Научная статья на тему 'Повышение роли офицеров курсового звена в учебно-воспитательном процессе военного вуза'

Повышение роли офицеров курсового звена в учебно-воспитательном процессе военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
669
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьев Алексей Алексеевич, Воробьев Андрей Алексеевич

В статье рассматриваются результаты реализации комплексной программы повышения роли офицеров курсового звена в учебно-воспитательном процессе военного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьев Алексей Алексеевич, Воробьев Андрей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increase of company range officer's role in educational process of higher military educational institution

The article deals with the results of realization of complex program offering to increase the company range officer's role in educational process of higher military educational institution.

Текст научной работы на тему «Повышение роли офицеров курсового звена в учебно-воспитательном процессе военного вуза»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008

ний А. Н. Леонтьева, Э. Ф. Зеера, А. К. Марковой идр. подготовка специалиста зависит от развития мотивационно-потребностной сферы личности студента. Она обеспечивает формирование направленности личности на компетенции как профессиональные ценности.

Таким образом, формирование профессиональной компетентности менеджера регионального туризма основывается на определении цели, предпосылок и принципов формирования компетенций; на культурно-историческом подходе с выделением культурно исторических ценностей региона, к числу которых можно отнести исторические и культурные ценности в области просвещения, науки, архитектуры и искусства; на выделении факторов и условий формирования компетенций менеджера туризма.

Библиографический список

1. Байденко, В.И. Компетенции: к освоению компетентност-ного подхода / В.И. Байденко // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

2. Белицкая, Г.Э. Социальная компетентность личности / Г.Э. Белицкая // Субъект и социальная компетентность личности ; под ред. А.В. Брушлинского. — М. : ИП РАН, 1995.

3. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. — № 10. — 2003.

4. Галямина, И.Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода / И.Г. Галямина. // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

5. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. / И.А. Зимняя.// Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.

6. Подласый, И.П. Педагогика. Кн. 1.: Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. — М. : Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1999.— С. 28.

7. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. — № 3. — 2004.

8. Фролов, Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю.В. Фролов, Д.А. Ма-хотин // Высшее образование сегодня. — № 8. — 2004.

ЛОКТЕВА Марина Сергеевна, ассистент кафедры туризма и социально-культурного сервиса.

Статья поступила в редакцию 19.02.08 г.

© М. С. Локтева

УДК 355:378 Ал. А. ВОРОБЬЕВ

Ан. А. ВОРОБЬЕВ

Омский танковый инженерный институт

ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ОФИЦЕРОВ КУРСОВОГО ЗВЕНА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА__________________________________

В статье рассматриваются результаты реализации комплексной программы повышения роли офицеров курсового звена в учебно-воспитательном процессе военного вуза.

В педагогическом взаимодействии между курсантами и офицером одного учебного подразделения военного вуза устанавливаются достаточно сложные связи. В них обучаемый будет повторять определенные действия, поступки, намерения своего воспитателя. В ходе профессионального роста в вузе подражание курсанта своему командиру будет меняться. Он станет более самостоятельным к оценке тех или иных ситуаций, поведения в них, принятия решений по ним, но всегда курсовой офицер будет выступать определенным эталоном профессионального поведения.

Вследствие проведенного анализа результатов служебной деятельности мы пришли к выводу о том, что с офицерами курсового звена необходимо проводить комплексную воспитательно-методическую

работу. Успешность внедрения системы педагогических мер по развитию внутриколлективных коммуникаций будет включать не только планируемую работу по ее изучению и реализации, но и самую активную работу с офицерами курсового звена по повышению их социального статуса в подразделении.

Учитывая все вышеизложенное, нами была разработана и реализована комплексная программа по повышению роли курсового офицера в учебно-воспитательном процессе подразделения и совершенствованию его педагогической подготовки по развитию внутриколлективной коммуникации в учебной группе курсантов. Данная программа представляла систему теоретико-практических мероприятий, включающих в себя:

— анализ деятельности офицеров курсового звена;

Иц№ЕА«ери ж)гршв™

11-2, курс <*> учена [до з КС пар.) 5 курс: обрСН!

участи. № 3 КС ГЕЗр . научает. № 3 КС пар у чиста, п эк. спа р. на участи, н з кс пар

К у ргонай офи цр р | мез п ропюдш и й программу) и.Ж 0*320 0Д76 027А -О.ООД4

К у |х:о1юн офн црг р (прОШСйДИ! и:й программу) О, Ж 0.44Д ода 0,475 0.2А4

На чалш и к курса | «з прошедший программу) 0,4.12 ОД74 0235 0,315 О.ОИ

На чалы-1 и к курса (прошеуиии:й программу] 0,432 0,440 ПЛДР 0Д14 0.066

М

•А

А

1-1цр 3-4к^рс ^1?'рс

№ 1_ [ рафн среднего ■ц^кжлакин #> в<^)на [ур звгов юф

-

ГЯМЗД1^И1

Пр01р£Ь[1[у

- не

гогщдшкм пямтысиу

■цсранурювап) тв

1-2 курс 3—1курс

ЭЧФС

---Ф---кур ; ЖТЫ уЧВГЩ'К-Ое Ь Г-КШЕриЕП?

— *■ - К^т гаюы НЕ УЧ0СТБУК-О£Е Е 1-КЩЕр^ШГТЕ

м

м

*3

ол

9.1

:

1-3 курс 3—1 курс

5 курс

--*---*Г,рСтТЬ[Т,’И:гТЕ}ТС01ЕБЭКГ1Е1Н>.НП^

— — - » рс Е1ПЫ НЕ уЧаПБуКШНЕ В Г-КШЕр^ШГТ*

а| Б|

Р*с 2. Г(яфны(тг^сп) |^1испвпдоверия курсантов кофацерак а| к офвцгран курсового шсва,-Г"—А-программу, б| нофшорам кур<»воп) звена, про шедшим программу

— выработку решений по оптимизации служебной деятельности и повышению роли офицеров в подразделении;

— индивидуальное и групповое профессиональное консультирование офицеров в процессе реализации выработанных решений;

— изучение офицерами разработанного специального курса «Педагогические основы развития внутриколлективных коммуникаций учебных групп курсантов»;

— методико-практическое обеспечение педагогической деятельности офицеров по работе с учебными группами;

— оценку результатов и коррекцию содержания деятельности офицеров.

Реализуя данную программу, мы стремились создать действительную творческую обстановку деятельности офицера. Прежде всего мы добивались понимание того, что в работе с подчиненными он — педагог, что каждый обучаемый есть особая личность, требующая к себе индивидуального внимания и подхода. Тем самым мы готовили курсового офицера к непосредственной деятельности с учебными коллективами.

Особое внимание в процессе подготовки курсовых офицеров имело место изучение современных педагогических технологий. Получение дополнительных знаний по реализации педагогических технологий курсовыми офицерами сопутствовало их внедрение в практическую воспитательную деятельность по

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008

работе с учебными коллективами. Данный процесс сопровождался постоянным профессиональным консультированием.

В ходе экспериментальной работы мы отслеживали изменения степени доверия курсантов к офицерам курсового звена (командиру учебной группы, командиру подразделения), прошедшим или не прошедшим программу по совершенствованию педагогической подготовки. При этом свою позицию выражали как курсанты, участвующие в составе экспериментальных групп, так и курсанты, не участвующие в эксперименте по развитию внутриколлективной коммуникации.

Для определения степени доверия мы использовали ранговую шкалу измерений.

Для выведения ранга каждого качества была использована формула индекса доверия [7]:

где г — индекс доверия; а — «полностью доверяю»; Ь — «доверяю»; с — «доверяю, и не доверяю»; d — «не доверяю»; е — «совсем не доверяю».

При решении задачи по определению степени доверия курсантов к постоянному составу учебной группы и офицерам курсового звена (командиру учебной группы, командиру подразделения), был получен результат, представленный в табл. 1.

В соответствии с полученными результатами, динамика развития степени доверия курсантов к своим командирам, прошедшим дополнительную программу, имеет положительный характер (рис. 1). На данном рисунке показан график, построенный по средним показателям степени доверия курсантов, участвующих и не участвующих в эксперименте.

Сравнивая графики, изображенные на рис. 1, можно констатировать тот факт, что курсанты стали более доверительны к своим офицерам.

Данное обстоятельство подтверждает устанавливающиеся признаки сотрудничества между будущими офицерами и их командирами, без чего невозможно достичь максимальных результатов учебно-воспитательного процесса. При этом степень доверия к таким офицерам положительна не только у курсантов, участвующих в опытно-экспериментальной работе в составе экспериментальных групп, но и у тех, которые не участвовали в нем.

Нагляден и тот факт, что курсанты, участвующие в эксперименте, более доверительно относятся к офицерам, не прошедшим программу дополнительной педагогической подготовки. В то же время курсанты, не участвующие в эксперименте, также относятся более доверительно к офицерам, прошедшим дополнительную педагогическую подготовку (рис. 2).

Графики (рис. 2) достаточно наглядно показывают происходящие изменения в субъект-субъект-ных отношениях между командирами учебных под-

разделений и их подчиненными. При этом обращает на себя внимание и то, что динамика развития доверия к офицерам, не прошедшим дополнительную программу (рис. 2а), остается отрицательной и у курсантов, участвующих в эксперименте, и у курсантов, не участвующих в нем.

Однако уровень индексов данных категорий курсантов различен и более показателен у курсантов, участвующих в эксперименте.

В то же время графики индексов доверия к офицерам, прошедшим дополнительную программу (рис. 2б), имеют положительную динамику на всем протяжении эксперимента у курсантов, участвующих и, к окончанию учебного заведения, у курсантов, не участвующих в нем.

Таким образом, можно говорить об эффективности предложенной программы, а также о необходимости постоянного совершенствования необходимых педагогических знаний офицеров курсового звена в части индивидуальной и коллективной воспитательной работы. Анализ полученных результатов показывает немедленную реакцию будущих офицеров на происходящие изменения в качестве деятельности своих командиров, что еще раз подчеркивает роль офицеров курсового звена в жизнедеятельности всего учебного коллектива.

Библиографический список

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания — Л. : Изд-во ЛГУ, 1969. - 388 с.

2. Андреева, Г.М., Яноушек, Я. Основные направления воздействия общения на совместную деятельность / Общение и оптимизация совместной деятельности. — М. : МГУ, 1987. — 46 с.

3. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заве-де-ниях ; под ред. И.Н. Шкадова. — М. : Воениздат, 1976. — 523 с.

4. Воробьев, А.А. Внутриколлективные коммуникации в воспитательном процессе курсантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2005. — № 2(24). — С. 44 — 46.

5. Иванов, В.П. Формирование личности офицера. — М. : Воениздат, 1986. — 160 с.

6. Маврин, С.А. Целостный процесс воспитания в оценочной деятельности : монография. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 1995. — 95 с.

7. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. — СПб : Речь, 2004. — 392 с.

8. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педа-го-гического исследования. — СПб : Питер, 2004. — 268 с.

ВОРОБЬЕВ Алексей Алексеевич, старший преподаватель кафедры тактики и тактико-специальной подготовки.

ВОРОБЬЕВ Андрей Алексеевич, помощник начальника института по правовой работе — начальник юридической службы.

Статья поступила в редакцию 25.04.08 г.

© Ал. А. Воробьев, Ан. А. Воробьев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.