Научная статья на тему 'Кадровое обеспечение научно-инновационной деятельности в условиях импортозамещения'

Кадровое обеспечение научно-инновационной деятельности в условиях импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ / ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / IMPORT SUBSTITUTION / RESEARCH AND DEVELOPMENT / SCIENTIFIC TRAINING / INNOVATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапаева Мария Григорьевна

В условиях использования западными странами санкций против России приоритетными направлениями деятельности органов власти страны и регионов является импортозамещение. Импортозамещение предполагает разработку стратегии и экономической политики импортозамещения, направленной на защиту внутреннего потребителя путем замещения импортных товаров товарами национального производства; а также переход к производству наукоемкой продукции. Национальная программа импортозамещения должна реализовываться по трем направлениям: производство товаров, аналог которых производится в стране в недостаточном объеме; производство товаров, которые в стране не производятся; сокращения потребления тех товаров, которые в стране производить невыгодно или невозможно. Для успешного импортозамещения необходимо позаботиться о подготовке кадров, эффективном использовании человеческого капитала, особенно его интеллектуальной составляющей. Однако, в Оренбургской области в последние десятилетия наблюдается уменьшение численности ученых и исследователей. В 2013 г. численность персонала, занятого в исследованиях, по сравнению с 2000 г. уменьшилось в 1,7 раза, а число исследователей сократилось в 1,9 раза [14]. В результате этих процессов сократилось число выданных патентов на изобретения и полезные модели. Положительной тенденцией является увеличение в 2 раза количества высших учебных заведений, осуществляющих исследования и разработки. Пополнение занятых в сфере исследований должно происходить за счет выпускников вузов и аспирантуры. Здесь необходимо отметить следующее: увеличение количества студентов в вузах не сопровождается увеличением кадрового потенциала науки из-за снижения интереса молодежи к занятости в научной сфере в связи, прежде всего, с низкой оплатой труда и понижением статуса ученого. Снижаются показатели подготовки аспирантов и докторантов. Сложившееся положение в научно-техническом комплексе региона грозит исчерпанием интеллектуального потенциала, нарушением преемственности в науке, утратой традиций, опыта, знаний. В связи с развертыванием импортозамещения важно позаботиться о сохранении и развитии кадрового потенциала научно-технического комплекса. Для этого необходимо повышать престиж ученого, обеспечивать социальные гарантии и увеличение доходов научных работников. Особое внимание необходимо уделить подготовке специалистов по инновационному менеджменту, управлению интеллектуальной собственностью, инновациями и инвестиционными проектами. К участию в финансировании подготовки инновационных кадров надо привлекать ведущие предприятия региона, а также Правительство Оренбургской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAFFING OF RESEARCH AND INNOVATION ACTIVITIES IN TERMS OF IMPORT SUBSTITU¬TION

In the terms of use of Western sanctions against Russia the priorities of the authorities of the country and regions is a substitution. Import substitution involves the development strategy and economic policy of import substitution to protect domestic consumers by substitution of imported goods of national production; the shift to knowledge intensive production. National program of import substitution should be realized in three areas: production of goods, the analogue of which is produced in the country is insufficient; the production of goods which are not produced in the country; the goods in the country to produce unprofitable or impossible, and reduce and consumption. For successful import substitution need to take care of training, effective use of human capital, especially its intellectual component. However, in the Orenburg region the last decade has seen a reduction in the number of scientists and researchers. In 2013, the number of personnel engaged in research compared to 2000, a decrease of 1.7 times, while the number of researchers decreased by 1.9 times. A positive trend is the increase in 2 times the number of universities engaged in research and development. As a result of these processes has reduced the number of granted patents for inventions and utility models. Restocking working in the field of research must occur at the expense of University graduates and postgraduate courses. Here the following should be noted: the increase in the number of employees in the universities are not accompanied by an increase in human capacity because of the decline of interest of young people in employment in the scientific field due primarily to low wages and lower academic status. Decline in the training of graduate and doctoral students. The current situation in the scientific and technical complex of the region is threatened by the exhaustion of intellectual potential, the discontinuity in science, the loss of tradition, experience, knowledge. In connection with the deployment of import substitution it is important to ensure the preservation and development of human scientific-technical complex. For this it is necessary to raise the prestige of the scientist to provide social guarantees researchers. Special attention should be paid to training of specialists in innovation management, intellectual property management, innovation and investment projects. To participate in the financing of training and retraining of personnel for innovative management of the need to attract leading enterprises of the region and the Government of the Orenburg region.

Текст научной работы на тему «Кадровое обеспечение научно-инновационной деятельности в условиях импортозамещения»

УДК 338.2:001

Лапаева М.Г.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

кадровое обеспечение научно-инновационной деятельности

в условиях импортозамещения

В условиях использования западными странами санкций против России приоритетными направлениями деятельности органов власти страны и регионов является импортозамещение. Импортозамещение предполагает разработку стратегии и экономической политики импортозамещения, направленной на защиту внутреннего потребителя путем замещения импортных товаров товарами национального производства; а также переход к производству наукоемкой продукции. Национальная программа импортозамещения должна реализовываться по трем направлениям: производство товаров, аналог которых производится в стране в недостаточном объеме; производство товаров, которые в стране не производятся; сокращения потребления тех товаров, которые в стране производить невыгодно или невозможно.

Для успешного импортозамещения необходимо позаботиться о подготовке кадров, эффективном использовании человеческого капитала, особенно его интеллектуальной составляющей. Однако, в Оренбургской области в последние десятилетия наблюдается уменьшение численности ученых и исследователей. В 2013 г. численность персонала, занятого в исследованиях, по сравнению с 2000 г. уменьшилось в 1,7 раза, а число исследователей сократилось в 1,9 раза [14]. В результате этих процессов сократилось число выданных патентов на изобретения и полезные модели. Положительной тенденцией является увеличение в 2 раза количества высших учебных заведений, осуществляющих исследования и разработки.

Пополнение занятых в сфере исследований должно происходить за счет выпускников вузов и аспирантуры. Здесь необходимо отметить следующее: увеличение количества студентов в вузах не сопровождается увеличением кадрового потенциала науки из-за снижения интереса молодежи к занятости в научной сфере в связи, прежде всего, с низкой оплатой труда и понижением статуса ученого. Снижаются показатели подготовки аспирантов и докторантов. Сложившееся положение в научно-техническом комплексе региона грозит исчерпанием интеллектуального потенциала, нарушением преемственности в науке, утратой традиций, опыта, знаний. В связи с развертыванием импортозамещения важно позаботиться о сохранении и развитии кадрового потенциала научно-технического комплекса. Для этого необходимо повышать престиж ученого, обеспечивать социальные гарантии и увеличение доходов научных работников. Особое внимание необходимо уделить подготовке специалистов по инновационному менеджменту, управлению интеллектуальной собственностью, инновациями и инвестиционными проектами. К участию в финансировании подготовки инновационных кадров надо привлекать ведущие предприятия региона, а также Правительство Оренбургской области.

Ключевые слова: импортозамещение, исследования и разработки, подготовка научных кадров, инновационный менеджмент.

В современных условиях, когда западные страны используют санкции против России, главным экономическим ориентиром нашей страны является импортозамещение. Стратегия импортозамещения является одним из приоритетных направлений деятельности органов власти России и регионов.

Импортозамещение - это создание таких условий деятельности российских компаний, при которых они могли бы успешно конкурировать с западными компаниями. Импортозамещение предполагает разработку стратегии и экономической политики импортозамещения, направленной на защиту внутреннего производителя путем замещения импортных товаров товарами национального производства. Стратегия импортозамещения нацелена на переход от производства простейших товаров к производсту наукоемкой высокотехнологичной продукции на основе инноваций и по-

вышения уровня образования населения. Импор-тозамещение обеспечивает сокращение импорта, сохранение валютных средств, поддержку отечественных производителей, создание рабочих мест и совершенствование инженерного образования.

Представляется, что целями импортозамещения являются следующие:

- обеспечение национальной безопасности страны;

- достижение технологической независимости;

- содействие формированию положительного сальдо торгового баланса;

- выращивание национальных лидеров -российских компаний для завоевания мирового рынка.

Национальная программа импортозамеще-ния должна реализовываться по следующим направлениям:

1. Производство тех импортируемых товаров, аналог которых производится в России в недостаточном объеме. Для этого нужна модернизация и расширение действующих производств.

2. Производство тех импортируемых товаров, которые в стране не производятся. Это производство важно освоить в сжатые сроки.

3. Это направление включает изделия, не производимые в России, так как импортозаме-щение экономически невыгодно или невозможно в силу объективных причин. Здесь главной задачей является сокращение потребления такой продукции, а также изучение использования возможностей непрямого замещения.

Для успешного развития импортозамеще-ния, которое невозможно осуществлять без перехода на инновационный путь развития, необходимо прежде всего, позаботиться о подготовке кадров, эффективном использовании человеческого капитала, особенно его интеллектуальной составляющей. Однако, в Оренбургской области за последние десятилетия

Таблица 1. Численность персонала, занятого

наблюдается снижение численности ученых и исследователей (таблица 1).

В 2013 г. численность персонала, занятого в исследованиях уменьшилась. Если сравнивать численность исследователей на 10 000 населения, то в Оренбургской области этот показатель равен 4,4 , а в Республике Башкортостан - 17,8 [14].

Не намного увеличилось и количество предприятий и организаций, выполняющих исследования и разработки (таблица 2).

Здесь как положительную тенденцию следует отметить увеличение в 2 раза количества высших учебных заведений, осуществляющих исследования и разработки.

За последнее время сократилось число выданных патентов на изобретения и полезные модели (таблица 3).

Пополнение занятых в сфере исследований и разработок должно происходить за счет выпускников вузов и аспирантов (таблица 4, рисунок 1). Здесь необходимо отметить следующее: увеличение количества студентов в

исследованиями и разработками, человек [14]

Персонал 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013

Весь персонал 1884 1337 919 947 914 906 795

В том числе: исследователи 1052 805 511 557 524 497 4 [О

техники 191 2 81 77 80 83 92

вспомогательный персонал 334 230 219 180 183 210 185

прочий персонал 267 175 108 133 2 116 97

Таблица 2. Число организаций, выполнявших исследования и разработки [14]

Организации 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013

Число организаций, всего 16 18 14 19 18 20 20

В том числе: научно-исследовательские организации 9 12 8 10 9 9 9

конструкторские бюро 1 1 - - - - -

образовательные организации высшего образования 4 3 4 5 5 7 7

научно-исследовательские проектно-конструкторские подразделения в организациях 1 1 - - - - -

прочие 1 1 2 4 4 4 4

вузах не сопровождается увеличением кадрового потенциала науки из-за снижения интереса молодежи к занятости в научной сфере, прежде всего из-за низкой оплаты труда и понижения статуса ученого.

Численность аспирантов за 2000 - 2013 г.г. значительно возросла по сравнению с 1995г., выросло и число защитивших диссертации, но мало, кто из защитившихся остается работать в сфере науки и образования (таблица 5).

Такая же ситуация сложилась и в подготовке докторов наук (таблица 6).

Сложившееся положение в научно-техническом комплексе региона опасно возможностью исчерпания интеллектуального потенциала, нарушением преемственности поколений в науке, утратой традиций, знаний и опыта.

Таблица 3. Поступление патентных заявок и выдача патентов [14]

2010 2011 2012 2013

Подано заявок на выдачу патентов на изобретения 125 118 227 355

на полезные модели 50 41 51 43

на промышленные образцы 1 2 7 1

Выдано патентов на изобретения 106 114 87 87

на полезные модели 49 36 47 29

на промышленные образцы 6 - 1 1

Таблица 4. Высшие учебные заведения [14]

Вузы 2000 2005 2010 2011 2012 2013

Число высших учебных заведений 8 10 9 9 8 7

В том числе: государственных и муниципальных 6 6 6 6 6 6

частных 2 4 3 3 2 1

Численность студентов - всего, тыс. чел. 55,9 82,5 81,1 76,7 74,4 68,0

В том числе: в государственных и муниципальных 53,9 70,9 69,0 66,5 64,8 60,8

в частных 2,0 11,6 12,1 10,2 9,5 7,2

Численность студентов в вузах на 10 000 человек населения 254 394 399 379 368 339

Численность ППС в вузах, человек 2995 3724 3615 3524 3413 3118

Имеют степень доктора наук 205 286 370 337 336 355

Кандидата наук 1314 1616 2207 2066 2030 1920

Рисунок 1. Выпуск специалистов с высшим образованием [14]

В связи с развертыванием импортозамещения необходимо позаботиться о сохранении и развитии кадрового потенциала научно-технического комплекса. Для этого прежде всего важно повышать престиж ученого и инженера, привлекать талантливую молодежь в сферу науки и технологий, обеспечить взаимосвязь подготовки научных кадров по номенклатуре и объему с потребностями реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, инновационных проектов, совершенствовать законодательную

Таблица 5. Основные показатели

базу, обеспечивающую социальные гарантии и увеличение доходов научных работников, создавать условия для талантливой молодежи, чтобы она не покидала регион после окончания учебы.

Особое внимание нужно обратить на подготовку специалистов по инновационному менеджменту, управлению интеллектуальной собственностью, способных обеспечить реализацию инноваций, коммерциализацию научно-технических разработок, привлечь венчурный капитал.

деятельности аспирантуры [14]

Годы Число организаций, ведущих подготовку аспирантов Численность аспирантов Прием в аспирантуру Выпуск из аспирантуры В том числе с защитой диссертации

1995 5 231 96 24 7

2000 8 746 339 175 48

2005 8 950 272 278 111

2010 9 882 279 204 81

2011 9 848 258 212 73

2012 9 790 248 229 74

2013 9 704 179 219 76

Таблица 6. Основные показатели деятельности докторантуры [14]

Наименование 2000 2005 2010 2011 2012 2013

Число организаций, ведущих подготовку докторантов - всего 1 3 4 6 6 6

В том числе: научно-исследовательские институты - - - 2 3 3

образовательные организации высшего образования 1 3 4 4 3 3

Численность докторантов всего, человек 7 19 16 11 7 10

В том числе: в научно-исследовательских институтах - - - - 1 1

образовательных организациях высшего образования 17 19 16 10 16 19

Прием в докторантуру - всего, человек 2 5 2 2 4 4

Выпуск из докторантуры - всего, человек - 2 8 7 7 1

из них с защитой диссертации -всего, человек - 1 1 - 1 -

Для этого важно осуществлять в Оренбургском государственном университете подготовку и переподготовку менеджеров по следующим основным направлениям: подготовка и переподготовка руководителей организаций и их структурных подразделений, способных обеспечить управление процессом передачи результатов исследований и разработок для их освоения в производстве, на рынке наукоемкой продукции; развивать новые направле-

ния финансово-хозяйственной деятельности: управление исследованиями и проектами; привлечение инвестиций, инвестиционный анализ инновационных проектов. Хотелось бы, чтобы в финансировании подготовки и переподготовки кадров по инновационному менеджменту участвовали ведущие предприятия региона, а также Правительство Оренбургской области.

14.07.2015

Работа выполнена при финансовой поддержке Правительства Оренбургской области,

областной грант №26.

Список литературы:

1. Инновационная экономика / Под общей ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. - М.: Наука. - 2001.

2. Инновационно-технологическое развитие экономики России: проблемы, факторы, стратегии, прогнозы / Под ред. В.В. Иван-тера // М.: МАКС Пресс. - 2005. - 590 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технической безопасности / под ред. В.Л.Макарова и А.Е.Варшавского // М.: Наука.- 2004.

4. Ильенкова с.Д. Инновационный менеджмент / Под ред. с. Д. Ильенковой, 3-е изд. перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008. -448 с.

5. Кузык Б.Н. Россия -2050: стратегия инновационного прорыва / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец // М.: ЗАО «Издательство «Экономика». - 2005. - 624 с.

6. Кузык Б.Н. Прогнозирование и стратегическое планирования социально - экономического развития / Б.Н. Кузык, В.И. Кузьмин, Ю.В. Яковец // М.: ЗАО «Издательство «Экономика». - 2006. - 520 с.

7. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Интегральный макропрогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года. / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец // М.: ЗАО «Издательство «Экономика». - 2006. - 432 с.

8. Лапаев С.П. Управление функционированием региональной инновационной системы. / с.П. Лапаев // Оренбург.- 2014.473 с.

9. Лапаев С.П. Инновационые приоритеты развития экономики Оренбургской области / с.П. Лапаев // Экон. науки. - 2012. -№2(87).- с. 85-89.

10. Лапаева М.Г., Лапаев С.П. Регион как пространственная социально-экономическая система государства / М.Г. Лапаева, с.П. Лапаев // Вестник Оренбургского гос. ун-та. - 2012.- №8 (144). - с. 133 - 143.

11. Лапаев С.П. Сущность и классификационный состав интеллектуального потенциала / с.П Лапаев, А.А. Есенбаева // Вестник Оренбургского гос. ун-та.- 2011.- №3 (132).- с. 307 - 311.

12. Лапаев С.П. Источники финансирования инновационного развития региона // Вестник Оренбургского гос. ун-та. - 2011.-№5 (124). - с. 53-58.

13. Лапаева М.Г., Масленникова А.Ю. Интеллектуальное предпринимательство: признаки и направления развития / М.Г. Лапаева, А. Ю Масленникова // Вестник Оренбургского гос. ун-та. - 2014 .- №14 (175).- с. 258 - 262.

14. Оренбургской области 80 лет. Статистический сборник. - 2014.

15. Фоломьев А.Н., Ревизов В.Г. Инновационное инвестирование.- Спб.: Наука - 2001.

Сведения об авторах:

Лапаева Мария Григорьевна, заведующий кафедрой региональной экономики Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук, профессор 460018, Россия, г. Оренбург, пр. Победы, д. 13, ауд. 6404, тел (3532)372447, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.