Научная статья на тему 'Влияние фитнес-подготовки на здоровье студентов в системе высшего образования'

Влияние фитнес-подготовки на здоровье студентов в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
279
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ФИТНЕС-ПОДГОТОВКА / ВИДЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ / УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ADAPTATION / FITNESS TRAINING / TYPES OF MOTOR ACTIVITY / STUDENT HEALTH / TRAINING SESSIONS / PHYSICAL ACTIVITY / PHYSICAL DEVELOPMENT / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Родионова Инесса Альбертовна, Шалупин Владимир Ильич, Романюк Дмитрий Васильевич

В статье приводятся результаты исследования влияния фитнес-подготовки, осуществляющейся на занятиях физической культурой, на здоровье студентов вуза. Занятия включали различные по характеру виды двигательной деятельности: силовой направленности, с элементами игровых и подвижных игр, скоростно-силовые и с направленностью на формирование выносливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Родионова Инесса Альбертовна, Шалупин Владимир Ильич, Романюк Дмитрий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Impact of Fitness Training on the Health of Students of Higher Education System

The article presents the results of study of the influence of fitness training carried out in physical education classes on the health of University students. The classes included various types of motor activity: power orientations, with elements of gaming and mobile games, speed-power and with an orientation towards the formation of endurance.

Текст научной работы на тему «Влияние фитнес-подготовки на здоровье студентов в системе высшего образования»

20/j/f-

11. Дубровская C. B. 100%-ное зрение. Лечение, восстановление, профилактика. -М.: Рипол Классик, 2009. - 192 с.

12. Кучма В. Р. Состояние здоровья и проблемы медицинского обеспечения подростков // Здоровье населения и среда обитания: Информационный бюллетень. - М.: Фе-дер. центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2003. - № 9 (126). - С. 3-8.

13. Медведев А., Медведева И. Сохраните хорошее зрение. - М.: ACT МОСКВА, 2008. - 302 с.

14. Панков О. П. Радуга прозрения. - М.: Астрель, 2010. - 240 с.

15. Петленко В. П., Давиденко Д. Н. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность. - СПб.: Балт. пед. акад., 1998. - 295 с.

16. Родейл Дж. А. Как улучшить зрение. Естественные способы лечения. - М.: Центр-полиграф, 2005. - 140 с.

17. Рой М. Тренинг для глаз. Реальная программа улучшения зрения. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 112 с.

18. Смирнова И. Ю., Ларшин A. C. Современное состояние зрения школьников: проблемы и перспективы. - М.: ООО Последнее слово, 2011. - № 3. - С. 2-8.

19. Соловьева В. А. Как быстро улучшить зрение. - М.: ACT; СПб.: Астрель-СПб; Владимир: ВКТ, 2008.- 157 с.

20. Троицкая С. И. Избавиться от очков-убийц навсегда! - СПб.: Питер, 2007. - 192 с.

И. А. Родионова, В. И. Шалупин, Д. В. Романюк

УДК 796012.68

ВЛИЯНИЕ ФИТНЕС-ПОДГОТОВКИ НА ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современный образ жизни студентов не позволяет получать физическую нагрузку в полной мере. Студенты вследствие возрастающей умственной нагрузки на занятиях и плотного графика учебы вынуждены меньше заниматься различной двигательной деятельностью, что приводит к гипокинезии. При этом студентам необходимо заниматься различными формами двигательной активности для обеспечения необходимого минимума энергетических затрат. При недостаточной двигательной активности снижается не только работоспособность, но и появляется утомляемость, ухудшается общее самочувствие. «Реализации гуманитарного потенциала физической культуры в значительной мере способствует ориентация его содержания на формирование разносторонней личности студента, в мотивацион-но-ценностном сознании которого важная роль отводится самопознанию психофизиологических особенностей своего организма. В ходе самопознания молодых людей происходит выработка проектов и программ формирования здорового образа жизни, формируется «Я-концепция», ориентированная на ценности физической культуры» [6, с. 64].

При соблюдении правильного двигательного режима, при регулярных занятиях физической культурой можно предупредить различные заболевания, сформировать достаточный уровень физической и умственной работоспособности. «Физические упражнения являются главным средством воздействия на процесс развития как отдельных двигательных качеств, так и их взаимосвязи. Целесообразно

проводить занятия на свежем воздухе, чтобы использовать естественные силы природы (солнце, воздух, вода и их закаливающее воздействие)» [7, с. 200].

В период обучения в системе высшего образования традиционно популярными видами спорта являются легкая атлетика; спортивные игры (баскетбол, футбол, мини-футбол стритбол, волейбол, флорбол, бадминтон, настольный теннис); становятся популярными силовые виды спорта, такие как воркаут, функциональное многоборье - кроссфит. «Структура и содержание процесса физической подготовки студентов на основе кроссфита доказали свою эффективность в повышении функционального и физического состояния студентов» [2, с. 19]. Все перечисленные виды спорта являются оптимальными средствами для занятий физической культурой, необходимыми для формирования двигательных умений и навыков. Эффективное решение общих и специальных задач физической подготовки в существенной мере повышает надежность и качество профессиональной деятельности будущих специалистов, создает возможности для улучшения всех видов подготовки студентов (физической, технической, тактической), а также для воспитания морально-волевых качеств.

Цель исследования - изучить механизмы влияния средств фитнес-подготовки на здоровье студентов.

Задачи исследования:

- определить оптимальные физические нагрузки при занятиях по фитнес-подготовке;

- систематизировать средства фитнес-под-готовки, способствующие оптимизации процесса обучения в системе высшего образования;

- систематизировать формы двигательной активности студентов, занимающихся физической культурой в соответствии с учебным планом.

Исследовательская работа была проведена в Московском государственном техническом университете гражданской авиации. К исследованиям привлекались студенты 2-х курсов, обучающихся по специальности «Управ-

ление воздушным движением» (УВД), «Технология транспортных процессов» (ОП), «Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования» (РС) в количестве 104 человек.

Методы исследования: наблюдение, анализ учебной деятельности и контрольные тесты на занятиях по физической культуре. В связи с тем, что все студенты имели одинаковый учебный план по дисциплине «Физическая культура», они были условно отнесены к трем группам: «успевающие», «средние», «неуспевающие». Испытуемые распределялись по группам на основании сравнения абсолютных данных их успеваемости по предмету «Физическая культура» в течение двух семестров.

«Известно, что главная цель физической подготовки - разностороннее развитие человека, повышение функциональных возможностей и укрепление здоровья» [5, с. 367]. Физическая подготовка развивает физические качества, которые необходимы в повседневной жизни и в профессиональной деятельности. «Основными средствами физической подготовки являются физические упражнения, развивающие физические способности студентов» [1, с. 182].

Дж. Ханиборн и группа соавторов определили содержание фитнес-подготовки, рассматривая такие группы ее средств, с помощью которых развиваются качества, направленные на здоровье: «аэробная производительность, сила и силовая выносливость, гибкость и координационные способности» [8, с. 286]. Эти средства были распределили следующим образом:

1. Силовые и скоростно-силовые упражнения с высокой интенсивностью и субъективной мощностью усилий.

2. Циклические упражнения, требующие проявления выносливости при многократном выполнении.

3. Координационные упражнения, проявляющиеся в условиях определенной программы движений.

4. Упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях постоянно меняющихся режимов двигательной деятельности, ситуаций и форм действий» [8, с. 286].

20/у//

Таблица 1.

Групповые показатели оценки успешности освоения студентами тестов для определения физической подготовленности

№ п/п Наименование тестов Условия измерения

«успевающие» «средние» «неуспевающие»

1 Челночный бег 10х10 м (секунд) 25,42 26,43 27,31

2 Комплексное силовое упражнение (КСУ) (количество раз за 1 минуту) 26,49 25,58 16,91

3 Подъем туловища из исходного положения лежа на спине (количество раз за 1 минуту) 27,29 25,19 19,60

4 Баскетбольный тест (секунд) 25,21 24,23 13,46

5 Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз) 56,64 52,28 47,06

6 Подтягивание на перекладине из виса (количество раз) 21,66 15,73 11,21

Фитнес-подготовка должна предусматривать определенную спецификацию. В высшей школе не имеется достаточных для физического воспитания средств, методов и методических рекомендаций, соответствующих индивидуальным возможностям студентов. Для реализации в полной мере индивидуальных двигательных способностей каждого студента необходимо адекватно оценить эти возможности.

«Население индустриально развитых стран в недостаточной степени занимается различным физическим трудом, который обеспечивает необходимый минимум энергетических затрат, в связи с чем возникает угроза гипокинезии. Это в полной мере относится и к студентам, так как их двигательная активность при поступлении в вуз резко снижается вследствие повышения учебной нагрузки. Недостаточная двигательная активность ведет к снижению работоспособности, появлению утомляемости, ухудшению общего самочувствия» [4, с. 57].

«Для успешной физической подготовки студентов технических вузов целесообразно применять комплексное учебное занятие по физической культуре. В комплексное занятие включаются виды спорта или отдельные упражнения из различных разделов физической культуры. Например, спортивные игры (элементы

волейбола, баскетбола, мини-футбола) и упражнения силовой направленности (упражнения на тренажерах, с гирями, со штангой и т. д.). Однако во всех случаях необходимо, чтобы упражнения по физической культуре увязывались с основным содержанием учебного занятия» [3, с. 12].

Мы предположили, что регулярные занятия физической культурой с использованием фитнес-подготовки возмещают этот пробел, вызывая интерес к двигательной активности, так как она совпадает с физическими возможностями студентов. В данном исследовании была предпринята попытка определить целесообразность применения тех или иных средств фитнес-подготовки занимающихся с различным уровнем физической подготовленности.

Как показали данные нашего исследования, проводившегося в течение учебного года, из 104 студентов второго курса только 67 показали средний уровень сформированнос-ти владения техническими элементами игры в баскетбол и 72 - владели скоростно-сило-выми упражнениями на оптимальном уровне двигательного умения. Таким образом, наблюдается существенно различный уровень физической подготовленности студентов, что подтверждается данными таблицы. Этот факт позволил применить конкретную систему

критериев успешности овладения студентами определенными двигательными умениями и навыками.

Судя по полученным данным, у студентов, отнесенных нами к группе «успевающих», процесс физической подготовки выражается в относительно равномерном овладении самыми разнообразными двигательными навыками и умениями. У студентов, отнесенных нами к группе «средних», эффективней развиваются относительно несложные умения, основанные на определенной силовой подготовленности. Наибольшие проблемы возникают в процессе подготовки у представителей группы «неуспевающих». Для них проблемными являются почти все тесты, особенно такие, которые предъявляют повышенные требования к уровню специальной выносливости и проявлениям координационных возможностей. В результате анализа полученных данных нами был разработан комплексный подход к организации занятий для всех групп испытуемых.

«Для студентов первой группы мы предлагали преимущественно силовые упражнения из средств фитнес-подготовки» [4 с. 57]. В группе «успевающих» студентов удалось достичь комплексное воздействие средств двигательной активности, адекватных их возможностям. Оптимально использовалась круговая тренировка с упражнениями силовой направленности.

Пример занятия по силовой подготовке:

- беговые и общеразвивающие упражнения (ОРУ) - 25 минут;

- круговая тренировка - 2 круга по 10 минут:

1-я станция: исходное положение (И.П.) стоя с гантелями в руках - попеременное сгибание и разгибание рук, имитируя движения боксеров, (девушки с гантелями весом 1 кг, юноши - 3 кг);

2-я станция: И.П.О.С., руки с гантелями опущены, полувыпады поочередно левой и правой ногами, руки в стороны (девушки с гантелями весом 1 кг, юноши с 3 кг);

3-я станция: прыжки через скамейку на двух ногах;

4-я станция: И.П. лежа на спине, подъем ног до вертикального положения;

5-я станция: И.П. полуприсед в широкой стойке, руки согнуты перед грудью, выпрыгивание вверх, руки с гантелями выпрямляются вверх (девушки с гантелями весом 1 кг, юноши с 3 кг);

6-я станция: подъем туловища из И.П. лежа на спине, в поднятых руках набивной мяч (девушки с набивным мячом весом 1 кг, юноши с 3 кг);

7-я станция: прыжки со скакалкой на двух ногах;

8-я станция: И.П. в упоре лежа, сгибание и разгибание рук в упоре;

9-я станция: И.П. ноги на ширине плеч, в поднятых руках набивной мяч. Наклоны в стороны и вперед-назад (девушки с набивным мячом весом 1 кг, юноши с 3 кг);

10-я станция: запрыгивание на скамейку поочередно со сменой ног.

Примечание: на каждой станции упражнение выполняется 30 секунд, темп произвольный. Время для перехода на следующую станцию - 30 секунд. Выполняется два круга, каждый круг по 10 минут, отдых между кругами - 5 минут. Общая продолжительность -25 минут.

- двухсторонняя игра в волейбол - 25 минут;

- упражнения на гибкость - 10 минут.

Для студентов группы «средние» рекомендуется использовать средства скоростной и скоростно-силовой подготовки. Например, бег по сигналу, челночный бег, полоса препятствий, спортивные игры и прыжковые упражнения.

Пример занятия с элементами игровых упражнений (баскетбол):

- беговые и ОРУ - 20 минут;

- поточные броски по кольцу с получением мяча от партнера («ручеек») - 10 минут;

- передачи мяча с различной дистанцией в парах - 15 минут;

- моделирование быстрого прорыва от собственного кольца в тройках со сменой мест («восьмерка») - 10 минут;

- двухсторонняя игра - 15 минут;

- штрафные броски - 10 минут.

Для студентов группы «неуспевающие» рекомендуются упражнения для развития вы-

носливости. Этой группе не рекомендуется выполнять много силовых упражнений в связи с тем, что эти студенты мало занимаются двигательной активностью, в чем и состоит специфика их подготовки. Для данной группы рекомендуется часто менять упражнения различной направленности для разных групп мышц

Пример занятия с элементами игровых упражнений (волейбол):

- беговые и ОРУ - 20 минут;

- прием и передача волейбольного мяча сверху в парах, стоя на месте - 10 минут;

- прием и передача волейбольного мяча снизу в парах, стоя на месте - 10 минут;

- прием и передача волейбольного мяча сверху в парах в движении - 5 минут;

- прием и передача волейбольного мяча снизу в парах в движении - 5 минут;

- прием и передача мяча в парах в меняющихся условиях (меняется сила удара и траектория полета мяча) - 10 минут;

- двухсторонняя игра - 25 минут.

Пример занятия на «выносливость» с

координационными упражнениями:

- ОРУ - 20 минут;

- беговые и прыжковые упражнения -25 минут;

- варианты «планок» - 10 минут;

- подъем ног до вертикального положения в и.п. лежа на спине - 4 серии по 30 секунд;

- поднимание туловища из И.П. лежа на спине 4 серии по 30 секунд;

- комплексное силовое упражнение 4 серии по 1 минуте;

- Основная стойка (О.С.) - упор присев -упор лежа - упор присев - О.С. - 4 серии по 30 секунд;

- челночный бег (8х10 м) - 5 серий;

- выпрыгивание вверх из упора присев -4 серии по 30 секунд.

Примечание: отдых между сериями 1 минута, между упражнениями 3 минуты. Общее время - 45 минут.

Мы рекомендуем использовать интегральный метод для развития специальных двигательных способностей при применении средств и методов фитнес-подготовки во время

занятий физической культурой при работе со студентами любой группы. В соответствии с полученными результатами целесообразно подбирать наиболее эффективные упражнения с учетом их приоритета в решении специальных задач физической подготовки.

Упражнения, входящие в систему фит-нес-подготовки, необходимо применять раздельно, учитывая индивидуальные особенности студентов, т. к. они по своему содержанию соответствуют двигательным и функциональным возможностям студентов. Для студентов группы «успевающие» рекомендуются средства двигательной активности, равноценные их возможностям. Оптимально использовать круговую тренировку с упражнениями силовой направленности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для студентов группы «средние» рекомендуется использовать средства скоростной и скоростно-силовой подготовки. Например, бег по сигналу, челночный бег, полоса препятствий, спортивные игры и прыжковые упражнения.

Для студентов группы «неуспевающие» рекомендуются упражнения для развития выносливости. Этой группе нецелесообразно давать значительный объем упражнений силового характера, т. к. они мало занимаются двигательной активностью, в чем и состоит специфика их подготовки. Это замечание относится и к игровым упражнениям.

АННОТАЦИЯ

В статье приводятся результаты исследования влияния фитнес-подготовки, осуществляющейся на занятиях физической культурой, на здоровье студентов вуза. Занятия включали различные по характеру виды двигательной деятельности: силовой направленности, с элементами игровых и подвижных игр, скоростно-силовые и с направленностью на формирование выносливости.

Ключевые слова: адаптация, фитнес-подготовка, виды двигательной деятельности, здоровье студентов, учебные занятия, физические нагрузки, физическое развитие, физическое воспитание, физическая подготовка.

SUMMARY

The article presents the results of study of the influence of fitness training carried out in

physical education classes on the health of University students. The classes included various types of motor activity: power orientations, with elements of gaming and mobile games, speedpower and with an orientation towards the formation of endurance.

Key words: adaptation, fitness training, types of motor activity, student health, training sessions, physical activity, physical development, physical education, physical training.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь. - М.: АО «Аспект пресс», 2007. - 448 с.

2. Кокорев Д. А., Везеницын О. В., Вы-приков Д. В., Бодров И. М. Структура и содержание процесса физической подготовки студентов на основе кроссфита. Теория и практика физической культуры. - 2017. -№ 9. - С. 19-21.

3. Родионова И. А., Шалупин В. И., А. С. Бол-дин. Адаптация студентов к обучению в техническом вузе средствами физической культуры. Физическая культура: учебно-методическое пособие по изучению раздела дисциплины. - М.: ИД Академии Жуковского, 2018. -36 с.

4. Родионова И. А., Шалупин В. И., Кар-пушин В. В. Фитнес-подготовка как фактор сохранения здоровья студенческой молодежи в системе высшего образования // Гуманитарные науки. - 2018. - № 1 (41). - С. 57-63.

5. Спортивная психология: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. В. А. Родионова, А. В. Родионова, В. Г. Си-вицкого. - М.: Издательство Юрайт, 2015. -367 с.

6. Уляева Л. Г. Психофизиологическое сопровождение организации двигательной активности при подготовке к сложным средо-вым факторам // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - М.: Некоммерческое партнерство содействия развитию физической культуры, спорта и туризма «Спортунивергрупп», 2010. - № 3 (18). - С. 6467.

7. Физическая культура в образовательных учреждениях гражданской авиации: учеб-

ник для студентов и курсантов образовательных учреждений гражданской авиации. Специалист. Бакалавр. - М.: ИД Академии Жуковского, 2018. - 484 с.

8. Honeybourne J., Hill M., Moors H. Advanced physical education & sport. - London: Stanley Thornes (Publishers) Ltd., 1996. - 286 p.

I

Н. И. Абдуллаева, Ю. М. Инкина, Ю. Ю. Курбангалиева

УДК 376.56:37.062

ОСОБЕННОСТИ ВХОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ШКОЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

дним из приоритетных направлений модернизации современного школьного образования является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями. Отдельную группу детей с особыми образовательными потребностями составляют дети с расстройствами аутистического спектра (РАС). Для некоторых детей с РАС инклюзивное образование является наиболее эффективным.

Вопрос организации обучения и социализации детей с РАС в общеобразовательных школах в настоящее время стоит особенно остро, так как с введением специальных ФГОС многие дети уже обучаются и будут обучаться в режиме инклюзии. Но, несмотря на про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.