Научная статья на тему 'Повышение уровня плавательной подготовленности будущих учителей физической культуры на основе развития гибкости'

Повышение уровня плавательной подготовленности будущих учителей физической культуры на основе развития гибкости Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / среднее профессиональное образование / дисциплина / раздел «Плавание с методикой преподавания» / физическое качество гибкость / специальная физическая подготовка / профессионально-педагогическая подготовка. / students / secondary vocational education / discipline / section "Swimming with teaching methods" / physical quality flexibility / special physical training / vocational and pedagogical training.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Постольник Юлия Александровна, Куманцова Елизавета Сергеевна, Мальцев Дмитрий Владимирович, Звездова Анастасия Олеговна

В статье представлен педагогический опыт, совершенствование уровня профессионально-педагогической подготовки будущих кадров по профилю специальности «Физическая культура», а именно, повышение уровня плавательной подготовленности студентов на основе развития специальной физической подготовки. Для достижения качественных результатов в плавании необходимо преодоление конкретных трудностей, которые связаны с гибкостью у студентов. Поскольку гибкость занимает одно из ведущих мест в комплексе развития физических качеств. Нами был разработан комплекс физических упражнений, направленный на воспитание гибкости до необходимого уровня развития, а в дальнейшем, поддерживание ее на достигнутом уровне, по которому занималась экспериментальная группа студентов на очных практических занятиях и на самостоятельной форме работы. Научная новизна. Обоснована эффективность комплекса специальных физических упражнений, направленных на развитие гибкости с целью формирования знаний, умений и навыков в области начального обучения плаванию и спортивной тренировки у будущих специалистов среднего звена к осуществлению профессиональной деятельности по профилю специальности. Практическая значимость. Данный материал может быть предназначен для подготовки специалистов широкого профиля, призванных решать вопросы развития массового плавания, педагогам среднего общего и физкультурного направления для планирования тренировок по плаванию. А также преподавателям дисциплины «Теория и методика обучения плаванию» средних и высших образовательных учреждений при подготовке будущих кадров в области физической культуры и спорта. Методы исследования: теоретический анализ, экспертная оценка плавательной подготовленности, тестирование физической подготовленности, педагогический эксперимент, методы математической статистики. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты 4 курса Института среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского, которые проходили обучение по направлению «Физическая культура», в количестве 30 человек и были разделены на две группы: (ЭГ и КГ), по 15 испытуемых в группе, (8 юношей и 7 девушек). Результаты. Студенты, занимавшиеся по экспериментальному комплексу упражнений, который был направлен на развитие и поддержание уровня гибкости, достоверно превзошли обучающихся из контрольной группы по всем показателям плавательной и физической подготовленности. Заключение. Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты свидетельствуют об эффективности разработанного комплекса упражнений, направленного на воспитание гибкости у студентов института среднего профессионального образования для полноценного использования знаний, умений и навыков в предстоящей профессиональной педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Постольник Юлия Александровна, Куманцова Елизавета Сергеевна, Мальцев Дмитрий Владимирович, Звездова Анастасия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the level of future physical education teachers’ swimming fitness based on the development of flexibility

The article presents pedagogical experience improving the level of professional and pedagogical training of future personnel in the profile of the specialty "Physical culture", namely, increasing the level of swimming readiness of students based on the development of special physical training. In order to achieve high-quality results in swimming, it is necessary to overcome specific difficulties that are associated with flexibility in students. Because flexibility occupies one of the leading places in the complex of physical qualities development. We developed a set of physical exercises aimed at fostering flexibility to the required level of development and further maintaining it at the achieved level. It was used by an experimental group of students in full-time practical classes and in an independent form of work. Scientific novelty. The effectiveness of a complex of special physical exercises aimed at developing flexibility in order to form knowledge, skills and abilities in the field of initial swimming training and sports training for future mid-level specialists to carry out professional activities in the specialty profile is substantiated. Practical significance. This material can be intended for the training of a wide profile specialists, designed to solve the issues of mass swimming development, teachers of secondary general and physical education areas for planning swimming training. As well as a teacher of the discipline "Theory and methodology of teaching swimming" of secondary and higher educational institutions in the preparation of future personnel in the field of physical culture and sports. Research methods: theoretical analysis, expert assessment of swimming fitness, physical fitness testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. The pedagogical experiment was attended by 4th year students of the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky, who were trained in the field of "Physical Culture", in the number of 30 people and were divided into two groups: (EG and KG), 15 subjects in each group (8 boys and 7 girls). Results. The students who were engaged in an experimental complex of exercises aimed at developing and maintaining the level of flexibility significantly outperformed the students from the control group in all indicators of swimming and physical fitness. Conclusion. The results obtained during the pedagogical experiment indicate the effectiveness of the developed complex of exercises aimed at fostering flexibility among students of the Secondary Vocational Education Institute for the full use of knowledge, skills and abilities in the upcoming professional pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня плавательной подготовленности будущих учителей физической культуры на основе развития гибкости»

УДК 797.2 (075.8)

Повышение уровня плавательной подготовленности будущих учителей физической культуры на основе развития гибкости Постольник Ю.А.1*, Куманцова Е.С.2, Мальцев Д.В.1, Звездова А.О.3

1 Московский городской педагогический университет Москва, Россия ORCID: 0000-0003-4053-2784, postolnik.julia@yandex.ru* ORCID: 0000-0002-6930-3101, malcevDV@mgpu.ru 2Московский государственный технический университет гражданской авиации

Москва, Россия ORCID: 0000-0003-0619-7986, Zavtt@mail.ru 3Российский государственный университет правосудия Москва, Россия ORCID: 0009-0004-4647-7709

Аннотация: В статье представлен педагогический опыт, совершенствование уровня профессионально-педагогической подготовки будущих кадров по профилю специальности «Физическая культура», а именно, повышение уровня плавательной подготовленности студентов на основе развития специальной физической подготовки. Для достижения качественных результатов в плавании необходимо преодоление конкретных трудностей, которые связаны с гибкостью у студентов. Поскольку гибкость занимает одно из ведущих мест в комплексе развития физических качеств. Нами был разработан комплекс физических упражнений, направленный на воспитание гибкости до необходимого уровня развития, а в дальнейшем, поддерживание ее на достигнутом уровне, по которому занималась экспериментальная группа студентов на очных практических занятиях и на самостоятельной форме работы. Научная новизна. Обоснована эффективность комплекса специальных физических упражнений, направленных на развитие гибкости с целью формирования знаний, умений и навыков в области начального обучения плаванию и спортивной тренировки у будущих специалистов среднего звена к осуществлению профессиональной деятельности по профилю специальности. Практическая значимость. Данный материал может быть предназначен для подготовки специалистов широкого профиля, призванных решать вопросы развития массового плавания, педагогам среднего общего и физкультурного направления для планирования тренировок по плаванию. А также преподавателям дисциплины «Теория и методика обучения плаванию» средних и высших образовательных учреждений при подготовке будущих кадров в области физической культуры и спорта. Методы исследования: теоретический анализ, экспертная оценка плавательной подготовленности, тестирование физической подготовленности, педагогический эксперимент, методы математической статистики. В педагогическом эксперименте приняли участие студенты 4 курса Института среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского, которые проходили обучение по направлению «Физическая культура», в количестве 30 человек и были разделены на две группы: (ЭГ и КГ), по 15 испытуемых в группе, (8 юношей и 7 девушек). Результаты. Студенты, занимавшиеся по экспериментальному комплексу упражнений, который был направлен на развитие и поддержание уровня гибкости, достоверно превзошли обучающихся из контрольной группы по всем показателям плавательной и физической подготовленности. Заключение. Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты свидетельствуют об эффективности разработанного комплекса упражнений, направленного на воспитание гибкости у студентов института среднего профессионального образования для полноценного использования знаний, умений и навыков в предстоящей профессиональной педагогической деятельности.

Ключевые слова: студенты, среднее профессиональное образование, дисциплина, раздел «Плавание с методикой преподавания», физическое качество - гибкость, специальная физическая подготовка, профессионально-педагогическая подготовка.

Для цитирования: Постольник Ю.А.*, Куманцова Е.С., Мальцев Д.В., Звездова А.О. Повышение уровня плавательной подготовленности будущих учителей физической культуры на основе развития гибкости. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 20124; 19(1): .

Improving the level of future physical education teachers' swimming fitness

based on the development of flexibility

Yuliya A. Postolnik1 *, Elizaveta S. Kumantsova2, Dmitriy V. Maltsev1, Anastasiya O. Zvezdova3

1Moscow City Pedagogical University Moscow, Russia

ORCID: 0000-0003-4053-2784, e -mail:postolnik.julia@yandex.ru* ORCID: 0000-0002-6930-3101, e-mail: malcevDV@mgpu.ru 2Moscow State Technical University of Civil Aviation Moscow, Russia ORCID: 0000-0003-0619-7986, Zavtt@mail.ru 3Russian State University of Justice Moscow, Russia ORCID: 0009-0004-4647-7709

Abstract: The article presents pedagogical experience improving the level of professional and pedagogical training of future personnel in the profile of the specialty "Physical culture", namely, increasing the level of swimming readiness of students based on the development of special physical training. In order to achieve high-quality results in swimming, it is necessary to overcome specific difficulties that are associated with flexibility in students. Because flexibility occupies one of the leading places in the complex of physical qualities development. We developed a set of physical exercises aimed at fostering flexibility to the required level of development and further maintaining it at the achieved level. It was used by an experimental group of students in full-time practical classes and in an independent form of work. Scientific novelty. The effectiveness of a complex of special physical exercises aimed at developing flexibility in order to form knowledge, skills and abilities in the field of initial swimming training and sports training for future mid-level specialists to carry out professional activities in the specialty profile is substantiated. Practical significance. This material can be intended for the training of a wide profile specialists, designed to solve the issues of mass swimming development, teachers of secondary general and physical education areas for planning swimming training. As well as a teacher of the discipline "Theory and methodology of teaching swimming" of secondary and higher educational institutions in the preparation of future personnel in the field of physical culture and sports. Research methods: theoretical analysis, expert assessment of swimming fitness, physical fitness testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. The pedagogical experiment was attended by 4th year students of the Institute of Secondary Vocational Education named after K.D. Ushinsky, who were trained in the field of "Physical Culture", in the number of 30 people and were divided into two groups: (EG and KG), 15 subjects in each group (8 boys and 7 girls). Results. The students who were engaged in an experimental complex of exercises aimed at developing and maintaining the level of flexibility significantly outperformed the students from the control group in all indicators of swimming and physical fitness. Conclusion. The results obtained during the pedagogical experiment indicate the effectiveness of the developed complex of exercises aimed at fostering flexibility among students of the Secondary Vocational Education Institute for the full use of knowledge, skills and abilities in the upcoming professional pedagogical activity.

Keywords: students, secondary vocational education, discipline, section "Swimming with teaching methods", physical quality - flexibility, special physical training, vocational and pedagogical training.

For citation: Yuliya A. Postolnik*, Elizaveta S. Kumantsova, Dmitriy V. Maltsev, Anastasiya O. Zvezdova. Improving the level of swimming fitness of future physical education teachers based on the development of flexibility. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): .

Введение

Раздел дисциплины «Плавание с методикой преподавания» является обязательной частью профессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 49.02.01 «Физическая культура», который входит в рабочую программу дисциплины «Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности с методикой преподавания».

Первостепенное значение данная дисциплина имеет при формировании и совершенствовании общепрофессиональных компетенций, которые обеспечивают безопасность будущих учеников, охраны их жизни и здоровья в ходе организации, планировани и контроле учебно-тренировочного и воспитательного процесса, который предполагает внеклассную и внешкольную спортивно-массовую работу. А также овладение теоретическими знаниями, двигательными навыками спортивного и прикладного плавания, методикой обучения и начальной спортивной тренировки, где необходимо полноценное владение студентами всеми средствами общей и специальной физической подготовки. В связи с этим, в содержании учебной программы дисциплины «Плавание» сформулированы конкретные требования для освоения студентами среднего профессионального образования по направлению «Физическая культура» [1, 10].

Однако ожидаемый результат по окончанию обучения раздела «Плавание с методикой преподавания» остается на недостаточно высоком уровне, в части освоения основ техники спортивного способа плавания «Баттерфляй» (дельфин). По нашим наблюдениям, это связано с одновременными симметричными движениями ног, гребком руками под водой вдоль продольной оси тела по криволинейной траектории с последующим проносом их над водой. Данный способ плавания требует определенного уровня развития специальной физической подготовленности студентов [11].

Специальная физическая подготовка - это развитие физических качеств, формирующее двигательные способности, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины, в данном случае для плавания [3]. Гибкость занимает одно из ведущих мест в комплексе физических качеств, необходимых для достижения положительных результатов в плавании. Однако гибкость в плавании не носит ярко выраженного характера, как в других видах спорта, таких как художественная гимнастика, синхронное плавание и т.п. Это

происходит потому, что движения при плавании выполняются со сравнительно небольшой амплитудой. Но вместе с этим, только при хорошей подвижности в суставах и, что не менее важно, при растянутости связок и мышц, возможно овладение совершенной техникой и выполнение сильных и техничных гребков [2].

Плавание спортивным способом баттерфляй представляет собой сложный двигательный акт. Особенно трудна скоростная слитная и без наплывная форма сочетания движений. Где необходима активная помощь наставника в передаче знаний и навыков будущим педагогам среднего звена в постановке конкретной задачи: овладение техникой спортивного способа плавания «Баттерфляй».

Спортивный способ баттерфляй по сравнению с остальными способами плавания требует особенного внимания к развитию гибкости, так как в основе его лежат волнообразные движения, требующие отличной подвижности всех звеньев туловища пловца - от плеча до стоп [8].

Наличие гибкости у человека связано с фактором наследственности, однако на нее влияет возраст и физическая подготовленность [4].

При развитии гибкости плечевого пояса следует помнить об одновременности выполнения как подготовительных, так и гребковых движений. При выполнении гребка в плавании кролем недостаточная подвижность в плечевых суставах может быть частично компенсирована поворотом туловища в противоположном направлении. Однако при плавании баттерфляем в силу одновременного выполнения гребкового движения обеими руками эта возможность исключается, поэтому для выполнения гребка в способе баттерфляй необходима отличительная подвижность плечевого пояса.

Исключительное значение имеет гибкость туловища, особенно в его поясничной части. Постоянное волнообразное перемещение таза, сгибание в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах также требует хорошей их подвижности. Подвижность в голеностопных суставах влияет и на эффективность работы ног. Но по нашим наблюдениям, работе над специальной гибкостью в голеностопных суставах надо уделять большее внимание, поскольку продвижение вперед в плавании, в большей части, зависит от работы стоп [7].

Цель статьи заключается в совершенствовании уровня подготовки будущих кадров по профилю направления «Физическая культура», а именно в формировании двигательных навыков в технике спортивного способа плавания «Баттерфляй» на основе развития специальной гибкости.

Работу над физическим качеством - гибкостью мы предложили проводить в двух направлениях: развитие гибкости до необходимых пределов и ее поддержание специальными физическими упражнениями.

Перед настоящим исследованием были поставлены задачи:

1. Выявить и систематизировать наиболее доступные и эффективные упражнения, направленные на развитие специальной гибкости у студентов, необходимые для достижения положительных результатов при освоении техники плавания спортивным способом «Баттерфляй».

2. Показать эффективность экспериментального комплекса упражнений, направленного на развитие специальной гибкости студентов, для овладения совершенной техникой плавания спортивным способом «Баттерфляй».

Материалы и методы

Чтобы убедиться в правильности гипотезы, был проведен годичный эксперимент, в котором приняли участие студенты 4 курса Института среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского, г. Москва, Россия. Они проходили обучение по направлению «Физическая культура», в количестве 30 человек и были разделены на две группы: (ЭГ и КГ), по 1 5 испытуемых в группе, (8 юношей и 7 девушек). Все студенты были здоровы и допущены до занятий плаванием.

Исходный уровень плавательной подготовленности студентов ЭГ и КГ был определен экспертной оценкой на первом практическом занятии и показал, что все студенты плыли своим способом плавания (на спине, брасс без выдоха в воду, кроль без выноса рук, по-собачьи) и смогли преодолеть дистанцию от 15 до 30 метров. Плавательные умения студентов были оценены, как «слабо плавающие». А также в начале экспериментального исследования отклонений между ЭГ и КГ в показателях общей физической подготовленности и в упражнениях на подвижность суставов выявлено не было, (при р > 0,05), что подтверждало однородность групп.

Процесс формирования профессионально-прикладных знаний, умений и навыков в области плавания осуществлялся в соответствии с требованиями ФГОС СПО в рамках раздела «Плавание с методикой преподавания», который входит в дисциплину «Базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности». Теория и методика обучения спортивным и прикладным способам плавания проводилась идентично в ЭГ и КГ по общепринятой технологии, раздельно-целостным методом.

Одновременно с освоением тем рабочей программы студенты экспериментальной группы выполняли экспериментальный комплекс специальных физических упражнений, направленный на увеличение подвижности в определенных суставах, который применялся, как на учебных занятиях по плаванию (на суше, в течение 6 месяцев), так и на самостоятельной работе, последняя форма предполагала выполнение комплекса упражнений студентами не

реже трех раз в неделю. Причем согласно рабочей программе раздела на самостоятельную работу студентов отводилось 39 часов.

Таблица 1

Упражнения для развития специальной гибкости в плавании [5, 6, 8, 9]_

Упражнения Дозировка

Комплекс упражнений для плечевых суставов предполагает выполнение, которое происходит из различных исходных положений туловища, движения: круговые, пружинистые, маховые с постепенно увеличивающейся амплитудой, с внешней помощью, с отягощением и без, а также сочетание упражнения с имитацией проноса рук в дельфине, выполнением гребка в целом. До 30-45 повторений в серии, (не менее 3х серий), темп высокий - 1 повторение в секунду.

Различные маховые движения необходимы для увеличения и свободы движения ног: махи ногами вперед, при замахе ноги (отведение ноги назад). Нога расслаблена и слегка согнута в коленном суставе. До 30-45 повторений в серии, (не менее 3х серий, темп высокий - 1 повторение в секунду.

Упражнения, которые одновременно воздействуют на ноги, таз и туловище: исходное положение - стоя, захватить одной ногой за перекладину шведской стенки, выполнять наклон вперед к ноге, прогиб назад с различным положением руки (на пояс, к плечу, за голову, вверх). До 30-45 повторений в серии, (не менее 3х серий, темп высокий - 1 повторение в секунду.

Увеличения для гибкости спины рекомендовалось дифференцировать относительно верхней и поясничной части позвоночника: грудные и поясничные прогибы, гимнастические мосты и стойки в различных положениях (на груди, предплечьях, руках с прогибом в поясничном отделе, с опорой на стенку ( с помощью партнера) 8-12 раз, выдержка статического положения 5-10 секунд

В основу процесса воспитания специальной гибкости был положен метод строго регламентированного упражнения, который предписывал описанную программу двигательных действий, т.е. последовательность упражнений, дозированность нагрузки, использование вспомогательных средств (тренажеров, эспандеров, блоков для фитнеса, гимнастических палок, скакалок).

Результаты и обсуждение

В качестве оценки эффективности предложенного нами специального комплекса упражнений использовались контрольные показатели для определения уровня подвижности в суставах, а также овладение техникой движений в плавании. Она тесно связана с подвижностью суставов и растянутости связок и мышц.

Таблица 2

Сравнение средних экспертных оценок за технику спортивных способов плавания _студентов ЭГ и КГ в конце _ эксперимента__

Показатель ЭГ/п=15 КГ/п=15 Р

Х ± с Х ± с

Кроль на груди, балл 4,6±0,5 4,5±0,6 >0,05

Баттерфляй (дельфин), балл 4,1±0,7 3±0,6 < 0,05

Таблица 3

Сравнение средних результатов времени преодоления дистанции 50 м спортивным способом _плавания «баттерфляй» студентами ЭГ и КГ в конце эксперимента _

Показатель Девушки Девушки Р Юноши Юноши Р

ЭГ/п=7 КГ/п=7 ЭГ/п=8 КГ/п=8

Х ± с Х ± с Х ± с Х ± с

Время преодоления 55 ± 1,12 75,5 ±1,74 <0,05 49,3 ± 0,12 69 ± 0,15 < 0,05

дистанции 50 м, сек

Таблица 4

Сравнение средних результатов в показателях на подвижность суставов студентов КГ и ЭГ в __конце эксперимента ___

Показатель Девушки Девушки Р Юноши Юноши Р

ЭГ/п=7 КГ/п=7 ЭГ/п=8 КГ/п=8

Х ± с Х ± с Х ± с Х ± с

Наклон вперед, из положения стоя на скамье, см 17,6±2,28 11,7±2 <0,05 11±3 8,6±3 < 0,05

Отведение рук вверх, из и.п. лежа на груди, см 27,5±6 16,2±4 <0,05 21,4±2 14,3±3 < 0,05

Из полученных данных таблица 2, можно установить, что средние экспертные оценки за технику спортивного способа «Кроль на груди» в конце эксперимента в экспериментальной группе составили 4,6±0,5 балла, а в контрольной - 4,5±0,6 балла, где достоверность различий р>0,05, это можно объяснить тем, что в способе «Кроль на груди» уровень развития подвижности в плечевых суставах может быть частично компенсирован поворотом туловища в противоположном направлении. Это подтверждает, что оценки за технику данного способа плавания могут иметь несущественные различия между группами или не иметь вообще. А за технику спортивного способа плавания «Баттерфляй» экспериментальная группа получила среднюю оценку 4,1±0,7 балла, в контрольной группе за этот же показатель средняя оценка на 1,1 балл ниже и составила 3±0,6 балла, где достоверность различий очевидна (р < 0,05). Достоверный прирост в экспериментальной группе можно объяснить тем, что участники этой группы, наряду с изучением основных тем раздела «Плавание с методикой преподавания», а также на самостоятельных занятиях выполняли экспериментальный комплекс упражнений, направленный на развитие специальной гибкости, который способствовал рациональной реализации плавательных возможностей студентов.

Сравнение средних результатов времени преодоления дистанции 50 метров спортивным способом плавания «Баттерфляй» студентами ЭГ и КГ в конце эксперимента, (таблица, 3), показали следующие данные: девушки экспериментальной группы проплыли за 55 ± 1,12 сек., а их оппоненты из контрольной группы это же расстояние проплыли за 75,5 ±1,74 сек., где достоверность различий р>0,05. Юноши экспериментальной группы,

аналогично, показали результаты выше 49,3 ± 0,12 сек., в контрольной группе юноши смогли проплыть тем же спортивным способом «Баттерфляй» за 69 ± 0,15 сек.

Сравнение средних результатов в показателях на подвижность суставов студентов КГ и ЭГ в конце эксперимента, таблица 4, показало, что студентки экспериментальной группы выполнили наклон из положения стоя на скамье - 17,6±1,28 см, а девушки контрольной группы - на 8,1 см показали результаты ниже, что составило 9,5±2 см. У юношей также средний результат в этом же показателе на 3,4 см ниже, он составил 8±2, а в контрольной группе- 4,6±2. В показателе «Отведение рук вверх, из исходного положения - лежа на груди», средний результат у девушек экспериментальной группы 27,5±6 см, а в контрольной группе был зарегистрирован средний результат в этом же показателе 16,2±4. Юноши контрольной группы также показали результаты ниже, чем в экспериментальной группе. Их результат составил 11,3±3 см, против 21,4±2см.

Заключение

Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты свидетельствуют об эффективности разработанного комплекса упражнений, направленного на воспитание гибкости у студентов института среднего профессионального образования, а также для полноценного использования знаний, умений и навыков в предстоящей профессиональной педагогической деятельности.

Список литературы

1. Башлакова Г.И., Гайдук С.А., Апоник Ю.А. Особенности образовательного процесса по учебной дисциплине «Плавание. Методика преподавания». Научно-методическое обеспечение физического воспитания и спортивной подготовки студентов: материалы международной научно-практической онлайн-конференции, Минск, 28 января 2021 года. Минск: Белорусский государственный университет. 2021: 250-253.

2. Бубенцова Ю.А., Надха А.М. Здоровый образ жизни студента: гиподинамия и пути её преодоления. Шаг в науку: Сборник статей по материалам V научно-практической конференции молодых ученых (III всероссийской), Москва, 17 декабря 2021 года. Москва: Медиагруппа "ХАСК". 2022: 336-340.

3. Бубенцова Ю.А., Мальцев Д.В., Постольник Ю.А. Использование информационных технологий в работе преподавателя физической культуры, как средства коммуникации с обучающимися в образовательном процессе. Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения : Сборник статей по материалам XI научно-практической конференции с международным участием, Москва, 23 апреля 2021 года. Москва: Лика. 2021: 41-46.

4. Распопова Е.А. Изменение мотивов, побуждающих к занятиям детей 9-11 лет, в процессе занятий прыжками в воду. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 15(1): 24-28. DOI: 10.14526/2070-4798-202015-1-24-28.

5. Магомедов Р.Р., Гладких А.М. Развитие гибкости юных пловцов на основе комплекса упражнений из системы стретчинг. Вестник Ставропольского государственного педагогического института. 2023; 1(19): 189-197.

6. Постольник Ю.А., Распопова Е.А. Мотивационно-ценностные ориентиры, определяющие отношение студентов к занятиям физической культурой. Известия Сочинского государственного университета. 2013; 1-1(23): 114-117.

7. Султанов А.Д., Ягафаров Р.Р., Абдуллин Р.Х., Роженцев М.А. Применение спортивного способа «Дельфин» в плавании в дисциплине «Физическая культура и спорт» в вузе. Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в образовательных учреждениях: Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции, Уфа, 16 ноября 2020 года. Уфа: Башкирский государственный университет. 2020: 93-94.

8. Распопова Е.А., Чеботарева И.В. Половой диморфизм у юных прыгунов в воду и пловцов 11 -12 лет. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 15(1): 29-35. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-1-29-35.

9. Распопова Е.А., Постольник Ю.А. Повышение физической подготовленности студенток на основе использования инновационного подхода к обучению плаванию в рамках дисциплины "Физическая культура" в педагогическом вузе. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(4): 73-79. DOI: 10.14526/2070-4798-2018-13-4-73-79.

10. Сотов В.В., Колесникова Н.В., Килибаев Е.А. Содержание дисциплины "Плавание" и ее роль в профессионально-педагогической подготовке учителя физической культуры. Вестник науки Южного Казахстана. 2022; 3(19): 110-114.

11. Шаблий А.К., Сазонова И.М. Совершенствование методики развития гибкости пловцов, специализирующихся в плавании дельфином на основе использования средств общей и специальной направленности. Теоретические и методологические аспекты подготовки специалистов для сферы физической культуры, спорта и туризма: сборник материалов I-й Международной научно-практической конференции, Волгоград, 20-21 октября 2021 года. Волгоград: Волгоградская. 2021; 1: 322-327.

References

1. Bashlakova G.I., Gaiduk S.A., Aponik Yu.A. Features of the educational process in the academic discipline "Swimming. Teaching methods". Nauchno-metodicheskoe obespechenie fizicheskogo vospitaniya I sportivnoj podgotovki studentov: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj onlajn-konferencii, Minsk, 28 yanvarya 2021 goda [Scientific and methodological support of physical education and sports training of students: materials of the international scientific and practical online conference, Minsk, January 28, 2021]. Minsk: Belarusian State University. 2021: 250-253 [In Russ.].

2. Bubentsova Yu.A., Nadha A.M. Healthy lifestyle of a student: physical inactivity and ways to overcome it. Shag v nauku: Sbornik statej po materialam V naucno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh (III vserossijskoj), Moskva, 17 dekabrya 2021 goda [Step into science: A collection of articles based on the materials of the V Scientific and practical Conference of Young Scientists (III All-Russian), Moscow, December 17, 2021]. Moscow: HASK Media Group. 2022: 336-340 [In Russ.].

3. Bubentsova Yu.A., Maltsev D.V., Postolnik Yu.A. The use of information technologies in the work of a physical education teacher as a means of communication with students in the educational process. Innovacionnye tehnologii v sporte I fizicheskom vospitanii podrastayuchego pokoleniya: Sbornik statej po materlam XI nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Moskva, 23 aprelya 2021 goda [Innovative technologies in sports and physical education of the younger generation : A collection of articles based on the materials of the XI scientific and practical conference with international participation, Moscow, April 23, 2021]. Moscow: Lika. 2021: 41-46 [In Russ.].

4. Evgeniya A. Raspopova. Motives change, which stimulate 9-11 year-old children to attend training lessons, during platform diving. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2020; 15(1): 24-28. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-1-24-28 [In Russ., In Engl.]

5. Magomedov R.R., Gladkikh A.M. Development of flexibility of young swimmers on the basis of a set of exercises from the stretching system. Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. 2023; 1(19): 189-197 [In Russ.].

6. Postolnik Yu.A., Raspopova E.A. Motivational and value orientations that determine the attitude of students to physical education. Izvestiya Sochinskogo gosudarstvennogo universititeta. 2013; 1-1(23): 114-117 [In Russ.].

7. Sultanov A.D., Yagafarov R.R., Abdullin R.H., Rozhentsev M.A. The use of the Dolphin sports method in swimming in the discipline "Physical culture and sports" at the university. Problemy I perspektivy razvitiya fizicheskoj kul'tury I sporta v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah: Sbornik materialov VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ufa, 16 noyabrya 2020 goda [Problems and prospects of the development of physical culture and sports in educational institutions: Collection of materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference, Ufa, November 16, 2020]. Ufa: Bashkir State University. 2020: 93-94 [In Russ.].

8. Evgeniya A. Raspopova, Irina V. Chebotareva. Sexual dimorphism among young 11-12 year-old divers and swimmers. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2020; 15(1): 29-35. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-1-29-35.

9. Evgeniya A. Raspopova, Yuliya A. Postolnik. Improving the physical fitness of female students through the use of an innovative approach to teaching swimming in the framework of the discipline "Physical culture" at a pedagogical university. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = The Russian Journal of Physical Education and Sport. 2018; 13(4): 73-79. DOI: 10.14526/2070-4798-2018-13-4-73-79 [In Russ., In Engl.].

10. Sotov V.V., Kolesnikova N.V., Kilibaev E.A. The content of the discipline "Swimming" and its role in the professional and pedagogical training of physical education teachers. Vestnik nauki YuzhnogoKazahstana. 2022; 3(19): 110-114 [In Russ.].

11. Shabliy A.K., Sazonova I.M. Improvement of the methodology for the development of flexibility of swimmers specializing in dolphin swimming based on the use of general and special means. Teoreticheskie I metodologicheskie aspekty podgotovki specialistov dlya sfery fizicheskoj kul;tury, sporta I turizma: sbornik materialov I-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Volgograd, 20-21 oktyabrya 2021 goda [Theoretical and methodological aspects of training specialists in the field of physical culture, sports and tourism: collection of materials of the I-th International Scientific and Practical Conference, Volgograd, October 20-21, 2021]. Volgograd: Volgogradskaya. 2021; 1: 322-327 [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 19.02.2024

Постольник Юлия Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, Россия, 129226, Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, дом 4, e-mail:postolnik.iulia@yandex.ru

Куманцова Елизавета Сергеевна - старший преподаватель, Московского государственного технического университета гражданской авиации, 125993, Россия, г. Москва, Кронштадтский бульвар, дом 20, e-mail: Zavtt@mail.ru

Мальцев Дмитрий Владимирович - кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, Россия, 129226, Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, дом 4, e-mail: malcevDV@mgpu.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Звездова Анастасия Олеговна - старший преподаватель, Российский государственный университета правосудия, 117418, Россия, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, дом 69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.