Научная статья на тему 'Механизм восстановления машиностроительного комплекса Украины в условиях логистической интеграции'

Механизм восстановления машиностроительного комплекса Украины в условиях логистической интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ / МЕХАНИЗМ ВОССТАНОВЛЕНИЯ / MACHINE-BUILDING COMPLEX / INDUSTRY / LOGISTICS INTEGRATION / CROSS-SECTORAL INTEGRATION STRUCTURES / THE MECHANISM OF RECOVERY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дикань В. Л.

В статье определено, что ключевым фактором трансформационных процессов мировой экономики является логистическая интеграция, а дальнейшее позиционирование Украины на мировом рынке зависит от сформированного механизма развития экономики страны как единой интегрированной логистической структуры. Исследовано состояние и выявлены проблемы фундамента бюджетообразующих отраслей экономики Украины ее машиностроительного комплекса. Разработан механизм восстановления машиностроительного комплекса Украины, в основе которого заложено формирование региональных межотраслевых интеграционных структур. Такая структура за счет развития интеграционных связей позволит усилить кооперацию машиностроительных предприятий, сформировать высокопродуктивные технологии производства и переработки сырья, углубить специализацию предприятий, повысить технико-технологический уровень национальных промышленных предприятий, оптимизировать транспортные работы, тем самым запустить механизм реанимации промышленного потенциала страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дикань В. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOVERY MECHANISM MACHINE-BUILDING COMPLEX OF UKRAINE IN CONDITIONS LOGISTICAL INTEGRATION

In the article it is determined that a key factor in the transformation processes of the world economy is the logistics integration, and further positioning of Ukraine in the world market depends on the form a mechanism of economic development of the country as a single, integrated logistics structure. The condition and identified problems foundation budget-sectors of Ukrainian economy its engineering complex. The mechanism of recovery machine-building complex of Ukraine, which was founded by the formation of regional interbranch integration structures. Such a structure is due to the development of integration relations will strengthen cooperation engineering enterprises, to form highly productive technologies of production and processing of raw materials, to deepen the specialization of enterprises, improve the technical and technological level of national industrial enterprises, optimize transportation operations, thereby start the mechanism of resuscitation of the industrial potential of the country.

Текст научной работы на тему «Механизм восстановления машиностроительного комплекса Украины в условиях логистической интеграции»

УДК 658.7:621(477)

МЕХАНИЗМ ВОССТАНОВЛЕНИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Дикань В.Л., д.э.н., профессор (УкрГАЖТ)

В статье определено, что ключевым фактором трансформационных процессов мировой экономики является логистическая интеграция, а дальнейшее позиционирование Украины на мировом рынке зависит от сформированного механизма развития экономики страны как единой интегрированной логистической структуры. Исследовано состояние и выявлены проблемы фундамента бюджетообразующих отраслей экономики Украины - ее машиностроительного комплекса. Разработан механизм восстановления машиностроительного комплекса Украины, в основе которого заложено формирование региональных межотраслевых интеграционных структур. Такая структура за счет развития интеграционных связей позволит усилить кооперацию машиностроительных предприятий, сформировать высокопродуктивные технологии производства и переработки сырья, углубить специализацию предприятий, повысить технико-технологический уровень национальных промышленных предприятий, оптимизировать транспортные работы, тем самым запустить механизм реанимации промышленного потенциала страны.

Ключевые слова: машиностроительный комплекс, промышленность, логистическая интеграция, межотраслевые интеграционные структуры, механизм восстановления.

МЕХАН1ЗМ В1ДТВОРЕННЯ МАШИНОБУДВЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСУ УКРАШИ

В УМОВАХ ЛОГ1СТИЧНО1 ШТЕГРАЦП

Дикань В.Л., д.е.н., професор (УкрДАЗТ)

У сmаmmi визначено, що ключовим фактором трансформацтних процеав свтово'1 економки е ii логктична ттеграця, а подальше позицюнування Украти на свтовому ринку залежить вiд сформованого мехатзму розвитку економки крати як едино'1' ттегровано'1' логктично'1' структури. ДоЫджено стан та виявлено проблеми фундаменту бюджетоутворюючих галузей економк Украти - ii машинобудiвного комплексу. Розроблено мехатзм вiдновлення машинобудiвного комплексу Украти, в основi якого закладено формування регюнальних мiжгалузевих ттеграцшних структур. Така структура за рахунок розвитку ттеграцтних зв'язкiв дозволить посилити кооперацт машинобудiвних тдприемств, зформувати високопродуктивт технологи виробництва i переробки сировини, поглибити спе^ал1зацт тдприемств, тдвищити mехнiко-mехнологiчний рiвень нацюнальних промислових тдприемств, опmимiзуваmи транспорты роботи, тим самим запустити мехатзм реанШацп промислового потенщалу крати.

Ключовi слова: машинобудгвний комплекс, промисловгсть, лоястична ттеграцщ мiжгалузевi ттеграцшт структури, мештзм вiдновлення.

RECOVERY MECHANISM MACHINE-BUILDING COMPLEX OF UKRAINE IN CONDITIONS LOGISTICAL INTEGRATION

Dykan V.L., Doctor of Economic Sciences, professor (USA ofRT)

In the article it is determined that a key factor in the transformation processes of the world economy is the logistics integration, and further positioning of Ukraine in the world market depends on the form a mechanism of economic development of the country as a single, integrated logistics structure. The condition and identified problems foundation budget-sectors of Ukrainian economy - its engineering complex. The mechanism of recovery machinebuilding complex of Ukraine, which was founded by the formation ofregional interbranch integration structures. Such a structure is due to the development of integration relations will strengthen cooperation engineering enterprises, to form highly productive technologies of production and processing of raw materials, to deepen the specialization of enterprises, improve the technical and technological level of national industrial enterprises, optimize transportation operations, thereby start the mechanism ofresuscitation of the industrial potential of the country.

Keywords: machine-building complex, industry, logistics integration, cross-sectoral integration structures, the mechanism of recovery.

Постановка проблемы. Современная мировая экономика находится на этапе развития, который сопровождается формированием новых качественных условий хозяйствования, развитием новых отраслей производства, увеличением дифференциации и интеграции отдельных производств, углублением международного разделения труда,

интернационализацией, транснационализацией,

активизацией процессов формирования

многосторонней торговой системы, что обусловило необходимость перехода к постиндустриальному и информационному обществу, усилению зависимости национальной экономики от мирового хозяйства. Эти изменения приводят к усложнению структурных составляющих экономики, включая не просто увеличение количества ее элементов, но и изменение их качественных параметров, а также усложнение условий, систем и механизмов функционирования и развития элементов экономики страны на разных ее уровнях.

Фундаментом таких трансформационных процессов является объединение функций логистики, которое, в свою очередь, создает предпосылки для интеграции структурных составляющих экономики страны (участников логистического процесса) в единую логистическую цепочку, что позволит обеспечить продвижение материальных потоков, оптимизировать процесс производства и реализации продукции в соответствии с требованиями мирового рынка, что способствует формированию глобальной логистической системы.

Сегодня в условиях обострения социально-экономической ситуации в стране, сокращения производства (в первом полугодии 2014 г, на 3%), увеличения уровня безработицы до 10,2% [1, 2], стратегической целью экономического развития Украины должно стать формирование сбалансированной отраслевой структуры экономики за счет: высокоразвитого потребительского сектора на отечественной технологической основе; массового производства конкурентоспособной продукции длительного пользования; повышения роли наукоемких, конкурентоспособных, на

международном рынке, производств и их опережающего увеличения в структуре производства; активизации промышленного потенциала страны.

Анализ последних исследований и выделение нерешенной части общей проблемы. В наше время самым актуальным вопросом остается поиск путей развития экономики Украины. Ведущие экономисты и ученые основное внимание сосредотачивают на восстановлении, потерянного за годы деструктивного управления страной, промышленного потенциала, в том числе, и потенциала машиностроительного комплекса, на обеспечении конкурентоспособности национальных производителей как на внутреннем, так и международном рынках. К ученым, вложившим вклад в возрождение производственной части экономики Украины, следует отнести:

Балабанову Н.В., Гейца В.М., Жалило Я. А., Покрышку Д. С., Киндзерського Ю., Паршину О. А., Савченко С.М., Черномазюк А.Г., Стадник В.В., Шварц 1.В., Безсмертну О.В., Шипко О.С., Якубовского Н.Н. и др..[3-12]. Однако, в условиях развития глобальной логистической системы возникает необходимость формирования действенного механизма восстановления машиностроительного комплекса Украины на основе логистической интеграции, что и обусловило выбор цели статьи.

Изложение основного материала. Первоочередным этапом в восстановлении и дальнейшем развитии экономики Украины является активизация промышленного потенциала страны на основе развития ее машиностроительного комплекса. Поскольку именно машиностроение играет ключевую роль в создании материально-технической базы Украины и является фундаментом

бюджетообразующих отраслей экономики страны.

Машиностроительный комплекс Украины объединяет более 30 отраслей и 50 подотраслей национальной экономики и представлен металлургическим, горно-шахтным, подъемно-транспортным, энергетическим, судо-, авио-, автомобилестроительством, производством машин и механизмов для химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности, сельскохозяйственным, строительно-дорожным

машиностроением, производством станков, инструментов, машин и оборудования для вооруженных сил страны [8]. Выпуская средства производства для разных отраслей экономики Украины, машиностроение обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства, тем самым принимает участие в ускорении внедрения научно-технических достижений. Кроме того, от доли машиностроительной продукции в экспорте зависит и статус страны, ее место в международных интеграционных процессах.

Сегодня для машиностроительного комплекса Украины характерно: деформация его структуры, развитие низко технологического производства с использованием устаревших технологий,

доминирование перерабатывающей промышленности. Это обуславливает сокращение объемов производства (на 20,8% за 9 месяцев 2014 г.) практически по всем позициям продукции машиностроения. Количество убыточных предприятий достигает 43% [13]. Причинами этого является:

во-первых, снижение спроса из-за неплатежеспособности национальных заказчиков, в то время как национальное машиностроение обеспечивает около 65% емкости внутреннего рынка;

во-вторых, большинство машиностроительных предприятий Украины производят продукцию на основе импортных комплектующих, которые приобретаются за валюту, а негативные тенденции на

валютном рынке обуславливают повышение себестоимость производства.

Следует также отметить, что если в 1991 г. доля машиностроения в структуре промышленного комплекса составляла более 30%, в 2008 г. - 13,3%, то в 2013 г. она составила всего 8,7%. И это в то время как в экономически развитых странах удельный вес машиностроения в продукции промышленности находится в границах от 30 до 60%. В Германии этот показатель составляет 53,6%, в Японии - 51,5%, Англии - 39,6%, Китае - 35,4%. Только такой уровень развития машиностроения позволяет обеспечить техническое переоснащение всей промышленности каждые 7-10 лет [8]. Для Украины этот показатель более чем в 3 раза ниже, что является одной из причин технологического отставания национальной промышленности.

Устранение диспропорций в развитии структуры машиностроительного комплекса, рационализации использования ресурсного потенциала машиностроительных предприятий, повышение конкурентных преимуществ

национальных производителей, развитие внутреннего рынка сбыта, наращивание темпов развития подотраслей машиностроения возможно достичь за счет формирования региональных межотраслевых интегрированных логистических структур, которые предполагают консолидацию научно-

производственных, инфраструктурных предприятий, что также позволит создать инновационо-технологическую среду для развития промышленного потенциала страны.

Интегрированные логистические структуры представляют собой объединение участников, которые реализуют движение материального,

информационного и финансового потока в логистической системе или в логистической цепи на основе логистической координации с целью сокращения логистических затрат. Такая логистическая интеграция является формой системообразования в слабоструктурированной среде, которая позволяет систематизировать логистические системы на всех уровнях экономики: микро-, мезо-, макро- [14-16], а также сформировать эффективную систему взаимоотношений самостоятельных предприятий, связанных с инновационным развитием логистического процесса и объединением знаний, которые находятся в основе формирования инновационных потоков.

Логистические системы предполагают интегрирование связей между ресурсной, управленческой, производственной, информационной, инновационной, сервисной и транспортной подсистемами, а также интегрирование взаимосвязей между системой и внешней средой, согласование их экономических интересов. Поэтому на первом этапе формирования механизма восстановления машиностроения типом взаимодействия предприятий отрасли целесообразно выбрать кооперацию. На

следующих этапах восстановления организационными формами интегрированной логистической структуры будут выступать промышленно-финансовые группы, холдинги и концерны.

Таким образом, механизм восстановления машиностроительного комплекса Украины, который позволит запустить процесс наращивания производственных мощностей экономики Украины, направлен на развитие кооперационных и интеграционных связей в несколько этапов (уровней).

Первый этап или уровень механизма восстановления машиностоительного комплекса Украины следует охарактеризовать как «внутриотраслевая логистическая интеграция». Этот уровень предполагает активизацию кооперационных связей предприятий машиностроения, работающих в единой технологической цепи, которые специализируются на производстве узлов, деталей, комплектующих и других изделий, необходимых для конечного продукта. Это позволит постепенно совершенствовать технологический процесс производства комплектующих, создания конечного продукта, оптимизировать материальные потоки, в частности, усовершенствовать взаимосвязи между предприятиями и поставщиками, потребителями промежуточной продукции, минимизировать время производства конечного продукта, развить транспортные связи, снизить логистические затраты.

Инструментами и рычагами развития таких связей является поддержка государства в направлении развития внешнеторговых отношений со странами СНГ, что позволит улучшить условия кооперации в машиностроении, снизить издержки совместных производств высокотехнологических товаров. Реализация программ по вовлечению транспортной системы в международную за счет развития международных транспортных коридоров, строительства высокоскоростных магистралей, позволит сократить затраты времени на поставку товара, снизить транспортные расходы.

Государству на первом этапе восстановления машиностроения целесообразно выделить предприятия, кооперация которых является приоритетной и соответственно внедрить для них систему экономического стимулирования. Экономическое стимулирование может проявляться в виде разработки мероприятий по привлечению инвесторов, различного рода налоговых льгот, установления фиксировано-низких кредитных ставок на финансовом рынке.

Основной задачей этого этапа восстановления является наращивание кооперационных связей, которые позволят не только запустить предприятия машиностроения, но и откроют доступ к высокотехнологичным комплектующим.

Переход на второй этап («межотраслевая логистическая интеграция») восстановления машиностроения должен сопровождаться воссоединением таких обособленных звеньев научно-

исследовательского и производственно-

коммерческого циклов, как исследование и разработка, производство, маркетинг и сбыт. В качестве новых региональных интегрированных структур машиностроения предлагается создание Территориально-промышленных кластеров, что в свою очередь, будет способствовать внедрению конструкторско-технологических идей в

промышленное производство, обусловливая повышение инновационной активности

отечественных машиностроительных предприятий и развитие высокотехнологичного производства в Украине.

Под Территориально-промышленным

кластером следует понимать инновационно-активный комплекс, сформированный на основе объединения предприятий машиностроения, Промышленно-логистического центра, деятельность которых будет направлена на создание конкурентоспособной продукции, развитие взаимосвязей, обмен информации и формирование каналов сбыта продукции.

Ядро таких кластеров составляет Промышленно-логистический центр, основной задачей которого является разработка инновационной продукции за счет консолидации организационных, информационных, технологических и инновационных возможностей научно-производственных предприятий и интеллектуального потенциала конструкторского и технического бюро, которые формируют инновационную продукцию на основе комплектующих ведущих предприятий мира [17].

Формирование взаимосвязей и

взаимоотношений между элементами

Территориально-промышленных кластеров должно основываться на логистических принципах, которые направлены на оптимизацию движения материальных, информационных, финансовых потоков путем обеспечения эффективного управления развитием машиностроительных предприятий, транспортно-распределительных комплексов, Промышленно-логистических центров.

Важное место в активизации механизма восстановления машиностроительного комплекса Украины играет обеспечение доступа к новейшим технологиям производства, качественным комплектующим, материалам и, соответственно, возможность быстрой поставки отечественной продукции на международный рынок с минимальными транспортными затратами. Этого возможно достичь за счет реализации инфраструктурных проектов, направленных на развитие международных транспортных коридоров, участия Украины в формировании Евроазиатских высокоскоростных магистралей, глобальной транспортно-логистической системы.

Создание Территориально-промышленных кластеров требует пересмотра промышленной политики государства, определения приоритетных

направлений развития промышленного потенциала Украины, ее индустриализации, перехода к политике экономических стимулов в сфере формирования межотраслевых интеграционных структур.

Государству необходимо пересмотреть внешнеэкономическую, таможенную политику, что позволит создать условия для развития экспортно-импортных отношений с предприятиями-партнерами при минимизации ввозных, вывозных пошлин, что способствует сокращению себестоимость продукции.

В качестве экономического инструмента восстановления машиностроения следует

рассматривать финансовую политику государства. Установление фиксировано-низких кредитных ставок на финансовом рынке позволит обеспечить предприятия машиностроения финансовыми ресурсами.

В контексте обеспечения интегрированных предприятий машиностроения финансовыми ресурсами также необходимо использовать налоговые и кредитные преференции (в т.ч. инвестиционный налоговый кредит, инвестиционную налоговую премию, налоговые каникулы), которые следует рассматривать как инвестиционные льготы.

Создание продукции совместного

производства, усовершенствование законодательной базы в аспекте налогообложения, формирование благоприятного инвестиционного климата позволит привлечь иностранного инвестора.

Следует отметить, что развитие интеграционных связей на втором уровне механизма восстановления машиностроения Украины позволит активизировать производственный потенциал национальных машиностроительных предприятий, перейти на производство высокотехнологичной, конкурентоспособной на международном рынке продукции. Поскольку машиностроение играет ключевую роль в создании материально-технической базы для всех предприятий страны, важное место в развитии экономики Украины занимает развитие логистических связей Территориально-

промышленных кластеров с промышленных предприятий смежных отраслей. Такие связи позволят сформировать систему сбыта продукции машиностроения на внутреннем рынке, с одной стороны, и открыть доступ к новой инновационной продукции машиностроения для отечественных предприятий с точки зрения их технического обновления, повышения их технического уклада, с другой стороны.

Модернизация, техническое обновление, внедрение инновационных технологий позволит обеспечить конкурентоспособность национальных предприятий, активировать промышленный потенциал Украины.

Механизм восстановления

машиностроительного комплекса Украины в условиях логистической интеграции можно представить в виде рис.

Оценка потенциала машиностроительного комплекса Украины

Аналитические методы | Статистичексие методы | Экспертный методы | Бальные методы | Факторный анализ | Рейтинговый сравнительный анализ Экономико-математическое моделирование Графический метод

Стратегические цели и задания

Формирование сбалансированной отраслевой структуры экономики за _счет высокоразвитого потребительского сектора_

устранение диспропорций в развитии структуры машиностроительного комплекса

повышение конкурентных преимуществ _национальных производителей_

развитие инновационного производства

рационализация использования ресурсного потенциала машиностроительных предприятий

наращивание темпов развития поОотраслеи машиностроения

развитие внутреннего рынка сбыта

I этап Внутриотраслевая логистическая интеграция:

кооперация предприятий одной технологической цепи

Предприятия по производству металических изделий, заготовок

Предприятия по производству промежуточного продукта (например, двигателей)

Предприятия по производству конечного продукта (например, транспортного машиностроения)

II этап Межотраслевая логистическая интеграция:

формирование региональных интегрированных логистических структур — Территориально-промышленных кластеров

Глобальное информационное пространство

Предприятия металлургическог о комплекса

Предприятия энергетического комплекса

I 1Й

Предприятия транспортного машиностроения

1редприяти: приборостроения

.....1........=........=......1........=........Ш

Предприятия прои зво дс тв а горно-шахтного оборудования

ромышленио-логистическии центр

Другие предприяти: машиностроительного комплекс,

Информационный бюро

Сбор и обработка информации о технико-технологических разработках ведущих зарубежных предприятий

Конструкторские бюро

азработка новейших конструкторских решений в отрасли промышленного производства Щ транспортного машиностроения, подготовка конструкторской документации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Техническое бюро

определение производственных возможностей промышленных предприятий, разработка новейших технических решений, подготовка технической документации

Транспортно-аспределительные комплексы

Сбор, хранение, юпределение продукции промышленного центра

К

Отдел маркетинга ^

Мониторинг потребностей и требований ринка, реализация продукции

^Финансовые учреждения

Обеспечение движения денежных потоков внутри ПЛЦ

Транспортно-логистическая система

Высокоскоростная магистраль «Евразия», международные транспортные коридоры |

Глобальный рынок товаров и услуг

Инструментарий

Государственное управление

развитие внешнеторговых отношении

пересмотр промышленной политики государства_

определение приоритетных направлений развития промышленного потенциала Украины

финансовая политика

Экономическое стимулирование

налоговые льготы

налоговые и кредитные преференции (в т.ч. инвестиционный налоговый кредит, инвестиционная налоговая премия, налоговые каникулы)

установление фиксировано-низких кредитных ставок на финансовом рынке

экономическое стимулирование в сфере формирования межотраслевых интеграционных структур

Организационные инструменты

реализация инфраструктурных проектов, программ по вовлечению национальной транспортной системы к международной_

разработка мероприятий по привлечению инвесторов

Оценка результата

Рис. Механизм восстановления машиностроительного комплекса Украины в условиях логистической

интеграции

Вывод. Таким образом, в условиях активного развития глобальной логистики интеграционное формирование механизма восстановления машиностроительного комплекса Украины необходимо осуществлять за счет развития международных связей, что позволит расширить кооперацию машиностроительных предприятий, сформировать высокопродуктивные технологии производства и переработки сырья, углубить специализацию предприятий, повысить уровень технико-технологической базы национальных промышленных предприятий.

Создание Территориально-промышленного кластера, функционирующего на принципах кооперации и оптимального взаимодействия, создания инновационной продукции, маркетинга и транспортной логистики обеспечит не только восстановление промышленного потенциала машиностроительного комплекса Украины, производство конкурентоспособной высокотехнологической продукции машиностроения, предназначенной для международного рынка, технологическое обновление отечественных предприятий промышленности, но и активизирует процесс экономического развития Украины в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Обновленный госбюджет Украины основан на прогнозе падения ВВП в 2014 г. на 6% при инфляции 19,5% [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://interfax.com.ua/news/ - Название с экрана.

2. Валовой внешний долг Украины в I полугодии 2014 г. сократился на 3,7% - до 136,8 млрд долл., - НБУ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rbcua.com/rus/valovoy-vneshniy-dolg-ukrainy-v-i-polugodii-2014-g-sokratilsy - Название с экрана.

3. Балабанова Н.В. Конкуренто-спроможнють продукцп машинобудiвельного комплексу Украни / Н.В. Балабанова // Вюник марiупольського державного ушверситету. Сер1я: Економша. - 2013. - Вип.5. - С 21-27

4. Економша Украни: стратегия i полггика довгострокового розвитку / за ред. В.М. Гееця. - К.: 1н-т екон. прогнозув.; Фенiкс, 2003. - 1008 с.

5. Жалило Я.А. Структурные трансформации промышленности Украины в период финансово-экономического кризиса / Я. А. Жалило, Д. С. Покрышка // Вюн. 1нст-ту екон. i прогн-ня. -

2010. - С. 29-33.

6.Кщдзерський Ю. Проблеми розвитку промисловосп та розбудови ефективно! промислово! полггаки в Укра'ш / Ю. К1ндзерський // Економют. -2012. -№8 - С. 15-22.

7. Паршина О.А. Управлшня конкуренто-спроможнютю машинобудавно! продукци: монограф1я / О.А.Паршина. - Дншропетровськ: Нац1ональний прничий ушверситет, 2008. - 280 с.

8. Савченко С.М. Конкурентоспроможшсть укранського машинобудавельного комплексу на зовшшшх та внутршшх ринках [Електронний ресурс] /С.М. Савченко - Режим доступу: -http://jml.nau.edu.ua/index.php/PPEl/article/view/288/27 7

9. Черномазюк А.Г. Сучасш тенденцц розвитку вiтчизняного машинобудування та його ресурсш детермiнанти / А.Г. Черномазюк, В.В. Стадник // Вiсник Заш^зького нацiонального унiверсигету. - 2010. - №2(6). - С. 91-99

10. Шварц 1.В. Логютична штегращя як елемент антикризового управлiння машинобудiвними щдприемствами / 1.В. Шварц, О.В. Безсмертна // Економiчний простiр. - 2011. - № 47. - С. 305 -312.

11. Шипко О.С. Конкурентоспроможшсть Украни в умовах глобатзацп'./ О.С. Шипко- К.: 1н-т. екон. та прогнозув. НАН Украни, 2009. - 326с.

12. Якубовский Н.Н. Внутренний рынок как зеркало проблем украинской промышленности / Н.Н. Якубовский // Экономика Украины - 2012. - №8. -С. 4-15.

13. Официальный сайт государственного комитета статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ukrstat.gov.ua. - Название с экрана.

14. Поплавська Ж.В. Переваги та критери штеграцп функцш лопстики / Ж.В. Поплавська, А.С. Полянська // Вюн. Нац. ун-ту "Львiв. полггехтка". - 2010. - № 690. - С. 120-127.

15. Васильщв Н.М. Передумови та тенденцй' розвитку глобально! лопстики / Н.М. Васильщв // Вюн. Нац. ун-ту "Львiв. полпехнша". - 2010. -№669. - С. 267-274.

16. Андрушко А.М. Внутршня логютична iнтеграцiя [Електронний ресурс]. / А.М. Андрушко -Режим доступу: http://www. nbuv.gov.ua/

17. Дикань В.Л. Перспективы развития экономики Украины в условиях международных транспортных коридоров и в системе мировой глобализации экономики / В.Л. Дикань // Вюник економши транспорту i промисловостi . - 2013. -№42. - С.144-149

Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Токмакова И.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.