Научная статья на тему 'Мониторинг и оценка трудоустройства выпускников вузов'

Мониторинг и оценка трудоустройства выпускников вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2748
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ / ВУЗЫ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ДИСБАЛАНС НА РЫНКЕ ТРУДА / МОНИТОРИНГ / СПОСОБЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булатова Галина Алексеевна

Освещены вопросы оценки трудоустройства выпускников вузов на основе федерального мониторинга трудоустройства выпускников и информации статистического наблюдения. Рассмотрена методика проведения мониторинга, выявлены ее достоинства и недостатки. Проанализированы уровень и проблемы трудоустройства выпускников вузов по стране в целом, Сибирскому федеральному округу и Алтайскому краю. Выявлены следующие тенденции: при постоянном росте численности выпускников вузов уровень их трудоустройства снижался из года в год; наиболее высокие показатели трудоустройства на первую работу, связанную с полученной профессией (специальностью), у обладателей высшего образования по программам подготовки кадров высшей квалификации; уровень трудоустройства выпускников специалите-та и магистратуры немного выше, чем бакалавриата. В Алтайском крае выпускники-бакалавры оказались более востребованными; наблюдается высокая миграция молодых специалистов с целью трудоустройства за пределами края из-за неконкурентоспособного уровня предлагаемой в регионе заработной платы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булатова Галина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг и оценка трудоустройства выпускников вузов»

УДК 331.53

МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

Г. А. Булатова

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Освещены вопросы оценки трудоустройства выпускников вузов на основе федерального мониторинга трудоустройства выпускников и информации статистического наблюдения. Рассмотрена методика проведения мониторинга, выявлены ее достоинства и недостатки. Проанализированы уровень и проблемы трудоустройства выпускников вузов по стране в целом, Сибирскому федеральному округу и Алтайскому краю. Выявлены следующие тенденции: при постоянном росте численности выпускников вузов уровень их трудоустройства снижался из года в год; наиболее высокие показатели трудоустройства на первую работу, связанную с полученной профессией (специальностью), — у обладателей высшего образования по программам подготовки кадров высшей квалификации; уровень трудоустройства выпускников специалите-та и магистратуры немного выше, чем бакалавриата. В Алтайском крае выпускники-бакалавры оказались более востребованными; наблюдается высокая миграция молодых специалистов с целью трудоустройства за пределами края из-за неконкурентоспособного уровня предлагаемой в регионе заработной платы.

Ключевые слова: выпускники, вузы, трудоустройство, дисбаланс на рынке труда, мониторинг, способы трудоустройства.

MONITORING AND EVALUATION OF GRADUATES

EMPLOYMENT

G. A. Bulatova Altay State University (Barnaul, Russia)

^is article is devoted to assessing the employability of graduates based on Federal monitoring of employment of graduates and information of statistical observation. The author describes the methodology of monitoring, identified its advantages and disadvantages. Analyzes the level and challenges of employment of University graduates in the whole country, the Siberian Federal district and in Altai Krai. Following trends were identified: with the constant growth of the number of graduates, the level of employment decreased from year to year; the highest rates of employment in first job associated with the obtained profession (specialty) holders of a higher education program for training of highest qualification; level of employment of graduates of specialist and master degrees is slightly higher than undergraduate. In Altai Krai bachelor graduates were more in demand; there is high migration of young professionals for the purpose of employment outside the region because of uncompetitive level in the region of wages.

Keywords: graduates, universities, employment, imbalance in the labor market, monitoring, methods of employment.

Трудоустройство выпускников системы профессионального образования является одной из важнейших проблем, имеющих экономическое, социальное и политическое содержание. С одной стороны, организация трудоустройства выпускников является индикатором эффективности существующих методов и инструментов управления системой образования и расходования

бюджетных средств. С другой стороны, это один из критериев социальной открытости общества, способствующей профессиональной и социальной мобильности молодежи.

Положение молодежи на рынке труда обусловлено следующими факторами: во-первых, молодые люди составляют примерно 35% трудоспособного населения в России, во-вторых, молодежь — это бу-

дущее страны, и именно от нее зависит дальнейшее инновационное развитие государства и регионов. Обеспечение экономики высококвалифицированными молодыми кадрами позволит создать благоприятные условия для экономического роста, обеспечить социальную стабильность и возможность выхода на новый технологический уровень.

Главным поставщиком квалифицированных кадров на рынок труда являются вузы. Однако на российском рынке труда сложился количественный и качественный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, который обусловлен недостаточно эффективным взаимодействием между работодателями и организациями высшего образования; расхождением между структурой спроса на рынке труда и социально-культурными предпочтениями населения при выборе обучающих программ и вузов. Воспроизводство кадров необходимого профиля и квалификации не происходит в полной мере, в том числе по причине несоответствия профессионального выбора и трудовых предпочтений школьников, студентов, молодых специалистов реалиям рынка труда и потребностям экономики. В связи с этим перед образовательными организациями и органами федеральной и региональной власти «остро стоит задача организации трудоустройства выпускников» [1, с. 20].

«Качественное (или эффективное) трудоустройство можно определить как трудоустройство выпускника по окончании образовательного учреждения по соответствующей диплому о высшем профессиональном образовании квалификации должности и адекватной рыночной ситуации оплатой труда» [2, с. 185].

Трудоустройство выпускников — один из важнейших показателей эффективности работы вуза, характеризующий их востребованность на рынке труда. При этом эффективность бюджетных расходов на систему профессионального образования определяется как трудоустройством выпускников в целом, так и их работой по полученной специальности (профилю подготовки). Однако в России в настоящее время отсутствует действенный механизм оценки доли трудоустройства выпускников по тем или иным параметрам.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой система национального мониторинга трудоустройства выпускников существует уже более тридцати лет. Так, Financial Times ежегодно публикует глобальный рейтинг учебных заведений в сфере бизнеса и экономики Global MBA Ranking. Составление этого рейтинга проводится по нескольким параметрам: процент трудоустраивае-мости после окончания учебного заведения (расчет производится в течение трех месяцев после выпуска ученика), средняя зарплата выпускника за год

и за три года, повышение в должности и рост зарплаты в процентах в течение года. Рейтинг также учитывает процентное соотношение соискателей, которые устроились на работу через университет и нашли ее сами.

В Российской Федерации (далее РФ) система национального мониторинга трудоустройства выпускников только формируется. В последние несколько лет Президент РФ и Правительство РФ уделяют особое внимание вопросам трудоустройства и работе выпускников по полученной специальности.

«В соответствии с поручениями Президента РФ Пр-911 от 8 апреля 2011 года и Пр-1315 от 11 мая 2011 года от органов управления образованием требуется введение показателя, характеризующего трудоустройство и работу по специальности выпускников учреждений профобразования, который должен отслеживаться по выпускникам образовательных учреждений высшего профессионального образования в течение не менее трех лет после окончания обучения, среднего и начального профессионального образования — не менее двух лет» [3, с. 12].

«В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы одним из важнейших показателей является «Удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности». Этот показатель характеризует востребованность выпускаемых специалистов экономикой страны, опосредовано свидетельствует о признании качества подготовки работодателем и актуальности направления (специальности) подготовки, соответствии структуры подготовки кадров потребностям рынка труда. В программе планируется увеличить его с 42,2 % в 2012 году до 60% к 2020 году» [3, с. 13]. В рамках решения этих задач Минобрнауки с 2014 г. проводит масштабный мониторинг трудоустройства молодых специалистов. Итоги мониторинга предполагается учитывать при распределении контрольных цифр приема вузам и оценке работы высших учебных заведений.

Мониторинг трудоустройства выпускников (далее Мониторинг) проводится в следующем порядке.

На первом этапе Рособрнадзором отбираются сведения о выданных документах об образовании с информацией по выпускникам (фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол) из Федерального реестра документов об образовании и (или) квалификации (далее ФИС ФРДО).

На втором этапе предоставленные сведения проверяются Рособрнадзором и исключаются данные по следующим категориям:

— выпускники, продолжившие обучение (по сведениям ФИС ГИА и Приема);

— выпускники зарубежных образовательных организаций;

— выпускники, являющиеся иностранными гражданами и лицами без гражданства;

— выпускники программ дополнительного образования.

После проверки данные группируются в пакеты по набору признаков: образовательная организация, год выпуска, направление подготовки или специальности, квалификация, пол, гражданство, форма обучения, первое высшее образование. Сформированные пакеты передаются в Пенсионный фонд России (далее ПФР) для определения информации по трудоустройству.

На третьем этапе ПФР выявляет выпускников с ошибочной датой рождения, после чего по каждому пакету определяются первичные количественные показатели, определяемые в период всего календарного года, следующего за годом выпуска:

— количество неоднозначно найденных СНИЛС (в виду наличия «двойников», а также отсутствия отчества или даты рождения);

— количество ненайденных СНИЛС (т. е. выпускники, не зарегистрированные в пенсионной системе РФ);

— количество однозначно найденных СНИЛС (т. е. выпускники, зарегистрированные в пенсионной системе РФ).

Среди последней группы выпускников определяется число трудоустроенных, число действующих индивидуальных предпринимателей и средняя сумма выплат выпускникам в региональном разрезе [4].

Достоинство методики в том, что выборка практически сплошная (за вычетом продолживших обучение выпускников и данных, предоставленных с ошибками), что минимизирует ошибку репрезентативности. Недостатки методики заключаются в следующем:

— учитывается только официальное трудоустройство (если выпускник стал, например, фрилансером, но не оформил ИП, то он будет считаться нетрудоустроенным);

— учитываются только официальные доходы (подработки и «серые» зарплаты не попадут в данные ПФР);

— не отслеживается факт соответствия специальности (профиля подготовки) выпускника и сферы трудоустройства.

В настоящий момент на портале Мониторинга трудоустройства выпускников имеются результаты мониторинга за 2013, 2014, 2015 гг. [4].

Так, в ходе мониторинга трудоустройства выпускников 2015 года были обработаны данные о более 1 млн 267 тыс. выпускников по итогам их трудоустройства в 2016 году, предоставленные ПФР, Рособрнадзором и образовательными организациями высшего образования.

Оценка результативности трудоустройства выпускников проводится по следующим показателям:

— доля трудоустройства выпускников;

— доля индивидуальных предпринимателей;

— география трудоустройства;

— уровень заработной платы.

Средний по стране уровень трудоустройства всех выпускников, как и в мониторинге предыдущего года, сохранился на уровне 75 %. Средний размер заработной платы выпускников очной формы обучения, получивших первое высшее образование, вырос, составив за первый год их работы 27 770 рублей в месяц против 27 482 рублей для выпускников 2014 года по итогам их трудоустройства в 2015 году. У выпускников младше 25 лет и заочной формы обучения уровень зарплаты ниже.

Наиболее востребованными являются выпускники ведущих образовательных организаций, входящих в состав ведущих вузов. В лидеры по заработной плате выходят выпускники МГУ и СПбГУ, в лидеры по доле трудоустройства — выпускники вузов с категорией НИУ (Национальный исследовательский университет). Перечень наиболее востребованных укрупненных групп направлений подготовки и специальностей практически не изменился, лучшие результаты показывают выпускники, окончившие инженерные и медицинские направления подготовки и специальности (доля трудоустройства — выше 80%). Среди ведущих специальностей и направлений по данному показателю — сестринское дело, фармация, ядерная энергетика и технологии, электро- и теплоэнергетика, химические технологии. В целом наиболее низкие показатели трудоустройства у выпускников, окончивших вузы по гуманитарным и творческим направлениям [4].

По данным мониторинга, трудоустройство выпускников вузов Алтайского края находится на уровне среднего по стране (75%) при пороговом значении по федеральному округу в 70%. При этом 2,9% выпускников зарегистрированы как индивидуальные предприниматели. Средняя заработная плата выпускников вузов края составила 21109 руб. Примечательно, что из 7226 чел. трудоустроенных выпускников 2544 чел. (35%) нашли работу за пределами региона. Средняя сумма выплат выпускникам, трудоустроенным за пределами края, составила 27500 руб., а оставшимся в регионе — 17637 руб.,

что составляет только 64 % от показателя «уехавших» [5].

Такая ситуация в области оплаты труда молодых специалистов является одной из причин их миграции за пределы региона. Другой причиной является напряженная ситуация на рынке труда Алтайского края. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики за 2016 год, уровень безработицы в Алтайском крае составил 8,6% при 5 % в среднем по России и 8% в Сибирском федеральном округе (далее СФО). При этом самая большая доля (30,4%) безработных в Алтайском крае — это молодые люди в возрасте от 20 до 29 лет [6]. Работодатели не хотят брать на работу молодых специалистов, обуславливая это тем, что у них нет опыта, а производственная практика в вузе не дает необходимого опыта.

Помимо мониторинга, информацию о состоянии и проблемах трудоустройства выпускников дает и проведенное (впервые) Федеральной службой государственной статистики выбороч-

ное наблюдение трудоустройства выпускников, получивших среднее профессиональное и высшее образование (далее — выборочное наблюдение). Наблюдение проводилось ежемесячно с апреля по сентябрь 2016 года [7]. На основе результатов наблюдения мы оценили ситуацию с трудоустройством выпускников в России, СФО и Алтайском крае.

Алтайский край занимает 6-е место в СФО по численности выпускников после Новосибирской, Кемеровской, Иркутской, Омской областей и Красноярского края, опередив даже Томскую область. Если в 2010 г. выпускники Алтайского края составляли 9,5 % от выпуска СФО, то в 2015 г. эта доля повысилась до 10,8%, что свидетельствует о поступательном развитии системы профессионального образования в регионе.

Однако наблюдение показало, что при постоянном росте численности выпускников уровень их трудоустройства снижался из года в год, что подтверждают данные таблицы 1.

Таблица 1

Удельный вес трудоустроившихся выпускников 2010-2015 гг. выпуска, %

Всего 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Российская Федерация 88,9 94,8 94,3 92,3 90,8 85,9 76,8

Сибирский федеральный округ 87,2 94,7 92,7 92,1 90,9 85,6 70,4

Алтайский край 84,0 94,1 91,7 82,9 91,0 78,5 71,9

Проблемы трудоустройства особенно усилились в 2014-2015 гг., что отражает сложную экономическую ситуацию в этот период как по стране в целом, так и в отдельных регионах. Следует отметить, что в Алтайском крае уже в 2012 году удельный вес трудоустроившихся выпускников снизился до 82,9 % (на 8,8 п. п.), и это несмотря на увеличение общей численности занятых в ре-

гионе на 2,5 тыс. чел. (до 1078,1 тыс. чел. с 1075,6 тыс. чел. в 2011 г.) [8].

Рациональное и эффективное использование выпускников предполагает, прежде всего, их трудоустройство в соответствии с полученной в вузе специальностью (направлением подготовки). На практике это происходит далеко не всегда, что видно из данных таблицы 2.

Таблица 2

Трудоустройство выпускников 2010-2015 гг. выпуска на первую работу, связанную с полученной профессией (специальностью), % от общей численности выпускников

соответствующего уровня образования

В том числе

Все Высшее по про- Высшее Высшее Среднее профес- Среднее профессио-

вы- граммам под- по програм- по про- сиональное по про- нальное по програм-

пуск- готовки кадров мам специа- граммам граммам подготов- мам подготовки ква-

ники высшей квали- литета, маги- бакалав- ки специалистов лифицированных

фикации стратуры риата среднего звена рабочих, служащих

Российская Федерация 65,7 84,4 68,6 68,4 61,4 59,5

Сибирский федеральный 59,9 85,3 64,2 60,3 55,7 52,2

округ

Алтайский край 59,7 100,0 62,8 75,8 51,9 48,7

Наиболее высокие показатели трудоустройства на первую работу, связанную с полученной профессией (специальностью), — у обладателей высшего образования по программам подготовки кадров высшей квалификации. Уровень трудоустройства выпускников специалитета и магистратуры немного выше, чем бакалавриата. При этом в Алтайском крае выпускники-бакалавры оказались более востребованными. Возможно, это связано с отраслевой структурой и технологическим уровнем экономики края. Примечательно, что выпускники средних

Как следует из таблицы 3, основной проблемой с трудоустройством выпускников является отсутствие практического опыта работы, который в большинстве случаев у работодателей является главным требованием. Алтайский край в целом не сильно отличается от РФ и СФО с точки зрения проблем с трудоустройством выпускников, за исключением заработной платы. На ее низкий уровень указали почти 2/3 выпускников, что значительно больше, чем по России и СФО. На протяжении многих лет средняя заработная плата в крае составляет 56-58% от среднероссийского уровня. А заработная плата выпускников 2015 г., трудоустроенных в крае, составляет около 2/3 от уровня средней заработной платы молодых специалистов, трудоустроенных за его пределами [5].

профессиональных учебных заведений, особенно по программам подготовки квалифицированных рабочих, выглядят менее конкурентоспособными с точки зрения трудоустройства на фоне выпускников с высшим образованием. И это несмотря на многочисленные утверждения руководителей предприятий о нехватке именно квалифицированных рабочих на предприятиях региона.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются выпускники при трудоустройстве, отражены в таблице 3.

Таким образом, проведенный нами анализ свидетельствует о серьезных проблемах с трудоустройством выпускников вузов как в стране в целом, так и в еще большей степени в Алтайском крае. Для решения этих проблем необходимо создание комплексного механизма согласования потребностей экономики в кадрах с масштабами и направлениями профессиональной подготовки в вузах, поскольку система образования должна адекватно реагировать на запросы рынка труда. На наш взгляд, нельзя перекладывать эту проблему только на вузы, к ее решению необходимо более активно привлекать и работодателей, и органы государственного управления в регионе.

Таблица 3

Структура выпускников с высшим образованием 2010-2015 гг. выпуска по трудностям

при попытках устроиться на работу, %

Российская Федерация Сибирский федеральный округ Алтайский край

Отсутствие опыта работы 70,4 71,5 73,8

Несоответствие квалификационным требованиям (по уровню подготовки, знаниям, необходимым для выполнения работы) 6,2 9,1 7,0

Не смогли найти работу по полученной профессии (специальности) 21,6 23,5 16,6

Низкий уровень предлагаемой заработной платы 42,0 41,6 62,8

Отсутствие подходящих рабочих мест 32,6 27,2 28,2

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Булатова Г. А., Зайцева Т. М. Взаимодействие вузов и работодателей как фактор формирования профессиональной компетентности выпускников // Достойный труд — основа стабильного общества : сборник статей VII Междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2015. С. 20-24.

2. Менеджмент в организациях профессионального образования : учебное пособие / колл. авт. ; под ред. М. М. Бутаковой, В. И. Беляева. М., 2016. 288 с.

3. Энциклопедия содействия трудоустройству. Том 14. Система содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования: организация и функционирование / гл. ред. Е. П. Иля-сов. М., 2013. 200 с.

4. Мониторинг трудоустройства выпускников вузов. Итоги. URL: http://www.akvobr.ru/minobrnauki. zavershilo_monitoring_trudoustroistva.html/ (дата обращения 15.09.17).

5. Портал Мониторинга трудоустройства выпускников. URL: http://graduate.edu.ru/ (дата обращения 15.09.17).

6. Управление Федеральной службы по статистике по Алтайскому краю и Республике Алтай: сайт. URL: http://akstat.gks.ru/ (дата обращения 16.09.17).

7. Федеральная служба государственной статистики: сайт. URL: //http://www.gks.ru./ (дата обращения 15.09.17).

8. Статистический ежегодник. Алтайский край. 2011-2015: стат. сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Барнаул, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Bulatova, G. A., Zaytseva, T. M. (2015) Vzaimodeystviye vuzov i rabotodateley kak faktor formirovaniya professional'noy kompetentnosti vypusknikov // Dostoynyy trud — osnova stabil'nogo obshchestva. VII International Conference Proceedings. Ekaterinburg. P. 20-24 (in Russian).

2. Menedzhment v organizatsiyakh professional'nogo obrazovaniya: uchebnoye posobiye/kollektiv avtorov (2016) edited by M. M. Butakova, V. I. Belyayev. Moscow. 288 p. (in Russian).

3. Entsiklopediya sodeystviya trudoustroystvu. Vol 14. Sistema sodeystviya trudoustroystvu vypusknikov uchrezhdeniy professional'nogo obrazovaniya: organizatsiya i funktsionirovaniye (2013) edited by E. P. Ilyasov. Moscow. 200 p. (in Russian).

4. Monitoring the employment of graduates of universities. Results. URL: http://www.akvobr.ru/ minobrnauki_zavershilo_monitoring_trudoustroistva.html/ (accessed on 15.09.17) (in Russian).

5. Portal for Monitoring the Employment of Graduates. URL: http://graduate.edu.ru/ (accessed on 15.09.17) (in Russian).

6. Federal State Statistic Service in Altai Krai and the Republic of Altai. URL: http://akstat.gks.ru/ (accessed on 16.09.17).

7. Federal State Statistic Service. URL: //http://www.gks.ru./ (accessed on 15.09.17).

8. Statistical Yearbook. Altai region. 2011-2015: Stat. collection (2016) Federal State Statistic Service in Altai Krai and the Republic of Altai. Barnaul (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.