Научная статья на тему 'Повышение роли учреждений банковского сектора в обеспечении устойчивого притока инвестиций на региональном уровне'

Повышение роли учреждений банковского сектора в обеспечении устойчивого притока инвестиций на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / БЛАГОПРИЯТНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / УСТОЙЧИВЫЙ ПРИТОК ИНВЕСТИЦИЙ / ФИНАНСОВО-БАНКОВСКАЯ СФЕРА / КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ / ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION / ATTRACTIVE INVESTMENT CLIMATE / STEADY INVESTMENT CAPITAL INFLOW / BANKS AND FINANCIAL SPHERE / COMMERCIAL BANKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомадов Э. М.

В статье говорится о важности государственного регулирования притока инвестиций в экономику регионов, включающего комплекс мер административного, денежно-кредитного, фискального характера. Подчеркивается усиление роли учреждений финансово-банковской сферы регионов, прежде всего коммерческих банков, в создании благоприятного инвестиционного климата на территории регионов и усилении положительного имиджа региона в глазах потенциальных инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The increasing role of banking institutions in providing the steady investment capital inflow at the regional level

The article shows the importance of state regulation of capital inflow at the regional level which includes complex of administrative, monetary, credit and fiscal measures. The author also emphasizes the increasing role of banking institutions, especially commercial banks, in creating of attractive investment climate in the regions territory and increasing positive image of the region among potential investors.

Текст научной работы на тему «Повышение роли учреждений банковского сектора в обеспечении устойчивого притока инвестиций на региональном уровне»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО ПРИТОКА ИНВЕСТИЦИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

МАГОМАДОВ Э.М.,

профессор, зав. кафедрой, Чеченский государственный университет, e-mail: [email protected]

В статье говорится о важности государственного регулирования притока инвестиций в экономику регионов, включающего комплекс мер административного, денежнокредитного, фискального характера. Подчеркивается усиление роли учреждений финансово-банковской сферы регионов, прежде всего — коммерческих банков, в создании благоприятного инвестиционного климата на территории регионов и усилении положительного имиджа региона в глазах потенциальных инвесторов.

Ключевые слова: экономическое развитие региона; благоприятный инвестиционный климат; устойчивый приток инвестиций; финансово-банковская сфера; коммерческие банки.

The article shows the importance of state regulation of capital inflow at the regional level which includes complex of administrative, monetary, credit and fiscal measures. The author also emphasizes the increasing role of banking institutions, especially commercial banks, in creating of attractive investment climate in the region's territory and increasing positive image of the region among potential investors.

Key words: economic development of the region; attractive investment climate; steady investment capital inflow; banks and financial sphere; commercial banks.

Коды классификатора JEL: G21, O16.

Мировой опыт стран с развитой экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики и кризисных ситуациях роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления — может снижаться, но никогда не прекращается. Во всех случаях государство должно придерживаться основного правила — воздействовать на предпринимательскую, инвестиционную деятельность и экономику страны в целом и ее частей таким образом, чтобы не разрушить рыночные основы и создать условия дальнейшего устойчивого роста.

Особое значение в этих условиях приобретает разработка новых форм и методов привлечения как отечественного, так и иностранного капитала в перспективные сферы российской экономики на основе учета интересов инвесторов и направления их капиталов в приоритетные отрасли отечественной промышленности, развития использования позитивного и устранения негативного опыта инвестиционной деятельности в нашей стране, в том числе — на региональном уровне. Сегодня никто не станет оспаривать тот факт, что постоянный приток инвестиций и инновации служат главной движущей силой развития общественного производства.

Государство должно стремиться соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего, как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков. Надо сказать, что такое состояние порождает некий замкнутый круг. Например, технологическое отставание слаборазвитых стран тормозит возможный бурный экономический рост, а его отсутствие, в свою очередь, способствует сохранению существующего технологического отставания. И наоборот. В этом и состоит ответ на вопрос, почему развитые страны с развитыми технологическими укладами и большой инновационной составляющей в экономике страдают от экономического кризиса меньше, чем страны с отсталыми технологиями и деградирующей наукой и промышленностью. Тем самым мы имеем ситуацию, когда, по меткому определению известного российского экономиста ака-

© Э.М. Магомадов, 2011

демика РАН В.М. Полтеровича, «важнейшим фактором экономического роста является сам экономический рост» [4].

По нашему мнению, можно выделить следующие направления государственного регулирования притока инвестиций в современной экономике.

Во-первых, комплекс мер административного (контрольно-ограничительного) характера, полностью оправдавших себя в условиях успешно развивающейся рыночной экономики. Так, например, в условиях КНР, как подчеркивает российский экономист Л.В.Новоселова, при отсутствии частной собственности на землю и использовании долгосрочной аренды, такие меры включают в себя комплекс решений по предоставлению (в приоритетном порядке) землеотводов для промышленного строительства [1, 2]. В условиях России, при наличии частной собственности на землю, подобные меры могут включать в себя ужесточение или ослабление нормативов (в том числе экологического характера) при отчуждении земельных участков для нового инвестиционного строительства, а также для расширения ими уже действующих производственных мощностей.

Во-вторых, широкий спектр мер непосредственно денежно-кредитного характера, касающихся учреждений банковской сферы, которые включают в себя в том числе:

• меры регулирования инвестиционной деятельности банковского сектора (процентные ставки по депозитам и ссудам, а также нормативы обязательного резервирования средств коммерческими банками), что способно играть роль дестимулятора для непроизводственного строительства;

• аукционы и тендеры для перспективных инвесторов с использованием льгот кредитного характера.

В-третьих, меры фискального характера, то есть налогообложение инвестиций, что позволяет подходить дифференцированно к объектам с омертвленным капиталом («недострой») и т.п.

В-четвертых, использование «точечных» льгот налогового или иного характера для приоритетного стимулирования притока энергосберегающих, экологичных и других передовых технологий в отрасли и производства реального сектора экономики.

Пока же можно отметить реально действующие основные негативные факторы (причем как чисто объективного, так и субъективного плана), отрицательно влияющие на возможности расширения инвестирования в экономику российских регионов. Среди таких факторов, по нашему мнению, особо необходимо выделить следующие:

• отсутствие объективного банка данных по хозяйственным объектам на территории регионов и их финансовому положению;

• дефицит многих региональных бюджетов;

• неразвитость региональной банковской системы;

• отсутствие должной юридической базы, особенно в отношении возможных разработок природных ресурсов;

• отсутствие реестра месторождений полезных ископаемых для сдачи в концессию, а также земельного кадастра;

• высокие затратные составляющие: на энергоресурсы, транспортные издержки, экологию и т.п.:

• суровые климатические условия (за исключением южных и отчасти центрально-черноземных регионов РФ), низкую освоенность территории;

• слаборазвитую инфраструктуру территории, отсутствие дорог, неразвитость средств связи и пр.

Как видим, неразвитость банковской сети в регионах продолжает препятствовать расширению инвестиционной деятельности. Необходимо иметь концепцию инвестиционной политики, которая бы включала в себя цели, которые государство или отдельный его регион ставит в части привлечения на свою территорию, и прежде всего в отрасли и объекты реального сектора экономики, капиталовложений из внутренних и зарубежных источников, а также совокупность средств и методов по их осуществлению.

По нашему мнению, в качестве основы общенациональной составляющей концепции инвестиционной политики можно было бы принять систему мер по коренному повышению конкурентоспособности как предприятий и отраслей реального сектора экономики, так и учреждений финансового сектора, прежде всего — банков.

В качестве основы региональной составляющей концепции инвестиционной политики следует принять научно разработанную систему целей, призванных обеспечить максимально возможное использование капиталовложений в наиболее передовые и перспективные отрасли экономики данного региона для решения задач долгосрочного социально-экономического развития территории, занимаемой этим регионом, и всестороннего подъема и совершенствования качества жизни проживающего на ней населения. К таким целям, в частности, относятся:

• достижение высокого уровня развития общего хозяйственного потенциала региона в интересах всестороннего социально-экономического развития данного региона как территории, а также проживающего на ней населения;

• поиск и использование внутренних резервов экономического роста, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие хозяйственного, прежде всего — промышленного комплекса региона при особом внимании к социальной составляющей такого развития;

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

64

Э.М. МАГОМАДОВ

♦ создание оптимальных организационно-экономических условий для наиболее рационального и эффективного использования имеющихся в регионе научных, производственных, финансовых, кадровых, информационных и других ресурсов;

♦ организация всесторонней поддержки инвестиционных проектов, способствующих, в первую очередь, формированию благоприятного социального климата на территории региона, рациональному использованию факторов производства, снижению трудо-, материало— и энергоемкости производства, прежде всего — в отраслях и предприятиях обрабатывающей промышленности, секторе наукоемких технологий (в том числе — отраслей связи).

Наконец, важным направлением, способным (при наличии прочих условий) повысить интенсивность и масштаб притока именно иностранных инвестиций в несырьевые сектора экономики регионов, относится и создание привлекательного образа (инвестиционного имиджа) данной отрасли или данного конкретного региона в глазах зарубежного инвестиционного сообщества. Улучшение такого образа региона может включать в себя:

• деятельность властных региональных структур по целенаправленному продвижению (формированию) положительного имиджа отрасли или отдельной территории (региона) среди потенциальных инвесторов;

• мероприятия по непосредственному привлечению прямых иностранных инвестиций (в том числе по долгосрочному созданию благоприятного инвестиционного климата);

• всестороннее обеспечение уже действующих на территории региона инвесторов необходимыми инвестиционными, а также правовыми, организационно-институциональными и пр. услугами.

Понятно, что в реализации большей части из указанных выше направлений исключительно велика роль банковского сектора. На региональном уровне это особенно важно, поскольку успешное финансирование мероприятий по продвижению инвестиционного имиджа регионов и созданию необходимых институциональных и организационных условий для масштабного инвестирования невозможно без устойчиво развивающихся и достаточно конкурентоспособных региональных банков.

К примеру, принципиально важным для повышения эффективности деятельности иностранных инвесторов является корректное определение критериев отбора поддерживаемых инвестиционных проектов. Очевидно, что ориентация при этом должна быть в сторону несырьевых, перерабатывающих, высокотехнологичных секторов промышленности. Понятно, что роль пользующихся авторитетом у инвестиционного сообщества банков в организации такого отбора велика — в противном случае, любой крен в сторону чистого администрирования в таком деле чреват снижением инвестиционной привлекательности территории.

Конечно, важным направлением инвестиционной политики должны стать государственные гарантии для приоритетных проектов — как в общеэкономическом, так и в социальном плане.

Далее, важным направлением государственной инвестиционной политики является формирование соответствующих предлагаемой концепции институтов развития. Здесь приоритет банковского сектора очевиден. Так, например, было бы целесообразно:

❖ создание Банком России дочернего Банка развития с развернутой региональной сетью на базе «излишних" (то есть, по сути дела, до сих пор неиспользуемых) золотовалютных резервов для кредитования импорта передовых технологий, а также оборудования, не производимого в России;

❖ создание Инвестиционного фонда для совместных с частным капиталом инвестиций в приоритетные, с точки зрения развития конкурентных преимуществ, проекты;

❖ создание с учетом накопленного опыта в России и мирового опыта (например, имеющегося в Израиле) Инновационного фонда для поддержки передовых научно-технических решений (грантовое финансирование части затрат на внедрение перспективных идей и разработок).

В целом, хотя за последние годы наблюдается активная позитивная динамика в развитии российского банковского сектора (в том числе на территории отдельных регионов), достигнутые показатели пока значительно уступают соответствующим показателям банковских систем целого ряда стран с трансформирующейся экономикой [3]. Это, конечно, значительно тормозит возможности проведения активной инвестиционной политики.

При разработке мер эффективной инвестиционной политики на уровне конкретного региона, по нашему мнению, необходимо учитывать следующие факторы:

■ интенсивность проходивших ранее и продолжающихся процессов разгосударствления и приватизации (масштабы, формы, особенности в наиболее перспективных сферах экономики);

■ изменение трудовой активности, включенность работников в инновационные процессы;

■ становление рыночной, в том числе институциональной, инфраструктуры;

■ уровень и степень развитости внешнеэкономической деятельности (направления, формы, эффективность).

По всем указанным направлениям следует учитывать «обеспеченность» проводимых мероприятий наличием соответствующих банковских учреждений, отвечающих современным требованиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новоселова Л. «Новейшие проблемы государственного регулирования инвестиционной сферы в КНР» // «Российский экономический журнал». 2007. № 11-12. С. 65-66

2. Новоселова Л. «О реализации инвестиционной составляющей стратегии экономического роста в КНР» // «Российский экономический журнал». 2006. № 4. С. 58.

3. Основы национальной экономики // Под ред. А.В. Сидоровича. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2009. С. 359.

4. Полтерович В.М. Политическая культура и трансформационный спад (комментарии к статье А. Хиллмана «В пути к Земле Обетованной») // «Экономика и математические методы». 2002. № 4.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 2 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.