Научная статья на тему 'Повышение уровня аналитической деятельности руководителей в системе последипломного педагогического образования'

Повышение уровня аналитической деятельности руководителей в системе последипломного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ АНАЛИЗА / ANALYSIS / PEDAGOGICAL ANALYSIS / ANALYTICAL PREPARATION / ANALYTICAL ACTIVITY / TECHNOLOGY OF THE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваль Наталья Николаевна

Важнейшим фактором повышения эффективности управленческой деятельности является реализация ее на аналитической основе. Одним из перспективных средств усовершенствования образовательного процесса есть педагогический анализ, который можно осуществлять с помощью программного варианта технологии анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) «Landrail».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF LEVEL OF ANALYTICAL ACTIVITY OF HEADS IN SYSTEM OF POSTDEGREE PEDAGOGICAL EDUCATION

The most important factor of increase of efficiency of administrative activity is its realization on an analytical basis. The pedagogical analysis which can be carried out by means of program option of the Landrail technology of the analysis of results of work of educational system (TARES) is one of perspective means of improvement of educational process.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня аналитической деятельности руководителей в системе последипломного педагогического образования»

- 654 с.

8. Маланов И. А. Особенности развития образовательного пространства Бурятии с конца XIX - начала XX века по настоящее время // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 1. С. 113-117.

9. Павленко В. В. Организация учебно-воспитательного процесса в Житомирской гимназии (XIX - начала ХХ вв.) // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 1. С. 139-143.

10. Пирогов Н. И. Мысли и замечания о проекте устава училищ, состоящих в ведомстве Министерства Народного Просвещения / Н. И. Пирогов // Сочинения Н. И. Пирогова. Т. 1. - СПб. : Тип-я М. М. Стасюлевича, 1900. - С. 313-344.

11. Проект устава низших и средних училищ, состоящих в ведомстве министерства народного просвещения // ЖМНП. - 1860. - март. - С. 85-164.

12. Проект устава реальных училищ ведомства министерства народного просвещения // ЖМНП. - 1871. -Ч. 155. - С. 24-56.

13. Робер П. Организация учебной части в гимназиях / П. Робер // Русский педагогический вестник. - 1860. -сентябрь.

14. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства Народного Просвещения (1802-1902) / С. В. Рождественский. - СПб.: Мин. Нар. Прос., 1902. - 785 с.

15. Своды замечаний на проект устава общеобразовательных учебных заведений по устройству гимназий и

прогимназий. - СПб. : Тип. Академии наук, 1863. - 664 с.

16. Смирнов В. З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах Х1Х в. / В. З. Смирнов. - М. : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1956. - 312 с.

17. Стратепя реформування освгга в Украш: Рекомендацп з освггаьо! полпики. - К. : «К.1.С.», 2003. - 296 с.

18. Тараскина Я. В. Система иноязычной подготовки в региональном педагогическом вузе (1954-1990 гг.) // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 2. С. 181-183.

19. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. - Т. 3. (1855-1864). - СПб. : Тип-я Министерства Академии Наук, 1865. - С. 1326.

20. Устав реальных училищ ведомства министерства народного просвещения // ЖМНП. - 1872. - Ч. 161. - С. 52-81.

21. Ушинский К. Защитникам классических гимназий / К. Ушинский. - Сб. сочинений. - Т. 3. - Педагогические статьи (1862-1870 гг.). - М.-Л. : Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1948. - с. 298-305.

22. Ушинский К. Свод печатных рецензий на проект устава средних и низших учебных заведений, состоящих в ведомстве Министерства народного просвещения / К. Ушинский // ЖМНП. - 1861. - январь. - Ч. 109. - февраль. - с. 244.

INFLUENCE OF EDUCATIONAL REFORMS AND COUNTER-REFORMS ON FOREIGN LANGUAGES IMPORTANCE IN EDUCATIONAL PROCESS OF NON-CLASSICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS (SIXTIES-EIGHTIES OF 19th CENTURY)

© 2012

N.V. Goncharenko, post graduate student

Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)

Annotation: Projects of primary and secondary educational institutions statutes were analyzed. It was found that the most debatable questions were concerning how to divide comprehensive schools and their purpose; imperfection of proposed curricula; increase and decrease of classes number using foreign languages; ambiguity of hours number, defined to old and new languages studying; the importance of foreign languages at classical and non-classical secondary schools. It was cleared up that created non-classical secondary schools had shortcomings, such as: the studying course had not given s sufficient training for practical activity; the educational content had not provided with an appropriate level of knowledge to enter higher educational institution.

Keywords: foreign languages, non-classical educational institutions, reforming, educational process, curricula and programs.

УДК 379 (4 Укр. 55)

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2012

Н.Н. Коваль, методист

Донецкий областной институт последипломного образования, Донецк (Украина)

Аннотация: Важнейшим фактором повышения эффективности управленческой деятельности является реализация ее на аналитической основе. Одним из перспективных средств усовершенствования образовательного процесса есть педагогический анализ, который можно осуществлять с помощью программного варианта технологии анализа результатов работы образовательной системы (ТАРРОС) «Landrail».

Ключевые слова: анализ, педагогический анализ, аналитическая подготовка, аналитическая деятельность, технология анализа.

Сусшльно-полггачш та соцiально-економiчнi змши, що ввдбуваються в Укра!ш, суттево впливають на да-ючу систему освгга. Сьогодш перед сучасною школою постае складне завдання: задоволення запипв учшв та !хшх батьшв i посилення уваги до дотримання держав-них стандарпв. Це неможливо без модершзацп дiяль-носл заклащв та установ освгга, запровадження нових форм i методiв оргашзацп навчально-виховного проце-су, розробки шновацшних методик, прийомiв, способiв навчання.

Ефектившсть реформування дiяльностi школи зна-чною мiрою залежить ввд И управлшня. Управлшня е пею рушшною силою, яка нацшена на активiзацiю лю-

дини через створення оптимальних умов для прояву та розвитку И творчого потенщалу. Тому керiвнику закладу освгга слад орiентуватися в рiзноманiтностi сучасних управлшських щей, вивчати й устшно застосовувати досягнення науки та перспективного педагопчного до-свщу, оргашзовувати творчу та шновацшну дiяльнiсть. У зв'язку з цим питання управлшня освишми процеса-ми е актуальним, осшльки шкшьна практика сввдчить про недостатню пвдготовлешсть керiвникiв навчальних заклащв до професшно! управлшсько! дiяльностi, про ввдсутшсть у багатьох iз них необхщно! управлшсько! культури.

Найважлившим чинником тдвищення ефективносп

управлшсько! дiяльностi керiвникiв ЗНЗ е реалiзацiя И на аналОгачнш основi. Саме тому одним iз перспектив-них засобiв удосконалення освiтнього процесу е педаго-пчний аналiз, який е проводною функщею управлiння школою [9, с. 4].

Педагог1чний анализ визначають як упорядковаш певним чином прийоми, процедури та операци тзнан-ня, вивчення стану й тенденцш розвитку педагогiчних явищ, об'ективного оцiнювання промiжних i кОнцевих результатiв системи управлiння.

Г. Сльникова у сво1х досл1дженнях видтяе чотири функцП процесу шюльного управлтня, а сааме:

1. Педагопчний аналiз (постановка мети й завдань, прогнозування).

2. Планування (планування й програмування).

3. ОргашзацОя (управлiння й самоуправлiння).

4. Контроль та регулювання (або оргашзащя та мо-тивацiя).

З огляду на це видiляються наступнi завдан-ня педагогiчного аналiзу в управлшськш дiяльностi керiвника закладу освiти:

1. Зовшшнш i внутрiшнiй аналiз умов юнування шко-ли та поточного стану И дiяльностi.

2. Визначення мети й завдань дiяльностi ЗНЗ, пер-спективних лiнiй його розвитку.

3. Шляхи поточно! корекци роботи закладу освiти.

4. Способи вимiрювання промiжних i кiнцевих результатов.

Пiд час здiйснювання менеджменту навчального закладу, керiвник займаеться аналiзом, плануванням, органiзацiею й контролем освОтньо! дiяльностi школи. Гарний план - половина устху, вiн мае бути складений з урахуванням результатiв аналiзу дiяльностi школи, процесiв, що вiдбуваються на ринку освОтньо! продукци, а також глобальних чинник1в. Отже, сучасний менеджер освОтньо! установи повинен умiти аналiзувати, тобто здiйснювати аналiтичну дiяльнiсть. Результатившсть управлшсько! дiяльностi залежить вiд того, чи володiе керiвник технологiею та методикою здшснення аналiзу, як1 дозволяють побачити стан керувально! та керовано! систем, виявити недолiки в !х дiяльностi i прийняти своечаснi ршення, характеру, що регулюе.

Незнання технологш i методик здiйснення педагогiчного аналiзу, як наслiдок, призводить до того, що у процес аналiзу керiвник не здатен виявити недолiки в робоп навчального закладу, тому цОлО i завдання формуються не коректно, О, вiдповiдно, вОдбуваеться деформацiя шших функцiй управлiнського циклу - планування, оргашзаци i контролю. Отже, в основi отрима-ного негативного результату управлшсько! дiяльностi керiвника лежить непрофесiйно проведений аналiз. Оск1льки, аналiз е системотворною управлiнською функцiею як в самостшному видi дiяльностi, так i складовiй частинi функцiй управлшського циклу [3, с. 83]. Все це дозволяе скоординувати роботу з курсово! подготовки кожного конкретного керiвника.

У Нацiональнiй доктринi розвитку освОти у ХХ1 столiтгi серед основних напрямiв модернiзацi! управлiння освiтою видшяеться подготовка та переподготовка управлiнцiв уах рiвнiв. 1снують рiзнi моделi навчання керГвникОв.

Американська модель передбачае превентивну подготовку спещалОста у вищих навчальних закладах до початку кар'ери. Теоретичш знання е базою для подальшо! практично! дОяльносл. В основО европейсько! моделО - набуття знань на основО практичного досвОду та подальша самореалОзацОя людини в закладах тдвищення квалОфОкацп або спетально! управлшсько! подготовки. Проте вс вони стосуються управлшсько! освгга. Отже, система пОслядипломно! педагопчно! освОти е основною ланкою системи безперервно! освОти керГвникОв шк1л Г формування !х управлОнсько! культури, складовою яко! е аналГтична дГяльнГсть.

ЗвГдси виникають новГ вимоги до змюту пОслядипломно! педагогГчно! освОти, його спрямованостг Вони полягають у збагаченнГ й оновленш предмет-них Г дидактико-методичних знань, додаваннГ до них сощальних, психологГчних Г культурологГчних знань, розробки спецкурсГв Г освГтнГх програм, оптимОзаци навчальних планГв, програм, проектГв.

ЗмГст курсово! форми пГдвищення квалОфОкацп повинен бути орГентованим не тшьки на озброення керГвникОв новими знаннями та вмшнями, а й на глибоку передумо-ву психологГчних настанов, мотивОв, а також цшшсних орОентацОй само! особистостО керОвника.

Саме курсовий етап створюе для цього необхОдш передумови: Онтенсивне заглиблення в шзнавальну дГяльнГсть; активна комунОкацОя з колегами та викла-дачами в навчальнш групО; а тимчасовий вОдрив вОд практично! дОяльностО дае можливОсть для самоаналОзу професОйно! дОяльностО.

РезультативнОсть процесу тдвищення квалОфОкацп керОвних кадрОв забезпечуеться шляхом ефективного ви-користання новОтнОх ОнформацОйних технологОй та моделей навчання. А саме:

- поеднання очно! форми навчання з дистанцшною, що дае змогу реалОзувати принципи диференшацп та шдивОдуалОзацп навчання, штенсифОкувати навчальний процес;

- упровадження кредитно-модульно! системи навчан-ня, що вОдкривае необмеженО можливостО для посилення самоосвОтньо! дОяльностО керОвних кадрОв, формування управлшсько! компетентности

- проведення корпоративного навчання для керГвникОв школ освпшх округОв, що пов'язане зО створенням умов для забезпечення рОвного доступу до якОсно! освОти педагогОв областц

- започаткування ОнновацОйних моделей навчання (ВОдкритий унОверситет ОнновацОйно! педагогОки «Школа управлшсько! майстерностО», очна-заочна школа-лабораторОя «Особиспсне й професОйне зростання педагога як умова розвитку школи життево! компетентность)) для пропаганди перспективного педагопчного досвОду, професОйного розвитку слухачОв, розвитку професОйно! траекторп, активОзаци творчого потенщалу керГвникОв шкОл.

Для ефективного забезпечення мОжкурсового перОоду пОдвищення квалОфОкацп, сприяння мотивацп та само-розвитку керГвникОв, системнОй управлОнськОй дОяльностО обласним шститутом пОслядипломно! педагогГчно! освОти запроваджуються новО форми О методи оргашзаци навчально-виховного процесу:

- регОональна школа новаторства керГвникОв загаль-ноосвОтнОх навчальних закладОв Донецько! областО;

- обласш Форуми («ОсвОтня система округу: принципи формування, досвОд та проблеми функцОонування», «ОсвОтня полОтика та шновацшна активнОсть закладОв освОти»);

- регюнальний конкурс «Кращий навчальний заклад щодо роботи з обдарованими дОтьми»;

- постшно дОючий семОнар за темою «Управлшський та психолого-педагогОчний аспекти впровадження Он-клюзивного навчання»;

- конференци, семОнари обласного осередку АсоцОацО! керГвникОв школ Укра!ни;

- педагогОчнО технопарки;

- круглО столи з обмОну досвОдом;

- творчО групи;

- веб-колепум;

- серпневО студО!;

- майстер-класи тощо.

Один з шляхОв пОдвищення професОйно! компетентностО керОвних кадрОв, ефективностО управлОння сьогоднО - це освоення керОвником О володОння ним шформацшними технологОями. Використання в управлшському О освОтньому про-

цесах сучасних шформацшних технологш дозволяе aAMirncTpaTOpoBi органiзувати шформацшно-аналггачну дiяльнiсть на як1сно новому piBrn, що, у результат^ сприяе пвдвищенню якостi освiтнього процесу в школ1 загалом [1, с. 30].

З метою пвдвищення фахового piвня кеpiвникiв шк1л у напрямку удосконалення аналогично! пiдготовки педагогiв на основi технологи аналiзу в рамках Репонально! школи новаторства кеpiвникiв загальноосвiтнiх навчальних заклащв Донецько! обласп ввдкриваеться вiддiлення «Сучасш 1КТ в управлшш».

Учасники вщдшення будуть здiйснювати апpобацiю технологи аналiзу pезультатiв роботи освггаьо! системи (ТАРРОС), яка мае власний алгоритм нематематичного характеру, який вiдповiдае вимогам, що пред'являються до аналiзу, при цьому пiд початковими даними маються на увазi пiдсумковi результати дiяльностi, а тд к1нцевим результатом - постановка шсляоперацшних цiлей системи наступного року [5, 6].

В основi технологи лежить пpоблемно-оpiентований аналiз, дом^ючим принципом якого е проблемно-цшьова оpiентацiя - принцип, практична pеалiзацiя якого забезпечуе ряд додаткових технолопчних достошств i можливостей.

Розроблено програмний ваpiант технологи аналiзу pезультатiв роботи освггаьо! системи (ТАРРОС) «Landrail» особливiстю якого е те, що в нш аналiз i план роботи школи представляють взаемопов'язаний единий документ, в якому з першого витiкае друге: цiльовi за-вдання в аналiзi визначають цiлепокладання в плаш, можливi шляхи piшення - планування i оргашзацш, можливi причини пpотиpiч - формування системи контролю, а виявлеш пpотиpiччя - напрями методичноl дiяльностi школи, предметних кафедр, методичних об'еднань i конкретного педагога [7, с. 91; 8].

Бiльш детально програмний ваpiант технологiй аналiзу результата роботи освггаьо! системи (ТАРРОС) «Landrail» показано на рис. 1.

Рис. 1. Аналiз результата роботи освгтньо! системи (ТАРРОС) «Landrail»

KpiM того, програмний BapiaHT уперше об'еднав ана-лiтичну дiяльнiсть вiд учителя до директора, також про-грама дозволяе сформувати попеpеднi цiлi, завдання, план роботи i контроль на наступний навчальний рш вщ учителя до заступника директора (за напрямками дiяль-ностi) i директора (вiдносно уае! школи).

Отже, представлена технологiя дозволяе опташзува-ти процес упpaвлiння, тобто досягти найкращих резуль-тaтiв iз найменшими витратами сил, часу та ресурав [12, 13, 14]. Тому пpaктико-оpiентовaнi програми подготовки i тдвищення квaлiфiкaцiï кеpiвних кaдpiв мають бути спрямоваш на формування i вдосконалення найбшьш актуальних, пpофесiйно значущих компетентностей,

якими повинен володiти керiвник ново].' школи ХХ1 сто-лiття.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антипина И.О. Анализ современных подходов к оценке профессиональной компетентности руководителя школы [Текст] / И.О. Антипина // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 29-32.

2. Васильченко Л. Управлшська культура керiвни-ка школи в системi шслядипломно1 педагопчно1 освгги [Текст]. - [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http:// osvita.ua/school/manage/general/1181/.

3. Денисова О.П. Совершенствование аналитической подготовки специалистов на основе технологии анализа [Текст] / О.П. Денисова // Вектор науки ТГУ. -2011. - № 4. - С. 82-84.

4. Королюк С.В. Подготовка керiвникiв загальноос-впшх навчальних закладiв в системi пiслядипломноï пе-дагогiчноï освгга [Текст] / С.В. Королюк // «Управлшня адаптивною школою: здобутки i перспективи/ Тези Всеукрашсько].' науково-практичноï конференций 21-22 жовтня 2009 року. - Полтава, 2009. - С. 20-25.

5. Коростелев А.А. Теоретический аспект ролевого значения аналитической деятельности руководителей образовательных учреждений во внутришкольном управлении // Вестник психотерапии. 2007. Т. 29. № 24. С. 96-100.

6. Коростелев А.А. Аналитическая деятельность внутришкольного управления: понятийный аспект // Вюник Черкаського Ушверситету. Серiя: Педагопчш науки. 2010. № 179. С. 15-18.

7. Коростелев А.А. Порядок осуществления аналитической деятельности внутришкольного управления // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология.

2011. № 1. С. 88-92.

8. Коростелев А.А. Регламентация осуществления аналитической деятельности руководителями образовательных учреждений // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. № S10. С. 6470.

9. Кучерова Г.М. Керiвнику школи. Педагопчний аналiз [Текст] / Галина Кучерова; упоряд. Н.Л. Мурашко. - К.: Редакци газет з управлшня освггою.

2012. - 115 с. - ^блютека «Шкшьного свпу»).

10. Панченко О.В., Коновалова Е.Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий в подготовке учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 32-34.

11. Полулях В., Бабш С., Пилипчук О., Метелиця I., Кондратюк Г., Бондар О., Майборода Л. Менеджмент у робот заступника директора [Текст] / М.К. Голубенко; упоряд. Н.Л. Мурашко. - К.: Шк. свгт, 2009. - 128 с. -^блютека «Школьного свiту»).

12. Коваль Н.Н. Возможности современных программных средств ИКТ, их влияние на формирование информационного образовательного пространства педагогического деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 27-31.

13. Коростелев А.А. Теоретический аспект ролевого значения аналитической деятельности руководителей образовательных учреждений во внутришкольном управлении // Вестник психотерапии. 2007. Т. 29. № 24. С. 96-100.

14. Коростелев А.А. Технология обучения педагогических кадров аналитической деятельности: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тольятти, 2003.

INCREASE OF LEVEL OF ANALYTICAL ACTIVITY OF HEADS IN SYSTEM OF POSTDEGREE PEDAGOGICAL EDUCATION

© 2012

N.N. Koval, methodist

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Donetsk regional institute of postdegree education, Donetsk (Ukraine)

Annotation: The most important factor of increase of efficiency of administrative activity is its realization on an analytical basis. The pedagogical analysis which can be carried out by means of program option of the Landrail technology of the analysis of results of work of educational system (TARES) is one of perspective means of improvement of educational process.

Keywords: analysis, pedagogical analysis, analytical preparation, analytical activity, technology of the analysis.

УДК 37.013

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ ЯДРО КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ ИННОВАЦИОННОЙ ШКОЛЫ

© 2012

И.В. Козак, преподаватель кафедры воспитательных технологий и педагогического творчества

Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)

Аннотация: В статье раскрыта сущность понятия «воспитательная система», освещены различные подходы к её структуре. Охарактеризованы виды инновационных школ. Обосновано понятие «воспитательная система инновационной школы» Определено структуру ценностно-смыслового ядра воспитательной системы школы, которое включает систему ценностей, характерных для субъектов учебно-воспитательного процесса инновационной школы.

Ключевые слова: воспитательная система, инновационная школа, авторская школа, ценностно-смысловое ядро, система ценностей.

В современных условиях образования особую актуальность приобретают проблемы формирования творческой личности, воспитание молодого человека как гражданина на основе владения гуманистическими ценностями, нормами демократической культуры [4, с. 71-75; 5, с. 125-128]. В Национальной доктрине развития образования Украины в XXI веке отмечается, что главной целью украинской системы образования является создание условий для развития и самореализации каждой личности как гражданина Украины, формирование поколения, способного учиться в течение жизни, создавать и развивать ценности гражданского общества [6, с. 4-6]. Реализация цели воспитания в современной системе украинского образования возможна при условии создания целостной воспитательной системы, которая призвана интегрировать все воспитательные воздействия на личность.

Воспитательная система возникла в результате внедрения в школьную практику системных инноваций, которые в процессе реализации способствовали обеспечению целостности учебно-воспитательного процесса как необходимого условия всестороннего и гармоничного развития личности. Введение системных инноваций, исследовательская деятельность педагогов характеризовали учебное заведение как инновационное.

Смысловую характеристику такого понятия как «воспитательная система» раскрывают в своих работах большое количество отечественных и зарубежных исследователей, в частности: Л. Архипенко, Е. Барышников, Е. Бондаревская, В. Караковский, Л. Маркина, Л. Новикова, А. Сидоркин, Н. Селиванова, Е. Соколова, Г. Сорока, Е. Степанов, и др.

В свою очередь проблемы становления и развития инновационных школ нарушают С. Гончаренко, М. Дичковская, В. Докучаева, В. Долматов, Т. Перекрестова, Е. Попова, А. Савченко, А. Саранов, Г. Суровцева, И. Фрумин, А. Хуторской, Б. Чижевский,

A. Шапран, М. Ярмаченко и др.

Инновационную школу как педагогическую (воспитательную) систему рассматривают в своих работах

B. Долматов, Е. Попова, Т. Цырлина, А. Шапран и др.

Целью нашей статьи является характеристика сути

ценностно-смыслового ядра воспитательной системы инновационной школы.

Исследователи Л. Новикова, В. Караковский, Н. Селиванова и другие определяют воспитательную систему как целостный социальный организм, возникаю-

щий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целей, субъектов, их деятельности, общения, отношений, материальной базы) и обладающий следующими интеграционными характеристиками, такими как образ жизни коллектива, его психологический климат. Для полноты освещения сути этого педагогического явления они выделяют характерные черты воспитательной системы и отмечают, что она является социальной, педагогической, целостной, ценностно-ориентированной, открытой, целенаправленной, сложной и вероятной, саморазвивающейся [10, с. 21-22].

Существуют различные точки зрения относительно структуры воспитательной системы, это объясняется сложностью и полиструктурностью исследуемого явления. Так Л. Новикова, В. Караковский, Н. Селиванова, Е. Соколова, Т. Шамова, Т. Давыденко, Т. Шибанова и другие считают, что воспитательная система включает следующие компоненты: цели, выраженные в исходной концепции (т.е. совокупность идей, для реализации которых система создается), деятельность, которая обеспечивает реализацию; субъект деятельности, который ее реализует и принимает в ней участие; отношения, рождающиеся в деятельности и общении, которые, в свою очередь, интегрируют субъектов в некую общность; среду системы, освоенную субъектом, управление, которое обеспечивает интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы [10, с. 21-22; 17, с. 9].

Исследователи И. Колесникова и Е. Барышников считают, что существенные особенности воспитательной системы могут быть отражены в следующих компонентах:

1. Ценностно-смысловое ядро, включающее в себя систему значимых ценностей для субъектов воспитательной системы; цели воспитания; принципы воспитания, содержание жизнедеятельности воспитательной системы; методики диагностики и оценки результатов работы воспитательной системы.

2. Пространственно-временная структура, состоящая из индивидуальных, групповых, коллективных, фронтальных форм различных видов деятельности с учащимися и самих учащихся.

3. Координационно-педагогический компонент, включающий в себя совокупность педагогических технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе; воспитательные функции педагогического коллектива, систему повышения профессиональной компетентности педагогов, систему педагогического образо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.