Научная статья на тему 'Формирования здорового образа жизни и особенности адаптации школьников, занимающихся легкой атлетикой'

Формирования здорового образа жизни и особенности адаптации школьников, занимающихся легкой атлетикой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
235
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / HEALTHY LIFESTYLE / EXERCISE / PHYSICAL QUALITIES / PHYSICAL FITNESS / PHYSICAL EDUCATION LESSON

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Матвеев Станислав Станиславович

Статья посвящена формированию здорового образа жизни и особенности адаптации школьников, занимающихся легкой атлетикой. В ходе эксперимента была модифицирована методика, направленная на воспитание физических качеств, которая позволит повысить уровень адаптационных возможностей организма детей среднего школьного возраста к физической нагрузке на уроке физической культуры и в не учебное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Матвеев Станислав Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTHY LIFESTYLE AND PECULIARITIES OF ADAPTATION OF STUDENTS INVOLVED IN ATHLETICS

The article is devoted to the formation of a healthy lifestyle and adaptation features of students involved in athletics. During the experiment, the technique aimed at the education of physical qualities was improved, which will increase the level of adaptive capacity of the body of children of secondary school age to physical activity in the classroom of physical culture and in non-school hours.

Текст научной работы на тему «Формирования здорового образа жизни и особенности адаптации школьников, занимающихся легкой атлетикой»

14. Ускирева К.В. Концепция «русской души» в творчестве В.Г. Распутина // Современные тенденции в науке и образовании. Материалы международной (заочной) научно-практической конференции / Под общей ред. А.И. Вострецова. Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки», 2017. С. 315-320.

15. Фролова С.А. Применение элементов технологии проблемного обучения на уроках литературы. -https://cyberleninka.rU/article/n/primenenie-elementov-tehnologii-problemnogo-obucheniya-na-urokah-literatury

16. Юрьева О.Ю. Проблемы современной культуры в творчестве В.Г. Распутина // Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы. 2018. С. 288-302.

Педагогика

УДК 796.42

кандидат социологических наук Матвеев Станислав Станиславович

Башкирский государственный университет (г. Уфа),

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы (г. Уфа)

ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ

Аннотация. Статья посвящена формированию здорового образа жизни и особенности адаптации школьников, занимающихся легкой атлетикой. В ходе эксперимента была модифицирована методика, направленная на воспитание физических качеств, которая позволит повысить уровень адаптационных возможностей организма детей среднего школьного возраста к физической нагрузке на уроке физической культуры и в не учебное время.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, физические упражнения, физические качества, физическая подготовленность, урок физической культуры.

Annotation. The article is devoted to the formation of a healthy lifestyle and adaptation features of students involved in athletics. During the experiment, the technique aimed at the education of physical qualities was improved, which will increase the level of adaptive capacity of the body of children of secondary school age to physical activity in the classroom of physical culture and in non-school hours.

Keywords: healthy lifestyle, exercise, physical qualities, physical fitness, physical education lesson.

Введение. Трудности социально-экономического реформирования российского общества привели к тому, что сложилась угроза существованию человека как вида социально-биологического существа и общества как социальной системы [5].

Здоровый образ жизни - все поведенческие реакции и деятельность человека, которые благоприятно влияют на здоровье и способствуют укреплению здоровья. Здоровый образ жизни - широкое понятие, включающее в себя все основные элементы поведения индивида в его повседневной деятельности [4].

Малоподвижный образ жизни - гиподинамия - следствие противоречия между потребностью в генетически определяемом объеме необходимых для нормальной жизнедеятельности организма человека физических движений и их реальным удовлетворением, малоподвижным образом жизни и необходимой физической активностью людей [1].

Рассмотрев комплекс аспектов влияющих на композицию свободного времени человека и его структуру. Очевидно, что бытовая сфера, характер ее организации, обусловленный стереотипами поведения индивида, его увлечениями и пристрастиями, выступает фактором, организующим и конструирующим образ жизни личности. Степень активности человека в сфере досуга, безусловно, рассматривается как разновидность социальной активности субъекта и свидетельствует не только о его социокультурном уровне и степени включенности в систему общественного производства, но и о его биотическом потенциале [6].

Спорт в рамках физической культуры возникает на заре цивилизации из универсального свойства человека - состязательности, вечного стремления занять первенство в конкуренции с соперниками. В современных условиях физическая культура и спорт в историческом сознании и образе жизни народов являются общепризнанным социальным институтом [3].

Изложение основного материала статьи. Стремительный рост результатов в беге на средние дистанции заставляет тренеров и ученых искать новые пути повышения функциональных возможностей организма. В современной возрастной физиологии уже накоплен большой материал по развитию спортивной работоспособности в юношеском возрасте [2].

Хорошая физическая подготовленность является основой работоспособности во всех видах учебной деятельности учащихся. Повышение уровня общей физической подготовленности замедляет развитие утомление и делает работу школьников более продуктивной. Процесс освоения любых движений: спортивных, трудовых, и т.д. идет значительно успешнее, если занимающийся в определенной мере подготовлен к физической работе. Это значит, что ученик с крепкими и выносливыми мышцами, гибким и ловким телом может быстрее освоить новые движения.

Анализ действующих в настоящее время программ обучения и воспитания в школьников среднего возраста образовательных учреждениях свидетельствует о неоднородности взглядов их составителей на вопрос учета возрастных особенностей развития физических качеств и формирования основ здорового образа жизни ребенка. Однако до сих пор еще не сформирована единая система, которая, наряду с созданием необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка, способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию и овладению основами здорового образа жизни, обеспечивает возможность практического освоения навыков сохранения и укрепления физического здоровья.

В связи с этим актуальным является поиск эффективных путей повышения уровня физической подготовленности школьников и, приобщения их к здоровому образу жизни. Одним из путей решения этой проблемы, на наш взгляд, является развитие и внедрение легкоатлетических упражнений в систему школьного образования детей среднего школьного возраста.

Обладая значительными адаптационными и интегративными возможностями, легкая атлетика является феноменом современной физической культуры, имеющим полифункциональное значение для различных

сфер общественной жизни. Это способствует его интеграции во все виды физической культуры и, в частности, в физкультурное образование детей школьного возраста.

Цель исследования - разработать и проверить эффективность модифицированной методики, направленной на воспитание физических качеств, которая позволит повысить уровень адаптационных возможностей организма школьников 10-11лет к физической нагрузке на уроке физической культуры и в не учебное время.

Объект исследования - занятия по легкой атлетике школьников 10-11лет, направленные на воспитание физических качеств, который позволит повысить уровень адаптационных возможностей организма к физической нагрузке.

Предмет исследования - модифицированная методика, направленная на воспитание физических качеств, который позволит повысить уровень адаптационных возможностей организма школьников 10-11лет к физической нагрузке.

Для достижения цели, были поставлены следующие задачи: проанализировать научные литературы, усовершенствовать методику, направленную на воспитание физических качеств у детей среднего школьного возраста и проверить ее эффективность.

В экспериментальной группе применялась усовершенствованная методика, в которую были включены упражнения направленные на воспитания скоростных, силовых, координационных способностей, гибкости и выносливости.

С целью проверки эффективности модифицированной методики, направленной на воспитание физических способностей детей среднего школьного возраста, был проведен межгрупповой анализ показателей развития данных качеств до и после педагогического эксперимента.

Таблица 1

Результаты тестирования в контрольной и экспериментальной группах (М±m)

Контрольные упражнения Группы До начало эксперимента После эксперимента

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз) КГ 7,5 + 0,1 7,7 + 0,5

ЭГ 7,4 ± 0,2 8,8 ± 0,4

Достоверность различий р > 0,05 р < 0,05

6 Минутный бег (м) КГ 580,0 + 10,6 583,3 + 18,1

ЭГ 576,6 ± 16,0 586,3 ± 18,3

Достоверность различий р > 0,05 р < 0,05

Челночный бег (сек) КГ 24,66 + 0,07 24,55 + 0,02

ЭГ 24,67 ± 1,03 22,31 ± 0,01

Достоверность различий р > 0,05 р < 0,05

Бег 30м. (сек) КГ 7,9 + 0,3 7,6 + 0,1

ЭГ 7,8 ± 0,3 6,8 ± 0,2

Достоверность различий р > 0,05 р < 0,05

Наклон туловища вперед стоя на скамейке (см) КГ 7,5 + 1,5 8,5 + 1,2

ЭГ 7,0 + 1,5 8,5 + 1,7

Достоверность различий р > 0,05 р < 0,05

Примечание: М - среднее арифметическое значение, т - ошибка среднего арифметического значения КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; р - достоверность различий между группами

Анализируя результаты контрольного испытания на силовые способности до начала эксперимента можно сказать, что среднее значение экспериментальной группе 7,4+0,1 раза, а значение контрольной группы 7,5± 0,2 раза. Достоверных различий между группами не выявлено (р>0,05). При повторном тестирование между группами были выявлены достоверно значимые различия (р<0,05): в экспериментальной группе -8,8 ± 0,4 раза, а в контрольной группе 7,7+0,5 раза. Сравнив результаты в группах можно сделать выводы, что достоверно значимые изменения произошли в экспериментальной группе в сравнении с контрольной группой. Динамика изменений представлена на рисунке 1.

□ Э Г

Рисунок 1. Результаты теста «Сгибание, разгибание рук в упоре лежа»

Примечание: 1 - до эксперимента, 2 - после эксперимента; КГ- контрольная группа, ЭГ- экспериментальная группа

Анализируя результаты до начала эксперимента в 6 минутном беге среднее значение экспериментальной группы 576,6 ± 16,0 м, а значение у контрольной группы 580,0 ± 10,6 м. Можно сказать, что достоверных различий между группами не выявлено (р>0,05). При повторном тестировании между группами так же не было выявлено достоверно значимых различий (р>0,05) Изменения представлены на рисунке 2.

588 586 584 582 580 578 576 574 572 570

586,3

■ КГ □ Э Г

1

2

Рисунок 2. Результаты теста «6-ти минутный бег»

Примечание: 1 - до эксперимента, 2 - после эксперимента; КГ- контрольная работа, ЭГ- экспериментальная группа

Анализируя результаты, полученные до начала эксперимента в тесте «Челночный бег 3х10м», где среднее значение в экспериментальной группе 24,67 сек, а в контрольной группе 24,66 сек, можно сказать, что достоверных различий между группами не выявлено (р>0,05). При повторном тестировании между группами были выявлены достоверно значимые различия (р<0,05): в экспериментальной группе 22,31 ± 0,01 сек, а в контрольной группе 24,55 ± 0,02сек . Изменения представлены на рисунке 3.

■ КГ □ Э г

Рисунок 3. Результаты теста «Челночный бег»

Примечание: 1 - до эксперимента, 2 - после эксперимента; КГ- контрольная группа, ЭГ- экспериментальная группа

Анализируя результаты до начала эксперимента в беге на 30 м. можно сказать, что среднее значение экспериментальной группе составило - 6,8 сек., а значение контрольной группы 7,93 сек. Достоверных различий между группами не выявлено (р>0,05). При повторном тестирование между группами были выявлены достоверно значимые различия (р<0,05) в экспериментальной группе 6,0± 0,2 сек, а в контрольной группе 7,6 ± 0,1 сек. Изменения представлены на рисунке 4.

■ КГ □ ЭГ

Рисунок 4. Результаты теста «Бег на 30 метров»

Примечание: 1 - до эксперимента, 2 - после эксперимента; КГ- контрольная группа, ЭГ- экспериментальная группа

Проанализировав результаты в контрольном испытании «Наклон вперед из положения стоя» среднее значение у экспериментальной группы 7,0 см, а значение у контрольной группы 7,5. Можно сказать, что достоверных различий между группами не выявлено (р>0,05). При повторном тестировании между группами так же не было выявлено достоверно значимых различий (р>0,05). Изменения представлены на рисунке 5.

■ КГ □ Э г

Рисунок 5. Результаты теста «Наклон туловища вперед стоя на скамейке»

Примечание: 1 - до эксперимента, 2 - после эксперимента КГ - контрольная группа, ЭГ - экспериментальная группа

Выводы. На основе анализа научно-методической литературы, была модифицирована методика легкоатлетических упражнений, направленная на воспитание физических качеств у детей среднего школьного возраста. Особенностью модифицированной методики явилось то, что легкоатлетические упражнения выполняются в определенной последовательности: на одном уроке комплекс упражнений на воспитание скоростных, координационных качеств и гибкости, на втором - упражнения силового характера и выносливость.

Таким образом, мы разделили нагрузку на два занятия. По полученным данным было выявлено, что до эксперимента между результатами, полученными в контрольной и экспериментальной группе достоверно значимых различий не выявлено (р>0,05). После эксперимента у учащихся контрольной и экспериментальной группы результаты статистически отличаются в следующих тестах: «Бег 30 м», «Челночный бег», «Сгибание разгибание рук в упоре лежа» (р<0,05). В тестах «6-ти минутный бег» и «Наклон туловища вперед» достоверно значимых различий не обнаружено. Анализируя полученные данные можно сделать выводы о модифицированной методике, направленной на воспитание физических качеств у детей среднего школьного возраста.

Литература:

1. Иванова О.М., Билалова Л.М., Матвеев С.С. Физическая культура как условие качества жизни индивида / О.М. Иванова, Л.М. Билалова, С.С. Матвеев // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12 (часть 6). - С. 657-661.

2. Матвеев А.С., Абдрахманов Э.В., Нухов Р.Р. Аэробная и анаэробная выносливость обучающихся в образовательных организациях системы МВД России / А.С. Матвеев, Э.В. Абдрахманов, Р.Р. Нухов // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма Материалы XIII Межд. науч.-прак. конф., УГАТУ. - 2019. - С. 326-330.

3. Матвеев А.С., Нухов Р.Р., Абдрахманов Э.В. Специальная физическая подготовка занимающихся легкой атлетикой в беге на короткие дистанции на этапе начальной подготовки. / А.С. Матвеев, Р.Р. Нухов, Э.В. Абдрахманов. // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма Материалы XIII Межд. науч.-прак. конф., УГАТУ. - 2019. - С. 331-335.

4. Матвеев С.С. Социальная детерминация изменения биотического потенциала населения современного регионального социума: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / С.С. Матвеев. - Уфа, 2007. - С. 124.

5. Матвеева Л.М. Социальные проблемы физкультурно-оздоровительной деятельности: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Л.М. Матвеева. - Уфа, 2004. - С. 12.

6. Шаяхметова Э.Ш., Матвеев С.С., Матвеева Л.М. Образ жизни как фактор здоровья современного человека / Э.Ш. Шаяхметова, С.С. Матвеев, Л.М. Матвеева // Здоровье и образование в XXI веке. Изд-ва: Сообщество молодых врачей и организаторов здравоохранения. - М., 2016. Т.18. №2. - С. 794-797.

Педагогика

УДК: 378.2

доктор психологических наук, профессор Медведева Елена Алексеевна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

ТЕХНОЛОГИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются технологии использования театрализованно-игровой деятельности в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья - ОВЗ (на примере развития воображения и творчества с дошкольниками с задержкой психического развития - ЗПР). Показаны организация и содержание театрализованно-игровой деятельности так же с дошкольниками с разными вариантами нарушений развития.

Ключевые слова: технологии, театрализованно-игровая деятельность, дошкольники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), воображение, творчество.

Annotation. This article discusses the use of theatrical and gaming activities in remedial work with children with disabilities - disabilities (for example, the development of imagination and creativity with preschoolers with mental retardation - CRA). The organization and content of theatrical-play activity with preschoolers with different types of developmental disorders are shown.

Keywords: technologies, theatrical and gaming activities, preschoolers with disabilities, limited imagination, creativity.

Введение. Научное и практическое сообщество коррекционной педагогики и психологии, реализуя идеи Л.С. Выготского о необходимости культурного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением речи, зрения, слуха, задержкой психического развития, интеллектуальной недостаточностью), все больше обращается к искусству, как одному из путей социализации личности детей данной категории. Положительное влияние искусства и художественной деятельности на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) подтверждается исследованиями коррекционной педагогики и психологии (О.В. Боровик, О.П. Гаврилушкина, И.А. Грошенков, И.В. Евтушенко, Е.А. Екжанова, Г.В. Кузнецова, В.А. Кручинин, Е.А. Медведева, М.Ю. Рау, Е.А. Сошина, Е.З. Яхнина и др.).

Среди различных видов художественной деятельности особое место, в том числе в работе с дошкольниками с ОВЗ, занимает театрализованно-игровая деятельность, которая проявляется в сочетании зачатков ролевой игры и театрального искусства.

Театрализованно-игровая деятельность - это обобщенное понятие, включающее в себя разные виды театрализованных игр, организуемые совместно с взрослым или самостоятельно детьми. Театрализованные игры сохраняют все типичные признаки ролевых игр: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. В отличие от сюжетно-ролевых игр театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию или литературному сюжету (сказок, стихов, рассказов). Вследствие того, что в театрализованных играх готовый сюжет как бы ведет за собой действие игры, они используются в обучении дошкольников с ОВЗ в качестве пропедевтического этапа в формировании навыков сюжетно-ролевой игры, где детям необходимо создавать собственный замысел, воображаемую ситуацию на основе своего опыта и представлений об окружающем.

Театрализованные игры могут быть различными по организации и задачам: режиссерские (в которых сначала взрослый, а затем сам ребенок создает сцены и театрализованное действие, изображая роли всех персонажей и используя в качестве выразительных средств интонацию и мимику); настольно-театрализованные (театр игрушек, на катушке, плоскостной); стендовые (стенд-книжка, фланелеграф); образно-ролевые игры с куклами (пальчиковый театр, би-ба-бо) и без них, где дети разыгрывают сюжет; игры-драматизации, в которых разыгрывается содержание литературного произведения (сказки, стихотворения и др.) по ролям детьми или совместно с взрослым.

В настоящее время при широких коррекционных возможностях театрализованно-игровой деятельности в развитии дошкольников с ОВЗ в специальной педагогике явно недостаточно исследований, раскрывающих технологии использования этого вида художественной деятельности в работе с детьми данной категории.

Изложение основного материала статьи. Содержание данной статьи направлено на раскрытие исследования, показывающего возможности использования технологий театрализованно-игровой деятельности в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ (на примере развития воображения и творчества старших дошкольников с задержкой психического развития, как наиболее часто встречающегося варианта детей с ОВЗ). Эксперимент проводился на базе ДОУ компенсирующего вида 1898 и ДОУ 581 для нормально развивающихся детей г. Москвы. В исследовании участвовали 30 дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) и 30 нормально развивающихся детей экспериментальной группы (ЭГ), а также 30 дошкольников с ЗПР контрольной группы (КГ).

Констатирующий эксперимент включал в себя 3 серии заданий: «Маски», «Модельное и ролевое иллюстрирование», «Фантазирование». В первой и второй сериях определялись особенности воображения и творческие проявления детей при изменении и передаче заданного, готового сюжета, а задания третьей серии основывались на создании и реализации в театрализованных играх собственного замысла детей.

Количественная оценка выполнения заданий проводилась по пятибалльной системе. Для статистической обработки результатов данных констатирующего эксперимента использовалась методика Манна-Уитни, определялась достоверность различий исследуемых признаков у дошкольников с нормальным развитием и с ЗПР.

Качественная оценка осуществлялась по следующим критериям: отношение к творчеству, наличие мотивации и интереса к продуктивной деятельности; владение способами творческого действия; качество детской творческой продукции в театрализованно-игровой деятельности.

Данная диагностика позволила выявить особенности воображения и творчества у детей экспериментальной группы. Результаты исследования по методике Манна-Уитни развития воображения и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.