Научная статья на тему 'Промышленная политика как ключевой фактор перевода экономики региона на высший технологический уклад'

Промышленная политика как ключевой фактор перевода экономики региона на высший технологический уклад Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Жанна Анатольевна

Обосновывается необходимость разработки и реализации региональной промышленной политики на примере Оренбургской области. Рассмотрено содержание таких механизмов реализации промышленной политики, как технологическая реструктуризация, формирование региональной инновационной инфраструктуры и развитие наукоемких отраслей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INDUSTRIAL POLICY AS THE KEY FACTOR OF TRANSFERENCE THE ECONOMY OF REGION TO THE MAXIMUM TECHNOLOGICAL WAY

Necessity of development and realization of regional industrial policy on an example of the Orenburg area is proved. The maintenance of such industrial policy realization mechanisms as technological re-structuring, formation of a regional innovative infrastructure and development of the high technology branches is considered.

Текст научной работы на тему «Промышленная политика как ключевой фактор перевода экономики региона на высший технологический уклад»

МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПЕРЕВОДА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА НА ВЫСШИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД

Ермакова Ж.А.

Обосновывается необходимость разработки и реализации региональной промышленной политики на примере Оренбургской области. Рассмотрено содержание таких механизмов реализации промышленной политики, как технологическая реструктуризация, формирование региональной инновационной инфраструктуры и развитие наукоемких отраслей.

Вопрос о необходимости наличия промышленной политики, ее характере и методах активно дискутировался в течение всего перестроечного периода развития России. При этом диапазон мнений был весьма широк: от полного отрицания такой политики до ее подробной разработки и директивности отдельных элементов. Теоретической основой такой полемики служили положения либеральной и государственно-регулируемой экономики. Господство либеральной теории обусловило практическое отсутствие промышленной политики в России в течение длительного периода: усилия государственных органов были сосредоточены в сфере создания рыночных институтов и формирования так называемой "саморегулируемой рыночной экономики". Однако опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что промышленная политика является необходимой частью экономической политики государства в целом. Поэтому отказываясь от разработки и принятия к действию стратегической промышленной политики в условиях глобализации мирового рынка Россия как государство обрекает себя на роль пассивного соучастника воплощения в жизнь промышленной политики других государств.

Время выбора промышленной политики

К началу XXI века Россия подошла с весьма непростым "багажом". Экономический кризис выразился в уменьшении валового внутреннего продукта вдвое по сравнению с 1990 годом, инвестиции сократились в 5 раз, физический износ основных фондов в промышленности превышает 50% [1, 2]. В национальном хозяйстве наблюдается существенное снижение производительности труда и других показателей экономической эффективности. Все это сопровождалось полукриминальной приватизацией, созданием грандиозных финансовых пирамид, дефолтами и проч.

Результатом этого в социальной сфере стало огромное имущественное расслоение населения, а в промышленности - технологическая деградация, выразившаяся в резком сокращении доли обрабатывающих отраслей, прежде всего военно-промышленного комплекса и наукоемких производств, соответствующих пятому технологическому укладу (далее ТУ). По оценкам специалистов, доля производств современного V ТУ сократилась втрое при значительном увеличении устаревшего третьего и реликтовых укладов [3]. Начиная с 1999 - 2000 гг. и по настоящее время можно говорить об оживлении в экономике. Тенденции многих важных показателей экономической динамики стали устойчиво положительными. Но эти успехи достигнуты за счет факторов низкого порядка: благоприятной конъюнктуры мировых цен и некоторого

расширения внутреннего рынка за счет роста заработной платы. Экстенсивный путь по определению имеет пределы и меньшую эффективность по сравнению с интенсивным. Сейчас с особой остротой встают вопросы идентификации и использования долгосрочных внутренних (для страны) факторов экономического роста.

Изучение опыта успешных в экономическом плане стран позволяет сделать вывод о том, что концептуальной основой такой стратегии развития экономики России может быть промышленная политика инновационного характера. Являясь неотъемлемой и органичной частью общей экономической политики государства, промышленная политика может и должна стать интегратором опережающего динамичного развития страны.

Инновационная обусловленность промышленной политики определяется следующим:

• ведущие страны вступают в эпоху "экономики знаний", где знания являются производительной силой, а обладатель принципиально нового инновационного знания получает явные преимущества на рынке;

• производить конкурентоспособные на мировом рынке товары может только обрабатывающая промышленность, базирующаяся на передовых технологиях, обеспечивающих максимальное качество при минимально возможных издержках.

Отсутствие промышленной политики с такими характеристиками будет способствовать закреплению за Россией роли поставщика сырья для развитых экономик.

Безусловным императивом промышленной политики России на современном этапе является осуществление технологической реструктуризации промышленности, которая характеризуется (как минимум) следующим:

• необходимо опережение прироста инвестиций в основной капитал над приростом ВВП;

• инвестиции должны носить инновационный характер, так как в противном случае они "консервируют" технологическую отсталость российской промышленности.

Макро- и мезоуровни промышленной политики

Промышленная политика может осуществляться на различных уровнях, как минимум на уровне страны (макро), региона (мезо) и муниципалитета (микро). Каждый из этих уровней имеет собственное содержание, формы и методы реализации.

В настоящее время активизировалась полемика о промышленной политике на макроуровне. Особого внимания, на наш взгляд, заслуживают публикации С. Губанова, М. Ершова, А. Амосова и другие [4-6].

Этапным событием явилось рассмотрение на совместном заседании Совета Безопасности РФ и Президиума Госсовета Российской Федерации в марте 2004 года вопроса формирования государственной инновационной политики. При этом как инновационная, так и промышленная политика являются неотъемлемыми органичными составляющими более общей политики экономического и социального развития страны. На эту органическую взаимосвязь обращали внимание в своих публикациях многие ведущие ученые-экономисты (А.Д. Некипелов, В.Л. Макаров, Ю.В. Яковец, С. Губанов, Б. Плышевский).

Также этапным следует признать распоряжение Правительства РФ от 22 января 2004 г. "О стимулировании инновационной деятельности и внедрении в производство

наукоемких технологий" с преобладающим акцентом на промышленный комплекс страны.

Однако большинство публикаций и разработок ведущих ученых и политиков в части промышленной политики, как правило, рассматривают проблему применительно к федеральному уровню. На необходимость разработки и реализации наряду с общегосударственной политикой органично связанной с ней региональной промышленной политики обращает внимание относительно небольшая группа ученых. Это прежде всего Ю.В. Яковец, A.A. Румянцев, Ю.Б. Винслав, а также ученые Института экономики Уральского отделения РАН А.И. Татаркин, O.A. Романова, Е.М. Козаков, И.С. Иоффе.

Можно также отметить, что реальная практика демонстрирует убедительные примеры полезности и эффективности разработки региональной промышленной политики (даже на уровне городов). Примером тому могут служить разработки по городам Санкт-Петербург [7], Серов [8], областям Томской [9], Новосибирской [10] и Свердловской [11].

Целесообразность разработки региональной промышленной политики обусловлена, с одной стороны, тем, что в России сложились и функционируют территориально-обособленные комплексы, а с другой - тем, что территориальные органы управления (администрации субъектов РФ) могут учесть многообразие и особенность хозяйствующих субъектов и, следовательно, обладают большим разнообразием приемов и инструментов управления и взаимодействия с ними.

Основными принципами разработки и осуществления региональной промышленной политики, по нашему мнению, должны быть:

• однонаправленность и непротиворечивость с федеральной политикой;

• правомочность принимаемых решений на уровне региона;

• использование конкурентных преимуществ региона;

• определение ресурсного обеспечения мероприятий;

• разработка конкретного механизма достижения намеченных целей с учетом имеющихся возможностей и резервов и другие.

Промышленная политика любого региона должна содержать конкретный механизм, обеспечивающий ее реализацию. Процесс формирования отмеченного механизма предопределяет ключевую роль промышленной политики во всем комплексе проблем ее реализации. Собственное понимание содержания механизма реализации применительно к конкретному региону будет представлено нами ниже.

Основы формирования и осуществления промышленной политики в Оренбургской области

Для начала - краткая историческая справка об Оренбургской области.

Расположена на Южном Урале, граничит с Республикой Казахстан (на всем протяжении южной границы - 1876 км). Территория составляет 124 тыс. км2, численность населения - 2162,5 тыс. чел. Входит в состав Приволжского федерального округа (ПФО).

В недрах области разведано более 2500 месторождений 75 видов полезных ископаемых. Оренбургское газоконденсатное месторождение (крупнейшее в Европе) содержит 6% запасов российского газа.

Промышленный потенциал Оренбургской области сформирован 300 крупными и средними предприятиями. Промышленное производство представлено практически всеми отраслями: газовой, электроэнергетической, нефтяной, химической, металлургической, машиностроением, легкой и пищевой.

В таблице 1 приведены основные показатели социально-экономического положения Оренбургской области и для сравнения - ПФО и РФ в целом.

Таблица 1

Основные показатели социально-экономического положения _Оренбургской области, ПФО и РФ за 2004 г.*_

Территория

о

U

о X

к

к ч В

о

Он

с

о и к

ч

X

К

СП

о о

(N

ей Ю Н О

ч о ю со К

о

Он

с

СП О

о

A <N

Ч И

^ о

о

ь-г СЙ

U ¡2

>> о

s «

О к;

Он со

С s

« О

£ ю

ю о х

о о

к к иг к н о к ю X

К

Он

ч

Он

ч

К К

иг

К

н о к ю X X

3

X X а о< н о о X

К

< а

о

ч ч о ч

X

ч

ю 5

н ^

о и

ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

ю о X &

а* с §

К щ

s s

1=Г Ч

<-> в

и и

CD Л

Э I

К &

2 Он

ю

ей

и к

ч

* U

^ о и о

Он

ю

ей

и к ч ю

и 3

Е I

о я

(L) U

2 5

и 5

« S

Он ®

о

Российская Федерация

106,1

101,6

2729,8

40508,9

128,3

6831,8

Приволжский Феде-ральный округ_

105,4

101,2

429,5

2415,5

128,4

5227,1

Оренбургская область

111,3

98,6

27,7

87,5

165,9

4872,0

Примечание. * Составлено автором по: Российская газета. 2005. 23 марта.

Данные свидетельствуют о том, что по темпам промышленного производства Оренбургская область лидирует по сравнению с округом и страной. Следует отметить, что такая тенденция стабильно проявляется с 2002 г. Значительные средства с опережающим темпом роста инвестируются в основной капитал как отечественными, так и зарубежными инвесторами. В целом можно сделать вывод о достаточно стабильном и поступательном развитии экономики Оренбургской области за последние три года.

Промышленный комплекс Оренбургской области включает в себя предприятия 12 комплексных отраслей. В период с 1990 по 2003 гг. структура промышленного комплекса претерпела значительные изменения (рис. 1):

• резко уменьшилась доля машиностроительного комплекса (более чем в 3 раза), пищевой (почти в два раза) и легкой промышленности (в девять раз);

• некоторые отрасли развивались нестабильно;

• наиболее успешным являлось развитие отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

Динамика основных показателей промышленности приведена в таблице 2.

Несомненно благоприятными являются положительный финансовый результат и стабильный выпуск рентабельной продукции. Главной проблемой является нарушение воспроизводства, выражающееся в высокой степени износа основных фондов.

21 9%

23,1%

5,2%

8.6%

22,3%

9,0%

9.2%.

7,0%

16.2%

2000 г.

43,6%:

6.0%

1990 г.

7.3%

12.0%

43,1%

□ электроэнергетика Н топливная

□ черная металлургия

□ цветная металлургия

□ машиностроение пищевая прочие

14 3%

2003 г.

Рис. 1. Динамика отраслевой структуры промышленности Оренбургской области за 1990 - 2003 гг., %

Табтща 2

Показатель 1995 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.

Сальдированный финансовый результат , млн. руб. (до 1998г. млрд. руб.) 2460,9 13666,0 9137,7 11789,7 3931,5 3676,3 925,7

Уровень рентабельности * продукции , % 20,2 12,0 28 28,2 16,0 11,8 6Д

Затраты на рубль продукции, коп. 84,7 86,4 73,5 76,0 84,1 88,1 92,2

Степень износа основных фондов , % 53,6 60,8 56,2 55,5 50,5 54,8 53,3

Примечания. * - по крупным и средним предприятиям

Составлено автором по: Областной статистический ежегодник: Стат. сб. Оренбург: Облкомстат, 2003 (С. 258 - 264); Промышленность Оренбургской области: Стат. сб. Оренбург, 2004. 95 с.

Отраслями, определяющими промышленное "лицо" Оренбуржья, являются чер-

ная и цветная металлургия и топливно-энергетический комплекс (в составе топливных отраслей и электроэнергетики). Поэтому процессы, которые идут в этих отраслях, и их результаты во многом определяют направление, характер и динамику развития экономики Оренбургской области в целом.

Содержание, формы и методы реализации промышленной политики Оренбургской области во многом будут определяться технологическим уровнем отраслей промышленности.

Считаем необходимым отметить, что уровень доминирования технологического уклада правомерно определять на макроуровне - экономики страны в целом. На уровне же территории или отрасли можно говорить о "частном" проявлении тех или иных технологических укладов. В отличие от макроуровня, где показатели и критерии оценки технологических укладов достаточно хорошо проработаны (например, С.Ю. Глазьевым в [11]), аналогичной системы оценки на мезоуровне нет. Поэтому предлагаем собственную предварительную оценку соотношения технологических укладов на прмере базовых отраслей промышленности области.

Черная и цветная металлургия. В ООО "Уральская сталь" (бывший Орско-Халиловский металлургический комбинат) в настоящее время действуют 9 мартеновских и 2 электродуговые печи. Соотношение выплавляемой стали составляет около 75% на 25%. Стоит уточнить, что мартеновский способ соответствует третьему, кисло-родно-конвертерный - четвертому, а электропечной - пятому технологическим укладам.

Введенная в ноябре 2004 г. новая МНЛЗ позволила, начиная с 2005 года, в полном объеме разливать сталь с электродуговых печей непрерывным способом и повысила загрузку электропечей. Следствием этого явилось повышение доли электропечного способа до 35%.

Таким образом, на комбинате параллельно действуют технологические цепи III и V технологических укладов с преобладанием третьего. Принципиально важной целью будет являться преодоление такой многоукладности.

Цветная металлургия входит в состав ядра четвертого технологического уклада. Большинство предприятий цветной металлургии начинают модернизировать производство. Но в целом, их уровень по прежнему соответствует IV ТУ. Более подробно состояние и перспективы развития металлургии в Оренбургской области рассмотрены нами в [12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Производство и переработка нефти входит в состав ядра IV ТУ и представлено рядом нефтедобывающих предприятий, расположенных в западной части Оренбуржья, двумя крупными перерабатывающими предприятиями - это Оренбургский нефте-маслозавод и Орский нефтеперерабатывающий завод. Данные предприятия в последние годы активно осуществляли техническую модернизацию.

Добыча и переработка газа входит в состав ядра пятого технологического уклада. Освоение Оренбургского газоконденсатного месторождения началось в 70-е годы XX века. Оренбургский газовый комплекс - это сложное производство, включающее бурение скважин, добычу газа, конденсата и нефти, переработку на газоперерабатывающем и гелиевом заводах, подземное хранение газа и жидких продуктов, их транс-

портировку до потребителей. Гелиевый завод - единственный в России такого профиля - перерабатывает до 15 млрд. м3 газа в год .

Электроэнергетика области представлена шестью ТЭС, работающими на природном газе и мазуте, и 1 ГЭС. Общая мощность составляет более 3600 тыс. кВт, из них 2400 тыс. кВт (или 67%) вырабатывает Ириклинская ГРЭС. Электроэнергетика, являясь ядром и движущей силой третьего технологического уклада, сохраняет огромное значение и в более высших технологических укладах. Поэтому уровень технологического развития в этой отрасли определяется показателями энергоэффективности при производстве и передаче энергии. Учитывая то, что на протяжении последнего десятилетия на ряде станций внедрялись новые агрегаты и КПД в среднем повысился на 4-7%, уровень электроэнергетики соответствует требованиям IV ТУ.

Машиностроение является наиболее многоукладной отраслью. Соответствие тому или иному технологическому укладу определяется видом и уровнем исполнения готовой продукции. Наиболее высокотехнологичным следует признать ФГУП "Стрела" (г. Оренбург), которое осуществляет производство сложной техники - вертолетов (соответствует IV ТУ), телекоммуникационного оборудования (V ТУ), военной продукции. Крупными машиностроительными предприятиями являются несколько заводов, расположенных в г. Орске, в частности:

• Южноуральский машиностроительный завод, выпускающий широкую гамму металлургического, горношахтного оборудования, в том числе MHJI3 (соответствует III-IV ТУ);

• Орский машиностроительный завод, выпускающий запорную арматуру для нефтепроводов, комплектующие для автомобилей (уровень IV ТУ), военную продукцию;

• Орский механический завод, производящий бытовую холодильную технику (4 ТУ), военную продукцию (от простых видов до сложных).

Вместе с тем ряд мелких и средних машиностроительных предприятий выпускает несложную продукцию, используя, в основном, оборудование и технологии механообработки (ориентировочно III ТУ).

Таким образом, промышленность Оренбургской области характеризуется сочетанием III,IV,V ТУ с преобладанием четвертого и более высокой долей пятого по сравнению с третьим (по объемам фактически выпускаемой продукции). Такое сочетание схематически отражено на рис. 2.

Даже такая достаточно грубая оценка дает объективные основания для разработки промышленной политики инновационного характера, основными задачами которой будут завершение жизненного цикла производств III ТУ, естественное вытеснение (посредством технологической модернизации) производств IV ТУ, соответствующее расширение производств V технологического уклада. Справедливой будет также постановка достаточно амбициозной задачи в виде формирования производств VI ТУ.

Весной 2004 г. гелиевый завод существенно пострадал от мощного пожара. На его восстановление выделены значительные средства РАО "Газпром" и страховой компанией (в СМИ сообщалось о 750 млн. руб. только в течение 2004 г.). Руководство объявило о приобретении новейшего оборудования. Все работы по восстановлению должны закончиться в 2005 г.

производства V ТУ

производства IV ТУ

производства III ТУ

Рис. 2. Схема соотношения технологических укладов в промышленности Оренбургской области (по состоянию на 2004 г.)

Правовое регулирование как условие и фактор развития промышленности

Основополагающими организационно-управленческими документами Оренбургской области являются: Концепция социально-экономического развития Оренбургской области до 2010 года и Программа экономического и социального развития Оренбургской области на 2004 - 2010 гг.

В данных документах признана необходимость и приоритетность инновационного развития экономики и общества Оренбургской области.

Вместе с тем требования и необходимость всемерного развития и поддержки инноваций во всех областях и сферах социально-экономической жизни "размыта", а механизм достижения не разработан.

В этой связи особую значимость, на наш взгляд, приобретает региональная промышленная политика, относительная обособленность которой от федеральной определяется своеобразием территориальных, природных, отраслевых и социальных комплексов.

Определенное своеобразие Оренбургской области заключается в следующем. Во-первых, экономика края сформирована как промышленным, так и сельскохозяйственным производством. При этом отраслевая структура промышленности определяется наличием природных ресурсов, с одной стороны, и влиянием внешних факторов, с другой. Вследствие этого по результатам последнего десятилетия лидирующими стали отрасли топливно-энергетического комплекса и металлургия (совокупная доля в промышленном производстве региона составляет 70 - 80%).

Во-вторых, Оренбургская область имеет перспективное географическое расположение для развития международных транспортных "коридоров" (с выходом на Казахстан, Узбекистан и другие среднеазиатские страны).

В этом контексте промышленная политика Оренбургской области должна быть направлена на развитие прогрессивных технологических цепей в базовых отраслях экономики и формирование на их основе интегрированных структур в следующих секторах: топливно-энергетическом комплексе, металлургии, машиностроении и агропромышленном комплексе.

Разработка промышленной политики в разрезе интегрированных структур (в отличие от отраслевых) позволит преодолеть межотраслевые "разрывы", технологическую многоукладность и повысить эффективность за счет действия инновационного

мультипликатора. Можно предположить, что наиболее продуктивными будут следующие интегрированные структуры:

а) машиностроение - металлургия - энергетика;

б) коксохимия - топливно-энергетический комплекс - газохимия;

в) жилищно-коммунальное хозяйство - машиностроение - транспорт;

г) "мясомолочная" и "зерновая" вертикали (включая переработку, поставщиков оборудования и разработчиков технологий) .

В результате можно ожидать создание нескольких ведущих кластеров, то есть региональных экономико-производственных комплексов, которые составят ядро пятого технологического уклада и создадут предпосылки для формирования технологических цепей шестого технологического уклада.

Содержательные аспекты механизма реализации региональной промышленной политики

Однако все это может остаться декларацией при отсутствии действенного механизма реализации промышленной политики области. Применительно к Оренбургской области такими механизмами могут быть:

• реструктуризация, прежде всего технологическая, базовых отраслей экономики (посредством системы взаимосвязанных программ их развития);

• развитие наукоемких отраслей, "отпочковавшихся" от базовых;

• формирование региональной инновационной инфраструктуры (как форма компенсационного механизма).

Принципиальная схема разработки программы развития отрасли на примере металлургии предложена нами в [12].

Базовыми отраслями, имеющими хороший потенциал инновационного развития, как уже показано выше, являются топливно-энергетический комплекс, металлургия и машиностроение. При этом программы их технологической модернизации дадут мультипликативный эффект в случае наличия взаимоувязанных целей. Удачным примером такого взаимодействия может служить деятельность созданного в конце 2003 г. по инициативе Южноуральского машиностроительного завода Союза металлургов и машиностроителей России. Металлурги, выступая заказчиками нового оборудования дают импульс для развития машиностроения, которое, в свою очередь, позволит снизить затраты на технологическую модернизацию и повысить эффективность металлургических предприятий.

Можно выделить следующие направления технологической интеграции базовых отраслей. Во-первых, взаимодействие нефтяной и газовой отраслей с машиностроением (в том числе с ОАО "Стрела" - предприятием оборонного комплекса): участие в создании и производстве систем коррозионного мониторинга магистральных трубопроводов, газоанализаторов, работающих в реальном времени.

Во-вторых, взаимодействие газовой отрасли с электроэнергетикой при поддержке машиностроения: разработка и внедрение водороднометановой энергетики, энергетических установок на основе электрохимических генераторов преобразования газа в электрический ток.

В-третьих, взаимодействие металлургии и машиностроения: внедрение машин

При этом в середине указана основная для данной интегрированной структуры отрасль (примечание автора).

непрерывного литья заготовок и другого оборудования для перевода черной металлургии на прогрессивные методы электропечного и внепечного способов получения стали и проката; технологическая модернизация процессов добычи и переработки руды в черной и цветной металлургии.

Базовые отрасли Оренбургской области служат основой для появления и развития отраслей более высоких технологических укладов - пятого и, возможно, шестого.

В частности, развитие нефте-, газо- и коксохимии позволит реализовать потенциал таких предприятий, как ЗАО "Завод синтетического спирта" (г. Орск), Оренбургский гелиевый завод, Новотроицкий завод хромовых соединений, ЗАО "Уральская сталь", и создает задел для освоения тонких химических технологий шестого технологического уклада.

Функционирование современного промышленного комплекса практически невозможно без инфраструктуры. Экономика, опирающаяся на передовые технологии и знания как фактор производства, требует соответствующей инфраструктурной составляющей.

Составными элементами инновационной инфраструктуры являются: информационная; образовательная (в части профессионального образования и подготовки кадров); коммерциализация научных идей и разработок; организационно-управленческая и др.

Рассмотрим некоторые из них.

Информационная инфраструктура. Наличие системы информационной поддержки инновационной деятельности имеет большое значение для создания насыщенной информационной среды. В настоящее время наблюдается разрыв между исследователями, разработчиками и хозяйственниками, между региональными властями и промышленниками. Руководители и специалисты предприятий зачастую не знают о достижениях и разработках прикладной науки. Поэтому на повестке дня стоит создание регионального интерактивного портала в Интернете, выпуск специализированных периодических изданий с широкой рассылкой по хозяйствующим субъектам, проведение областных конференций, семинаров, информационных дней. Важно обеспечить доступность к информации о технических новинках на бесплатной основе.

Профессиональная подготовка и обучение кадров. Практически все исследователи и практики отмечают отсутствие кадров, умеющих работать в инновационной среде. Необходимы не только инновационные менеджеры, но и организаторы инновационных сетевых структур, интеграторы научных разработок в производство и т.п. Необходимо также обучение широкого круга специалистов предприятий, чиновников различного уровня по адекватной оценке эффективности инновационной деятельности, по отбору инновационных фирм и анализу их деятельности. Это требует развития многоуровневой системы подготовки и переподготовки специалистов для инноваций. Подробнее данный вопрос разработан нами в [14].

Коммерциализация научных идей и разработок. В развитых странах функцию связующего звена выполняет множество фирм-интеграторов. Роль интеграторов резко возрастет в экономике знаний, так как производство инновационного продукта (услуги) требует участия многих организаций. При отсутствии претендентов на роль интеграторов из частного сектора в условиях нашей страны эту роль должны взять на себя органы управления. В нашем случае - это Администрация области, с последующим созданием Центра региональных инноваций (ЦРИ) или Центра трансфера технологий (с включением его в состав 100 аналогичных центров, создаваемых в стране в рамках

Межведомственной и региональной программы формирования и развития инновационной инфраструктуры, принятой Правительством РФ в конце 2003 года и рассчитанной на 2004 - 2006 гг.).

Организационно-управленческая инфраструктура. Опыт ряда ведущих стран показывает, что инновационное развитие экономики без создания специальных организаций научно-промышленного профиля невозможно. В СССР были созданы специализированные структуры в виде научно-производственных объединений, наукоградов и т.п. Однако их распространенность и территориальное размещение были неравномерными. Оренбургская область - в числе "обделенных". Поэтому для региона особую важность имеет территориальное тиражирование объектов инфраструктуры. В частности - создание инновационного центра в Орско-Новотроицком промышленном узле на базе успешно действующих предприятий машиностроения, металлургии и ведущих ВУЗов; научно-производственных инновационных комплексов (НПИК) в Оренбурге на базе Аэрокосмического института Оренбургского государственного университета (ОГУ) и ОАО "Стрела" (предприятие осуществляет производство сложной машиностроительной продукции, в том числе вертолетов) и ОГУ - ОГАУ (в области переработки сельскохозяйственной продукции и ветеринарии).

Многоканальное финансирование. Инновационная деятельность способна приносить высокую прибыль (до 15 руб. на 1 рубль вложений). Вместе с тем финансирование инноваций носит рискованный характер, на начальном этапе требует безвозмездного финансирования. Поэтому инвестиционное обеспечение возможно только при взаимодействии большого количества инвесторов. При этом их участие должно быть дифференцировано по стадиям инновационного процесса. На начальном этапе (научные разработки) велика роль бюджетного финансирования, на этапах промышленной апробации основную роль должны играть средства корпораций. В Оренбургской области

*

имеется успешный опыт бюджетного финансирования инвестиционных проектов. Необходимо переориентировать выделяемые средства на финансирование именно инновационных проектов, использовать косвенные способы финансирования (в виде налоговых, таможенных льгот и т.п.).

Государственные услуги в сфере инфраструктуры. На уровне областного и муниципального уровней управления необходимо сформировать пакет услуг для физических и юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность, с предоставлением их на условиях максимального благоприятствования. К ним относятся: выделение удобных земельных участков; выделение помещений на условиях низкой арендной платы; бесплатное подсоединение к коммуникациям и т.п.

Региональный инновационный заказ. Особую роль в "раскрутке" промышленной политики инновационного характера на начальном этапе может иметь региональный заказ. В данном случае региональный заказ не рассматривается как способ закупки необходимых товаров для осуществления возложенных на областной уровень управления функций. Формирование регионального инновационного заказа имеет своей целью определение приоритетных для территории направлений развития промышленного

После продажи акций нефтяной компании "ОНАКО", закрепленных в собственности Оренбургской области, в 1999 году был организован областной инвестиционный фонд. За 5 лет было профинансировано 152 проекта на общую сумму 2168,5 млн. руб., из них в базовых отраслях промышленности областную поддержку получили 39 проектов на сумму 1280,88 млн. руб. Основная часть кредитов выдавалась на проекты модернизации производства и освоение новых технологий. Большая часть из них осуществлена, некоторые находятся в стадии ввода в эксплуатацию.

производства, подкрепленных реальным финансированием, жестким контролем и развитием внутриобластной кооперации. В составе такого заказа могут:

• производство новых теплоизоляционных материалов для жилищно-коммунального хозяйства (без энергосбережения построить эффективную экономику в современных условиях практически невозможно);

• производство новых строительных материалов из шламо- и шлакоотвалов ЗАО "Уральская сталь", ОАО "Южноуральский никелевый комбинат" и других металлургических предприятий (для дорожного сельскохозяйственного и жилищного социального строительства);

• разработка технологий утилизации бытового мусора с последующим строительством заводов по переработке мусора в г. Оренбурге, Орско-Новотроицком узле;

• разработка технологий и производство средств очистки промышленных выбросов (с возможностью целевого финансирования этих работ из средств, получаемых в виде платы за загрязнение окружающей среды).

Основной формой всего механизма реализации региональной промышленной политики должен явиться программно-целевой подход. Следует подчеркнуть целесообразность осуществления пилотных межотраслевых проектов, особенно на начальном этапе реализации политики.

***

Несомненно, определение цели, задач, принципов, форм и механизмов реализации промышленной политики Оренбургской области заслуживает более глубокого обоснования и детализации, чем предложено в данной работе. Вместе с тем хотелось бы акцентировать внимание на двух аспектах разработки и реализации промышленной политики - управленческом и социальном.

Управленческие проблемы обусловлены, прежде всего, неустоявшимися отношениями собственности и определенным противостоянием собственников средств производства, с одной стороны, и управленческого аппарата государства и субъектов Федерации, с другой. В результате этого отсутствует стратегическое взаимодействие, наблюдается крен в сторону решения текущих проблем. Понимая, что в период формаци-онных преобразований избежать такой нестабильности невозможно, считаем необходимым обеспечение таких условий, при которых сегодняшние цели и задачи не противоречили бы целям стратегическим. И здесь едва ли не главную роль играют личности первых руководителей всех взаимодействующих в данном процессе субъектов.

По определению А. Н. Пилясова [13], есть два типа сильной исполнительной власти. Первый - проинтеграционный, когда власть и первые лица выступают как агенты экономической координации. Второй - поведение, нацеленное на поиск выгод от несостыковки и несбалансированности региональной системы. Сильная власть лучше слабой независимо от типа. Но первый тип имеет генеральные преимущества, и ее наличие в Оренбургской области позволит обеспечить устойчивое и прогрессивное развитие территории.

Социальный аспект, на наш взгляд, заключается в определении и решении двоякой задачи. С одной стороны, промышленная политика должна быть социально ориентированной и ее реализация выражается, в том числе, в повышении благосостояния и качества жизни населения региона.

С другой стороны, успешная реализация политики невозможна без соответствующего кадрового обеспечения. В решениях вопросов профессионального обучения и подготовки кадров, социальных условий их закрепления за объектами промышленности огромную роль играет скоординированное взаимодействие регионального и муниципального уровней власти с топ-менеджментом предприятий. По меткому определению В. Любовного, "...модернизация - это не только и не столько обновление производственного аппарата, но и в широком смысле качественное количественное преобразование всей социальной сферы, включая среду жизнедеятельности городского и сельского населения" [15]. Поэтому руководству области и крупных городов следует уже сейчас уделять большое внимание взаимоувязанному рассмотрению планируемой модернизации экономики области и вопросам градостроительства (в широком его смысле).

В заключение хотелось бы отметить, что формирование научно обоснованной и практически реализуемой промышленной политики инновационного характера позволит Оренбургской области остаться в числе государственно-значимых регионов, форпостом России на границе со среднеазиатскими странами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Российский статистический ежегодник: 2000. М.: Госкомстат России, 2000.

650 с.

2. Россия в цифрах: 2003. Краткий статистический сборник. М.: Госкомстат России, 2003. 230 с.

3. Яковец Ю.В., Кузык Б.Н. Стратегия инновационно- технологического прорыва. Доклад к XI Кондратьевским чтениям. М.: МФ им. Н.Д. Кондратьева, 2003. 35 с.

4. Губанов С.С. Промышленная политика и государство // Экономист. 2004. № 7. С. 3 - 14.

5. Ершов М. Важнейшие механизмы экономической политики // МЭиМО. 2004. № 6. С. 3 - 12.

6. Амосов А. Промышленная политика и перелив капитала // Экономист, 2004, № 10. С. 12-16.

7. Румянцев A.A. Возможности инновационного развития в регионе // Экономист. 2004. № 1. С. 34-39.

8. Анисимов В., Винслав Ю. Муниципальный уровень промышленной политики: специфика, опыт, принципы совершенствования // Российский экономический журнал. 2001. № 8. С. 13-23.

9. Шапошников A.A. Трансфер технологий // ЭКО. 2003. № 5. С. 91 - 96.

10. Татаркин А.И., Романова O.A., Чененова Р.П., Филатова М.Г. Региональная промышленная политика: теоретические основы, практика формирования и механизм реализации. Препринт. Екатеринбург: УрО РАН, 2000. 82 с.

11. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: Владар, 1993. 310 с.

12. Ермакова Ж.А. Металлургический комплекс Оренбургской области: тенденции и организационно-экономические проблемы технологического развития. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2004. 48 с.

13. Пилясов А.Н. Экономические и политические факторы развития российских регионов // Интеллектуальные и информационные ресурсы и структуры для регионального развития. М.: ИГ РАН, 2002. С. 18 - 38.

14. Ермакова Ж.А. Перевод экономики региона на высшие технологические уклады: проблема подготовки кадров: Препринт. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2004 г. 44 с.

15. Любовный В. Роль городов в инновационном пути развития экономики России // Федерализм. 2004. № 1. С. 181 - 200.

16. Татаркин А.И. Формирование и реализация инновационной модели социально-экономического развития региона // Материалы третьей окружной научно-практической конференции "Повышение конкурентоспособности - основа стратегического развития ПФО". Екатеринбург, 2004. 66 с.

17. Лаженцев В. Новые подходы к организации территориального развития // Федерализм. 2004. № 1. С. 15 - 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.