Научная статья на тему 'Государственное воздействие на региональную инвестиционную деятельность'

Государственное воздействие на региональную инвестиционную деятельность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА НА ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мисикова Т. Е.

Рассматриваются вопросы государственного воздействия на инвестиционную деятельность в регионах с использованием инструментов как прямых государственных инвестиций, так и системы налогообложения, разработки и реализации производственных, инновационных и социальных программ, проектов. Выделена воспроизводственная проблематика регулирования экономических отношений в инвестиционной сфере, в том числе и с участием государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственное воздействие на региональную инвестиционную деятельность»

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РЕГИОНАЛЬНУЮ ИНВЕСТИЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Т.Е. МИСИКОВА

Северо-Осетинский государственный университет,

аспирант

Рассматриваются вопросы государственного воздействия на инвестиционную деятельность в регионах с использованием инструментов как прямых государственных инвестиций, так и системы налогообложения, разработки и реализации производственных, инновационных и социальных программ, проектов. Выделена воспроизводственная проблематика регулирования экономических отношений в инвестиционной сфере, в том числе и с участием государства.

Ключевые слова: инвестирование; инвестиционная деятельность; государственные инвестиции; воздействие государства на инвестиционный процесс; региональная инвестиционная деятельность; инвестиционные ресурсы.

Коды классификатора JEL: Б42, М4, R28.

Социально-экономические преобразования, происходящие в России, переход к рыночным отношениям, изменение схем поступления ресурсов для экономического развития поставили перед регионами задачу самоопределения в общей системе воспроизводственных отношений. Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что в настоящее время исследованию проблемы инвестирования посвящено значительное число монографий, трудов. Тем не менее вопросы социального инвестирования, оценки социальных инвестиций с позиций детерминанты регионального развития остаются недостаточно исследованы. В частности, не утихают споры об источниках инвестирования в социальную сферу. Некоторые авторы считают, что обеспечение социального развития экономики, в том числе и социальные инвестиции, — исключительная прерогатива государства. [4, 5]

На наш взгляд, государственное воздействие на развитие экономики региона носит двойственный характер. С одной стороны, государство воздействует на сам процесс составления документов, ориентирующих участников воспроизводственного процесса в регионе относительно возможных макроэкономических перспектив развития, что позволяет им выбрать верную стратегию и тактику дальнейшего развития. С другой стороны, существует набор активных методов воздействия государства на ход воспроизводственного процесса, что связано с использованием таких инструментов, как прямые государственные инвестиции в развитие экономики, система налогообложения, государственный бюджет, действия государственных органов власти по регулированию занятости в стране и ее регионах, действия государства по регулированию денежного обращения и кредита.

Существование причинно-следственной связи между инвестициями и экономическим ростом общепризнано. Можно сделать вывод, что функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства. В условиях преодоления последствий кризиса 2008 г. для России инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального и производственного потенциала, подчинения его требованиям рынка. По данным С. Глазьева, в России инвестиционный потенциал используется едва ли на 1/3, а более половины аккумулированных сбережений лежат без движения или вывозятся за границу [1].

Воспроизводство в регионах происходит посредством трех основных каналов поступления инвестиционных вложений:

— государственных инвестиций;

— инвестиций осуществляемых за счет предприятий и компаний;

— инвестиций, осуществляемых за счет ресурсов инвестиционных фондов и компаний, формируемых на основе аккумуляции денежных средств населения.

Исходя из существующего на сегодняшний день кризисного экономического положения дальнейший экономический рост в России будет во многом финансироваться за счет внутренних источников, и прежде всего — государственных инвестиций. В этой связи региональная инвестиционная политика должна иметь не селективный, а общесистемный характер, предполагающий создание общих институциональных и экономических условий реализации актив-

© Мисикова Т.Е., 2009

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РЕГИОНАЛЬНУЮ ИНВЕСТИЦИОННУЮ.

249

ности всех участников инвестиционного процесса, привлечение и эффективное использование в экономике региона внешних инвестиций, включая как материальные и финансовые ресурсы, так и прогрессивную технику, новые технологии, управленческий опыт. Регионы, при различных стартовых условиях, могут стать инвестиционно привлекательными как для иностранного капитала, так и для реализации на их территориях крупных проектов национального масштаба и благодаря этому добиться устойчивого социально-экономического развития. Экономическая политика, проводимая в настоящее время, позволяет значительно расширить возможности стимулирования инвестиционной деятельности на региональном и местном уровнях, если она направлена на регулирование экономических отношений в инвестиционной сфере между субъектами Федерации и муниципальными образованиями с целью обеспечения эффективного функционирования как экономики страны в целом, так и ее регионов. В этой связи существенно следующее нововведение: действующий Налоговый кодекс предполагает возможности, когда финансовые органы субъекта Федерации и муниципального образования уполномочены принимать решение об изменении срока уплаты по региональным и местным налогам и сборам, включая предоставление инвестиционного налогового кредита (ст. 63 ч. I Налогового кодекса РФ). Если законодательством Российской Федерации предусмотрено перечисление федерального налога и сбора в бюджеты разного уровня, то срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, поступающих в бюджет субъекта РФ или местный бюджет, изменяется на основании решения соответствующего финансового органа. Это положение способствует расширению стимулирующих возможностей инвестиционной деятельности в регионах.

Характеризуя складывающийся процесс инвестиционной привлекательности регионов России, можно сразу выделить их большие различия в уровне и объеме привлекаемых инвестиций. Столь ощутимая разница вызвана не только географической дифференциацией субъектов, но и целым рядом экономических и социальных вопросов. Несомненно, приток инвесторов, а вместе с ними и финансовых вложений в конкретный субъект, на сегодняшний день зависит от множества факторов, которые составляют его инвестиционный потенциал. Отметим, что международные рейтинговые агентства «Moody's» и «Standart and Poors», а также российское рейтинговое агентство «Эксперт» ежегодно публикуют инвестиционные рейтинги регионов, которые, помимо вышеперечисленного, включают разработанность нормативной базы, уровень коррупции и безработицы, уровень бюрократии, уровень социальной напряженности и др. Все это, безусловно, сказывается на решающем выборе: куда и в каком объеме вкладывать инвестиционные средства.

На наш взгляд, для привлечения большего объема инвестиций в экономику региона необходимо: повышение инвестиционной привлекательности конкретных отраслей экономики; развитие рыночной инфраструктуры, в том числе региональной инвестиционной банковской сети; совершенствование государственной поддержки инвестиций в видах деятельности, которые способные играть роль «точек роста» в экономике региона; совершенствование системы стимулирования и поддержки привлечения инвестиционных средств посредством ценных бумаг; обеспечение финансовой устойчивости и повышение капитализации предприятий, банков и страховых компаний; повышение доверия к финансовым институтам, расширение инструментария и внедрение практики использования финансовых инструментов.

Принцип активного участия регионов в инвестиционной деятельности предполагает, что параллельно с формированием благоприятного инвестиционного климата на первый план сегодня выходят две взаимосвязанные задачи. Первая заключается в создании и применении в регионах механизмов финансирования масштабных инвестиционных проектов, основанных на долевом участии государственного и банковского капитала, а вторая — в формировании эффективных форм организации капитала. При этом основу современной институциональной системы должны составлять институты с мощным финансовым, промышленным, инновационным и организационным потенциалом. К таким институтам, на наш взгляд, можно отнести: финансовопромышленные группы, образующиеся вокруг одного или нескольких технологически связанных крупных предприятий-производителей, а также банковские структуры с развитой филиальной сетью и иные «профессиональные корпорации», создающие эффект ответственности субъектов управления и производства за принятие и реализацию решений. Опыт показывает, что именно тесная координация действий региональных властей с крупными финансовыми и промышленными структурами, показавшими свою жизнеспособность, способствует динамичному развитию экономики регионов.

В настоящее время в развитых странах основным инструментом реализации стратегических направлений инвестиционного и социально-экономического развития, вытекающих из необходимости достижения стратегических целей правительства или региональных администраций, являются целевые комплексные программы. Такие программы представляют собой комплекс проектов, мероприятий, прочих действий, направленных на достижение определенной цели или комплекса целей социально-экономического развития региона, решение актуальных социальноэкономических проблем системного характера. Характерной особенностью комплексной программы является ее межведомственный и межотраслевой характер (в частности, они связывают базовые и обеспечивающие отрасли), возможность включения в них мероприятий федерального, межрегионального, регионального и муниципального уровня. Особо следует отметить то, что оценка инвестиционной привлекательности региона играет все более важную роль [6]. В то же время, в целом решение проблемы привлечения инвестиций требует разработки и внедрения на

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

250

Т.Е. МИСИКОВА

государственном уровне специальных механизмов организации инвестиционной деятельности, эффективно обеспечивающих привлечение и целевое использование инвестируемых средств. Ключевое значение в этом вопросе должно быть отведено государственной инвестиционной политике, реализуемой как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Практика последних лет подтверждает, что потребность в устойчивом экономическом росте определяет необходимость инновационных механизмов и свидетельствует о целесообразности поиска эффективных форм инвестиционного процесса и, прежде всего, формирования и развития механизма привлечения государственных инвестиций, которые определяют стратегию развития региона. Однако необходимы практические шаги, которые позволят повысить эффективность использования государственных ресурсов для уменьшения негативного влияния последствий мирового финансового кризиса на развитие экономики России, если будут созданы, с помощью госденег, специальные фонды, которые помогут найти финансирование для перспективных научных разработок и оформить их в бизнес-проекты.

Предполагается, что объем госвложений в такие фонды уже в 2009 г. может достичь 3 млрд руб. Речь идет о так называемых «посевных» фондах. Они подхватывают интересные инновационные проекты на самой начальной стадии, помогают разработчикам привлечь деньги для создания проектных образцов, грамотно оформить их, то есть превратить научные идеи в продаваемый на рынке продукт [3].

Необходимо уменьшить зависимость от внешнего капитала. Разразившийся кризис в очередной раз подтвердил цикличность интереса иностранных инвесторов к российской экономике. Кризис наглядно продемонстрировал отсутствие на рынке достаточного числа долгосрочных инвесторов, готовых принимать на себя дополнительный «российский риск» в момент, когда его панически избегают западные игроки. В течение 2010-2011 гг. российские компании должны вернуть огромную сумму долгов, более $ 80 млрд, причем более $ 40 млрд — до конца текущего года. Важно, что в условиях невозможности рефинансирования этого долга на Западе правительством России принято решение о помощи отечественному бизнесу через фактическое замещение внешнего корпоративного долга государственным долговым финансированием.

Следует также подчеркнуть, что разработка инновационного механизма привлечения государственных инвестиций связана со спецификой государственных закупок и должна быть направлена на снижение инвестиционных рисков и качественный отбор инвестиционных проектов, выявление новых форм взаимодействия государственных заказчиков и предприятий, повышение эффективности использования инвестиций. Это требует анализа экономических процессов и взаимодействия государственных организаций с поставщиками на региональном уровне. Однако вопросы формирования и развития механизма управления инвестициями в основе государственного заказа исследованы еще недостаточно. Прежде всего, это касается функционирования инвестиционного механизма в рамках государственного заказа, оценки эффективности инвестиционных проектов в долгосрочной перспективе, методов государственного стимулирования инвестиций [2].

Взаимоотношения государственных предприятий и структур строительного комплекса в сфере государственных закупок в настоящее время реализуются в виде государственного заказа, размещаемого на подрядных конкурсах, который представляет собой инновационный механизм привлечения государственных инвестиций. Но, наряду с этим, на практике слабо реализуется и системный подход к управлению государственными закупками на региональном уровне.

Общий вывод заключается в том, что структурная перестройка экономики, растущие социальные и экологические проблемы сегодня отводят решающую роль инвестиционной политике, являющейся основой для развития социальной инфраструктуры, отдельных отраслей и экономики региона в целом. Реализация инвестиционной политики по сути своей направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную политику в регионах можно считать важнейшим направлением социально-экономической политики государства, позволяющим добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. № 5. 2007. С. 44.

2. Ковалева Е.А. Роль государственного заказа в развитии региона // Вестник Челябинского государственного университета. Серия экономика. Выпуск 17. № 1. 2009. С. 57-63.

3. Кукол Е. Инвесторов призовут на посевную // Российская газета. № 43. 2009. 3 марта. С. 5.

4. Куликов В., Роик В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики / / Российский экономический журнал. № 7-8. 2005. С. 4-5.

5. Лужков Ю.М. Социальная защита в богатеющей стране // Московский комсомолец. 2004. 24 декабря.

6. Шходинский А.Ю. Инвестиционная стратегия: Экзамен. 2008. С. 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.