УДК 316
ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА
А.А. Попкова, О.В. Третьякова
ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет (региональный опорный университет)» г. Тюмень, Россия
Аннотация. Настоящая статья посвящена оценке перспектив трудоустройства выпускников вуза. На основании социологического исследования дана оценка уровню спроса на получаемую специальность, по мнению выпускников. Определены перспективы трудоустройства выпускников после окончания ВУЗа, исследованы способы поиска работы, используемые выпускниками для трудоустройства, проанализированы критерии выбора места трудоустройства выпускников. Дана характеристика основных факторов, влияющих на трудоустройство выпускников вуза, что позволило выявить риски трудоустройства для молодых специалистов. Риски связаны с социально-экономической ситуацией в стране, инертностью системы высшего образования, социальным статусом молодежи в обществе. Ключевые слова: трудоустройство, безработица, выпускники вуза, стратегии трудоустройства, экономический кризис, востребованность молодых специалистов.
В современных условиях конкурентной борьбы и проявлении кризисных тенденций на рынке труда система вуза должна быть четко ориентирована на выпуск квалифицированных кадров, способных за счет навыков и знаний, полученных в учебном процессе, грамотно позиционировать себя на рынке трудовых ресурсов, показать себя квалифицированными работниками при выполнении профессиональных обязанностей. Для этого необходимо анализировать современную ситуацию трудоустройства выпускников, выявляя позитивные и негативные факторы, определяющие успешность трудоустройства выпускника, и учитывать их в учебной, воспитательной, научной, организационной работе вуза при подготовке квалифицированных кадров.
Для оценки перспектив трудоустройства выпускников Тюменской государственной академии мировой экономики и права в 2015 году было проведено социологическое исследование. В соответствии с целью социологического исследования
были выработаны задачи, для каждого направления исследования:
1) оценить уровень спроса на получаемую специальность, по мнению выпускников;
2) определить перспективы трудоустройства выпускников после окончания вуза;
3) исследовать способы поиска работы, используемые выпускниками для трудоустройства;
4) проанализировать критерии выбора места трудоустройства выпускников.
Объектом исследования являются выпускники вуза. Генеральная совокупность составляет 420 человек. Тип выборки — сплошная. Методической основой исследования является анкетирование выпускников.
Анализ результатов исследования показал, что большинство выпускников оценивает спрос на получаемую специальность как средний. Так считает практически половина опрошенных. Треть выпускников определили спрос на получаемую специальность как высокий. Преобладающая доля
----—
и; них — выпускники специальности «Прикладная информатика» и «Маркетинг». Низкий спрос на получаемую специальность единично отмечали студенты всех специальностей и направлений подготовки. Большую долю из них представляют студенты направлений подготовки «Менеджмент» профиль «Производственный менеджмент» и «Зарубежное регионоведение».
Оценивая перспективы трудоустройства, большинство студентов определили свою уверенность в устройстве на работу после окончания обучения. Более 20% опрошенных отметили, что предполагают или уже точно знают, где будут работать. 15% выпускников выразили желание продолжать обучения в магистратуре или аспирантуре.
Среди отметивших позицию «Осознаю, что возможно останусь без работы» преобладания какой-либо специальности или направления подготовки не выявлено. Выпускники разных групп отмечали наличия возможности нетрудоустройства.
Основными способами поиска работы выпускники определили родственников, знакомых и сайты по трудоустройству. Чуть меньше 10% выпускников рассчитывают на помощь отдела «Управления качеством образования и содействия трудоустройству выпускников. Такая же доля выпускников определила, что преподаватели выпускающей кафедры также могут помочь с трудоустройством.
Российская система образования обладает определенной инертностью, которая мешает тому, чтобы на рынке труда вовремя появлялись специалисты, владеющие нужными современными технологиями. Методы контроля качества образования работают по быстро устаревающим требованиям. Пока образовательные учреждения внедряют, адаптируются и начинают использовать новые стандарты, они уже начинают отставать от тех достижений современных информационных технологий, которые появляются на рынке. Эксперты отмечают, что необходимо усиливать связи вузов с работодателями. Например, проект «Востребованное образование» предполагает, что работодатели будут формулировать запрос на решение актуальных проблем своего бизнеса, социальных и практических задач в виде тем для проведения конкурсов учебных и дипломных работ [2, с. 197].
Главным критерием в выборе места работы выпускники определяют уровень оплаты труда
и перспектива самореализации и карьерного роста. Этот критерий преобладает у всех специальностей и направлений подготовки.
Также преобладающими критериями для выпускников при устройстве на работу являются: стабильность и репутация компании; условия работы; наличие в компании социального пакета.
Самым мало значимым критерием при трудоустройстве выпускники считают форму собственности предприятия/организации — коммерческая или государственная. Одним из факторов, которые могут повлиять на оценку перспектив трудоустройства выпускниками — социальный статус и ролевая модель поведения. Молодежь как социальная группа всегда характеризовалась переходным характером становления ее субъектности, неполнотой социального статуса, маргинальностью социальных позиций, неопределенностью социальных идентификаций [3, с. 108].
Эти факторы влияют на то, что выпускники вуза изначально настраивают себя на то, что их шансы трудоустройства зависят от «родственников и знакомых», через которых они собираются искать работу, уровень оплаты труда будет ниже желаемого, а перспективы самореализации и карьерного роста на начальном этапе трудоустройства — не являются приоритетным критерием устройства на работу.
Положение молодых специалистов и выпускников вузов на российском рынке труда за последние два года серьезным образом осложнилось в связи с развивающимся экономическим кризисом. Маркерами критического уровня кризисных явлений стали социально-экономические показатели ключевых отраслей народного хозяйства, включающие уровень безработицы и показатели заработной платы [1]
Данные Левада-Центр свидетельствуют, что респонденты оценивают положение с выплатами зарплаты, пенсий, стипендий, пособий в апреле 2016 года как стабильное (47%) или как ухудшающееся (36%) [5]. Аналитики Левада-Центр отмечают кардинальное изменение положение дел с работой и зарплатой с февраля 2015 г. по февраль 2016 года. Кризис по-российски это не столько безработица (хотя и ее признаки отмечают в 1,25 раза чаще), сколько урезание зарплаты и задержки с ее выплатой — частоту этих кризисных проявлений отмечают в 2 раза чаще (среди рабочих отмечают задержки 15% и сокращение зарплаты — 18%) [7].
Попкова А.А., Третьякова О.В. Оценка перспектив трудоустройства выпускников вуза
----—
В пресс-выпуске ВЦИОМ от 12.05.2016 констатируется, что обеспокоенность людей проблемой безработицы снижается, однако найти хорошее рабочее место по-прежнему проблематично. Индекс трудоустройства по-прежнему держится на уровне максимальных годовых значений (49— 50 п.), при возможном минимуме 10 и максимуме 90. Около половины работающих россиян (47%) уверены, что в случае увольнения серьезных трудностей с поиском равнозначной замены у них не возникнет, тогда как другие (51%), напротив, думают, что эта задача будет не из легких [6].
На этом фоне трудоустройство выпускников может иметь риски социально-экономического характера, которые могут оказывать системное воздействие на перспективы трудоустройства молодых специалистов, и могут быть нивелированы лишь совместными усилиями выпускников, работодателей и центров по содействию занятости молодежи.
В результате проведенного исследования было выявлено, что выпускники положительно оценивают свои шансы на устройство на работу. 75 часть выпускников уже определились с местом трудоустройства, несмотря на то, что еще обучаются. Для успешного решения вопроса трудоустройства выпускники готовы использовать все возможные способы. Основным ориентиром для трудоустройства выпускники выбирают уровень зарплаты и возможность профессионального роста.
Риски трудоустройства для молодых специалистов связаны с социально-экономической ситуацией в стране, инертностью системы высшего образования и социальным статусом молодежи в обществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балуева Т.В. Молодые специалисты на рынке труда. Попытка анализа перспектив // В мире научных открытий. 2015. № 5.8 (65). С. 2752—2773.
2. Лисина Ю.А., Калинина А.В. Проблемы послевузовской адаптации молодежи // Вузовская наука: теоретико-методологические проблемы подготовки специалистов в области экономики, менеджмента и права материалы Международного научного семинара / М.Л. Белоножко (отв. ред.). 2016. С. 197—200.
3. Попкова А.А. Активность молодежи как условие формирования ее субъективной позиции в системе управления // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 19 (374). С. 108—113.
4. Попкова А.А. Опыт социологических исследований в вузе: Монография. Тюмень: Издательство ТИУ, 2016.
5. Пресс-выпуск Левада-Центр от 23.05.2016. Экономический кризис. URL: http://www.levada.ru/2016/ 05/23/ekonomicheskij-krizis-2 (дата обращения 5.07.2016).
6. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3103 Рынок труда и безработица. Завтра будет лучше чем вчера? URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115687 (дата обращения 06.07.2016).
7. Февральская бедность. Аналитический обзор от 13.03.2016. URL: http://www.levada.ru/2016/03/ 14/fevralskaya-bednost (дата обращения 06.07.2016).
ASSESSING THE PROSPECTS OF EMPLOYMENT OF GRADUATES OF HIGH SCHOOL
A.A. Popkova, O. V. Tretyakova
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Industrial University of Tyumen» (IUT) Tyumen, Russia
Annotation. This article is devoted to the evaluation of the university graduates employment prospects. Based on the case study assessed the level of demand for specialty obtained by graduates of the opinion. The prospects of employment of graduates after graduation, studied ways to find work, used for the employment of graduates, reviewed the criteria for selecting the place of employment of graduates. The characteristic of the main factors affecting the employment of university graduates, which made it possible to identify the risks of employment for young professionals. Risks related to the socio — economic situation in the country, the inertia of the higher education system, the social status of youth in society.
Key words: employment, unemployment, university graduates, employment strategy, the economic crisis, the demand for young professionals.
REFERENCES
1. Balueva T.V. Molodye specialisty na rynke truda. Popytka analiza perspektiv V mire nauchnyh otkrytij,
2015, no. 5.8 (65), pp. 2752—2773.
2. Lisina Ju.A., Kalinina A.V. Problemy poslevu-zovskoj adaptacii molodezhi. Vuzovskaja nauka: teoretiko-metodologicheskie problemy podgotovki specialistov v ob-lasti jekonomiki, menedzhmenta i prava materialy Mezhdu-narodnogo nauchnogo seminara. Ed. M.L. Belonozhko.
2016. P. 197—200.
3. Popkova A. A. Aktivnost' molodezhi kak uslovie formirovanija ee sub'ektivnoj pozicii v sisteme upravlenija. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, no. 19 (374), pp. 108—113.
4. Popkova A.A. Opyt sociologicheskih issledovanij v vuze: Monografija. Tjumen', Izdatel'stvo TIU, 2016.
5. Press-vypusk Levada-Centr ot 23.05.2016. Jeko-nomicheskij krizis. URL: http://www.levada.ru/2016/05/ 23/ekonomicheskij-krizis-2 (data obrashhenija 05.07.2016.)
6. Press-vypusk VCIOM № 3103 Rynok truda i bez-rabotica. Zavtra budet luchshe chem vchera? URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115687 (data obrashhenija 06.07.2016).
7. Fevral'skaja bednost'. Analiticheskij obzor ot 13.03.2016. URL: http://www.levada.ru/2016/03/14/ fevralskaya-bednost (data obrashhenija 06.07.2016.)