Научная статья на тему 'Повышение уровня региональной интеграции промышленных предприятий необходимое условие их развития'

Повышение уровня региональной интеграции промышленных предприятий необходимое условие их развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапаева М. Г., Новиков К. В.

Рассматриваются вопросы интеграции промышленных предприятий промышленных узлов Оренбургской области на основе внутриобластной кооперации. Предлагаются направления интеграции предприятий машиностроения, металлургии, топливно-энергетического комплекса с образованием региональной финансово-промышленной группы, показываются основные формы достижения эффекта при интеграции предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF REGIONAL INTEGRATION LEVEL OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES IS A NECESSARY CONDITION OF THEIR DEVELOPMENT

Questions of industrial units integration of the Orenburg region are examined on the basis of intraregional cooperation. Directions of integration are offered of the enterprises of mechanical engineering, metallurgists, fuel and energy complex with formation of regional financial -industrial group, the basic forms are shown of achievement of effect at integration of the enterprises.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня региональной интеграции промышленных предприятий необходимое условие их развития»

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ^- НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ИХ РАЗВИТИЯ

Рассматриваются вопросы интеграции промышленных предприятий промышленных узлов Оренбургской области на основе внутриобластной кооперации. Предлагаются направления интеграции предприятий машиностроения, металлургии, топливно-энергетического комплекса с образованием региональной финансово-промышленной группы, показываются основные формы достижения эффекта при интеграции предприятий.

В решении многообразных вопросов развития промышленных узлов как целостного организма принимают участие не только городские исполнительные и законодательные (представительные) органы власти, но и администрации предприятий и других организаций, не подчиненных городским властям. Это затрудняет создание единого механизма управления хозяйством, порождает необходимость искать каналы и направления взаимодействия между различными органами, учитывая их административную иерархию.

Система групповой застройки промышленных территорий не смогла вовремя адаптироваться к происходящим радикальным экономическим переменам и перестала эффективно функционировать. Среди причин называются многие факторы - это волна приватизаций, конверсия, свертывание отраслей производства, распад строительных главков, изменение инвестиций и прочие. На первом этапе реформы были искусственно разрушены многие производственные и научно-производственные комплексы, системы, состоящие из технологически взаимосвязанных предприятий.

Достижение комплексного экономического и социального развития территории промышленного узла предполагает прежде всего организацию рационального использования материальных и трудовых ресурсов с целью снижения падения объемов производства, его стабилизации и дальнейшего повышения эффективности. Сдерживающими факторами развития промышленных узлов являются натурализация хозяйства предприятий и отсутствие связей между ними. Одним из главных инструментом преодоления последней способна стать организация межотраслевой кооперации в пределах определенной территории. Необходимо отметить, что именно взаимодействие предприятий различных отраслей народного хозяйства является ядром формирования и дальнейшего развития промышленных узлов.

Осуществляемые в постсоветский период преобразования были направлены на создание в основном мелких и средних предприятий, демонополизацию экономики любой ценой. На это были

ориентированы важнейшие институциональные преобразования, а также приватизация. Не отрицая значимости мелкого бизнеса для экономики России, многие специалисты уже тогда высказывали опасения по поводу того, что это может привести к дезинтеграции сложившихся в промышленности технологических цепочек с последующей деиндустриализацией страны и углублением научно-технического регресса в базовых отраслях экономики. Хозяйственные связи сократились, потому что нынешние условия вынуждают сворачивать кооперацию. Вследствие разрушения системы межотраслевой кооперации крупные предприятия, выпускающие многономенклатурную продукцию, оказались в особо тяжелом положении.

Если сравнивать направления реформирования экономики России и развитых стран, то в процессе анализа выявляется ряд существенных различий. Основой этих различий целесообразно считать производственную ориентацию развития экономики. Развитые страны обладают преимущественно вертикальной, а развивающиеся (к которым относится и Россия) - горизонтальной ориентацией. Вертикальная предполагает производство технологически сложной продукции, горизонтальная -менее науко- и техноемкой, обычно сырьевой продукции. В соответствии с этим в отношениях производителей в первом случае преобладает межотраслевая, а во втором - внутриотраслевая интеграция. Для межотраслевой интеграции характерны технологические цепочки, объединяющие производителей разнородной продукции для изготовления одного конечного продукта, для внутриотраслевой - объединение производителей однородной (по производству) продукции.

Особенностью реформирования экономики при горизонтальной ориентации является, в частности, критерий максимизации эффекта, исходя из которого происходят концентрация ресурсов и эффекта в «сильных» (конкурентоспособных на внешнем рынке) отраслях и в дальнейшем их выход на мировой рынок. Т аким образом, источник развития составляет внешнеторговая деятельность лишь отдельных «сильных» отраслей.

При вертикальной ориентации направление реформирования экономики основано на признании в качестве основного фактора развития страны научно-технического прогресса, предполагающего необходимость первоочередной интеграции производителей при производстве технологически сложной продукции, а отсюда необходимость координации их деятельности. В случае вертикальной интеграции происходит перераспределение ресурсов между сотрудничающими отраслями таким образом, чтобы производственная деятельность всех партнеров была взаимовыгодной [5].

Рассматривая с точки зрения изложенного особенности экономики Оренбургской области, можно обнаружить черты обоих направлений. С одной стороны, основной доход области приносят сырьевые отрасли. С другой стороны, уровень производственного потенциала, научно-технического прогресса (даже несмотря на падение производства) исключительно высок. А потому наиболее вероятным представляется осуществление мероприятий по реформированию экономики в сторону вертикальной ориентации.

Ситуация в хозяйственном комплексе промышленных узлов Оренбургской области характеризуется нарастанием проблем, связанных со снижением инвестиционной активности, разрушением производственной и социальной инфраструктуры, уменьшением занятости трудоспособного населения, разрывом хозяйственных связей.

Ни одно предприятие не может вести свое хозяйство отдельно, без определенного экономического взаимодействия с предприятиями и организациями на территории, где ведет свою деятельность. Т олько совместная деятельность предприятий на территории промышленного узла может во всей полноте проявить эффект от пространственной организации производства. Посредством совместной деятельности предприятий можно достичь наиболее рационального сочетания межотраслевой и территориальной организации производства, результатом которого станут наиболее ощутимые выгоды от улучшения экономической и социальной обстановки территориального образования.

Крупные и средние заводы, как и малые товаропроизводители, без должной их интеграции, соединения производства с наукой, а также с финансово-банковскими структурами не могут последовательно улучшать два важнейших показателя конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках: меньше, чем у конкурентов, издержки производства и лучшее качество товаров. Это означает, что производство в виду ухудшения его орга-

низации и управления осуществляется на низком уровне интенсификации и эффективности [2].

Интеграция - это не просто понятие, а определенное состояние экономики, ее организационный, управленческий уровень и конечные результаты. В развитых странах интеграция интересов действительно служит мощным фактором конкурентоспособности [1].

Таким образом, улучшение экономического положения предприятий промышленных узлов должно происходить не только на основе проведения технического перевооружения, но и организационных изменений. Вхождение ряда предприятий в отраслевые концерны мало способствовало улучшению их финансового положения. Поэтому необходимо их объединение на иных принципах, в частности, на основе взаимной заинтересованности субъектов промышленного и банковского капиталов, а также на базе общих интересов в совместном использовании природных и трудовых ресурсов промышленных узлов, объектов производственной и рыночной инфраструктур.

Богатейшая сырьевая база Оренбургской области способна послужить основой для интеграции многих важнейших отраслей, например машиностроения, химической промышленности, транспортного оборудования. Поэтому межотраслевое объединение предприятий промышленных узлов должно происходить вокруг топливно-энергетических и металлургических компаний.

Наличие нефте- и газодобывающих предприятий в Оренбургской области создает условия для расширения производства соответствующей техники, тем самым будет расширяться внутренний рынок черных металлов. Очевидным и перспективным является направление межотраслевого взаимодействия: ТЭК- металлургия- машиностроение. Топливно-энергетический комплекс является важнейшей частью реального сектора экономики. ТЭК использует 8% продукции машиностроения, 12% продукции металлургии.

Топливно-сырьевая ориентация экономики области не получает пока адекватного отражения в структуре машиностроительного производства. В последние годы более 20% импорта машин и оборудования приходилось только на основное технологическое оборудование для этих отраслей.

Сегодня ситуация в машиностроении сложилась таким образом, что вместо преимущественно высокотехнологичных выпускаются изделия более низкого технического уровня. Из-за низкого качества отсутствует внутренний спрос на продукцию машиностроительных предприятий, у которых, в

свою очередь, довольно много удачных разработок в сфере повышения технических характеристик. Положение очень серьезное, если не критическое. Доля машиностроительной продукции в общем объеме промышленного производства области составляет 40% от уровня 1990 г. Кризис затронул почти все отрасли машиностроения.

И тем не менее машиностроительная отрасль занимает одно из главных мест в промышленности Оренбургской области, поэтому ей должно быть уделено особое внимание.

Непременным условием устойчивого развития машиностроения в Оренбургской области является формирование интегрированных структур -финансово-промышленных групп (ФПГ), консорциумов, концернов и холдинговых компаний.

По нашему мнению, приоритетными направлениями формирования таких структур должны стать:

- производство машиностроительной техники для нужд сельского хозяйства;

- производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности, металлургии.

В связи с этим необходимым является уточнение специализации и кооперирования предприятий промышленных узлов. Ведь за рубежом эффективность прогрессирует за счет специализации и кооперации. Одна фирма делает отливки, другая - турбокомпрессоры, третья - регуляторы и т. д. Таким путем конечные производители получают до 7580% комплектующих, имея возможность концентрировать ресурсы и усилия на участках, определяющих конкурентоспособность продукции и предприятия в целом. В наших же условиях предприятиям в большинстве своем приходится заниматься самокомплектацией [6].

Объединение предприятий одной отраслевой группы - машиностроения - позволяет оптимизи-

ровать процесс поставок комплектующих и запасных частей. Все предприятия работают практически с одними и теми же поставщиками, приобретая схожие типы комплектующих. Это позволяет наладить централизованные закупки сырья (например, металла) и комплектующих, добиваясь от поставщиков более выгодных условий поставки и оплаты, а также создавать единые склады и запасы сырья.

Перспективным направлением представляется организационно-экономическое объединение интересов предприятий сельскохозяйственного машиностроения. На территории Оренбургской области такими предприятиями могут быть: ГУП «Агромаш» - дочернее предприятие ПО «Стрела», ОАО «Оренбургский завод «Радиатор» Оренбургского промышленного узла; ОАО «Соль-Илецккор-ммаш» Соль-Илецкого промышленного узла; ОАО «ОЗТП - Сармат», ОАО «Ормез» Орского промышленного узла; ОАО «Бугурусланский завод «Радиатор» Бугурусланского промышленного узла; ОАО «Бузулукский механический завод» Бузулукского промышленного узла. Предприятия должны объединяться по принципу предметно-технологической специализации с учетом требований сохранения условий конкурентного развития. Для этого производства должны пройти жесткую оценку с точки зрения конкурентоспособности на федеральном и международном рынке. В результате чего каждое предприятие, входящее в объединение, подвергнется реформированию. Реформирование предприятия является всеобъемлющим понятием, охватывающим многочисленные направления хозяйственной деятельности (составные части, варианты) и ее преобразований, а именно: реструктуризацию, реорганизацию (выделение, разделение, присоединение), изменение формы собственности и технологии производства и т. д. (см. рис. 1).

1. Реструктуризация:

- реорганизация (выделение, разделение, присоединение);

- реорганизация системы управления.

2. Изменение формы собственности: изменение состава акционеров, создание ФПГ, холдингов (смешанная, частная, акционерная собственность).

3. Изменение производства:

- увеличение масштабов выпуска;

- диверсификация деятельности;

- модернизация производств;

- внедрение новых технологий (инноваций).

Рисунок 1. Схема объединения предприятий одной отрасли.

Результатом объединения машиностроительных предприятий должно стать производство техники высокого качества, в том числе средств малой механизации, комплектующих изделий и запасных частей для нужд сельхозпредприятий (сборка высокопроизводительных комбайнов и производство сеялок, радиаторов различного типа для сельхозтехники и других видов изделий).

Объединение предприятий даст значительный эффект за счет внутрикорпорационной стратегии экономии на расходах, уменьшения числа рабочих и служащих, ликвидации дублирования различных функций, объединения НИОКР, административно-управленческих, информационных систем компании в едином центре. Совокупные производственные мощности хозяйственных групп перестраиваются таким образом, что способны сокращать издержки на единицу продукции за счет реализации эффекта масштаба. При этом появляются возможности внедрения технологических и управленческих инноваций за счет централизации прибыли предприятий, входящих в объединение. Кроме этого происходит увеличение экономического веса компании и появление в этой связи новых возможностей, как-то:

- возможности получения более выгодных экономических предложений и условий в связи с новыми мощностями, объемом закупок и т. п.;

- возможности давления на рынок и его участников и т. д. (см. рис. 2).

Экономический кризис в стране обострил и усугубил внутренние проблемы топливно-энергетического комплекса. Во всех отраслях ТЭК теперь в два-четыре раза меньше вводится в действие производственных мощностей. Износ основных фондов достиг угрожающих размеров. Достаточно сказать, что 40% оборудования электростанций выработали свой ресурс, почти половина протяженности нефтепроводов и примерно одна треть газопроводов эксплуатируются более 20 лет, иными словами, находятся на пределе.

Сложившаяся ситуация требует срочного принятия комплекса мер по модернизации, техническому перевооружению ТЭК. При этом нужны концептуальность практических действий, предполагающих и централизованную помощь, и развитие непосредственных связей в структуре организации производства и потребления оборудования, а также - соответствующие региональные программы.

Сегодня не существует ни централизованных, ни региональных, ни отраслевых, ни прямых между заказчиками и изготовителями форм инвестирования новых разработок. Бессистемность - вот

что характеризует деловые отношения между за-казчиками-нефтяниками и изготовителями. В связи с этим возрастает в настоящее время роль финансово-промышленных групп, позволяющих объединить в рамках единой структуры все организации цикла: «наука - разработки - инвестиции - производство - сбыт - использование». Необходимость формирования финансово-промышленных групп диктуется существующей инвестиционной и налоговой политикой. Резкий спад капиталовложений на поддержание и развитие производственных мощностей достиг предельного уровня. Отсутствие стабильных источников финансирования в условиях прекращения их централизованного выделения, сведение на нет такого собственного источника инвестирования, как амортизационные фонды, - все это делает практически невозможным развитие инновационных процессов в промышленности и социальной сфере промышленных узлов. Новая система инвестирования промышленности может быть создана именно на основе объединения экономических интересов субъектов хозяйствования в рамках ФПГ [4].

Сегодня в мире накоплен большой опыт создания и развития финансово-промышленных групп, отработано много подходов к их формированию в виде самых разнообразных организационных форм, позволяющих получить дополнительные конкурентные преимущества от соединения промышленного и финансового капиталов. В их рамках происходит объединение промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установления между ними отношений экономической и финансовой взаимозависимости, разделения труда и его координации в целях осуществления совместной хозяйственной деятельности (см. рис. 3) [3].

Формирование региональных финансово-промышленных групп должно активно поддерживаться местными органами исполнительной власти и рассматривается ими, с одной стороны, как способ укрепления позиций регионов в отношениях с центром, а с другой - как средство решения региональных экономических и социальных задач. Формирование ФПГ должно обеспечить структурную перестройку технологически взаимосвязанных предприятий на территории Оренбургской области с учетом приоритетных задач сохранения занятости населения и решения экологических проблем.

Создание финансово-промышленной группы на основе межотраслевого взаимодействия предприятий топливно-энергетического комплекса, металлургии, машиностроения позволит восстано-

Возможные направления достижения эффекта при объединении

Увеличение экономического веса компании:

■ Получение крупных контрактов Повышение кредитоспособности Улучшение условий кредитования Возможности давления на рынок и его участников

Повышение

эффективности

Эффект масштаба Уменьшение числа рабочих Централизация и ликвидация дублирования функций Объединение НИОКР Диверсификация

Более эффективное использование капитала, персонала и информации Внедрение более эффективных методов управления

Рисунок 2. Основные направления достижения эффекта при объединении.

Рисунок 3. Схема функционирования ФПГ.

вить и улучшить существующие в прошлом связи.

В состав ФПГ первоначально должны войти машиностроительные предприятия по производству оборудования для нефтяной и газовой промышленности (ОАО «Машиностроительный завод» Орского промышленного узла, ОАО «Бузулуктяж-маш» Бузулукского промышленного узла, ОАО «Завод бурового оборудования» Оренбургского промышленного узла), банки, проектные институты и непосредственные заказчики этого оборудования.

Цель создания ФПГ - объединение финансово-кредитных и материально-технических ресурсов территории для осуществления приоритетных программ развития предприятий и территории. Главной идеей создания финансово-промышленной группы является производство оборудования, которое по технико-экономическим параметрам конкурентоспособно с зарубежными аналогами и отвечает потребностям отечественного топливно-энергетического комплекса. Привлечение нефтегазовых компаний к разработке и налаживанию серийного производства конкурентоспособного оборудования является главным условием становления нефтегазового машиностроения.

Кроме того, совместная деятельность участников ФПГ, различных хозяйственных объединений будет выступать дополнительным стимулом для взаимодействия и экономического развития для значительного количества предприятий области.

Таким образом, в современных условиях основным направлением повышения уровня региональной интеграции предприятий промышленных узлов является формирование различных интегрированных структур при поддержке местных органов власти, которые должны содействовать развитию внутриобластной кооперации между предприятиями и организациями Оренбургской области.

Список использованной литературы:

1. Андрианов В. Конкурентоспособность региона и методика ее оценки. Ярославль, 1999.

2. Бачурин А. Концепция воспроизводства и улучшения жизни народа // Экономист, №10, 2001, с. 29-34.

3. Горжанкина С.В. Финансово-промышленные группы в России (аналитический обзор) // Менеджмент в России и за рубежом, №°6. 1998, с. 65-75.

4. Данилов Н. Регулирование развития крупных городских промышленных центров: использование новых организационно-хозяйственных форм // Российский экономический журнал, №°3, 2000, с. 44-52.

5. Малышев В. О координации деятельности производителей // Экономист, №°1, 2001, с. 50-56.

6. Семенов С. Кооперация производства - фактор устойчивости // Экономист, №°2, 1997, с. 48-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.