Научная статья на тему 'Педагогический феномен внутриколлективной коммуникации в учебной группе курсантов военного вуза'

Педагогический феномен внутриколлективной коммуникации в учебной группе курсантов военного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИКОЛЛЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ГРУППА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / INTERNALLY COLLECTIVE COMMUNICATION / INSTRUCTION UNIT / PROFESSIONAL FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьев Алексей Алексеевич

В статье рассматриваются педагогический поиск воспитательных возможностей учебного коллектива курсантов, профессиональное становление личности специалиста в процессе взаимодействий внутри учебной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьев Алексей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical phenomenon of the internally collective communication within the group of military educational institution students

The article considers the pedagogical investigation of educational capabilities of a military students' group, professional formation of specialist's personality within the process of interaction in students' group.

Текст научной работы на тему «Педагогический феномен внутриколлективной коммуникации в учебной группе курсантов военного вуза»

Заключительный, контрольный этап экспериментальной работы предполагал комплексную диагностику, направленную на выявление уровня развития когнитивного, организационного, мотивационного, рефлексивного и коммуникативного компонентов организационно-управленческих навыков.

Результаты диагностики позволили констатировать превышение количественных показателей сформированности организационноуправленческих навыков и компетенций в экспериментальной группе по сравнению к контрольной по всем условно выделенным параметрам.

Таким образом, следует отметить, что на основании результатов экспериментальной работы стало возможным выявить наиболее перспективные и проблемные направления в реализации технологии развития организационно-управленческих навыков у студенческой молодежи средствами информационных технологий социально-культурной деятельности. Это позволило сформулировать методические рекомендации организаторам социально-культурной деятельности, позволяющие сделать более эффективной воспитательно-образовательную работу с точки зрения ее организации, информационного обес-

печения, психологического сопровождения и эмоционально-мотивационного воздействия на аудиторию.

1. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании / отв. ред. Л.Е. Курнешова М., 2008.

2. Баженова К.А. Формирование организационно-управленческой компетентности педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2009. URL: http:// www.zabspu.ru. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 1.06.2009 г.

Hvorova E.B. Pedagogical peculiarities of formation of organizational-administrative skills of student's youth by the means of information-educational technologies of social-cultural activity. The article considers the results of the socially-pedagogical experiment aimed at the approbation of model and the program of development of organizational-administrative skills of students by means of information-educational activity.

Key words: organizational-administrative skills; information-educational technologies; KoraHTHBHtm a component; reflective and communicative components of the organizational-administrative competence; interlocutor-ness; competence approach.

УДК 355:378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ВНУТРИКОЛЛЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

© А.А. Воробьев

В статье рассматриваются педагогический поиск воспитательных возможностей учебного коллектива курсантов, профессиональное становление личности специалиста в процессе взаимодействий внутри учебной группы.

Ключевые слова: внутриколлективная коммуникация; учебная группа; профессиональное становление.

Происходящая реорганизация структуры Вооруженных Сил РФ, появление новых способов и средств ведения вооруженной борьбы, решение задач эксплуатации и сохранности сложнейшего вооружения, коллективность воинского труда обусловливают поиск и внедрение новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса военного вуза.

Решая задачу подготовки современных специалистов, военные вузы сталкиваются с фактами профессиональной неготовности своих выпускников выполнять обязанности в войсковых условиях. Особенно это проявляется в обучении и воспитании подчиненных, управлении воинскими коллективами, организованности при выполнении служебных обязанностей.

По мнению С.Б. Иванова, именно качественный уровень офицерского состава мешает в настоящее время двигаться вперед, ведя за собой подчиненных [1].

Актуализируя проблему подготовки офицерских кадров, обратим внимание на учебный коллектив курсантов, являющийся центральным звеном образовательной среды вуза.

В.П. Иванов, изучавший проблему формирования личности офицера, отмечал: «Среди множества факторов, оказывающих влияние на формирование личности офицера, наименее изученными являются взаимное влияние курсантов друг на друга и влияние воинского коллектива на каждого курсанта» [2].

Воинская служба изначально определяет особые условия становления личности в общении, взаимодействии с другими людьми, группами людей. Обмен информацией между курсантами внутри учебного коллектива в повседневных, учебных, воспитательных и других взаимодействиях, оказывает определенное функциональное влияние на приобретение ими тех или иных профессиональных качеств.

Данные отношения обучаемых в ходе учебно-воспитательной деятельности организуют систему коммуникации - совокупность всех видов внутриколлективных связей - как межличностных, так и групповых, в которых непосредственно будет происходить становление личности военного специалиста. В то же время нарушение в системе коммуникаций курсантов снижает эффективность внешнего и внутреннего педагогического влияния, что непосредственно деформирует процесс и результат подготовки военного специалиста. В этом и заключается педагогический феномен внутриколлективной коммуникации в учебной группе курсантов военного вуза.

Внутриколлективная коммуникация в подразделении курсантов рассматривается нами как необходимое условие профессионального становления будущего офицера и определяется как системный, динамичный и управляемый процесс в учебно-служебной деятельности курсанта по приобретению необходимых военных, профессиональных и педагогических качеств [3].

В настоящее время действительно возникла необходимость в военном специалисте

с гуманистически развитыми личностными характеристиками, способном самостоятельно анализировать, прогнозировать и принимать решения в различных условиях. Специфика деятельности офицера определяется не только выполнением управленческих задач, а носит непосредственно педагогический характер в отношении подчиненных - военнослужащих по призыву и контракту. По нашему мнению, изучение внутриколлективной коммуникации в учебной группе курсантов -один из возможных путей решения проблемы становления личности будущего офицера.

Становление личности военного специалиста в вузе проходит по следующим этапам

[4, 5]:

I этап - 1-2 курсы обучения: воспитание специалиста категории начальной ступени профессиональной деятельности («Солдат -сержант»);

II этап - 3-4 курсы обучения: включение в учебную деятельность согласно своему предназначению («Офицер»);

III этап - 5 курс обучения: становление специалиста («Военный специалист»).

В процессе изучения педагогического феномена внутриколлективной коммуникации учебного коллектива в зависимости от этапа профессионального становления курсантов решаются следующие основные задачи:

- определение степени удовлетворения курсантов процессами, протекающими внутри учебной группы;

- изучение наиболее значимых ценностных аспектов взаимоотношений между курсантами;

- определение степени доверия курсантов к постоянному составу учебной группы и офицерам курсового звена (командиру учебной группы, командиру подразделения).

Для обеспечения репрезентативности выборки численности респондентов рассчитаем ее по формуле для случайного отбора с повтором (предполагает более жесткие критерии, чем бесповторная выборка):

п = ■

X2 х £2

А2

где п - величина выборочной совокупности; X - величина, определяемая по таблице в зависимости от доверительной вероятности, рассчитанной по функции нормального рас-

пределения Лапласа (для доверительной вероятности Р(у) = 0,95; (= 1,96); 5? - значение дисперсии - подставив максимальное возможное значение дисперсии для качественного вопроса по дихотомической шкале, получим - 0,25; А - предельная ошибка репрезентативности, которая обычно задается в исследованиях величиной 0,05 (или 5 %) [6].

Подставим возможные значения данных величин в формулу, получим следующее:

4 х 0 25

п =-------— = 400 (человек).

0,0025

Опрос проводился методом анкетирования.

Решение первой задачи позволило выявить общий характер процессов, происходящих в учебной группе. Степень удовлетворенности процессами в коллективе есть определенный показатель взаимодействия и отношения в нем между курсантами, а также потенциальных возможностей учебной группы.

При анализе полученных результатов (табл. 1) отмечаем, что на данный момент можно говорить об устойчивости внутрикол-лективных отношений на всех этапах профессионального становления будущих офицеров.

Наибольший спад в отношениях между курсантами наблюдается на II этапе профессионального становления - «Офицер». Надо отметить, что именно на этом этапе наблюдается наибольшее количество обучаемых (9,4 %), полностью неудовлетворенных теми процессами, которые протекают в учебной группе.

Наибольшее количество респондентов считают, что внутриколлективные отношения скорее их удовлетворяют, чем нет (I этап -

47,3 %; II - 40 %; III - 72,1 %). Данные оценки говорят о потенциале учебной группы, который, при определенных обстоятельствах, мо-

жет усилить направленность на ответ «Да» или «Нет», являясь своего рода индикатором воспитательной работы с данным коллективом.

На III этапе профессионального становления - «Военный специалист» - количество курсантов, удовлетворенных процессами в учебной группе, уменьшается.

Результаты исследования показывают, что в данном учебном заведении на всех этапах профессионального становления будущих офицеров динамика внутриколлектив-ных процессов или отсутствует, или имеет выраженную отрицательную направленность. Осуществляя исследование воспитательных возможностей внутриколлективной коммуникации учебного коллектива, мы изучали важность ценностей в отношениях между курсантами. С этой целью будущим офицерам предлагалось ответить на вопрос: «Что наиболее ценное в ваших отношениях с курсантами учебной группы?». В вопросе перечислялись показатели, из которых курсанты должны были сделать не более трех выборов.

Результаты изучения наиболее значимых ценностей в отношениях обучаемых представлены в табл. 2.

Анализ результатов показывает, что курсанты на всех этапах профессионального становления отдают предпочтение показателям:

- возможность общаться - от 49,9 до

54,4 %;

- уважение личности - от 42,6 до 50,3;

- находиться в кругу друзей - 31,1 до 50,3.

Показатели «Возможность общаться» и «Уважение личности» динамично развиваются от этапа к этапу профессионального становления. Это позволяет сделать предположение о значимости эмоциональной и нравственной составляющих в отношениях между военнослужащими.

Таблица 1

Степень удовлетворения курсантов внутриколлективными процессами (в % от количества опрошенных)

Этапы профессионального становления Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет

I этап 29,7 47,3 18,9 4,1

II этап 30,6 40 20 9,4

III этап 23,1 72,1 2,7 2,1

Таблица 2

Частота выборов различных ценностей в отношениях курсантов в зависимости от этапа их профессионального становления (в % от количества опрошенных)

Этапы профессио- нального становления Варианты ответов

возмож- ность общаться находится в кругу друзей быть лидером коллек- тивная учеба приобретать профессио- нальные качества поддержи- вать традиции коллектива уважение личности взаимопомощь (в учебе, службе, быту)

I этап 49,9 31,1 4,1 20,3 41,9 24,3 48,6 21,6

II этап 53,2 35,9 6,7 12 38,6 12 42,6 39,9

III этап 54,4 50,3 4 12,2 28,6 15 50,3 9,5

Обучаемые не желают быть изолированными в учебной группе и в той или иной мере стремятся к взаимодействию друг с другом.

Невысокая оценка показателя «Коллективная учеба», которая снижается ко второму этапу и остается практически на том же уровне к окончанию третьего, говорит о несовпадении представлений и ожиданий обучаемых от реального учебного потенциала коллектива.

При решении задачи по определению степени доверия курсантов к постоянному составу учебной группы и офицерам курсового звена (командиру учебной группы, командиру подразделения) использовалась ранговая шкала измерений.

Анализируя полученные результаты, мы констатировали тот факт, что ко всем участникам формальной организации учебной группы - курсантам, сержантам и офицерам -степень доверия от первого до третьего этапа профессионального становления уменьшается.

Из полученных данных исследования для нас стало неожиданным то, что у непосредственных воспитателей, управленцев и организаторов повседневной деятельности учебных подразделений - офицеров курсового звена, индекс доверия к окончанию учебного заведения - наименьший.

Первоначальный анализ полученных результатов исследования выявляет множество противоречий, констатирующих проблему зависимости развития профессиональных качеств будущих офицеров от воспитательной среды учебного подразделения.

Таким образом, изучение внутриколлек-тивной коммуникации в подразделениях курсантов военного вуза показало, что учебная группа будущих военных специалистов -это определенная воспитательная среда, в которой взаимодействие обучаемых есть часть процесса профессионального станов-

ления. Устойчивые взаимоотношения в группе строятся на основе взаимного уважения личности и являются одним из условий профессионального становления курсантов. Поэтому система работы офицеров, отвечающих за учебно-воспитательные показатели учебных групп курсантов, должна непосредственно организовываться и проводиться с учетом педагогического феномена внутри-коллективной коммуникации.

1. Материалы второго всеармейского совещания офицеров войскового звена. М., 2006.

2. Иванов В.П. Формирование личности офицера. М., 1986. С. 95.

3. Воробьев А.А. Внутриколлективные коммуникации в воспитательном процессе курсантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 2005. Вып. 2(24). С. 44-46.

4. Воробьев Ал.А., Воробьев Ан.А., Иоаниди А.Ф. Поэтапное воспитание специалиста в образовательном процессе вуза // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 2003. Вып. 2 (20). С. 63-65.

5. Квалификационные требования к военнопрофессиональной подготовке выпускников Омского танкового инженерного института. М., 2000.

6. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2004.

Поступила в редакцию 14.04.2009 г.

Vorobyev A.A. Pedagogical phenomenon of the internally collective communication within the group of military educational institution students. The article considers the pedagogical investigation of educational capabilities of a military students' group, professional formation of specialist's personality within the process of interaction in students' group.

Key words: internally collective communication; instruction unit; professional formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.