Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ПОСРЕДСТВОМ КОЛЛАБОРАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ'

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ПОСРЕДСТВОМ КОЛЛАБОРАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
биржа труда / человеческий капитал / рынок труда / образовательная программа / инвестиции в образование / востребованные профессии / бюджетные места / уровень трудоустройства / портфолио / labor exchange / human capital / labor market / educational program / investment in education / popular professions / budget places / employment level / portfolio

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М В. Гогитидзе

В статье рассмотрены вопросы: повышения уровня воспроизводства человеческого капитала, уровня трудоустройства выпускников ВУЗов, инвестиционная привлекательность воспроизводства трудовых ресурсов и др., а также предложена система коллаборации ВУЗов с представителями реального сектора экономики. Коллаборация заключается в создание на базе Федеральных/многопрофильных ВУЗов бирж труда, а также в перераспределение финансовых средств государства, выделяемых на подготовку квалифицированных кадров, между учебными заведениями и работодателями-партнерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — М В. Гогитидзе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING THE LEVEL OF EMPLOYMENT OF UNIVERSITY GRADUATES THROUGH COLLABORATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITH REPRESENTATIVES OF THE REAL SECTOR OF THE ECONOMY

The article deals with the issues of increasing the level of reproduction of human capital, the level of employment of University graduates, the investment attractiveness of the reproduction of labor resources, etc., and also offers a system of collaboration of Universities with representatives of the real sector of the economy. The collaboration consists in the creation of labor exchanges based on Federal/multidisciplinary Universities, as well as in the redistribution of state funds allocated for the training of qualified personnel between educational institutions and partner employers.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ПОСРЕДСТВОМ КОЛЛАБОРАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ»

для формирования прогрессивной организационной культуры, широко использовать методы управления по ценностям, формировать корпоративную и территориальную социальную ответственность, культивировать продуктивные этические принципы. Для развития капитала отношений необходимо широко внедрять технологии и методы взаимодействия со стейкхолдерами, опирающиеся на современные стандарты, прогрессивные формы обратной связи, информационную прозрачность.

Развитие организации напрямую связано с развитием личностных качеств и способностей человека. Человек, его ценности, моральные принципы становятся основой организации, человек определяет не только климат предприятия, но и его структуру, формы, политику, корпоративный дух.

Источники:

1. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

2. Гапоненко А.Л., Савельева М.В. Теория управления. М., ЮРАЙТ, 2013.

3. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М., Дело, 2008.

4. Майклз Э., Хэндфилд-Джонс Х., Экселрод Э. Война за таланты. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006.

5. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. М., Альпина Паблишер, 2011.

6. Питерс Т. Представьте себе. - С.-Петербург: Стокгольмская школа экономики, 2004.

7. Полани М. Личностное знание: На пути к посткритической философии . — М., 1985.

8. Ростовская Т.К., Вартанова М.Л. Выявление ключевых факторов конкурентоспособности на рынке труда в условиях

формирования устойчивого конкурентного преимущества // Экономика труда. № 2, 2019. С.725-734.

9. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.

10. Сисодиа Р.С., Вольф Д.Б., Шет Дж. Н. «Фирмы, несущие любовь. Компании мирового класса. Как им удается завоевывать сердца людей» М., Баланс Бизнес Букс, 2011.

References:

1. Brooking E. Intellectual capital: the key to success in the new Millennium. Saint Petersburg: Piter, 2001. 288 p.

2. Gaponenko A. L., Saveleva M. V. Theory of management. Moscow, YURAYT, 2013.

3. Kleiner G. B. Enterprise Strategy. Moscow, Delo, 2008.

4. Michaels E., Handfield-Jones H., Exelrod E. War for talents, Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2006.

5. Porter M. Competitive strategy. Methods of analysis of competitors ' industries. M., Alpina publisher, 2011.

6. Peters T. Imagine. - St. Petersburg: Stockholm school of Economics, 2004.

7. Polani M. Personal knowledge: On the way to post-critical philosophy. - M., 1985.

8. Rostovskaya T. K., Vartanova M. L. Identification of key factors of competitiveness in the labor market in the conditions of formation of a stable competitive advantage // Labour economics. № 2, 2019. Pp. 725-734.

9. Senge P. Fifth discipline. Art and practice of self-learning organizations, Moscow: Olymp-Business CJSC, 2003.

10. Sisodia R. S., Wolf D. B., Shet J.N. " Firms that carry love. World-class companies. How they manage to win people's hearts " M., Balance Business books, 2011.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10452

М.В. Гогитидзе - доцент кафедры «Социально-экономических дисциплин», кандидат экономических наук, «Донской государственный технический университет» Технологический институт (филиал) ДГТУ в г. Азове, [email protected],

M.V. Gogitidze - Associate Professor of the Department of Social and Economic Disciplines, Candidate of Economic Sciences, Don State Technical University, Technological Institute (branch) of DSTU in Azov.

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ПОСРЕДСТВОМ КОЛЛАБОРАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ INCREASING THE LEVEL OF EMPLOYMENT OF UNIVERSITY GRADUATES THROUGH COLLABORATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITH REPRESENTATIVES OF THE REAL SECTOR OF THE ECONOMY

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы: повышения уровня воспроизводства человеческого капитала, уровня трудоустройства выпускников ВУЗов, инвестиционная привлекательность воспроизводства трудовых ресурсов и др., а также предложена система коллаборации ВУЗов с представителями реального сектора экономики. Коллаборация заключается в создание на базе Федеральных/многопрофильных ВУЗов бирж труда, а также в перераспределение финансовых средств государства, выделяемых на подготовку квалифицированных кадров, между учебными заведениями и работодателями-партнерами.

Abstract. The article deals with the issues of increasing the level of reproduction of human capital, the level of employment of University graduates, the investment attractiveness of the reproduction of labor resources, etc., and also offers a system of collaboration of Universities with representatives of the real sector of the economy. The collaboration consists in the creation of labor exchanges based on Federal/multidisciplinary Universities, as well as in the redistribution of state funds allocated for the training of qualified personnel between educational institutions and partner employers.

Ключевые слова: биржа труда, человеческий капитал, рынок труда, образовательная программа, инвестиции в образование, востребованные профессии, бюджетные места, уровень трудоустройства, портфолио.

Keywords: labor exchange, human capital, labor market, educational program, investment in education, popular professions, budget places, employment level, portfolio.

В условиях стагнации национальной экономики в пост коронавирусный период, перед абитуриентами и их родителями актуализируется вопрос выбора профессии и учебного заведения для развития человеческого капитала будущих специалистов. В это же время, перед высшими учебными заведениями актуализируется вопрос обеспечения выполнения плана набора на реализуемые направления с учетом бюджетного финансирования, уровня дохода платежеспособных заказчиков образовательных услуг, а также спроса потенциальных работодателей.

Актуальность темы обусловлена тем, что ежегодно биржа труда пополняется выпускниками учебных заведений, которые будучи дипломированными магистрами, специалистами и бакалаврами не могут монети-зировать свой человеческий капитал в силу ряда обстоятельств. Для исследования заявленной тематики, предлагается:

1. проведение анализа уровня безработицы среди выпускников учебных заведений России;

2. рассмотрение базовых затрат, приходящихся на организацию учебного процесса ВУЗами;

3. рассмотрение востребованных профессий в России на период 2020-2025 гг.;

4. реализация проекта «Вузовская биржа труда».

Теоретико-методологической базой проводимого исследования являлись труды Зубок Ю. А., Чу-прова В. И., Константиновского Д. Л., Дидковской Я. В., Поповой Н. Ф. и др.

Согласно данным Ростата РФ уровень занятости выпускников высших учебных заведений в общей численности выпускников образовательных организаций в 2018 г. составлял 74, 4%, что на 9,7% меньше значения предшествующего периода (2017 г.) и на 11,8% уровень занятости 2018 г. ниже значения 2016 г.

Следует отметить, что к числу безработных, которые имели уровень подготовки специалистов среднего звена, относились 6,9% выпускников в 2018 г., соответственно, уровень трудоустройства составил 69,9%. Рост уровня безработицы наблюдался с 2017 г., и к концу года он составил 5,1% от числа выпускников 2017 г., обучавшихся по программам подготовки специалистов среднего звена. Сравнивая значения уровня трудоустройства выпускников подготовки специалистов среднего звена 2018 с 2016гг., нами было выявлено снижение значения показателя на 12% пункта.

Анализируя данные Таблицы 1 по уровню трудоустройства выпускников по программам подготовки квалифицированных рабочих, было выявлено, что: в 2017 г. уровень трудоустройства выпускников по сравнению со значением показателя 2016 г. снизился на 3,7% и составил 75,6%. В 2018 г. показатель продолжил снижаться, и его значение составило 65,8%, что способствовало росту уровня безработицы среди выпускников на 9,8% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. Сравнивая значения показателя в интервале 2018 г. со значением показателя 2016 г., следует отметить, что наблюдалось снижение уровня трудоустройства выпускников в 2018 г. на 13,5% пункта.

Детализация уровня трудоустройства (занятости) выпускников высших учебных заведений и средне профессиональных учебных заведений представлена в Таблице 1.

Таблица 1 - Уровень трудоустройства (занятости) выпускников высших и среднепрофессиональных

учебных заведений в общей численности выпу скников образовательных организаций России

Наименование показателя Выпускники 2016 г. Выпускники 2017 г. Выпускники 2018 г.

Имеют дипломы о высшем образовании 86.2 84.1 74.4

Имеют дипломы об окончании среднего профессионального образования:

по программе подготовки специалистов среднего звена 81.9 76.8 69.9

по программе подготовки квалифицированных рабочих 79.3 75.6 65.8

Подводя итоги рассмотрения уровня трудоустройства выпускников высших и средне профессиональных учебных заведений в общей численности выпускников образовательных организаций, следует заключить, что в целом диспропорции в перераспределении выпускников за анализируемый период не значительные и в целом, в каждый из анализируемых периодов характеризовались значительной емкостью и востребованностью выпускников. Также следует отметить, что в период с 2016 по 2018 гг. на территории России функционировало порядка 4,2 млн. юридических лиц [1] (предприятий-работодателей), которые и предъявляли спрос на рабочую силу, однако второе полугодие 2020 г. характеризовалось снижением предпринимательских инициатив (на 09.08.2020 г. было ликвидировано 297499 юридических лиц и 381884 индивидуальных предприятий, при этом общее количество действующих индивидуальных предприятий и юридических лиц составляет 7609753 [2]) и ростом уровня безработицы, что не могло не отразиться на уровне трудоустройства выпускников 2019/2020 учебного года.

Из выше сказанного следует, что перед абитуриентами и их родителями актуализируется вопрос выбора востребованного ВУЗа и направления подготовки во избежание пополнения числа безработных, а также обесце-

нивания накопленного человеческого капитала в период профессиональной ориентации и освоения образовательных программ в ВУЗах. Следует отметить, что для выпускников ВУЗов первостепенно важны: профессиональная адаптация, профессиональная реализация, рост ежегодного дохода. В свою очередь, для родителей выпускников, как заказчиков образовательных услуг, особое значение имеет инвестиционная привлекательность образовательной услуги как инвестиционного проекта, имеющего минимальные сроки окупаемости. Для государства, осуществляющего «государственный заказ» на подготовку квалифицированных кадров, расходы на воспроизводство квалифицированной рабочей силы включаются в совокупность ассигнований, выделяемых ВУЗам на развитие научно-исследовательской деятельности, выплату заработной платы профессорско-преподавательского состава, обеспечение материальной базы образовательного процесса и т.д. Ежегодно ВУЗы составляют планы приема студентов, а Министерство науки и высшего образования РФ, с учетом перспектив «кадрового голода», развития отраслей национальной экономики и др. выделяют ассигнования на подготовку кадров посредством обучения студентов на бюджетной основе. Следовательно, экономическая целесообразность финансовых инвестиций в развитии человеческого и интеллектуального капитала социума важна, как для индивидуальных инвесторов, так и для государства. В Таблице 2 представлена динамика бюджетных мест, финансируемых из средств бюджетных ассигнований.

_Таблица 2 - Количество бюджетных мест в ВУЗах[3], тыс. мест_

2018/2019 уч.год 2019/2020 уч.год 2020/2021 уч. год 2023/2024 уч.год

597, 6 518,4 509,2 432,4 [4]

Согласно данным Таблицы 2, Министерство науки и высшего образования ежегодно сокращает количество бюджетных мест на подготовку квалифицированной рабочей силы. Снижение бюджетных ассигнований предполагает рост затрат индивидуальных заказчиков образовательных услуг. Данные Таблицы 2 свидетельствуют о ежегодном снижении затрат государства на социализацию трудоспособного населения. В 2019/2020 уч. году по сравнению с 2018/2019 уч. годом, снижение бюджетных ассигнований составило 79,2 тыс. мест, в 2020/2021 уч. году по сравнению с 2019/2020 уч. годом, снижение составило 9,2 тыс. мест, в 2023/2024 уч. году по сравнению с 2020/2021 уч. годом, снижение бюджетных ассигнований составит 76,8 тыс. мест. Снижение количества бюджетных мест в 2020 году привело к уменьшению числа абитуриентов в ВУЗы на 33%. Согласно данным исследования, проводимого сотрудниками портала по поиску работы и сотрудников Superjob, лишь 48% российских выпускников планируют поступать в ВУЗы, 22% - в средне-специальные учебные заведения, а 20%, в условиях снижения дохода родителей, не определились с перспективами личной социализации[5].

На Рисунке 1 представлена численность выпускников, которые выбрали сдачу ЕГЭ в 2020 г. по направлениям профильных дисциплин, необходимых для поступления в ВУЗы.

ЕГЭ по китайскому языку ЕГЭ по литературе ЕГЭ по истории ЕГЭ по базовой математике ЕГЭ по французскому языку ЕГЭ по английскому языку ЕГЭ по биологии ЕГЭ по профильной математике

Основной 1873

65 000 107 000 132 1

Основн 1247 23 00

000 67 000

ой

104 00 108 00 15

0 0

8 000

320 000

75 000 405 00

0 100 000 200 000 300 000 400 000 500 000

Рисунок 1 - Численность выпускников, выбравших сдачу ЕГЭ в 2020 г.

Согласно данным Рисунка 1 [6] в 2020 г. 797 000 выпускников подали заявления на сдачу ЕГЭ для поступления в ВУЗы, из них 105 000 чел. являлись выпускниками средне-профессиональных учебных заведений прошлых лет и 2020 г. 50% (405 000 чел.) потенциальных абитуриентов из общего числа экзаменуемых избрали сдачу ЕГЭ по профильной математике. Более 45% (375 000 чел.) из общего числа экзаменуемых избрали прохождение ЕГЭ по обществознанию. 21% (167 000 чел.) абитуриентов, из общего числа экзаменуемых выбрали про-

хождение ЕГЭ по физике. 14% (108 000 чел.) из общего числа экзаменуемых выбрали прохождение ЕГЭ по информатике и ИКТ. 19,8% (158 000 чел.) выбрали прохождение ЕГЭ по биологии. 16,6% выпускников в 2020 г. выбрали прохождение ЕГЭ по истории.

Рассматривая динамику снижения государственных ассигнований, направляемых на социализацию населения, следует упомянуть о том, что это приводит к снижению уровня занятости профессорско-преподавательского состава в сфере образования и науки. Рост высвобождения интеллектуально развитого профессорско-преподавательского состава увеличивает нагрузку (как вариант за счет массового объединения в потоки студенческих групп на лекционных, а иногда и на практических занятиях) на малочисленный педагогический состав кафедр и факультетов. Снижение численного состава привлекаемых к учебному процессу квалифицированных научно-педагогических работников пагубно влияет на качественную составляющую образовательной услуги, а сам процесс освоения дисциплин и практик обесценивается.

Продолжая исследование, рассмотрим совокупность базовых затрат, приходящихся на организацию учебного процесса ВУЗами. Основная финансовая составляющая образовательной услуги приходится на следующую совокупность затрат государства или индивидуальных заказчиков:

1. фонд оплаты труда профессорско-преподавательского состава;

2. повышение квалификации и переподготовки сотрудников;

3. оплата услуг работодателей и тьюторов предприятий, участвующих в реализации образовательной услуги за счет проведения практик, работы в составе комиссии по защите выпускных квалификационных/дипломных работ;

4. материально-техническое обеспечение образовательного процесса;

5. приобретение литературного фонда, в том числе периодических изданий и полиграфии;

6. культурно-массовое и физическое воспитание обучающихся;

7. проведение круглых столов, конференций, конкурсов среди обучающихся и преподавателей;

8. коммунальные платежи;

9. информационно-коммуникационное обеспечение образовательного процесса (интернет) и т.д.

Перечисленные выше и многие другие затраты переносят свою стоимость на годовую стоимость образовательной услуги, финансируемой либо за счет бюджетных ассигнований, либо за счет частных инвестиций родителей обучающихся или работодателей. Однако, даже полное соответствие образовательной программы Федеральным государственным образовательным стандартам не может обеспечить значение высокого уровня трудоустройства выпускников ВУЗов. Как ранее отмечалось, разобщенность реализуемых дисциплин одним педагогом, снижает качество освоения дисциплины студентами, и более детальное освоение ее преподавателем. Следует отметить, что так же и не маловажную роль в освоении образовательной программы студентами занимают и личные факторы, которые определяют в последствии экономическую целесообразность инвестиций в человеческий капитал.

Согласно результатам маркетингового исследования, проводимого международным консалтинговым центром Guthrie Jensen, в среднесрочной перспективе наиболее востребованными специалистами на мировом рынке труда будут специалисты в области: программирования и разработки программного обеспечения, аналитики данных, консультирования по менеджменту предприятия, маркетинга и продаж, физиотерапии и медицины, дизайна и новаторства, аудита, бухгалтерского учета, менеджмента по работе с клиентами, педагогики, репетиторства, ветеринарии, тренерской работы и т.д. В свою очередь, в России на рынке труда будут востребованы специалисты в области: информационных технологий, инженерии, маркетинга и аналитики, социальной сферы, оказания услуг по переводу (переводчики) [7], кибербезопасности, веб-разработки, дизайна интерфейсов, проектировщики умной среды [8], разработчики роботизированных систем и роботов, биоинженерии и т.д. Основная часть из перечисленных профессий предусматривает реализацию удаленной/дистанционной занятости, которая стала актуальной в коронавирусный и пост коронавирусный периоды. Дистанционная занятость в условиях пандемии является одним из средств замедления стагнации экономики.

Перечень представленных профессий в реалиях российской системы образования в «чистом виде» не представлен, поскольку для овладения упомянутыми профессиями необходимо освоение нескольких образовательных программ или совмещение работы с учебой согласно профилю образовательной программы. По нашему мнению, коллаборация ВУЗов с предприятиями реального сектора экономики является наиболее эффективным способом адаптации теоретической базы знаний к практической их значимости. Коллаборация ВУЗов с предприятиями реального сектора экономики позволит повысить уровень трудоустройства выпускников, а также получить навыки практической деятельности. В рамках проводимого исследования, предлагаем рассмотреть кол-лаборацию ВУЗов с предприятиями реального сектора экономики посредством создания «ВУЗовской биржи труда».

«Вузовская биржа труда» позволит предотвратить подготовку кадров по мало востребованным либо не актуальным для экономики направлениям, снизить затраты государства на переподготовку выпускников и реализацию биржей труда своих функций. На Рисунке 2 представлена схема организации «Вузовской биржи труда».

Рисунок 2 - Вузовская биржа труда

Представленная схема «ВУЗовской биржи труда», предусматривает создание на базе Федеральных/многопрофильных ВУЗов биржи труда. Предполагается, что биржи труда создаются в информационном пространстве ВУЗов, доступ к которому будут иметь ППС и обучающиеся ВУЗов, а также работодатели - партнеры ВУЗов. Информационная база ВУЗовской биржи труда будет систематически пополняться портфолио ППС и студентов. В портфолио будет представлена информация об: интересах, достижениях в науке и спорте, успехах, темах курсовых работ, подготовленных обучающимися, базах практик и их среднем балле. В портфолио ППС будет представлена информация об уровне образовании, наличии ученых званий и степеней, научных интересах, профиле читаемых дисциплин, достижениях и т.д. Работодатели - партнеры, имея доступ к информационной базе портфолио, смогут мониторить упомянутые ранее портфолио, и осуществлять отбор потенциальных сотрудников на вакантные должности из числа обучающихся ВУЗов, привлекать ППС для проведения тренингов на предприятиях-партнеров, проводить совместные исследования в области разработки и апробирования отраслевых новаций. ППС ВУЗов, реализуя курсы читаемых дисциплин, смогут пополнять портфолио обучающихся отзывами-характеристиками о результатах обучения и защиты курсовых работ. Особое внимание следует уделить перераспределению государственных финансов, направляемых на подготовку кадров. Предусматривается, что для повышения заинтересованности работодателей-партнеров в работе «Вузовской биржи труда», государство будет направлять финансовые ассигнования им за периоды прохождения студентами учебных, производственных и преддипломных практик.

Предложенная коллаборация, по нашему мнению, позволит рационально перераспределить государственные ассигновния на развитие человеческого капитала обучающихся на бюджетной основе, повысить уровень трудоустройства выпускников ВУЗов, совершенствовать отрасли национальной экономики, привлекать из числа обучающихся и ППС ВУЗов к реализации научных исследований компетентных представителей учебных заведений.

Источники:

1. Информационный портал газеты Известия // Плохая компания: количество юрлиц в России сократилось на 800 тыс. [официальный сайт]. URL: https://iz.ru/892313/elena-rozhkova/plokhaia-kompaniia-kolichestvo-iurlitc-v-rossii-sokrati-los-na-800-tys

2. Федеральная служба информации // Российская Федерация [официальный сайт]. URL: https^M^/Main/Statisticallnformation

3. Электронный журнал КРУТОМАМА // Количество бюджетных мест в вузах в 2020 году [официальный сайт]. URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fkrutomama.ru%2Feducation%2Fkolichestvo-byudzhetnyh-mest-v-vuzah-v-2020-godu%2F

4. Информационное агентство Интерфакс // Количество бесплатных мест в российских вузах уменьшится на четверть [официальный сайт]. URL: https://www.interfax.ru/russia/666341

5. Информационный портал Vse42.ru // Опрос: количество стремящихся в вузы российских выпускников сократилось на 32% [официальный сайт]. URL: https://vse42.ru/news/31240733

6. Инновационный центр образования LANCMANSCHOOL // ЕГЭ - 2020: первая любопытная статистика [официальный сайт]. URL: https://ege.lancmanschool.ru/poleznyie-stati/statistika-ege-2020/

7. Guthrie Jensen // Skills of the future: 10 Skills you'll need to thrive in 2020 [официальный сайт]. URL: https://guthriejen-sen.com/blog/skills-future-2020-infographic/

8. Информационный портал LIFEHACKER.ru// 7 профессий, которые будут востребованы в 2020 году. URL:https://lifehacker.ru/vostrebovannye-professii/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. Izvestia newspaper Information portal / / Bad company: the number of legal entities in Russia has decreased by 800 thousand [official site]. URL: https://iz.ru/892313/elena-rozhkova/plokhaia-kompaniia-kolichestvo-iurlitc-v-rossii-sokratilos-na-800-tys

2. The Federal information service // Russian Federation [official website]. URL: https^OT^/Main/Statisticannformation

3. Electronic journal BRUTOMEMO // the Number of budget places in universities in 2020 [official website]. URL: https://yan-dex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fkrutomama.ru%2Feducation%2Fkolichestvo-byudzhetnyh-mest-v-vuzah-v-2020-godu%2F

4. Interfax News Agency / / the Number of free places in Russian universities will decrease by a quarter [official website]. URL: https://www.interfax.ru/russia/666341

5. Information portal Vse42.ru // Survey: the number of Russian graduates seeking higher education has decreased by 32% [official website]. URL: https://vse42.ru/news/31240733

6. Innovative center of education LANCMANSCHOOL / / use-2020: the first curious statistics [official site]. URL: https://ege.lancmanschool.ru/poleznyie-stati/statistika-ege-2020/

7. Guthrie Jensen // Skills of the future: the 10 Skills you'll need to thrive in 2020 [official website]. URL: https://guthriejen-sen.com/blog/skills-future-2020-infographic/

8. Information portal LIFEHACKER.ru/ / 7 professions that will be in demand in 2020. URL:https://lifehacker.ru/vostrebo-vannye-professii/

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10453

М.В. Гогитидзе - доцент кафедры «Социально-экономических дисциплин», кандидат экономических наук, «Донской государственный технический университет» Технологический институт (филиал) ДГТУ в г. Азове, [email protected],

M.V. Gogitidze - Associate Professor of the Department of Social and Economic Disciplines, Candidate of Economic Sciences, Don State Technical University, Technological Institute (branch) of DSTU in Azov.

МЕЗО И МИКРОУРОВНЕВЫЙ АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ПОСТ КОРОНАВИРУСНЫЙ ПЕРИОД MESO AND MICRO LEVEL ANALYSIS OF LABOR RESOURCES OF PUBLIC CATERING ENTERPRISES

IN THE POST CORONAVIRUS PERIOD

Аннотация. В статье представлены результаты мезо и микроуровневого анализа обеспеченности трудовыми ресурсами предприятий общественного питания в коронавирусный период. Анализ проведен по материалам официальных источников, в том числе статистических, а также по материалам результатов деятельности представителя реального сектора экономики. В рамках исследования были рассмотрены: динамика развития ресторанного бизнеса, возобновление деятельности предприятий общественного питания, расходы россиян на покупку продуктов питания в короновирусный период, динамика уровня безработицы и численность безработных на 100 вакансий, обеспеченность трудовыми ресурсами ООО «Ассоль», осуществляющее коммерческую деятельность в области опщественного питания.

Abstract. The article presents the results of meso and micro-level analysis of the labor supply of public catering enterprises in the coronavirus period. The analysis is based on official sources, including statistical ones, as well as on the results of the activities of a representative of the real sector of the economy. The study examined: the dynamics of restaurant business development, the resumption of activities of public catering enterprises, the costs of Russians to buy food during the coronovirus period, the dynamics of the unemployment rate and the number of unemployed per 100 vacancies, the availability of labor resources of Assol LLC, which carries out commercial activities in the field of public catering.

Ключевые слова: мезо и микроуровневый анализ, социальное партнерство, трудовые ресурсы, рестораторы, рестораны, общественное питание, продукты питания, уровень безработицы, персонал, фонд оплаты труда, выработка.

Keywords: meso and micro-level analysis, social partnership, labor resources, restaurateurs, restaurants, catering, food, unemployment rate, staff, payroll, output.

Теоретико-методологической базой исследования вопросов трудовых отношений являлись труды: А. Смита, К. Маркса, А. Маршалла, Дж.М. Кейнса, Дж. Коммонса. При проведении исследования в рамках развития партнерских социально-трудовых отношений, теоретической базой являлись научные труды таких ученных, как: Дж.У. Бада, А. Андрющенко, Д. Гелбрейта, П. Друкера, Р. И. Гимпельсона, Р. В. Капелюшникова, Ю. Г. Одегова, Р. Адамса, Л. Рейнольдса, Р. Эренберга, А. Фридмана и др.

Мезоуровневый анализ обеспеченности трудовыми ресурсами предприятий общественного питания в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.