Научная статья на тему 'Повышение уровня психолого-педагогических компетенций родителей по вопросам развития речевого творчества дошкольников'

Повышение уровня психолого-педагогических компетенций родителей по вопросам развития речевого творчества дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
связная речь / речевое творчество / дошкольный возраста / психолого-педагогическая компетенция / родительский потенциал / online-курс / дистанционные технологии / просветительская деятельность / coherent speech / speech creativity / preschool age / psychological and pedagogical competence / parental potential / online course / distance learning technologies / educational activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Елена Сергеевна

Статья посвящена проблеме взаимодействия родителей с детьми в процессе их речевого развития. В ней рассмотрены основные причины неучастия ближайшего окружения воспитанника в совместной развивающей деятельности: отсутствие мотивации, необходимых знаний по основам психолого-педагогического развития ребенка, а также по инновационным методам в педагогическом воздействии на творческую составляющую речи дошкольника; рассмотрены возможные пути устранения названных причин. Внимание акцентируется на использовании современных технологий для организации просветительской деятельности, направленной на повышение уровня психолого-педагогических компетенций (определяющих знания, умения навыки, а соответственно мотивацию взрослого к собственному развитию и развитию своего ребенка), степени вовлеченности родителей в процесс развития речевого творчества детей. Приводится пример авторской разработки (online-курса лекций для родителей) в целях решения поставленной в исследовании проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неустроева Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the level of psychological and pedagogical competencies of parents on the development of speech creativity of preschoolers

The article is devoted to the problem of interaction between parents and children in the process of their speech development. It examines the main reasons for the non-participation of the pupil's immediate environment in joint developmental activities: lack of motivation, the necessary knowledge on the basics of psychological and pedagogical development of the child, as well as innovative methods in pedagogical influence on the creative component of the preschool child's speech; possible ways to eliminate these reasons are considered. Attention is focused on the use of modern technologies for the organization of educational activities aimed at increasing the level of psychological and pedagogical competencies (determining knowledge, skills, and, accordingly, the motivation of an adult to their own development and the development of their child), the degree of involvement of parents in the development of children's speech creativity. An example of the author's development (an online course of lectures for parents) is given in order to solve the problem posed in the study.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня психолого-педагогических компетенций родителей по вопросам развития речевого творчества дошкольников»

УДК 37.018.1

Елена Сергеевна Неустроева

г. Шадринск

Повышение уровня психолого-педагогических компетенций родителей по вопросам развития речевого творчества дошкольников

Статья посвящена проблеме взаимодействия родителей с детьми в процессе их речевого развития. В ней рассмотрены основные причины неучастия ближайшего окружения воспитанника в совместной развивающей деятельности: отсутствие мотивации, необходимых знаний по основам психолого-педагогического развития ребенка, а также по инновационным методам в педагогическом воздействии на творческую составляющую речи дошкольника; рассмотрены возможные пути устранения названных причин. Внимание акцентируется на использовании современных технологий для организации просветительской деятельности, направленной на повышение уровня психолого-педагогических компетенций (определяющих знания, умения навыки, а соответственно мотивацию взрослого к собственному развитию и развитию своего ребенка), степени вовлеченности родителей в процесс развития речевого творчества детей. Приводится пример авторской разработки (online-курса лекций для родителей) в целях решения поставленной в исследовании проблемы.

Ключевые слова: связная речь, речевое творчество, дошкольный возраста, психолого-педагогическая компетенция, родительский потенциал, online-курс, дистанционные технологии, просветительская деятельность.

Elena Sergeevna Neustroeva

Shadrinsk

Improving the level of psychological and pedagogical competencies of parents on the development of speech creativity of preschoolers

The article is devoted to the problem of interaction between parents and children in the process of their speech development. It examines the main reasons for the non-participation of the pupil's immediate environment in joint developmental activities: lack of motivation, the necessary knowledge on the basics of psychological and pedagogical development of the child, as well as innovative methods in pedagogical influence on the creative component of the preschool child's speech; possible ways to eliminate these reasons are considered. Attention is focused on the use of modern technologies for the organization of educational activities aimed at increasing the level of psychological and pedagogical competencies (determining knowledge, skills, and, accordingly, the motivation of an adult to their own development and the development of their child), the degree of involvement of parents in the development of children's speech creativity. An example of the author's development (an online course of lectures for parents) is given in order to solve the problem posed in the study.

Keywords: coherent speech, speech creativity, preschool age, psychological and pedagogical competence, parental potential, online course, distance learning technologies, educational activities.

Введение. Речевое творчество детей дошкольного возраста является эффективным способом для развития их связной речи.

Связная речь - это средство познания окружающего мира ребенком, его обучения и общения. Не развитость связной речи ослабляет состояние психических процессов ребенка и затрудняет его адаптацию к социальному миру.

Актуальность исследуемой проблемы. В последнее время, вопросы по стимулированию речетворческих способностей воспитанников детского сада особенно актуальны, что связано с переориентацией программ воспитания и обучения на личностно-ориентированный подход, где главным источником развития каждого индивида является его выражение миру.

Речевое творчество - это уникальный способ проявления внутренних состояний ребенком через речь.

Однако, процесс создания творческих высказываний - это не бессмысленное говорение ребенком всего, что он видит, а сложная речевая деятельность, подчиненная композиционной структуре связного высказывания. Поэтому такому занятию следует дошкольника обучать.

Первыми учителями ребенка являются его родители и первой средой речевого

развития - семья.

На протяжении дошкольного детства, пример заинтересованного, грамотного, владеющего собственной речью родителя, формирует основы связной речи ребенка.

Совместная речевая деятельность родителя и ребенка способствует созданию речевого творчества, что благоприятно сказывается на состоянии связности речи дошкольника [1, с. 44].

Воспитанник, находящийся в полноценной речевой среде, является перспективным носителем речетворческих способностей, которые будет успешно применять в общении, становясь интересным собеседником и обучении - интригующим выступающим.

Однако, наблюдения за современными родителями показывают низкий уровень заинтересованности их в развитии речи своего ребенка, неучастие в организации занятий по речевому развитию, тем более развитию речевому творчеству в условиях дома. Кроме того, наблюдается общее снижение уровня связной речи самих взрослых.

Так, большинство современных родителей, не могут стать образцом речи для подражания их ребенку, не мотивированы на соучастие в деятельности с дошкольником, не знают, как развивать речетворческие способности воспитанника практически.

Обозначилась основная проблема: низкий уровень психолого-педагогических компетенций родителей по вопросам развития речевого творчества их детей (не знают и не умеют развивать речевое творчество дошкольников).

На основании представленной проблемы, мы определили цель исследования: повысить уровень психолого-педагогических компетенций родителей по вопросам развития речевого творчества дошкольников.

Практическая значимость. Для достижения цели, нам предстояло ответить на следующие вопросы: знают ли родители что такое речевое творчество детей; какая информация по данной проблеме является для родителей наиболее востребованной; родители дошкольников, какой возрастной категории более откликаются на поступивший запрос; есть ли необходимость у родительского контингента получить дополнительную информацию в рамках представленной проблемы, и какую.

Научная новизна. Обозначенные вопросы мы конкретизировали при разработке online-опроса (опираясь на дистанционные предпочтения родителей), который стал основанием для создания курса лекций в этом же формате, несущих просветительскую функцию для родителей по вопросам развития речевого творчества их детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Обзор отечественной и зарубежной литературы по теме исследования. В теоретическом аспекте, изучая вопросы развития речевого творчества детей дошкольного возраста, мы опирались на исследования О.В. Правдиной, Ю.Ф. Гаркуши, Т.А. Ткаченко, А. Эпплби и т.д.

Проблемой просветительской деятельности и повышения уровня психолого-педагогических компетенции родителей дошкольников занимались Д.Я. Грибанова, Т.Г. Илюхина, О.П. Максименко, Carol M. Trivette, B. Potocnjak и др.

Речевое творчество дошкольников представляет собой процесс создания ими связных монологических высказываний, с опорой на собственные речевые, умственные и творческие возможности.

Продуктом такой деятельности становятся творческие произведения (творческие рассказы), которые воплощаются в разных литературных формах: реалистической, фантастической, стихотворной и т.д.

По мнению лингвистов (Э. Бенвинист, К.И. Чуковский, Л.Н. Толстой и т.д.), любое речевое высказывание, созданное ребенком изначально представляет собой творческое произведение, ведь ребенок его сочинил сам [12, с. 271].

На основании такого подхода, А. Эпплби представил алгоритм овладения воспитанником на протяжении всего его дошкольного детства, способностью к составлению творческого связного произведения «сюжетного рассказа» [14, с. 43].

Таблица 1

Алгоритм онтогенетического овладения способностью дошкольника _к составлению творческого рассказа_

№ п/п Период дошкольного детства Фаза речевого творчества

1. Ранний возраст (младшее дошкольное детство) «Неупорядоченное множество» - отсутствие связи между словами, которые творит ребенок

Ассоциации - связь между словами на основе похожести и иной элементарности образов.

2. Среднее дошкольное детство Простой рассказ - формирует главную мысль.

Причинно-следственные связи - перевоплощает каждое рассказанное событие в последующее.

3. Старшее дошкольное детство «сквозной» рассказ - регулирует динамику сюжета, включает и устраняет персонажей, события и т.д.

4. Предшкольное детство Полноценный рассказ - соблюдает все особенности композиции: наличие действующего персонажа, сменяющих друг друга событий, согласно причинно-следственной связи.

Учитывая данные таблицы, формирование способности ребенка к речевому творчеству не может происходить спонтанно, для этого требуется наличие взрослого человека (первым является родитель) и организации системы специальных условий.

Обычной формой обучения дошкольника речевому творчеству является образец рассказа (Л.А. Пеньевская, М.М. Алексеева), который в зарубежном опыте было принято называть сторителлингом (А. Симонс, М. Назим) [2, с. 331; 5; 12; 13, с. 2; 15].

Дошкольный возраст - это период, характеризуемый подражательной способностью к освоению той или иной деятельности. Соответственно, привитие мотивов к получению речетворческого продукта у ребенка будет исходить из мотивации самого родителя.

Это самая естественная, живая и эффективная форма обучения связной речи, которая имеет функцию мотивации и взрослого и ребенка на ведение деятельности по речевому творчеству.

Условиями пребывания ребенка в речетворческом процессе являются:

1. Способность к составлению связного высказывания.

2. Наличие опыта литературных представлений (Н.В. Гавриш, О.С. Ушакова, С.Д. Томилова) [4, с.19].

3. Развитое воображение (О.А. Веснина, О.М. Дьяченко, Т.А. Сидорчук) [3, с. 2].

4. Благоприятная речевая среда [11].

5. Поддержка со стороны близких (совместная деятельность) (Т.Г. Никулина, B. Potocnjak) [10, с. 1413].

Определяя готовность к занятиям по речевому творчеству ребенка в таком плане, целесообразным становится ее осуществление в старшем дошкольном возрасте, когда необходимый резерв возможностей воспитанника достигает своего пика (становление произвольности психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения).

Согласно исследованиям В. РоШодак, формирование готовности к составлению старшим дошкольником творческих произведений, становится возможным, если на каждом из предшествующих этапов онтогенетического развития ближайшее окружение (семья, родители) оказывают поддержку [16, с. 1].

К сожалению, современные родители часто не имеют возможность удовлетворять речевые, литературные, творческие и другие с интересы ребенка, что губительно для процесса его развития.

Основными причинами такого поведения родителей является:

1. Нехватка времени (занятость: профессиональная, бытовая и т.д.).

2. Отсутствие мотива (усталость, нет интереса к занятиям с ребенком, нет интереса к литературе и к речи, замкнутость родителей в общении и т.д.).

3. Низкий уровень образованности (незнание психолого-педагогических основ развития ребенка, отсутствие представлений о методах и приемах взаимодействия с ребенком, непонимание значимости занятий с ребенком и участия в его развитии близкого человека и др.).

4. Отсутствие службы и специалистов, в которую можно обратиться за помощью (отдаленная географическая местность, район проживания с низким уровнем экономического и культурного развития и т.д.) [8, с. 732].

Каждая из названных причин в той или иной степени оказывает серьезное влияние на формирующиеся психические функции дошкольника, прежде всего на его речь.

В современный век дистанционного общения, каждая из этих причин имеет возможность быть устраненной, при наличии главной движущей силы родителей -стремлении повысить уровень своих психолого-педагогических компетенций по вопросам речевого развития ребенка.

Компьютерные программы, выполняющие просветительскую функцию для родителей были разработаны зарубежными учеными (M.R. Sanders, Carol M. Trivette) [6, с. 183; 7; 9].

Проанализировав модели авторов, определяется их общая структура:

1. Выявление представлений родителей о текущей проблеме.

2. Уточнение конкретных запросов родителей по вопросам развития детей.

3. Вмешательство - осуществление просветительской работы с родителями в рамках коллективного или индивидуального взаимодействия.

4. Обратная связь.

Исследовательская часть. На основе анализа представленных этапов, нами была построена авторская система просветительской работы с родительским контингентом по вопросам речетворческого развития детей дошкольного возраста.

Для ее реализации мы определили задачи:

1. Выявить есть ли потребность у родителей дошкольников в получении информации по данной теме.

2. Какие вопросы из представленных нами в стандартизированном опроснике вызывают большую потребность у родителей дошкольников.

3. Какую информацию для родителей дошкольников необходимо получить дополнительно для восполнения пробелов в их знаниях (открытый вопрос в опроснике).

Материалы и методы. С целью получения ответов, приведенных в задачах нашего исследования, нами был создан online-курс лекций для родителей по вопросам развития речетворческих способностей детей дошкольного возраста.

В содержание курса были представлены следующие направления:

1. Творчество в развитии ребенка. Как определить какие творческие способности есть, как развивать? (17.02.2023)

2. Что такое воображение? В чем его связь с речью? (24.02.2023)

3. Творческое рассказывание в основе литературного развития ребенка. (3.03.2023)

4. Развитие связной речи в процессе творческого рассказывания. (10.03.2023)

5. Творческое рассказывание как психотерапевтический метод для личности ребенка. (17.03.2023)

Из представленных направлений, родители могли выбрать все или только тот, что необходим для обогащения психолого-педагогического потенциала родителя.

Для выбора лекционного мероприятия (в формате «online»), была разработана регистрационная форма, включающая в себя анкетные данные родителя (ФИО), сведения о ребенке (возраст), открытый вопрос о необходимости дополнительной информации родителя (рис. 1 ).

* Ваше ФИО (полностью)

* Возраст Вашего ребенка

* Адрес Вашей электронной почты

По завершению мероприятия Вы получите именной сертификат. Благодарим за проявленный интерес!

* Какой вопрос по данной теме интересует Вас больше всего?

Рис. 1. Регистрационная форма на опНпе-курс лекций для родителей по вопросам развития речетворческих способностей детей дошкольного возраста

Так, в опНпе-опросе приняло участие 70 человек - родители детей дошкольного возраста.

По данным исследования, актуальными запросами от родителей стали: особенности творческого развития ребенка (что такое творчество, как определить творческие способности, как их развивать) и развитие связной речи детей в процессе творческого рассказывания (рис. 2).

■ Творческое развитие ребенка

■ Что такое воображение?

■ Творческое рассказывание в основе литературного развития

■ Развитие связной речи в процессе творческого рассказывания

■ Творческое рассказывание как психотерапевтический метод

Развития личности ребенка ;се вопросы интересны

10% 3%

Рис. 2. Актуальные родительские запросы по проблеме речетворческих способностей

дошкольников

Преобладание названных категорий вопросов связано с пробелами знаний родителями психолого-педагогических основ развития ребенка-дошкольника на каждом возрастном этапе.

Поэтому, для просвещения родительского контингента в рамках первого вопроса, содержанием лекции стало: что такое творчество и его значимость для развития ребенка; основные этапы его развития в дошкольном детстве; учет индивидуальных черт развития ребенка при раскрытии его творческих способностей; создание условий для развития творческих способностей ребенка; список теоретических и положений и практических

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рекомендаций для родителей по развитию творческих способностей ребенка дошкольного возраста.

Восполнение пробелов родительских знаний по теме развития связной речи детей в процессе творческого рассказывания предполагало рассмотрение основ понятия «связная речь», и ее составляющих компонентов; предоставление интересных фактов: «почему связная речь ребенка - это творческий продукт?»; связь речи и творческого рассказывания; способность ребенка рассказывать творчески; приемы творческого рассказывания.

В исследовании мы констатировали факт: вопросами о развитии связной речи в процессе творческого рассказывания интересовалась большая часть родителей, воспитывающих дошкольников 6-7 лет (старший дошкольный возраст).

Этот факт свидетельствует о том, что люди либо не утратили своих интуитивных знаний о психолого-педагогических основах, либо умеют интерпретировать закономерности развития ребенка, так как именно в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное оформление связной речи, а процесс творческого рассказывания вступает в активную фазу -поэтому проблема приобретает пиковую актуальность (рис.3).

35 30 25 20 15 10 5 0

Младший дошкольный Средний дошкольный возраст (от рождения до 3- возраст (4-5 лет) х лет)

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Рис. 3. Соотношение потребности родителей с возрастными потребностями детей

в их развитии

В дополнении к представленным направлениям online-курса лекций, частыми запросами стали: «какие материалы использовать ребенку для творчества?»; «как замотивировать ребенка на творческое рассказывание?»; «какие приемы использовать в творческом рассказывании?» (рис. 4)

Так, мы выяснили, что родителей интересует тема по организации условий для занятий дошкольника творчеством в условиях дома.

Заключение. Анализируя данные проведенного исследования, мы определили необходимость расширить содержательную часть лекций, внеся дополнительные сведения по каждому из направлений:

1. Творческое развитие детей: обеспечение условий для развития творческих способностей детей в семье.

2. Развитие связной речи в процессе творческого рассказывания: алгоритм обучения ребенка творческому рассказыванию родителями; виды педагогической помощи родителя в создании совместных творческих рассказов с дошкольником в условиях дома.

17%

33% ■ Создание

психологических условий Создание материальных условий ■ Создание педагогических

50% условий

Рис. 4. Дополнительные вопросы по родителей по проблеме развития речетворческих способностей детей дошкольного возраста

Кроме этого, подробнее необходимо раскрыть темы, не характеризующуюся популярностью среди запросов родителей, касающихся литературного развития (что такое литературное развитие, какое значение оно имеет для развития связной речи ребенка) и психотерапевтического эффекта (как творческое рассказывание способствует снятию тревожности, агрессивности ребенка и т.д.) на личность дошкольника.

Продолжительность нашего курса составляла один месяц, в настоящее время, просветительская деятельность в теоретико-практическом плане для родителей, заинтересовавшихся данной проблемой продолжает вестись.

Таким образом, проблема повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам речетворческих способностей дошкольников выявила:

1. Необходимость просвещения родителей воспитанников детского сада по вопросам психолого-педагогических закономерностей развития детей, касательно творческих и речевых процессов.

2. Актуальность разработки online-курса просветительских лекций для родителей, который позволил преодолеть причины невозможности многих семей повышать уровень своей психолого-педагогической компетентности.

Современное состояние и тенденции по повышению уровня психолого-педагогической и родительской компетентности по вопросам развития детей, а также перевода их интуитивных знаний в их образовательный ресурс.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) (ред. от 17.02.2023) . - Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 240. - Ст. 44.

2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - Москва : Академия, 2000. - 400 с. - Текст : непосредственный.

3. Веснина, О. А. Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте / О. А. Веснина. -Текст : электронный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 2.1 (8.1). - С. 4-6. - URL: https://moluch.rU/th/1/archive/54/2185/ (дата обращения: 11.03.2023).

4. Гавриш, Н. В. Развитие речетворческой деятельности в дошкольном детстве / Н. В. Гавриш. -Текст : непосредственный // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 12. - С. 17-21.

5. Гевлич, С. Сторителлинг: как правильно рассказывать историю / С. Гевлич. - Текст : электронный // EDUTAINME. - URL: http://www.edutainme.ru/post/storiteШng-kak-pravilno-rasskazyvat-istorii/ (дата обращения: 30.04.2020).

6. Грибанова, Д. Я. Зарубежный опыт повышения родительской компетентности / Д. Я. Грибанова. -Текст : непосредственный // Актуальные проблемы развития личности в современном обществе : материалы междунар. науч.-практ. конф., Псков, 11-13 апр. 2019 г. / под ред. Д. Я. Грибановой. - Псков : Псковский

государственный университет, 2019. - С. 181-185.

7. Илюхина, Т. Г. Развитие родительской компетентности в условиях деятельности дошкольных образовательных организаций / Т. Г. Илюхина. - Текст : электронный // Молодой ученый. - 2020. - № 42 (332). - С. 37-38. - URL: https://moluch.ru/archive/332/74239/ (дата обращения: 11.03.2023).

8. Максименко, О. П. Формирование педагогической компетенции родителей в развитии речевых навыков ребенка в семье. Семейное чтение / О. П. Максименко. - Текст : непосредственный // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - Москва, 2016. - № 5. - С. 731-736.

9. Миносянц, Н. Г. Виртуальная информационная среда как современный ресурс повышения родительской компетентности / Н. Г. Миносянц. - Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. -

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24824 (дата обращения: 11.03.2023).

10. Никулина, Т. Г. Понятие «речетворческая деятельность» в современной научно-методической литературе / Т. Г. Никулина. - Текст : непосредственный // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - Т. 14, № 2-6. - С. 1412-1415.

11. Федорова, С. В. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста / С. В. Федорова, А. А. Блинова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 16 (150). - С. 515-518.

- URL: https://moluch.ru/archive/150/42606/ (дата обращения: 11.03.2023).

12. Чуйкова, Ж. В. Вклад Л. А. Пеньевской в развитие теории и практики обучения детей дошкольного возраста родному языку / Ж. В. Чуйкова, Л. В. Севальнева. - Текст : непосредственный // Аксиома: актуальные аспекты гуманитарных наук. - 2016. - Т. 1, № 1-1(1). - С. 15-17.

13. Чуковский, К. И. От двух до пяти / К. И. Чуковский. - Москва : Детская литература, 2022. - 366 с. .

- Текст : непосредственный.

14. Юрьева, Н. М. Онтогенетические типы устного повествования на дошкольной ступени / Н. М. Юрьева // Вопросы психолингвистики. - 2012. - № 16. - С. 40-57.

15. Mohammad, N. Knowledge Management Tools for Libraries / Mohammad Nazim, Bhaskar Mukherjee. -Text : electronic // Knowledge Management in Libraries. - 2016. - URL : https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.990c0b4e-641045d2-8601fa1f-74722d776562/https/www.sciencedirect.com/topics/psychology/story-telling (assecced: 14.03.2023)

16. Trivette, C. M. Community-Based Parent Support Programs / C. M. Trivette. - 3e éd. - USA : Orelena Hawks Puckett Institute, 2014. - December. - URL: https://www.researchgate.net/publication/253418554_Community-Based_Parent_Support_Programs/. - Text : electronic.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Е.С. Неустроева, аспирант кафедры дошкольного и социального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: neustroewa. lenus05@yandex. ru.

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

E.S. Neustroeva, Postgraduate student of the Department of Preschool and Social Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: neustroewa.lenus05@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.