УДК 338.45/01
ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Неживенко Елена Алексеевна,
Челябинский государственный университет, профессор кафедры экономической теории и регионального развития, доктор экономических наук, доцент, г. Челябинск, Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются основные положения региональной политики импортозамещения в промышленности Челябинской области. Высказываются предложения автора по формированию экспортоориентированных импортозамещающих комплексов в регионах и совершенствованию финансово-экономического обеспечения импортозамещения в Челябинской области. Рассматриваются предложения по улучшению инфраструктурного обеспечения импортозамещения в Челябинской области.
Ключевые понятия: промышленность, импортозамещение, политика импортозамещения, отрасли промышленности, развитие экономики региона.
В современных экономических условиях, характеризуемых усилением санкционного давления на российскую экономику, импор-тозамещение выступает одним из важных факторов повышения конкурентоспособности отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства, а также обеспечения экономической безопасности.
При этом импортозамещение связывают с решением одной из основных задач экономики России - ее диверсификацией. В настоящее время, по оценкам правительства Российской Федерации, доля импорта в различных отраслях экономики крайне высока. Так, Россия импортирует в гражданском самолетостроении более 80% комплектующих, в тяжелом машиностроении -70%, в нефтегазовом оборудовании - 60%, в энергетическом оборудовании - около 50%, в сельхозмашиностроении (в зависимости от категории продукции) - от 50% до 90% деталей [13].
С целью эффективной реализации политики импортозамещения и диверсификации экономики как в Российской Федерации, так и в ее регионах в настоящее время осуществляется планирование деятельности по импортозамещению в отраслях промышленности. В соответствии с Планом содействия импортозамещению в промышленности [10] Министерство промышленности и торговли Российской Федерации утвердило ведомственными приказами отраслевые планы по гражданским секторам промышленности. На основе перечня приоритетных и критических видов продукции было разработано 19 отраслевых программ импортозамещения, включающих 2059 проектов. В рамках подготовленных программ запланированы мероприятия в таких отраслях, как: фармацевтическая промышленность, тяжелое машиностроение, программное обеспечение, авиастроение, судостроение.
Планирование деятельности по импортозамещению в отраслях промышленности с целью их диверсификации и повышения устойчивости активно ведется и в российских регионах.
Так, в соответствии с утвержденным методическим подходом Мипродторга России к разработке отраслевых планов мероприятий по импортозамещению, в Челябинской области разработан Проект Государственной программы региона «Развитие импортозамещения и научно-производственной кооперации в отраслях промышленности Челябинской области на 2015-2020 годы» [12], который корректно отражает задачи импортозаме-щения, формирует комплексную систему
мероприятий по импортозамещению, содержит механизм развития импортозамещения, соответствующий задачам и мероприятиям программы, генерирует перечень импортозамещающей продукции, выпускаемой или планируемой к выпуску предприятиями Челябинской области. Программа определяет экономические основы и создает инструменты, которые делают процессы импортозамещения в регионе необратимыми.
В то же время решение задач импортозамещения в российских регионах могло быть более действенным, если бы в региональных программах импортозамещения нашел отражение ряд аспектов и были учтены следующие недостатки.
Прежде всего следует отметить нечетко сформулированную цель Программы. В качестве цели, на наш взгляд, должно стать не «создание условий для формирования конкурентоспособного промышленного комплекса» [12, с. 2], а рост валового регионального продукта за счет увеличения объемов производства и сбыта конкурентоспособной импортозамещающей продукции промышленным комплексом Челябинской области. Такая цель была бы увязана с целевыми индикаторами программы и позволяла количественно оценивать ее достижение.
Что касается самих целевых индикаторов программы, то по ним, скорее, можно оценить уровень экономического развития региона, но не протекающие в нем процессы импортозамещения. Чтобы эти индикаторы точнее отражали суть импорто-замещения и его цель, в их состав следует дополнительно включить:
- объем отгруженной продукции по приоритетным продуктовым направлениям импортозамещения;
- объем инвестиций предприятий, получивших меры государственной поддержки на освоение ипортозамещающих видов продукции (таблица 1).
Другим недостатком Программы является неупорядоченность в определении критериев при выделении приоритетных рынков сбыта импортозамещающей продукции. На наш взгляд, ведущим критерием при выделении приоритетных рынков должны стать «емкость и потенциал внутреннего и внешнего рынков Челябинской области в части импортозамещения» (сейчас это 3-й критерий). При этом следует отметить слабую ориентацию программы на формирование спроса на промышленную и наукоемкую продукцию в ведущих отраслях - потребителях импортозамещающей продукции: в машиностроении, на транспорте, строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве. Фактически в Программе отсутствуют инструменты стимулирования спроса в отраслях-потребителях наукоемкой промышленной продукции со стороны региональных органов власти. Без действенных мер по формированию спроса на импортозамещающую продукцию целевые индикаторы не будут достигнуты [11].
Для решения этой задачи в регионе следует разработать комплекс административных мер, направленных на реорганизацию жилищно-коммунального хозяйства и строительства, а также их перевод на принципы жесткого энергосбережения и новые технологии строительства, требующие нового инженерного оборудования зданий и сооружений, в том числе приборов учета потребления тепла и энергии, устройств энергосбережения, а также новой импортозамещающей строительной техни-
Таблица 1
Существующие и предлагаемые целевые индикаторы Программы развития импортозамещения и научно-производственной кооперации в отраслях промышленности Челябинской области
Существующие целевые индикаторы программы Предлагаемые дополнительные целевые индикаторы программы
Индекс промышленного производства, 2020 год в % к 2014 году Объем отгруженной продукции по приоритетным продуктовым направлениям импортозамещения в 2020 году
Объем инвестиций в основной капитал региональных предприятий и организаций в 2020 году Объем инвестиций предприятий, получивших меры государственной поддержки на освоение ипорто-замещающих видов продукции за 2015-2020 годы
Объем экспорта во внешнеторговом обороте области, 2020 год в % к 2014 году
ки. При решении этой задачи важно обеспечить эффективный контроль принятых решений по оснащению многоквартирных домов коллективными и индивидуальными приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.
Изменение критериев импортозаме-щения должно согласовываться с переориентацией простого импортозамещения на экспортоориентированное (рис. 1) с использованием потенциала «глобальных производителей» товаров.
ров по более высокой цене, более низкого качества, а должна исходить из поддержки тех секторов, которые способны производить продукцию одинаково конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынке. Тем более что в настоящее время для реализации такой промышленной политики в регионах имеются объективные макроэкономические предпосылки и необходимая динамика валютного курса.
Реализация модели экспортоориен-тированного импортозамещения долж-
Существующий ориентир Простое импортозамещение
Предлагаемый ориентир Экспортоориентированное импортозамещение
Рис. 1. Ориентиры развития импортозамещения в Челябинской области
Необходимость такого подхода вытекает из того обстоятельства, что во многих случаях емкость внутреннего рынка, особенно в части его машиностроительного сегмента, является недостаточно широкой [2, 3, 5, 9]. Поэтому перспективным следует считать не просто импортозамещение зарубежной промышленной и машиностроительной продукции на российскую для ее реализации на внутреннем рынке, а импортозащещение с целью продаж на зарубежных рынках. При этом региональная промышленная политика не должна строиться исходя из концепции навязывания отечественному потребителю своих това-
на осуществляться на базе предлагаемых нами экспортоориентированных импортозамещающих комплексов (рис. 2), которые необходимо создавать в регионах.
Эффективное функционирование в регионах предлагаемых импортозамещающих комплексов обеспечит преодоление нацеленности экономики с простого им-портозамещения на экспортоориентиро-ванное, а следовательно, решит проблему ограниченных возможностей внутреннего рынка Челябинской области и Российской Федерации.
Развитие экспортоориентированного импортозамещения также сдерживается
Рис. 2. Экспортоориентированный импортозамещающий комплекс региона
ввиду неэффективности его финансово-экономического обеспечения.
Прежде всего, в Челябинской области ограничены объемы привлечения инвестиций в импортозамещающие подотрасли [6, 7], что не формирует условий для наращивания производственных мощностей у региональных производителей импортозамещающей продукции. Собственные же ресурсы недостаточны для полноценной реализации программ по организации производства импортозамещающей продукции. Так, по данным Челябинскстата, за 2014 год объемы инвестиций в обрабатывающие производства региона сократились на 15,4%, в производство электрооборудования - на 22,9%, в металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - на 26,7%, в химические производства - на 50,5% [4].
Кроме этого, фактически единственным инструментом финансово-экономического обеспечения импортозамещения в регионе является предоставление Министерством экономического развития Челябинской области из средств областного бюджета субсидий для покрытия процентных ставок тем хозяйствующим субъектам, которые реализуют инновационные проекты по импортозамещению.
Недостатком предлагаемого минэкономразвития региона механизма субсидирования является то, что при неограниченном максимальном размере кредита субсидия, предназначенная для покрытия процентных ставок, ограничивается всего лишь 5 миллионами рублей. Такой размер субсидии позволит простимулировать лишь краткосрочные локальные инвестиционные проекты по техническому перевооружению, но не будет способствовать массовому созданию импортозамещающих производств за счет этого источника. На таких условиях субсидирования промышленные и машиностроительные предприятия не смогут реализовывать крупные долгосрочные инвестиционные проекты.
Проведенный экономический расчет показывает, что субсидия, выданная на условиях Государственной программы региона «Развитие импортозамещения и научно-производственной кооперации в отраслях промышленности Челябинской области на 2015-2020 годы», покроет кредит в размере 60 млн рублей сроком на 12 месяцев или 25 млн руб. сроком на 5 лет. При этом средняя стоимость инвестиционных проектов, осуществляемых, например, ОАО «Уралэлемент» по техни-
ческому перевооружению производства химических источников тока и батарей (на существующих площадях), составляет 332 млн руб. при среднем сроке реализации в 5 лет; на ООО «Уфалейский завод металлоизделий» средняя стоимость проекта - 365 млн руб. при среднем сроке реализации в 4 года.
В настоящее время такой размер субсидии в большей мере соответствует условиям поддержки малого, а не крупного бизнеса в регионе. Для эффективной государственной поддержки крупных долгосрочных инвестиционных проектов, нацеленных на экспортоориентированное импортозаме-щение, установленный Минэкономразвития Челябинской области размер субсидии для покрытия процентных ставок необходимо повысить до 30-50 млн руб.
В целях повышения эффективности Государственной программы развитие импортозамещения в отраслях промышленности Челябинской области состав программно-целевых инструментов следует расширить, поскольку одного субсидирования процентных ставок явно недостаточно.
В настоящее время в Программе дополнительно следует задействовать следующие инструменты государственной поддержки, предусмотренные Законом Челябинской области № 201-ЗО от 18.06.2015 г. «О промышленной политике в Челябинской области» [8]:
- предоставление финансовой поддержки субъектов промышленности за счет средств областного бюджета через Государственные фонды развития промышленности Челябинской области;
- предоставление налоговых льгот в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и Челябинской области;
- предоставление областных государственных гарантий;
- предоставление субъектам промышленности субсидий на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых в ходе реализации инвестиционных проектов;
- предоставление финансовой поддержки организациям, осуществляющим инновационную деятельность, при оказании инжиниринговых услуг, при реализации проектов по повышению экологической безопасности промышленных производств;
- формирование условий для координации и кооперации деятельности субъектов в сфере промышленности при осу-
ществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности;
- стимулирование деятельности по созданию или освоению производства промышленной продукции путем внедрения в производство результатов интеллектуальной деятельности в приоритетные направления развития техники и технологий.
Анализ реализации действующих инфраструктурных проектов в регионе показал, что не все из них в полной мере нацелены на развитие импортозамещения в отраслях промышленности. Так, только что открытый мультимодальный транспортно-логистический комплекс «Южноуральский» (кроме сборочного производства) в значительной мере ориентирован на переработку сельскохозяйственной продукции и производство продуктов питания. Индустриальный парк инноваций «Малая Со-сновка» фактически пустует из-за высокого входного барьера (от 200 млн руб.) и незавершенных работ по подведению к границе сетей газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения. В то же время в регионе не предусмотрен долгосрочный инфраструктурный проект по модернизации городского трамвайного парка в Челябинске, Магнитогорске и Златоусте с учетом системной работы по замене импортных узлов и комплектующих выпускаемых трамвайных вагонов на аналоги российского производства, что позволило бы загрузить производственные мощности Усть-Катавского вагоностроительного завода. При этом следует учитывать, что износ трамвайного парка в области составляет 90%, а замене подлежит более 500 трамваев [1]. Для обеспечения государственной поддержки в данной сфере правительство Челябинской области должно включить в Программу развития импортозамещения в отраслях промышленности: 1) комплекс мероприятий по обновлению трамвайных вагонов в городах Челябинской области (Челябинске, Магнитогорске и Златоусте) до 2020 года; 2) мероприятия по софи-нансированию затрат на закупку субсидируемой техники (трамвайных вагонов), а также сам план закупок субсидируемой техники в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конку-рентоспособности»(Постановление Правительства РФ от 01.04.2015 № 303).
Дополнение Проекта Государственной программы региона «Развитие импорто-замещения и научно-производственной кооперации в отраслях промышленности
Челябинской области на 2015-2020 годы» за счет отмеченных положений позволит достичь ее основную цель - увеличить валовой региональный продукт за счет роста производства импортозамещающей продукции и расширения рынков ее сбыта.
1. Генеральный директор Усть-Катавско-го вагоностроительного завода (УКВЗ) Александр Гнатюк: УКВЗ нацелен на долгосрочные перспективы [Текст] // Комсомольская правда. 2015. 15 апр. Режим доступа: http://www.chel. kp.ru/daily/26367/3248524/ (дата обращения: 09.07.2015).
2. Головихин, С.А. К новой стратегии повышения конкурентоспособности региона на основе развития наукоемкого машиностроения [Текст] / С.А. Головихин // Социум и власть. 2014. № 4 (48). С. 103-108.
3. Головихин, С.А. Обеспечение конкурентоспособности региона на основе формирования конкурентных преимуществ региональных машиностроительных предприятий [Текст] / С.А. Голо-вихин // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 40 (223). С. 13-22.
4. Динамика инвестиций в основной капитал в Челябинской области по видам экономической деятельности (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году) [Электронный ресурс]. URL: http://chelstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ ts/chelstat/resources/1e872f0048c0f205a051f0f7eaa5adf2/ %D0%98%D0%A4%D0%9E+%D0%B8%D0%BD% D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82.pdf (дата обращения: 10.08.2015).
5. Малых, О.Е. Знание как основной фактор экономического роста [Текст] / О.Е. Малых, А.Р. Каюмова // Научное мнение. 2013. № 9. С. 264-269.
6. Неживенко, Е.А. Классификация факторов конкурентоспособности региона [Текст] / Е.А. Не-живенко, И.А. Новикова // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-7. С. 1397-1401.
7. Неживенко, Е.А. Системный подход к региональным исследованиям конкурентоспособности [Текст] / Е.А. Неживенко, И.А. Новикова // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-5. С. 1012-1016.
8. О промышленной политике в Челябинской области: Закон Челябинской области № 201-ЗО от 18.06.2015 г. URL: file:///C:/Users/26er/Download s/7400201506220003%20(1).pdf (дата обращения: 08.08.2015).
9. Печерица, Е.В. Кластерный подход к изучению территориальных социально-экономических систем [Текст] / Е.В. Печерица, Е.Е. Шарафанова // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2013. № 3 (17). С. 144-150.
10. План содействия импортозамещению в промышленности: Распоряжение Правительства РФ от 30 сентября 2014 года № 1936-р. URL: http:// prom.tularegion.ru/netcat_files/7645/11598/h_b77c 8021d05140cd86206080fba5fd69 (дата обращения: 07.08.2015).
11. Полякова, А.Г. Государственное управление в контексте проблемы модернизации экономики региона [Текст] / А.Г. Полякова // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2011. № 1. С. 128-131.
12. Развитие импортозамещения и научно-производственной кооперации в отраслях промышленности Челябинской области на 2015-2020 годы: Проект государственной программы Челябинской области. URL: http://www.econom-chelreg.ru/prog rrealmingp&article=3397&print=1 (дата обращения 10.08.2015).
13. Тимошенко, В. Политика импортозамещения в России: от слов к делу [Текст] / В. Тимошенко. URL: http://www.garant.ru/article/630000/ #ixzz3iLZGk8Cv (дата обращения: 08.08.2015).
References
1. Generalnyi director Ust-Katavskogo va-gonostroitelnogo zavoda (UKVZ) Aleksandr Gnatyuk: UKVZ natselen na dolgosrochnyie perspektivy (2015) // Komsomolskaya Pravda, April the 15, available at: http://www.chel.kp.ru/daily/26367/3248524/ (accessed: 09.07.2015) [in Rus].
2. Golovikhin, S.A. (2014) Sotsium i vlast', № 4 (48), pp. 103-108 [in Rus].
3. Golovikhin, S.A. (2011) Regionalnaya economica: teoriya i praktika, № 40 (223), pp. 13-22 [in Rus].
4. Dinamika investitsyi v osnovnoi capital v Chelyabinskoi oblasti po vidam ekonomicheskoi deyatelnosti (v sopostavimyh tsenah; v protsentah k predyduschemu godu ) (2015). Available at: http:// chelstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chel-stat/resources/1e872f0048c0f205a051f0f7eaa5adf2/ %D0%98%D0%A4%D0%9E + %D0%B8%D%BD% D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82.pdf (accessed: 10.08.2015) [in Rus].
5. Malykh, O.E., Kayumova, A.R. (2013) Nauch-noye mneniye, № 9, pp. 264-269 [in Rus].
6. Nezhivenko, E.A., Novikova, I.A. (2013) Fun-damentalnye issledovaniya, № 11-7, pp. 1397-1401 [in Rus].
7. Nezhivenko, E.A., Novikova, I.A. (2013) Fun-damentalnye issledovaniya, № 11-5, pp. 1012-1016 [in Rus].
8. O promyshlennoi politike v Chelyabinskoi oblasti: Zakon Chelyabinskoi oblasti № 201-30 ot 18.06.2015 (2015). Available at: file:///C:/Users/ 26er/Downloads/7400201506220003%20(1).pdf (accessed: 08.08.2015) [in Rus].
9. Pecheritsa, E.V., Sharafanova, E.E. (2013) Teoria i praktika servisa: ekonomika, sotsialnaya sfera, tekhnologii, № 3 (17), pp. 144-150 [in Rus].
10. Plan sodeistviya importozamescheniyu v pro-myshlennosti: Rasporyazheniye Pravitelstva RF ot 30 sentyabrya 2014 goda № 1936-p (2014). Available at: http://prom.tularegion.ru/netcat_files/7645/11598/ h_b77c8021d05140cd86206080fba5fd69 (accessed: 07.08.2015) [in Rus].
11. Polyakova, A.G. (2011) Gumanitarnye i sot-sialno-ekonomicheskie nauki, № 1, pp. 128-131 [in Rus].
12. Razvitiye importozamescheniya i nauchno-proizvodstvennoi kooperatsii v otraslyah promyshlen-nosti Chelyabinskoi oblasti na 2015-2020 gody: Proekt gosudarstvennoi programmy Chelyabinskoi oblasti (2015). Available at: http://www.econom-chelreg. ru/progrrealmingp&article=3397&print=1 (accessed: 10.08.2015) [in Rus].
13. Timoshenko, V. Politika importozamescheniya v Rossii: ot slov k delu (2015). Available at: http:// www.garant.ru/article/630000/#ixzz3iLZGk8Cv (accessed: 08.08.2015) [in Rus].
UDC 338.45/01
THE POLICY OF IMPORT
SUBSTITUTION
IN INDUSTRY
AND ITS IMPACT
ON THE PROSPECTS OF
ECONOMIC DEVELOPMENT
OF CHELYABINSK REGION
Nezhivenko Elena Alekseevna,
Chelyabinsk State University,
Professor of the Chair of Economic Theory
and Regional Development,
Doctor of Economics, Associate Professor,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Annotation
The paper deals with the fundamental principles of regional policy of import substitution in the industry of Chelyabinsk region. The author makes proposals as for the forming of export-oriented import substituting complexes in the region and improving financial economic support of import substitution in Chelyabinsk region. Proposals to improve infrastructural support of import substitution in Chelyabinsk region are considered.
Key concepts: industry,
import substitution , policy of import substitution, industrial sectors,
development of regional economics.