Контактная информация: gruzdova.irina@mail.ru
Статья поступила в редакцию 22.11.2018
УДК 796.011.3
ФИТНЕС В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ
МОЛОДЕЖИ
Светлана Борисовна Маврина, старший преподаватель, Юлия Владимировна Круглова, старший преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
Аннотация
В исследовании представлены результаты педагогического эксперимента по расширению средств фитнеса в рамках физкультурного образования студентов-экономистов, обучающихся в «РЭУ имени Г.В. Плеханова». Экспериментальная программа содержала 50% фитнес программ и 50% общей физической подготовленности, спортивных игр, легкой атлетики и других. В завершении трехлетнего эксперимента представители экспериментальной группы превзошли студентов контрольной группы по всем контрольным упражнениям. Студенты высоко оценили переориентацию контрольных упражнений на технику выполнения, коррекцию «проблемных зон», обозначение укрепляемых мышц, особенностей выполнения в свободное время, индивидуальную направленность упражнений по фитнесу.
Ключевые слова: физическая культура, фитнес, повышение физической подготовленности, новые контрольные упражнения.
FITNESS IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENT YOUTH
Svetlana Borisovna Mavrina, the senior teacher, Yulia Vladimirovna Kruglova, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow
Annotation
The study presents the results of the pedagogical experiment to expand the means of fitness in the framework of physical education of students-economists enrolled in the "Plekhanov Russian University of Economics". The experimental program contained 50% of fitness programs and 50% of general physical fitness, sports games, athletics and others. At the end of the three-year experiment, the representatives of the experimental group surpassed the students of the control group in all control exercises. Students appreciated the reorientation of control exercises to technique; correction of "problem areas", marking strengthened muscles, peculiarities of the implementation in their spare time, individually tailored fitness exercises.
Keywords: physical culture, fitness, increase of physical readiness, new control exercises.
В государственных отчетных материалах последних лет отмечается, что состояние здоровья учащейся молодежи из года в год ухудшается. Так, в распоряжении Правительства РФ от 7.08.2009 г. № 1101-р «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г.» указывается, что не менее 60% учащейся молодежи имеют отклонения в состоянии здоровья [5]. В показателях статистической отчетности Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2015 г. «Статистическая информация Министерства здравоохранения за 2014 г.» выявлено наличие незначительных патологий более чем у 65% учащихся. Высокий уровень функционального здоровья имеют 1,6% студентов; средний -7,2%; низкий - 19,5%; очень низкий у 71,7%. Число студентов специальной медицинской группы составляет 30-45%, и около 15% студентов являются освобожденными от практических занятий по физической культуре [1, 2, 3, 4].
Система физкультурного образования студентов является несовершенной, она не обеспечивает должного уровня здоровья и физического развития студентов, не формирует у них потребность в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании, интерес к
физкультурно-спортивной деятельности (В.И. Столяров, Л.Б. Андрющенко) [1, 6]. В имеющихся условиях востребованы инновационные технологии по физической культуре, ориентированные на личностно-центрированный характер образования, новые фитнес-про-граммы, здоровье, диверсификацию занятий для студентов специальной и основной медицинской группы, спортивно-ориентированных обучающихся. Проблема касается методик, обеспечивающих развитие физической подготовленности, коррекцию физического состояния, самосовершенствование студентов в области физической культуры [7].
Фитнес представляет собой комплексную программу оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, увеличение функциональных резервов организма и профилактику заболеваний, связанных с гиподинамией. Фитнес - это динамический многофакторный процесс, складывающийся из компонентов физического, психического, духовного и социального состояний (В.Е. Борилкевич). Средства фитнеса определяются как совокупность научных методов, приемов, сложившихся в определенный алгоритм действий, реализованный определенным образом в интересах повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы, обеспечивающий гарантированное достижение результата на основе свободного, осознанного и выбора занятий фитнесом.
Основные средства фитнес-подготовки включают в себя: а) силовые и скоростно-силовые средства, характеризующиеся высокой интенсивностью и субъективной мощностью усилий; б) упражнения, предполагающие преимущественного проявления выносливости при повторном выполнении движений, циклического характера; в) упражнения ко -ординационной направленности в условиях регламентированного выполнения; г) упражнения комплексного характера, в условиях переменных режимов, непрерывных изменений условий и форм выполнения.
Первостепенной задачей фитнеса является укрепление здоровья студентов, развитие общей и специальной работоспособности, совершенствование физических качеств, формирование осанки и коррекция недостатков телосложения, эстетическое воспитание, противодействие стрессам, формирование компетенций по ФК и С, обучение комплексам упражнений для выполнения дома, умение контролировать самочувствие на занятиях, анализировать энергетический баланс в течение суток [7].
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование реализовано на базе ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» в период с 2015 по 2018 год, в рамках дисциплин: «Физическая культура» и «Элективные дисциплины физической культуры и спорта», лонгитюдное исследование с 1 по 3 курс. Совершенствование как учебного процесса произведено за счет интеграции традиционных видов спорта и фитнеса. В модернизированной нами (ЭГ) программе по физической культуре (2015-2018 гг.) с применением фитнес-программ выбраны следующие виды фитнеса (200 часов):
- юноши: атлетическая гимнастика - 80 часов; кроссфит - 60 часов; плавание и аквафитнес - 60 часов, и 200 часов составили легкая атлетика, единоборства, общая физическая подготовка, спортивные игры;
- девушки (200 часов): атлетическая гимнастика - 60 часов; оздоровительная аэробика и пилатес - 80 часов; плавание и аквафитнес - 60 часов, и 200 часов составили общая физическая подготовка, легкая атлетика, бадминтон, настольный теннис, элементы самозащиты и самообороны.
КГ обучалась по традиционной программе физической культуры.
Оценка физической подготовленности студентов осуществлялось следующими новыми контрольными упражнениями [7]: 1) «планка» (сек), упражнение позволяет укрепить глубокие мышцы брюшного пресса, мышцы - стабилизаторы туловища, дельтовидную мышцу и двуглавую мышцу плеча, мышцы ног; 3) приседания с грифом (бодибаром, гимнастической палкой) на плечах (балл.), позволяет оценивать координацию при выполнении
приседа, физическое качество «сила», анализируется угол сгибания ног, правильность положения спины и поясницы, согласованность движений рук и ног (результат 0-10 баллов); 4) жим грифа (бодибара 1-10 кг) лежа на специализированной скамье (балл), которое технику базового упражнения силовой гимнастики, качество «сила», выполняется 10 повторений, результат осуществляется по 10-балльной системе: правильность траектории движения, правильность всех фаз жима и правильного дыхания, угол сгибания рук (техника движений от 0 до 10 баллов); 5) становая тяга (экспертная оценка 0-10 баллов), анализируется оптимальное положение спины, правильность движения штанги (бодибара), фазы дыхания, угол сгибания ног, постановка стоп, оптимальность хвата рук.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Расширение средств фитнеса в учебном процессе, предопределило необходимость новых контрольных упражнений, которые можно адаптировать, применяя бодибары 1-10 кг и гимнастические палки. ЭГ продемонстрировала более высокие результаты, достоверные различия достигнуты в «планке», технике приседаний, жиме штанги (таблица 1).
Таблица 1 - Результаты физической подготовленности студентов
Новые контрольные упражнения Пол КГ (Х±о) ЭГ (X ±о)
2015год 2017год 2015 год 2017год
1.Статическое упражнение «планка» (с) юн. 45,1±9,3 98,7±16,2* 46,3±10,4 117,3±15,4**
дев. 34,2±10,8 78,2±15,2* 37,0±14,3 85,7±13,6*
2.Приседание со штангой / бодибаром /гимнат. палкой 10 раз (балл) юн. 6,6±0,9 8,0±1,2 6,5±0,9 9,2±0,7**
дев. 5,2±0,9 8,0±0,7* 5,1±1,2 8,5±1,2*
3.Жим штанги 10 раз (балл) / жим бодибара юн. 7,3±1,7 8,3±0,9 7,8±2,2 9,3±0,5**
дев. 7,7±1,4 9,0±0,8* 6,2±1,3 9,3±0,7*
4.Становая тяга штанга / бодибара 10 раз (балл) юн. 6,4±2,0 8,6±1,1* 6,4±1,7 9,2±0,5*
дев. 5,4±1,2 7,7±2,0* 5,4±1,8 8,2±1,6*
Примечание: X - среднее арифметическое, о - среднее квадратическое отклонение; * - достоверность различий (Р <0,05); ** - достоверность. межгрупповых различий.
Студенты высоко оценили переориентацию контрольных упражнений на коррекцию «проблемных зон», обозначение укрепляемых групп мышц, особенностей выполнения в свободное время, индивидуальную направленность упражнений по фитнесу. На рисунке 1 представлена динамика в группе девушек, так отмечаются достоверные межгрупповые различия в выпрыгиваниях (38,2 раз в ЭГ против 32,7раз в КГ), прыжках на скакалке (142,6 раз в ЭГ против 128,4 раз), что обусловлено средствами аэробики, модернизации общей физической подготовки, увеличением аэробной нагрузки. В группе юношей (рисунок 2) наблюдаются также положительные изменения, особенно в ЭГ, так в завершении эксперимента преимущество юношей ЭГ в выпрыгиваниях составляет 56,9 раз против 46,5 в КГ; прыжках на скакалке ЭГ - 140,6 раз против 123,0 раз в КГ; подъеме туловища из положения лежа на спине в ЭГ - 59,2 раз против 5,0 раз в КГ.
раз 160 140 120 100 80 60 40 20 0
2015
2017
142,6
115,7 115,4
—17,5 17,1 38,2 25,4 23,2 32,7 29 30,5
1 1 1 II 1 1 1 1
выпрыгивания из и.п. присед
прыжки на скакалке за 1
приседания за 30 сек
выпрыгивания из и.п. присед
прыжки на скакалке за 1
приседания за 30 сек
□ К.Г. ПЭ.Г.
Рисунок 1 - Результаты физической подготовленности девушек в эксперименте
мин
мин
йаоз
100 -
50 28,2 27,4
0
2015
92,7 90,6
выпрыгивания из и.п. присед
прыжки на скакалке за 1
33,4
38,6
46,5
56,9
подъем туловища из положения лежа на спине
□ К.Г. ПЭ.Г.
2017 140,6 123
выпрыгивания из и.п. присед
прыжки на скакалке за 1
50
59,2
подъем туловища из положения лежа на спине
мин
мин
Рисунок 2 - Результаты физической подготовленности юношей в эксперименте
Следует отметить, что ЧСС в начале исследования отличается учащенным характером: у девушек 91,1 уд/мин, у юношей 85,5 уд/мин, по завершению эксперимента выявлены не достоверные положительные изменения (P>0,05), у девушек до 82,5уд/мин, у юношей до 81,6 уд/мин. Результаты ЖЕЛ, свидетельствуют о том, что все юноши имеют не высокие показатели: 3604 - 3905мл (P>0,05) (норма 3500-4800мл); у девушек ЖЕЛ не соответствует норме (2500-3600мл), и составляет 2100 - 2415мл (P>0,05).
Выводы. Представители ЭГ превосходят студентов КГ по всем контрольным упражнениям. Инновационное построение физического воспитания на основе фитнеса; занятий, отвечающих мотивационным потребностям молодёжи, позволили достичь достоверных изменений физической подготовленности по сравнению с контрольной группой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрющенко, Л.Б. Самообразовательная деятельность по дисциплине «Физическая культура» в вузе : монография / Л.Б. Андрющенко, Ю.Н. Аллянов. - М. : [б.и.], 2014. - 192 с.
2. Барковский, Е.С. Социальная реклама как фактор формирования представлений о здоровом образе жизни у студентов вузов / Е.С. Барковский, Р.И. Заппаров, Ю.А. Фисенко // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 4. - С. 131-134.
3. Развитие выносливости у студентов в учебном процессе по физической культуре / О.В. Везеницын, Т.Н. Шутова, Ю.В. Круглова, С.Б. Маврина // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура и спорт. - 2018. - № 3. - С. 40-48.
4. Ефремова, Н.Г. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов / Н.Г. Ефремова, И.Н. Антонова, С.Б. Маврина // Материалы VI международной научно-практической конференции / Рос. эконом. ун-т им. Г.В. Плеханова. - Москва, 2018. - С. 119-122. Названия нет у конференции?
5. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - URL : http: //fizvosp.ru/assets/media/d1/ee/1370.pdf (дата обращения: 17.01.2016). ресурс устарел - почти три года прошло, не найти свежий? http://docs.cntd.ru/document/902169994 (05.12.2018)
6. Столяров, В.И. Инновационные концепции современного физического воспитания (отечественный и зарубежный опыт) / В.И. Столяров // Национальные программы формирования здорового образа жизни : материалы международного научно-практического конгресса / Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК). - М., 2014. - Т. 1. - С. 32-37.
7. Физическая культура. Фитнес : учебное пособие / Т.Н. Шутова, Д.В. Выприков, О.В. Везеницын, И.М. Бодров, Г.С. Крылова, Д.А. Кокорев, А.Г. Буров, О.В. Мамонова, Д.М. Гаджиев ; Рос. эконом. ун-т им. Г.В. Плеханова. - Москва : [б.и.], 2017. - 132 с.
REFERENCES
1. Andryuschenko, L.B. (2014), Self-educational activities in the discipline Physical culture""in high school: monograph, Financial University, Moscow.
2. Barkovsky, E.S., Zapparov R.I. and Fisenko J.A. (2018), "Social advertising as a factor in the formation of ideas about healthy lifestyle of students of higher education", Yaroslavl pedagogical Bulletin,
No. 4, pp. 131-134.
3. Vezenitsyn, O.V. Shutova T.N., Kruglova Y.V. and Mavrina S.B. (2018), "Development of endurance among the students in the educational process on physical culture", News of the Tula State University, No. 3, pp.40-48.
4. Efremova, N.G., Antonova I.N. and Mavrina S.B. (2018), "Influence of physical exercises on mental activity of students", Materials of the international scientific and practical conference, Moscow, pp. 119-122.
5. Strategy of development ofphysical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020, available at: http: // fizvosp.ru/assets/media/d1/ee/1370.pdf, (accessed 17 January 2016).
6. Stolyarov, V.I. (2014), Innovative concepts of modern physical education (domestic and foreign experience), Materials international scientific and practical conference, Vol.1, pp. 32-37.
7. Shutova, T.N., Veprikov D.V., Vezenitcyn O.V., Bodrov I.M., Kylova G.S., Kokorev D.A., Burov A.G., Mamonova O.V. and Gadjiyev D.M. (2017), Physical culture. Fitness: study guide, Moscow.
Контактная информация: yu.kruglova1963@mail.ru
Статья поступила в редакцию 12.11.2018
УДК 796.07
ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ВОЕННЫХ МОРЯКОВ ВО ВРЕМЯ ПОХОДА
Алексей Владимирович Медведев, кандидат психологических наук, доцент, Белгородский юридический институт имени И.Д. Путилина, Дмитрий Андреевич Карпов, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Аннотация
Результаты проведенного исследования позволили выявить особенности динамики показателей работоспособности военных моряков во время похода. Установлено, что с одной стороны, период острой адаптации в первом месяце длительного плавания сопряжен с повышением напряженности профессиональной деятельности военных моряков, а с другой стороны - кумуляция утомления в конце похода происходит также на фоне повышения нервно-эмоционального напряжения. Следовательно, средства физической подготовки в рассматриваемый период должны одновременно решать две задачи: профилактику утомления и сокращение сроков острой адаптации, а также уменьшение нервно-эмоционального напряжения.
Ключевые слова: особенности динамики работоспособности; военные моряки; показатели работоспособности; длительное плавание в походе.
FEATURES OF DYNAMICS OF INDICATORS OF EFFICIENCY OF MILITARY SEAMEN DURING THE CAMPAIGN
Alexey Vladimirovich Medvedev, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Belgorod Legal Institute of I.D. Putilin, Dmitry Andreevich Karpov, the post-graduate student, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
Annotation
In the article, the results of the conducted research allowed revealing the features of dynamics of indicators of efficiency of military seamen during a campaign. It is established that, on the one hand, the period of acute adaptation within the first month of long swimming is accompanied by increase in tension of professional activity of military seamen, and, on the other hand, - accumulation of exhaustion at the end of the campaign happens also against the background of increase in neuro-emotional pressure. Therefore, means of physical training during the considered period have to solve two problems at the same time: the prevention of exhaustion and reduction of terms of acute adaptation and also reduction of neuro-emotional pressure.
Keywords: features of dynamics of working capacity, military seamen, working capacity indicators, long swimming in a campaign.