УДК 330 (075.8)
Лапаев С.П.
Оренбургский государственный университет E-mail: nek@mail.osu.ru
ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Важную роль в организации импортозамещающих производств играет промышленный комплекс региона, который представляет собой совокупность предприятий промышленности, расположенных на одной территории и тесно взаимодействующих между собой. Основой стратегии развития промышленного комплекса региона являются национальные технологические приоритеты. В условиях импортозамещения определение приоритетов развития промышленности должно определяться необходимостью производства той продукции в России, которая раньше поступала из-за границы. Для развития импортозамещающего производства необходимо наладить работу с предпринимательским сообществом, обеспечить набор стимулов, предусмотреть оказание финансовой помощи таким предприятиям и снять различные административные барьеры. Кроме того, необходимо провести анализ рынка импортируемой продукции в каждой отрасли экономики с целью налаживания производства продукции в регионе. Здесь могла бы сыграть активную роль «Корпорация развития Оренбургской области». Важно также создать в регионе институты которые способствовали бы организации импортозамещающих производств, например, организация регионального центра поддержки импортозамещения (РЦПИ), в котором будет создана база данных поставщиков и заказчиков. Эти подразделения будут оказывать помощь поставщикам отечественной продукции искать выгодные заказы, разрабатывать бизнес-планы, проводить технологическую и финансово-экономическую экспертизы, организовывать финансирование. Важным направлением повышения конкурентоспособности регионального промышленного комплекса является углубление промышленной и торговой специализации, внедрение инноваций и формирование региональной инновационной системы.
Следующее важнейшее направление развития промышленного комплекса - кластеризация промышленности. В Оренбургской области развиваются нефтегазохимический, машиностроительный, металлургический, пищевой кластеры. В регионе эффективно действует «Корпорация развития Оренбургской области», деятельность которой направлена на реализацию приоритетных проектов на основе механизмов государственно-частного партнерства.
Ключевые слова: импортозамещение, промышленный комплекс, интеграция предприятий, национальный центр поддержки импортозамещения, развитие кластеров промышленности Оренбургской области.
В период перехода к рыночным отношениям в Оренбургской области в отраслевой структуре промышленности увеличилась доля добычи нефти и газа, производства электроэнергии, металла и металлообработки (более 60%). В современных условиях, когда западные страны применяют санкции против российской экономики, необходимы глубокие эффективные преобразования в реальном секторе экономики, прежде всего в промышленности. Промышленный комплекс играет особо важную роль в экономике региона. В нем создается материальная основа для инновационных и инвестиционных процессов. От уровня развития промышленного комплекса зависят темпы научно-технического прогресса и экономического роста.
Различные теоретические аспекты развития промышленных комплексов нашли отражение в работах А.Н. Авдулова, с.Я. Бабаскина, А.Г. Гранберга, А.М. Кулькина, А. Шахназарова и др. В трудах западных экономистов, таких как Дж. Бернал, Ф. Бродель, П. Самуэльсон,
Дж. Стиглиц, Э. Тоффлер, А. Хоскинг, Й. Шум-петер и др. исследованы вопросы совершенствования методов и механизмов стимулирования развития инноваций в различных сферах экономики. Промышленный комплекс представляет собой совокупность предприятий промышленности, которые расположены на одной территории и тесно взаимодействуют между собой. Промышленный комплекс региона ограничивается пространством региона. Можно выделить следующие факторы, влияющие на развитие промышленного комплекса:
- научно-технический прогресс;
- экономическая политика государства;
- обеспеченность ресурсами;
- исторически сложившаяся специализация;
- отраслевая структура капиталовложений.
Основой стратегии развития промышленного комплекса региона являются национальные технологические приоритеты. В условиях импортозамещения определение приоритетов развития промышленности должно определять-
ся необходимостью производства той продукции в России, которая раньше поступала из-за границы. При организации импортозамещающих производств необходимо руководствоваться следующими критериями:
- производить продукцию высокого технологического уровня (относящейся к пятому или шестому технологическому укладу);
- продукция должна соответствовать перспективным технологическим потребностям России;
- формировать отечественный фундаментальный научный, изобретательский задел;
- продукция должна иметь высокий уровень социально-экономической эффективности.
Импортозависимые отрасли промышленности представлены в табл.1.
Важно подчеркнуть, что стратегия импор-тозамещения реализуется во многих отраслях нашей страны уже 25 лет. Например, доля импортных составляющих в некоторых отраслях оборонной промышленности составляет 7-12%, в большинстве секторов ОПК эта проблема уже решена. То же самое можно сказать о некоторых отраслях химической промышленности. Наша страна в значительной степени самообеспечена в области птицеводства и пивоварения и в других подотраслях сельского хозяйства. В России организовано много видов конечной сборки (например, в автомобилестроении), но многие узлы и агрегаты, в основном, импортные. В производстве некоторых товаров (бытовая техника, одежда, мебель) доля импорта достигает 60-70%. В условиях санкций, если речь идет о товарах первой необходимости, то следует поторопиться с развертыванием производства таких товаров. Перспективным можно считать
станкостроение, приборостроение, производство сплавов. Больший потенциал заложен в отрасли строительных материалов - от шурупов и мебельной фурнитуры до лаков, красок, инструментов. Задача государственных органов -создать условия для предприятий, опираться на бизнес - инициативу, помогать предприятиям, которые хотят расти и производить импортозамещающую продукцию.
Для развития импортозамещающего производства необходимо наладить системную работу с предпринимательским сообществом, обеспечить набор стимулов, предусмотреть оказание финансовой помощи таким предприятиям и снять различные административные барьеры. Для налаживания системы импортозамещения необходимо провести анализ рынка импортируемой продукции в каждой отрасли экономики с целью налаживания производства продукции в регионе. С предприятиями-импортерами необходимо обсудить вопрос: готовы ли они закупать отечественную продукцию примерно такого же качества и по более низкой цене. Если импортеры согласны на закупку российских аналогов, то с ними подписывается протокол о намерениях. В нем подтверждается потенциальный спрос на соответствующую отечественную продукцию после налаживания ее производства в регионе. Для совместного финансирования импортозамещающих проектов можно привлекать средства предприятий - производителей, импортеров, банков, а также иностранных производителей соответствующих товаров. Это даст им возможность хотя бы частично избежать убытков в случае полной потери российского рынка. Здесь могла бы сыграть активную роль «Региональная корпорация развития».
Таблица 1. Импортозависимые отрасли российской промышленности [4]
Отрасль Доля импорта в потреблении продукции в целом по отрасли с учетом полных затрат,%
Легкая промышленность 82
Машины и оборудование 27
Химия и нефтехимия 21
Пищевая промышленность 20
Производство стройматериалов 18
Производство сельхозпродукции 12
Мы согласны с выводами Ж.А. Ермаковой, которая считает, что научно-техническое развитие промышленности Оренбургской области может осуществляться в виде формирования технологических цепей на основе внутри- и межотраслевой интеграции предприятий с использованием производственной кооперации. При этом технологические цепочки могут формироваться среди предприятий следующих отраслей: металлургия - машиностроение - энергетика; коксохимия - ТЭК - газохимия; ТЭК - машиностроение; агропромышленный комплекс - машиностроение - электроэнергетика [2]. Важно также создать институты, которые бы способствовали организации импортозамещающих производств.
Ассоциация «Деловая Россия» предложила создать специализированный департамент в рамках Минпромторга или Минэкономразвития, который бы занимался консультационной и организационной деятельностью, охватывающей всю российскую экономику, в том числе импор-тозамещение. В Министерстве экономического развития и торговли своевременно было бы организовать отдел по содействию импортоза-мещению. Работники этого отдела должны проводить работу с директорами и собственниками предприятий, обсуждать проблемы импортоза-мещения, готовить предложения по преодолению выявленных проблем на управленческом и законодательном уровнях. Бизнес-сообщество сможет активно взаимодействовать с региональными властями и преодолевать с их помощью различные трудности, возникающие в реализации импортозамещающих проектов [1].
В законе «О промышленной политике в Российской Федерации» один раздел посвящен реализации государственной информационной системы промышленности (Национальный центр поддержки импортозамещения - НЦПИ). На Центр возлагается решение еще одной проблемы в области содействия импортозамеще-нию. Дело в том, что многие отечественные предприятия - поставщики продукции не зная всех потенциальных заказчиков. Заказчики сотрудничают с привычными (часто зарубежными) поставщиками продукции, не зная об альтернативе. Предлагается в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности описывать деятельность не при помощи
только одного кода, а всесторонне, чтобы потенциальные заказчики могли легко увидеть спектр возможностей предприятия. В каждом регионе предлагается создать отдельный информационный центр поддержки импортозамещения. В нем будет создана база данных поставщиков и заказчиков. Возможно, эти подразделения будут оказывать помощь поставщикам отечественной продукции искать выгодные заказы, разрабатывать бизнес - планы, проводить технологическую и финансово-экономическую экспертизы, организовывать финансирование.
Структура НЦПИ представлена на рис. 1.
Если предприятие желает расширить круг своих заказчиков и наиболее полно представить предприятие на рынке, оно должно направить в Национальный центр поддержки импорто-замещения информацию о текущем производстве товаров, имеющихся потенциальных производственных мощностях; об используемых технологиях; о возможности участии в тех или иных тендерах.
Если предприятие нуждается в продукции или услугах, то необходимо сообщить, какие товары ему необходимы, почему не устраивает тот или иной товар, который оно сейчас закупает, в какие импортных цепочках оно задействовано и на каких условиях могло бы перейти на потребление российских аналогов продукции. В ближайшие годы государственную информационную систему планируется превратить в электронный портал. Тогда достаточно будет заполнить формуляр на сайте и предприятие будет автоматически отнесено к соответствующей категории. Но на госзаказы смогут претендовать только те предприятия, данные о которых будут в базах нЦпИ [з].
Нами предлагается создание регионального центра поддержки импортозамещения при «Региональной корпорации развития». Создание вертикально интегрированной торговой сети позволит многим российским производителям, включая производителей сельскохозяйственной продукции, войти в крупные торговые сети. Для этого российским производителям необходимо объединиться по принципу вертикальной интеграции. Эта цепочка включала бы производство, переработку, упаковку и реализацию продукции. Главной задачей этой агрологистической цепочки было бы не получение максимальной при-
были на финальной торговой фазе при продаже товара по завышенным ценам, а равномерное распределение дохода по всей цепочке. В таком случае компании - участники цепочки смогли бы сами решать, на какой стадии производства можно и нужно оптимизировать прибыль. Такую вертикально интегрированную цепочку необходимо создать в Оренбургской области, в которую нужно интегрировать и мелких товаропроизводителей (фермерские и личные подсобные хозяйства). Тогда их продукция будет попадать на прилавки магазинов. На фазе торговли можно будет снизить цены, так как прибыль можно будет получить в другом звене этой цепочки. Тогда эта вертикально интегрированная корпорация сможет выиграть конкуренцию у монопольных торговых сетей благодаря низким ценам и качеству отечественной продукции. Конечно, при создании такой структуры в Оренбургской области необходимо решить вопрос о формах ее финансовой поддержки. Возможно, это будет субсидирование процентной ставки за кредит, обеспечение государственных гарантий по кредитам или создание регионального фонда развития промышленности и др. Это вопросы важно решить в ближайшее время, тем более что Правительство РФ выделяет для поддерж-
ки сельского хозяйства в 2015 г. 10 млрд. руб., 5 млрд. руб. - на кредитные субсидии предприятиям.
В мировой экономике сложилась определенная специализация стран. Россия также имеет высокую специализацию исследований и разработок. Около 70% инновационно-активных предприятий сосредоточены в машиностроении (37%), пищевой (18%) и химической промышленности (13%). Самый большой объем исследований и разработок проводится крупными предприятиями, более половины инновационно-активных предприятий имеют численность более 1 тыс. человек.
Обычно доля крупных и средних (свыше 200 работающих) инновационно-активных предприятий превышает 80% от их общего числа. 10% конечной продукции, производимой в промышленности России, соответствует мировым стандартам.
В экономике Российской Федерации высокотехнологичный комплекс оказывает существенное влияние на социально-экономическое положение страны и во многом определяет общий промышленно-технологический уровень и конкурентоспособность отечественной продукции. Доля высокотехнологичного комплекса в
Рисунок 1. Структура национального центра поддержки импортозамещения
производстве наукоемкой и высокотехнологичной продукции как военного, так и гражданского назначения составляет от 70% до 100%.
Но все-таки наша страна импортирует достаточно большой объем зарубежных технологий, поэтому необходимо изменить стратегию технологического развития России. Важно использовать технологические достижения развитых стран, и стремиться к максимально широкой кооперации и участию в международном разделении труда. Хотя в настоящее время в условиях санкций это сделать нелегко, т. к. существует запрет на поставку нашей стране технологий, особенно двойного назначения. На заседании Госсовета Президент РФ В.В. Путин отметил: «Введенные в отношении нас ограничения - отказ от базовых принципов ВТО, нарушается принцип равенства условий доступа к рынкам товаров и услуг, игнорируется принцип свободной конкуренции, делается это политизировано.. .За 1,5-2 года надо сделать рывок в повышении конкурентоспособности реального сектора. Сделать то, на что раньше может быть потребовались годы » [4].
Условием конкурентоспособности и устойчивости России на мировом рынке является углубление промышленной и торговой специализации. Значительное расширение направлений экономического развития и невозможность достичь высоких позиций на мировом рынке по всем товарным позициям определяет необходимость выбора каждой страной своей ниши в сочетании с жесткой установкой на достижение высоких конкурентных позиций. Это предполагает селекцию промышленных видов экономической деятельности, появление новых производств, позволяющих определить направление концентрации интеллектуального потенциала региона.
Региональной специализацией объясняется ускорение в несколько раз процесса технологической диффузии между предприятиями, производящими одинаковую продукцию, чем в условиях диверсифицированного регионального производства. Региональная специализация предполагает наличие соответствующего направления образовательных услуг в регионе, многие предприятия специализируются на производстве материалов и оборудовании в рамках региональной специализации, накапливается
опыт управления производством в рамках этой специализации и внедрения товаров на рынок. Все это сокращает издержки на освоение новых технологий предприятиями региона.
Важной причиной усиления роли регионального инновационного развития является то, что инновационная экономика предполагает процессы «изучать действуя» и «изучать взаимодействуя». Успех инновационной деятельности зависит от того, насколько новые знания формируются в связи с характером задач при реализации планов социально-экономического развития региона и насколько тесно взаимодействуют местные элиты (ученые, предприниматели, региональные власти).
Оренбургская область по структуре экономики является индустриально-аграрной с достаточно высокой концентрацией промышленности и развитым сельским хозяйством. В 2013 г. прирост ВРП составил 2, 2% по сравнению с 2012 г., объем ВРП 709523,7 млн. руб. получен за счет динамичного развития добычи полезных ископаемых, металлургии и обрабатывающих производств. За годы реформ проявилась тенденция изменения структуры экономики области в пользу машиностроения и металлообработки, легкой и пищевой промышленности.
Промышленную деятельность на территории области осуществляют более 2000 предприятий, в т.ч. около 250 средних и крупных. Большая часть предприятий находится в частной собственности. В Оренбургской области производится более 40% доменных и сталеплавильного оборудования, 38% технологического оборудования для цветной металлургии.
Значительная часть продукции, созданной в промышленности региона, направляется на экспорт. На долю региона приходится: 3,35% добычи природного газа; 100% производства гелия; 3,7% добычи нефти; 15% добычи меди; 17% добычи цинка; 6% добычи золота.
Машиностроительный комплекс насчитывает более 70 предприятий электротехнического, сельскохозяйственного и тяжелого машиностроения, предприятия нефтепереработки ежегодно изготавливают более 4 млн.т. нефтепродуктов, ОАО «Уральская сталь» производит 6% общероссийского объема черных металлов, высококачественных марок чугуна, стали и проката, крупнейший в Европе Оренбургский
газохимический комплекс ежегодно добывает около 20 млрд. куб. природного газа, производит 1 млн. т газовой серы, добыча сырой нефти составляет 17 млн. т.
В регионе развиты следующие промышленные отрасли экономики: химическая и нефтехимическая промышленность, газопереработка, цветная и черная металлообработка, легкая и пищевая промышленность, деревообрабатывающее и мебельное производство, производство стройматериалов, гидро- и теплоэнергетика, производство цемента и асбеста, соляная промышленность.
Лидерами промышленности Оренбуржья являются: ООО «Газпром добыча Оренбург»; ОАО НК «Роснефть»; ОАО «Стрела»; ОАО «Уральская сталь»; ОАО «Гайский ГОК»; ОАО «Завод бурового оборудования».
В настоящее время через Оренбургскую область строится международная трасса «Западный Китай - Европа», протяженность оренбургского участка - 200 км. При строительстве этой трассы и дорог в Оренбургской области внедряются новые технологии в дорожном строительстве: щебеночно-мастичные смеси и фиброасфальто - бетон.
Региональными приоритетами являются развитие металлургии в виде расширения ассортимента продукции и улучшения качества производимых марок стали и машиностроения в виде модернизации производства и выхода на мировой рынок, а также нефтегазодобычи в виде углубленной переработки добываемого сырья. Предусматривается развитие АПК за счет производства качественных продуктов питания и выхода на мировые рынки, строительства, биотехнологий, биоматериалов с акцентом на медицину, фармацевтику, внедрение энергосберегающих технологий в сфере ЖКХ и в других отраслях, а также альтернативных источников энергии, разработка и внедрение нанотехноло-гий, развитие туризма в виде создания крупных туристических комплексов. Особое внимание уделяется машиностроительному, нефтегазохи-мическому, строительному и др. кластерам.
В машиностроительном кластере ядро составляет предприятия: МК «Ормето-ЮУМЗ; Орский завод строительных машин; Орский машиностроительный завод.
Целью кластера является формирование инновационной промышленной системы, реализа-
ция инвестиционных программ по направлениям: металлопрокат, станкостроение, промышленный инжиниринг, инструментальное производство, производство сельскохозяйственной техники, вагоностроение, производство промышленного оборудования (сталеплавильного, литейного, кузнечно-прессового, металлургического).
В нефтегазохимическом кластере ядром являются: ОАО «Роснефть»; ОАО «Газпром-нефть»; ООО «Газпром добыча Оренбург».
Цель кластера - развитие новых производств и научной инфраструктуры, внедрение инноваций, переход к более глубокой переработке нефти, расширение рынка газомоторного топлива и газовых автозаправок.
В Оренбургской области эффективно действует «Корпорация развития Оренбургской области», деятельность которой направлена на реализацию приоритетных проектов на основе механизмов государственно - частного партнерства. Она является единым государственным оператором по развитию индустриальных кластеров.
В настоящее время корпорацией реализуются следующие проекты:
- «Строительство печной линии по переработке отходов горного и металлургического производства с целью получения строительных материалов». Объем производств цемента при полном освоении проектных мощностей составит 2,6 млн. т цемента в год, (ООО «ЮжноУральская горно-перерабатывающая компания» г. Новотроицк).
- «Строительство электрофильтров вращающихся печей №1 и №2». Реализация проекта позволит снизить негативные воздействия выбросов в атмосферу, уменьшить их количество, улучшить экологическую ситуацию в регионе, (ОАО «Новотроицкий цементный завод»).
- «Изготовление новых грузовых вагонов разных типов в объеме 4800 вагонов в год, будут выпускаться образцы вагонов и думпкары грузоподъемностью 105 и 66 т, («Орский вагонный завод»).
- «Строительство комплекса по глубокой переработке высокопротеиновых масличных культур в городе Сорочинск Оренбургской области. Он рассчитан на выпуск до 160 тыс. т растительного масла, (ООО «Сорочинский мас-лоэкстракционный завод»).
- «Системы автоматического газопорошкового пожаротушения на базе модуля ВКопе». Они не имеют аналогов в мире и подавляют очаг возгорания в момент его возникновения, (ОАО «Механический завод» г. Орск).
- «Строительство завода по производству почвообрабатывающего, посевного и опрыскивающего оборудования». Выпуск 15 моделей почвообрабатывающего, посевного и опрыскивающего оборудования, изготовление комплектующих будет размещено на машиностроительных и металлообрабатывающих предприятиях г. Оренбурга, ООО «Джон Дир Русь» [15].
В области осуществляется государственная поддержка инвестиционных проектов, разработана нормативно-правовая база, предоставляются льготы инвесторам по налогообложению,
аренде, кредитам, и государственные гарантии, выделяются гранты ученым на научно-инновационную деятельность при реализации инвестиционных проектов.
Таким образом, приоритетами развития промышленного комплекса региона в условиях импортозамещения являются повышение научно-технического уровня промышленности с использованием инноваций в виде формирования технологических цепей на основе внутри- и межотраслевой интеграции, производства импортозамещающих товаров, формирования институциональных структур для поддержки импортозамещения, углубление промышленной и торговой специализации, а также образование промышленных кластеров.
03.08.2015
Работа выполнена при финансовой поддержке Правительства Оренбургской области,
областной грант №26.
Список литературы:
1. Данилов - Данильян А. Импортозамещание в России - 2015: чем обернется кризисная политика для компаний [Электронный ресурс] / 2015 - Режим доступа: www/oleloros.ru.- 28.09.15.
2. Ермакова, Ж. А. Газохимический кластер Оренбургской области: перспективы и проблемы организации и функционирования / Ермакова Ж. А. // Вестник Оренбургского государственного университета , 2013. - №8 (157) . - с. 96-101.
3. Закон РФ «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31 декабря 2014 г. №488 -ФЗ
4. Импортозамещение: хотеть недостаточно [Электронный ресурс] // Российская газета // экономика и жизнь, 2015. URL: http:// www/eg-online.ru / article /261445 / .- 28.09.15
5. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. - М: ИНФРА - М. - 2013. - 624 с.
6. Лапаев С.П. Регион как основное звено формирования инновационной экономики: монография / О.В. Буреш, с.П. Лапаев; Мин. обр. и науки Рос. Федерации, Оренбургский гос. ун-т. - Москва: Экономика, 2012. 237 с.
7. Лапаев С.П. Методологические основы инновационного развития региона: монография / с.П. Лапаев. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. 272 с.
8. Лапаев С.П. Управление формированием региональной инновационной системы: монография / с. П. Лапаев // Оренбург: Университет, 2014. - 474 с.
9. Лапаев С.П. Отраслевая специфика инновационного развития Оренбургской области / с.П. Лапаев // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2011. №5(124). с. 53 - 58.
10. Лапаев С.П. Формирование инновационного образования в регионе / М.Г. Лапаева, с.П. Лапаев // Экономические науки. 2012. №1 (86). - с. 89 - 92.
11. Лапаев С.П. Регион как пространственная социально-экономическая система государства / М.Г. Лапаева, с.П. Лапаев // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2012. №8(144). с. 133-143.
12. Морковкин Д.Е. Инновационные аспекты развития промышленного комплекса региона (на примере Санкт-Петербурга) / Д.Е. Морковкин // Экономика и право, 2011.- №1.
13. Стратегия развития экономики России до 2020 года на федеральном и региональном уровнях: монография / Под общ. ред. д.э.н., проф. Цыпина И.С. - Москва: ВГНА Минфин России, 2011. - 481 с.
14. Россия в цифрах. 2013: крат. стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). - М., 2014.
15. Оренбургская область. Стат. сборник. Оренбург, 2014.
Сведения об авторах:
Лапаев Сергей Петрович, доцент кафедры региональной экономики Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук 460018, Россия, г. Оренбург, пр-т Победы, д. 13, ауд. 6404, тел (3532)372447, e-mail: nek@mail.osu.ru