ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008
ний А. Н. Леонтьева, Э. Ф. Зеера, А. К. Марковой идр. подготовка специалиста зависит от развития мотивационно-потребностной сферы личности студента. Она обеспечивает формирование направленности личности на компетенции как профессиональные ценности.
Таким образом, формирование профессиональной компетентности менеджера регионального туризма основывается на определении цели, предпосылок и принципов формирования компетенций; на культурно-историческом подходе с выделением культурно исторических ценностей региона, к числу которых можно отнести исторические и культурные ценности в области просвещения, науки, архитектуры и искусства; на выделении факторов и условий формирования компетенций менеджера туризма.
Библиографический список
1. Байденко, В.И. Компетенции: к освоению компетентност-ного подхода / В.И. Байденко // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
2. Белицкая, Г.Э. Социальная компетентность личности / Г.Э. Белицкая // Субъект и социальная компетентность личности ; под ред. А.В. Брушлинского. — М. : ИП РАН, 1995.
3. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. — № 10. — 2003.
4. Галямина, И.Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода / И.Г. Галямина. // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
5. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. / И.А. Зимняя.// Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
6. Подласый, И.П. Педагогика. Кн. 1.: Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. — М. : Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1999.— С. 28.
7. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня. — № 3. — 2004.
8. Фролов, Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Ю.В. Фролов, Д.А. Ма-хотин // Высшее образование сегодня. — № 8. — 2004.
ЛОКТЕВА Марина Сергеевна, ассистент кафедры туризма и социально-культурного сервиса.
Статья поступила в редакцию 19.02.08 г.
© М. С. Локтева
УДК 355:378 Ал. А. ВОРОБЬЕВ
Ан. А. ВОРОБЬЕВ
Омский танковый инженерный институт
ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ ОФИЦЕРОВ КУРСОВОГО ЗВЕНА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВОЕННОГО ВУЗА__________________________________
В статье рассматриваются результаты реализации комплексной программы повышения роли офицеров курсового звена в учебно-воспитательном процессе военного вуза.
В педагогическом взаимодействии между курсантами и офицером одного учебного подразделения военного вуза устанавливаются достаточно сложные связи. В них обучаемый будет повторять определенные действия, поступки, намерения своего воспитателя. В ходе профессионального роста в вузе подражание курсанта своему командиру будет меняться. Он станет более самостоятельным к оценке тех или иных ситуаций, поведения в них, принятия решений по ним, но всегда курсовой офицер будет выступать определенным эталоном профессионального поведения.
Вследствие проведенного анализа результатов служебной деятельности мы пришли к выводу о том, что с офицерами курсового звена необходимо проводить комплексную воспитательно-методическую
работу. Успешность внедрения системы педагогических мер по развитию внутриколлективных коммуникаций будет включать не только планируемую работу по ее изучению и реализации, но и самую активную работу с офицерами курсового звена по повышению их социального статуса в подразделении.
Учитывая все вышеизложенное, нами была разработана и реализована комплексная программа по повышению роли курсового офицера в учебно-воспитательном процессе подразделения и совершенствованию его педагогической подготовки по развитию внутриколлективной коммуникации в учебной группе курсантов. Данная программа представляла систему теоретико-практических мероприятий, включающих в себя:
— анализ деятельности офицеров курсового звена;
Иц№ЕА«ери ж)гршв™
11-2, курс <*> учена [до з КС пар.) 5 курс: обрСН!
участи. № 3 КС ГЕЗр . научает. № 3 КС пар у чиста, п эк. спа р. на участи, н з кс пар
К у ргонай офи цр р | мез п ропюдш и й программу) и.Ж 0*320 0Д76 027А -О.ООД4
К у |х:о1юн офн црг р (прОШСйДИ! и:й программу) О, Ж 0.44Д ода 0,475 0.2А4
На чалш и к курса | «з прошедший программу) 0,4.12 ОД74 0235 0,315 О.ОИ
На чалы-1 и к курса (прошеуиии:й программу] 0,432 0,440 ПЛДР 0Д14 0.066
М
•А
*Д
А
1-1цр 3-4к^рс ^1?'рс
№ 1_ [ рафн среднего ■ц^кжлакин #> в<^)на [ур звгов юф
-
ГЯМЗД1^И1
Пр01р£Ь[1[у
- не
гогщдшкм пямтысиу
■цсранурювап) тв
1-2 курс 3—1курс
ЭЧФС
---Ф---кур ; ЖТЫ уЧВГЩ'К-Ое Ь Г-КШЕриЕП?
— *■ - К^т гаюы НЕ УЧ0СТБУК-О£Е Е 1-КЩЕр^ШГТЕ
м
м
*3
ол
9.1
:
1-3 курс 3—1 курс
5 курс
--*---*Г,рСтТЬ[Т,’И:гТЕ}ТС01ЕБЭКГ1Е1Н>.НП^
— — - » рс Е1ПЫ НЕ уЧаПБуКШНЕ В Г-КШЕр^ШГТ*
а| Б|
Р*с 2. Г(яфны(тг^сп) |^1испвпдоверия курсантов кофацерак а| к офвцгран курсового шсва,-Г"—А-программу, б| нофшорам кур<»воп) звена, про шедшим программу
— выработку решений по оптимизации служебной деятельности и повышению роли офицеров в подразделении;
— индивидуальное и групповое профессиональное консультирование офицеров в процессе реализации выработанных решений;
— изучение офицерами разработанного специального курса «Педагогические основы развития внутриколлективных коммуникаций учебных групп курсантов»;
— методико-практическое обеспечение педагогической деятельности офицеров по работе с учебными группами;
— оценку результатов и коррекцию содержания деятельности офицеров.
Реализуя данную программу, мы стремились создать действительную творческую обстановку деятельности офицера. Прежде всего мы добивались понимание того, что в работе с подчиненными он — педагог, что каждый обучаемый есть особая личность, требующая к себе индивидуального внимания и подхода. Тем самым мы готовили курсового офицера к непосредственной деятельности с учебными коллективами.
Особое внимание в процессе подготовки курсовых офицеров имело место изучение современных педагогических технологий. Получение дополнительных знаний по реализации педагогических технологий курсовыми офицерами сопутствовало их внедрение в практическую воспитательную деятельность по
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008
работе с учебными коллективами. Данный процесс сопровождался постоянным профессиональным консультированием.
В ходе экспериментальной работы мы отслеживали изменения степени доверия курсантов к офицерам курсового звена (командиру учебной группы, командиру подразделения), прошедшим или не прошедшим программу по совершенствованию педагогической подготовки. При этом свою позицию выражали как курсанты, участвующие в составе экспериментальных групп, так и курсанты, не участвующие в эксперименте по развитию внутриколлективной коммуникации.
Для определения степени доверия мы использовали ранговую шкалу измерений.
Для выведения ранга каждого качества была использована формула индекса доверия [7]:
где г — индекс доверия; а — «полностью доверяю»; Ь — «доверяю»; с — «доверяю, и не доверяю»; d — «не доверяю»; е — «совсем не доверяю».
При решении задачи по определению степени доверия курсантов к постоянному составу учебной группы и офицерам курсового звена (командиру учебной группы, командиру подразделения), был получен результат, представленный в табл. 1.
В соответствии с полученными результатами, динамика развития степени доверия курсантов к своим командирам, прошедшим дополнительную программу, имеет положительный характер (рис. 1). На данном рисунке показан график, построенный по средним показателям степени доверия курсантов, участвующих и не участвующих в эксперименте.
Сравнивая графики, изображенные на рис. 1, можно констатировать тот факт, что курсанты стали более доверительны к своим офицерам.
Данное обстоятельство подтверждает устанавливающиеся признаки сотрудничества между будущими офицерами и их командирами, без чего невозможно достичь максимальных результатов учебно-воспитательного процесса. При этом степень доверия к таким офицерам положительна не только у курсантов, участвующих в опытно-экспериментальной работе в составе экспериментальных групп, но и у тех, которые не участвовали в нем.
Нагляден и тот факт, что курсанты, участвующие в эксперименте, более доверительно относятся к офицерам, не прошедшим программу дополнительной педагогической подготовки. В то же время курсанты, не участвующие в эксперименте, также относятся более доверительно к офицерам, прошедшим дополнительную педагогическую подготовку (рис. 2).
Графики (рис. 2) достаточно наглядно показывают происходящие изменения в субъект-субъект-ных отношениях между командирами учебных под-
разделений и их подчиненными. При этом обращает на себя внимание и то, что динамика развития доверия к офицерам, не прошедшим дополнительную программу (рис. 2а), остается отрицательной и у курсантов, участвующих в эксперименте, и у курсантов, не участвующих в нем.
Однако уровень индексов данных категорий курсантов различен и более показателен у курсантов, участвующих в эксперименте.
В то же время графики индексов доверия к офицерам, прошедшим дополнительную программу (рис. 2б), имеют положительную динамику на всем протяжении эксперимента у курсантов, участвующих и, к окончанию учебного заведения, у курсантов, не участвующих в нем.
Таким образом, можно говорить об эффективности предложенной программы, а также о необходимости постоянного совершенствования необходимых педагогических знаний офицеров курсового звена в части индивидуальной и коллективной воспитательной работы. Анализ полученных результатов показывает немедленную реакцию будущих офицеров на происходящие изменения в качестве деятельности своих командиров, что еще раз подчеркивает роль офицеров курсового звена в жизнедеятельности всего учебного коллектива.
Библиографический список
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания — Л. : Изд-во ЛГУ, 1969. - 388 с.
2. Андреева, Г.М., Яноушек, Я. Основные направления воздействия общения на совместную деятельность / Общение и оптимизация совместной деятельности. — М. : МГУ, 1987. — 46 с.
3. Вопросы обучения и воспитания в военно-учебных заве-де-ниях ; под ред. И.Н. Шкадова. — М. : Воениздат, 1976. — 523 с.
4. Воробьев, А.А. Внутриколлективные коммуникации в воспитательном процессе курсантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2005. — № 2(24). — С. 44 — 46.
5. Иванов, В.П. Формирование личности офицера. — М. : Воениздат, 1986. — 160 с.
6. Маврин, С.А. Целостный процесс воспитания в оценочной деятельности : монография. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 1995. — 95 с.
7. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. — СПб : Речь, 2004. — 392 с.
8. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педа-го-гического исследования. — СПб : Питер, 2004. — 268 с.
ВОРОБЬЕВ Алексей Алексеевич, старший преподаватель кафедры тактики и тактико-специальной подготовки.
ВОРОБЬЕВ Андрей Алексеевич, помощник начальника института по правовой работе — начальник юридической службы.
Статья поступила в редакцию 25.04.08 г.
© Ал. А. Воробьев, Ан. А. Воробьев