УДК 338.2:001
Лапаева М.Г.
Оренбургский государственный университет E-mail: nek@mail.osu.ru
кадровое обеспечение научно-инновационной деятельности
в условиях импортозамещения
В условиях использования западными странами санкций против России приоритетными направлениями деятельности органов власти страны и регионов является импортозамещение. Импортозамещение предполагает разработку стратегии и экономической политики импортозамещения, направленной на защиту внутреннего потребителя путем замещения импортных товаров товарами национального производства; а также переход к производству наукоемкой продукции. Национальная программа импортозамещения должна реализовываться по трем направлениям: производство товаров, аналог которых производится в стране в недостаточном объеме; производство товаров, которые в стране не производятся; сокращения потребления тех товаров, которые в стране производить невыгодно или невозможно.
Для успешного импортозамещения необходимо позаботиться о подготовке кадров, эффективном использовании человеческого капитала, особенно его интеллектуальной составляющей. Однако, в Оренбургской области в последние десятилетия наблюдается уменьшение численности ученых и исследователей. В 2013 г. численность персонала, занятого в исследованиях, по сравнению с 2000 г. уменьшилось в 1,7 раза, а число исследователей сократилось в 1,9 раза [14]. В результате этих процессов сократилось число выданных патентов на изобретения и полезные модели. Положительной тенденцией является увеличение в 2 раза количества высших учебных заведений, осуществляющих исследования и разработки.
Пополнение занятых в сфере исследований должно происходить за счет выпускников вузов и аспирантуры. Здесь необходимо отметить следующее: увеличение количества студентов в вузах не сопровождается увеличением кадрового потенциала науки из-за снижения интереса молодежи к занятости в научной сфере в связи, прежде всего, с низкой оплатой труда и понижением статуса ученого. Снижаются показатели подготовки аспирантов и докторантов. Сложившееся положение в научно-техническом комплексе региона грозит исчерпанием интеллектуального потенциала, нарушением преемственности в науке, утратой традиций, опыта, знаний. В связи с развертыванием импортозамещения важно позаботиться о сохранении и развитии кадрового потенциала научно-технического комплекса. Для этого необходимо повышать престиж ученого, обеспечивать социальные гарантии и увеличение доходов научных работников. Особое внимание необходимо уделить подготовке специалистов по инновационному менеджменту, управлению интеллектуальной собственностью, инновациями и инвестиционными проектами. К участию в финансировании подготовки инновационных кадров надо привлекать ведущие предприятия региона, а также Правительство Оренбургской области.
Ключевые слова: импортозамещение, исследования и разработки, подготовка научных кадров, инновационный менеджмент.
В современных условиях, когда западные страны используют санкции против России, главным экономическим ориентиром нашей страны является импортозамещение. Стратегия импортозамещения является одним из приоритетных направлений деятельности органов власти России и регионов.
Импортозамещение - это создание таких условий деятельности российских компаний, при которых они могли бы успешно конкурировать с западными компаниями. Импортозамещение предполагает разработку стратегии и экономической политики импортозамещения, направленной на защиту внутреннего производителя путем замещения импортных товаров товарами национального производства. Стратегия импортозамещения нацелена на переход от производства простейших товаров к производсту наукоемкой высокотехнологичной продукции на основе инноваций и по-
вышения уровня образования населения. Импор-тозамещение обеспечивает сокращение импорта, сохранение валютных средств, поддержку отечественных производителей, создание рабочих мест и совершенствование инженерного образования.
Представляется, что целями импортозамещения являются следующие:
- обеспечение национальной безопасности страны;
- достижение технологической независимости;
- содействие формированию положительного сальдо торгового баланса;
- выращивание национальных лидеров -российских компаний для завоевания мирового рынка.
Национальная программа импортозамеще-ния должна реализовываться по следующим направлениям:
1. Производство тех импортируемых товаров, аналог которых производится в России в недостаточном объеме. Для этого нужна модернизация и расширение действующих производств.
2. Производство тех импортируемых товаров, которые в стране не производятся. Это производство важно освоить в сжатые сроки.
3. Это направление включает изделия, не производимые в России, так как импортозаме-щение экономически невыгодно или невозможно в силу объективных причин. Здесь главной задачей является сокращение потребления такой продукции, а также изучение использования возможностей непрямого замещения.
Для успешного развития импортозамеще-ния, которое невозможно осуществлять без перехода на инновационный путь развития, необходимо прежде всего, позаботиться о подготовке кадров, эффективном использовании человеческого капитала, особенно его интеллектуальной составляющей. Однако, в Оренбургской области за последние десятилетия
Таблица 1. Численность персонала, занятого
наблюдается снижение численности ученых и исследователей (таблица 1).
В 2013 г. численность персонала, занятого в исследованиях уменьшилась. Если сравнивать численность исследователей на 10 000 населения, то в Оренбургской области этот показатель равен 4,4 , а в Республике Башкортостан - 17,8 [14].
Не намного увеличилось и количество предприятий и организаций, выполняющих исследования и разработки (таблица 2).
Здесь как положительную тенденцию следует отметить увеличение в 2 раза количества высших учебных заведений, осуществляющих исследования и разработки.
За последнее время сократилось число выданных патентов на изобретения и полезные модели (таблица 3).
Пополнение занятых в сфере исследований и разработок должно происходить за счет выпускников вузов и аспирантов (таблица 4, рисунок 1). Здесь необходимо отметить следующее: увеличение количества студентов в
исследованиями и разработками, человек [14]
Персонал 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013
Весь персонал 1884 1337 919 947 914 906 795
В том числе: исследователи 1052 805 511 557 524 497 4 [О
техники 191 2 81 77 80 83 92
вспомогательный персонал 334 230 219 180 183 210 185
прочий персонал 267 175 108 133 2 116 97
Таблица 2. Число организаций, выполнявших исследования и разработки [14]
Организации 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013
Число организаций, всего 16 18 14 19 18 20 20
В том числе: научно-исследовательские организации 9 12 8 10 9 9 9
конструкторские бюро 1 1 - - - - -
образовательные организации высшего образования 4 3 4 5 5 7 7
научно-исследовательские проектно-конструкторские подразделения в организациях 1 1 - - - - -
прочие 1 1 2 4 4 4 4
вузах не сопровождается увеличением кадрового потенциала науки из-за снижения интереса молодежи к занятости в научной сфере, прежде всего из-за низкой оплаты труда и понижения статуса ученого.
Численность аспирантов за 2000 - 2013 г.г. значительно возросла по сравнению с 1995г., выросло и число защитивших диссертации, но мало, кто из защитившихся остается работать в сфере науки и образования (таблица 5).
Такая же ситуация сложилась и в подготовке докторов наук (таблица 6).
Сложившееся положение в научно-техническом комплексе региона опасно возможностью исчерпания интеллектуального потенциала, нарушением преемственности поколений в науке, утратой традиций, знаний и опыта.
Таблица 3. Поступление патентных заявок и выдача патентов [14]
2010 2011 2012 2013
Подано заявок на выдачу патентов на изобретения 125 118 227 355
на полезные модели 50 41 51 43
на промышленные образцы 1 2 7 1
Выдано патентов на изобретения 106 114 87 87
на полезные модели 49 36 47 29
на промышленные образцы 6 - 1 1
Таблица 4. Высшие учебные заведения [14]
Вузы 2000 2005 2010 2011 2012 2013
Число высших учебных заведений 8 10 9 9 8 7
В том числе: государственных и муниципальных 6 6 6 6 6 6
частных 2 4 3 3 2 1
Численность студентов - всего, тыс. чел. 55,9 82,5 81,1 76,7 74,4 68,0
В том числе: в государственных и муниципальных 53,9 70,9 69,0 66,5 64,8 60,8
в частных 2,0 11,6 12,1 10,2 9,5 7,2
Численность студентов в вузах на 10 000 человек населения 254 394 399 379 368 339
Численность ППС в вузах, человек 2995 3724 3615 3524 3413 3118
Имеют степень доктора наук 205 286 370 337 336 355
Кандидата наук 1314 1616 2207 2066 2030 1920
Рисунок 1. Выпуск специалистов с высшим образованием [14]
В связи с развертыванием импортозамещения необходимо позаботиться о сохранении и развитии кадрового потенциала научно-технического комплекса. Для этого прежде всего важно повышать престиж ученого и инженера, привлекать талантливую молодежь в сферу науки и технологий, обеспечить взаимосвязь подготовки научных кадров по номенклатуре и объему с потребностями реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, инновационных проектов, совершенствовать законодательную
Таблица 5. Основные показатели
базу, обеспечивающую социальные гарантии и увеличение доходов научных работников, создавать условия для талантливой молодежи, чтобы она не покидала регион после окончания учебы.
Особое внимание нужно обратить на подготовку специалистов по инновационному менеджменту, управлению интеллектуальной собственностью, способных обеспечить реализацию инноваций, коммерциализацию научно-технических разработок, привлечь венчурный капитал.
деятельности аспирантуры [14]
Годы Число организаций, ведущих подготовку аспирантов Численность аспирантов Прием в аспирантуру Выпуск из аспирантуры В том числе с защитой диссертации
1995 5 231 96 24 7
2000 8 746 339 175 48
2005 8 950 272 278 111
2010 9 882 279 204 81
2011 9 848 258 212 73
2012 9 790 248 229 74
2013 9 704 179 219 76
Таблица 6. Основные показатели деятельности докторантуры [14]
Наименование 2000 2005 2010 2011 2012 2013
Число организаций, ведущих подготовку докторантов - всего 1 3 4 6 6 6
В том числе: научно-исследовательские институты - - - 2 3 3
образовательные организации высшего образования 1 3 4 4 3 3
Численность докторантов всего, человек 7 19 16 11 7 10
В том числе: в научно-исследовательских институтах - - - - 1 1
образовательных организациях высшего образования 17 19 16 10 16 19
Прием в докторантуру - всего, человек 2 5 2 2 4 4
Выпуск из докторантуры - всего, человек - 2 8 7 7 1
из них с защитой диссертации -всего, человек - 1 1 - 1 -
Для этого важно осуществлять в Оренбургском государственном университете подготовку и переподготовку менеджеров по следующим основным направлениям: подготовка и переподготовка руководителей организаций и их структурных подразделений, способных обеспечить управление процессом передачи результатов исследований и разработок для их освоения в производстве, на рынке наукоемкой продукции; развивать новые направле-
ния финансово-хозяйственной деятельности: управление исследованиями и проектами; привлечение инвестиций, инвестиционный анализ инновационных проектов. Хотелось бы, чтобы в финансировании подготовки и переподготовки кадров по инновационному менеджменту участвовали ведущие предприятия региона, а также Правительство Оренбургской области.
14.07.2015
Работа выполнена при финансовой поддержке Правительства Оренбургской области,
областной грант №26.
Список литературы:
1. Инновационная экономика / Под общей ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. - М.: Наука. - 2001.
2. Инновационно-технологическое развитие экономики России: проблемы, факторы, стратегии, прогнозы / Под ред. В.В. Иван-тера // М.: МАКС Пресс. - 2005. - 590 с.
3. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технической безопасности / под ред. В.Л.Макарова и А.Е.Варшавского // М.: Наука.- 2004.
4. Ильенкова с.Д. Инновационный менеджмент / Под ред. с. Д. Ильенковой, 3-е изд. перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008. -448 с.
5. Кузык Б.Н. Россия -2050: стратегия инновационного прорыва / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец // М.: ЗАО «Издательство «Экономика». - 2005. - 624 с.
6. Кузык Б.Н. Прогнозирование и стратегическое планирования социально - экономического развития / Б.Н. Кузык, В.И. Кузьмин, Ю.В. Яковец // М.: ЗАО «Издательство «Экономика». - 2006. - 520 с.
7. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Интегральный макропрогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года. / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец // М.: ЗАО «Издательство «Экономика». - 2006. - 432 с.
8. Лапаев С.П. Управление функционированием региональной инновационной системы. / с.П. Лапаев // Оренбург.- 2014.473 с.
9. Лапаев С.П. Инновационые приоритеты развития экономики Оренбургской области / с.П. Лапаев // Экон. науки. - 2012. -№2(87).- с. 85-89.
10. Лапаева М.Г., Лапаев С.П. Регион как пространственная социально-экономическая система государства / М.Г. Лапаева, с.П. Лапаев // Вестник Оренбургского гос. ун-та. - 2012.- №8 (144). - с. 133 - 143.
11. Лапаев С.П. Сущность и классификационный состав интеллектуального потенциала / с.П Лапаев, А.А. Есенбаева // Вестник Оренбургского гос. ун-та.- 2011.- №3 (132).- с. 307 - 311.
12. Лапаев С.П. Источники финансирования инновационного развития региона // Вестник Оренбургского гос. ун-та. - 2011.-№5 (124). - с. 53-58.
13. Лапаева М.Г., Масленникова А.Ю. Интеллектуальное предпринимательство: признаки и направления развития / М.Г. Лапаева, А. Ю Масленникова // Вестник Оренбургского гос. ун-та. - 2014 .- №14 (175).- с. 258 - 262.
14. Оренбургской области 80 лет. Статистический сборник. - 2014.
15. Фоломьев А.Н., Ревизов В.Г. Инновационное инвестирование.- Спб.: Наука - 2001.
Сведения об авторах:
Лапаева Мария Григорьевна, заведующий кафедрой региональной экономики Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, профессор 460018, Россия, г. Оренбург, пр. Победы, д. 13, ауд. 6404, тел (3532)372447, e-mail: nek@mail.osu.ru