Научная статья на тему 'Инвестиционный климат и его влияние на уровень социально-экономического развития регионов'

Инвестиционный климат и его влияние на уровень социально-экономического развития регионов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1776
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РИСК / СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даутхаджиева М. Х.

Как известно, инициатива инвесторов, их поведение (активность или пассивность) в большей мере определяется инвестиционным климатом в соответствующем регионе. Для большинства регионов РФ вопрос об улучшении инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности стоит сегодня очень остро.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный климат и его влияние на уровень социально-экономического развития регионов»

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

М.Х. ДАУТХАДЖИЕВА,

старший преподаватель,

кафедра «Экономика и управление в нефтяной и газовой промышленности», Грозненский государственный нефтяной институт, e-mail: [email protected]

Как известно, инициатива инвесторов, их поведение (активность или пассивность) в большей мере определяется инвестиционным климатом в соответствующем регионе. Для большинства регионов РФ вопрос об улучшении инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности стоит сегодня очень остро.

Ключевые слова: инвестиционный климат; инвестиционный потенциал; инвестиционный риск; свободная экономическая зона.

Коды классификатора JEL: 011, Н54.

Инвестиционный климат — это совокупность политических, экономических, социальных и юридических условий, максимально благоприятствующих инвестиционному процессу; возможности, равные для отечественных и иностранных инвесторов, одинаковые по привлекательности условия для вложения капиталов в национальную экономику.

Для определения инвестиционного климата применяются три подхода: суженный подход, факторный (расширенный) подход и рисковый подход [1].

Суженный подход базируется на оценке динамики ВВП, национального дохода и объемов производства промышленной продукции; динамики распределения национального дохода, пропорций накопления и потребления; хода приватизационных процессов; состояния законодательного регулирования инвестиционной деятельности; развития отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного. Такой подход применим исключительно для глобальных оценок инвестиционного климата на территории государства.

Факторный (расширенный) подход представляется наиболее объективным и достоверным. Он основывается на оценке набора факторов, влияющих на инвестиционный климат. Среди учитываемых факторов следующие:

❖ экономический потенциал (ресурсы, климат, наличие свободных земель для размещения производства, обеспечение экономическими и трудовыми ресурсами, развитость инфраструктуры и научнотехнического потенциала);

❖ условия хозяйствования (экономическая безопасность, концентрация отраслей материального производства, объемы незавершенного строительства, степень изношенности основных производственных фондов, развитие базы строительной индустрии);

❖ рыночная среда (развитость конкуренции, рыночная инфраструктура, воздействие приватизации на инвестиционную активность, инфляция и ее влияние на инвестиционную деятельность, емкость местного рынка, экспортируемые товары, присутствие иностранного капитала);

❖ политические факторы (взаимоотношения федерального центра и местных властей, доверие населения

к власти, социальная стабильность, национально-религиозные отношения);

❖ социальные и социально-культурные факторы (уровень жизни населения, жилищно-бытовые условия, уровень медицинского обслуживания, распространенность алкоголизма и наркомании, уровень преступности, величина реальной заработной платы, миграция, отношение населения к отечественным и иностранным предпринимателям);

❖ организационно-правовые факторы (отношение власти к иностранным инвесторам, соблюдение законодательства властными структурами, уровень оперативности при принятии решений о регистрации предприятий, доступность, уровень профессионализма местной администрации, эффективность деятельности правоохранительных органов, условия перемещения товаров, капиталов и рабочей силы, деловые качества и этика местных предпринимателей);

❖ финансовые факторы (доходы бюджета, а также обеспеченность средствами внебюджетных фондов в расчете на душу населения, доступность финансовых средств из федерального и регионального бюджетов, доступность кредита в иностранной валюте, ставка банковского кредита, развитость межбанковского сотрудничества, кредиты банков в расчете на 1000 человек населения, удельный вес долгосрочных кредитов, сумма вкладов на душу населения, доля убыточных предприятий).

При принятии решения об инвестировании объекта каждый инвестор вправе ориентироваться на свой набор факторов.

Рисковый подход определения инвестиционного климата представляет интерес для стратегического инвестора. Он позволяет оценить привлекательность территории для инвестирования и сопоставить уровень риска, присущий новому объекту вложения инвестиций с существующим в привычном для него регионе ведения бизнеса.

Инвестиционное решение называют рискованным или неопределенным, если оно имеет несколько возможных завершений (исходов). Риск — это ненадежность, свойственная процессу извлечения прибыли от инвестиций, а, следовательно, и вероятность потери средств, вложенных потенциальным инвестором.

На уровень региональных коммерческих рисков влияют следующие факторы [2]:

□ уровень преступности,

□ уровень безработицы,

□ уровень экологической безопасности и комфортности климата в регионе,

□ отношение региональных органов государственной власти к формированию рыночной среды,

© М.Х. Даутхаджиева, 2009

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

236

М.Х. ДАУТХАДЖИЕВА

□ уровень благоприятности регионального законодательства для инвестиций в основной капитал,

□ отношение населения региона к рыночным реформам,

□ уровень политической стабильности в регионе,

□ дифференциация доходов населения.

В настоящее время в мире существует целый ряд методик оценки инвестиционной привлекательности, но в России наиболее популярна методика рейтингового агентства «Эксперт». Согласно этой методике уровень инвестиционной привлекательности субъекта Российской Федерации определяется при сопоставлении значений двух интегральных индексов [12]: инвестиционного потенциала (отражает влияние факторов, способствующих росту притока инвестиций) и инвестиционного риска (отражает влияние факторов, сдерживающих инвестиционный процесс). Интегральные индексы строятся как взвешенные суммы частных факторов или групп факторов. Расчет индексов основан на сравнении региональных значений факторов со среднероссийским уровнем, который приравнивается к 1. Значение индексов даются в безразмерных единицах, колеблющихся в интервале от 0 до 2.

Ежегодно рейтинговое агентство «Эксперт» проводит оценку инвестиционной привлекательности регионов России. Исходя из рейтингов последних лет, региональные инвестиционные комплексы нашей страны можно условно разделить на три основные группы [10, 12].

1. Группа лидеров. Эти регионы обладают высоким финансовым, потребительским, инфраструктурным по-

тенциалом и низким экономическим, финансовым и социальным риском. В эту группу входят:

□ регионы «столичного типа» с диверсифицированной экономикой и растущим финансовым сектором (Москва, чуть в меньшей степени — Санкт-Петербург).

□ регионы, взявшие вначале курс на форсирование экономических реформ (Нижний Новгород, Самара).

2. Регионы с богатыми природными ресурсами. К таким регионам относится обширная территория, охва-

тывающая северо-восточную часть Европы и север Азии, с суровым климатом на большей ее части, с низкой в среднем плотностью населения, с весьма богатыми и разнообразными, но чрезвычайно разбросанными запасами природных ресурсов, т е., по сути, речь идет о регионах с «экономическими изюминками» типа нефти, газа, золота и прочих природных богатств. В эту группу входят:

• экспортоориентированные сырьевые, металлургические или «транспортные» (связанные с обслуживанием внешнеэкономических связей) регионы. Таковыми являются Тюменская и Липецкая области, а также порты — Калининград, Владивосток;

• богатые природными ресурсами республики, добившиеся экономической самостоятельности от федерального центра (Татарстан, Башкирия, Якутия, Ямало-Ненецкий АО);

• отдаленные северные и восточные регионы (Крайний Север, Забайкалье). Уровень интегрального потенциала здесь средний при высоких показателях ресурсного и потребительского потенциала.

3. Регионы, где сконцентрировано большое количество высококвалифицированных трудовых ресурсов при ограниченных природных запасах и низкой инвестиционной активности. Так, на западе, в европейской части страны (включая Урал) размещено примерно 3/4 населения, в то время как эти регионы располагают только четвертью ее природно-ресурсного потенциала и отличаются весьма низкой деловой активностью. В эту группу входят:

♦ проводящие политику «мягкого вхождения в рынок» (Ульяновская область);

♦ кризисные (депрессивные) регионы со специализацией на легкой промышленности и машиностроении, том числе на оборонном производстве (Ивановская и Пензенская области);

♦ экономически слаборазвитые аграрные и периферийные регионы, зависящие от федерального бюджета (республики Северного Кавказа, Тыва).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что большинство регионов РФ (особенно регионы третьей группы) сегодня нуждаются в особых мерах по улучшению инвестиционного климата.

Дальнейшая динамика и устойчивость экономического роста будут зависеть от индекса инвестиционной активности в регионах, от технического перевооружения производственных мощностей, направленной на обеспечение технологической конкурентоспособности продукции (как по затратам на производство, так и по качеству изделий). Именно поэтому важно выделить факторы, развивающие инвестиционный процесс, и определить условия создания благоприятной почвы для активизации инвестиционной деятельности (особенно в реальном секторе экономики). Для решения этих проблем требуется безотлагательная помощь в виде активной государственной инвестиционной политики, которая, в первую очередь, связана с созданием благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.

Для совершенствования инвестиционной политики в «отстающих» и депрессивных регионах следовало бы шире использовать новые механизмы управления экономикой, в том числе свободные экономические зоны, дающие возможность привлечь инвестиции в развитие приоритетных отраслей и производств. Во многих странах мира они зарекомендовали себя как эффективный механизм привлечения иностранного капитала.

По определению Международной ассоциации развития свободных зон (МАРСЭЗ), созданной в 1990 г., СЭЗ является особым территориально-хозяйственным образованием, как правило, открытым для финансовохозяйственной деятельности любой страны, благоприятствующим экономическому, научно-техническому, экологическому и социальному развитию, специально создаваемому путем дополнительного делегирования органами центрального и местного управления прав и полномочий с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, свободным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления [4].

СЭЗ позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность страны посредством привлечения инвестиций, снизить социальную напряженность, улучшить имидж страны в глазах иностранных инвесторов. Опыт других стран, а также уже имеющийся собственный опыт по созданию СЭЗ в РФ, позволяют сделать вывод, что СЭЗ, при разумном к ним подходе, глубоком понимании механизмов функционирования, способны вывести экономику страны в целом и регионов в частности на более высокий качественный уровень.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воротников А.В. Эффективная инвестиционная политика как инструмент повышения конкурентоспособности региона. // Инвестиции в России. 2001. № 11.

2. ГранбергА.Г. Основы региональной экономики. М.: Высшая школа экономики, 2000.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНО-

237

3. Данько Т., Округ З. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: Учеб. пособие // Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. М.: Инфра-М, 1998.

4. Друзик Я.С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства: Учеб. пособие. Мн.: ФУА-информ, 2000.

5. Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития: Научно-практическое пособие. Калининград: БИЭФ, 2001.

6. Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны. М.: Ось-89, 1997.

7. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов / Под. ред. Швандара В.А. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

8. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: Эдиториал УРСС, 2003.

9. Панасейкина В.С. Политический и законодательный риски и инвестиционная привлекательность муниципальных образований // Региональная экономика и управление: электр. науч. журнал: http:// region.mcnip.ru.

10. Письменный С.В. Инвестиционная привлекательность регионов // Капитал страны: электр. науч. журнал: http://capital-rus.ru.

11. Райская Н. и др. Исследование инвестиционных процессов в условиях переходной экономики. // Экономист, № 10, 1997.

12. Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов. // Электронный ресурс: http://www. raexpert.ru.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2009 Том 7 № 4 (часть 2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.