Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ С ПОМОЩЬЮ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ'

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ С ПОМОЩЬЮ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
АКРОБАТИКА / АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ДВИЖЕНИЯ / ДЕЙСТВИЯ / УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стрельникова Лилия Игоревна, Пахомов Вячеслав Иванович

В данной статье анализируется процесс повышения уровня физической подготовки курсантов посредством использования различных двигательных комплексов, одним из видов которых являются акробатические упражнения. Исследуется воздействие акробатических упражнений на организм обучающихся, особое внимание уделяется отдельным видам акробатических упражнений, таким как группировка, перекаты, равновесие, кувырки, стойки, перевороты. Определяется, что акробатические упражнения способствуют развитию разносторонней двигательной активности обучающихся, укреплению здоровья, развитию координации движений, мышечной силе, быстроте двигательных действий, гибкости, выносливости и устойчивости организма. Использование акробатических упражнений на практических занятиях является одним из важных факторов формирования у курсантов способности управлять собственными движениями, ориентироваться в пространстве, укреплять вестибулярный аппарат, а также развивать важные психологические качества, необходимые каждому сотруднику органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Стрельникова Лилия Игоревна, Пахомов Вячеслав Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF CADETS WITH THE HELP OF ACROBATIC EXERCISES

This article analyzes the process of improving the level of physical fitness of cadets through the use of various motor complexes, one of the types of which are acrobatic exercises. The impact of acrobatic exercises on the body of students is studied, special attention is paid to certain types of acrobatic exercises, such as grouping, rolling, balance, somersaults, stands, flips. It is determined that acrobatic exercises contribute to the development of versatile motor activity of students, health promotion, development of coordination of movements, muscle strength, speed of motor actions, flexibility, endurance and stability of the body. The use of acrobatic exercises in practical classes is one of the important factors in the formation of cadets' ability to control their own movements, navigate in space, strengthen the vestibular apparatus, as well as develop important psychological qualities necessary for every employee of the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ С ПОМОЩЬЮ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ»

УДК 796.819.

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ С ПОМОЩЬЮ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

IMPROVING THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF CADETS WITH THE HELP OF ACROBATIC EXERCISES

Стрельникова Лилия Игоревна

курсант

факультет подготовки специалистов ГИБДД Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России

имени В. В. Лукьянова г. Орел, Россия Strelnikova Lilia Igorevna cadet

faculty of training of traffic police specialists Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Пахомов Вячеслав Иванович

преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России

г. Орел, Россия Pakhomov Vyacheslav Ivanovichn

lecturer

department of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. В данной статье анализируется процесс повышения уровня физической подготовки курсантов посредством использования различных двигательных комплексов, одним из видов которых являются акробатические упражнения. Исследуется воздействие акробатических упражнений на организм обучающихся, особое внимание уделяется отдельным видам акробатических упражнений, таким как группировка, перекаты, равновесие, кувырки, стойки, перевороты. Определяется, что акробатичес-кие упражнения способствуют развитию разносторонней двигательной активности обучающихся, укреплению здоровья, развитию координации движений, мышечной силе, быстроте двигательных действий, гибкости, выносливости и устойчивости организ-ма. Использование акробатических упражнений на практических занятиях является одним из важных факторов формирования у курсантов способности управлять собственными движениями, ориентироваться в пространстве, укреплять вестибулярный аппарат, а также развивать важные психологические качества, необходимые каждому сотруднику органов внутренних дел.

Abstract. This article analyzes the process of improving the level of physical fitness of cadets through the use of various motor complexes, one of the types of which are acrobatic

exercises. The impact of acrobatic exercises on the body of students is studied, special attention is paid to certain types of acrobatic exercises, such as grouping, rolling, balance, somersaults, stands, flips. It is determined that acrobatic exercises contribute to the development of versatile motor activity of students, health promotion, development of coordination of movements, muscle strength, speed of motor actions, flexibility, endurance and stability of the body. The use of acrobatic exercises in practical classes is one of the important factors in the formation of cadets' ability to control their own movements, navigate in space, strengthen the vestibular apparatus, as well as develop important psychological qualities necessary for every employee of the internal affairs bodies.

Ключевые слова: акробатика; акробатические упражнения; движения; действия; упражнения; физическая подготовка.

Keywords: acrobatics; acrobatic exercises; movements; actions; exercises; physical training.

Физическая подготовка - педагогический процесс, обеспечивающий деятельность человека, заключающийся в определении комплекса спортивных мероприятий, направленных на развитие всевозможных физических качеств. Она подразделяется на общую (ОФП) и специальную (СФП). Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, характеризуемая уровнями сформирован-ности двигательных навыков и развития физических качеств, способствующих эффективности целевой деятельности, на которую ориентирована подготовка [1, с. 116].

Профессиональная готовность сотрудников органов внутренних дел обеспечивается многими факторами, значительное место среди которых занимает физическая подготовка. Она представлена в образовательных учреждениях Министерства внутренних дел (МВД) России как самостоятельная учебная дисциплина и является обязательным разделом гуманитарного компонента образования. Данная дисциплина направлена на формирование духовных и физических сил курсантов, формирует у них такие общечеловеческие ценности, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство [2, с. 71].

Благодаря высокому уровню физической подготовки курсантам представляется возможным преодолевать различные трудности, возникающие во время прохождения службы. Навыки, приобретаемые курсантами в процессе занятий по физической подготовке, помогают с легкостью выполнить любую служебную задачу и не растеряться в экстремальных ситуациях, которые так же имеют место быть.

Развитие профессионально значимых физических, психических качеств и психофизических функций происходит с помощью воздействий на соответствующие механизмы, обеспечивающие эти качества специальными физическими упражнениями и другими факторами физической культуры [3, с. 25].

Для повышения физической подготовки используются различные двигательные комплексы, одним из видов которых являются акробатические упражнения, оказывающие глубокое воздействие на определенные группы мышц и различные участки тела.

Акробатика - это разновидность гимнастики, включающая в себя совокупность физических упражнений, направленных на развитие ловкости, гибкости, балансировки.

Гимнастика ставит перед собой задачу подготовить одних людей к здоровому образу жизни, к учебному труду, других к воинской службе. Она использовалась в качестве средства физического воспитания на протяжении длительного периода времени и применяется в настоящее время.

Гимнастика как средство физического воспитания широко воздействует на организм учащихся. Упражнения, выполняемые на снарядах, развивают координацию, силу, гибкость, выносливость, улучшают функциональное состояние различных систем организма, способствуют формированию волевых качеств [4, с. 137].

Многократное повторение акробатических упражнений способствует развитию разносторонней двигательной деятельности занимающихся. Некоторые акробатические упражнения были специально разработаны для целенаправленного воздействия на отдельные органы, а не произвольно появились исходя из жизненного опыта, тем самым они отличаются от других физических упражнений. Эффективнее, при выполнении акробатических движений, придерживаться заранее сформированного плана, который чаще всего разрабатывает преподаватель, но, при должном уровне способностей, курсанты могут самостоятельно создать данный план.

Акробатические упражнения по своей природе являются носителями аналитического характера, так как благодаря им представляется возможным решение педагогических и оздоровительных задач. Они позволяют избирательно развивать функциональные возможности различных систем организма, повышать двигательные умения и навыки занимающихся, воздействуя на их психологические и личностные свойства, более того, использование акробатических упражнений не требует специального оборудования, достаточно наличие гимнастических матов, поэтому организация такого вида физической подготовки не составит дополнительных сложностей и временных затрат.

Постоянные, длительные занятия акробатикой вырабатывают у курсантов способность управлять собственными движениями, то есть подчинять себе тело, формируют гибкость, мышечную силу, ориентировку в пространстве, развивают вестибулярный аппарат, что, не менее важно, прыгучесть, привычку досконально продумывать технику выполнения упражнения, а также психологические качества, необходимые каждому сотруднику органов внутренних дел, а именно, настойчивость в достижении поставленной цели, самообладание, дисциплину.

Большинство акробатических упражнений являются рискованными, поэтому, при их отработке, курсанту приходится преодолевать собственный страх и определенные защитные реакции. Овладев координационными способностями, курсанту легче осваивать новые тактики и действия, встречающиеся в других разделах физической подготовки, в частности, при выполнении боевых приемов борьбы, имеющих особую ценность при прохождении службы в органах внутренних дел.

Акробатические упражнения включают в себя упражнения в равновесии, группировку, перекаты, кувырки, стойки, перевороты и другие.

Равновесие - положение, при котором обучающийся стоит неподвижно на одной ноге. На начальных (подготовительных) стадиях данного упражнения возможно занимание курсантами различного положения тела и головы и некоторыми изменениями, а также допустимо выполнение этих упражнений после прыжка.

Для того, чтобы развивать навык равновесия, необходимо постепенно увеличивать скорость принятия данного положения и время пребывания в нем.

Группировка - положение тела, при котором ноги согнуты в коленях и плотно подтягиваются к плечам, руки захватывают голени за середину, голова наклонена вперед и прижата к груди, локти прижаты к телу, колени несколько разведены в стороны, спина округлена. Навык выполнения данного упражнения позволит минимизировать болезненные ощущения, избежать травм.

Перекаты - могут изучаться в качестве самостоятельных упражнений или использоваться как подготовительные для более сложных физических действий.

Только после овладения группировкой и перекатами обучающимся рекомендуется переходить к выполнению более сложных упражнений, а именно кувырков, стоек, переворотов.

Стойка - статическое вертикальное положение, при котором обучающийся находится вверх ногами. Данное упражнение укрепляет различные участки организма, развивает чувство баланса, тренирует вестибулярный аппарат, увеличивает выносливость и учит контролировать тело.

Перевороты - вращательные движения тела с полным переворачиванием вперед, назад или в сторону, с промежуточной опорой на руки или руки и голову. Выполнение существующих переворотов назад (фляк), вперед, разгибом усиливают кровоснабжение головы, развивают координацию, равновесие и повышают тонус.

Во время выполнения вышеперечисленных акробатических упражнений следует придерживаться инструкции по технике безопасности, а также соблюдать установленные, обязательные требования для всех занимающихся в целях профилактики травматизма.

Важное значение имеет использование на учебных занятиях упражнений в равновесии, вращательных движений, значительно улучшающих ориентировку в пространстве и способствующих тренировке вестибулярного аппарата.

Обучающийся, имеющий хорошие координационные способности, быстрее овладевает новыми действиями и упражнениями, встречающимися в других разделах физической подготовки, в том числе и боевыми приемами борьбы.

Приобретенные на занятиях по акробатике навыки, ловкость и высокая степень координации движений могут быть использованы в неожиданных профессиональных и жизненных ситуациях, где требуется умения в выполнении перекатов и кувырков, имеющих большое значение в предупреждении травматизма при выполнении сложных физических упражнений и в видах служебной деятельности, где возможны падения.

В качестве терминов на занятиях используются слова, получившие в акробатике новое смысловое значение (колесо, мост, шпагат и другие) и слова-термины, заимствованные из циркового искусства (рондат, фляк, сальто и другие). Однако, разнообразие акробатических упражнений не позволяет создать предельно краткие термины. Большинство их состоит из основных наименований, определяющих суть упражнения (кувырок, стойка, переворот и другие), и дополнительных, уточняющих направление движения (вперед, назад, в сторону), характер или способ исполнения (толчком, махом, силой, прыжком), взаимное расположение звеньев тела - позу

(в группировке, согнувшись, прогнувшись и другие), условия опоры (стойка на голове, стойка на лопатках и другие). После освоения отдельных элементов необходимо приступить к их выполнению в различных комбинациях и связках (акробатических комплексах). Акробатические комплексы могут ограничиваться по времени выполнения. Например, акробатический комплекс из 16 элементов с ограничением времени его выполнения до 30 секунд. Комплекс включает: переворот разгибом - 3 раза, переворот в правую и левую стороны (колесо) - по 2 раза, кувырок вперед и назад - по 3 раза, прыжок из основной стойки с поворотом на 360° - 3 раза (два прыжка с вращением в одну сторону и один - в другую). Элементы могут выполняться в любой последовательности, но наиболее оптимальным считается комбинация: три прыжка в стойке с поворотом на 360°, три кувырка вперед, три кувырка назад, два колеса в удобную сторону, два колеса в другую сторону, три переворота разгибом. Оценка выполнения комплекса производиться по количеству выполненных элементов за отведенное время [5, с. 53].

Подводя итог, следует отметить, что акробатика способствует укреплению здоровья, развитию координации движений, мышечной силы, быстроты двигательных действий, гибкости, выносливости к мышечной работе, устойчивости организма к воздействию ускорений, вырабатывает равновесие, тем самым, повышает физическую подготовку курсантов. Акробатические упражнения являются основой для подготовки к другим последующим физическим действиям. Вышеуказанные упражнения формируют двигательные умения прикладной направленности, необходимые при выполнении служебных обязанностей.

Литература

1. Герасимов И. В. Содержание физической подготовки с учетом двигательных способностей сотрудников полиции // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2018. № 3 (76). С. 115-117.

2. Моськин С. А. Обучение двигательным действиям и воспитание психофизичес-ких качеств курсантов // Наука-2020. 2019. № 4 (29). С. 68-72.

3. Подрезов И. Н., Моськин С. А. Влияние занятий физическими упражнениями на функциональное состояние организма человека и уровень его здоровья // Наука-2020. 2018. № 6 (22). С. 23-28.

4. Губанов Э. В. Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел // Наука-2020. 2019. № 4 (29). С. 135-138.

5. Макеева В. С., Баркалов С. Н., Герасимов И. В. Дифференцированная физическая подготовка атлетической направленности для курсантов юридических вузов // Вестник спортивной науки. 2018. № 2. С. 51-54.

References

1. Gerasimov I. V. Soderzhanie fizicheskoj podgotovki s uchetom dvigatel'nyh sposobnostej sotrudnikov policii [The content of physical training, taking into account the motor abilities of police officers]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova - Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2018, no. 3 (76), pp. 115-117.

2. Mos'kin S. A. Obuchenie dvigatel'nym dejstviyam i vospitanie psihofizicheskih kachestv kursantov [Training in motor actions and education of psychophysical qualities of cadets]. Nauka-2020 - Science-2020, 2019, no. 4 (29), pp. 68-72.

3. Podrezov I. N., Mos'kin S. A. Vliyanie zanyatij fizicheskimi uprazhneniyami na funkcional'noe sostoyanie organizma cheloveka i uroven' ego zdorov'ya [Influence of physical exercises on the functional state of the human body and the level of his health]. Nauka-2020 -Science-2020, 2018, no. 6 (22), pp. 23-28.

4. Gubanov E. V. Fizicheskaya kul'tura i sport v professional'noj deyatel'nosti sotrudnikov organov vnutrennih del [Physical culture and sport in the professional activities of employees of internal affairs bodies]. Nauka-2020 - Science-2020, 2019, no. 4 (29), pp. 135-138.

5. Makeeva V. S., Barkalov S. N., Gerasimov I. V. Differentsirovannaya fizicheskaya podgotovka atleticheskoy napravlennosti dlya kursantov yuridicheskikh vuzov [Differentiated physical training of athletic orientation for cadets of law schools]. Vestnik sportivnoy nauki -Bulletin of Sports Science, 2018, no. 2, pp. 51-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.