Заключительный, контрольный этап экспериментальной работы предполагал комплексную диагностику, направленную на выявление уровня развития когнитивного, организационного, мотивационного, рефлексивного и коммуникативного компонентов организационно-управленческих навыков.
Результаты диагностики позволили констатировать превышение количественных показателей сформированности организационноуправленческих навыков и компетенций в экспериментальной группе по сравнению к контрольной по всем условно выделенным параметрам.
Таким образом, следует отметить, что на основании результатов экспериментальной работы стало возможным выявить наиболее перспективные и проблемные направления в реализации технологии развития организационно-управленческих навыков у студенческой молодежи средствами информационных технологий социально-культурной деятельности. Это позволило сформулировать методические рекомендации организаторам социально-культурной деятельности, позволяющие сделать более эффективной воспитательно-образовательную работу с точки зрения ее организации, информационного обес-
печения, психологического сопровождения и эмоционально-мотивационного воздействия на аудиторию.
1. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании / отв. ред. Л.Е. Курнешова М., 2008.
2. Баженова К.А. Формирование организационно-управленческой компетентности педагогов - руководителей исследовательской деятельностью школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2009. URL: http:// www.zabspu.ru. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 1.06.2009 г.
Hvorova E.B. Pedagogical peculiarities of formation of organizational-administrative skills of student's youth by the means of information-educational technologies of social-cultural activity. The article considers the results of the socially-pedagogical experiment aimed at the approbation of model and the program of development of organizational-administrative skills of students by means of information-educational activity.
Key words: organizational-administrative skills; information-educational technologies; KoraHTHBHtm a component; reflective and communicative components of the organizational-administrative competence; interlocutor-ness; competence approach.
УДК 355:378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН ВНУТРИКОЛЛЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
© А.А. Воробьев
В статье рассматриваются педагогический поиск воспитательных возможностей учебного коллектива курсантов, профессиональное становление личности специалиста в процессе взаимодействий внутри учебной группы.
Ключевые слова: внутриколлективная коммуникация; учебная группа; профессиональное становление.
Происходящая реорганизация структуры Вооруженных Сил РФ, появление новых способов и средств ведения вооруженной борьбы, решение задач эксплуатации и сохранности сложнейшего вооружения, коллективность воинского труда обусловливают поиск и внедрение новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса военного вуза.
Решая задачу подготовки современных специалистов, военные вузы сталкиваются с фактами профессиональной неготовности своих выпускников выполнять обязанности в войсковых условиях. Особенно это проявляется в обучении и воспитании подчиненных, управлении воинскими коллективами, организованности при выполнении служебных обязанностей.
По мнению С.Б. Иванова, именно качественный уровень офицерского состава мешает в настоящее время двигаться вперед, ведя за собой подчиненных [1].
Актуализируя проблему подготовки офицерских кадров, обратим внимание на учебный коллектив курсантов, являющийся центральным звеном образовательной среды вуза.
В.П. Иванов, изучавший проблему формирования личности офицера, отмечал: «Среди множества факторов, оказывающих влияние на формирование личности офицера, наименее изученными являются взаимное влияние курсантов друг на друга и влияние воинского коллектива на каждого курсанта» [2].
Воинская служба изначально определяет особые условия становления личности в общении, взаимодействии с другими людьми, группами людей. Обмен информацией между курсантами внутри учебного коллектива в повседневных, учебных, воспитательных и других взаимодействиях, оказывает определенное функциональное влияние на приобретение ими тех или иных профессиональных качеств.
Данные отношения обучаемых в ходе учебно-воспитательной деятельности организуют систему коммуникации - совокупность всех видов внутриколлективных связей - как межличностных, так и групповых, в которых непосредственно будет происходить становление личности военного специалиста. В то же время нарушение в системе коммуникаций курсантов снижает эффективность внешнего и внутреннего педагогического влияния, что непосредственно деформирует процесс и результат подготовки военного специалиста. В этом и заключается педагогический феномен внутриколлективной коммуникации в учебной группе курсантов военного вуза.
Внутриколлективная коммуникация в подразделении курсантов рассматривается нами как необходимое условие профессионального становления будущего офицера и определяется как системный, динамичный и управляемый процесс в учебно-служебной деятельности курсанта по приобретению необходимых военных, профессиональных и педагогических качеств [3].
В настоящее время действительно возникла необходимость в военном специалисте
с гуманистически развитыми личностными характеристиками, способном самостоятельно анализировать, прогнозировать и принимать решения в различных условиях. Специфика деятельности офицера определяется не только выполнением управленческих задач, а носит непосредственно педагогический характер в отношении подчиненных - военнослужащих по призыву и контракту. По нашему мнению, изучение внутриколлективной коммуникации в учебной группе курсантов -один из возможных путей решения проблемы становления личности будущего офицера.
Становление личности военного специалиста в вузе проходит по следующим этапам
[4, 5]:
I этап - 1-2 курсы обучения: воспитание специалиста категории начальной ступени профессиональной деятельности («Солдат -сержант»);
II этап - 3-4 курсы обучения: включение в учебную деятельность согласно своему предназначению («Офицер»);
III этап - 5 курс обучения: становление специалиста («Военный специалист»).
В процессе изучения педагогического феномена внутриколлективной коммуникации учебного коллектива в зависимости от этапа профессионального становления курсантов решаются следующие основные задачи:
- определение степени удовлетворения курсантов процессами, протекающими внутри учебной группы;
- изучение наиболее значимых ценностных аспектов взаимоотношений между курсантами;
- определение степени доверия курсантов к постоянному составу учебной группы и офицерам курсового звена (командиру учебной группы, командиру подразделения).
Для обеспечения репрезентативности выборки численности респондентов рассчитаем ее по формуле для случайного отбора с повтором (предполагает более жесткие критерии, чем бесповторная выборка):
п = ■
X2 х £2
А2
где п - величина выборочной совокупности; X - величина, определяемая по таблице в зависимости от доверительной вероятности, рассчитанной по функции нормального рас-
пределения Лапласа (для доверительной вероятности Р(у) = 0,95; (= 1,96); 5? - значение дисперсии - подставив максимальное возможное значение дисперсии для качественного вопроса по дихотомической шкале, получим - 0,25; А - предельная ошибка репрезентативности, которая обычно задается в исследованиях величиной 0,05 (или 5 %) [6].
Подставим возможные значения данных величин в формулу, получим следующее:
4 х 0 25
п =-------— = 400 (человек).
0,0025
Опрос проводился методом анкетирования.
Решение первой задачи позволило выявить общий характер процессов, происходящих в учебной группе. Степень удовлетворенности процессами в коллективе есть определенный показатель взаимодействия и отношения в нем между курсантами, а также потенциальных возможностей учебной группы.
При анализе полученных результатов (табл. 1) отмечаем, что на данный момент можно говорить об устойчивости внутрикол-лективных отношений на всех этапах профессионального становления будущих офицеров.
Наибольший спад в отношениях между курсантами наблюдается на II этапе профессионального становления - «Офицер». Надо отметить, что именно на этом этапе наблюдается наибольшее количество обучаемых (9,4 %), полностью неудовлетворенных теми процессами, которые протекают в учебной группе.
Наибольшее количество респондентов считают, что внутриколлективные отношения скорее их удовлетворяют, чем нет (I этап -
47,3 %; II - 40 %; III - 72,1 %). Данные оценки говорят о потенциале учебной группы, который, при определенных обстоятельствах, мо-
жет усилить направленность на ответ «Да» или «Нет», являясь своего рода индикатором воспитательной работы с данным коллективом.
На III этапе профессионального становления - «Военный специалист» - количество курсантов, удовлетворенных процессами в учебной группе, уменьшается.
Результаты исследования показывают, что в данном учебном заведении на всех этапах профессионального становления будущих офицеров динамика внутриколлектив-ных процессов или отсутствует, или имеет выраженную отрицательную направленность. Осуществляя исследование воспитательных возможностей внутриколлективной коммуникации учебного коллектива, мы изучали важность ценностей в отношениях между курсантами. С этой целью будущим офицерам предлагалось ответить на вопрос: «Что наиболее ценное в ваших отношениях с курсантами учебной группы?». В вопросе перечислялись показатели, из которых курсанты должны были сделать не более трех выборов.
Результаты изучения наиболее значимых ценностей в отношениях обучаемых представлены в табл. 2.
Анализ результатов показывает, что курсанты на всех этапах профессионального становления отдают предпочтение показателям:
- возможность общаться - от 49,9 до
54,4 %;
- уважение личности - от 42,6 до 50,3;
- находиться в кругу друзей - 31,1 до 50,3.
Показатели «Возможность общаться» и «Уважение личности» динамично развиваются от этапа к этапу профессионального становления. Это позволяет сделать предположение о значимости эмоциональной и нравственной составляющих в отношениях между военнослужащими.
Таблица 1
Степень удовлетворения курсантов внутриколлективными процессами (в % от количества опрошенных)
Этапы профессионального становления Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет
I этап 29,7 47,3 18,9 4,1
II этап 30,6 40 20 9,4
III этап 23,1 72,1 2,7 2,1
Таблица 2
Частота выборов различных ценностей в отношениях курсантов в зависимости от этапа их профессионального становления (в % от количества опрошенных)
Этапы профессио- нального становления Варианты ответов
возмож- ность общаться находится в кругу друзей быть лидером коллек- тивная учеба приобретать профессио- нальные качества поддержи- вать традиции коллектива уважение личности взаимопомощь (в учебе, службе, быту)
I этап 49,9 31,1 4,1 20,3 41,9 24,3 48,6 21,6
II этап 53,2 35,9 6,7 12 38,6 12 42,6 39,9
III этап 54,4 50,3 4 12,2 28,6 15 50,3 9,5
Обучаемые не желают быть изолированными в учебной группе и в той или иной мере стремятся к взаимодействию друг с другом.
Невысокая оценка показателя «Коллективная учеба», которая снижается ко второму этапу и остается практически на том же уровне к окончанию третьего, говорит о несовпадении представлений и ожиданий обучаемых от реального учебного потенциала коллектива.
При решении задачи по определению степени доверия курсантов к постоянному составу учебной группы и офицерам курсового звена (командиру учебной группы, командиру подразделения) использовалась ранговая шкала измерений.
Анализируя полученные результаты, мы констатировали тот факт, что ко всем участникам формальной организации учебной группы - курсантам, сержантам и офицерам -степень доверия от первого до третьего этапа профессионального становления уменьшается.
Из полученных данных исследования для нас стало неожиданным то, что у непосредственных воспитателей, управленцев и организаторов повседневной деятельности учебных подразделений - офицеров курсового звена, индекс доверия к окончанию учебного заведения - наименьший.
Первоначальный анализ полученных результатов исследования выявляет множество противоречий, констатирующих проблему зависимости развития профессиональных качеств будущих офицеров от воспитательной среды учебного подразделения.
Таким образом, изучение внутриколлек-тивной коммуникации в подразделениях курсантов военного вуза показало, что учебная группа будущих военных специалистов -это определенная воспитательная среда, в которой взаимодействие обучаемых есть часть процесса профессионального станов-
ления. Устойчивые взаимоотношения в группе строятся на основе взаимного уважения личности и являются одним из условий профессионального становления курсантов. Поэтому система работы офицеров, отвечающих за учебно-воспитательные показатели учебных групп курсантов, должна непосредственно организовываться и проводиться с учетом педагогического феномена внутри-коллективной коммуникации.
1. Материалы второго всеармейского совещания офицеров войскового звена. М., 2006.
2. Иванов В.П. Формирование личности офицера. М., 1986. С. 95.
3. Воробьев А.А. Внутриколлективные коммуникации в воспитательном процессе курсантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 2005. Вып. 2(24). С. 44-46.
4. Воробьев Ал.А., Воробьев Ан.А., Иоаниди А.Ф. Поэтапное воспитание специалиста в образовательном процессе вуза // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 2003. Вып. 2 (20). С. 63-65.
5. Квалификационные требования к военнопрофессиональной подготовке выпускников Омского танкового инженерного института. М., 2000.
6. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2004.
Поступила в редакцию 14.04.2009 г.
Vorobyev A.A. Pedagogical phenomenon of the internally collective communication within the group of military educational institution students. The article considers the pedagogical investigation of educational capabilities of a military students' group, professional formation of specialist's personality within the process of interaction in students' group.
Key words: internally collective communication; instruction unit; professional formation.