повышение уровня скоростной выносливости студенток средствами общей физической подготовки
УДК/UDC 796.011
Поступила в редакцию 24.03.2021 г.
О.А. Сафонова1
Кандидат педагогических наук, профессор К.Н. Дементьев1
1 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург
BODY CÜNDiTiÜNiNG ТО BUiLD SPEED ENDURANCE iN FEMALE STUDENTS O.A. Safonova1
PhD, Professor K.N. Dementyev1
1 Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - экспериментально доказать эффективность программы физических упражнений на основе использования средств скоростно-силовой направленности для студенток инженерно-технического вуза, занимающихся в секции легкой атлетики.
Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент длился с сентября по декабрь 2020 г. В нем приняли участие студентки строительного факультета, занимающиеся в секции легкой атлетикой, имеющие массовые разряды и относящиеся к специализации в беге на 100-1500 м. Тренировочные занятия проводились по разработанной программе комплексной направленности, в основу которой положен комплекс упражнений на основе использования средств скоростно-силовой направленности. Программа включала в себя циклические и ациклические упражнения, в которых сочеталась статическая и динамическая работа, при преобладании динамической. В разработанной программе применялся интервальный метод: 20 с выделено на выполнение упражнения и 10 с - на отдых между выполнением упражнения. Всего было составлено четыре блока упражнений. Результаты исследования и выводы. Разработанная программа оказала положительное воздействие на повышение уровня скоростной выносливости и улучшение восстановительных процессов организма после физических нагрузок. Предлагаемый комплекс упражнений может использоваться в учебном процессе на занятиях физической культурой в вузе на всех курсах с использованием более простых проб для определения реакции организма на физическую нагрузку (проба Руфье, 6-моментная функциональная проба).
Ключевые слова: спорт, тестирование, проба, физическая нагрузка, физическая работоспособность.
Abstract
Objective of the study was to experimentally prove the effectiveness of the program of physical training with the use of the speed-strength exercises in application to the female architecture and civil engineering students engaged in track and field athletics.
Methods and structure of the study. The educational experiment lasted from September through December 2020. Subject to the experiment were the female architecture and civil engineering students engaged in the track and field athletics specializing in the 100-1500 m races and having mass categories. The training sessions were conducted according to the developed program of complex orientation, which was based on the series of speed-strength exercises. The program included cyclic and acyclic exercises that combined static and dynamic workloads, with the predominance of the latter. An interval method was applied in developing the training program: 20 sec for exercises, 10 sec for rest in-between the exercises. A total of 4 exercise blocks were compiled. Results and conclusions. The developed training program was found to have a positive effect on the subjects' speed endurance level and recovery after physical loads. The proposed exercise series can be used during the university physical education classes along with simpler tests to determine the bodily response to physical loads (Ruffier test, 6-minute functional test).
Keywords: sports, testing, test, physical load, physical working capacity.
Введение. Развитие механизмов энергетического обеспечения мышечной деятельности в процессе онтогенеза или спортивной тренировки представляет собой сложный, нелинейный процесс. Он включает кардинальные изменения в структуре и функциональных характеристиках мышечных волокон, значительную перестройку ферментных систем, существенные изменения в деятельности вегетативных систем, обеспечивающих мышцы кислородом и субстратами, а также работу регулятор-
ных центров. Все это ведет к повышению эффективности и надежности работы организма [1]. Специальная физическая работоспособность может быть развита за счет подбора упражнений на основе знания физиологических механизмов воздействия каждого из применяемых средств на организм. Постоянные тренировки могут способствовать благоприятным изменениям в организме, сопровождающимся улучшением показателей специальной физической работоспособности и функциональ-
ной подготовленности. В этой области имеются большие неиспользованные резервы, связанные с поиском новых сочетаний определенных видов тренировочных нагрузок с различного рода средствами. Однако любое воздействие, которое мы оказываем на организм, в том числе тренировочное, должно быть тщательно соразмерено с его реальными функциональными возможностями, с уровнем развития тех функций организма, на которые будет в первую очередь направлено воздействие. Это одна из причин, по которой столь необходимы точные, корректные и адекватные средства контроля за динамикой работоспособности [2-4].
Цель исследования - экспериментально доказать эффективность программы физических упражнений на основе использования средств скоростно-силовой направленности для студенток инженерно-технического вуза, занимающихся в секции легкой атлетики.
Методика и организация исследования. Физическую работоспособность определяют как способность человека совершать конкретную деятельность в рамках заданных параметров времени и эффективности труда. Критерием работоспособности является реакция организма на определенную нагрузку, которая указывает на то, какой физиологической ценой для человека обходится эта работа.
Педагогический эксперимент длился с сентября по декабрь 2020 г В нем приняли участие студентки строительного факультета, занимающиеся в секции легкой атлетики, имеющие массовые разряды и относящиеся к специализации в беге на 100-1500 м.
Все участники перед началом педагогического эксперимента прошли медицинский осмотр (все отнесены к основной группе здоровья и нормотоническому типу телосложения). Тренировочные занятия проводились по разработанной программе комплексной направленности, в основу которой положен комплекс упражнений на основе использования средств скоростно-силовой направленности. Программа включала в себя циклические и ациклические упражнения, в которых сочеталась статическая и динамическая работа, при преобладании динамической. В разработанной программе применялся интервальный метод: 20 с выделено на выполнение упражнения и 10 с - на отдых между выполнением упражнения. Всего было составлено четыре блока упражнений. Каждый блок включал четыре разнонаправленных упражнения, которые выполнялись повторно по два подхода. Период отдыха между блоками составлял 2 мин. Общее время программы на одной тренировке составило 20 мин. Блоки чередовались еженедельно:
• 1-й блок (не менее 20 циклов): прыжки на скакалке; «скалолаз» в упоре лежа; выпрыгивание вверх из упора - присев; бег с высоким подниманием бедра на месте;
• 2-й блок (не менее 20 циклов): запрыгивание на поверхность высотой 40 см; «разножка» (выпады со сменой ног в прыжке вперед-назад); прыжки на месте с подтягиванием колен к груди; бег в упоре о стену;
• 3-й блок: прыжки (упор присев - упор лежа - упор присев - выпрыгивание вверх) - не менее семи циклов; сгибание-разгибание рук в упоре лежа (не менее 10 циклов); прыжки через скамейку высотой 40 см (не менее 10 циклов); челночный бег на дистанции 5 м (не менее пяти отрезков);
• 4-й блок: броски набивного мяча весом 3-5 кг от груди вверх-вперед в стену; выпрыгивание с набивным мячом вверх (не менее 10 циклов); прыжки (упор лежа на набивном мяче - упор присев с мячом - выпрыгивание вверх с мячом - упор присев с мячом) - не менее семи циклов; бег в упоре лежа на мяче.
В исследовании использовалась функциональная проба Дешина-Котова - оценка адаптации сердечно-сосудистой системы к нагрузкам на выносливость. Перед началом нагрузок измерялись частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД) в покое. После этого выполнялся бег с высоким подниманием бедра (в верхней точке бедро параллельно полу) со скоростью 180 шагов в минуту. Продолжительность нагрузки у женщин составляла 2 мин. Затем в положении сидя в течение 3 мин регистрировались показатели ЧСС и АД.
Результаты исследования и их обсуждение. Нами были проанализированы результаты спортсменок, занимающихся в секции по легкой атлетике, до и после применения разработанной программы на учебно-тренировочных занятиях.
Анализируя показатели функциональной подготовленности до эксперимента, определили следующее: до физической нагрузки у спортсменок средний показатель ЧСС составил 66,2±3,1 уд/мин, АД-122,5±2,9/72,9±7,2 мм рт./ст. После физической нагрузки средние показатели функциональной подготовленности спортсменок были следующие: в первую мин ЧСС -123,1±12 уд/мин, АД - 150±24,6/92±17,6 мм рт./ст.; во вторую мин ЧСС - 106±14 уд/мин, АД - 131,6±9,9/86±7,4 мм рт./ст.; в третью мин ЧСС - 101,8±13,3 уд/мин, АД - 135,9±16/81±10 мм рт./ст.
Рассмотрев полученные данные, можно сделать вывод, что после физической нагрузки спортсменки восстанавливаются хорошо. В среднем восстановление после нагрузки длится от 3 до 6 минут (табл. 1).
Таблица 1. Результаты функциональной подготовленности спортсменок до проведения эксперимента (проба Дешина-Котова)
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
2 а
■
с
га
^
О (и п Н
№ участника Результаты измерений Восстановление пульса и давления, мин
В покое После нагрузки
ЧСС АД ЧСС АД
1-я мин 2-я мин 3-я мин 1-я мин 2-я мин 3-я мин
1 65 118/71 121 111 104 183/116 140/99 148/103 5
2 68 125/73 123 80 79 165/101 131/87 123/87 4
3 70 121/72 128 109 100 196/127 149/86 140/86 3
4 68 120/70 123 109 105 121/77 120/80 122/74 4
5 70 110/72 123 108 100 151/70 129/93 163/70 6
6 64 125/78 124 117 117 128/74 135/72 117/67 4
7 59 121/74 104 89 94 134/81 116/83 110/74 3
8 67 123/80 105 90 86 129/85 125/81 123/77 3
9 66 125/73 131 128 123 150/98 140/94 137/87 4
10 65 120/70 149 121 110 145/90 131/84 130/85 6
50
http://www.teoriya.ru
2021 Июнь | Juпe
Таблица 2. Результаты функциональной подготовленности спортсменок после проведения эксперимента (проба Дешина-Котова)
№ участника Результаты измерений Восстановление пульса и давления, мин
В покое После нагрузки
ЧСС АД ЧСС АД
1-я мин 2-я мин 3-я мин 1-я мин 2-я мин 3-я мин
1 72 127/71 114 79 75 169/96 143/86 128/88 4
2 70 120/70 120 78 72 129/110 121/106 118/84 4
3 75 130/71 104 95 71 137/84 127/76 126/71 3
4 75 124/70 135 83 75 142/84 131/71 127/70 3
5 83 92/62 110 100 83 126/80 120/80 120/70 3
6 69 114/76 84 75 69 150/76 128/74 124/72 3
7 74 121/83 110 110 74 164/83 155/74 145/76 3
8 67 120/70 111 90 87 156/80 125/76 116/74 3
9 79 117/68 87 83 79 135/86 118/65 114/63 3
10 73 117/66 111 91 83 120/76 118/74 117/70 3
Таблица 3. Средние результаты, показанные в соревновательный период студентками, занимающимися в секции легкой атлетики СПб ГАСУ
№ п\п Дистанция 2019 г. 2020 г. Прирост
1 Бег на 60 м 9,4 с 8,7 с 0,7 с
2 Бег на 100 м 14,1 с 13,4 с 0,7 с
3 Бег на 200 м 32,0 с 31,1 с 0,9 с
4 Бег на 400 м 68,1 с 64,3 с 3,8 с
5 Бег на 800 м 152,4 с 148 с 4,4 с
6 Бег на 1500 м 325,0 с 315,0 с 10,0 с
135,9
Ад нижнее
Сравнительный анализ показателей ЧСС и АД до и после эксперимента спустя 3 минуты на восстановление
Анализируя показатели функциональной подготовленности после эксперимента, определили следующее: до физической нагрузки у спортсменок средний показатель ЧСС составил 73,7±4,5 удара в мин; АД - 118±9,8/70±5,3 мм рт./ст. После физической нагрузки средние показатели функциональной подготовленности спортсменок были следующие: в первую мин ЧСС - 108±14,5 уд/мин, АД - 142±15,6/85±9,8 мм рт./ст.; во вторую мин ЧСС -80±26,7 уд/мин, АД - 125±46,7/71±24 мм рт./ст.; в третью мин ЧСС - 76,8±5,6 уд/мин, АД - 112±35/67±21 мм рт./ст.
В среднем восстановление после нагрузки длится от 3 до 4 мин, до эксперимента время восстановления длилось до 6 мин.
При этом увеличение частоты пульса после физической нагрузки составило от 4 % до 37 %, что говорит о повышении средних величин показателей функциональной подготовленности спортсменок. У хорошо тренированных спортсменов частота пульса, артериальное давление изменяются менее выражено и полностью восстанавливаются за 3 мин (табл. 2).
На основании полученных результатов были определены средние значения показателей функциональной подготовленности (см. рисунок).
Для получения общего представления о результатах спортсменок провели сравнительный анализ соревновательной практики за 2019/2020 г. (табл. 3).
Выводы. Разработанная программа оказала положительное воздействие на повышение уровня скоростной выносливости и улучшение восстановительных процессов организма после физических нагрузок. Предлагаемый комплекс упражнений может использоваться в учебном процессе на занятиях физической культурой в вузе на всех курсах с использованием более простых проб для определения реакции организма на физическую нагрузку (проба Руфье, 6-момент-ная функциональная проба).
Литература
1. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И.В. Аулик // Медицина. - М., 1990. -192 с.
2. Сафонова О.А. Развитие силовой выносливости студенток строительных специальностей / О.А. Сафонова, К.Н. Дементьев, А.А. Германова // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 12.
- С. 35-37.
3. Сафонова О.А. Алгоритм использования физических упражнений комплексной направленности в контексте повышения их интеллектуальной работоспособности / О.А. Сафонова, Р.М. Кадыров, К.Н. Дементьев // Теория и практика физ. культуры. - 2019. -№ 11. - С. 62-64.
4. Чоговадзе А.В. Врачебный контроль в физическом воспитании и спорте / А.В. Чоговадзе, М.М. Круглый // Медицина. - М., 1977.
- 175 с.
References
1. Aulik I.V. Opredelenie fizicheskoy rabotosposobnosti v klinike i sporte [Determination of physical working capacity in clinic and sport]. Мoscow: Meditsina publ., 1990. 192 p.
2. Safonova O.A., Dementyev K.N., Germanova A.A. Razvitie silovoy vynoslivosti studentok stroitelnykh spetsialnostey [Building strength endurance in female civil engineering students]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 12. pp. 35-37.
3. Safonova O.A., Kadyrov R.M., Dementiev K.N. Algoritm ispolzovani-ya fizicheskikh uprazhneniy kompleksnoy napravlennosti v kontek-ste povysheniya ikh intellektualnoy rabotosposobnosti [Intellectual performance improving integrated physical training algorithm for academic physical education]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 11. pp. 62-64.
4. Chogovadze A.V., Krugly M.M. Vrachebny kontrol v fizicheskom vospitanii i sporte [Medical control in physical education and sports]. Мoscow: Meditsina publ., 1977. 175 p.