : Просвещение, 1979. - 111 с.

2. Борытко, Н. М. Пространство воспитания : образ бытия : монография / Н. М. Борытко. - Волгоград : ВГПУ, 2000. - 225 с.

3. Белоусова, В. В. Воспитание в процессе спортивной деятельности. Нравственное формирование личности человека в условиях спортивной деятельности / В. В. Белоусова // Спорт и личность : сб. статей. - М. : Физкультура и спорт, 2009. - С. 152-166.

4. Былеева, Л. В. Подвижные игры / Л. В. Былеева, И. М. Коротков. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 224 с.

5. Гусейнов, А. А. Золотое правило нравственности / А. А. Гусейнов. - 3-е изд., доп. и перераб. -М. : Молодая гвардия, 1988. - 271 с.

6. Дробницкий, О. Г. Проблемы нравственного воспитания / О. Г. Дробницкий. - М. : Наука, 1997. - 333 с.

7. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. - М. : Просвещение, 1987. - 287 с.

8. Кабирова, О. Р. Физическая культура и нравственное воспитание / О. Р. Кабирова // Известия Магнитогорского (Южно-Уральского) регионального отделения АПСН. - Магнитогорск : Магнитогорский Лицей РАН, 2001. - 176 с.

9. Козлов, Н. В. Формирование нравственной культуры школьника в физкультурном образовании : учебно-метод. пособие / Н. В. Козлов. - Оренбург : ОГПУ, 2006. - 64 с.

10. Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации». - М. : Минспорттуризм, 2008. - 39 с.

11.Логинов, В. В. Формирование у школьников потребностно-мотивационной установки на занятиях физической культурой : учебно-метод. пособие / В. В. Логинов. - Челябинск : УралГУФК, 2012. - 68 с.

12.Нравственное воспитание : проблемы теории и практики / Под ред. А. К. Уледова ; Акад. общ. наук при ЦК КПСС, каф. идеол. работы и каф. соц. психологии и педагогики. - М. : Мысль, 1979. - 303 с.

13. Педагогическая наука и образование : тематич. сб. науч. тр. / Отв. ред. А. Я. Найн. - Вып. 13. - Челябинск : Уральская академия, 2014. - 480 с.

© В В. Логинов, 2015

УДК 372.857

Мевша Алёна Сергеевна

КубГУ в г. Славянске -на-Кубани Студентка 4 курса, факультета ФК и Биологии профиль Биология

Г. Славянск-на-Кубани. РФ. AlyonaM 1994@yandex.ru

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКЕ

Аннотация

Данная работа посвящена изучению игровых технологий на уроке Биологии, как неотъемлемой части урока. Цель изучения темы состоит в том, чтобы показать, насколько необходимо использование игры, как одного из элементов, повышающих качество знаний и успеваемость учащихся по предмету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.