Вестник Института экономики Российской академии наук
2/2017
ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
П.А. ЕРШОВ
аспирант Сибирского института управления (филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ)
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЙ
Импортозамещение в последние годы стало важным направлением развития российской промышленности и реализации государственной экономической политики. В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы отсутствия единого подхода к понятиям «импортозамещение» и «политика импортозамещения». Собраны и систематизированы определения данных понятий, предложенные отечественными и зарубежными авторами на основе различных подходов, проанализированы их содержание и упущения. Даны авторские определения понятий «импортозамещение» и «политика импортозамещения», графически показано их соотношение, сформулированы принципы реализации.
Ключевые слова: импортозамещение, понятие, принципы, политика импортозамещения.
Проблемы импортозамещения в российской экономической науке стали рассматриваться едва ли не с самого начала рыночных реформ. После кризиса 1998 г. , когда импортозамещение было реализовано с наибольшим эффектом [1], тема импортозамещения постоянно поднимается в общественных и научных дискуссиях. Однако в России так и не сложилось единого мнения о сущности, целях и способах реализации импортозамещающей политики, что приводит к разному пониманию данного явления и, соответственно, к использованию самого понятия «импортозамещение». Таким образом, в современной российской экономической науке сохраняется необходимость формулирования универсального понятия «импортозамещение», его принципов и соотношения с понятием «политика импортозамещения».
Санкции западных стран, сокращение доходов от нефтегазового экспорта и девальвация рубля сделали невозможным поддержание
1БЬ: Е20.
импорта на прежнем уровне. Но в то же время именно сейчас появились предпосылки для наиболее эффективной реализации импортозамещающей политики, необходимость реализации которой в современной России определяется многими авторами как возможность избавления от импортозависимости и обеспечения экономической безопасности государства [2], [3]. И.И. Пичурин и Д.В. Блинов указывают, что увеличение импорта никогда не приносило блага российской экономике, а в настоящее время оно достигло такого масштаба, что само существование России «оказалось под угрозой» [4]. Академик Л.И. Абалкин обосновывает тезис о том, что государство, особенно в форс-мажорной кризисной ситуации, вынуждено даже себе в убыток производить то, без чего оно не может обходиться [5].
Сами понятия «импортозамещение» и, в особенности, «политика импортозамещения», появившиеся достаточно давно, а также их цели и методы трактуются разными учеными по-разному. Крупнейшие западные ученые в области импортозамещения - Х. Ченери, Н. Картер, [6], П.Х. Линдерт [7] - рассматривали импортозамещение, с одной стороны, в качестве одного из основных стимулов развития национальной экономики, и, с другой - с позиции изменения условий внешней торговли. Также в западных работах импортозамещение определяется как способ вовлечения государства в мировое хозяйство, обеспечения роста экономики за счет развития внутреннего рынка промышленных товаров. Эти идеи основаны на том, что почти все страны, достигшие промышленного успеха, кроме Великобритании (так как она была первой страной, вставшей на путь промышленного развития), так или иначе проходили этап замещения импорта от своих более развитых соседей. С этой точки зрения, импортозамещение является естественным процессом, происходящим в разное время в различных странах.
Одним из крупнейших теоретиков, разрабатывавших концепцию импортозамещения, был латиноамериканский экономист Р. Пребиш. Главная идея Пребиша - осуществление индустриализации слаборазвитыми странами на основе импортозамещения и родственная ей концепция «опоры на собственные силы». Последняя хотя и не породила стройной доктрины экономического развития, но дала мощные импульсы для ведения целенаправленной региональной и субрегиональной политики [8].
В России теории импортозамещения стали разрабатываться значительно позже - с 1990-х годов. Основные подходы к импортозаме-щению были систематизированы Е.Г. Анимицей, П.Е. Анимицей и А. А. Глумовым [9]. Для того чтобы выработать наиболее «универсальное» определение данного понятия, рассмотрим основные трактовки определения импортозамещения, встречающиеся в отечественной литературе.
A.Н. Матанцев: импортозамещение - это процесс замены на рынке импортных товаров отечественными [10]. Такое определение отражает сущность процесса, но ничего не говорит о его содержании, причинах и следствиях.
Е.Е. Румянцева: импортозамещение - это уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством развития национального (внутреннего) производства того же или аналогичных товаров [11]. «Современный экономический словарь» определяет импор-тозамещение как уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране таких же или аналогичных товаров [12]. Недостаток такого определения состоит в том, что сокращение импорта товара не происходит по приказу или волевому решению (кроме случаев введения торгового эмбарго), а развитие отечественных производств не делает их продукцию автоматически конкурентоспособной.
Е.В. Волкодавова определяет импортозамещение как систему мер, обеспечивающих достижение намеченных предприятием целей по объемам и структуре импортозамещения для повышения эффективности его деятельности [13]. А.Н. Макаров под импортозамеще-нием понимает систему мер, обеспечивающую достижение намеченных целей по объемам и структуре производства отечественной продукции при одновременном снижении потребления импортных товаров [14]. В данном случае импортозамещение понимается как целенаправленный процесс освоения новой, ранее импортируемой продукции без указания на необходимость обеспечения конкурентоспособности этой продукции и экономической целесообразности ее производства.
B.А. Семыкин: импортозамещение - процесс оптимизации структуры экономики страны и региона путем создания дополнительных производств и отраслей, способных заменять импорт, позволяющих делать экономику независимой от внешних рисков, внешнеэкономических связей, внешних сговоров монополий и группировок стран, способных наносить ущерб странам-импортерам путем подрыва их стабильности и устойчивости, удорожания поставок комплектующих товаров, сырья, продовольствия [15]. В этом определении импортоза-мещение определяется скорее не как экономический процесс и следствие промышленного развития, а как способ защиты от недобросовестных иностранных партнеров. Понятие «оптимальной структуры» слишком субъективно и не подходит для целеполагания. Кроме того, такая экономическая защита может быть очень затратной для экономики и не соответствовать целям экономического развития.
В.К. Фальцман определяет развитие импортозамещающих производств как «восстановление конкурентоспособности российской про-
дукции по качеству и цене на внутреннем рынке» [16]. Такое определение с экономической точки зрения более оправданно, но иногда «восстанавливать» нечего, а создание новых производств и продуктов данное определение не учитывает.
A.М. Семёнов определяет импортозамещение как целевую установку обеспечения роста экономики за счет развития внутреннего рынка промышленных товаров [17]. Возможно, есть случаи (например, в условиях «мобилизационной экономики»), когда импортозамещение само по себе принимает именно форму «целевой установки». Однако в реальности это скорее не целенаправленный процесс промышленного развития, а процесс, основанный на росте производительности труда и конкурентоспособности.
B. Шумаев и Д. Морковкин: импортозамещение представляет собой тип экономической стратегии государства, которая направлена на обеспечение внутреннего рынка на основе замещения импортных товаров продукцией национального производства [18]. Безусловно, импортозамещение приводит к насыщению рынка отечественными товарами, однако данное определение не учитывает фактор конкурентоспособности и экономической эффективности.
Перечисление всевозможных определений и подходов можно продолжать достаточно долго, тем более что в последнее время темой импортозамещения занято очень много ученых и практиков. Тем не менее некоторые тенденции уже очевидны.
Экономисты развитых стран определяют импортозамещение как возможность выхода страны на международный рынок, способ включения в международное разделение труда. В Латинской Америке импортозамещение больше связывают с отгораживанием национальной экономики от мирового рынка, с «замыканием» производства на внутреннем потреблении и, как следствие, с развитием производства на основе гарантированного внутреннего спроса.
Определения, данные российскими авторами, выстроены в хронологическом порядке. При этом просматривается четкая тенденция: в середине 2000-х годов импортозамещение в большей степени рассматривалось как свободный экономический процесс и как следствие интенсивного промышленного развития, а в середине 2010-х годов уже больше как целенаправленная, управляемая государством стратегия развития, связанная с ростом производства промышленных товаров внутри страны, ранее импортировавшихся, и обеспечивающая товарную независимось от импорта.
Анализ перечисленных определений позволяет предложить некое «универсальное» определение импортозамещения.
На наш взгляд, импортозамещение - это такое развитие национальной экономики, при котором товары, производимые внутри страны,
обладают более высокими конкурентными преимуществами на внутреннем рынке по сравнению с импортируемыми.
Такая составляющая импортозамещения как «развитие национальной экономики» подразумевает, что импортозамещение всегда связано с развитием, и оно практически невозможно, или крайне затруднено, в условиях общей деградации промышленного производства. Следующая характеристика - «товары, производимые внутри страны, обладают более высокими конкурентными преимуществами» - достаточно емко описывает необходимость экономической целесообразности, эффективности, требований к качеству и обусловленность платежеспособным спросом производимых импортозамещающих товаров. Наконец, условие сравнения импортозамещающих товаров с «...импортируемыми, на внутреннем рынке...» - это условие, отделяющее импортозамещение от любого другого процесса промышленного развития.
Политика импортозамещения - это целенаправленное воздействие государства на национальную экономику и создание таких институциональных условий, при которых обеспечивается возможность создания и развития производства внутри страны товаров, более конкурентоспособных на внутреннем рынке по сравнению с импортируемыми.
Главная особенность этого определения состоит в том, что функция государства проявляется не в участии государства в экономическом процессе как субъекта, заказчика или ключевого инвестора, а в том, что оно создает условия, при которых разработка и производство промышленной продукции становятся достаточно привлекательными для появления и развития в данном направлении предпринимательской инициативы и инвестиционной активности.
Импортозамещение может происходить как под влиянием промышленной, так общеэкономической политики (например, снижение или оптимизация налогов могут привести к росту инвестиций и освоению производств, ранее не существовавших). Любая другая, например, внешняя или культурная политика может также привести к изменению потребительских ценностей и предпочтений и, как следствие, к массовому отказу от потребления импортных товаров в пользу отечественных. Кроме того, импортозамещение вообще может происходить не под влиянием политики, а самостоятельно, в силу объективной инвестиционной привлекательности национальной экономики.
На рисунке соотношение понятий «импортозамещение» и «политика импортозамещения» показано с помощью кругов Эйлера.
Политика импортозамещения включает в себя все аспекты деятельности государства, направленные на развитие импортозамещающих процессов, однако ключевым и «инициирующим звеном» в ней является промышленная политика государства. Именно ее интенсив-
Источник: составлено автором.
Рис. 1. Соотношение понятий «импортозамещение» и «политика импортозамещения ».
ность и эффективность определяют результат всего промышленного развития, основанного на импортозамещении.
Для того чтобы более полно раскрыть сущность импортозамещающей политики, необходимо сформулировать ее основные принципы.
На наш взгляд, принципы импортозамещающей политики, предлагаемые в научной литературе, носят преимущественно конъюнктурный характер, подходящий для текущей экономической ситуации в России, но не позволяющий признать их универсальными и теоретически обоснованными.
Е.Г. Гаврилина, А.Э. Савчук, Е.В. Неупокоева к конкретным базовым принципам реализации импортозамещающей промышленной политики в России относят [19]:
- воссоздание импортных деталей в связи с невозможностью их приобретения и модернизация существующего импортного товара как основы для начала собственного производства;
- реиндустриализацию, повышение доли промышленности в ВВП и передовых с технологической точки зрения производств в структуре промышленности;
- стимулирование внутреннего спроса на продукцию промышленных предприятий, в том числе через «дотирование» цен и систему государственного заказа;
- длительный характер проводимых мероприятий, позволяющий привлечь долгосрочные инвестиции;
- сохранение высокой степени открытости экономики, за исключением отраслей, обеспечивающих обороноспособность страны и безопасность ее граждан;
- развитие кооперации с зарубежными партнерами в областях технологического обмена, научного сотрудничества и создания передовых производственных технологий.
Данные принципы, вероятно, продиктованы необходимостью реализации политики импортозамещения в отдельных отраслях промышленности и производства некоторых товаров. Применительно же ко всей национальной экономике многие принципы не бесспорны:
- «воссоздание импортных деталей» - не всегда экономически целесообразно, да и многие развитые страны активно импортируют необходимые им комплектующие;
- «реиндустриализация, повышение доли промышленности в ВВП» - такой принцип не согласуется с необходимостью повышения конкурентоспособности и производительности труда. Искусственное расширение производства товаров, не обоснованное ростом спроса и качеством, может привести к снижению производимой прибавочной стоимости и к иным экономическим проблемам. Кроме того, как показывает практика, многие развитые страны имеют низкую долю промышленного производства, но получают значительный доход за счет специализации в других видах экономической деятельности;
- «длительный характер проводимых мероприятий» - данный принцип вызывает сомнение в связи с тем, что длительная поддержка может повлечь за собой зависимость производства от субсидирования и иждивенческие настроения в предпринимательской среде.
Есть мнение [20], что политика импортозамещения в России должна придерживаться следующих принципов:
- отказ от фетишизации роли конкуренции в развитии современной экономики;
- отказ от принципа невмешательства государства в экономику;
- отказ от представления о том, что государство является менее эффективным менеджером.
Однако данные принципы, полностью основанные на всеобъемлющем вмешательстве государства в экономику, противоречат принципам самого рынка и, кроме того, ведут к подмене предпринимательской инициативы государственной поддержкой, что в конечном счете пагубно сказывается на конкурентоспособности, производительности труда и экономической выгоде от создаваемых производств.
Если понимать принципы как ограничения, требующие безусловного соблюдения, то для политики импортозамещения они будут следующими:
- рост производительности труда. М. Портер утверждает, что основной показатель, определяющий конкурентоспособность национальной экономики, это ее производительность [21], то есть объем производимой продукции на единицу затраченного фактора производства (труда, капитала и т.д.). Соответственно, для успешной реализации политики импортозамещения в первую очередь необходимо воздействовать на рост конкурентоспособности отечественной продукции, а это означает постоянный и более быстрый, чем у стран-конкурентов, рост производительности экономики в целом. Несоблюдение данного принципа приводит к потере экономической выгоды, к утрате рынков сбыта и к очередному витку импортозависимости;
- ограниченность во времени. Действие мер поддержки производителей, а так же достижение поставленных целей должно укладываться в строго ограниченные временные рамки. Иными словами, поддержка импортозамещения должна осуществляться только на этапе создания нового производства или с целью помочь пережить кризисный период. Несоблюдение данного принципа приводит к подмене предпринимательской инициативы государственным стимулированием, зависимостью производства от постоянного субсидирования и, в конце концов, к убыточности производства;
- открытость экономики. Для развития современного производства необходим постоянный приток инвестиций, новых технологий, оборудования, обученных специалистов в национальную экономику. Закрытость экономики только препятствует этим процессам. Несоблюдение данного принципа ведет к низкой конкуренции на внутреннем рынке, медленному обновлению производства, снижению инновационной активности, потере качества и конкурентоспособности товаров и, как следствие, к экономическим убыткам;
- стратегический характер политики импортозамещения. Несмотря на то, что политика импортозамещения должна опираться в первую очередь на рыночные механизмы, сама по себе политика является процессом целенаправленным и, как следствие, должна содержать в себе стратегическое видение на средне- и долгосрочную перспективу. Такое видение придает стабильность всей экономической системе, а также уверенность и необходимые ориентиры для предпринимателей и инвесторов. Несоблюдение данного принципа может их отпугнуть;
- стимулирующий, а не директивный характер реализации политики. История знает немало примеров [22], когда правительства, в погоне за созданием производств отечественных товаров, пре-
небрегали объективными экономическими законами и создавали чрезмерно благоприятные условия для ведения экономической деятельности. Конечно, на какое-то время это создавало новые рабочие места и обеспечивало некоторый экономический рост. Однако в дальнейшем это приводило к самоизоляции от мировой экономики; к технологическому и конкурентному отставанию; к неэффективному управлению и использованию ресурсов; к необходимости выстраивать производственные цепочки, которые могут быть более капитало- и ресурсоемкими, чем уже существующие, и, как следствие, - к глубокому экономическому кризису.
Выводы
1. Импортозамещение - это такое развитие национальной экономики, при котором товары, производимые внутри страны, обладают более высокими конкурентными преимуществами на внутреннем рынке по сравнению с импортируемыми.
2. Политика импортозамещения - целенаправленное воздействие государства на национальную экономику и создание таких институциональных условий, при которых обеспечивается возможность создания и развития производства внутри страны товаров, более конкурентоспособных на внутреннем рынке по сравнению с импортируемыми.
3. Принципы политики импортозамещения:
- рост производительности труда;
- ограниченность во времени;
- открытость экономики;
- стратегический характер политики импортозамещения;
- стимулирующий характер реализации политики импортозаме-
ЛИТЕРАТУРА
1. Кадочников П.А. Анализ импортозамещения в России после кризиса 1998 года. / П.А. Кадочников. 2006.
2. Фальцман В. Российские товары на мировом рынке: как измерить конкурентоспособность? // Современная Европа. 2014. № 1. С. 5-16.
3. Иванов И. Импорт и импортозамещение в России // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 1. С. 15-21.
4. Пичурин И.И., Блинов Д.В. Обеспечение импортозамещения после вступления России в ВТО. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2014.
5. Абалкин Л. И. Избранные труды: в 4-х т. Т. IV: В поисках новой стратегии / ВЭО России. М.: Экономика, 2000. .
щения.
6. Ченери Х., Картер Н. Внутренние и внешние аспекты планов и процесса экономического развития // Конференция по долгосрочному планированию и прогнозированию. М., 1972. С. 77-110.
7. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992.
8. Гладкий Ю.Н., Корнекова С.Ю. Импортозамещение и конкурентоспособность российской экономики: к диалектике взаимосвязей // Общество. Среда. Развитие. 2015. № 3. С. 92-97.
9. Анимица Е.Г. Импортозамещение в промышленном производстве региона: концептуально-теоретические и прикладные аспекты / Е.Г. Анимица, П.Е. Анимица, А. А. Глумов // Экономика региона. 2015. № 3. С. 160-172.
10. Матанцев А.Н. 600 способов продвижения торговой марки. М.: Дело и сервис, 2003.
11. Румянцева Е.Г. Новая экономическая энциклопедия. М.: Инфра-М,
12. Райзберг Б., Лозовский Л., Стародубцева Е. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.
13. Волкодавова Е.В. Реализация стратегии импортозамещения продукции на российских промышленных предприятиях // Экономические науки. 2009. № 12. С. 281-286.
14. Макаров А.Н. Импортозамещение как инструмент индустриализации экономики региона. Инновационный аспект. На примере Нижегородской области // Инновации. 2011. № 5. С. 90-93.
15. Семыкин В.А., Сафронов В.В., Терехов В.П. Импортозамещение как эффективный инструмент оптимального развития рыночной экономики // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 7. С. 2-7.
16. Фальцман В.К. Приоритеты структурной политики: импортозави-симость, импортозамещение, возможности экспорта инновационной продукции промышленности // ЭКО. 2014. № 5. С. 162-181.
17. Семенов А.М. Политика импортозамещения в развитии фармацевтической промышленности России: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2014.
18. Шумаев В., Морковкин Д. Импортозамещение как стратегическое направление инновационно-индустриального развития экономики России // Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 2014. № 4. С. 123-126.
19. Гаврилина Е.Г., Савчук А.Э., Неупокоева Е.В. Политика импортозамещения в современной экономике России. USA: Raleigh, Lulu Press,
2005.
2015.
20. Пичурин И.И. Обеспечение импортозамещения после вступления России в ВТО: Монография / И.И. Пичурин, Д.В. Блинов. Екатеринбург: Изд-во УМЦУПИ, 2014.
21. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.
22. Юнусова Э.Р. Модернизация как условие перехода от импортозамещения к экспортоориентированной экономике инновационного типа (зарубежный опыт) // Экономика и управление. 2013. № 5. С. 74-79.
P.A. ERSHOV
postgraduate student of the Department of taxation and accounting, of the Siberian Institute of Management - Branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Novosibirsk, Russian Federation Liery2009@mail.ru
IMPORT SUBSTITUTION AND IMPORT REPLACEMENT POLICY: A THEORETICAL APPROACH TO THE DEFINITION OF THESE CONCEPTS
Import substitution in recent years has become an important direction of development of the Russian industry and the implementation of government economic policy. The article deals with the theoretical problem of the lack of a unified approach to the concepts of "import substitution" and "policy of import substitution," a complete and universal definition of these definitions. Collect and systematize the definition of "import substitution" proposed by Russian and foreign authors on the basis of different approaches, analyzes their contents and omissions. Based on the results of the analysis are copyrights universal concept of "import substitution" and "import substitution policy" that graphically shows their relationship, formulated the principles of implementation. Keywords: import substitution, the concept, the principles of import substitution policies.
JEL: E20.