Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ ТОЧНОСТИ БРОСКОВ СРЕДСТВАМИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ БАСКЕТБОЛИСТОВ'

ПОВЫШЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ ТОЧНОСТИ БРОСКОВ СРЕДСТВАМИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ БАСКЕТБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
73
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
баскетбол / объем и концентрация внимания / устойчивость внимания / целевая точность / штрафной бросок / дальний бросок / basketball / volume and concentration of attention / stability of attention / target accuracy / free throw / long-range shot

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карагодина Анна Михайловна, Болгов Алексей Николаевич, Калинин Владимир Евгеньевич

Предложена методика повышения целевой точности бросков средствами развития основных свойств внимания. Представлены результаты сопоставительного анализа экспериментальной и контрольной групп по показателям объема, концентрации и устойчивости внимания, целевой точности штрафного и дальнего бросков. Доказано, что между свойствами внимания и целевой точностью бросков существуют тесные корреляционные связи, приводящие к повышению результативности целевой точности исследуемых бросков в экспериментальной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карагодина Анна Михайловна, Болгов Алексей Николаевич, Калинин Владимир Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE TARGET ACCURACY OF THROWS BY MEANS OF DEVELOPING SPECIAL PROPERTIES OF BASKETBALL PLAYERS' ATTENTION

A technique for increasing the target accuracy of throws by means of developing the main properties of attention is proposed. The results of a comparative analysis of the experimental and control groups in terms of volume, concentration and stability of attention, target accuracy of free throws and long-range shots are presented. It is proved that there are close correlations between the properties of attention and the target accuracy of throws, leading to an increase in the effectiveness of the target accuracy of the studied throws in the experimental group.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ ТОЧНОСТИ БРОСКОВ СРЕДСТВАМИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ БАСКЕТБОЛИСТОВ»

УДК 796.323.2 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-5-85-91

ПОВЫШЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ ТОЧНОСТИ БРОСКОВ СРЕДСТВАМИ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ БАСКЕТБОЛИСТОВ

А.М. Карагодина, А.Н. Болгов, В.Е. Калинин

Предложена методика повышения целевой точности бросков средствами развития основных свойств внимания. Представлены результаты сопоставительного анализа экспериментальной и контрольной групп по показателям объема, концентрации и устойчивости внимания, целевой точности штрафного и дальнего бросков. Доказано, что между свойствами внимания и целевой точностью бросков существуют тесные корреляционные связи, приводящие к повышению результативности целевой точности исследуемых бросков в экспериментальной группе.

Ключевые слова: баскетбол, объем и концентрация внимания, устойчивость внимания, целевая точность, штрафной бросок, дальний бросок.

IMPROVING THE TARGET ACCURACY OF THROWS BY MEANS OF DEVELOPING SPECIAL PROPERTIES OF BASKETBALL PLAYERS' ATTENTION

Karagodina A.M., senior lecturer, amkara27 37@yandex.ru, Russia, Volgograd, Volgograd State Technical University, Bolgov A.N., candidate of pedagogical sciences, associate professor, nkomban@mail.ru, Russia, Volgograd, Volgograd State Academy of Physical Culture,

Kalinin V.E., associate professor, Kalinin.va 55@mail.ru, Russia, Volgograd, Volgograd State Academy of Physical Culture

A technique for increasing the target accuracy of throws by means of developing the main properties of attention is proposed. The results of a comparative analysis of the experimental and control groups in terms of volume, concentration and stability of attention, target accuracy of free throws and long-range shots are presented. It is proved that there are close correlations between the properties of attention and the target accuracy of throws, leading to an increase in the effectiveness of the target accuracy of the studied throws in the experimental group.

Key words: basketball, volume and concentration of attention, stability of attention, target accuracy, free throw, long-range shot.

Карагодина Анна Михайловна, старший преподаватель, amkara2737@yandex.ru, Россия, Волгоград, Волгоградский государственный технический университет,

Болгов Алексей Николаевич, канд. пед. наук, доц., nkomban@mail.ru, Россия, Волгоград, Волгоградская государственная академия физической культуры,

Калинин Владимир Евгеньевич, доц., ^И-nin.va55@mail.ru, Россия, Волгоград, Волгоградская государственная академия физической культуры

Внимание - это явление человеческой психики, многообразно себя проявляющее, оно влияет на эффективность работы органов чувств, фиксирование информации в нашем мозге и ее воспроизведение, на мышление и работу мышц [3]. По мнению С.Д. Мишневой, Д.Р. Загидуллина и Д.Е. Пастухова, концентрация внимания выражается в способности направить свое внимание и сосредоточить его на одном объекте, предмете или мысли и в то же время исключать из виду все остальные мысли, идеи, чувства и ощущения [4]. Оно определяет точность и детализацию восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мысли-

тельной деятельности, то есть качество и результативность всей произ-вольной активности человека [1].

Спортсмены командных видов спорта имеют свои особенности в развитии внимания, обусловленные спецификой вида спорта. В игровых видах спорта процессы внимания связаны с восприятием игровой обста -новки, процессами мышления и волевыми качествами ответных действий игроков [7].

По мнению О.А. Эсенова и Ч.А. Сылапова (2021), доля технико-тактических ошибок игроков, совершаемых в соревновательной деятельности, связана с потерей концентрации внимания, сужением поля (объема) внимания или его переключением [8].

В тренировочном процессе подготовки рассмотренные свойства внимания поддаются развитию и тренировке с помощью специальных упражнений, основанных на использовании зрительных ориентиров при повышенной интенсивности [5]. Такие упражнения позволяют игрокам в сложных игровых ситуациях привести себя в состояние мобилизационной готовности к выполнению бросков.

Таким образом, изучение процессов внимания в баскетболе связано с психологической подготовкой спортсменов и их успехом в соревновательной деятельности.

Цель исследования - повышение результативности бросков в баскетболе средствами развития основных свойств внимания.

Для реализации цели поставлены задачи исследования:

- разработать комплекс упражнений и заданий для развития основных свойств внимания у баскетболистов студенческой команды на основе теоретических знаний и практического опыта;

- экспериментальным путем проследить динамику целевой точно -сти бросков баскетболистов под влиянием разработанного комплекса.

Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент был организован и проведен в рамках учебно-тренировочного процесса по баскетболу юношеской студенческой команды «Титаны -ВГАФК», в котором приняли участие 20 человек, имеющих следующие средние статистические показатели: возраст - 19,3±2 года, масса тела -88,7±3 кг, длина тела - 187±2 см. Квалификация спортсменов соответствовала 1-2-му разрядам.

Программа формирования устойчивости внимания в процессе тре -нировки бросков состояла из нескольких этапов.

1-й этап: выполнение приема с контролем техники движений, обозначения объектов прицеливания, уточнения траектории полета мяча, освоение идеомоторной тренировки броска.

2-й этап: выполнение бросковых заданий с акцентированием внимания на различных ориентирах (дужка кольца, квадрат прицеливания на

щите) с переключением на другие ориентиры или действия, с применением сбивающих факторов (интенсивность нагрузки, шум, освещение и др.).

3-й этап: выполнение бросков мяча сериями, при подборе партнерами, постепенно увеличивая скорость сочетания приема «ловля-бросок».

4-й этап: выполнение бросков в условиях, приближенных к сорев -новательным (в условиях тренировочных и товарищеских игр) [2].

Каждое упражнение выполнялось по 10-20 бросков или 5-10 серий. Комплекс включался в основную часть занятия. Время выполнения предложенного комплекса составляло 30 минут. Примерный объем исследуемых бросков в одном занятии: 50 % - штрафной бросок, 20 % - дальний бросок, 30 % - остальные броски.

Для контроля основных свойств внимания использовалась методика корректурной пробы Бурдона-Анфимова [6].

В процессе эксперимента проводилось исследование штрафного и дальнего бросков как оказывающих наибольшее влияние на успех матча. Дальний бросок оценивался за счет количественного показателя (3 очка), а штрафной - своей особенности увеличивать счет матча в момент оста -новки игровых часов.

Тестирование штрафного броска проводилось сериями. Серией считались два попадания в кольцо при условии: одно попадание осуществля -лось «чисто», а другое - с отскоком от щита. При этом игрок проявлял не только концентрацию внимания на кольце, но и переключаемость с дужки кольца на середину квадрата прицеливания щита, а также при ловле мячей (одного за другим), которые подавались партнерами. Выполнялось задание на протяжении 3 минут работы, что характеризовало устойчивость процессов внимания и работоспособности испытуемых. Дальний бросок выполнялся в течение 2 минут при условии «чистого броска» и не более двух бросков с одной точки.

Результаты исследования и их обсуждение. В начале эксперимента достоверных различий в исследуемых параметрах не выявлено. После эксперимента отмечалось увеличение среднего количества просмотренных знаков: в контрольной группе (КГ) - на 65,9 знака, а в экспериментальной (ЭГ) - на 117,2 знака, наблюдалось расширение объема внимания в КГ на 8,7 %, а в ЭГ - на 14,4 %.

Отношение просмотренных строк к количеству совершаемых баскетболистами ошибок характеризовало концентрацию внимания: чем выше полученный показатель, тем выше уровень концентрации. В процессе эксперимента количество допущенных ошибок снижалось в ЭГ на 8,6 ед., а в КГ - на 4,7 ед. При этом в ЭГ происходило увеличение концентрации внимания на 15,4 % выше, чем в КГ.

В соревновательной деятельности переключаемость внимания может возникнуть как до броска мяча в кольцо, если нападающий увидел более выгодную позицию напарника для передачи мяча, так и после броска мяча, когда игрок переводит свои действия на подбор и дальнейшую игру.

При оценке переключаемости внимания по корректурной пробе баскетболисты получали задания зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках бланка: чем ближе было полученное значение к нулю, тем выше переключаемость внимания. В исследовании переключаемость вни -мания после эксперимента в ЭГ составила 39,8 % (высокая оценка), а в КГ - 60,4 % (средняя оценка) (табл. 1).

Таблица 1

Сводная таблица статистических значений свойств внимания по корректурной пробе Бурдона после эксперимента (Х±и)

Контрольные тесты ЭГ(П=10) КГ (n=10) Д ,остоверность значений

U-эмп.W U-кр. W p Зона значимости

Количество просмотренных знаков(объем внимания) 814,2±0,6 781,6±0,8 15 27 <0,05 Шмп<Цкр

Количество ошибок 11,3±0,1 14,9±0,2 17 27 <0,05 Uэмп<Uкр

Концентрация внимания 4,7±0,8 3,5±0,9 16,5 27 <0,05 Uэмп<Uкр

Переключаемость внимания 42,3±1,2 66,4±1,1 0 27 <0,05 Шмп<Цкр

Устойчивость внимания 2,7±0,02 2,4±0,01 14,6 27 <0,05 Uэмп<Uкр

Темп просмотра знаков (отношение просмотренных знаков ко вре -мени выполнения) при работе с корректурными бланками в ЭГ увеличился на 14,8 %, а в КГ - на 12 %.

При выполнении штрафных бросков в ЭГ количество результатив -ных серий увеличилось в КГ на 9,3 %, в ЭГ - на 13,5 %. Согласно графику «истощаемости» внимания установлены более высокая динамика результативных серий в ЭГ и более устойчивые их значения с течением времени работы (рисунок).

Выполнение дальнего броска предполагало проявление свойств внимания в более усложненных условиях: расстояние до объекта прицеливания увеличивалось, при этом темп бросков был довольно высоким при работе, равной двум минутам. Тестирование дальнего броска выявило, что в ЭГ реализация бросков на 9,5 % выше, чем в КГ.

КГ доз не пер и мента ЭГдо эксперимента КГ после эксперимента ЭГ после экспеимента

Время работь^ мин 1 минута 2 минута 3 минута

График «истощаемости» внимания в процессе эксперимента

Стабильные значения целевой точности бросков с течением вре -мени работы выражали более высокую работоспособность спортсменов ЭГ, а значит, надежность выполнения приема в условиях соревнований. Полученные в ходе эксперимента данные свидетельствовали о возникновении в ЭГ способности произвольно регулировать процессы внимания и сосредоточенности на объекте.

Статистические значения между двумя выборками по и-критерию Манна-Уитни находятся в зоне значимости (см. табл.1). Корреляционный анализ Браве-Пирсона (при р<0,05) выявил сильную (тесную) прямую связь значений с целевой точностью штрафного броска и взаимосвязь средней силы с показателями дальнего броска (табл. 2).

Таблица 2

Корреляционные показатели исследуемых свойств внимания и целевой точности бросков в баскетболе

Свойства внимания Штрафной бросок Дальний бросок

Объем 0,8662 0,6782

Концентрация 0,9723 0,5896

Переключение 0,9886 0,6624

Устойчивость 0,8982 0,5456

Заключение. Отмечено, что особенности внимания баскетболистов неразрывно связаны со спецификой игровой деятельности и оказывают влияние на результативность целевой точности бросков в кольцо. Тренировочные занятия, направленные на формирование специальных свойств внимания, показывают положительную динамику роста результативности штрафного и дальнего бросков.

Список литературы

1. Бердников Д.В. Внимание как специфический психофизиологический процесс регуляции целенаправленной деятельности // Журнал фун -даментальной медицины и биологии. 2017. № 4. С. 21-29.

2. Карагодина А.М., Болгов А.Н., Лаврентьева Е.А. Устойчивость внимания как фактор психической надежности выполнения штрафного броска в баскетболе // Мир педагогики и психологии. 2023. № 1 (78). С. 130-135.

3. Купцова О.В. Внимание как особый психический процесс // Про -блемы современной науки и образования. 2017. № 20 (102). С. 83-85.

4. Мишнева С.Д., Загидуллин Д.Р., Пастухов Д.Е. Оценка психологической напряженности и концентрации внимания при бросках в баскетболе // Устойчивое развитие науки и образования. 2018. № 7. С. 191-196.

5. Объекты прицеливания при бросках с отскоком мяча от щита / Н.С. Кузнецова [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. 2019. № 11 (177). С. 198-203.

6. Сидоров К.Р. Количественная оценка продуктивности внимания в методике «Корректурная проба» Б. Бурдона // Вестник Удмуртского университета. Философия. Психология. Педагогика. 2012. № 4. С. 50-57.

7. Ткачева М.С. Особенности функционирования познавательных психических процессов в различных видах спорта // Известия Саратовского университета. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1. № 4. С. 65-69.

8. Эсенов О.А., Сылапов Ч.А. Психологическая подготовка баскетболистов в предсоревновательный и соревновательный периоды // Проблемы современной науки и образования. 2021. № 5-1 (162). С. 30-33.

References

1. Berdnikov D.V. Vnimanie kak specificheskij psihofiziologicheskij process regu-lyacii celenapravlennoj deyatel'nosti [Attention as a specific psychophysiological process of regulation of purposeful activity] // Zhurnal fundamental'noj mediciny i biologii [Journal of fundamental medicine and biology]. 2017. No. 4. P. 21-29.

2. Karagodina A.M., Bolgov A.N., Lavrent'eva E.A. Ustojchivost' vnimaniya kak faktor psihicheskoj nadezhnosti vypolneniya shtrafnogo broska v basketbole [Sustainability of attention as a factor in the mental reliability of a free throw in basketball] // Mir pedagogiki i psihologii [World of pedagogy and psychology]. 2023. No. 1 (78). P. 130-135.

3. Kupcova O.V. Vnimanie kak osobyj psihicheskij process [Attention as a special mental process] // Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya [Problems of modern science and education]. 2017. No. 20 (102). P. 83-85.

4. Mishneva S.D., Zagidullin D.R., Pastuhov D.E. Ocenka psihologicheskoj na-pryazhennosti i koncentracii vnimaniya pri broskah v basketbole [Evaluation of psychological tension and concentration of attention during basketball shots] // Ustojchivoe razvitie nauki i obrazovaniya [Sustainable development of science and education]. 2018. No. 7. P. 191-196.

5. Ob"ekty pricelivaniya pri broskah s otskokom myacha ot shchita [Objects of aiming at throws with a rebound of the ball from the shield] / N.S. Kuznecova [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2019. No. 11 (177). P. 198-203.

6. Sidorov K.R. Kolichestvennaya ocenka produktivnosti vnimaniya v metodike «Korrekturnaya proba» B. Burdona [Quantitative assessment of the productivity of attention in the technique of "Correction test" B. Bourdon] // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Filo-sofiya. Psihologiya. Pedagogika [Bulletin of the Udmurt University. Philosophy. Psychology. Pedagogy]. 2012. No. 4. P. 50-57.

7. Tkacheva M.S. Osobennosti funkcionirovaniya poznavatel'nyh psihicheskih pro-cessov v razlichnyh vidah sporta [Features of the functioning of cognitive mental processes in various sports] // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya [Bulletin of the Saratov University. Acmeology of education. Psychology of development]. 2012. V. 1. No. 4. P. 65-69.

8. Esenov O.A., Sylapov Ch.A. Psihologicheskaya podgotovka basketbolistov v predsorevnovatel'nyj i sorevnovatel'nyj periody [Psychological training of basketball players in the precompetitive and competitive periods] // Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya [Problems of modern science and education]. 2021. No. 5-1 (162). P. 30-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.