Научная статья на тему 'Повышение роли учреждений банковского сектора в обеспечении устойчивого притока инвестиций на региональном уровне'

Повышение роли учреждений банковского сектора в обеспечении устойчивого притока инвестиций на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / БЛАГОПРИЯТНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / УСТОЙЧИВЫЙ ПРИТОК ИНВЕСТИЦИЙ / БАНКОВСКО-ФИНАНСОВАЯ СФЕРА / КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиева Марина Юрьевна

В статье отмечается важность государственного регулирования притока инвестиций в экономику регионов, включающего комплекс мер административного, денежно-кредитного, фискального характера. Подчеркивается усиление роли учреждений банковско-финансовой сферы регионов, прежде всего коммерческих банков, в создании благоприятного инвестиционного климата на территории регионов и «продвижении» положительного имиджа региона в глазах потенциальных инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение роли учреждений банковского сектора в обеспечении устойчивого притока инвестиций на региональном уровне»

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ УЧРЕЖДЕНИЙ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО ПРИТОКА ИНВЕСТИЦИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

®2011 Алиева М.Ю.

Дагестанский государственный университет

В статье отмечается важность государственного регулирования притока инвестиций в экономику регионов, включающего комплекс мер административного, денежно-кредитного, фискального характера. Подчеркивается усиление роли учреждений банковско-финансовой сферы регионов, прежде всего - коммерческих банков, в создании благоприятного инвестиционного климата на территории регионов и «продвижении» положительного имиджа региона в глазах потенциальных инвесторов.

The article shows the importance of state regulation of capital inflow at the regional level which includes complex of administrative, monetary, credit and fiscal measures. The author also emphasizes the increasing role of banking institutions, especially commercial banks, in creating of attractive investment climate in the region’s territory and “moving’’ positive image of the region among potential investors.

Ключевые слова: экономическое развитие региона, благоприятный инвестиционный климат, устойчивый приток инвестиций, банковско-финансовая сфера, коммерческие банки.

Keywords: economic development of the region, attractive investment climate, steady investment capital inflow, banks and financial sphere, commercial banks.

Опыт стран с развитой экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики и кризисных ситуациях роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления может снижаться, но никогда не прекращается. Во всех случаях государство должно придерживаться правила - воздействовать на предпринимательскую, инвестиционную деятельность и экономику страны в целом и ее частей таким образом, чтобы не разрушить рыночные основы и создать условия дальнейшего устойчивого роста.

Особое значение в этих условиях приобретает разработка новых форм и методов привлечения

отечественного и иностранного капитала в перспективные сферы российской экономики на основе учета интересов инвесторов. При этом поток инвестиций необходимо направить в приоритетные отрасли экономики и развивать и использовать позитивный опыт инвестиционной деятельности в стране и регионах.

Приток инвестиций и инновации служат главной движущей силой развития общественного

производства. Государство должно стремиться соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего, как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования

инвестиционных потоков. Такое положение порождает некий замкнутый круг, так как технологическое отставание

отдельных стран тормозит возможный бурный экономический рост, а его отсутствие, в свою очередь, способствует сохранению существующего отставания. И наоборот. В этом и состоит ответ на вопрос, почему развитые страны с развитыми технологическими

укладами и большой инновационной составляющей в экономике страдают от экономического кризиса меньше, чем страны с отсталыми технологиями и деградирующей наукой и промышленностью. То есть имеет место ситуация, когда, по определению известного российского экономиста академика РАН В. М. Полтеровича, «важнейшим фактором экономического роста является сам экономический рост» [5].

По нашему мнению, можно выделить следующие формы

государственного регулирования притока инвестиций в современной экономике.

Во-первых, комплекс мер административного (контрольноограничительного) характера,

полностью оправдавших себя в

условиях успешно развивающейся рыночной экономики.

Так, например, в условиях КНР, как отметил российский экономист Л. В. Новоселова, при отсутствии частной собственности на землю и использовании долгосрочной

аренды, такие меры включают в себя комплекс решений по

предоставлению (в приоритетном порядке) землеотводов для промышленного строительства [3]. В условиях России, при наличии

частной собственности на землю, подобные меры могут включать в себя ужесточение или ослабление нормативов (в том числе экологического характера) при отчуждении земельных участков для нового инвестиционного

строительства, а также для

расширения уже действующих

производственных мощностей.

Во-вторых, широкий спектр мер непосредственно денежно-

кредитного характера, касающихся учреждений банковской сферы, которые включают в себя:

- меры регулирования

инвестиционной деятельности

банковского сектора (процентные ставки по депозитам и ссудам, а также нормативы обязательного

резервирования средств

коммерческими банками), что

способно играть роль дестимулятора для непроизводственного сектора;

- аукционы и тендеры для

перспективных инвесторов с

использованием льгот кредитного характера;

- субсидирование части

процентной ставки по банковским

кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных

проектов и т.п.

В-третьих, меры фискального характера, то есть налогообложение инвестиций, что позволяет подходить дифференцированно к объектам с иммобилизованным капиталом

(«недострой») и т.п.

В-четвертых, использование «точечных» льгот налогового или иного характера для приоритетного стимулирования притока

энергосберегающих, экологичных и других передовых технологий в отрасли и производства реального сектора экономики.

В-пятых, формирование

соответствующей нормативно-

правовой базы, направленной на создание благоприятной

инвестиционной среды.

Еще несколько лет назад в связи с повышением инвестиционной

привлекательности регионов чаще всего поднимались вопросы о совершенствовании регионального законодательства и росте уровня «дружелюбности» региональных властей к внешним инвесторам. Но

сейчас эти вопросы в прошлом. Большинство субъектов РФ уже создали свою нормативную базу с учетом передового опыта других регионов.

Так, в Республике Дагестан сформирована соответствующая нормативно-правовая база,

направленная на создание благоприятной инвестиционной среды. Это следующие законы Республики Дагестан:

- «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории РД» от 07.10.2008 г. № 48;

- «О государственной поддержке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты в РД с привлечением денежных средств кредитных организаций» от 03.02.2005 г. № 8;

- «О государственных гарантиях Республики Дагестан» от 11.03.2009 г. № 9;

- «Об инвестиционном налоговом кредите» от 17.11.2009 г. № 67 и т.д.

Отмеченные законы включают такие формы государственной поддержки инвесторов, как налоговые льготы, инвестиционные налоговые кредиты,

государственные гарантии по обеспечению возврата заемных средств, предоставление льгот при аренде объектов недвижимости и земельных участков, инвестиции из государственных источников

финансирования.

В настоящее время отрицательно влияют на возможность расширения привлечения инвестиций в экономику российских регионов такие факторы, как отсутствие объективного банка данных по хозяйственным объектам, расположенным на территориях регионов, дефицит региональных бюджетов, неразвитость

региональных банковских систем, отсутствие реестра месторождений полезных ископаемых для сдачи в концессию, а также земельного

кадастра, высокие затратные

составляющие инвестиций (на энергоресурсы, транспортные

издержки, экологию и т.п.), низкая освоенность территорий, отсутствие дорог и т.п.

По мнению экспертов из ИМЭМО РАН, Российской ассоциации

прямого и венчурного

инвестирования и Института

экономики РАН, озвученному на пресс-конференции в РИА Новости 21.10.2010 г., препятствиями к

расширению притока инвестиций в Россию являются невысокий объем прямых иностранных инвестиций,

экономический кризис и

общемировые тенденции, ухудшение инвестиционного климата в стране, несовершенство законодательства в инвестиционной сфере в части допуска и заинтересованности зарубежных инвесторов малого и среднего бизнеса, недостаточная активность региональных властей.

По данным ЦБ России, за период 2002-2010 гг. Россия получила прямых иностранных инвестиций

почти 3,5 трлн. долларов, что составляет около 9% от всего объема инвестиций [8]. Хотя это невысокий процент, но следует понимать, что прямые иностранные инвестиции приносят в страну не только деньги, но и новые технологии и новые управленческие решения и могут способствовать

модернизации в отдельных отраслях, стимулируя конкуренцию со стороны российских компаний, особенно в банковском бизнесе.

Сокращению иностранных

инвестиций способствует и

ухудшение инвестиционного климата в стране, о котором свидетельствуют результаты целого ряда различных рейтингов. Один из главных показателей хорошего

инвестиционного климата -

благоприятные условия для развития бизнеса.

Если в 2007 г. по этому показателю Россия занимала 90

место, то сейчас - 120 место (всего в рейтинге участвуют 183 страны). По такому показателю как «получение разрешения на строительство» мы занимаем 182 место! По благоприятности условий для ведения внешней торговли - 162 место. По коррупционности - 146 место.

В силу специфики российской экономики многие регионы зачастую являются депрессивными. И здесь очень важна активность

региональной власти. Как показывает опыт отдельных регионов (Татарстан, Калуга и др.), можно успешно действовать на региональном, локальном уровне, привлекая инвестиции - это очень мощный инструмент регионального развития и решения социальных вопросов. Сверху задается общий инвестиционный климат, институты, законодательство, условия игры. А привлечение инвестиций в конкретный регион должно быть региональной задачей.

Прямые иностранные инвестиции являются необходимым условием модернизации российской

экономики, поскольку осуществить ее только за счет внутренних ресурсов невозможно. При этом следует понимать, что в силу существующих закономерностей не все российские регионы находятся в равных условиях по возможностям привлечения инвестиций.

Сотрудники Института

международных отношений выявили ряд параллелей между западными странами, привлекающими

масштабные инвестиции уже давно, и тем, что сейчас происходит в России. Так, во многих отраслях (в первую очередь, в торговле и сфере услуг) крупный капитал сначала приходит в ведущие города. Промышленные компании также предпочитают Центральную Россию и Северо-Запад. Малые и средние инвесторы могут прийти в Россию, в основном, из стран Евросоюза, иначе

их ждут большие транспортные издержки. Поэтому обвинять власти Северо-Кавказского региона в том, что к ним не идут инвесторы, по нашему мнению, не всегда справедливо.

По нашему мнению, рост иностранных инвестиций во многом будет зависеть от того, как в целом будет развиваться экономика, как будут расти внутренние инвестиции и какой вектор развития задан в конкретном регионе.

Так, в соответствии с принятой стратегией развития Северо-

Кавказского федерального округа, экономику Кавказа планируют развивать за счет туризма, которому благоприятствует географическое положение СКФО. Именно в сфере туризма планируется создавать новые рабочие места.

По планам, в турбизнесе будут заняты 100 тысяч человек из 400 тысяч, которые должны

трудоустроиться в ходе реализации Стратегии [6]. Кроме того, в рамках концепции федеральной целевой

программы (ФЦП) «Развитие

внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2016 годы» почти две трети средств рассчитывается привлечь у частных инвесторов. Экономический эффект

программы планируется достичь

путем привлечения дополнительных инвестиций в сферу туризма при реализации механизмов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

государственно-частного партнерства и обеспечении экономически привлекательных условий для бизнеса. Также планируется увеличение

туристического потока, что позволит обеспечить создание

дополнительных рабочих мест, пополнить бюджет всех уровней и рост ВВП [7].

Увеличение внутренних и въездных туристических потоков будет осуществляться за счет создания новых туристских объектов, маршрутов и брендов,

формирования современных

востребованных туристских

продуктов и расширения перечня туристских услуг. Кроме того, будет обеспечена доступность отдыха для широких слоев населения и привлекательности путешествий по России как для россиян, так и для иностранных туристов. В результате реализации программы

правительство рассчитывает

увеличить численность иностранных туристов в семь раз, а российских туристов - в 1,4 раза. Также, по прогнозам, должен увеличиться объем платных туристских услуг, оказанных населению, в 4,4 раза, объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в 3,9 раза и увеличение работников, занятых в туристической отрасли в 1,4 раза [7].

Выступая на сессии

Петербургского международного экономического форума «Новые туристические направления -Северный Кавказ», где был представлен проект туристического развития северокавказского региона, президент России дал понять: региональные лидеры должны в первую очередь направить силы именно на рекреационную отрасль, которая становится

«общекавказской» идеей. По приблизительным подсчетам,

создание на территории Северного Кавказа туристско-рекреационного кластера международного уровня обойдется в 450 млрд рублей, что предполагает соответствующую государственную поддержку.

Эксперты считают чрезвычайно важным, чтобы этот кластер обрел статус особой экономической зоны (ОЭЗ), налоговые и тарифные поблажки, а также упрощенный режим въезда самих туристов.

Неразвитость банковской сети в регионах продолжает мешать расширению инвестиционной

деятельности. Так, в Республике Дагестан банковский сектор пока не стал надежным источником

финансирования инвестиционных проектов ввиду ограниченного предложения кредитных ресурсов и высоких по сравнению со среднероссийскими процентными ставками. В этой связи каждому региону необходима концепция инвестиционной политики,

включающая в себя цели, которые отдельный регион ставит для привлечения на свою территорию, и прежде всего в отрасли и объекты реального сектора экономики, капиталовложений из внутренних и зарубежных источников, а также совокупность средств и методов по их осуществлению.

В русле реализации Концепции развития СКФО и ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2016 годы» В. В. Путин предусматривает создание необходимых условий для частных инвесторов и создание на Северном Кавказе филиала Внешэкономбанка [6, 7].

По нашему мнению, в качестве основы общенациональной

составляющей концепции

инвестиционной политики можно было бы принять систему мер по коренному повышению

конкурентоспособности как

предприятий и отраслей реального сектора экономики, так и учреждений финансового сектора, прежде всего банков.

В качестве основы региональной составляющей концепции

инвестиционной политики следует принять научно разработанную систему целей, призванных обеспечить максимально возможное использование капиталовложений в наиболее передовые отрасли экономики региона для решения задач долгосрочного социально-

экономического развития территории региона и подъема и совершенствования качества жизни проживающего на ней населения. К таким целям, в частности, относятся:

- достижение высокого уровня развития хозяйственного потенциала региона в интересах всестороннего социально-экономического развития данного региона как территории, а также проживающего на ней населения;

- поиск и использование внутренних резервов экономического роста, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие хозяйственного комплекса региона при особом внимании к социальной составляющей такого развития;

- создание оптимальных

организационно-экономических условий для наиболее

рационального и эффективного

использования имеющихся в регионе научных, производственных,

финансовых, кадровых,

информационных и других ресурсов;

- организация всесторонней

поддержки инвестиционных

проектов, способствующих

формированию благоприятного социального климата на территории региона, рациональному

использованию факторов

производства, снижению трудо-, материало- и энергоемкости

производства в отраслях

обрабатывающей промышленности и секторе наукоемких технологий.

Важным направлением, способным повысить интенсивность и масштаб притока иностранных инвестиций в экономику регионов, относится создание привлекательного

инвестиционного имиджа данной отрасли или региона в глазах зарубежного инвестиционного

сообщества.

По мнению Е. В. Балацкого, информационная работа по продвижению положительного

имиджа российских регионов и их инвестиционных возможностей пока находится в начальной фазе [1].

Явно недоиспользованы

возможности Интернет-сети. Здесь предлагается осуществить

стандартизацию представления

информации о регионах и тиражировать ее на английском языке на сайтах. Это относительно дорогостоящее мероприятие, и на него следует предусмотреть соответствующее финансирование из региональных бюджетов.

Параллельно следует обратить

внимание на отбор и подготовку

специалистов по формированию и продвижению региональных

брендов. Помимо этого,

целесообразно пересмотреть

приоритеты в отношении

информационных каналов в пользу электронных СМИ и стараться

отказываться от бумажных

носителей. Однако эти мероприятия должны окупиться, т.к. направлены на привлечение иностранного капитала, а иностранные инвестиции в настоящее время являются чуть ли не главным источником развития территорий.

Улучшение такого имиджа региона может включать в себя:

- деятельность властных

региональных структур по целенаправленному формированию и продвижению положительного имиджа отрасли или отдельной территории среди потенциальных инвесторов;

- создание региональных

брендов;

- мероприятия по привлечению прямых иностранных инвестиций (в том числе по долгосрочному созданию благоприятного инвестиционного климата);

- всестороннее обеспечение уже

действующих на территории региона инвесторов необходимыми

правовыми, организационно-

институциональными и прочими услугами.

Создание региональных брендов является первым этапом работы по формированию позитивного имиджа территорий. Однако не менее важным моментом является постоянное продвижение и поддержание сформированного бренда. Чтобы

понять ситуацию в сфере продвижения региональных брендов, можно воспользоваться

коэффициентом эффективности соответствующего коммуникационного канала. Данный коэффициент показывает долю регионов (в процентах), использующих данный информационный канал.

В процессе опроса [1] изучались такие каналы, как Интернет-сайты, площадки международных

инвестиционных форумов,

отраслевые специализированные выставки и презентации

инвестиционных проектов. Как оказалось, для Интернет-сайтов коэффициент эффективности

составил 100%, свидетельствуя об овладении региональными

администрациями данным способом взаимодействия с инвесторами [1]. Следующим по значимости каналом оказались отраслевые

специализированные выставки, для которых коэффициент

эффективности достиг 90,0%. Чуть хуже обстояли дела с презентациями инвестиционных проектов - 86,7%. Менее используемым оказался канал международных инвестиционных форумов - 83,3%.

Тем самым можно сделать вывод о том, что российскими регионами в целом освоены ключевые

коммуникационные каналы

продвижения их региональных брендов. Все регионы устойчиво функционируют в Интернет-среде и наращивают присутствие по другим информационным направлениям; коэффициенты недоиспользования трех других каналов незначительны.

Для углубления понимания

процесса формирования

инвестиционного климата был проведен опрос по поводу того, какие каналы используют регионы для рекламного продвижения своих конкретных инвестиционных проектов. При этом рассматривались 3 канала: телевидение, Интернет и печатные издания.

Анализ показал, что больше всего регионы тяготеют к традиционному информированию инвесторов с помощью бумажных СМИ. Коэффициент эффективности для них составил 86,2%, тогда как для телевидения и Интернета - по 72,4%.

В реализации большей части из указанных направлений

исключительно велика роль

банковского сектора. На

региональном уровне это особенно важно, поскольку успешное финансирование мероприятий по продвижению инвестиционного

имиджа регионов и созданию необходимых институциональных и организационных условий для масштабного инвестирования

невозможно без устойчиво развивающихся и достаточно конкурентоспособных региональных банков.

Принципиально важным для повышения эффективности

деятельности иностранных

инвесторов является корректное определение критериев отбора поддерживаемых инвестиционных проектов. Очевидно, что ориентация при этом должна быть в сторону перерабатывающих и

высокотехнологичных секторов

промышленности. Естественно, роль пользующихся авторитетом у инвестиционного сообщества банков в организации такого отбора велика. В противном случае любой крен в сторону чистого администрирования в таком деле чреват ухудшением инвестиционной привлекательности территории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конечно, важным направлением инвестиционной политики должны стать государственные гарантии для приоритетных проектов - как в общеэкономическом, так и в социальном плане.

Далее, важным направлением государственной инвестиционной политики является формирование соответствующих предлагаемой

концепции институтов развития. Здесь приоритет банковского сектора очевиден. Так, например, было бы целесообразно:

- создание Банком России дочернего Банка развития с развернутой региональной сетью на базе «излишних» (то есть, по сути дела, до сих пор не используемых) золотовалютных резервов для кредитования импорта передовых технологий, а также оборудования, не производимого в России;

- создание Инвестиционного

фонда для совместных с частным капиталом инвестиций в

приоритетные, с точки зрения развития конкурентных преимуществ, проекты;

- создание с учетом накопленного опыта в России и мирового опыта (например, имеющегося в Израиле) Инновационного фонда для поддержки передовых научно-технических решений (грантовое финансирование части затрат на внедрение перспективных идей и разработок).

При разработке мер эффективной инвестиционной политики на уровне конкретного региона, по нашему мнению, необходимо учитывать следующие факторы:

- интенсивность продолжающихся

процессов разгосударствления и приватизация (масштабы, формы, особенности в наиболее

перспективных сферах экономики);

- изменение трудовой активности,

включенность работников в

инновационные процессы;

- становление рыночной, в том

числе институциональной,

инфраструктуры;

- уровень и степень развитости

внешнеэкономической деятельности (направления, формы,

эффективность).

По всем указанным направлениям следует учитывать

«обеспеченность» проводимых

мероприятий наличием

соответствующих банковских

учреждений, отвечающих

современным требованиям.

Примечания

1. Балацкий Е. В. Рейтинг информационной открытости региональных инвестиционных рынков // Мир измерений. 2009. № 10(104). 2. Бондарева Ю„ Шовиков С. и др. Конкуренция на рынке банковских услуг. Мнение аналитиков МАП РФ // Банковское дело. 2004. № 1. С. 9-14. 3. Новоселова Л. О реализации инвестиционной составляющей стратегии экономического роста в КНР // Российский экономический журнал. 2006. № 4. С. 58. 4. Новоселова Л. Новейшие проблемы государственного регулирования инвестиционной сферы в КНР // Российский экономический журнал. 2007. № 11-12. С. 65-66. 5. Полтерович В. М. Политическая культура и трансформационный спад (комментарии к статье А. Хиллмана «В пути к Земле Обетованной») // Экономика и математические методы. 2002. № 4. 6. Стратегия развития СКФО на период до 2025 года. 7. Концепция федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2016 годы». 8. \ллллл/.карка1-rus.ru/articles/article

Статья поступила в редакцию 10.02.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.