ЭКОНОМИКА ТРУДА
www.hjournal.ru DOI: 10.17835/2078-5429.2017.8.3.077-089
ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ И ПРИВЛЕЧЕНИЯ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ
СПЕЦИАЛИСТОВ
НУРЕЕВА МАРИЯ РУСТЕМОВНА,
аспирантка Департамента экономической теории, Финансовый университет при,
Правительстве РФ, e-mail: [email protected]
Целью данной статьи является анализ текущих мер, предпринимаемых Правительством РФ по созданию благоприятных условий для выпускников и преподавателей вузов. В статье рассмотрены такие проблемы системы высшего образования в Российской Федерации, как
снижение престижа преподавательской и научной деятельности, проблемы безработицы, ^
оплаты труда выпускников и преподавателей вузов, методы оценки качества деятельности о
преподавателей вузов, условия привлечения иностранных высококвалифицированных ¡^
специалистов, атакжепоследствияоттоказарубежотечественныхвысококвалифицированных о
специалистов. В отличие от стран Европейского союза, в России в процессе обучения больший 00~ акцент делается на теоретическую составляющую, а не на практическую. Более того,
студентов не готовят к будущей конкретной специальности, со времен Советского союза >
сохранилась тенденция к подготовке специалистов так называемого широкого профиля. ®
Как результат у выпускников высших учебных заведений в настоящее время возникают ^
некоторые трудности в процессе дальнейшего трудоустройства по окончании института. |
Автором предложен ряд мер для улучшения взаимодействия между работодателями и °
выпускниками высших учебных заведений, как то: создание краткосрочных стажировок ^
для студентов старших курсов, организация работодателем собственных направлений ^Е
подготовки при высших учебных заведениях, введение в программу обучения специальных nj семинаров для подготовки выпускников вуза к дальнейшему трудоустройству и др. Также в
статье приведены примеры успешной зарубежной практики, в частности по привлечению <
высококвалифицированных иностранных специалистов и удержанию собственных ф
талантливых специалистов, которые могли быть заимствованы в нашей стране: введение налоговых каникул для высокостатусных иностранных ученых, частичное возмещение издержек при переезде ученых-эмигрантов, выплата специальной стипендии молодым талантливым ученым, введение гибкой системы квот для въезда с целью временной работы дефицитных категорий специалистов и др.
Ключевые слова: проблемы безработицы выпускников и преподавателей вузов, оплата труда, высококвалифицированные специалисты, оценка качества деятельности преподавателей вузов.
15 о О
с
о m
о ш ее о
о о ш
Ll_
о <
ее
© Нуреева М. Р., 2017 о
PROBLEMS OF EMPLOYMENT OF GRADUATES OF UNIVERSITIES AND ATTRACTING RUSSIAN AND FOREIGN HIGHLY QUALIFIED SPECIALISTS
MARIA R. NUREEVA,
PhD student, Department of Economics, Financial University under the Government of the Russian Federation
e-mail: [email protected]
The aim of this article is to analyze the current measures undertaken by the Government of Russian Federation to create favorable conditions for graduates and university professors. The article considers the problems in the higher education system of Russian Federation such as decline in the prestige of teaching and research activities, the problems of unemployment and wages of graduates and University professors, methods of evaluation of quality of University teachers activity, the conditions for attracting highly qualified foreign specialists, as well as the consequences of the outflow abroad of domestic highly qualified specialists. Unlike European Union countries, Russian higher education is more emphasis on theoretical aspects and not practical ones. Moreover, students 8 are not prepared for needed future specialty, since the Soviet Union tended to the training of so-called co generalists. As a result, nowadays graduates of higher educational institutions face some difficulties
Ol
^ in the process of further employment after university graduation. The author proposes a number of measures to improve collaboration between employers and graduates of higher educational
o institutions, such as creation of short-term practice courses for senior students, organization of the
q employer's own training areas at universities, creation of special courses to prepare graduates for
^ further employment. The article also gives examples of successful foreign practices, in particular to
^ attract foreign highly skilled professionals and retaining our own talent specialists, which could be
^ adopted in our country: the introduction of "tax holidays" for the high status foreign scientists, partial
o reimbursement of costs in the process of relocation of expatriate scientists, the payment of special
£ scholarships for talented young scientists, implementation of the flexible quota system for entry of
^ scarce professionals with the aim of temporary work etc.
m Keywords: problems of graduates and university professors' employment, labor cost, highly qualified specialists, quality assessment of university professors' activities.
oo
<
a. JEL: 122,128, J23.
О О
С
О
m
Престиж преподавательской и научной деятельности во времена Советской власти был утрачен в период становления рыночной экономики и, более того, до сих пор не ^ восстановлен в полной мере, и привел к оттоку лучших отечественных специалистов ^ за рубеж, где им предоставляются благоприятные условия труда, достойная оплата и всевозможные льготы и помощь для обустройства в стране. В нашей стране, несмотря на ш осознание необходимости обученияиудержаниясобственныхвысококвалифицированных о специалистов, а также привлечения иностранных талантливых преподавателей и 2 ученых, конкретные шаги начали предприниматься лишь недавно, а ведь это является одним из основополагающих условий для развития экономики и выведения ее из кризиса.
1. Трудоустройство выпускников вузов и оплата труда
Отказ от обязательной в Советское время последипломной практики и распределения по регионам привел к значительному росту безработицы среди выпускников вузов,
о о ш
Ll_
О
_J <
ведь по окончании университета работодателей в первую очередь волнует наличие трудового стажа у выпускника. Кроме того, получение высшего образования по целому ряду специальностей не гарантирует более высокую заработную плату по сравнению с заработной платой специалиста со средним уровнем образования (Беккер, Бурделова и Юданов, 2012, с. 30). В данной ситуации единственный выход для студентов — устраиваться на работу в те организации, где не требуется наличие опыта работы, даже если вакансия не вполне соответствует полученной специальности. Для нашей страны, в отличие от многих других стран, типична ситуация трудоустройства не по специальности (Еременко, Безуглова и Гедиева, 2016, с. 691—693).
На сегодняшний день, к сожалению, подготовка в вузах не отвечает потребностям рынка труда. Это связано прежде всего с тем, что в последние годы на коммерческие места принимается большое количество троечников (см. рис. 1).
"Троечники" (27,1%, 42,5%)
Средний балл ЕГЭ
Рис. 1. Уровень подготовки поступающих в вузы на места очной формы Источник: Стратегия 2020: новая модель роста, новая социальная политика, 2012 г., с. 250.
Особенно остро стоит проблема с техническими специальностями, на которые практически не поступают отличники (см. рис. 2).
Особым спросом среди работодателей пользуются такие специальности, как менеджеры по логистике, специалисты в области продаж, однако в вузах подготовкой данных специалистов начали заниматься лишь недавно (подготовка менеджеров по логистике) либо практически их не готовят (специалисты в области продаж) (Зимина, Гафарова и Балова, 2015, с. 70). Помимо вышеупомянутых специальностей, повышенным спросом среди работодателей пользуются бренд- и комьюнити-менеджеры, а также веб-разработчики и др., однако по данным специальностям обучение в вузах не проводится.
Для вышеупомянутых специальностей наличие практических навыков и опыта, полученных как в процессе работы, так и в процессе обучения (например, в рамках участия в университетских проектах), является ключевым фактором для работодателей для оценки выпускника при приеме на работу. Соответственно и учебный курс для ряда профессий должен иметь свою специфику, особенно учитывая тот факт, что с каждым годом спрос на такие специальности продолжает активно расти (Rainie and Anderson, 2017).
ь-■н о см
00
о с
00
£
§ т
х
пз со
о <
Ф
15 о О
С
О
m
о ш ее о
о о ш
Ll_
о <
■ Отличники (>70 баллов) Хорошисты (55-70 баллов) Троечники (<55 баллов)
Электроника и радиотехника Наземный транспорт Авиа- и ракетостроение Технологические машины, оборудование Металлургия, материалы
Рис. 2. Псевдообразование за счет бюджета в российских вузах (доля учащихся вузов о средним баллом ЕГЭ среди зачисленных на бюджетные места, соответствующих «отличникам»,
«хорошистам» и «троечникам) Источник: Стратегия 2020: новая модель роста, новая социальная политика, 2012 г., с. 250.
■н о см
О)
00
5 ,о
о
X
§
т
го ш
о ^
<
Ь ф с^
15 о О с^ с
о т
о §
з О ш ее о
о о
ш ц_
о <
Большинство же компаний, готовых нанять выпускников с минимальным трудовым опытом (полученным в рамках стажировки в данных компаниях), является филиалами и представительствами зарубежных компаний. Данную практику могли бы взять на вооружение и отечественные фирмы. Возникает логичный вопрос, почему российская система высшего образования не последует примеру узкоспециализированного подхода к подготовке будущих кадров и созданию специализированных университетов для подготовки студентов-практиков? Дело в том, что российским университетам всегда был присущ приоритет теоретического многопрофильного подхода к образованию. Данный подход лишь усиливает качественную подготовку отечественных выпускников, что сказалось лишь позитивным образом, как было продемонстрировано в Советском союзе и особенно актуально в периоды экономических кризисов. Что касается практического опыта, хотелось бы предложить следующие меры для решений данного вопроса:
1. По образцу западных компаний российские фирмы могли бы открывать краткосрочные стажировки для студентов старших курсов. Логично бы было предоставлять возможность прохождения стажировки не только студентам старших курсов, но и выпускникам вузов. Особенно хочется отметить положительный пример летних стажировок, не отрывающих студентов от учебного процесса.
2. Для крупных организаций, предъявляющих высокие требования для выпускников возможна организация собственных направлений подготовки при высших учебных заведениях, что позволило бы организациям отслеживать и нанимать наиболее талантливых выпускников вузов.
3. Особенно показательными являются стажировки, предусматривающие работу студентов в разных отделах компании для лучшего понимания взаимосвязи функционирования всех отделов в рамках одной организации. Создание единой базы сайтов, посвященных стажировкам и ярмаркам вакансий для студентов и выпускников для всех отраслей деятельности.
4. Введение в программу обучения специальных семинаров, в рамках которых студентов будут готовить составлять грамотное резюме и осуществлять подготовку к прохождению собеседования.
5. Продолжить активный мониторинг статистики трудоустройства выпускников вузов.
Как результат несоответствия уровня обучения нуждам рынка труда уровень безработицы в России, согласно последним данным, достиг более 5% от общего уровня занятости1.
Несмотря на очевидность данной меры, она была введена лишь недавно. Министерство образования и науки России опубликовало результаты второго мониторинга трудоустройства выпускников вузов в 2014 г. Согласно полученным результатам средний процент трудоустройства выпускников в России остался прежним и составляет 75%. В ходе мониторинга были обработаны данные свыше 1 млн 172 тыс. выпускников. Средний размер выплат у выпускников институтов составила 30 600 руб. в месяц. Согласно результатам мониторинга самый высокий процент трудоустройства у выпускников, окончивших инженерные, медицинские направления подготовки, а также у молодых специалистов по ядерной энергетике и технологии, сестринскому делу, фармации, электро- и теплоэнергетике и химическим технологиям. Наименьший процент трудоустроенных у выпускников ранее популярных юридических (почти 40% не могут найти работу в течение первого года окончания вуза) и экономических специальностей (около 20% не могут найти работу в течение первого года окончания вуза). Наиболее высокий показатель среднемесячной заработной платы у выпускников таких специальностей, как аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники (74 тыс. руб. в месяц); ядерная энергетика и технологии (более 48 тыс. руб. в месяц); прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия (более 47 тыс. руб. в месяц); электроника, радиотехника и системы связи (более 46 тыс. руб. в месяц) и физика и астрономия (более 43 тыс. руб. в месяц)2. Данные о доле трудоустройства выпускников вузов по основным специальностям, а также по разным регионам приведены в табл. 1 и 2.
■н о см
оо
о с
оо"
£
Таблица 1
Доля трудоустройства выпускников вузов по специальностям
Специальность Доля трудоустроенных (%)
Информатика и вычислительная техника 87,9%
Юриспруденция 72,9%
Экономика и управление 72,1%
Психологические науки 70,3%
Социология и социальная работа 64,7%
Политические науки и регионоведение 52,6%
Источник: Портал мониторинга трудоустройства выпускников Министерства образования и науки РФ (http://vo.graduate.edu.ru/#/?year=2014 - Дата обращения: 08.01.2017).
Хотелось бы отметить шаги, хоть и постепенные, которые предпринимает Правительство РФ для помощи в трудоустройстве выпускников вузов, а также удержании талантливой молодежи в стране, часть которой в 1990-е гг. стремительно покидала территорию РФ из-за отсутствия надлежащих условий для трудовой деятельности. В связи с этим хотелось бы отдельно выделить организованную несколько лет назад государственную программу «Глобальное образование». Программа реализуется по заказу Министерства образования и науки РФ. С помощью конкурсного отбора определяются участники, которым финансируется обучение в одном из лучших вузов мира и гарантируется дальнейшая работа в России по специальности.
1 См.: Официальный сайт Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (https://data.oecd.org/unemp/ unemployment-rate.htm - Дата обращения: 08.01.2017).
2 См.: Портал мониторинга трудоустройства выпускников Министерства образования и науки РФ (http://vo.graduate.edu. ги/#/?уеаг=2014 - Дата обращения: 08.01.2017).
§ т
X
го ш
О ^
<
ь ф
с^
15 о О с^ с
о т
о §
3
о ш ее о
о о ш
о <
Таблица 2
Доля трудоустройства выпускников вузов по регионам
Название округа Трудоустроено Пороговое значение
Уральский 82 % 75 %
Приволжский 82 % 80 %
Северо-Западный 81 % 80 %
г. Санкт-Петербург 79 % 70 %
Сибирский 77 % 75 %
Центральный 76 % 75 %
Дальневосточный 76 % 70 %
г. Москва 75 % 70 %
Южный 74 % 70 %
Северо-Кавказский 56 % 45 %
00
*Пороговое значение - это значение, при котором 50% вузов региона имеют долю трудоустройства выше, чем это значение, а 50% - ниже.
Источник: Портал мониторинга трудоустройства выпускников Министерства образования и науки РФ (http://vo.graduate.edu.ru/#/?year=2014 - Дата обращения: 08.01.2017).
■н
см По окончании обучения выпускник обязан трудоустроиться в одну из 607 российских
^ компаний-участников, таких как Ростех, Росатом, ОАК, ОСК, ОДК, РУСАЛ, СИБУР и др. (в том числе более 100 высших учебных заведений России). Более того, список работодателей-партнеров постоянно расширяется. Участник может самостоятельно (2 выбрать одну из организаций. Разрешен переход в другую организацию, включенную в ф список организаций-работодателей, но не более двух раз, или же возможно по желанию „ кандидата работать в другой организации (не являющейся партнером программы). В последнем случае выпускнику оказываеться помощь в поиске вакансии. Необходимо о осуществить трудовую деятельность в данной организации не менее трех лет. Для g работодателей данная программа представляет также не меньший интерес, чем для £ выпускников, так как осуществляется подготовка сотрудников без дополнительных материальных затрат со стороны организации, в компанию приходят наиболее талантливые выпускники, происходит улучшение корпоративного имиджа компании
CD
ш
о
О 3
s и многое др3. <
ф
CL
Л
О
о
С
О
m
2. Трудоустройство преподавателей вузов и оплата труда
Для тех выпускников, кто намерен продолжить научную деятельность и устроиться на должность преподавателя, формально необходимо иметь законченное профильное высшее образование. Однако практика показывает, что предпочтения отдается будущим 2 преподавателям, которые зарекомендовали себя в качестве успешных аспирантов. ь В большинстве случаев кандидатов сначала приглашают на должность ассистентов =5 преподавателей. В качестве ассистентов будущие преподаватели, по сути, выполняют ту ш же нагрузку, что и сами преподаватели, разница часто заключается лишь в заработной ^ плате. Данная тенденция еще более укрепилась в связи с активным сокращением 2 профессорско-преподавательского состава вузов.
2 Между тем на Западе каждая ступень повышения уровня образования сопровождается
о значительным увеличением заработной платы. Например, в США лица, закончившие ^ среднюю школу, но не сдавшие выпускного экзамена («американского ЕГЭ») получают
_| ежегодно почти на 14 тыс. долл. меньше (см. рис. 3). Эффективной является и система <
2 _
СИ
^ 3 См.: Государственная программа «Глобальное образование» (http://educationglobal.ru/ns/participant/employment — Дата
° обращения: 10.01.2017).
высшего образования, где переход от степени бакалавра к магистру и от магистра до докторанта также сопровождается значительным увеличением заработной платы.
Рис. 3. Ежегодный годовой доход домохозяйств в .зависимости от уровня образования (США, 2003 г.)
Источник: U.S. Census Bureau. Population Survey. Income Statistics Branch/HHES Division.
Предыдущим министром образования Д.В. Ливановым в октябре 2012 г. был проведен мониторинг средней заработной платы штатных преподавателей вузов по округам РФ. Заработная плата преподавателей сравнивалась со средним значением оплаты труда в конкретном регионе. Отмечалось, что во многих регионах России оплата преподавателям соответствовала или даже превышала среднее значение оплаты труда по региону. К сожалению, должного внимания не было уделено следующим факторам:
1. Данные по ряду вузов отсутствовали.
2. Превышение размера заработной платы преподавателей вузов над средней заработной платой по региону если и имело место быть, то в большинстве случаев было незначительным.
Нынешний министр образования и науки О.Ю. Васильева заявила о продолжении курса по увеличению размера реальной заработной платы преподавателей. Для осуществления данной меры был издан указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» на период 2012—2018 гг. Какие же результаты были достигнуты в данной области к концу 2016 г.?
Согласно отчету правительства РФ от 07 мая 2016 г. «Об основных результатах выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»» по состоянию на 2015 г. среднемесячная заработная плата преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования составила 50 703 руб., а научных сотрудников — 51 780 руб. Кроме того, в 2016 г. дотации из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год» составили 30 млрд руб.4 Продолжилось увеличение бюджетных ассигнований на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций: начиная от в 4,8 млрд руб. в 2012 г. до 8,3 млрд руб. в 2013-2014 гг.5
■н о см
00
о с
оо"
£
4 См.: Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2016 год» № Э59-ФЗ (2015) (http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_190535/— Дата обращения: 09.01.2017).
5 См.: Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» № 597 (2012). (http://govemment.ru/info/23025 — Дата обращения: 09.01.2017).
§ т
X
пз ш
О <
Ф
15 о О
С
О
m
о ш си о
о о ш
Ll_
о <
Для сравнения приведем данные по оплате труда российских и иностранных преподавателей в зависимости от накопленного стажа работы согласно данным за 2012 г.:
Таблица 3
Заработная плата преподавателей вузов по странам
Страна Оплата (мало опыта), долл. США Оплата (средний уровень стажа), долл. США Оплата (большой уровень стажа), долл. США
Армения 405 538 665
Россия 433 617 910
Китай 259 720 1,107
Эфиопия 864 1,207 1,508
Казахстан 1,037 1,553 2,304
Латвия 1,087 1,785 2,654
Мексика 1,336 1,941 2,730
Чехия 1,655 2,495 3,967
Турция 2,173 2,597 3,898
Колумбия 1,965 2,702 4,058
Бразилия 1,858 3,179 4,550
Япония 2,897 3,473 4,604
Франция 1,973 3,484 4,775
Аргентина 3,151 3,755 4,385
Малайзия 2,824 4,628 4,628
Нигерия 2,758 4,629 6,229
Израиль 3,525 4,747 6,377
Норвегия 4,491 4,940 5,847
Германия 4,885 5,141 6,383
Нидерланды 3,472 5,313 7,123
Австралия 3,930 5,713 7,499
Великобритания 4,077 5,943 8,369
Саудовская Аравия 3,457 6,002 8,524
США 4,950 6,054 7,358
Индия 3,954 6,070 7,433
Южная Африка 3,927 6,531 9,330
Италия 3,525 6,955 9,118
Канада 5,733 7,196 9,485
■н О см
О)
00
5 ,о
о
X §
т
го ш
о ^
<
с? ф
с^
15 о О с^ с
о т
О §
3
о ш СИ
о
Источник: Официальный сайт ассоциации каталонских университетов (http://www.acup.cat/sites/default/files/altbachexecutivesummary.pdf-Дата обращения: 07.01.2017).
Проанализировав полученные данные, мы видим, что такие страны, как Китай и Армения имеют наименьшие суммы оплаты труда преподавателей как минимум в одной из категорий (в зависимости от накопленного преподавателем вуза стажа). К сожалению, Россия не сильно отстает от данных стран по минимальным суммам оплаты труда. Максимальный же уровень оплаты труда у преподавателей вузов с минимальным, средним и большим стажем наблюдается в Канаде.
о о ш и_
о <
3. Оценка качества деятельности преподавателей вузов
Безусловно, поощряться, в том числе и финансово, должна лишь эффективная деятельность преподавательского состава, зарекомендовавшего себя с наилучшей стороны. В российских вузах применяются такие методы, как:
• опрос мнения студентов о качестве преподавания;
• учет результатов обучения студентов;
• оценка педагогического мастерства преподавателя;
• рейтинговая оценка качества, с каждым годом набирающая все большую популярность;
• заключение о деятельности преподавателя со стороны коллег (Васильева, Граничина и Трапицын, 2007).
В отличие от нашей страны в странах Европы и США часто используется более комплексный подход, чем в России. У нас, к сожалению, нередко используется лишь формальный подход, целью которой является в первую очередь соблюдение требований вуза об аттестации преподавателей или же для участия в очередной научном рейтинге (Кузнецова и Худжина, 2013). Для выявления степени эффективности в Европе существуют различные системы оценки качества преподавания. На Кипре функции по оценки качества преподавательской деятельности выполняют специальные инспекторы (каждые два года). В Германии и на Мальте по результатам проверки деятельности преподавателям выставляются оценки их работы. Ряд стран, таких как Исландия, Италия и др. не имеют специализированных органов по контролю качества профессорско-преподавательской деятельности, тем не менее существуют отдельные организации и комитеты, специализирующиеся на контроле отдельных аспектов преподавательской деятельности. К примеру, в Исландии действуют комитеты, ответственные за контроль в сфере научной деятельности. В Италии функции контроля качества преподавания возлагаются на определенные внешние организации. В Великобритании существует одна из наиболее комплексных проверок преподавательской деятельности. Наиболее лояльное отношение в сфере оценивания и контроля деятельности как к ученикам, так и к преподавателям прослеживается в Скандинавских странах. В Норвегии, к примеру, оценивание работы преподавателя > производится только в течение первых двух лет со дня устройства на работу ф (Бондаренко, 2010, с. 50-52).
В России в 2009 г. была одобрена федеральная целевая программа «Научные
■н о см
оо
о с
оо"
о
4. Политика по привлечению иностранных
высококвалифицированных специалистов ^
Одной из основных целей оценки качества преподавательской деятельности ^
является выявление высококвалифицированных специалистов и научных сотрудников. ^
ш
В последнее время политика по привлечению данных специалистов характерна не °
только для западных стран, но и для ряда других, таких как Китай, Сингапур и Южная <
Корея, а также для нашей страны. ф
15 о
и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг. Позже была принята аналогичная программа, рассчитанная вплоть до 2020 г., однако в о 2015 г. ее действие было приостановлено. В рамках данной программы на научно- " исследовательские и опытно-конструкторские работы было выделено 85 млрд руб. о Согласно данным федеральной программы за период с 1990 по 2005 г. общая численность ^ персонала, занятого исследованиями и разработками, в России сократилась на 58%. ^
тг ш
На данный момент ситуация изменилась в лучшую сторону: на конкурсной основе ее
выделяются по 500 грантов Президента Российской Федерации молодым кандидатам ^
наук и их научным руководителям, а также 100 грантов Президента Российской о
Федерации выделяется молодым докторам наук. В среднегодовом исчислении о
размер гранта для кандидата наук составляет 150 тыс. руб., а для доктора наук — 250
тыс. руб. Помимо целей по улучшению качества и условий научной деятельности,
привлечению высококвалифицированных специалистов, внимание уделяется и ^
поддержке молодых преподавателей и ученых. Для осуществления данной цели были ^
о
ш О
организованы различные гранты, целью которых является привлечение не только российских, но и иностранных высококвалифицированных научных деятелей6.
Согласно федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» высококвалифицированным иностранным специалистом (ВКС) признается иностранный гражданин, обладающий опытом работы, навыками или достижениями в конкретной области деятельности. В законе обозначена заработная плата для высококвалифицированных иностранных преподавателей и научных работников в размере не менее 83,5 тыс. руб. за один календарный месяц7. Стоит отметить, что для специалиста важны не только уровень заработной платы, но также уровень предоставляемых услуг в сфере здравоохранения, безопасности и пр., что на сегодняшний момент в России еще далеко от идеала (Санжаровская, 2014, с. 143).
В Европе и США для привлечения и удержания высококвалифицированных дефицитных научных специалистов и/или специалистов (как собственных, так и иностранных), которые пользуются повышенным спросом, помимо высокого уровня заработной платы предоставляются также различные льготы и возможности. Приведенные ниже меры могли бы быть приняты на вооружение и нашей страной:
• при поддержке правительства создаются специальные организации для поиска и привлечения на работу выдающихся мировых ученых (Великобритания,
Сн Ирландия)8;
• предоставляются временные налоговые каникулы для высокостатусных иностранных ученых (Швеция, Дания, Нидерланды. Бельгия, Канада);
• предоставляется возмещение транспортных издержек и расходов в связи с поиском работы после переезда ученых-эмигрантов (Швейцария);
• осуществляется выплата специальной стипендии молодым талантливым ученым # (Австрия);
• создается гибкая система квот для въезда дефицитных категорий специалистов | с целью временной работы (США, Великобритания);
° • предоставляется вид на жительство (Германия) (Цапенко, 2007, с. 54—56).
§ В сфере трудоустройства до сих пор остаются актуальными проблемы поиска
^ работы для выпускников юридических и экономических специализаций, требований го работодателей об обязательном наличии трудового стажа у студентов. Поддержка со
со
о стороны государства оказывается в основном лишь по ряду специальностей. В статье < предложен ряд мер для улучшения взаимодействия между выпускниками вузов и ш будущими работодателями.
Касаемо оплаты труда преподавателей вузов, следует отметить сильное отставание в уровне заработной платы по сравнению с заработной платой западных специалистов. о Полученные среднестатистические данные весьма условны, так как в крупных городах, " такие как Москва и Санкт-Петербург уровень заработной платы преподавателей о значительно выше, чем по регионам. В ряде регионов же он является весьма и весьма <5 низким, а соответствие уровня заработной платы преподавателей среднему уровню заработка в конкретном округе еще не является показателем достойного уровня оплаты.
В то же время наблюдаются позитивные тенденции в данной сфере, такие как проведение мониторинга размера заработной платы, создание государственных программ для обеспечения рабочими местами собственных высококвалифицированных
о ш си о
о о ш
LL
о
6 См.: Постановление Правительства РФ о федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы № 568 (2008). (http://www.edu.ru/files/bins/2299.htm - Дата обращения: _ 11.01.2017).
<С 7 См.: Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» N 115-ФЗ (2002) (http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/ - Дата обращения: 09.01.2017).
8 См.: Официальный сайт Royal Society Wolfson Research Merit Awards (http://www.royalsoc.ac.uk/funding/merit.htm - Дата обращения: 08.07.2017), официальный сайт Science Foundation Ireland (http://www.sfi.ie - Дата обращения: 08.07.2017).
О
специалистов в некоторых областях деятельности, а также увеличение поддержки со стороны государства благодаря распространению системы грантов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андрущак Г. и Кузьминов Я. (2010). Капитализация личности: состояние и перспектива российских университетов. Пермь.
Беккер Е. Г., Бурделова Т. Н. и Юданов А. Ю. (2012). Бренд и экономическая устойчивость вуза. Город ?
Бондаренко Е. Н. (2010). Оценивание эффективности педагогической деятельности вузовского преподавателя в странах Европы // Знание. Понимание. Умение, № 3. с. 50-52.
ВасильеваЕ. Ю., Граничина О. А. и Трапицын С. Ю. (2007). Рейтинг преподавателей, факультетов и кафедр в вузе // РГПУ им. А. И. Герцена (http://window.edu.ru/ resource/253/64253/files/VAS_GRAN_TRAP.pdf - Дата обращения: 11.01.2017).
Государственная программа «Глобальное образование» (http://educationglobal.ru/ns/ participant/employment - Дата обращения: 10.01.2017).
Еременко И. А., Безуглова М. Н. и Гедиева И. М. (2016). Проблемы трудоустройства выпускников вузов (на примере Ростовской области) // Молодой ученый, № 10, с. 691-693.
Зимина Г. А., Гафарова В. А. и Балова Н. А. (2015). Проблемы трудоустройства выпускников вузов // CETERIS PARIBUS, № 4, с. 70. 041
(Y)
Кузнецова Л. Г. и Худжина М. В. (2013). Проблемы разработки системы ^
оценки деятельности преподавателя вуза в условиях реализации образовательных с_
стандартов // Науковедение, № 1 (http://naukovedenie.ru/PDF/19pvn113.pdf - Дата ^
обращения: 24.01.2017). £
Нуреев Р. М. (2009). Россия: особенности институционального развития. М.: НОРМА, ф
448 с. -
Нуреева М. Р. (2017). Высшее образование в контексте развития «общества ^
потребления» // Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней: сборник о V Международной научно-практической конференции. Под ред. Сидорова В. А., Ядгарова Я. С., Чапля В. В. Сочи: Изд-во «Экономический вестник ЮФО», с. 623-628.
Нуреева М. Р. (2017) Роль опорных региональных университетов в формировании х
научной и социальной инфраструктуры региональных инновационных кластеров g
■H О
§ m
<
в России // В кн.: Глобальная экономика в XXI веке: диалектика конфронтации и
солидарности: сборник научных трудов IV Международной научной конференции. Под ^
ред. Сорокина Д. Е. и Альпидовской М. Л. Краснодар: Изд-во Научно-исследовательского ^
_0
института экономики Южного Федерального округа, с. 375—377. g
Портал мониторинга трудоустройства выпускников Министерства образования и с науки РФ (http://vo.graduate.edu.ru/#/?year=2014 — Дата обращения: 08.01.2017).
Санжаровская Ю. В. (2014). Иностранный человеческий капитал: особенности g привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов // Статистика и ¡= экономика, № 6, с. 143.
Стратегия России на период до 2020 г. (2012). Стратегия 2020: новая модель роста, новая социальная политика, М.
Цапенко И. П. (2007). Международная миграция ученых и студентов: возможности государственного управления // Вопросы государственного и муниципального z управления, № 2-3, с. 54-56. о
Official website of the Catalan Association of universities (http://www.acup.cat/sites/ default/files/altbachexecutivesummary.pdf - Дата обращения: 07.01.2017).
Official website of the Organization for economic cooperation and development (OECD) (https://data.oecd.org/unemp/unemployment-rate.htm - Дата обращения: 08.01.2017).
о ш ее о
Official website of Royal Society Wolfson Research Merit Awards (http://www.royalsoc. ac.uk/funding/merit.htm — Дата обращения: 08.07.2017).
Official website of Science Foundation Ireland (http://www.sfi.ie - Дата обращения: 08.07.2017).
Rainie, L. and Anderson, J. (2017). The Future of Jobs and Jobs Training (http://www. pewinternet.org/2017/05/03/the-future-of-jobs-and-jobs-training/ - Дата обращения: 08.07.2017).
U.S. Census Bureau. Population Survey. Income Statistics Branch/HHES Division Wissema, J. G. (2009). Towards the Third Generation University. Managing the University in Transition.Cheltenham, Edward Elgar.
REFERENCES
Andruschak, G. and Kuzminov, J. (2010). Capitalization of the person: the state and perspective of Russian universities. Perm. (In Russian.)
Becker, E. G., Burdelov, T. N. and Yudanov, A. Y. (2012). The Brand and economic sustainability of the University. (In Russian.)
Bondarenko, E. N. (2010). The evaluation of the efficiency of pedagogical activity of University teachers in European countries. Knowledge. Understanding. Skill, no. 3, pp. 50—52. (In Russian.)
Eremenko, I. A., Bezuglova, M. N. and Gadieva, I. M. (2016). Problems of employment of graduates of universities (on the example of Rostov region). The Young scientist, no. 10, pp. 691-693. (In Russian.)
Kuznetsova, L. G. and Judina, M. V. (2013). Problems of development of evaluation system of university teachers in the conditions of realization of educational standards. Naucavedinie, no. 1 (http://naukovedenie.ru/PDF/19pvn113.pdf — Access Date: 24.01.2017). (In Russian.)
Nureev, R. M. (2009). Russia: features of institutional development. M.: NORMA, 448 pp. (In Russian.)
Nureeva, M. R. (2017). Higher Education in the Context of the Development of the "Consumer Society". The phenomenon of market economy: from the sources to our days: a collection of the V International Scientific and Practical Conference. Ed. Sidorova V. A., Yadgarova Ya.S., Chaply V. V. Sochi: Publishing house Economic Herald of the Southern Federal District. pp. 623—628. (In Russian.) ^ Nureeva, M. R. (2017). The Role of Basic Regional Universities in the Formation of the
Scientific and Social Infrastructure of Regional Innovative Clusters in Russia. In: The Global Economy in the 21st Century: Dialectics of Confrontation and Solidarity: A Collection of Scientific Proceedings of the IV International Scientific Conference. Ed. Sorokina D. E. and ^ Alpidovskoy M. L. Krasnodar: Publishing house of the Research Institute of Economics of ^ the Southern Federal District, pp. 375—377. (In Russian.)
^ Official website of the Catalan Association of universities (http://www.acup.cat/sites/
u default/files/altbachexecutivesummary.pdf — Access Date: 07.01.2017).
oc Official website of the Organization for economic cooperation and development (OECD)
(https://data.oecd.org/unemp/unemployment-rate.htm — Access Date: 08.01.2017). ° Official website of Royal Society Wolfson Research Merit Awards (http://www.royalsoc.
ac.uk/funding/merit.htm — Access Date: 08.07.2017).
Official website of Science Foundation Ireland (http://www.sfi.ie — Access Date: 08.07.2017).
Rainie, L. and Anderson, J. (2017). The Future of Jobs and Jobs Training (http://www. pewinternet.org/2017/05/03/the-future-of-jobs-and-jobs-training/ — Access Date: 08.07.2017).
О О
С
О
m
о о
UJ Ll_
О
_J <
z СИ ZD О
Sangarovskaya, Y. V. (2014). Foreign human capital, particularly to attract highly skilled foreign professionals. Statistics and Economics, no. 6, p. 143. (In Russian.)
Strategy 2020: a new growth model, a new social policy, Moscow: 2012 (In Russian). The portal of monitoring of graduates employment of the Ministry of education and science of the Russian Federation (http://vo.graduate.edu.ru/#/?year=2014 — Access Date: 08.01.2017). (In Russian.)
The state program "Global education" (http://educationglobal.ru/ns/participant/ employment — Access Date: 10.01.2017). (In Russian.)
Tsapenko, I. P. (2007). International migration of scientists and students: the capacity of public administration. Public administration and municipal management, no. 2-3, pp. 54-56. (In Russian.)
U.S. Census Bureau. Population Survey. Income Statistics Branch/HHES Division Vasilieva, E. Y., Granichina, O. A., Trapizin, S. Y. (2007). Rating of teachers, faculties and departments in the University. A. I. Herzen RGPU (http://window.edu.ru/resource/253/64253/ files/VAS_GRAN_TRAP.pdf - Access Date: 11.01.2017). (In Russian.)
Wissema, J. G. (2009). Towards the Third Generation University. Managing the University in Transition.Cheltenham, Edward Elgar
Zimino, A. G., Gafarovа, V. A., Bаlova, N. A. (2015). The problem of employment of graduates. CETERIS PARIBUS, no. 4, p. 70. (In Russian.)
■H
о
CM
od
о с
00
£
§ m
X
te со О Œ
s <
b CD Œ
15 о О Œ с О
m
о ш ce о
о о ш
Ll_
о <