Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ И ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 14-15 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА'

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ И ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 14-15 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ И ОБЩАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Матвеева Л.М., Илёсов М.М., Аглямов Д.Р., Артемьева Е.И.

В статье рассматриваются проблемы воспитания специальной и общей выносливости школьников 14-15 лет, занимающийся легкой атлетикой. Модифицирована и апробирована методика, определена ее эффективность. В содержание модифицированной методики был использован строго-регламентированный метод, направленный на воспитание школьников 14-15 лет занимающихся легкой атлетикой, каждое упражнение выполняется в строго-регламентированной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Матвеева Л.М., Илёсов М.М., Аглямов Д.Р., Артемьева Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ И ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 14-15 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА»

УДК 37.042.1

Матвеева Л. М., канд. социол. наук, проф.

Илёсов М. М., студент Аглямов Д. Р. студент Артемьева Е. И., студент ФГБОУВО «БГПУ им. М. Акмуллы»

(Уфа, Россия)

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ И ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 14-15 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ЦИКЛИЧЕСКИХ ВИДОВ СПОРТА

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы воспитания специальной и общей выносливости школьников 14-15 лет, занимающийся легкой атлетикой. Модифицирована и апробирована методика, определена ее эффективность. В содержание модифицированной методики был использован строго-регламентированный метод, направленный на воспитание школьников 14-15 лет занимающихся легкой атлетикой, каждое упражнение выполняется в строго-регламентированной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Ключевые слова: школьники, специальная и общая выносливость, физическая деятельность, учебно-тренировочный процесс, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование.

Актуальность. Понятие физического качества, рассматривается выносливость в физической культуре и спорте не только в повседневной жизни, но профессиональной жизни человека, которая отражает уровень работоспособности человека [1].

Выносливость является уровнем формирования и функции сердечной, сосудистой и дыхательных систем. Основой физиологических механизмов формирования выносливости, как физического качества является повышением сопротивляемости организма к общей усталости за счет улучшения всех функциональных систем организма [2].

По мнению Л.П. Матвеева, выносливость - это способность человека длительное время выполнять работу, какой либо направленности, без снижения ее работоспособности. Уровень выносливости определяется временным показателем, в течение которого человек может выполнять заданное физическое упражнение. Уровень выносливости увеличивается, если выполняемая работа будет более продолжительна и энергозатратна, под выносливостью понимается единство проявления психофизиологических и биоэнергетических функций организма человека, позволяющих длительно противостоять утомлению механической работе. Выносливость характеризуется совокупностью физических способностей, обеспечивающих поддержание работоспособности в зонах максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной нагрузок [8, 9].

Специальная выносливость - эффективное выполнение работы и преодоление утомления в условиях, определяемых конкретными видами деятельности. [7].

Понятие выносливость издавна связывают со способностью человека продолжать более или менее эффективно совершать деятельность вопреки наступающему утомлению. Например, определение Н.Г. Озолина (1949, 1970): «... не только способность бороться с утомлением, но и способность выполнить поставленную задачу наиболее эффективно в условиях строго ограниченной дистанции или определенного времени». Наша позиция в отношении понятия специальной выносливости также основана на признании необходимости учета качественной стороны двигательной работы спортсмена в течение ограниченного времени. Учитывая все сказанное, можно дать следующее определение специальной выносливости: «Специальная выносливость есть свойство организма спортсмена, содействующее реализации двигательной деятельности с высокой степенью эффективности, оцениваемой мерой сохранения высокой продуктивности рабочих операций

на заданном уровне требований в условиях поставленной спортивно-двигательной задачи»

[3].

В общеобразовательной организации утверждают и разрабатываются внеурочная деятельность по физкультурно-спортивной направленности. Организуются дополнительные образовательные программы по физической культуре и по видам спорта. Построение грамотного учебного и учебно-тренировочного процессов в учебных и секционных занятиях реализующих дополнительные образовательные программы предполагает соблюдение методических, общепедагогических принципов, применительно к условиям подготовительного процесса юных школьников занимающихся циклическими видами спорта.

Выносливость в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности. В одних видов спорта это физические упражнения, выполняемое на выносливость, где определяет спортивный результат, а в таких видах физической деятельности, как ходьба, бег на средние и длинные дистанции, в других видах это позволяет лучшим образом выполнять тактические и технические действия в спортивных играх, таких как борьба, бокс и т.п. В третьих - это помогает переносить многократные и кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрый восстановительный процесс после работы в таких видах спорта, как спринтерский бег, метания, прыжки и др.

На повышения уровня общей и специальной физической подготовленности, соответственно влияющий на спортивный результат, так же на методическое обеспечение воспитания общей и специальной выносливости, которая обеспечивает применения средств методов тренировочного процесса, ведение последовательной аэробной и анаэробной направленности.

Можно предположить, что проблема совершенствования системы подготовки, направленной на специальную и общую выносливость, остается из ключевых проблем в теории и методики физического воспитания и спорта [6, 10, 11].

Рост физического развития и спортивных достижений на сегодняшнее время приводит специалистов в этой области к поиску рациональных систем тренировочного процесса и эффективно реализующиеся на разных этапах подготовки юных спортсменов [4, 9].

Цель нашего исследования - состоит в определении эффективности модифицированной методики, направленной на воспитания специальной и общей выносливости школьников 14-15 лет.

В содержание модифицированной методики был использован строго-регламентированный метод, направленный на воспитание школьников 14-15 лет, каждое упражнение выполняется в строго-регламентированной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Педагогический эксперимент проводился в МБОУ СОШ № 18 в течение 6 месяцев.

В эксперименте принимали участие школьники по 8 мальчиков в каждой группе с одинаковой физической подготовленностью.

Педагогическое тестирование проводились в начале и по окончании эксперимента, Для определения общей и специальной выносливости были применены следующие тестовые упражнения - бег на 1000, 400 и 200 метров

Контрольное тестирование применялось в соответствии с запланированной программой для школьников 14-15 лет.

В течение экспериментальной части у школьников 14-15 лет произошли изменения в воспитании общей и специальной (скоростной) выносливости.

В таблице 1 представлены результаты исследования, полученные до педагогического эксперимента школьников 14-15 лет занимающиеся легкой атлетикой.

Таблица 1.

Результаты скоростной и общей выносливости школьников 14-15 лет экспериментальной и контрольной групп до начало педагогического эксперимента (М±т)

Тестовые упражнения Школьники Достоверность различий

КГ ЭГ р

Бег на 200м (сек) 32,25±0,5 32,63±0,3 >0,05

Бег на 400м (сек) 62,04±0,7 62,09±0,9 >0,05

Бег на 1000м (мин\сек) 236 ± 0,8 237± 0,9 >0,05

где: КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; р - достоверностьразличий.

Представленные результаты в таблице 1, видно, что уровень специальной и общей выносливости до педагогического эксперимента экспериментальной и контрольной групп не были выявлены значимые межгрупповые различия до эксперимента между показателями всех трех тестовых упражнений, достоверно различий не наблюдается.

После проведенного педагогического эксперимента в экспериментальной группе школьников произошли изменения во всех трех тестовых упражнений.

Таблица 2.

Показатели уровня специальной и общей выносливости школьников 14-15 лет после педагогического эксперимента (М±т)_

Контрольные упражнения Группа школьников Достоверность различий

КГ ЭГ р

Бег на 200 м /сек 31,68+0,5 30,82+0,2 <0,05

Бег на 400 м/сек 60,05+0,4 59,01+0,8 <0,05

Бег на 1000 м/сек 225±0,7 219 ± 0,6 <0,05

где: КГ - контрольная группа, ЭГ - экспериментальная группа, р - достоверность различий.

Данные результаты таблицы 2 после педагогического эксперимента были определены значимые межгрупповые различия между показателями всех трех тестовых упражнений (<0,05).

Показатель в беге на 200 м результаты контрольной и экспериментальной групп до педагогического эксперимента были практически равные - 32,25±0,5 и 32,63±0,3 секунд.

После экспериментальной части этот показатель изменился, где контрольная группа показала результат - 31,68+0,5 сек., в экспериментальной группе данный показатель стал -30,82+0,2 сек. Следовательно, в данном тестовом показателе в экспериментальной группе результат значительно улучшился относительно результатов до эксперимента (<0,05). Результаты тестового показателя на 400 м/с до экспериментальной части контрольной и экспериментальной групп были практически равными - 62,04±0,7 и 62,09±0,9 секунд. После эксперимента произошли изменения и соответствовали результатам - 60,01+0,6 и 59,00+0,5 секунд в данном тестовом показателе в экспериментальной группе результат значительно улучшился относительно результатов до эксперимента (<0,05). Результаты показателя в беге на 1000 м/сек до эксперимента, практически не отличались и соответствовали результатом 236±0,8 и 237±0,9, следовательно, изменения произошли после педагогического

эксперимента в экспериментальной группе. После эксперимента показатели изменились в контрольной и экспериментальной группы - 225±0,7 и 219 ±0,6 в данном тестовом показателе в экспериментальной группе результат значительно улучшился относительно результатов до эксперимента (<0,05).

Это свидетельствует об эффективности модифицированной методики, где были использованы строго-регламентированный метод, направленный на воспитание школьников 14-15 лет, где каждое упражнение выполняется в строго-регламентированной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

После педагогического эксперимента показатели тестовых упражнений показали, что применяя в экспериментальной группе модифицированную методику, направленную на воспитания специальной и общей выносливости подростков 14-15 лет наиболее эффективно по сравнению традиционными методиками.

Следовательно, была определена эффективность модифицированной методики, направленной на воспитание выносливости подростков 14-15 лет, где тренировочные занятия выполнялись строго-регламентированной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Выводы: согласно результатам контрольного упражнения в беге на 200 м/с контрольной и экспериментальной группы до педагогического эксперимента были практически равные - 62,04±0,7 и 62,09±0,9 секунд, после эксперимента этот показатель изменился, где контрольная группа показала результат - 31,68+0,5 сек., в экспериментальной группе данный показатель стал - 30,82+0,2 сек. Следовательно, в данном тестовом показателе в экспериментальной группе результат значительно улучшился относительно результатов до эксперимента (<0,05). Результаты тестового показателя на 400 м/с до экспериментальной части контрольной и экспериментальной групп были практически равными - 62,04±0,7 и 62,09±0,9 секунд. После эксперимента произошли изменения, соответственно - 60,01+0,6 и 59,00+0,5 секунд в данном тестовом показателе в экспериментальной группе результат значительно улучшился относительно результатов до эксперимента (<0,05). Результаты тестового показателя в беге на 1000 м/сек до эксперимента в экспериментальной группе школьников, практически был равным и соответствовал результатом 236±0,8 и 237±0,9. После экспериментальной части показатели изменились в контрольной и экспериментальной группах - 225±0,7 и 219 ±0,6 в данном тестовом показателе в экспериментальной группе результат значительно улучшился относительно результатов до эксперимента (<0,05).

Это свидетельствует об эффективности модифицированной методики, где были использованы строго-регламентированный метод, направленный на воспитание школьников 14-15 лет, где каждое упражнение выполняется в строго-регламентированной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андриянова Е.Ю. Развитие выносливости в школьном возрасте / Е.Ю. Андриянова // Физическая культура воспитание, образование, тренировка - №3. - 2009. - с. 55. Арзуманов С.Г. Физическое воспитание в школе учащихся 5-9 классов [Текст]: учебник /С. Г. Арзуманов - М.: Феникс, 2015. - 672 с.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов. - М.: Просвещение, 1990. - С. 143-148.

3. Германов Г.Н. Классификационный подход и теоретические представления специального и общего в проявлениях выносливости / Г. Н. Германов, И. А. Сабирова, Е.Г. Цуканова. - Научно-теоретический журнал «Ученые записки», № 2(108) - 2014 - С.49-57.

4. Евсеев Ю.И. Физическая культура: Учебное пособие / Ю.И. Евсеев. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 444 с.

5. Каганов Л.С. Развитие выносливости / Л.С. Каганов // Новое в жизни, науке итехнике. Серия «Физкультура и спорт». - 2011. - № 5.- С. 3-6.

6. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания [Текст] / В С. Кузнецов. - М.: Сфера, 2003. - 104.

7. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. для вузов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Советский спорт, 2005. - 384 с.

8. Теория и методика физического воспитания [Текст] : Учебник для ин-тов физ. культуры : В 2 т. / Под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. Л.П. Матвеева и проф. А.Д. Новикова. - Москва : Физкультура и спорт, 1976 -.Т. 1: Общие основы теории и методики физического воспитания. - 1976. - 302 с.

9. Чимаров В.И. О стратегических ориентирах формирования здоровья детей в образовательных учреждениях / В.И. Чимаров // Образование и наука. 2013. № 1(3). С. 87.

10. Шакирова А.Т. Медико-генетические аспекты физического развития детей школьного возраста [Текст]: дис. ...канд. мед. наук: 14.01.08 / Шакирова Алсу Тауфиковна.-Казань, 2016. - 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.